«Был Кудеяр-атаман»

58
«Был Кудеяр-атаман»
Кудеяр на стилизованном под лубок рисунке А. Ножкина


В настоящее время о Кудеяре многие знают лишь благодаря Н. А. Некрасову, который включил рассказ об этом разбойнике в хрестоматийную поэму «Кому на Руси жить хорошо» (глава «Пир на весь мир»). Между тем легенды и предания, рассказывающие о «подвигах» этого атамана, были популярны ещё и в начале конце XX века. Во многих российских губерниях показывали места, якобы, связанные с ним.



Местом рождения Кудеяра предания часто называют Белёв и его окрестности (в настоящее время – районный центр в Тульской области). А Кудеяровы горы есть в Саратовской, Рязанской, Тульской, Орловской и Воронежской областях. Ещё больше (около ста) урочищ и «Городков» с таким названием.

Более любимы народом были разве что предания и песни о Степане Разине. Кстати, самой известной и до сих пор очень популярной песней о Разине является «Казачья притча», записанная через 200 лет после его казни – в 1880-х гг. от «75-летнего старика-казака»:

«Ой, налетели ветры злые
Да с восточной стороны,
Да сорвали темну шапку
Ой, да с моей буйной головы.
А есаул догадлив был,
Он сумел сон мой разгадать.
Ой, пропадет, он говорил,
Твоя буйна голова».

Являясь реальным историческим лицом, о жизни и судьбе которого мы знаем из многих вполне достоверных источников, в народной памяти Разин остался не только лихим атаманом, но и заступником от произвола бояр и царских воевод. И Александр Дюма, услышав во время поездки по России рассказы о знаменитом атамане, в своих записках назвал его «настоящим легендарным героем, как Робин Гуд».


Щербаков Б. В. Степан Разин в центре картины «Суд народный»

Несмотря, на всё старания властей, народ помнил и ждал Разина. Историку Н. Костомарову старик, помнивший Пугачева, сказал:

«Стенька жив и придет снова как орудие божьего гнева… Он придет, непременно придет. Ему нельзя не придти. Перед судным днем придет».

Легенды утверждали, что в ожидании своего часа Степан Разин томится в одном из шиханов – так называются одиноко стоящие холмы или небольшие горы в Приволжье, Предуралье и Зауралье.

На снимке – башкирский шихан Юрактау:


В отличие от Степана Разина, Кудеяр выглядит чисто фольклорным персонажем. Его личность достоверно идентифицировать так и не удалось. Но один исторический документ, датированный 1640 годом, позволяет определить время его разбойничьих «подвигов». Тульский воевода доносит Алексею Михайловичу:

«Сказывали давно старые люди, лет сорок назад, про атамана Кудеяра и его разбойников, которые грабили много и убивали».

То есть разбойничал этот атаман, вероятно, во второй половине XVI века.

На Кудеяра были перенесены некоторые черты Степана Разина. Например, Разина народная молва объявила чародеем: он якобы «чертями повелевал», «такое слово знал, что ядра и пули от него отскакивали» и «взять его никаким войском нельзя было». И некоторые легенды о Кудеяре объясняют удачу этого атамана колдовскими способностями. С именем Разина связаны многочисленные легенды о зачарованных кладах – и о Кудеяре рассказывали похожие истории.

Но в народных преданиях Кудеяр все же обычно предстаёт не народным защитником, а обычным удачливым (и весьма жестоким) разбойником. Лишь иногда он вдруг приобретает черты Робин Гуда – грабит и убивает помещиков и бояр, а добычей делится с бедняками. А старообрядцы и вовсе называли Кудеяра «защитником веры».

В Соловецком монастыре рассказывали, что состарившийся разбойник принял здесь постриг и стал иноком. На несохранившемся кладбище этого монастыря, якобы видели плиту с надписью: «Инок Питирим, бывший Кудеяр, похоронен здесь». Но в Севском уезде Орловской губернии записано предание, из которого следует, что Кудеяр был не человеком, а духом, охраняющим заговоренные клады («кладовиком»).

Записаны предания, где Кудеяр оказывается опальным боярином, скрывающимся в лесу от царского гнева. В Рязанской и Воронежской губерниях Кудеяра часто называли бывшим опричником.

Но особенно популярны были рассказы о раскаянии этого разбойника и Божьем прощении, которое он получил, убив еще более страшного человека. Это как раз та «легенда о двух великих грешниках», которую включил в свою знаменитую поэму Николай Некрасов.

Высказано любопытное предположение, что популярности Кудеяра весьма способствовали вороватые царские чиновники, которые все недостачи списывали на грабежи этого «вездесущего неуловимого и непобедимого» атамана, справиться с которым не было никакой возможности.

Исследователи до сих пор спорят об имени этого разбойника.

Наиболее популярна версия, согласно которой это имя было образовано от татарского Кудояр или Худояр. По крайней мере, в летописях говорится о мурзах, носящих такое имя. А некоторые считают, что это татарское имя стало нарицательным для сборщиков податей, которые атаман Кудеяр тоже «собирал» – пусть и не официально.

По другой версии, Кудеяр – это одновременно имя и прозвище: Кудин Ярый (Кудин в данном случае – форма церковного имени Акиндин).

Есть и более экзотическая версия, согласно которой имя Кудеяр имеет персидское происхождение: от Xudāyār – «Любимый Богом».

А некоторые считают, что Кудеяр – это прозвище, означающее «кудесник» или «колдун».

Несмотря на скудость достоверных источников, были предприняты и попытки найти прототип этого популярного героя.

Гипотезы оказались очень смелыми и неожиданными, так как в ряде случаев этому разбойнику попытались приписать очень высокое происхождение. Удивления это все же не вызывает, так как до сих пор очень многие люди верят в исключительность «благородного происхождения», хотя понятно, что родившиеся в близкородственных браках (как правило, с двоюродными сестрами либо племянницами) представители вырождающихся древних родов и династий могли скорее ухудшить «породу», нежели улучшить ее.

Тем не менее рассмотрим некоторые из этих версий.

Царевич?


Легенда, записанная в саратовском селе Лох в 1919 году, гласит, что Кудеяр был младшим братом Ивана Грозного. Получив пророчество о том, что повзрослевший родственник лишит его престола, царь якобы приказал слугам Ивану и Симу убить ребёнка, но те вместо с ним бежали к турецкому султану. Здесь царевич был обращен в ислам и получил имя Кудеяр.

Удивительным образом эта версия перекликается со свидетельством Сигизмунда фон Герберштейна, который также пишет об исчезнувшем брате Ивана Грозного в своих «Записках о Московии» – правда, о старшем, рождённом первой женой Василия III Соломонией Сабуровой:

«Во время нашего тогдашнего пребывания в Московии некоторые клятвенно утверждали, что Саломея родила сына по имени Георгий, но никому не желала показать ребёнка. Мало того, когда к ней были присланы некие лица для расследования истины, она, говорят, ответила им, что они недостойны видеть ребёнка, а когда он облечется в величие своё, то отомстит за обиду матери. Некоторые же упорно отрицали, что она родила. Итак, молва гласит об этом происшествии двояко».

