Дайте флоту вертолеты!

91
Дайте флоту вертолеты!

После публикации статьи о проблемах морской авиации, которая получила весьма положительный отклик, мне внезапно прилетело двухстраничное письмо от возмущенного читателя. В нем весьма аргументировано была изложена претензия в мой адрес, суть которой заключалась в том, что я совершенно не уделил внимания вертолетам на службе флотской. Исправляюсь, потому что проблемы, которые озвучил Антон действительно весьма серьезные, а я их зацепил самым краем.

Итак, проблемы морской винтокрылой авиации на примере Черноморского флота России, которые, в свою очередь, порождают проблемы для всего флота в целом.



Почему для примера взят уже многострадальный КЧФ? Да все просто: этот флот по идее должен вести самые активные действия в акватории Черного моря, потому что реально работы там выше крыши. Но… активность, как таковая, минимальная.

Отмена так называемой «зерновой сделки» принесло заявление Минобороны о том, что с 20 июля все суда в северо-западной части Черного моря подлежат обязательному досмотру. Суда, стоит уточнить, следующие В украинские порты, а не ИЗ них. Понятно, что Украина может вывозить от себя все, что угодно, а вот к тому, что может прийти морем в украинские порты от союзников – это вызывает определенные сомнения.

То есть, согласно этому заявлению, российские моряки будут останавливать все подозрительные суда для проведения досмотра.

Но сказать, обычно, намного проще, чем осуществить.

К сожалению, корабельный состав КЧФ, способный выполнять такие задачи на таком удалении от своих баз не просто ограничен – он минимален. Корабли береговой охраны Пограничной службы тут не подходят по соображениям мореходности и автономности, остаются только сторожевые и патрульные корабли флота. Причем именно те, которые способны длительно патрулировать определенный район моря.

Попробуем посмотреть, а какие корабли вообще годны для такой службы, как длительное патрулирование в районе на предмет обнаружения и досмотра судов с потенциально недопустимыми грузами?


Понятно, что это должны быть корабли мореходные, поскольку патрулировать придется не возле базы, быстрые, потому что надо будет не просто догнать судно, подлежащее досмотру, но и оперативно выйти в район его движения, что сделать будет сложно. Есть уверенность, что курсы таких судов будут корректировать по показаниям постоянно присутствующих разведывательных БПЛА тех же США. И обязательно у корабля должен быть на вооружении вертолет.

Сторожевые корабли проекта 1135. 2 шт. «Ладный» и «Пытливый»


Возрастом 40+ лет, вот эти корабли, памятуя о бесподобном послеремонтном состоянии крейсера «Москва», я никуда бы не отправлял. Неизвестно, будут там украинские или американские противокорабельные ракеты, но лучше не рисковать.

Фрегаты проекта 11356Р. 3 шт.


Эти, конечно, справятся, но здесь вопрос только экономики: а стоит ли гонять такие корабля ради выполнения столь сомнительных задач? Ресурс, знаете ли, дело такое… Ну как на «Феррари» в супермаркет за покупками кататься. Можно, но смысл небольшой. Все-таки назначение у фрегата несколько иное. Конечно, когда ничего нет, и тяжелый крейсер сойдет, чтобы за пиратскими лодками гоняться, но тут все-таки расклад другой. Оставим, как говорится, в резерве.

Корвет проекта 20380. 1 шт.


Вот это как раз корабль именно для такой работы. Да, у него невысокая автономность, зато количество вооружения, которое наши конструкторы умудрились запихнуть в 1800 тонн водоизмещения делает «Стерегущих» ну очень сложной целью. К сожалению, такой корабль на Черном море пока один.

Патрульные корабли проекта 22160. 4 шт.


Это самые критикуемые корабли российской постройки, с ними могут поспорить только корветы проекта 22386. Вооружения практически нет, скорости нет, мореходность сильно так себе, но есть большая автономность: до 60 суток корабль может патрулировать район. Да, при досмотровой службе как бы вооружение не особенно нужно, так что эти недокорветы могут заняться именно такой деятельностью.

В общем, Черноморский флот располагает пятью кораблями, способными нести патрульную службу и осуществлять досмотры. Остальные, увы, не годны. И три фрегата за спиной в резерве.

Небогато, правда? Но главная проблема не в этом.

Главная проблема в том, что мало обнаружить судно и догнать его. Дальше по протоколу следует остановить и досмотреть. Остановить – ладно, 14,5-мм пулеметы в этом плане творят чудеса и отрезвляют всех. А вот дальше… Дальше начинаются сложности.

Как вы понимаете, времена «А мы с фрегатом становились борт о борт» давно прошли, и абордаж сейчас не в моде. Современные корабли довольно хрупкие и дорогие, чтобы наваливаться друг на друга. Остается катер или вертолет.


Катер с досмотровой группой – это хорошо, но вот беда, ограничения накладывает волнение на море. 3 балла и больше – и все, катер просто может не догнать сухогруз, как это уже случилось один раз. Да и волны приличной балльности далеко не подарок для тех, кто в катере.

А если волнение больше? Тогда остается только вертолет. Причем, есть мнение, что именно такую погоду и будут использовать мирные сухогрузы, идущие порожняком в украинские порты. Чем гаже, тем лучше. Понятно, исходя из каких соображений.

Так что вертолет с досмотровой командой останется единственным способом осуществить этот самый досмотр.


Нет, конечно, есть еще вариант – конвоирование судна в ближайший порт и там досмотр по полной программе. Однако это чревато (особенно если ничего не найти) сложными претензиями и штрафными санкциями. Дипломатия как бы не наш конек, поэтому тасканием в порты, которые находятся на приличном расстоянии от «зернового коридора» не стоит.

Потому, собственно, пропустили непонятный контейнеровоз «Йозеф Шульте», который стоял под флагом Гонконга в одесском порту довольно долго.


Странный такой контейнеровоз, на профильном сайте название другое... Впрочем, не наша это головная боль. На борту были 2114 контейнеров, как говорила украинская сторона – с грузом. Сомнительная такая провокация, какой груз мог везти контейнеровоз, простоявший все время на нефтеналивном причале №6, не понятно. Да и зерно в контейнерах – это как-то не очень смотрится. Вполне возможно, что порожняк, а использовали его именно для того, чтобы посмотреть на реакцию российских военных.

Нормальная реакция, «Йозеф Шульте» шел ИЗ Украины, а потому, скорее всего, ничего интересного на нем не было.

А вот другой пароход, турецкий «Шюкрю Окан», шедший под флагом Палау, шел В Измаил, а потому его остановили.


Наш корабль (тот самый «Василь Быков») попросил остановиться и принять на борт досмотровую партию. Турки включили режим «моя твоя не понимайт» и прибавили ход. Наши сказали: «Ладно» и вмазали из КПВТ. «Шюкрю Окан» начал останавливаться, и тогда в дело пошел вертолет Ка-29. Как только он оторвался от палубы, выяснилось, что турки не только понимают международный свод сигналов, но еще и умеют пользоваться радиосвязью. Такой вот прогресс.

Досмотровая группа высадилась на сухогруз и после его проверки разрешила капитану продолжить движение. Кстати, ничего запрещенного или сомнительного в грузе не было, чего надо было так себя вести – не совсем понятно.

И вот итог операции: если бы на борту не было вертолета, «Шюкрю Окан» было бы непросто остановить. Попадание даже из 14,5-мм пулемета – уже повод для мирового ора со стороны «пострадавших». А вот отделение морпехов, высадившись на палубу, как-то быстро донесло до потерявшего берега капитана, что он должен сделать. В том числе и подписать бумагу, что груз цел и претензий нет. Получил в процессе капитан по зубам или нет, теперь останется тайной, но стоило бы и заехать для лучшего понимания.

То есть, кроме мореходности, автономности, скорости и вооружения, корабль, предназначенный для патрульной службы, ОБЯЗАТЕЛЬНО должен иметь на палубе вертолет. Именно заточенный под досмотровую работу, то есть, на борту должно быть место для десанта, минимум, на 8-10 человек и вооружение, которым вертолет может поддержать высаживаемых морпехов в случае необходимости.

И вот тут оптимизм заканчивается и начинается вселенская тоска и печаль. Нет, в случае с «Шюкрю Окан» все закончилось прекрасно, у «Василя Быкова» на борту был именно Ка-29, да еще и в комплектации десантно-штурмовой машины. Кстати – редкость в нашей морской авиации.


Подробнее Ка-29 мы разберем в одной из следующих статей, машина того стоит. Сегодня лишь достаточно сказать, что вертолет, мягко говоря, не нов: первый полет совершил в 1976 году. Последний вертолет Ка-29 был изготовлен в Кумертау в 1991 году. То есть, сегодня в авиации ВМФ служат вертолеты, которым минимум 32 года. Минимум.

Что имеем


Всего в советские времена было изготовлено 59 вертолетов Ка-29. На сегодняшний день осталось 27. И это машины, прошедшие капитальный ремонт со всеми вытекающими последствиями, снятые с хранения.


27 машин на 4 флота – это много или как? Как по мне – ни о чем. Если говорить о КЧФ, то количество носителей там больше, чем количество вертолетов этого типа в принципе.

Есть еще предшественник, Ка-27, который тоже ветеранит в рядах ВМФ России.


Количество больше, из почти трех сотен изготовленных с 1980 года Ка-27 осталось в строю 63 Ка-27 и 16 Ка-27ПС, из них 20 вертолетов модернизировали до Ка-27М. Но это в основном вертолеты противолодочной комплектации, на которые никак не возложить обязанности по десантированию досмотровых групп.


Противолодочный Ка-27ПЛ не подойдет для подобного применения, поскольку его основной груз – оборудование поиска и обнаружения подводных лодок: магнитный обнаружитель АМП-73, гидроакустическая станция «Рось-В», противолодочные торпеды или глубинные бомбы. Места для десанта нет и быть не может.

