Як-130 и его ближайшие родственники

Як-130 (по классификации НАТО: Mitten – рукавица) – учебно-боевой самолет УБС созданный в ОКБ им. Яковлева в сотрудничестве с итальянской компанией Aermacchi. Самолет предназначен для замены в ВВС России устаревших учебно-тренировочных самолетов L-39. В процессе разработки совместная работа с итальянцами была приостановлена из-за разногласий и каждая из фирм реализовали свою концепцию самостоятельно. Як-130 стал первым самолетом, который был полностью новой разработкой (а не модернизацией существующих машин) созданной в России после распада СССР. В тендере на поставку ВВС нового учебно-боевого самолета он обошел МиГ-АТ. Потребность российской армии в таких самолетах составляет порядка 250 единиц.

ЯК-130 оборудован цифровой комплексной системой управления разработки МИЭА – КСУ-130, которая выполняет функции активной системы безопасности полета, автоматического управления. Данная система позволяет в учебных целях репрограммировать характеристики управляемости и устойчивости самолета в зависимости от типа имитируемого самолета. Як-130 – это УБС, позволяющий готовить пилотов для самолетов, относящихся к 4 и 5 поколениям (МиГ-29, Су-30, F-15 и F-16, Eurofighter Typhoon и Rafale, F-22, F-35, а также ПАК ФА). Як-130 обладает системой электронной индикации, которая построена на 3-х жидкокристаллических многофункциональных цифровых индикаторах (МФЦИ) размерами 15 на 20 см без электромеханических приборов.
Як-130 и его ближайшие родственники

Як-130 – это моноплан классической схемы со стреловидным среднерасположенным крылом и цельноповоротным горизонтальным оперением. Развитые наплывы, расположенные перед крылом, обеспечивают устойчивое управление машиной на углах атаки до 35 градусов. Самолет оснащен трехопорным убирающимся шасси с пневматикой низкого давления. Использование данного шасси позволяет эксплуатацию машины на грунтовых аэродромах. Вспомогательная силовая установка ТА-14, обладающая электрогенератором переменного тока, позволяет автономную эксплуатацию Як-130 при возникновении аварийных ситуаций или на удаленных аэродромах, а также может быть применена в полете.


Самолет оснащен цифровой электродистанционной системой управления, которая обладает четырехкратным резервированием. Каждое место пилота оснащено катапультируемыми креслами, относящимися к классу «0-0». Катапультирование осуществляется «через фонарь» кабины и обеспечивает безопасное покидание самолета экипажем в различных аварийных ситуациях, в том числе при нулевой скорости и нулевой высоте полета.
Як-130 и его ближайшие родственники

Концепция УБС предполагает наличие на Як-130 различного вооружения и возможности моделирования боевого применения разного типа самолетов. Самолет имеет 8 узлов подвески, расположенных под крылом, и один узел подвески под фюзеляжем. Это позволяет самолету нести до 3000 кг. полезной боевой нагрузки, включающей различные ракеты, бомбы и контейнеры с различным оборудованием. Предусматривается вариант, по которому Як-130 может быть оснащен системой дозаправки топливом в воздухе.

Серийный выпуск Як-130 планируется развернуть на 2-х авиазаводах – в Иркутске и в Нижнем Новгороде. В настоящее время сообщения о числе заказанных самолетов постоянно меняются, считается, что к 2015 году ВВС России должны получить более 60 самолетов данного типа для обеспечения первоочередных потребностей в подготовке военных пилотов. Со временем данные машины должны будут полностью заменить парк устаревших учебно-боевых самолетов L-39, по приблизительным оценкам это должно будет произойти в течение 10-13 ближайших лет. Именно Як-130 станет основой российской учебно-боевой авиации. На декабрь 2012 года в составе ВВС России находится 26 самолетов данного типа.
Як-130 и его ближайшие родственники

Новый самолет получился существенно дороже и тяжелее предыдущего L-39, но приобрел при этом совершенно новые качества, которые позволяют применять машину не только в роли летающей «учебной парты», но и в роли легкого штурмовика, истребителя-бомбардировщика, разведчика и самолета РЭБ. Во всех этих случаях требуется внесение изменений на уровне 15% от базовой модели. Прорабатывается также вариант создания на базе Як-130 семейства перспективных ударных беспилотных летательных аппаратов «Прорыв», в этом случае объем переработки составит уже 60%.