Соломонию Сабурову, родственницу Годуновых, Василий III выбрал из полутора тысяч невест. Девушка прошла строжайший отбор, на последнем этапе была осмотрена повивальными бабками, которые не обнаружили у нее «женских изъянов». Но в течение двадцати лет брак великого князя оставался бесплодным, что Василия III очень беспокоило: не желая передавать престол братьям, он даже запретил им жениться до рождения наследника.

Окончательное решение о разводе он принял, познакомившись с 16-летней красавицей Еленой Глинской, которая происходила из рода прямых потомков литовского князя Гедимина. Чтобы понравиться ей, Василий даже сбрил бороду.

В то время за влияние на Великого князя боролись две церковные партии – Иосифляне и нестяжатели. Василий III благоволил нестяжателям, но их лидеры – Василий Патрикеев и Максим Грек, отказались дать согласие на развод с первой женой и даже пригрозили отлучением от церкви. Это привело к разгрому нестяжателей, Патрикеев и Грек были обвинены в ереси и заключены в монастыри.


Тверь, Успенский собор Отрочева монастыря, в котором 20 лет находился в ссылке Максим Грек, и где был убит митрополит Филипп (Колычев). Фотография автора

Лидер Иосифлян – митрополит Даниил, оказался не столь принципиальным и даже лично провёл обряд венчания Василия и Елены. Он же совершил постриг Соломонии, а когда та отбросила монашеский куколь, боярин Иван Шигона-Поджогин, по свидетельству Герберштейна, «обругал её и ударил плетью». Но вскоре после свадьбы разнёсся слух о беременности Соломонии. Тогда же Василий вдруг отдалил от себя митрополита Даниила и бившего Соломонию Ивана Шигону-Поджогина.

Соломонию перевели в Суздальский Покровский монастырь, где она, согласно преданию, родила сына, названного Георгием.

Дальше – ещё интереснее. Василий III приказал начать строительство церкви Святого Георгия – а закладывать церковь в честь рождения сына было давней традицией московских князей. Точно так же Василий поступил после рождения сына у Елены Глинской. Кроме того, во вкладной книге Ростовского Борисоглебского монастыря была обнаружена запись:

«По князе Юрье Васильевиче память априля в 22 день (канун дня Георгия Победоносца) панахида пети иобедни служити собором, докуды и монастырь стоит».

У Василия III был слабоумный сын Юрий, младший брат Ивана Грозного, но его в церквях и монастырях поминали 26 ноября. А в апреле было приказано поминать какого-то другого сына Василия III.

Но действительно ли родился сын у Соломонии? Она ведь так и не показала его представителям Великого князя, а потом объявила умершим. И появилась легенда, что, опасаясь за жизнь мальчика, Соломония тайно отправила его с верными людьми в Керженские леса, а в гроб положила куклу. Вот этот сын Соломонии якобы и стал позже знаменитым разбойником Кудеяром.

Летом 1934 года археологами в соборе Суздальского Покровского монастыря была вскрыта маленькая гробница, находившаяся рядом с могилой «старицы Софьи» (под этим именем была пострижена в монахини Соломония). В небольшой полусгнившей колоде был найден свёрток истлевшего тряпья, одетый в шёлковую, шитую жемчугом рубашку, и сохранявший очертания тела ребёнка возраста около 5 лет. Эту рубашку можно увидеть в Суздальском историческом музее:


Таким образом, легенда о захоронении куклы вместо предполагаемого царевича Георгия получила неожиданное подтверждение. Однако вопрос о рождении ребёнка Соломонией остаётся открытым.

Вполне возможно, эта история была придумана ею в качестве мести отвергнувшему её мужу. Но всё зашло слишком далеко, великий князь, вероятно, стал требовать предъявить несуществующего наследника, и пришлось объявить о его смерти. Но, даже если ребёнок Соломонии реально существовал и действительно был спрятан, нет никаких оснований считать его разбойником Кудеяром.

Однако Ивану IV слухи о том, что где-то на Руси спрятан его старший брат – законный наследник престола, явно не нравились. Да и принявший имя Георгия самозванец, как показали дальнейшие события, мог быть опасен не меньше, чем настоящий царевич. Некоторые даже полагают, что желание, во что бы то ни стало прояснить судьбу предполагаемого сына Соломонии Сабуровой и найти либо его, либо самозванца, стало одной из причин создания Иваном IV опричнины.

Имеется версия о том, что Кудеяр был внучатым племянником короля Стефана Батория, то есть имел некоторые права на польский престол. Его отцом называют некоего Жигмонта Батория, который вместе с сыном поступил на службу к Ивану IV.

Кудеяр, который тогда носил имя Габор-Георгий Сигизмундович, якобы служил в опричнине, но, попав в опалу, бежал и стал во главе разбойничьей шайки, «промышлявшей» в лесах южнее Москвы. Как вы, наверное, догадались, документов, которые подтверждали бы эту версию, в распоряжении историков нет.

Другие версии


В 1574 году о Кудяере писал в Москву находившийся в плену у крымских татар опричник Василий Грязной. Из его письма следует, что в 1567 году Москва была захвачена Девлет-Гиреем из-за предательства белёвского боярина Кудеяра Прокофьевича Тишенкова, который указал неприятелям броды через Оку. Напомним, что местом рождения Кудеяра народные предания часто называют именно Белев. Однако сведений о разбойничьей деятельности этого предателя не приводится.

Уроженец Курской губернии, писатель и бывший офицер А. Л. Марков в книге «Родные гнезда» пришел к выводу, что легендарным Кудеяром мог быть живший во времена Ивана Грозного Кильдеяр Иванович Марков, внук боярина Марка Толмача.

Кроме того, по семейному преданию костромского дворянского рода Волковых, знаменитый атаман был их родственником – одним из потомков «знатного» литвина Григория Волка герба Трубы, который выехал на Русь из Великого княжества Литовского в начале XVI века – во времена правления Василия III. Легенда называет и отчество Кудеяра – Григорьевич.

Российский историк П. Н. Петров, автор двухтомной «Истории родов Российского дворянства», также упоминает некоего Правотарха Кудеяровича Волкова.

Сообщники Кудеяра


Народная память сохранила также имена трех видных сообщников знаменитого атамана. Некий Сим (или Симон) погиб, поспорив с Кудеяром, что перескочит на коне с Меркуловой горы на Кудеярову через реку Соколка (Саратовская область). В месте, где он упал и вместе с конем провалился под землю, появился родник, названный Симовым.

Другими сообщниками Кудеяра называют Болдыря и Анну. Про эту женщину рассказывали, что она бросилась в реку после того, как молодого купца, которого она любила, родители заставили жениться на богатой невесте. Она не умерла, а лишь разбилась и была вылечена разбойниками Кудеяра. Именно Анна возглавила разбойничью шайку после того, как атаман то ли погиб, то ушел каяться. Погибла она в бою на купеческом корабле, который ее люди пытались ограбить. Предание помещает ее могилу в пещере на Дурных камнях (доломиты на крутом правом берегу Дона) близ Данкова (Липецкая область). А Дурные камни теперь называют Аниной горой.