Есть еще ударный Ка-52К. Но ударный вертолет – он и есть ударный.


Так что Ка-29 – практически единственный выход для ВМФ в этом плане. Нельзя сказать, что вертолет только про десант. Он вполне нормально вооружен, машина может взять на подвески 4 блока Б8В20А с 80 неуправляемыми реактивными снарядами С-80 калибра 80 мм. Можно взять как вариант, 2 зажигательных блока 3Б-500, 2 универсальных пушечных контейнера УПК-23–500, 8 противотанковых ракет «Шторм» или бомбы общей массой 500 кг.

Но главное – место для 16 десантников в полной боевой выкладке. Именно эта опция позволила экипажу «Василя Быкова» выполнить боевую задачу.

Но внесу ложку дегтя. Если посмотреть реально на положение дел, то Ка-29 для таких операций явно великоват. 11 тонн взлетного веса, 3 тонны на внешней подвеске, 2 тонны десанта в кабине – это много. Ну и топлива Ка-29 потребляет, скажем так, по советским нормативам, когда его и не требовалось экономить. Ведь предназначался этот вертолет не для службы на корветах, а на кораблях значительно более крупных.

Но главное – Ка-29 стары, вот что с ними не делай. Усталость металла и механизмов и узлов рано или поздно, приведет к авариям и катастрофам. Не может подлатанный вертолет возрастом 30+ лет служить, как новый.


Начинать перезапуск производства? Как с Ту-160? Вариант, конечно, так себе, потому что понятно, что за три десятка лет после остановки производства многое утрачено. Ту-160, которые собрали в Казани – они из того, старого советского задела, которого в Кумертау явно нет и быть не может.

Но вертолет-то нужен…


Хорошо, если нет возможности возобновить выпуск Ка-29, давайте подумаем о вариантах. Вариант есть, он даже выпускался какими-то крошечными сериями. Ка-226ТМ. Вариант гражданского вертолета Ка-226, который был разработан для Пограничной службы ФСБ России. Именно для работы с кораблей ПС.


Вертолетик небольшой, весит до 4 тонн, скорость меньше, чем у Ка-29 (210 км/ч против 285 км/ч), но это не критично, потому что все равно ни один корабль не уйдет. Ка-226 может брать на борт до 7 человек. Это меньше, чем у Ка-29, но если речь идет об обычном судне-нарушителе, то есть, на котором нет вооруженных людей, то и 7 человек более чем достаточно для его осмотра. А прикрыть инспекционную группу можно и пулеметом с борта вертолета в воздухе. С этим запросто справится второй член экипажа.

Учитывая, что корветы – это корабли небольшого водоизмещения, то есть, размеров, такой вертолет, да еще и со складывающимися лопастями – находка. Он требует меньше места, он может пролететь на корабельном запасе топлива намного большее расстояние. Да, в нем нет места для различной электронной начинке, но радары и прочая техника есть на корабле.


Вообще флоту очень нужен такой вертолет. Жирно стоит подчеркнуть – новый вертолет. Не в моральном плане, а в физическом. Ну сколько еще мы будет молиться на старую советскую технику? Понятно, что предки делали на совесть, но ведь не на полста же лет желать службы от такой непростой машины, как вертолет? Да еще и в условиях агрессивной среды моря…

Заканчивая о Ка-226. Очень серьезным недостатком машины сегодня считают изначальную разработку под импортные двигатели Rolls-Royce Allison либо Safran Arrius 2G1. Это действительно нехорошо, однако еще в мае этого года «Ростех» устами генерального конструктора «ОДК-Климов» Всеволода Елисеева сообщил о планах начать в 2024 году серийное производство двигателей ВК-650В, подходящих для Ка-226.

В общем, у нас во что не ткни на флоте – все нужно. Куда уходили триллионы рублей, не совсем понятно. Неужели пустословные прожекты атомных авианосцев водоизмещением в 100 000 тонн и атомных же эсминцев в 30 000 тонн съели новые вертолеты и торпеды?
Но патрульно-десантный вертолет нужен уже сегодня. И «Катран» Ка-52К тоже должен прописаться на палубах наших кораблей. Это своего рода модульность, о которой так мечтали некоторые наши адмиралы. Идет корвет в противолодочный поиск – берет то, что придет на смену (пора уже менять ветерана) Ка-27ПЛ. Идет патрулировать морские пути в поиске нарушителей – Ка-29/Ка-226ТМ. Прикрывает высадку десанта – Ка-52К. И за любым из этих вариантов кроется определенное усиление возможностей корабля. Как Ка-29 усилил возможности «Василя Быкова».

Кстати, пока у нас на других флотах полный штиль, почему бы не сделать такой шаг, как передача временно вертолетов Ка-29, принадлежащих Балтийскому и Северному флотам в пользование черноморцам? Действительно, тогда можно было бы запросто перекрыть все морские пути что к Измаилу, что к Одессе.

Кроме того, даже два десятка вертолетов смогут значительно облегчить патрульную службу по охране портов от посягательств украинских морских беспилотных аппаратов, а уж если говорить о Крымском мосту, так вообще одна сплошная польза.

Однако здесь есть одна неприятная вещь. Чем больше эти старые отремонтированные вертолеты будут работать, а работать им реально придется, тем быстрее им на смену нужны будут новые. И получается замкнутый круг.

Но флоту нужны новые вертолеты. Уповать на то, что ветераны Ка-27 и Ка-29 вытащат на своих винтах все задачи, не стоит. Физика против. Нужны новые винтокрылые машины.
91 комментарий
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +27
    12 сентября 2023 04:48
    Но флоту нужны новые вертолеты. Уповать на то, что ветераны Ка-27 и Ка-29 вытащат на своих винтах все задачи, не стоит. Физика против. Нужны новые винтокрылые машины.

    Способность создать что-то новое в авиации ярко продемонстрировала эпопея возрождения Ан-2.
    Ну, нет в России такого количества инженерных кадров, что смогли бы вытянуть всю промышленность. Торговля - основной вид деятельности в новой экономической формации РФ, ибо только здесь гарантировано быстрое получение дохода за счёт скорого оборота средств.
    Для новых разработок нужны умные и талантливые (не хитрые и не хитрозадые) люди с мозгами и необходимо что-то менять в системе среднего и высшего образования. У нас недаром говорят:
    Ни за какие деньги ума не купишь!
    yes
    1. +13
      12 сентября 2023 05:57
      Инженерные кадры в обществе, в котором слово "авторитет" обозначает бандоса- это фантастика.....

      Хе... Хе.. Смешно читать.... У нас Ельцин сначала предал свою партию КПСС, затем развалил страну и расстрелял Всероссийский съезд нар-депов.. И при этом был русским народным любимцем.

      У нас Пригожин двинул на столицу страны 20 тыс войско в тылу российской армии и стал русским народным героем....

      Здесь вообще в мозгах все вверх тормашками, а Вы толкуете про какие-то инженерные кадры...
      1. +7
        12 сентября 2023 22:59
        С чего это Ельцин русский народный любимец? Это после расстрела Белого дома? Чепуху городите
    2. +2
      12 сентября 2023 09:19
      Цитата: ROSS 42
      необходимо что-то менять в системе среднего и высшего образования.

      Так и меняют... wassat
    3. +7
      12 сентября 2023 12:26
      Только сегодня прочитал новость о подписании думой введения платного школьного среднего образования. Шах и мат, как говорится. Нет,минимальный набор для обучения письму будет,но на этом все. О наукоемких направлениях можно забыть.
      1. +1
        9 октября 2023 22:01
        Меньше читайте. И лучше в текст вникайте. )
    4. +4
      12 сентября 2023 14:13
      Цитата: ROSS 42
      Способность создать что-то новое в авиации ярко продемонстрировала эпопея возрождения Ан-2. Ну, нет в России такого количества инженерных кадров, что смогли бы вытянуть всю промышленность.

      Ну инженеры ПОКА еще есть, другое дело что они не нужны государству и госкорпорациям, которые должны решать проблемы государсвенного масштаба, потому-что показатель эффективности дэффективных манагеров не в количестве выпущенной продукции а в количестве освоенных средств.
      А что могут люди которых не ограничивают тухлые госкорпорации...

      Кстати эта машинка идеальный воздушный охотник за легкими беспилотниками за пределами линии фронта, а не ударные бронированные машины.
      1. +4
        12 сентября 2023 22:29
        Отличная статья, поднимающая реальные проблемы. Что касается нехватки инженеров то дело то не в них а в существующей олигархической системе с эффективными менеджерами, способных только устраивать шоу и пилить бюджеты.
        Чтобы страна развивалась нужны конкретные цели, долгосрочные планы по достижению целей и финансирование.

        Например ситуация с палубным вертолетом должна решаться так. ВМФ должен на основе анализа текущего состояния нашего флота и флотов потенциальных противников сформулировать необходимый состав флота и конкретные требования для каждого корабля и вооружения, включая вертолеты. Затем согласовать финансирование и составить конкретный план минимум на 30 лет с количеством необходимых вертолетов, затем сформулировать требования в данном случае к новому вертолету и выдать техническое задание на его проектирование и разработку. Все это займет конечно много времени, но на выходе мы получим нужный вертолет, с нужными характеристиками и в нужных количествах.

        У нас же бардак и хаос. Вместо реальных долгосрочных планов сиюминутные хотелки первых лиц и затыкание дыр чем попало и что найдется под рукой. Из-за неспособности первых лиц осуществлять долгосрочное планирование и выстраивать работающую систему мы имеем ЧФ неспособный по сути выполнять поставленные задачи, что в полной мере проявилось в СВО. Нам нечем осуществлять блокаду страны без флота, мы не смогли удержать остров Змеиный, мы не можем контролировать нефтяные вышки в акватории, не можем защитить свои базы от морских беспилотников и даже Крымский мост регулярно поражается с моря страной без флота.