Тактико-технические характеристики Як-130:

Размеры: размах крыла – 9,84 м., длина истребителя – 11,49 м., высота – 4,76 м.
Масса самолета нормальная взлетная – 7 230 кг., максимальная взлетная – 10 290 кг.
Запас топлива – 1700 л.
Тип двигателя – 2 ТРДД АИ-222-25, тяга – 2х2500 кгс
Максимальная скорость у земли – 1060 км/ч.
Практическая дальность – 1 600 км., с ПТБ – 2300 км.
Практический потолок – 12 500 м.
Экипаж – 2 человека.
Вооружение: точек подвески 9, максимальная нагрузка – 3 000 кг.

Итальянский УБС M-346

Ближайшим иностранным аналогом, практически братом российского самолета является итальянский M-346, который изначально разрабатывался совместно ОКБ им. Яковлева и итальянской компанией L’Alenia Aermacchi. На завершающем этапе проекта у сторон появились неразрешимые разногласия, и они остановили совместную разработку. В итоге каждая из 2-х фирм получила полную техническую документацию на базовую версию будущего самолета (планер). После этого были выпущены собственные модели УБС. При этом за итальянским УБС M-346 сохранились права на маркетинг и дистрибуцию по всему миру за исключением СНГ, включая и Россию. Рынок стран СНГ полностью отдан российскому Як-130.
Як-130 и его ближайшие родственники

Самолет был впервые представлен публике на авиасалоне Фарнборо в июле 2008 года. Использование в конструкции самолета титана и композитных материалов позволило снизить его массу примерно на 700 кг. по сравнению с исходным прототипом Як-130Д, что положительным образом отразилось на характеристиках самолета.

Заметно, что итальянский учебно-боевой самолет сохранил сходную с Як-130Д (демонстратор) хвостовую часть, а также вертикальный аэродинамический гребень в месте стыка наплыва и крыла. В то же время у него изменилась форма носового конуса, появилась штанга для заправки топливом в воздухе, совсем по-другому убирается шасси. В настоящее время данный самолет активно продвигается на рынке. Наиболее крупный контракт на данный момент заключен с Израилем. В феврале 2012 года ВВС Израиля приобрели 30 самолетов M-346 «Мастер», сумма сделки составила 1 млрд. долларов. Предполагается, что первые УБС будут поставлены в страну в 2014 году. Примечательно, что Як-130 и M-346 соперничают с собой в контрактах на поставку УБС для ВВС Филиппин и Малайзии.

Тактико-технические характеристики M-346:

Размеры: размах крыла – 9,72 м., длина истребителя – 11,49 м., высота – 4,76 м.
Площадь крыла – 23,52 кв. м.
Масса самолета нормальная взлетная – 6 700 кг., максимальная взлетная – 9 500 кг.
Запас топлива – 1950 л.
Тип двигателя – 2 ТРД ITEC (Honeywell) F124-GA-200, тяга – 2х2835 кгс.
Максимальная скорость у земли – 1060 км/ч.
Практическая дальность – 2 000 км.
Практический потолок – 13 700 м.
Экипаж – 2 человека.
Вооружение: точек подвески 9, максимальная нагрузка – 3 000 кг.

Китайский УБС L-15

Еще одним близким по духу самолетом, практически родственником, является китайский многоцелевой учебно-боевой самолет L-15, созданный компанией HAIG в Наньчане при непосредственном консультировании ОБК им. Яковлева. В отличие от Як-130 и его итальянского аналога M-346 китайский L-15 является сверхзвуковым самолетом учебно-боевой подготовки. Он предназначен для обучения пилотов, летающих на истребителях J-10 и J-11. Возможность полетов на сверхзвуке предопределила наличие двигателя с форсажной камерой. Благодаря этой особенности самолет, особенно в его задней части, существенно отличается от Як-130 и M-346, по этой же причине у самолетов разное хвостовое оперение. Хотя на виде сбоку L-15 мало чем отличается от российского и итальянского самолетов.
Як-130 и его ближайшие родственники

