Неудачный Р-10: почему многоцелевой самолет Немана уступил ближнему бомбардировщику Сухого

10
Неудачный Р-10: почему многоцелевой самолет Немана уступил ближнему бомбардировщику Сухого

Одной из крылатых машин, разработанных в рамках конкурса «Иванов», проводившегося в СССР в 30-е годы, стал многоцелевой одномоторный самолёт-разведчик, лёгкий бомбардировщик и штурмовик Р-10 («разведчик десятый»).

Стоит напомнить, что вышеупомянутый конкурс проводился с целью разработки самолета, который должен был заменить в войсках устаревшие бипланы семейства Р-5.



Разработка новой крылатой машины стартовала в 1934 году под руководством Иосифа Григорьевича Немана. Уже в 1936 году Р-10 совершил свой первый полет.

Согласно техническому заданию, самолет, с деревянной конструкцией и усиленной фанерной обшивкой, оснащенный отечественным двигателем М-22 мощностью 480 л.с., должен был развивать скорость до 340 км/ч, летать на расстояния до 1200 км и достигать потолка в 7,8 км.

Вооруженный двумя пулеметами, Р-10 также должен был нести бомбовую нагрузку от 200 до 500 кг.

Позднее движок планировалось заменить на 712-сильный М-25, созданный по лицензии Wright Cyclone SGR-1820, что увеличило бы скорость до 388 км/ч и дальность полета до 1450 км.

Собственно говоря, с техническим заданием Харьковский авиастроительный завод полностью справился. В 1939 году даже была выпущена небольшая серия модификации Р-10 под индексом ХАИ-52 (ХАИ-51), доработанный под двигатель М-62 в 800 л. с., потом — под М-63 в 900 л. с.

В то же время несмотря на то, что с 1937 по 1940 год было произведено 493 единицы Р-10, самолет в Красной армии так и не прижился, уступив свое место Су-2 (еще одна разработка в рамках конкурса «Иванов»). Правда, справедливости ради, стоит отметить, что Р-10 все же успел принять участие в боях. Например, на Халхин-Голе.

Так почему новый многоцелевой самолет был снят с производства в 1940 году?

Во-первых, несмотря на свое превосходство над Р-5 в скорости и летных характеристиках, Р-10 уступал легендарному биплану в вооружении, причем, как стрелковом, так и бомбовом.

Во-вторых, и это главное, в ходе госиспытаний у самолета были выявлены многочисленные дефекты, часть из которых, в частности, неудачная конструкция шасси, так и не были исправлены.

Возможно, самолет в конечном счете был бы «доведен до ума», если бы в ходе репрессий Ежова одной из их жертв не стал И.Г. Неман.

В итоге, многочисленные огрехи привели к огромному количеству аварий. Так, к 1940 году из более 400 выпущенных машин порядка 100 находились в неисправном состоянии.

Уже с 1939 года самолет постепенно снимали с вооружения штурмовых полков и определяли для решения чисто разведывательных задач.

10 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. 0
    11 сентября 2023 16:13
    А.Н. Туполев на основе своей интуиции сразу сказал бы только по внешнему виду, что Су-2 лучше, потому что он красивее.
    Но потолк 8000 это супер! Сечас бы на такой базе БПЛА камикадзе нашлёпать побольше. Фанера - недорого, мотор посовременне, а сбить будет много дороже, чем он стоит.
    Войны выигрывают бухгалтеры.
    1. +4
      11 сентября 2023 16:30
      Так "бухгалтеры на понтах", то бишь экономисты, вогнали Россию в современное состояние. Поршневые моторы для БПЛА делать некому, станкостроительные и агрегатные заводы разогнаны и ещё масса всего "очень весёлого". В России, самое эффективное ПВО против нашей авиации, это экономисты и прочие "эффективные компетенты". Американцы народ прозорливый, знали как бороться против нашей авиации.
      1. -2
        11 сентября 2023 17:35
        Цитата: 2112vda
        Так "бухгалтеры на понтах", то бишь экономисты,

        Я про настоящих бухгалтеров, которые не управляют, а просто считают расход вооружений и живой силы.
      2. 0
        11 сентября 2023 17:40
        Цитата: 2112vda
        Поршневые моторы для БПЛА делать некому

        Я бы всё-таки ставил не поршневики, а микро ВРД.
    2. -1
      11 сентября 2023 16:36
      Цитата: Румaтa
      Сечас бы на такой базе БПЛА камикадзе нашлёпать побольше. Фанера - недорого, мотор посовременне, а сбить будет много дороже, чем он стоит.


      Ну а ПО-2, вообще копейки стоит, дешевле "Герани".
    3. 0
      12 сентября 2023 11:03
      Цитата: Румaтa
      на такой базе БПЛА камикадзе нашлёпать побольше. Фанера - недорого, мотор посовременне, а сбить будет много дороже,
      Ну вы прям ваще! Какая фанера?! Тысяча рублей лист?! И так на БЛА считай украсть нечего, а тут вы еще! Надо углепластик за мечталлион денег каждый дециметр, причем изготавливать его непременно в США! То же касается и всего остального. Все должно быть дороже самого дорогого, иначе никто не будет возиться.
  2. +3
    11 сентября 2023 16:34
    Опять тиминовская аудитория наслушалась нытья Растренина.
    Нормальный был самолёт Су-2, конечно при освоении были проблемы (как у всех).
    Но как разведчик успешно использовался до исчерпания ресурса. А как ударный самолёт вполне справедливо уступил Ил-2.
  3. 0
    11 сентября 2023 17:14
    А почему уступил ?Смотрю цифры производства -- Р-10-пр.500,Су-2-пр. 800 ед.Это несущественно при массовом производстве. Оба были неудачные,поэтому военные отказались.
    Что их устраивало выпускалось тысячами. hi hi
  4. +1
    11 сентября 2023 17:33
    Цитата: carpenter
    Ну а ПО-2, вообще копейки стоит, дешевле "Герани".

    Не совсем дешевле, малость подороже. Дорого дооборудовать авионикой.
    З.Ы. Китайцы со списанными Ан-2 так и поступают.
  5. 0
    12 сентября 2023 13:10
    Возможно, самолет в конечном счете был бы «доведен до ума», если бы в ходе репрессий Ежова одной из их жертв не стал И.Г. Неман.

    И.Г.Неман арестован 11 декабря 1938 года, работал в ЦКБ-29 НКВД СССР над созданием бомбардировщиков Пе-2, Ту-2.
    Постановлением Президиума Верховного Совета СССР от 19 июля 1941 досрочно освобожден от дальнейшего отбытия наказания со снятием судимости.
    После освобождения, работал в ОКБ авиазавода в Омске. С 1942 г. на заводе № 22 (г. Казань) заместителем В. М. Мясищева.
    Умер от лейкемии. (Википедия)

    24 ноября 1938 года Н.И.Ежов освобождён от обязанностей наркома внутренних дел с сохранением за ним должности секретаря ЦК ВКП(б) и председателя Комиссии партийного контроля[42]. (Википедия)

    Приплетать репрессии ни к чему. Просто у Сухого самолет был лучше.