        Все это провалы руководства страны и флота, но никак не моряков и офицеров и тем более не результат отсутствия инженерных кадров. В стране последние 23 года были и кадры и деньги и были все возможности построить для всех флотов, включая ЧФ достаточное количество боеспособных корветов и фрегатов а так же разработать и построить нужное количество нужных вертолетов. Не было только решения сверху.
        1. osp
          +3
          13 сентября 2023 00:24
          Что касается тех ГАС что стояли на Ка-27ПЛ , то они были безнадежно устаревшими еще 30 лет назад - в начале 90-х годов, ибо сделаны на старой элементной базе.
          Сейчас они и вовсе не подлежат обсуждению - против современных ПЛ с водометным движителем на электроходу и корпусом из немагнитной стали совершенно бесполезны.
          А против подводных дронов и подавно.

          Так что противолодочные вертолеты на флоте можно сказать отсутствуют.
          Те что такими числятся больше как для патрулирования акваторий привлекаются.
  2. -12
    12 сентября 2023 05:10
    Не представляю, зачем на сегодняшний день нужен флоту (и не только флоту) ударный вертолет? Для современных ПВО - это просто легкая мишень. Как противолодочный вертолет - да. Для патрулирования акватории, тоже - да. А вот над новым двигателем подумать стоит - расход топлива просто сумасшедший, да и авионику, в свете последних технологий, подшаманить тоже надобно...
    1. -1
      12 сентября 2023 07:46
      Расход для ГТД зависит только от массы вертолета. Новый двигатель для той же массы машины ничего не даст в выигрыше КПД ГТД давно уже достиг максимума, экономичнее не сделать. Это как для авто, хотите экономить горючку - купляйте авто весом менее 400 кг, она будет в 2.5 раза меньше жрать, чем авто в одну тонну и в 5 раз меньше двухтонного джипа.
      Не, конечно, можно озадачиться впихнуть в вертушку дизель с КПД на 10% выше, но такой уродец будет только сам себя возить - дизель своей массой сожрет всю грузоподьемность
      1. +3
        12 сентября 2023 07:48
        Цитата: vext-tor
        Расход для ГТД зависит только от массы вертолета

        А еще и от мозгов инженеров...
      2. +6
        12 сентября 2023 10:12
        на Ка-226 планировали дизель RED А03 но.. Кому то не захотелось чоб в России появилось производство современных дизелей, а сейчас его создатель тупо присел на пять лет в Германии Как сообщили германские СМИ, окружной суд Кобленца в Германии 30 августа 2023 года приговорил к пяти годам тюремного заключения основателя и бывшего владельца немецкой компании RED Aircraft Владимира Райхлина за незаконный экспорт в Россию с 2015 по 2021 годы для военного применения в обход германских санкций производимых этой компанией дизельных авиационных двигателей RED A03
        .
        1. +2
          12 сентября 2023 10:52
          Цитата: макс702
          на Ка-226 планировали дизель RED А03 но.

          ЕМНИП, Ка-26 всю жизнь был газотурбинным. Сертифицировали его под Allison / Rolls-Royce. В версии для Индии стоял движок Safran. Ну а для военных и фэйсов с 2020 г. идёт локализация под климовский ВК-650В.
          RED A03 должен был пойти на другие военные машины - учебный Як-152 и ударные БПЛА.
          1. +4
            12 сентября 2023 12:32
            ЕМНИП, Ка-26 всю жизнь был газотурбинным.


            Нет, там два ПД М-14В-26 стояли.
            1. +6
              12 сентября 2023 13:05
              Цитата: vovochkarzhevsky
              Нет, там два ПД М-14В-26 стояли.

              Моя ошибка! crying Хотел написать Ка-226.
              Ка-26 - это да, чебурашка с поршневыми. А потом его решили под турбовальный движок переделать - и получили однодвигательный Ка-126, а затем и двухдвигательный Ка-226.
              1. -3
                12 сентября 2023 15:46

                Моя ошибка! crying Хотел написать Ка-226.
                Ка-26 - это да, чебурашка с поршневыми. А потом его решили под турбовальный движок переделать - и получили однодвигательный Ка-126, а затем и двухдвигательный Ка-226.


                Но опять же, что там та же вики пишет:
                Учитывая большой спрос отечественных и зарубежных заказчиков, ОКБ Камова разработало на базе Ка-26 новую модификацию вертолета — Ка-126 с газотурбинным двигателем ТВ-O-100 мощностью 720 л. с.

                Первый полет на опытном образце был выполнен в октябре 1987-го летчиком-испытателем ОКБ Г. Исаевым. Первый полёт серийного вертолёта Ка-126 состоялся 19 октября 1988 года.[2]

                Разработка многоцелевого вертолёта Ка-126 началась в ОКБ имени Н. К. Камова в 1984 году. ОКБ Камова построило три опытных Ка-126 для заводских и сертификационных испытаний. В Румынии собрали 12 серийных машин. Первые 10 серийных вертолётов, получивших обозначение IAR Ка-126, были построены в 1991 году на заводе фирмы «IAR» в г. Брашов.


                В 1981-м году ОМКБ вошло в состав АМНТК «Союз». С 1982-го года начинается совместная разработка турбовального двигателя ТВ-0-100 для многоцелевого вертолёта Ка-126.

                Группы конструкторов из ОМКБ и АМНТК «Союз» разработали два эскизных проекта. На обсуждение совместного научно-технического совета ОМКБ представило компоновку двигателя с осецентробежным компрессором, кольцевой полупетлевой камерой сгорания и вращающейся форсункой — традиционными для себя элементами. АМНТК «Союз» предложило компоновку по типу двигателя Turbomeca TM-333. По настоянию «Союза» утверждается для разработки именно эта схема двигателя. В итоге начинается разработка нового двигателя мощностью 700 л.с. под шифром «Изделие 39» и наименованием «ТВ-0-100». Также начинается проработка турбовинтового варианта — ТВ-Д-100 с двухступенчатым редуктором и номинальной мощностью 710 л.с. (539 кВт), рассчитанного на применение воздушных винтов как тянущего, так и толкающего типа.

                Разработка двигателя шла очень трудно — ОМКБ столкнулось с большим количеством дефектов, не встречающихся ранее в их практике. Виной этому была нетрадиционная для ОМКБ схема двигателя. Разработка и доводка двигателя затянулись.

                В 1988-м году совершил свой первый полёт вертолёт Ка-126 с двигателем ТВ-0-100. Двигатель сертифицирован в 1989-м году. Всего до 1991-го года на опытном производстве ОМКБ было изготовлено 32 двигателя ТВ-0-100. Общая наработка двигателей к началу 1991-го года составляла 6000 часов, из них в составе вертолёта Ка-126 — более 1000 часов.

                Двигатель предполагалось передать в Румынию для серийного производства. Однако из-за последовавшего распада СЭВ и прекращения финансирования все работы по двигателю ТВ-0-100 были заморожены.

                Силами ОМКБ конструкторская проработка двигателя продолжилась. Так, был разработан газогенератор, позволяющий повысить мощность двигателя до 830 л.с (619 кВт) при степени повышения давления 10,2. Обновлённый двигатель получил обозначение «ТВ-0-100Ф», а его турбовинтовой вариант — «ТВ-Д-100Ф».

                В настоящее время двигатель ТВ-0-100 и его модификации не производятся из-за отсутствия заказов.


                То есть, есть двигатель который уже прошёл ряд испытаний, но вместо запуска в серию запущена разработка ещё одного такого по мощности и прочим параметрам двигателя.
                1. +1
                  13 сентября 2023 13:45
                  Цитата: vovochkarzhevsky
                  То есть, есть двигатель который уже прошёл ряд испытаний, но вместо запуска в серию запущена разработка ещё одного такого по мощности и прочим параметрам двигателя.

                  Я так понимаю, что этот движок разрабатывался под однодвигательный Ка-126. Военные однодвигательный вертолёт не возьмут - значит для импортозамещения нужен движок в габаритах "Аллисона" с Ка-226.
                  Вторая проблема с ТВ-0-100 приведена в Вашем же тексте:
                  Цитата: vovochkarzhevsky
                  Всего до 1991-го года на опытном производстве ОМКБ было изготовлено 32 двигателя ТВ-0-100.
                  (...)
                  Двигатель предполагалось передать в Румынию для серийного производства. Однако из-за последовавшего распада СЭВ и прекращения финансирования все работы по двигателю ТВ-0-100 были заморожены.

                  Ключевые слова: до 1991 года и на опытном производстве. То есть, с большой долей вероятности, большинства узлов и компонентов (а может и материалов) и их производителей сейчас уже нет в живых. Более того, заводского серийного производства тоже не было - значит техпроцесса, документации на оснастку и её чертежей тоже нет. Есть игрушка КБ ручного производства.
        2. +4
          12 сентября 2023 12:30
          на Ка-226 планировали дизель RED А03 но.


          У него масса 363 кг, против 63 кг у Allison 250.
    2. +8
      12 сентября 2023 09:39
      Цитата: Luminman
      Не представляю, зачем на сегодняшний день нужен флоту (и не только флоту) ударный вертолет?

      Только в качестве поддержки морской десантной операции с палубы УДК... Но тут не слишком большая проблема, посколько не думаю, что Ка-52 ВВС и ВМФ диаметрально отличаются друг от друга. А вот проблема вертолета ПЛО и десантного вертолета для Флота - это уже серьёзный вызов. Тут придется создавать машину практически с нуля, так как концепция Ка-27/29/31 устарела. Но как бы то ни было, их придется создать, без них Флот не сможет полноценно выполнять весь спектр боевых задач. По поводу массы палубного вертолета есть мнение, что легкая машина будет ограниченно годная (малая полезная нагрузка и боевой радиус), особенно для работы в суровых условиях северных и дальневосточных морей. Видимо должно быть что-то около 8-10 тонн. Понятно, что и гигантизмом страдать не стоит, вертолет должен входить в ангары всех стандартных боевых кораблей ВМФ. Но создавать в нынешних условиях массу узкоспециализированных проектов просто нереально, да и почти преступно, так как очень накладно.
      1. +8
        12 сентября 2023 10:59
        Цитата: Doccor18
        Только в качестве поддержки морской десантной операции с палубы УДК...