В качестве основой силовой установки китайских L-15 предполагается применять 2 форсажных двигателя АИ-222-25Ф, которые разрабатываются украинским ЗМКБ «Прогресс» им. Ивченко на базе существующего двигателя АИ-222-25, который используется на российском Як-130. L-15 оснащен цифровой ЭДСУ и имеет современную авионику. В отличие от своих российских и итальянских братьев он оснащен встроенной 23-мм пушкой. На внешних подвесках самолет может нести вооружение различных классов как управляемое, так и неуправляемое. Свой первый полет самолет совершил 13 марта 2006 года.

Конструкция УБС на 25% состоит из углеродных композиционных материалов, в том числе его хвостовое оперение, а также закрылки. Предполагаемый срок эксплуатации машины составляет 10 000 летных часов или около 30 лет. В 2010 году была представлена версия с форсированными дваигтелями АИ-222-25Ф. Новая версия носит название L-15 Lift. Благодаря модернизации маневренность самолета была доведена до маневренности истребителей, относящихся к 3-му поколению. При этом по скороподъемности L-15 Lift не уступает французскому Mirage 2000 и американскому F-16. В настоящее время самолет участвует в тендере ВВС КНР на учебно-боевой самолет нового поколения.

Тактико-технические характеристики L-15 Lift:

Размеры: размах крыла – 9,48 м., длина истребителя – 12,27 м., высота – 4,81 м.
Масса самолета нормальная взлетная – 6 500 кг., максимальная взлетная – 9 500 кг.
Тип двигателя – 2 ТРДД АИ-222-25Ф, тяга – 2х2500 кгс., на форсаже 2х4200кгс.
Максимальная скорость – 1715 км/ч (1,6М).
Боевой радиус – 550 км.
Перегоночная дальность – 3 100 км.
Практический потолок – 16 500 м.
Экипаж – 2 человека.
Вооружение: 23-мм автоматическая пушка, 6 точек подвески, максимальная нагрузка – 3 000 кг.

Источники информации:
-http://pkk-avia.livejournal.com/45401.html
-http://www.irkut.com/ru/services/projects/yak130
-http://igor113.livejournal.com/53057.html
-http://ru.wikipedia.org
Автор: Юферев Сергей


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 27
  1. bddrus 28 декабря 2012 08:53
    еще бы по стоимости данные для сравнения, а то что-то мне не нравиться и "маркетинг" с итальянцами, да и самолет их выигрывает по весу и дальности no
  2. Greyfox 28 декабря 2012 09:03
    Почему наш Як не оснащен системой дозаправки в воздухе? Это одна из сложнейших операций, почему не предусмотрено обучение летчиков на учебном самолете? Да и с композитами могли бы как итальянцы вес снизить...Еще минус-украинские движки (только по вертолетам от зависимости стали избавляться).Вместо насущного устроили возню вокруг "учебно-боевых" качеств.Из него может выйти только неполноценный боевой недосамолет (недоштурмовик-недоистребитель).Если нужен легкий "боевик"-возрождайте какой-нибудь суховский С-54/55/56 или делайте что-то новое.Все равно на рынке третьих бедных стран он китайский JF-17 не перебьет, а серьезным покупателям он в недобоевом состоянии нафиг не нужен (и уж избави Бог,чтобы наши ВВС вместо Су-25 ходили на штурмовку на каком-нибудь Як-130Ш !
    1. Zerstorer 28 декабря 2012 10:35
      Цитата: Greyfox
      Да и с композитами могли бы как итальянцы вес снизить...