Сообщается также о жене Кудеяра Настасье, которая умерла от какой-то болезни, и их дочери Любаше, которая вынуждена охранять пещеру с кладом отца. Предание утверждает, что расположена эта пещера в урочище Чёртово Городище, которое находится в Козельском районе Калужской области в 30 км от монастыря Оптина пустынь. Это холм с выходами на поверхность скал песчаника, внутри которых есть несколько соединенных узкими лазами пещер.


Чертово Городище

Местная легенда утверждает, что периодически Любаша выходит на поверхность и кричит: «Тяжко мне! Дайте мне крест!»

То ли, чтобы освятить «нечистое место», то ли, чтобы помочь дочери Кудеяра, монахи Оптиной пустыни дважды ставили крест на Чертовом Городище.

Сокровища разбойника Кудеяра


Предания о сокровищах, спрятанных Кудеяром, известны во многих областях. Эти клады считаются «заговоренными», про некоторые рассказывали, что по ночам над ними вспыхивают огоньки, а два раза в неделю в полночь из-под земли слышится жалобный плач ребёнка. Но некоторые легенды утверждают, что на клады Кудеяра положен зарок на 200 лет (и срок его уже вышел).

В Чертовом Городище, как мы помним, клад охраняет дочь Кудеяра Любаша, в пещерах саратовской Кудеяровой горы на страже стоит сам атаман, а на горе Черный Яр, что в Липецкой области (напротив села Долгого), эту функцию выполняет его конь, превращенный в камень.


Конь-камень, иногда его называют также Синим камнем

Сокровища Кудеяра помещали также в Воронежской области – в Шиповом лесу у села Ливенки, в «Кудеяровом притоне» (Бобровский район) и в Усманском бору, где какая-то крестьянка уже находила золотой перстень.

В Саратовской области в Кудеяровом городке на горе Богатырке находили татарские монеты, наконечники пик, кольца и кинжалы.

А еще есть пещеры на Кудеяровой горе, что севернее деревни Лох – мы помним: именно здесь было записано предание, в котором Кудеяр назван младшим братом Ивана Грозного.


Кудеярова пещера близ деревни Лох в Саратовской области

Правда, археологическая экспедиция Александра Минха, работавшая в окрестностях этого села в 1880-х гг., никаких кладов не нашла, но раскопала могилу с... захороненной детской тряпичной куклой! Вы помните о кукле, найденной в саркофаге Суздальского Покровского монастыря? Очень уж неожиданное, странное и интересное совпадение.
Кудеярова гора на рисунке А. Минха:


В 1893 году в Саратовском музее все же появились находки, сделанные на Кудеяровой горе. Скупые строки описи экспонатов гласят:

«Две медные монеты. Поступили 18 августа 1893 года от Гавриила Петровича Светского, найдены в Кудеяровой горе».

Вот и все сокровища. Правда, рассказывали о каком-то крестьянине, нашедшем целых 12 ведер монет (тоже медных), но это всего лишь слухи, которые так и не нашли документального подтверждения.

В Тульской области кладоискателям следует обследовать «Кудрявый лог» близ Задонска, а также предполагаемую могилу Кудеяра за Косой Горой у Тулы. Можно обратить внимание и на окрестности маленького городка Чекалин (Лихвин). Предания упоминают о кладах Кудеяра, спрятанных также в Рязанской, Брянской, Липецкой, Орловской и Смоленской областях.

«И в Калуге, и в Туле, и к Рязани приходил, и к Ельцу, и к Воронежу, и к Смоленску – везде свои станы расставлял и много кладов позарыл в землю, да все с проклятиями».

Судьба Кудеяра


Некоторые предания утверждают, что Кудеяр погиб на горе Черный Яр (современная Липецкая область), где, как вы помните, один из кладов охраняет обращенная в камень лошадь. Донские казаки, раздраженные грабежами купцов, вначале разгромили упоминавшегося выше сообщника Кудеяра Болдыря, а затем осадили атамана в его убежище на Черном Яру. Зарыв сокровища и оставив с ними обращенного в камень коня, Кудеяр пытался бежать, но казаки догнали его и, сковав, бросили в Дон.

Более интересна другая версия – о покаянии атамана. Некоторые утверждали, что последние годы жизни он провел иноком в Соловецком монастыре. Но есть и знаменитая легенда «О двух великих грешниках», которую, в частности, рассказывает Ионушка в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».

«Было двенадцать разбойников,
Был Кудеяр-атаман,
Много разбойники пролили
Крови честных христиан…
Совесть злодея осилила,
Шайку свою распустил,
Роздал на церкви имущество,
Нож под ракитой зарыл.
И прегрешенья отмаливать
К гробу Господню идет,
Странствует, молится, кается,
Легче ему не стает…
Сжалился Бог и к спасению
Схимнику путь указал:
Старцу в молитвенном бдении
Некий угодник предстал,
Рек: «Не без Божьего промысла
Выбрал ты дуб вековой,
Тем же ножом, что разбойничал,
Срежь его, той же рукой!»

На эту работу Кудеяр потратил много лет, но дуб в три охвата все также стоял перед ним. Он рухнул после того, как Кудеяр убил польского шляхтича-садиста Глуховского.

Кстати, в другом более распространенном варианте народной «Легенды о двух грешниках» Кудеяр должен был поливать обгорелую головешку – пока она не прорастет.

Любопытно, что у шляхтича Глуховского из поэмы Некрасова имелся реальный прототип – смоленский помещик, о котором писал А. Герцен в журнале «Колокол» за 1 октября 1859 года, поэт даже и фамилию не стал менять.

«Сказание о двенадцати разбойниках» стало популярной песней, которую исполнял в том числе и Шаляпин. Автором музыки чаще всего называют Николая Маныкина-Невструева, но убедительных доказательств этого нет.

Не знаю, удивитесь ли вы, если узнаете, что публикация главы «Пир на весь мир» дважды запрещалась цензурой. Напечатана она была лишь после смерти Некрасова – вначале нелегально в 1879 году, а затем в 1881 году её сокращенный вариант был опубликован в февральском номере журнала «Отечественные записки». А в марте того же года народовольцы казнили уже давно приговоренного ими к смерти императора Александра II.

Во второй половине XIX века к образу знаменитого разбойничьего атамана обратился известный российский историк Николай Иванович Костомаров, который в 1882 году издал роман «Кудеяр».


Кудеяр на обложке одноименного романа, написанного историком Н. Костомаровым в 1882 г.

В 2006 году на Воронежской киностудии «Фильмокей» был снят документальный фильм «Легенда о Кудеяре».


Кадр фильма 2006 г.