        Про ДЕСО и УДК можно забыть. Свои ударные вертолёты нужны флоту для поддержки морской пехоты и береговых войск, которые традиционно работают в интересах армии. Благо, что флот нынче обзавёлся аж двумя корпусами береговых войск - в БФ и в ОСК "Север".
        Цитата: Doccor18
        По поводу массы палубного вертолета есть мнение, что легкая машина будет ограниченно годная (малая полезная нагрузка и боевой радиус), особенно для работы в суровых условиях северных и дальневосточных морей.

        Всё определяется массой и габаритами аппаратуры и "расходников" - РГАБ и средств поражения ПЛ. ТТТ флота известны - вертолёт должен быть способен "в одно лицо" искать ПЛ и поражать её бортовым вооружением. Плюс топливо на расчётный радиус и время патрулирования. И что-то я сомневаюсь, что лёгкая машина поднимет это всё.
      2. +2
        12 сентября 2023 12:27
        Цитата: Doccor18
        А вот проблема вертолета ПЛО и десантного вертолета для Флота - это уже серьёзный вызов. Тут придется создавать машину практически с нуля, так как концепция Ка-27/29/31 устарела.

        В качестве единой базы для палубного вертолёта хотели нечто типа Ка-90 с толкающим винтом , но для него нет двигателей , да и сыра концепция - не опробована , не отработана , двигатели требует более мощные , а их нет и как себя покажут если появятся - непонятно . В то же время не вижу , чтоб концепция (именно концепция) Ка-29 и Ка-27 устарела . Во первых у них стандартные отработанные двигатели , тем более двиги , что сейчас идут на все наши вертолёты мощней прежних на 10-15% . Соосные винты , шасси убирающееся - всё с этим нормально ... Общая компановка . А вот с этим можно и нужно поработать .
        Чем плох Ка-29 ? Тяжел ? Так он броню на себе несёт помощней , чем у Ми-24 . Он ведь с ним в одном конкурсе участвовал - вертолётная БМП . И так уж получилось , что и бронированием он покрепче вышел , и десанта вдвое больше берёт , и вооружения не меньше ... ну опоздал немного и вроде терял устойчивость при ведении огня курсовыми пулёмётами . Ну с этим то сейчас и поправить можно , благо Ка-52 вона какой получился .
        Так что думаю , что не теряя времени необходимо начинать работы по перезапуску в серию Ка-29 в обновлённом облике , с современными более мощными двигателями , лучшей управляемостью и продуманным вооружением . ВМФ такие вертолёты и для МП , и для досмотровых групп в сложных условиях , и в целом - БМП Морской Пехоты , нужен очень . К тому же никакой реальной альтернативы просто нет . Ка-90 будет или нет , получится или провалится , устроит в результате или не устроит флотских - кривыми вилами на мутной воде писано . А перезапуск обновлённой версии Ка-29 не составит никаких критических сложностей и неожиданностей . И заказывать сразу надо не менее 200 шт. , а там уж как понравится .
        Второй вариант - чисто десантный , без брони . Таким хотели видеть Ка-60\62 - аккурат для МП и УДК типа "Мистраль" . Но для него опять же нет двигателя , который обещают "на следующий год" ... каждый год уже лет 8 - минимум . Если двигатель появится , может и вертолёт выстрелит . Он легче , дешевле в эксплуатации , красивенький такой .
        Ка-27 ... Тут главное - комплекс противолодочного вооружение , качество и боевые возможности БРЭО , а как платформа Ка-27 вполне себе соответствует . Он ведь кроме аппаратуры и расчёта ещё и торпеды и\или глубинные бомбы несёт ... А может и ПКР , скажем Х-35 - у него свой РЛК , так что обнаружение , целеуказание , поражение . Беда в том , что некому всеми этими вопросами заниматься . Главкоматы разгромлены , вопросами вооружения , перспективными разработками и даже определением перспектив развития и выдачей техзадания занимался ... департамент Службы Тыла МО РФ . wassat angry Эта дичь исключительно для освоения Бюджета и блокирования развития , придумана . Воры . А значит и предатели . Достаточно вспомнить как не смогли обмундировать несчастные 300 тыс. мобилизованных год назад - разворовали ВСЁ !
        Если сейчас всё же начали шевелить чреслами насчёт реального вооружения и строительства Армии и Флота , эту порочную практику надо прекращать . Службе тыла (после капитальнейшей чистки от воров , врагов и казнокрадов) оставить только вопросы касающиеся тылового обеспечения , ВОССТАНОВИТЬ ГЛАВКОМАТЫ в полном объёме их ответственности и полномочий и начинать работы . И техзадания на разработку и закупку новой техники и вооружений , должны формировать и контролировать именно Главкоматы . подчиняющиеся исключительно главкому рода войск . А уже он отвечает за это перед министром обороны , ГШ и верховным .
        Цитата: Doccor18
        Видимо должно быть что-то около 8-10 тонн.

        Это и есть "Касатка" , только у неё хвостовая балка с фелестроном , поэтому в длинну она даже больше места займёт , чем очень компактный при базировании Ка-27\Ка-29 . Но для УДК и для досмотровых групп - вполне себе .
        Так что я не думаю ,что нужно сочинять прям "совершенно новое , с нуля" как "Армату" с "Курганцем" и "Бумерангом" . Нет у нас для этого ни времени (на разработку , испытания , доводку и организацию серийного производства , освоение в Войсках , организацию технической поддержки . На базе прежних вертолётов вполне можно развернуть новейшие системы вооружения , БРЭО , улучшить компановку , но при этом не создать никаких стрессов и сложностей для промышленности , войскам\Флоту , системе подготовки кадров , системе базирования на кораблях . И пока по свежему техзаданию будут собирать и готовить БРЭО для обновлённых весий флотских вертолётов , нужно просто готовить перезапуск их производства на наших авиастроительных заводах .
        Цитата: Doccor18
        создавать в нынешних условиях массу узкоспециализированных проектов просто нереально, да и почти преступно, так как очень накладно.

        В данном случае будет всё ровно наоборот - база у них одна (винтомоторная группа , компановочная схема) , унификацию можно и усугубить ради удобства производства и простоты обслуживания , и строить их сразу полными сериями для всего Флота , для полного обновления всего вертолётного парка , а не заказывать малыми партиями . Тогда и промышленности будет веселей , и для конструкторов понятней ... что не имитацией опять заниматься . hi
    3. +3
      12 сентября 2023 10:44
      Цитата: Luminman
      Не представляю, зачем на сегодняшний день нужен флоту (и не только флоту) ударный вертолет?

      Для поддержки Камова. smile
      Если серьёзно, то ПМСМ их взяли потому, что они уже были в серии, которую готовили для злополучных "Мистралей".
      1. +2
        12 сентября 2023 16:54
        А ему точно нужна поддержка? Вроде бы по текущим результатам на полях СВО К-52 чемпион из чемпионов.
        1. 0
          12 сентября 2023 23:46
          Цитата: alexmach
          по текущим результатам на полях СВО К-52 чемпион из чемпионов.

          Наконец то решился спор "кто лучше Ми-28 или Ка-52 , и кого закупать" .
          А для "Мистралей" готовили не только корабельную версию Ка-52 , но и десантный Ка-60 "Касатка" . Жаль с двигателями не срослось , красивый был бы вертолёт .
          А сейчас чтоб не оставить Флот без вертолётов , необходимо срочно возрождать производство модернизированных версий Ка-27 , Ка-29 и Ка-31 .
        2. 0
          13 сентября 2023 13:50
          Цитата: alexmach
          А ему точно нужна поддержка? Вроде бы по текущим результатам на полях СВО К-52 чемпион из чемпионов.

          Вот именно, что по текущим. А заказывали морские Ка-52 задолго до СВО, когда судьба Камова была неопределённой - Ка-62 так и "не взлетел" ©, заказы армейской авиации на Ка-52 были под вопросом, Ка-226Т вставал в серию очень туго.
    4. 0
      13 сентября 2023 18:46
      Возможно, Вам не говорили, что волнение на море - от ветра. А ветер - оттого, что деревья качаются. А качаются они от того, что вертолет на взлете лопасти разгоняет.. Про какой двигатель речь? Вы хотите всех того?
  3. +4
    12 сентября 2023 05:41
    Катер с досмотровой группой – это хорошо, но вот беда, ограничения накладывает волнение на море. 3 балла и больше – и все, катер просто может не догнать сухогруз, как это уже случилось один раз. Да и волны приличной балльности далеко не подарок для тех, кто в катере.

    Катер досмотровой группы те же пограничные корабли могут спускать и принимать на борт на ходу, не максимальном конечно.
    Катер с досмотровой группой направляют к досматриваемому судну только после контроля его остановки, катер не используется для догонялок нарушителя.
    Контроль/прикрытие досмотровой группы осуществляет корабль орудийной системой.
    Для досмотра как у "Василия Быкова" на борту имеется 1-2 катера и вертолет.
    Хорошо, если нет возможности возобновить выпуск Ка-29, давайте подумаем о вариантах. Вариант есть, он даже выпускался какими-то крошечными сериями. Ка-226ТМ. Вариант гражданского вертолета Ка-226, который был разработан для Пограничной службы ФСБ России. Именно для работы с кораблей ПС.

    what Волнение на море по шкале Бофорта в 3 балла, если не ошибаюсь, соответствует скорости ветра от 3,5 до 5,5 м/сек.
    Имеются на ВО флотские пилоты-вертолетчики или обслуживавшие МБУ (морские буровые установки)?
    Какой максимально допустимый ветер для взлета/посадки на палубу/платформу, также для зависания?
    Опять же если не ошибаюсь в критических (экстренных) случаях допускается при скорости ветра 20 м/сек.
    1. +7
      12 сентября 2023 09:44
      Цитата: Lynx2000
      Волнение на море по шкале Бофорта в 3 балла, если не ошибаюсь, соответствует скорости ветра от 3,5 до 5,5 м/сек.