      Тут может быть несколько вариантов невозможности использовать композиты:
      1) Низкие температуры эксплуатации (до -50), чем у этих там за бугром.
      2) Технологическая сложность и экономическая нецелесообразность.
      3) Сложность ремонта композитных изделий.(особенности национальной эксплуатациии).
      4) Есть вариант, что сделали так как умели... Но за это надо по шапке давать и заставлять переделывать.
      1. ССИ 28 декабря 2012 12:58
        Композиты в авиации - вещь абсолютно неоднозначная. Еще нет достоверных сведений, как они себя ведут. До сих пор применяются отдельные детали, но не силовые между прочим.
      2. Greyfox 28 декабря 2012 14:18
        Условия эксплуатации на высотах одинаковые-климатические особенности страны тут не при чем.Скорее всего по композитам мы отстаем.Китайцы при копирастии семейства Су-27 меняли элементы планера на композиционные, облегчая свои копии (но по китайцам информация всегда приблизительная).
        1. ССИ 28 декабря 2012 14:43
          Цитата: Greyfox
          Условия эксплуатации на высотах одинаковые-климатические особенности страны тут не при чем.

          Не в этом дело. Усталостная прочность, циклические нагрузки, а не климатика. В Штатах уже были аварии Эрбасов по композитному килю. Были введены ограничения по эксплуатации. На В-787 найдены трещины по композитам. Я эти случаи имел в виду. Но на МС-21 композиты будут применены, после испытаний. В принципе, отстаем мы в технологиях, это так, но в авиации лучше хорошее старое, чем неизвестное новое, я так думаю.
    2. ССИ 28 декабря 2012 12:54
      Цитата: Greyfox

      Почему наш Як не оснащен системой дозаправки в воздухе? Это одна из сложнейших операций, почему не предусмотрено обучение летчиков на учебном самолете?

      Вы сами и ответили - одна из сложнейших операций. А Як-130 - самолет первоначального обучения. Самолет - учебно-боевой. Поэтому - вначале - парта, а в случае необходимости - легкий штурмовик. Вспомните "Небесный тихоход", что-то вроде этого. Изюминкой данной машины является КСУ-130, позволяющая имитировать полет на любом истребителе, вплоть до поколения 4++, плюс возможность обучения будущих штурмовиков. В КСУ предусмотрен режим "Уход от осколков при бомбометании с пикирования". Поэтому, его надо рассматривать как ПАРТУ, а не штурмовик, штурмовик - это бесплатное приложение при особых (не дай бог) обстоятельствах.
      1. Greyfox 28 декабря 2012 14:27
        В передаче про финские ВВС было показано,что в строевых частях летчики многие элементы подготовки отрабатывают на учебных "Хоках" (которые штатно принадлежат этим частям), чтобы не гробить ресурс F-18 (плюс стоимость летного часа ниже) ,да и на учебнике сначала ту же дозаправку отработать легче тем более,что одним из преимуществ Як-130 является возможность имитации полета на различных типах современных истребителей.Почему бы нам не поступать так же как финнам?
      2. Akim 28 декабря 2012 15:13
        Цитата: ССИ
        имитировать полет на любом истребителе, вплоть до поколения 4++

        Самолеты этого поколения имеют управляемый вектор тягу. Как можно ее иммитировать? Никак.
        Akim
        1. ССИ 28 декабря 2012 15:33
          Несколько ошибаетесь, Аэродинамику тоже нельзя изменить, но с помощью мат. обеспечения, можно имитировать поведение самолета, поскольку обратная связь с руль. машинок позволяет имитировать различное поведение машины, даже машины с другой аэродинамикой. Т.е. самолет ведет себя подобно совсем другой машине. Таким же образом и с изменяемым вектором. Отклонения рулей будут имитировать вектор. Дело ведь не в самом отклонении вектора, а в том, как ведет себя самолет при этом, Я так думаю.
          1. Akim 28 декабря 2012 15:45
            Чтобы получить такую сверманевренность Вы представляете какие нагрузки на рули, элероны да и на сам фюзеляж. Это же не ракета класса "воздух-воздух"!
            Akim
            1. ССИ 28 декабря 2012 15:49
              Конечно, представляю. И лично знаком с разработчиками КСУ-130. Там, перегрузки до 9 единиц заложены, эксплутационные - 6 единиц, если мне память не изменяет.
        2. злойхомяк 28 декабря 2012 22:40
          У Як 130 интегрированный планер с развитым наплывом крыла и вихревая аэродинамика - то есть он принципиально аэродинамический схож с нашими истребителями 4 го поколения + эдсу то есть никаких проблем нет, единственное конечно для полноты ощущений тяговооруженности не хвати, но это для обучения не требуется.
          злойхомяк
      3. Устин 29 декабря 2012 03:23
        Добрый день, Сергей! Штанга скоро появится на Як 130.Разместить выносную можно и задумки такие уже есть.
    3. Bosk 29 декабря 2012 19:57
      Систему дозаправки поставить Як-у нетрудно...намного трудней мотивировать зачем учебному самолёту эта система(к тому-же при её установке цена мало--мало будит дороже и дороже не на копейки...)
  3. Rus_87 28 декабря 2012 09:09
    Уважаемые спецы, скажите пожалуйста, что это за "орнамент" нанесен на фонарь кабины, над головами летчиков, и зачем он нужен?
    1. regar 28 декабря 2012 10:21
      Это составной элемент системы аварийного покидания пилотами кабины. Используется для разрушения фонаря при помощи детонации.
      regar
    2. vaf 28 декабря 2012 12:00
      Цитата: Rus_87
      что это за "орнамент" нанесен на фонарь кабины, над головами летчиков, и зачем он нужен?