А в 2018 году в Шатуре был снят и короткометражный исторический фильм с таким же названием.
58 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +6
    15 сентября 2023 04:13
    Между тем легенды и предания, рассказывающие о «подвигах» этого атамана, были популярны

    Удивительное дело, но народу почему-то всегда нравятся кровавые разбойники. В Америке это Лаки Лучано и Аль Капоне, в Германии - Лейхтвейс, а у нас - Кудеяр с Разиным... wink
    1. +6
      15 сентября 2023 04:35
      У Волошина есть сильные стихи, например, «Стенькин Суд»:

      Хорошо на Руси я попраздновал,
      Погулял, и поел, и попил,
      И за все, что творил неуказного
      Лютой смертью своей заплатил.

      Принимали нас с честью и с ласкою,
      Выходили хлеб-солью встречать,
      Как в священных цепях да с опаскою
      Привезли на Москву показать.

      Уж по-царски уважили пыткою,
      Разымали мне каждый сустав
      Да крестили смолой меня жидкою,
      У семи хоронили застав.

      И, как вынес я муку кровавую,
      Да не выдал казацкую Русь.
      Так за то на расправу на правую,
      Сам судьей на Москву ворочусь.

      Развяжу, разсужу, не помилую,
      Кто хлопы, кто попы, кто паны...
      И узнаете: как пред могилою
      Так пред Стенькой все люди равны.

      Мне к чему царевать да насиловать:
      А чтобы равен был всякому всяк...
      Тут пойдут их голубчиков миловать,
      Приласкают Московских собак.

      Уж попомнят, как нас по Остоженке
      Шельмовали для ихних утех -
      Пообрубят им рученьки, ноженьки;
      Пусть поползают людям на смех.

      И за мною не токмо что драная
      Голытьба, а казной расшибусь -
      Вся великая, темная, пьяная,
      Окаянная двинется Русь.

      Мы устроим в стране благолепье вам, -
      Как восставши из мертвых с мечем,
      Три Угродника - с Гришкой Отрепьевым,
      Да с Емелькой придем Пугачем.

      1. +9
        15 сентября 2023 05:06
        Спасибо Валерий за интересную статью.
        Небольшое замечание
        Автор: Кстати, самой известной и до сих пор очень популярной песней о Разине является «Казачья притча- налетели ветры злые», записанная через 200 лет после его казни – в 1880-х гг. от «75-летнего старика-казака»:
        «Ой, налетели ветры злые
        Да с восточной стороны,
        Да сорвали темну шапку
        Ой, да с моей буйной головы.
        А есаул догадлив был,
        Он сумел сон мой разгадать.
        Ой, пропадет, он говорил,
        Твоя буйна голова».

        Это не так. Это один из самых старых вариантов этой песни можно обнаружить у Александра и Владимира Железновых в книге "Песни уральских казаков". Ее записали в 1880-х гг. от старика-казака Федора Силантьевича Желтова жителя уральской станицы Илецкой. Вот ее текст(согласно книге Железновых):
        Ой, есаулушка был догадливый,
        Есаул тот сон всё рассуживал,
        Ой, есаулушка был догадливый,
        Есаул тот сон всё рассуживал:
        "Степанушка ты наш, Тимофеевич,
        По прозванью Разин-сын!
        Сопадала у тебя с головы чёрна шапка, –
        Пропадёт твоя буйна головушка,
        Сопадала у тебя с головы чёрна шапка, –
        Пропадёт твоя буйна головушка;
        Оторвался ой ли лук звончатый, –
        Ой, то мне, есаулушке,
        Ой ли, быть повешену,
        Ой ли, быть повешену;
        Ой, рассыпались калёные стрелы, –
        То казаки наши,
        Ой ли, все разбойнички,
        Они во побег пойдут" (с)

        1. +9
          15 сентября 2023 05:26
          А у привычного сегодня нам варианта этой песни "Казачья притча. Налетели ветры злые" есть конкретный автор - поэт серебряного века русской поэзии "терский соловей" преподаватель новочеркасского юнкерского училища Роман Анисимович Лунь, написавший стихи в 1905г. под Мукденом, и приславший их с фронта на рецензию своему товарищу Николаю Гумилёву.

          Об этом можно прочесть у А.Ахматовой в ее мемуарах "Листки и дневники". По словам Ахматовой поводом к написанию казачьей притчи как раз и послужила Луню книга бр. Железновых. Но то что Казачья притча Луня о С. Разине - это довольно спорно.
          То что творчество Р.А. Луня, как активного деятеля белого движения в СССР было под запретом -сослужило ему дурную славу - множество его стихов, ставшими песнями до сих пор считаются "народными".
          1. +5
            15 сентября 2023 06:16
            В своих "Мемуарах и воспоминаниях" другой известный поэт- белоэмигрант Н.Н.Туроверов напишет:
            в своих стихах "Казачья притча " Лунь пророчески досконально описал свою смерть. Вот и не верь после этого в мистику.... (с)

            На гибель Р.Луня им будут написаны стихи, благодаря основателю гр. Воскресение" композитору Андрею Никольскому ставшие песней " Степная горькая"
            А. Никольский -Н. Туроверов " Степная горькая"
            1. +1
              15 сентября 2023 08:32
              Цитата из сообщения в личке:
              Вот и не верь после этого в мистику....

              Туроверов прав. Лунь собственно говоря и погиб из-за этой своей песни.

              Кто знает как было на самом деле? Ты, Леша, озвучиваешь книгу А.Губина "Молоко волчицы" где написано что повстанцы сделали засаду на ехавший на телегах из стц. Прохладной отряд ЧОН. А те якобы вдруг запели "Налетели ветры злые". Те кто сидел в засаде заслушались и не заметили как сами оказались окружены чоновцами. Во время рукопашной схватки Лунь убил комиссара отряда ЧОН Васнецова, был взят в плен и тут же на месте расстрелян. Так это или не так сейчас уже не проверишь. Сам А.Т. Губин родится только в 1927 году, а роман напишет в 1969г.
              Кстати, ты не собираешься возвращаться на ВО? Многие будут рады.
        2. +7
          15 сентября 2023 05:51
          Всем доброго утра, здоровья и процветания! Валерию спасибо за статью - работа изумительная!!!
          На Кудеяра были перенесены некоторые черты Степана Разина. Например, Разина народная молва объявила чародеем: он якобы «чертями повелевал», «такое слово знал, что ядра и пули от него отскакивали» и «взять его никаким войском нельзя было». И некоторые легенды о Кудеяре объясняют удачу этого атамана колдовскими способностями. С именем Разина связаны многочисленные легенды о зачарованных кладах – и о Кудеяре рассказывали похожие истории.