      Ребята рассказывали, как на 27-ом и даже 25-ом Камове взлетали с палубы в таких условиях, что "у конструкторов инфаркт мог произойти" winked (опять же, сможет ли в таких условиях работать легкая машина..?)
      1. 0
        12 сентября 2023 21:12
        Ка-27 до волнения в 5 баллов работает штатно
      2. 0
        13 сентября 2023 18:49
        Ребята не рассказывали, что при скорости приземного ветра более 25 мс даже пуск ОТР запрещается? А Вы про вертолет
    2. +3
      12 сентября 2023 11:02
      Цитата: Lynx2000
      Для досмотра как у "Василия Быкова" на борту имеется 1-2 катера и вертолет.

      Три катера. Два "зодиака" на надстройке и ДШЛ в корме. Правда, ДШЛ можно использовать только при штиле - высота лацпорта слишком мала.
    3. +6
      12 сентября 2023 11:02
      Цитата: Lynx2000
      Для досмотра как у "Василия Быкова" на борту имеется 1-2 катера .....
      Цитата: Lynx2000
      Волнение на море по шкале Бофорта в 3 балла, если не ошибаюсь, соответствует скорости ветра от 3,5 до 5,5 м/сек.

      Мне вот интересно, а этот "Василий Быков" при 3-ёх балах катер то сможет спустить на воду ?
      1. +6
        12 сентября 2023 12:00
        Ну минус то поставил, а с чем не согласен объяснить ума не хватило?
        Посмотри на фото: в штиль катер заходит в ангар корабля практически касаясь потолка ангара. Как он оттуда выйдет (или зайдёт) при волнении моря ?
        1. +3
          12 сентября 2023 13:46
          Цитата: Bad_gr
          Ну минус то поставил, а с чем не согласен объяснить ума не хватило?
          Посмотри на фото: в штиль катер заходит в ангар корабля практически касаясь потолка ангара. Как он оттуда выйдет (или зайдёт) при волнении моря ?

          belay Честное-пречестное, не я!!! Наоборот, выше всем плюсы раздал за комменты по делу. yes
          Если мореходность катера ограничена 3 баллами, тогда логично что командир корабля при таком зыбале (волнении) не разрешит его вывод.
          1. +2
            12 сентября 2023 14:03
            Цитата: Lynx2000
            Честное-пречестное, не я!!!
            Да я и не против минусов, но когда без аргументов, то раздражает.
            Цитата: Lynx2000
            Если мореходность катера ограничена 3 баллами.....
            Я о другом, как его выгружать при волнении ? Посмотрите на размер и высоту ворот ангара, откуда этот катер должен выйти. Он ведь при волнении оттуда не выйдет (и не зайдёт), разве что, с повреждением крыши и оборудования, что на ней стоит, самого катера.
            1. 0
              13 сентября 2023 13:57
              Цитата: Bad_gr
              Я о другом, как его выгружать при волнении ? Посмотрите на размер и высоту ворот ангара, откуда этот катер должен выйти. Он ведь при волнении оттуда не выйдет (и не зайдёт), разве что, с повреждением крыши и оборудования, что на ней стоит, самого катера.

              Хе-хе-хе... у небезызвестного Климова ДШЛ и невозможность её приёма на волнении была одним из стандартных аргументов против 22160. Отожрали площади и объёмы в корме - а применять установленное там оборудование можно только в штиль.
              И увеличить высоту лацпорта от ВЛ нельзя - выше его верхнего края начинаются конструкции усиленной палубы под контейнерные модули. smile
              Право слово, лучше бы они БУГАС вместо ДШЛ поставили.
  4. +5
    12 сентября 2023 05:43
    А почему только вертолеты?

    Что имеем не храним
    Потерявши-плачем
    (Народная мудрость)

    И при этом последователи "мальчиша-плохиша" до сих пор у власти в России.
    1. -1
      12 сентября 2023 06:05
      Цитата: Дилетант
      А почему только вертолеты?

      Что имеем не храним
      Потерявши-плачем
      (Народная мудрость)

      И при этом последователи "мальчиша-плохиша" до сих пор у власти в России.

      Ну это смотря что вам надо. Если вы собираетесь быть полуколонией Запада с доступом ко всем западным благам, то да, станки особо не нужны, а вот ежели вы собираетесь строить Империю коя будет противостоять Западу, то тут как раз станки очень нужны, причем для максимального широкого спектра продукции.
      1. +7
        12 сентября 2023 07:06
        Ну это смотря что вам надо. Если вы собираетесь быть полуколонией

        Уважаемый! Рекомендую Вам прежде, чем что-то писать, сначала научиться читать. Тогда Ваше обращение к оппоненту не будет выглядеть обыкновенной глупостью. drinks
  5. +4
    12 сентября 2023 06:28
    Если срочно, архи срочно нужны вертолёты для ВМФ то можно просто возобновить производство Ка-29.
    С новыми вертолётами конечно посложней. Но тоже всё решаемо. Кто мешает создать группу конструкторов и технологов для проектирования вертолётов для флота, из современных материалов и современного оборудования. Проблема ещё в том где найти Камова и Миля. Инженеров от бога а не социологов, экономистов и журналистов. soldier
    1. +4
      12 сентября 2023 06:44
      Нужно просто возобновить....просто уже не получится. Многие технологии утеряны (как самый известный случай:Энергия-Буран), инженеров/технологов нет , рабочих в нужном количестве нет...
      1. +1
        12 сентября 2023 14:00
        Не всё так страшно и потеряно. Всё что когда то было принято на вооружение и стоит до сих пор, все чертежи и тех процессы сохраняются, и не в одном экземпляре. Это ещё Пётр Первый повелел своим указом. Вот модернизировать мы можем. Достать чертежи и сделать Ка-29 или другой номер Ка можно и нужно если он удовлетворяет по ТТХ нашему времени.
        Я ещё раз повторю на этом сайте , что ты за руководитель если не можешь организовать хоть с нуля, хоть с имеющихся чертежей и технологий производство нужных машин и механизмов. soldier
    2. +4
      12 сентября 2023 12:39
      ага, просто возобновить - вон грозились еще лет пять назад а то и больше возобновить производство МИ-14, и где они? А нету.... hi
  6. +4
    12 сентября 2023 08:23
    Вот к чему привело шатание в головах. Ка 60 и Ка 62 были нужными. Вот только военный транспортник надо было делать на основе Ка 50. Двигатели плюс трансмиссия. И был бы сейчас нормальный вертолет.
  7. -7
    12 сентября 2023 09:49
    Ка-226 это дальнейшее развитие Ка-26 да ещё с иностранными двигателями.
    Как эрзац в условиях КЧФ можно пополнить Ми-8, дальности хватит, но у нас вертолётов и в армии не хватает, что о флоте говорить.
  8. 0
    12 сентября 2023 10:07
    А зачем вообще России нужен Черноморский флот с точки зрения государственных интересов? Еще в советское время ЧФ расшифровывали "чи флот, чи не флот"
    Черное море - закрытая акватория, в которой в случае любого конфликта оказываются заперты суда. В 1915 г. самый мощный в мире британский флот не смог пройти через Дарданеллы.
    Корабли Северного и Тихоокеанского флотов могут быть переброшены в любую точку мира, Балтийскому флоту выйти в мировой океан сложнее, а Черноморскому флоту - практически невозможно.
    Россия с 2014 г. владеет "непотопляемым авианосцем". Береговой комплекс Бастион с ракетами Оникс-М, расположенный в Крыму добьет до самых дальних участков Черного моря, в ближайшее время обещают принять на вооружение наземный вариант противокорабельной ракеты Циркон, если и этого мало, есть и авиация с противокорабельными ракетами.

    Ракетные корабли и морская пехота Черноморского флота следствие инерции мышления пожилого вождя, который любит принимать морские парады и мореманам гораздо комфортнее служить в Крыму и Новороссийске, чем в Североморске, но какая от удовлетворения этих амбиций выгода для государства? СВО показала ущербность самой концепции нахождения больших кораблей в тесной акватории.
    Разумеется патрульные катера, тральщики и т.д. нужны, но это не флот, а флотилия, подобно Каспийской флотилии.
    1. +5
      12 сентября 2023 11:18
      ЧФ нужен как минимум потому что он единственный может быстро выдвигаться в средиземное море. Да, вход в средиземное море может быть ограничено Турцией. Но другим флотам, что бы попасть в средиземное море нужно будет добиться таких результатов, что бы им не мешало НЕСКОЛЬКО стран. В то время как черноморскому флоту нужно только с Турцией договариваться. И это я даже не говорю про расстояния до средиземного моря из Чёрного мора и из регионов других флотов.

      При этом само средиземное море необходимо. Как минимум там несколько стран которые ещё не наши союзники, но как минимум дружественные. И нам стоит добиваться безопасности этих стран для своих стратегических и экономических выгод. Это Египет, который наш один из крупнейших покупателей наших товаров (правда в основном оружия), ещё это страна где много нашего населения отдыхает. И самое главное - Египту принадлежит Суэцкий канал, важная транспортная артерия мира.
      Вторая Сирия, на данный момент времени никакой пользы стране не несёт, но в случае если наши всерьёз возьмутся за восстановления мира (сейчас в основном сирия это тренировочный полигон ВКС и место качки нефти наших ЧВК), то по итогу получим дружественное правительство которое предоставляет нам порт для кораблей ЧФ (а в перспективе и постройка полноценной базы ВМФ), с границами таких стран как Израиль, Турция, Иордания, Ирак и Иран. При этом Сирия для нас, в случае восстановления стабильной жизни, начнёт восстанавливается. А это возможность для нашей экономике подняться за счёт активной торговли с Сирией. Это и возможность продажи больших партий строительной техники, продажи автотранспорта, продажи строительного сырья, постройка различных инфраструктурных объектов, продажа продукции текстильной промышленности и т.д. Сирия получает источник ресурсов для восстановления и роста, а мы получаем рынок сбыта собственных товаров для роста нашей экономики (если только опять бОльшую часть прибыли в карманы не растащат).

      Когда то была дружественно-нейтральная нам Ливия. Но за неимениям политического решения и наличия достаточной силы в средиземном море, никакой ливии там нет. Теперь фактически стоит признать что теперь Ливия это 2 разные страны, непримиримые друг с другом. А могло всё быть иначе
      1. +4
        12 сентября 2023 13:26
        Цитата: Усатый Кок
        Да, вход в средиземное море может быть ограничено Турцией. Но другим флотам, что бы попасть в средиземное море нужно будет добиться таких результатов, что бы им не мешало НЕСКОЛЬКО стран. В то время как черноморскому флоту нужно только с Турцией договариваться.

        Какие несколько стран? Проход через Гибралтар свободный. А вот режим Проливов регулируется небезызвестной Конвенцией Монтрё с жёсткими условиями, закрывающими их для военных кораблей воюющих сторон, даже если сама Турция не воюет.
        Однако военные корабли всякой воюющей Державы не будут иметь право проходить через Проливы, за исключением случаев, подпадающих под применение статьи 25 настоящей Конвенции, а также в случае помощи, оказываемой Государству, явившемуся жертвой нападения, в силу договора о взаимной помощи, обязывающего Турцию, заключенного в рамках Статута Лиги Наций, зарегистрированного и опубликованного согласно постановлениям статьи 18 названного Статута.

        Несмотря на воспрещение прохода, установленное выше в абзаце 2, военные корабли воюющих держав, прибрежных или не прибрежных к Черному морю, отделенные от портов своей основной стоянки, могут вернуться в эти порты.

        То есть, в случае любого столкновения государств Проливы будут закрыты.
      2. +1
        12 сентября 2023 20:35
        Цитата: Усатый Кок
        Но другим флотам, что бы попасть в средиземное море нужно будет добиться таких результатов, что бы им не мешало НЕСКОЛЬКО стран. В то время как черноморскому флоту нужно только с Турцией
        При СССР договариваться никто не собирался: Турция - член НАТО, так что по кипяточку прошли бы. Кстати, под это дело на ЧФ десантные силы и средства развивали, чтобы если на руинах Стамбула кто-то будет мешать проходу флота, то было кому порешать вопрос.
    2. +2
      12 сентября 2023 20:34
      Цитата: Иван Северский
      СВО показала ущербность самой концепции нахождения больших кораблей в тесной акватории.

      А что значит "большие"? Крейсеры и эсминцы? Или фрегаты тоже большие?
      Цитата: Иван Северский
      Разумеется патрульные катера, тральщики и т.д. нужны,

      Зачем? Пара-тройка эсминцев супостата перетопит их как котят.
      Цитата: Иван Северский
      есть и авиация с противокорабельными ракетами

      А авиация при любой погоде сможет работать?
      Цитата: Иван Северский
      Береговой комплекс Бастион с ракетами Оникс-М, расположенный в Крыму добьет до самых дальних участков Черного моря

      А с вражескими подводными лодками как быть?
      Цитата: Иван Северский
      В 1915 г. самый мощный в мире британский флот не смог пройти через Дарданеллы.

      А турецкий флот (член НАТО, кстати)?
      Цитата: Иван Северский
      СВО показала

      Ничего нового в области военно-морского флота СВО пока не показала, все то же самое: флот должен быть сбалансированным (сочетание боеспособных надводных и подводных сил, разведки и авиации, опытного штаба и отличной связи). Что до появления новых методов ведения войны (подводные, надводные и воздушные ударно-разведывательные дроны), то они не вовсе не изменили основной постулат морской стратегии: нет господства на море без сильного флота.
  9. +4
    12 сентября 2023 10:09
    Я вижу здесь проблему не с вертолетами, а проблему с нехваткой инженеров, которые будут их проектировать, и нехваткой квалифицированных кадров, которые будут их производить. Вы должны решать проблемы в корне и не удивляться, почему другой конец палки кривой.
    1. +1
      12 сентября 2023 16:13
      Ну тут как всегда. Нехватка вертолётов и их качество это проблема-следствие. А причинная проблема - образование и экономика!
  10. +4
    12 сентября 2023 10:13
    Опытный образец вертолёта «252» поднялся в воздух 8 августа 1973 года. Разработка вертолёта взамен Ка-25 началась в КБ Камова ещё в 1968 году под индексом «252» то есть 5 лет от доски до взлёта- Без компьютеров и прочего новомодного. Минога проект по замене Ка 27, ПЛ и Прочих модификаций. Первые сведения о разработке нового многоцелевому вертолету появились в 2015 г. на дворе 2023 на исходе, результат только макет. Коммерсант не будет разрабатывать новое изделие со сроком возвращения затрат и получение выгоды выше 1 года.
    Ка 50 видел Брежнев на выставке в виде макета.
  11. +5
    12 сентября 2023 10:17
    Ох. Фрегатов 11356 на ЧФ два а не три, один застрял в Средиземном (Мотрё, слышали)?
    20380 - ни одного (т.к. корвет для ЧМ построен уже после начала СВО и туда попасть по рекам не может из-за водоизмещения, а через Босфор из-за Монтрё).
    Так что все патрулирование (как ни странно!) тащат на себе патрульные корабли. Ругали их, ругали, а они оказались очень востребованы, практически незаменимы.
    1. +9
      12 сентября 2023 13:45
      Цитата: keleg
      Так что все патрулирование (как ни странно!) тащат на себе патрульные корабли. Ругали их, ругали, а они оказались очень востребованы, практически незаменимы.

      Ну да. То есть, когда остатки японского гарнизона на Иводзиме на американские танки с бамбуковыми копьями кидались, это не потому, что у них патроны кончились и свои танки повыбило, а потому что бамбуковые копья во времена ВМВ "оказались очень востребованы, практически незаменимы".
      1. 0
        17 сентября 2023 15:14
        Цитата: Андрей из Челябинска
        Цитата: keleg
        Так что все патрулирование (как ни странно!) тащат на себе патрульные корабли. Ругали их, ругали, а они оказались очень востребованы, практически незаменимы.

        Ну да. То есть, когда остатки японского гарнизона на Иводзиме на американские танки с бамбуковыми копьями кидались, это не потому, что у них патроны кончились и свои танки повыбило, а потому что бамбуковые копья во времена ВМВ "оказались очень востребованы, практически незаменимы".

        Андрюшка а где ваша авиаматка?))) И каков вклад флота в эту войну помимо того что он забился на своих базах? И по сути может играть только на руку противнику в информационной войне, когда корабли будут атаковать дронами. Словом все как я вашему братсву флотофилов и говорил в своих статьях.
  12. -2
    12 сентября 2023 10:18
    КА-29 на сравнительных испытаниях уделал в хлам МИ-24 но войска пошли МИ-24 ибо МИль.. Схожая картина была и с Ка-50, кто оказался прав сейчас видим.. По этому сейчас необходимо начать выпуск КА-29 само собой с учетом доработок за прошедшие годы.http://www.airwar.ru/enc/sh/ka29.html
    1. -3
      12 сентября 2023 10:28
      КА-29 на сравнительных испытаниях уделал в хлам МИ-24 но войска пошли МИ-24 ибо МИль..


      Юноша, а вы хоть в курсе, что начало эксплуатации Ми-24 1972 год, в то время как Ка-29 совершил первый полёт в 1976 году? lol
      1. +3
        12 сентября 2023 11:17
        Действительно Ми-24 начал свою жизнь в войсках раньше Ка-29. Но поищите в "паутине" и найдете, что сравнение проводилось и испытатели пришли к выводам не в пользу ми-24. Но к сожалению для "камовцев" сложилось так как есть.
        1. -4
          12 сентября 2023 12:18
          Действительно Ми-24 начал свою жизнь в войсках раньше Ка-29. Но поищите в "паутине" и найдете, что сравнение проводилось и испытатели пришли к выводам не в пользу ми-24. Но к сожалению для "камовцев" сложилось так как есть.


          Мне ничего не надо искать в "паутине", ибо ничего нового диванные пилоты мне поведать не могут.
          Единственное в чём Ка-29 превосходит Ми-24, это статический потолок. При том что сие преимущество не критичное даже для условий Афганистана. В остальном же камовская машина уступает.
          Собственно, это камовский вариант линейки Ми-4АВ, Ми-8ТВ, Ми-8АМТШ, то есть, вооружённая многоцелевая машина, которая как всякий эрзац заменить полностью боевой вертолёт не может.
          1. 0
            12 сентября 2023 20:12
            Там в конце ссылка на "Уголок неба" ознакомился бы.. Миль идет по стопам конторы со светлыми лицами и правильными генами Миг и результат будет тем же.. Ка-52 в СВО всем все доказал, а уж сколько жизней в Афгане спас бы КА-29 вместо инвалида МИ-24 но в СССР коррупции не было.. Ага...
            1. +2
              12 сентября 2023 22:10
              Там в конце ссылка на "Уголок неба" ознакомился бы.. Миль идет по стопам конторы со светлыми лицами и правильными генами Миг и результат будет тем же.. Ка-52 в СВО всем все доказал, а уж сколько жизней в Афгане спас бы КА-29 вместо инвалида МИ-24 но в СССР коррупции не было.. Ага...


              Юноша, мне не нужны ссылки на опусы сочинёнными школярами вроде вас. Я на Ми-24 и Афган и Чечню прошёл.

              И возможности этой машины знаю куда лучше тех умственных инвалидов сочиняющих опусы о превосходстве Ка-29 над Ми-24.
              Впрочем, жду от вас фактов, где не мог в Афгане справиться Ми-24 и где его бы превзошёл Ка-29, именно касательно недоспасённых жизней. Ваш пустой трёп уже надоел.
              1. -1
                14 сентября 2023 07:50
                В интернете батенька равны все .. И хвастаться "достижениями" моветон..Одним словом "Вы тоже говорите!"
                1. 0
                  14 сентября 2023 10:07
                  Нет, юноша, не равны. Я не прячусь за анонимностью.
                  И не уходите от вопроса:
                  Впрочем, жду от вас фактов, где не мог в Афгане справиться Ми-24 и где его бы превзошёл Ка-29, именно касательно недоспасённых жизней. Ваш пустой трёп уже надоел.
  13. +5
    12 сентября 2023 10:41
    Корабли береговой охраны Пограничной службы тут не подходят по соображениям мореходности и автономности

    Серьёзно?
    У ФСБ на Чёрном море 6 ПСКР пр. 22460 (одним из представителей этого проекта является небезызвестный "Изумруд"). Дальность плавания - 3500 миль. Автономность - 30 суток. Заявленная мореходность - корабль сможет нести службу при волнении моря в 6 баллов, при этом свободно маневрировать.
    Вооружения практически нет, скорости нет, мореходность сильно так себе, но есть большая автономность: до 60 суток корабль может патрулировать район. Да, при досмотровой службе как бы вооружение не особенно нужно, так что эти недокорветы могут заняться именно такой деятельностью.

    То есть безоружные 22160 отправлять на досмотр можно. А вооружённые 1135 - нельзя, поскольку:
    Неизвестно, будут там украинские или американские противокорабельные ракеты, но лучше не рисковать.

    Интересная логика. smile

    Главная проблема 22160 в том, что любое усиление ПВО патрульника ставит крест на досмотровой деятельности. Ибо единственным местом для размещения средств усиления ПВО является вертолётная площадка.
    1. +5
      12 сентября 2023 11:55
      Цитата: Alexey RA
      То есть безоружные 22160 отправлять на досмотр можно. А вооружённые 1135 - нельзя

      what 1135.....тут у нас куда то пропали 4 Буяна и 2 Каракурта.....но зато откуда то появился новый Стерегущий??? А Альбатросы совсем попрятались!!!
      1. +4
        12 сентября 2023 13:55
        Цитата: Serg65
        тут у нас куда то пропали 4 Буяна и 2 Каракурта.....но зато откуда то появился новый Стерегущий???

        Ну, "Буяны" на досмотр гонять - это садизм. Осень в Чёрном море - не для речных ракетоносцев. smile
        У "Каракурта" нет вертолёта - только лодка.
        А вот корвет знамо откуда появился - это ж небезызвестный "Ретивый Меркурий" wink . 13.05.2023 г. вошел в состав Черноморского флота. Флоту-то его передали... но вот сообщений о его переходе пока что не видел.
        Цитата: Serg65
        А Альбатросы совсем попрятались!!!

        Пошто пенсионеров мучаете? Им всем уже за тридцать, их не то что резерв, а разделка давно ждёт. Это 61 и 1135 хорошо - у них выходов немного было. А 1124 в ОВР бегали регулярно.
        1. +2
          12 сентября 2023 14:33
          Цитата: Alexey RA
          Осень в Чёрном море - не для речных ракетоносцев.

          До конца октября они на море короли! wink
          Цитата: Alexey RA
          У "Каракурта" нет вертолёта - только лодка.

          Это им мешает патрулировать морскую гладь? 40 лет назад черноморские тральщики в Персидском и Аденском заливах как то не заморачивались на это...
          Цитата: Alexey RA
          "Ретивый Меркурий"

          Про его документальное вхождение я в курсе! bully
          Цитата: Alexey RA
          Пошто пенсионеров мучаете?

          Старый конь борозды не портит, СКР-6 тому прекрасный пример! Родина в опасности, Инкерман пока подождёт!
          Цитата: Alexey RA
          61 и 1135 хорошо - у них выходов немного было

          Ну как сказать! В былые времена что поющие фрегаты, что Буревестники в севастопольских бухтах редкими гостями были! А у черноморских Альбатросов напряжёнка была в основном с приходом на внешний рейд новостроенных перворангов, ну и коммерческие рейсы в Тартус!
          1. 0
            13 сентября 2023 14:00
            Цитата: Serg65
            Это им мешает патрулировать морскую гладь? 40 лет назад черноморские тральщики в Персидском и Аденском заливах как то не заморачивались на это...

            Патрулировать - не мешает. А вот выполнять обязательный досмотр остановленного судна - очень даже.
  14. +2
    12 сентября 2023 10:46
    Ну нормальные полноценные к-29 тоже надо пускать в производство, вместе с лёгкими.
    Естественно не старый проект, а новый, обновить авионику, добавить в корпус лёгких деталей из компазита.
    И 29 и 27 и 31 надо запускать в производство, естественно по обновлённым проектам.
    Причём серия должна быть приличной, минимум по паре штук в год на каждый флот, ну и хотя бы по 1 (можно без противолодочных), в каспийскую флотилию. Тоесть по 26 вертушек в год минимум, понятно что сразу столько не потянут, но за 2-3 года выйти можно на такой темп и держать его лет 10 и потом снижение этих заказов (ну работа только на более крупный северный флот, ну и может ещё ТОФ. 350-400 вертолётов (всех типов 27/29/31(м)) в принципе бы закрыло основные нужды, а главное за счёт вертолётов дрло, флот бы получал достойную осведомленность. И таких вертушек надо много...
  15. +2
    12 сентября 2023 11:43
    Насчет Ка-226 согласен, для кораблей 2 и 3 рангов то, что надо. 7 человек десанта достаточно. Но двигатель ВК-650 не доведен, думаю в этом и проблема. Завод в Кумертау может делать Ка-226 по 3 шт в месяц, доводка ВК-650 еще важна и для Ансата. Пока не в серии…
  16. -1
    12 сентября 2023 12:15
    Цитата: Усатый Кок
    ЧФ нужен как минимум потому что он единственный может быстро выдвигаться в средиземное море. Да, вход в средиземное море может быть ограничено Турцией.


    Практика - критерий истины. С началом СВО Турция закрыла для нас Босфор и постоянное оперативное соединение в Средиземном море обеспечивается за счет Северного и Балтийских флотов. Гибралтар по международному законодательству нельзя перекрывать, в отличие от Босфора.

    Что до "союзников": я вижу у России только одного союзника - Беларусь. Сирия: дармоед-прилипала, у которой нет ничего, кроме исламистов и синтетических наркотиков, Африканские страны и Средняя Азия тоже в основном хотят что-то у нас урвать нахаляву. С ними можно и нужно торговать, но только за валюту, а не в невозвратный кредит и тем более не нужно никому помогать восстанавливаться, у нас у самих полно того, что нужно восстанавливать внутри страны.
  17. +1
    12 сентября 2023 12:20
    Роман, вся эта дребедень легко прекращается выводом в море подводных лодок Черноморского флота, с приказом действовать по "праву неограниченной подводной войны". А вертолёты нужны: Вы правы.
  18. +4
    12 сентября 2023 13:18
    Ужас ситуации в том, что кондиции утрачены абсолютно во всем, куда не ткни. Нет двигателей, редукторов, станков, ничего нет. Даже чугунные задвижки - китайские. Полная деиндустриализация. Поэтому и нужно все, а советский задел не вечен....
  19. +1
    12 сентября 2023 14:48
    А кде обешчаная Минога ?!
    ТТТТТТТТТТТТ
    1. +2
      12 сентября 2023 20:51
      Ка-27 приняли на вооружение через 13 лет после начала разработки. И это в мощном индустриальном Советском Союзе. Начало работ по Миноге, по разным источникам, датируется 2014-15 годами. Теперь можно прикинуть по срокам, с поправкой на современную действительность разумеется.
  20. +4
    12 сентября 2023 15:52
    Странно как то,что СССР,который со слов Солнцеликого,только галоши делать умел,имел все,и столько,что до сих пор не износили,а во вставшей с колен России не хватает ничего.
  21. +3
    12 сентября 2023 20:09
    Булут долётывать камовские остатки, пока они не начнут разваливаться в воздухе, какв своё время Миг29.
    С Балтики и СФ конечно же ничего не передадут. Просто потому, что зерновая сделка - это вопрос временный. Как отношения Фёклы с Василием. Сегодня - не дам. А завтра, если в кино сводишь и на танцы, то может и дам.
  22. +3
    12 сентября 2023 21:13
    Флоту нужен флот.
    Организм небудет работать на одном органе.
    1. 0
      13 сентября 2023 18:43
      Флоту нужно сначала понять - для чего он нужен и что для этого ему надо. И доказать эту понь-цепцию развития перед теми, кто принимает решения и выделяет деньги. А всё, что мы видим - это безудержные метания из стороны в сторону.
      Долой корабли ОВР... ааа!!! всё пропало, срочно нужны корабли ОВР.
      Нужно модернизировать противолодочную авиацию как основу ПЛО... заканчиваем программу после 8 бортов.
      Давайте последовательно развивать корветы 20380-20385-20386... дробь программе, пельмени разлепить, дым в трубу, дрова в исходное, заказываем 20380, а нет, опять заказываем 20385.
      Достраиваем 11356 - не достраиваем 11356 - достраиваем 11356 - не достраиваем 11356.
      Новые РПКСН должны прикрываться новыми МЦАПЛ... ладно построим стратегов, а прикрытие как-нибудь потом.
      Модернизируем "батоны"... не модернизируем "батоны".
      Тащим АПЛ по Севморпути с Камчатки в Северодвинск... и списываем её там.
      Давайте построим модульные патрульники... и не заказываем для них модули. Давайте поставим перед патрульниками задачу борьбы с пиратством... и отправляем к берегам Африки 1155, а патрульники дальше Тартуса практически не показываются.

      И всё это время 40% стратегических СБЧ стоят в базах и выходят в море практически без обеспечения и прикрытия. Ибо МПК померли, новые ТЩ есть "в следовых количествах", на ТОФ на 5 РПКСН есть одна-две живые МЦАПЛ, а имеющимися надводными силами даже Курильские проливы не перекрыть.
  23. +1
    12 сентября 2023 21:51
    "Дайте флоту вертолеты!" - глас вопиющего в пустыне. И так со всем, во всех отраслях и направлениях.
    1. 0
      14 сентября 2023 00:29
      Уважаемый Ivan F! А что вы хотели в стране кланово - капиталистического капитализма, где всё и вся "заточено" на "бабки", любой ценой... А много и сразу может обеспечить, только, оптовая и розничная торговля и, прежде всего энергоносителями... А вы про "вертолёты флоту"... Угроблен авиапром с добавлением слова "фактически". Если бы не СВО, так бы и не вспомнили про самолёты и вертолёты.... Покупали бы за нефтедоллары "Аэрбасы", "Боинги", "Robinson", "Bell"... А ВКС и ВМФ продолжал - бы летать на "апгрейде" авиапрома СССР... Чему возмущаемся? Чтобы наполнить бюджет не особо "парясь" над возрождением экономик (запуск новых производств в промышленности и в с\х) банально "поднимаем" курс доллара и эвро... И "ву - а ля" - Мин. фин докладывает, что бюджет, опять профицитный... На войну, на Украине - денег - сколько хочешь. Даже станок не надо включать.... Зато цены в магазинах - "улётные" с перспективой, что "улетят", ещё, выше... Вот так и живем... Кому нужны эти вертолёты! В Правительстве все довольны... А создание вертолётов - очередной "головняк" с невнятными сроками, с неясным результатом... Надо подождать... Да и кому поручить?
  24. +1
    12 сентября 2023 22:20
    Радуют комментарии тех то служил в ВМФ СССР и РФ.Всё с толком и расстановкой аргументов.Остальные коменты можно спустить в " капитанский шпигат".
  25. 0
    12 сентября 2023 23:31
    дайте...кто откуда? и кто вам ответит куда исчезли выделяемые деньги. На нашего уже стыдно даже смотреть как рот раскрывает и несет пургу причем дикую.Уж лучше бы как обычно..где то там из бункера, разрешаю, запускаю. на большее увы
  26. 0
    13 сентября 2023 23:55
    Проблема поднятая в статье г-ном Скомороховым - стара, как мир, но очень хорошо, что она озвучивается и озвучивается.... Проблема серьёзная, злободневная, как в рамках морской авиации, так и в рамках создания новых образцов боевых и гражданских летательных аппаратов. То, что появляется в отечественном небе, в последние годы - в лучшем случае "апгрейд" летающих образцов, за редким исключением, или реализация наработок и пилотных проектов, ещё социалистической авиаиндустрии.... Складывается впечатление, что конструкторские школы Миля, Камова, Ильюшина, Туполева, Яковлева за годы капиталистического "становления" России растеряли кадры, квалификации, научно - производственные базы, а, главное, желание создавать, принципиально, новое... Во времена социалистической авиаиндустрии каждое АКБ, имело в "портфеле" проектов, разработки летательных аппаратов, выполняемых в инициативном порядке, некоторые из которых, даже, воплощались в "бронзе и мраморе" и проходили первый этап испытаний, что позволяло АКБ быть, постоянно, в хорошей "спортивной форме" и быстро "ставить на крыло" молодых конструкторов и инженеров и в гос. заказах воплощать эти проекты целиком или частично, что позволяло добиваться впечатляющих результатов.... Судя по нынешним временам, где всё "заточено" под доллар (евро) и где во главе АКБ "рулят" бухгалтеры или менеджеры из банков или "назначенцы" из известных российских семей, наш авиапром выглядит очень "скромно", находясь, похоже, в положении "поднимания с колен"... Проблема эта - системная, которую предстоит решать в ускоренном порядке... На мой взгляд, первый и самый важный вопрос - кадры. Без возрождения конструкторских школ, привлечения в отрасль молодых и талантливых кадров, создание для них материальных и моральных стимулов, Россия будет продолжать "апгрейдить" социалистические ВВС и ГВФ СССР или размазывать "сопли и слёзы", как с ИЛ-112... А КА-65 обещают к 2025 г - всем нужна новая отечественная авионика, акустика, РЭБ, бортовые средства разведки и целеуказания - на отечественной элементной базе....
  27. +1
    14 сентября 2023 03:00
    Рискну обрушить на себя гнев водоплавающего сообщества форума, но скажу. НИКАКОГО вертолёта у флота не будет. И призыв вынесенный в заголовок -- глас вопиющего в сортире.
    И дело даже не в технической школе и количестве инженеров. И даже не отсутствии моторов. Хоть это и важно всё.
    Главна проблема флотского вертолёта, проблема с которой КБ Камова столкнулась ещё в период СССР, и которую решить так и не смогла -- НИЧТОЖНАЯ серия. Даже в СССР с его плановой экономикой у камовцев была проблема найти для своих вертолётов смежные организации и серийных изготовителей. НИКОМУ не нужны сложные изделия серией в пару десятков штук.
    И это при СССР. Что говорить про современный флот России. Да кто возьмётся создавать оснастку под изготовление вертолётов, которые нужно по 1-3 в год? Кто будет под них что-то делать, какие-то системы, узлы? Такое изделие никому не нужно. Я говорил это неоднократно в теме про судовые дизели, повторю сейчас -- современный российский флот -- бесперспективный заказчик. Связываться с ним не рентабельно и просто опасно для бизнеса. Никто не знает в какую сторону завернёт адмиралов на очередном повороте их военно-морской снобизм. После того, как они рассчитывали комплектовать боевые корабли моторами производства стран НАТО, ожидать от них можно уже чего угодно.
    Флот едва не утащил на дно КБ Камова. Хорошо, что камовцам удалось зацепиться за конкурс на ударный вертолёт. Они его, правда, провалили, но хотя бы выжили. А так скорее всего не было бы сейчас КБ. Флот как якорь тянет на дно тех, кто с ним связывается.

    Если у флота и появится шанс получить новый вертолёт, то только в том случае, если КБ Камова (а в том что флоту нужен именно соосный вертолёт сомнений нет) получит заказ от армии. Именно от АРМИИ, и глубоко побочным результатом этого заказа может стать палубный вертолёт. Проект "Минога", думаю не выйдет из стадии проектирования. При том темпе сдачи новых кораблей, что своими прыжками по проектам взяли адмиралы, никаких новых машин им никто делать не будет. Вот остались 25 вертолётов, пока не свалится последний в море, будут пользоваться. А как свалится, адмиралы запрыгают с безумным блеском в глазах требуя "ДАААААААЙТЕ!".

    Выход есть? Конечно есть. Прежде всего необходимо отшибить руки всем тем, кто причастен к расширению списков проектов НК. Сильно отшибить, лет на 8. Создать единый проект в каждом классе кораблей, максимально пригодный к реализации сейчас. И начать строить. И одновременно начинать обивать пороги министерств и ведомств с проектом универсального транспортного вертолёта соосной схемы для армии и флота, в надежде сесть "на хвоста". Будет чудо, если проект удастся пробить, поскольку у армии нет пустой ниши для нового вертолёта. Но вдруг. Тогда при крайне удачном стечении обстоятельств, при котором у современного руководства КБ Камова не свинтит купол в сторону очередного "проекта для внешнего рынка", флот лет через 10 получит новый вертолёт.

    А без этого не будет ничего. Ну, разве что случится Ка-226, но опять же, совершенно не ясно, кто станет основным заказчиком этой машины. Поскольку из флота заказчик, как из сопли пуля.

    Увы.
  28. 0
    17 сентября 2023 07:31
    Ка- 226 хотя бы один контейнер с ГШ-23 подвесить и блок с НАР С-5, иначе кто дроны топить будет hi
  29. 0
    20 сентября 2023 14:02
    Забудьте про вертолёты. Требуйте беспилотники и средства борьбы с оными.
  30. 0
    16 ноября 2023 13:40
    Давайте освоим и модернизируем старое этого на данном этапе достаточно вполне оружие и электроника новая.
  31. 0
    5 декабря 2023 21:44
    Понятно, что Украина может вывозить от себя все, что угодно,

    вот это то как раз и не понятно. Если идут боевые действия, фактически война, то почему мы позволяем врагу вообще, что то вывозить и тем более завозить в их порты. Это какой то нонсес. Как мы тогда собираемся победить нацистов? Если мы совершили большую ошибку и не заняли в свое время одессу, николаев, очаков и измаил, то хотя бы блокировали или разрушили всю их портовую инфраструктуру в этих городах. Почему мы церемонимся с этими фашистами и не блокируем все их черноморское побережье, путем установки минных заграждений и тотального контроля всех входящих и выходящих кораблей. Вот этим должен заниматься наш ЧФ, а не бессмысленным стоянием на базах и в бухтах. Иначе зачем тогда вообще он нужен. Чтобы парады проводить и пассивно ждать, когда по его кораблям, что нибудь опять прилетит? Имей бандеровцы свой флот они не задумываясь устроили бы блокаду и непрерывные обстрелы крыма и всего нашего черноморского побережья. Странно все таки мы русские себя ведем и воюем. Все время чего то боимся.