      Наш Як-130-й оборудован и оснащен новыми катапультными креслами К-36-3,5 класса "О на О" с разрушением остекления фонаря за счёт подрыва пирозарядов, которые установлены в виде белой ленты на остеклении и обеспечивает тем самым катапультирование "через фонарь"+! fellow



      Точно такая же система установлена и на вертолёте Ка-52

      vaf
  4. тлауикол 28 декабря 2012 09:40
    итальянский хорош
    1. Везучий 28 декабря 2012 12:19
      Наш еще лучше))
      Везучий
  5. andrey903 28 декабря 2012 09:41
    По характеристикам итальяшки и китайцы по крайней мере не хуже,и по цене скорее всего ниже
    andrey903
  6. Доктор Пилюлькин 28 декабря 2012 10:07
    Все это в Википедии почитать можно. Крайне скупой обзор. Минус.
  7. Akim 28 декабря 2012 10:43
    Если брали материалы только на русском. они не всегда точны. А Википедии вообще верить нельзя. А так макаронник может разгонятся до 1,2 Маха. И штанга дозаправки это просто опция. В Израиль они будут идти без нее
    Akim
    1. rero 28 декабря 2012 11:15
      v izrail kakraz budut idti shtangoi dazapravki,no ne vse a chast iz nix
  8. вакса 28 декабря 2012 12:06
    Итальянцам и был изначально нужен только наш планер, а свои технологии они передавать не собирались. Вот так и идут совместные разработки.
    1. Akim 28 декабря 2012 12:21
      А Миг-АТ разрабатывали с французами. Ну нет у нас опыта по УТС.. Вернее потеряли!
      Akim
    2. ССИ 28 декабря 2012 13:00
      Цитата: вакса

      Итальянцам и был изначально нужен только наш планер, а свои технологии они передавать не собирались. Вот так и идут совместные разработки.

      Вы совершенно правы. После продувки в трубе, итальянцы вышли из проекта. Авионика у них своя собственная. И неизвестно у кого лучше.
      1. jasorgho 28 декабря 2012 13:13
        странно что им тогда отдали планер, кто у них(яковлевцев) там сидит в отделах по сотрудничеству? Сначала посотрудничали с америкосами с F-35 теперь вот с итальянцами) неужели сложно было такое кидалово предусмотреть? что они вообще получили от этого сотрудничества?)
        1. andrey903 28 декабря 2012 13:25
          Можно с Ивеко их немного кинуть,отказаться от дальнейших поставок. Заодно и команду сердюкова которые что-то явно поимели от сделки
          andrey903
        2. ССИ 28 декабря 2012 13:26
          Денег на разработку планера. Вспомните конец 90-х, начало 0-х. Дружба с капиталистами на первом месте. Мы им планер, они нам технологии и авионику....
          1. Akim 28 декабря 2012 13:33
            Планера бы вообще не было, если бы не итальянские деньги.
            Akim
  9. USNik 28 декабря 2012 12:12
    Гугел говорит, что стоимость як-130 15-16млн сша, м-346 16-17 в зависимости от наворотов, а китаец 11млн, что печально sad
    USNik
    1. Akim 28 декабря 2012 12:24
      Китаец чуть хуже в пилотировании. Новичку тяжелее с ним справится
      Akim
    2. Bosk 29 декабря 2012 19:51
      Неудивлюсь если у кайцев моторесурс поменьше будит....потому и ценник почьти в разы меньше...
      1. Akim 29 декабря 2012 20:29
        Bosk,