          На Урале аналогичным набором «качеств» обладали Ермак и Пугачев.
          Возможно, что часть устного творчества со временем банально катализировало героев своего времени, вымарывая личности - прошлого.
          Впрочем первый бандитствующим элементом на Руси остается все таки Соловей-разбойник!!! Последнего «Робин-Гуда» отечества назвать затрудняюсь. Из положительных наверное Котовский! Хотя это уже другая история и другое время!!!
          1. +6
            15 сентября 2023 06:10
            Чем Соловей-разбойник принципиально отличался от Змея Тугарина? Наличием у последнего регулярного войска?
            1. +6
              15 сентября 2023 06:41
              Соловей-разбойник -
              то ли местный "авторитетный" атаман, то ли князек какого-то финно-угорского племени. А Тугарин - или татарский баскак, или ханский посол, приехавший выбивать недоимки по дани: вернувшийся из похода Алёша видит его на княжеском пиру, причем с женой князя Владимира у него на коленях. Возможно, первоначально он был половцем, но в дальнейшем приобрел татарские черты. Не хан, потому что не Змей, но высокого происхождения - Змеевич. "Царевич" или член ханского рода - Чингизид.
              1. +2
                15 сентября 2023 07:12
                Соловей-разбойник мог быть и вятичем, и голядью. Со своей большой семьей. На дубах.

                А Тугарин был привлекательным для женского пола. Змей.

                Просто в разное время отметились в «Хрониках разбойного люда».
              2. +4
                15 сентября 2023 08:15
                hi Приветствую, Валерий. Здравствуйте, коллеги.
                Цитата: ВлР
                Соловей-разбойник -
                то ли местный "авторитетный" атаман, то ли князек какого-то финно-угорского племени.

                Скажем так. "Личность" Соловья-разбойника не может быть установлена достоверно. У Олега Дивова есть еще и фантастическая версия, гда Соловей разбойник вообще не имеет отношения к роду человеческому... Это - не то снежный человек, не то неандерталец соловой (рыжей) масти. Причем варяги при дворе князя Владимира уверенно называют его йотуном...
                "Убей его, Ульф!" - говорит Добрыня Илье Урманину... smile
                1. +6
                  15 сентября 2023 08:23
                  Привет, Борисыч!
                  По версии Дивова Илья сам наполовину неандерталец.
                  1. +3
                    15 сентября 2023 08:41
                    Привет, Антон.
                    ЕМНИП Святогор, в версии Дивова, - чистокровный неандерталец, только несколько более "дружелюбный", чем совсем уж дикий Соловый.
            2. +4
              15 сентября 2023 06:45
              Цитата: Korsar4
              Чем Соловей-разбойник принципиально отличался от Змея Тугарина? Наличием у последнего регулярного войска?

              wink Если разбирать этих персонажей по уголовному законодательству, тогда:
              Соловей-разбойник, совершал преступления один - открытое хищение чужого имущества с угрозой или применением насилия без использования оружия.
              Тугарин Змей, ему инкриминируются: организация ОПГ действующей в прилегающих степных районах; совершение грабежей в составе организованной группы; вымогательство, требование передачи чужого имущества или права на имущество или совершения других действий под угрозой применения насилия либо уничтожения или повреждения чужого имущества совершенное группой лиц; похищение людей более двух человек, из корыстных побуждений, организованной группой, по предварительному сговору.

              Если серьезно, то есть подозрения что Соловей-разбойник, возможно реально действовавший персонаж на лесных дорогах, а зычный свист - сигнал для нападения разбойничьей группы.
              Тугарин Змей как считает популярная версия - его прототипом мог быть половецкий хан Тугоркан....
              1. +5
                15 сентября 2023 07:18
                С Уголовным кодексом не поспоришь. Свидетелей тяжело в Суд доставить. И вещественные доказательства Легко оспорить.
            3. +3
              15 сентября 2023 09:33
              Цитата: Korsar4
              Чем Соловей-разбойник принципиально отличался от Змея Тугарина? Наличием у последнего регулярного войска?

              У Тугарина были проблемы с художественным свистом. laughing
              Если серьезно Тугарин-змей, Змей-Горыныч и подобные позиционируются как внешняя угроза, Соловей - внутренняя.
              1. +3
                15 сентября 2023 12:06
                — Нам, ражбойникам, только жолотые жубы положены! С жележным — жашмеют!
                — Ну что жа бежображие! Опять жуб вышибли…
                1. +2
                  15 сентября 2023 23:34
                  Цитата: Korsar4
                  — Нам, ражбойникам, только жолотые жубы положены! С жележным — жашмеют!
                  — Ну что жа бежображие! Опять жуб вышибли…

                  Прям диалог орков из вселенной Warhammer 40000. У тех вышибать чужые "жубы" считалось выгодным занятием, так как "жубы" считаются валютой.
                  1. +1
                    16 сентября 2023 06:07
                    Все проще. Две реплики Соловья-разбойника из нашего замечательного фильма-сказки: «Там на неведомых дорожках».
      2. +5
        15 сентября 2023 07:07
        На рубеже XIX и XX веков в народе стали вдруг распространяться слухи, что Степан Разин ходит по берегу Каспийского моря и спрашивает встречных: продолжают ли его предавать анафеме, не начали ли уже в церквах зажигать сальные свечки, вместо восковых, не появились ли уже на Волге и на Дону «самолетки и самоплавки». И в 1917 году М.Волошин написал стихотворение о «суде Степана Разина», в котором пересказал эту легенду - то, которое Вы, Дмитрий, цитируете. Начинается оно так:
        "У великого моря Хвалынского,
        Заточённый в прибрежный шихан,
        Претерпевый от змия горынского,
        Жду вестей из полуношных стран.
        Всё ль как прежде сияет – несглазена
        Православных церквей лепота?
        Проклинают ли Стеньку в них Разина
        В воскресенье в начале поста?
        Зажигают ли свечки, да сальные
        В них заместо свечей восковых?
        Воеводы порядки охальные
        Всё ль блюдут в воеводствах своих?
        Благолепная, да многохрамая…
        А из ней хоть святых выноси.
        Что-то, чую, приходит пора моя
        Погулять по великой Руси"

        Еще раньше, в 1911 г. А. Толстой пишет в своем стихотворении:
        "Как исстари, от Москвы Престольной
        До степного Яика грянет мой Ясак –
        Поднимусь я, старчище, вольный иль невольный,
        И пойду по водам я – матерой казак.
        Задымятся кровию все леса и реки;
        На проклятых торжищах сотворится блуд…
        Мне тогда змееныши приподнимут веки…
        И узнают Разина.
        И настанет суд".

        Вот такие "предчувствия гражданской войны" - большой кровью пахло в "России, которую мы потеряли".
        О змеях-змеенышах: легенда, что в шихане Разина терзают две змеи - прямо, как орел Прометея.
        1. +5
          15 сентября 2023 09:23
          В настоящее время о Кудеяре многие знают лишь благодаря Н. А. Некрасову, который включил рассказ об этом разбойнике в хрестоматийную поэму «Кому на Руси жить хорошо»

          Ну почему только благодаря Некрасову?
          А известная баллада однокурсника и друга А.С.Пушкина
          В.К. Кюхельбекера "Кудеяр", написанная намного раньше?
          ...Узнали на Истье-реке Кудеяра, –
          И трепет напал на людей,
          Он ночь освещает огнями пожара,
          Он режет и жен и детей;
          Добро бы ордынец, добро бы язычник,
          А ведь окаянный опальный опричник,
          Ведь не из татар же злодей! ...(с)

          С этой балладой я знаком намного- намного раньше, чем стали в школе проходить Некрасова. Моя прабабушка - скотница колхоза "Подкумок" знала ее наизусть. Она наизусть много поэм и стихов знала. До революции она была станичной учительницей
          1. +2
            15 сентября 2023 11:51
            В настоящее время многие о Кудеяре знают лишь благодаря Н. А. Некрасову.

            и тарусским пивоварам laughing

            Тут как говорится - одни любят Некрасова, другие - пиво, но все знают о Кудеяре wink
  2. +6
    15 сентября 2023 04:31
    Спасибо, Валерий!

    Про версию сына Соломонии уже упоминали на форуме. Суздаль - известное место бывших жен, отправленных в монастырь.

    Городище под Козельском - достаточно интересное место. Только печать времени на него накладывает отпечаток.

    На поверхность песчаник выходит, мхом поросший. И интересный папоротник встречается - многоножка.
    1. +4
      15 сентября 2023 05:56
      Привет Сергей!
      Суздаль - известное место бывших жен, отправленных в монастырь.

      Надо признать, что наша прекрасная половина царствующих особ была куда кровожаднее сильного пола.
      Два (Петр III и Иван VI) против одного (Павла).
      1. +7
        15 сентября 2023 06:14
        Приветствую, Владислав!

        Да уж - самодержца в монастырь нелегко отправить. Проще табакерку использовать или «геморроидальным коликам» способствовать.

        Если, например, древляне не помогут. Но это уже совсем иная история.
  3. +6
    15 сентября 2023 05:42
    но их лидеры – Василий Патрикеев и Максим Грек, отказались дать согласие на развод с первой женой и даже пригрозили отлучением от церкви
    .
    "- Вы же разрешаете разводиться королям. - Ну, королям, в особых случаях, в виде исключения, когда это нужно, скажем, для продолжения рода. - Для продолжения рода нужно совсем другое."(с)
  4. +3
    15 сентября 2023 06:12
    ПО факту огромный богатейший пласт исторических мифов для производства массы исторического фэнтези с продвижением исторических элементов культуры по типу японцев и юж.корейцев, кстати теперь и китайцы начали тоже самое.
  5. vet
    +3
    15 сентября 2023 07:36
    дуб вековой,
    Тем же ножом, что разбойничал,
    Срежь его, той же рукой

    А дуб-то за что?! Вот гововешки поливать, чтобы из мертвого в живое - это по христиански.
    Кстати, помните фильм "Морозко"? "Цветочки на сухом пенечке". Отсылка?
  6. +4
    15 сентября 2023 07:38
    Валерию большое спасибо за статью! hi
    Да, Кудеяр интересный человек, интересный... Сколько легенд с его именем связано...
    Всем доброго утра, господа! hi
  7. +6
    15 сентября 2023 07:54
    Наверное, я вас удивлю в следующей статье. Чтобы все немного "отдохнули" от эпохи, продолжим тему апашей и Кудяера и поговорим о "попрыгунчиках":


    А потом - три статьи о Марине Мнишек
    1. +3
      15 сентября 2023 10:12
      сначала поговорим о "попрыгунчиках". А потом - три статьи о Марине Мнишек

      Марина Мнишек была тоже своего рода политический "попрыгунчик". Цепляясь за власть прыгала из одной постели в другую. Начиная с Лжедмитриев и заканчивая Иваном Заруцким. Стоит отметить, что по меркам того времени Марина не считалась красавицей: она была невысокого роста, худощава, темноволоса. Однако она была наделена способностью пользоваться обстоятельствами и ловко манипулировать людьми. Кстати, она - единственная женщина, коронованная в России до Екатерины I
    2. +4
      15 сентября 2023 10:21
      Цитата: ВлР
      и поговорим о "попрыгунчиках":

      Интригуете "попрыгунчиками"?
      И о Джеке-прыгуне викторианской эпохи интересно было-бы без сомнения...
      Журнал "Penny Dreadful." (Ужас за один пенни)
      Однако, стоит дождаться публикации и не гадать кто-же такие упомянутые "попрыгунчики" smile
      1. +6
        15 сентября 2023 13:03
        Чего там гадать-то? "Попрыгунчики" - банда грабителей и убийц, действовавшая в Петрограде в 1918-20гг. Главарь - Иван Бальгаузен.
        1. +2
          15 сентября 2023 13:08
          Спасибо, Антон. Не то чтобы совсем не слышал, просто "недомыслил" feel smile
  8. +3
    15 сентября 2023 08:26
    Не знаю, удивитесь ли вы, если узнаете, что публикация главы «Пир на весь мир» дважды запрещалась цензурой. Напечатана она была лишь после смерти Некрасова – вначале нелегально в 1879 году, а затем в 1881 году её сокращенный вариант был опубликован в февральском номере журнала «Отечественные записки».
    Нет, не удивлюсь, в школе ,когда проходили поэму "Кому на Руси жить хорошо",рассказывали на уроке литературы. Да и в учебнике было прописано. По большому счету имя Кудеяра, имя нарицательное и им могло пользоваться несколько атаманов.Всерьез,рассказывать о мифическом герое...
    1. +4
      15 сентября 2023 08:52
      Удивитесь ли? - это вопрос риторический. Здесь, как в поговорке:"Чует кошка, чьё, сало съела". Знали и "царь-батюшка", и дворяне, какие у них долги перед народом накопились. И что среднестатистический помещик в глазах крестьян больший злодей и грешник, чем разбойничий атаман - тоже подсознательно понимали. Но до последнего пытались этого отношения народа не видеть и не замечать, делать вид, что это все нормально, все хорошо и будет так продолжаться вечно. Потому и некрасовское переложение легенды о двух великих грешниках запрещали. В результате полыхнуло в 1905 и 1917 - и уцелевшие аристократы отправились в эмиграцию удивляться - мол, как же так, их, таких чистеньких, культурных и образованных - да под зад грязной метлой и с матом.
      1. +2
        15 сентября 2023 09:56
        То что Вы написали в своем комментарии,примерно тоже самое нам рассказывали на уроке литературы,да и в учебнике было написано.Литературу ,нам преподавали отлично.
  9. +4
    15 сентября 2023 08:44
    Спасибо автору за статью .
    Отмечу , что в статье упомянутое стихотворение поэта Некрасова "Двенадцать разбойников",увековечившая память об атамане Кудеяре , в народе всё таки не стало столь популярной , как стихотворение современника Некрасова поэта Садовникова " Из за острова на стрежень", увековечившая память об Степане Разине . А в современности очень важно ещё и то , кто будет нам напоминать и популяризировать эти преданья , мифы , легенды и факты . Если песню "Из за острова на стрежень" нам будут петь из телеэкранов не пропадающие Бабкина со своим ансамблем или Басков , то такие песни приговорены умереть . А нам её пели такие великие хоры как хор им. Пятницкого или величайший Борис Штоколов! Когда Вы в последний раз на телеэкранах видели хор им. Пятницкого или там Кубанский Казачий Хор? . Эх, как эту песню пел Борис Штоколов!
    Опять же , кто в современном российском кино сейчас станет популяризировать эти наши легенды,мифы и исторические факты? Кто? Бондарчук , Лунгин ,Анашкин или Звягинцев ? Так ведь получиться и будет ещё больше "порнография" , чем у Басков песня" Из за острова на стрежень".
    Автор очень правильно и вовремя нам напомнил об целом пласте целиной становящейся нашей истории . Однако не каждому именующемуся себя пахарем в культуре можно дозволить это поле распахивать , что бы окончательно быльём оно не поросло .
    1. +3
      15 сентября 2023 09:22
      И Штоколов пел замечательно. И Леонид Харитонов.

      Благо сейчас Сеть позволяет слушать, что нравится. В любом исполнении. А здесь уже - на что сердце отзовется.
      1. +5
        15 сентября 2023 09:35
        И Штоколов пел замечательно. И Леонид Харитонов.

        А про Федора Ивановича Шаляпина – первого исполнителя песни забыли?
        1. +4
          15 сентября 2023 11:57
          Нет. Не забыл.
          Но как ни странно, ближе исполнение тех, кого назвал.

          Как и Рондо Фарлафа, например, больше нравится в исполнении Кривчени.
        2. 0
          17 сентября 2023 21:57
          Если , что шаляпин ни только про него песню пел, но и с ним общался. Как говориться мир тесен.
  10. +4
    15 сентября 2023 08:50
    Несмотря на скудость достоверных источников, были предприняты и попытки найти прототип этого популярного героя.

    Автор почему то не упомянул, что казахи тоже претендуют "на авторство". Казахский историк (заместитель директора Института истории Казахстана, кстати) Р. Темиргалиев вполне серьезно утверждает, что Кудеяр не кто иной, как сын эмира Джанибек-хана Алау.
    1. +5
      15 сентября 2023 11:22
      Институт истории Казахстана славен своими многочисленными ляпами, один только школьный учебник чего стоит за который им пришлось официально извиняться:
      В учебнике по истории Казахстана за восьмой класс были допущены серьезные ошибки. Я являюсь одним из авторов учебника по истории Казахстана за восьмой класс, поэтому все ваши претензии принимаю и обещаю, что все необходимые исправления будут внесены. Признаю, я не знал истории регионов и писал по научным публикациям. (с)
      профессор Зиябек Кабылдинов

      С таким же успехом на "авторство" Кудеяра могут претендовать и французы. Например, Кудеяр -это шевалье Гю де Яр (фр.Hu de Yar) (1548- 1623), сын конетабля Монмарси 3-его графа Готье де Ярa, внук маршала Франции герцога Ана I де Монморанси . Чем не гипотеза? Не хуже казахской smile
      1. 0
        17 сентября 2023 14:41
        Институт истории Казахстана славен своими многочисленными ляпами

        Ну, справедливости ради, монополии на ляпы в истории у Казахстана нет.
  11. +5
    15 сентября 2023 08:58
    Сокровища Кудеяра помещали также в Воронежской области – в Шиповом лесу у села Ливенки, в «Кудеяровом притоне» (Бобровский район) и в Усманском бору, где какая-то крестьянка уже находила золотой перстень.


    24 мая 1664 года в Землянском уезде за р. Ведугой в степи, верстах в 40 от города, было необычайное оживление. Человек 40, вооруженные лопатами, усердно копали землю меж гор в логу. Так как люди эти были пришлые, то на них и на их работу сейчас же обратили внимание землянские черкасы" (т.е. служилые казаки) и немедленно сообщили начальству. Землянский воевода Гавр. Юстровский отрядил для дознания подьячего Приказной избы Сеньку Окулова с 6 землянскими черкасами. Когда посланные приехали на место происшествия, обнаружилось, что копают землю дети боярские Чернавского уезда села Тербунов и соседних с ним деревень. Люди были не особенно дальние от землянских мест и лично знающие подьячего Окулова. С ними был и поп села Тербунов Киприан, доводившийся даже дядей, подьячему.
    ...
    Воевода Островский догадался, что Чернавцы ищут поклажу. Желая порадеть великому государю и опасаясь, как бы искатели клада, в случае удачи, его украдом не разнесли, вое­вода решил поехать на место лично с более значительным конвоем из землянских черкас и русских людей и в сопровождении соборного попа Лаврентия. Однако, Чернавцы и воеводу встретили угрозами и снова примеривались из ружья. Посредником опять оказался поп Киприан, который согласился

    подвергнуться допросу.

    Почему и для чего вы в Землянском уезде копаете землю украдом?— спросил воевода.

    Потому мы копаемъ, — отвечал Киприан, что земля в логу промеж гор насыпная и дерном выложена не даром: чаем поклажи большой. А в прошлых в давних годах был некто вор и разбойник Кудояр с товарищами, со многими людьми. И воровски он казну - большую собрав стоял, городком в степи. И в том городке пушечная и всякая казна несметная.


    С.Н. Введенский
    1. +2
      15 сентября 2023 23:45
      Занятно, что как только речь заходит о награбленном, сразу молва рождает легенды о кладах. Между тем любая крупная военная/разбойничья организация вынуждена тратить награбленное, иначе оно им без надобности. Грабёж провизии и скота быстро восстановил бы против них местное население. При таком раскладе их бысто бы обложили, да и приток людей быстро бы иссяк. А ещё подкуп наводчиков, и оружие , и лошади - это всё не может быть только трофеями.
  12. +2
    15 сентября 2023 11:09
    Цитата: Korsar4
    И Штоколов пел замечательно. И Леонид Харитонов.

    Благо сейчас Сеть позволяет слушать, что нравится. В любом исполнении. А здесь уже - на что сердце отзовется.

    так ведь в Сеть записи выложил не Эрнст , а такие же Россию и русскую культуру любящие люди как мы с Вами . А Эрнст на телевидении и всё Министерство культуры в телеэкраны суют Бабкиных , Басковых и других там Новиковых с Шафутинскими . И что ,те нам споют про Стеньку Разина или про Волгу-Матушку? Да вы что ! А министерство культуры если деньги выделят на создание фильмов про героев народных песен , то обязательно с условием , что бы на русских и на борцов за свободу там нагадили , ну как Анашкин в своём фильме "Зулейха открывает глаза". Бояре сейчас в тренде , а не те про кого народ песни складывал и не те, кто эти песни народу неповторимо спели.
    1. +4
      15 сентября 2023 12:01
      hi Приветствую.
      Цитата: север 2
      Эрнст на телевидении и всё Министерство культуры в телеэкраны суют Бабкиных , Басковых и других там Новиковых с Шафутинскими . И что ,те нам споют про Стеньку Разина или про Волгу-Матушку? Да вы что ! А министерство культуры если деньги выделят на создание фильмов про героев народных песен , то обязательно с условием , что бы на русских и на борцов за свободу там нагадили

      Как говорил незабвенный Остап Бендер, Вы впадаете в ересь глобализма, помещая более чем 30- летний период в одну фразу.
      Ну уж извините, Вы не можете оказаться правым, используя методики Ходжи Насреддина, Который на все вопросы великих мудрецов, мог ответить единственным словом: "Чепуха!"
    2. +4
      15 сентября 2023 12:39
      А снятая, на бюджетные деньги нашумевшая картина "Сердце Пармы"? Где местные эльфы и хоббиты сражаются против орков-русских. А положительный герой - вариация Андрия из "Тараса Бульбы", тоже без ума от бабы - только не от поляки, а от туземной ведьмы.
      1. +2
        15 сентября 2023 12:55
        Все снятые в недавние годы фильмы и сериалы о давнем прошлом неоднозначны. Это скорее фэнтези. Тем не менее мне очень понравился сериал "Дружина" (автор сценария Антон Зинченко, режиссер Михаил Колпахчиев)
        Из анонса: 13-й век. В затерянное в дремучих лесах в небольшое селение прибывает малочисленная дружина – неразговорчивые хмурые воины, про которых говорят, что они понимают язык зверей и умеют заговаривать ветер. Дружине новгородского владыки Новгородского Спиридона предстоит найти и доставить в Новгород мальчика по имени Александр, которому позже дадут прозвище Невский…
        1. +5
          15 сентября 2023 16:33
          Нудноватый он (сериал "Дружина") какой-то....
  13. +3
    15 сентября 2023 16:43
    Еленой Глинской, которая происходила из рода прямых потомков литовского князя Гедимина.

    Любопытно было бы узнать источник этого откровения.
    Вообще-то официальная версия гласит, что Глинские происходят из Орды и являются потомками знаменитого темника Мамая.
    1. +1
      15 сентября 2023 17:59
      Любопытно было бы узнать источник этого откровения.

      Действительно любопытно, потому как даже у Бенцианова, который ныне подвизается на ниве истории Государева двора и служилых элит Русского государства XV– XVI в. таковая версия отсутствует.
      Вообще-то официальная версия гласит, что Глинские происходят из Орды

      Вообще то официальная версия гласит, что происхождение Глинских документально не подтверждено.
      Что касается частных родословных, выводивших род Глинских от темника Мамая - это обширная тема для местных беллетристов от истории.
  14. 0
    16 сентября 2023 12:12
    В конце второй статьи о Малюте Скуратове я упоминал о преступном решении о передаче знаменитой иконы кисти Андрея Рублёва РПЦ. Высказывались предположения о реальной опасности потери этого шедевра. Увы, данные опасения уже подтвердились. Вот, что сообщают "Новые известия":
    "Как и следовало ожидать, ситуация с шедевром Андрея Рублёва «Троица», насильственно Русской Православной церкви из Третьяковской галереи дошла до логического завершения. По сообщению канала BRIEF, после того как она всего в течение одного месяца провисела в храме Христа Спасителя на ней появилось более 80 новых существенных изменений, в том числе, и нарушения красочного слоя, отставание поволоки и левкаса. Более того, трещина с разрывом грунта по стыку I и II доски увеличилась почти на 1 мм в ширину. А между тем, специальной климатической капсулы, которая была обещана Минкультом, до сих пор нет".

    Чиновинки министерства культуры находятся в состоянии паники и не знают, что делать:
    «Признать существование всех проблем — расписаться в своей некомпетентности и непрофессионализме. Оставить все как есть и дать погибнуть иконе тоже нельзя».

    Но, поскольку решение о передаче иконы принималось на самом высшем уровне, где признавать ошибок не любят, за икону становится реально страшно.
  15. +1
    16 сентября 2023 15:14
    Цитата: Luminman
    Между тем легенды и предания, рассказывающие о «подвигах» этого атамана, были популярны

    Удивительное дело, но народу почему-то всегда нравятся кровавые разбойники.

    Русский народ традиционно симпатизировал разбойникам и всяким "лихим людям", отдавая дань их смелости пойти против Царя и его власти. Это - следствие тайной мечты русского крестьянина освободиться от каторжной власти Царя и помещиков и жить "вольно". Поэтому русское крестьянство сочувствовало Большевикам, видя в них тех, кто освободит их от гнёта царской власти. А в "белогвардейцах" русский крестьянин видел как раз защитников прежней власти. Поэтому Большевики и победили в Гражданской войне - 90% населения сохраняло по отношении к ним "дружественный нейтралитет".
    А теперь давайте, ставьте мне "минусы".
    1. 0
      1 ноября 2023 17:51
      Цитата: Роман Ефремов
      Поэтому русское крестьянство сочувствовало Большевикам, видя в них тех, кто освободит их от гнёта царской власти. А в "белогвардейцах" русский крестьянин видел как раз защитников прежней власти. Поэтому Большевики и победили в Гражданской войне

      Вот у Вас получилась ещё одна былина..... События 100 летней давности уже сегодня воспринимаются обществом , как былины о богатырях , Змее Горыныче Ленине или Кащее- Троцком. А СССР, которого нет всего 32 года- в головах наших современников - былинная страна- "совок", где жили не люди, а "ватники" и всё было не так, как у нормальных людей. Наше мировоззрение деградировало до уровня 17- 18 веков. Так же точно одомашненная скотина становится глупее одичавшей.

      Полагаю, на самом деле русский крестьянин времён Гражданской войны был иным , чем современный человек. Жизнь выбила из него идиотскую дребедень современной обывательщины. Он был вооружён, видел ужасы ПМВ, знал об интервенции Антанты, Германии или Польши. Тогда не было страшного давления современных СМИ. Он лучше знал действительность и мог вмешиваться в неё своими силами. Русский крестьянин, которого Вы идеализируете, спекулировал самогоном, хлебом, убивал прод- отрядовцев.... Почитайте статью М. Горького "О русском крестьянстве" (1922 )

      Полагаю, в те времена не было придуманных киношных "белых патриотов - офицеров" . Потому что все знали, что белые армии формируются на оккупированных территориях и финансируются из- за рубежа.....Всё было проще, яснее. Это сейчас миллионы живут в фантастическом виртуальном мире, выдуманном СМИ.
  16. 0
    24 января 2024 13:51
    Всем мира !
    Есть обоснованно версия


    Непосредственно название «алшын» (алчын, алчин)отмечается в источниках применительно кистории XiVв.Водной
    из поздних татарских хроник «Алчин Алав» упоминается среди эмиров золотоордынского хана Жанибекаs
    Здесь невольно возникают ассоциации с Алау-батыром-известным героем казахско-ногайского цикла эпических ска-
    заний. Согласно казахским шежире, именно Алау является
    основным предком казахских алшынов. Его сын Кудияр вна-
    родных преданиях фигурирует под прозвищем «Тентек»(ху
    лиган, злодей, разбойник), что порождает ассоциации созна
    менитым героем русских легенд —разбойником Кудеяром.
    Согласно Кырыми, бек племени алшын по имени Кудудяв являлся приближенным знаменитого Барак-хана (годы правл
    1423-1428 г.). В данном источнике он фигурирует как отрица-тельный персонаж, давая правителю совет разорить собствен
    ный народ, чтобы заставить его подчинитьсяв Таким образомон также, заслуживает эпитета «Тентек»(хулиган).