        Двигатель-то один, разница только в наличии форсажной камеры.
        Akim
  10. Akim 28 декабря 2012 15:21
    Новый самолет получился существенно дороже и тяжелее предыдущего L-39, но приобрел при этом совершенно новые качества, которые позволяют применять машину не только в роли летающей «учебной парты», но и в роли легкого штурмовика, истребителя-бомбардировщика, разведчика и самолета РЭБ.

    Л-39 тоже имеет 4 точки подвески. А вот насчет остального.... А что у Яка есть радар?
    Akim
  11. алекс 241 28 декабря 2012 22:49
    ....................................
    алекс 241
    1. алекс 241 28 декабря 2012 22:51
      ........................................
      алекс 241
      1. алекс 241 28 декабря 2012 22:55
        .....................................
        алекс 241
  12. Простой 28 декабря 2012 23:27
    кабина пилота ЯК-130


    кабина пилота ЯК-130

    кабина пилота ЯК-130 1
    1. DeFormator 25 февраля 2014 23:18
      На фото - кабина Су-35С.
  13. valokordin 29 декабря 2012 08:29
    Красивая машина эх уже старые мы!
  14. Bosk 29 декабря 2012 19:48
    Как я понял итальянцы по дальности выигрывают наших на 200км благодаря внедрению композитов?
  15. Илюха 4 апреля 2013 12:09
    Як-130 в своей идее крайне удачная машина. Ведь в истории авиации сложно припомнить случай, когда ещё не запущенный в производство самолет,который себя еще не показал,желают довести на свой лад и начать выпускать ещё две страны!
    Инженерная мысль ОКБ "ЯК" произвела впечатление.
    Особенно преуспели китайцы, создав сверхзвуковую версию , L-15. В отличие от Як-130 и М-346, это не только УБС, а ещё и легкий истребитель, с радаром и скороподьемностью более 200 м/с. Есть проект и с одной кабиной,и допо.топливным баком. Есть проект палубного истребителя.
    Именно китайский вариант может быть востребован небогатыми странами, как универсальный самолет для всех случаев жизни и применения.
    У них часто нет и угроз,для оражения которых нужны тяжелые и дорогие истребители.
    L-15, при цене ок.10 млн.долл,вполне подойдет.
    Один Су-30 стоит 80 млн.долл,на эти деньги можно купить 8 шт.L-15.,что вполне хорошо для Уругвая и там,Конго,скажем.
    Илюха
  16. duke 28 июня 2013 09:27
    кто из спецов подскажет, почему на базе Як-130 нельзя сделать легкий истребитель? Двигатели для полетов на сверхзвуке -есть, афар понимаю -тоже, конечно нужны доработки по усилению планера, но не думаю это будет слишком дорого, ремонтная база имеется. Дело в том, что МиГ-35 весит уже более 23 тонн и легким его нельзя назвать даже с натяжкой, а ниша тяжелых истребителей занята великолепными Су...Базы кроме Як-130, для этой цели у нас пока -нет, если китайцы сумели на базе МиГ-21, создать новый FC-1, то у нас то их просто списали и никто этим не занимался. Создавать же с нуля реально легкий ястребок -дорого. Для такой страны нужно много легких и недорогих истребителей, так вместо одного МиГ-35 можно купить 3 Як-130. Зачем из него делать штурмовик, когда есть бронированный Су-25/39, а вот истребитель, ну хорошо, истребитель -штурмовик - был бы не плох. Или же все таки его планер не подходит для этих целей? А так рынок для него был бы огромный, многие страны с удовольствием бы купили такую птичку за 15 то миллионов, вместо 50-70 или 100 (МиГ 35, Су 30)...пож. подскажите...
    duke

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня