Ценность денег: Сравнение покупательной способности советского и современного российского рублей

185
Ценность денег: Сравнение покупательной способности советского и современного российского рублей

Сегодня одной из волнующих россиян тем является снижение курса национальной валюты. Ведь данная тенденция напрямую влияет на рост уровня инфляции и, как результат, на повышение цен в магазинах. Мало кто сегодня не обратил внимание на то, что покупательная способность рубля довольно серьезно снизилась даже по сравнению с предыдущим годом.

Впрочем, ЦБ РФ и правительство уже принимают меры по стабилизации курса национальной валюты. Поэтому, вероятно, уже в обозримом будущем падение рубля прекратится и уровень инфляции вернется в допустимый коридор.



В то же время некоторые наши соотечественники вспоминают времена СССР, заявляя, что тогда на один рубль можно было купить больше, чем сейчас на 100. И сними трудно не согласиться.

Автор канала «Правда Жизни» Сергей Шумаков провел интересное исследование, которое наглядно характеризует, насколько покупательная способность советского рубля в разные годы была выше, чем у современного российского.

В частности, если сравнивать цены на товары, которые в СССР можно было купить за один рубль в 1980 году, с современными, то выходит, что один советский рубль обладал покупательной способностью 424 российских рублей по состоянию на август текущего года.

Но и это еще не предел. Так, если сравнивать современный рубль по состоянию на август текущего года с советской денежной единицей 1975-го, то выходит, что тогда на 1 рубль можно было купить столько товаров, сколько сегодня на 566 рублей. В то же время в 1970 году данное соотношение составляло 1/612, а в 1961 году - 1/775.

В свою очередь, автор исследования отмечает, что столь слабым современный рубль по сравнению с советским был не всегда. Например, в 1990 году покупательная способность советской валюты соответствовала таковой у 154 современных рублей.

Справедливости ради, к вышеупомянутому исследованию стоит добавить данные о размере средних заработных плат в СССР и РФ. Например, в Советском Союзе данный показатель в Москве в 1980 году составлял 155 рублей. Следовательно, исходя из приведенной выше покупательной способности денег, средняя з/п в России сегодня должна равняться 65 720 рублей. Согласно официальным данным, средняя заработная плата в столице сегодня достигает 111 090 рублей, что значительно выше средней по стране в целом.

185 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +13
    13 сентября 2023 13:03
    Вон губер Подмосковья заявил что в Моск. обл. средняя зарплата 70 тыс.
    У нас горько посмеялись.
    1. +8
      13 сентября 2023 13:41
      а что тут сравнивать, главным мерилом в СССР сколько я на зарплату мог купить хлеба и сколько сейчас, СССР производил не только галоши, и фундаментальная наука развивалась, чего говорить мы сегодня еще пользуемся наработками ранних времен. Выход вижу во введении в оборот золотого рубля, ликвидировать доллар в ближайшее время не реально, реально развивать свою экономику и реально бороться с ворами и нуворишами, а то выпустили Чубчика а теперь сетуем почему он там остался, да не он один умыкнул денежки, а ведь вся либеральная экономическая политика России на его мировозрении строилась.
      1. +6
        13 сентября 2023 13:56
        Цитата: Silver99
        а что тут сравнивать, главным мерилом в СССР сколько я на зарплату мог купить хлеба и сколько сейчас,

        Автобус 5 копеек, бутылка водки 2 р. 87 коп. кварталата за "двушку" 8 руб. Штраф за вытрезвитель 25 руб.
        1. -2
          15 сентября 2023 20:56
          Телевизор - 750 рублей, автомобиль - от 8 000 до 10 000 руб.
      2. -16
        13 сентября 2023 14:05
        Покупательная способность в СССР была меньше, чем сейчас. Сочувствую, что у вас осталась такой же. При этом купить такие вещи как детский подгузники, например, в СССР вы не могли. Ну, не освоила советская промышленность настолько высокотехнологичные вещи.

        В общем-то, она мало что освоила. Почти все мало-мальски сложные (да и простые тоже) товары были либо копиями западных, либо отсутствовали вовсе. Те же кондиционеры и стиралки автомат, которые и так были в гомеопатических количествах, были лицензионными копиями моделей Хитачи и Индезит соответственно.
        1. +6
          13 сентября 2023 14:38
          Цитата: Witsapiens
          При этом купить такие вещи как детский подгузники, например, в СССР вы не могли.

          Пока жена была в роддоме, купил байки, нашил пеленок десяток штук, какие там подгузники, когда пеленки обшил кружевами - красота.
          1. -2
            16 сентября 2023 06:07
            Да, ушшш. Десять пеленок.... Это на полтора-два дня. А потом стой раком над ванной и стирай. Было б чем хвастать. Мог бы любимой жене хотя б 20 сшить. Всё хоть побольше.
            1. +1
              17 сентября 2023 16:30
              laughing laughing laughing А вот нечего бабе отдыхать! Десять пеленок и пусть рада будет, что при Советской власти живет! Ишь! 20 пеленок - это уже капитализмой пахнет. Бытовым разложением.
        2. +10
          13 сентября 2023 15:13
          Цитата: Witsapiens
          Те же кондиционеры и стиралки автомат, которые и так были в гомеопатических количествах, были лицензионными копиями моделей Хитачи и Индезит соответственно.

          Мы были второй экономикой мира, при этом все что производили было наше. В мире было 6 млрд человек, нас было 270 млн. Как вы хотели обогнать весь мир? У японцев была Хитачи но не было Космоса, совсем. В СССР вообще не было предметов роскоши. не развались он в 1990м к 1995 мы бы были сейчас круче Китая.
        3. +2
          14 сентября 2023 13:08
          Советская промышленность за 70 лет и не жила то спокойно. Вечная стройка либо с почти с ноля, либо после войны. Когда там что-то осваивать-то? Лишь вторая половина этого периода была более менее спокойной, вот и начали строить хоть что-то. И в первую очередь жилье.
          Американская же жила в относительном спокойствии пару столетий. Еще и дико нажилась на двух войнах.
          Вот и думайте. Не о подгузниках надо думать когда жилья на всех нет мало-мальски приличного.
    2. +10
      13 сентября 2023 13:48
      Во время СССР рубль был предназначен для ВЗАИМОРАСЧЕТА между людьми и государством.С учетом улучшения жизни населения.Тарифы на коммуналку,,продукты не менялись почти четверть века.Дорожали лишь предметы роскоши-автомобили,меха,.ювелирные изделия.спиртное,особенно водка..
      Рубль .при этом стоил почти грамм золота,а сегодня?
      В КАПИТАЛИСТИЧЕСКОЙ России назначение рубля -ПОЛУЧЕНИЕ ПРИБЫЛИ..
      Можно сказать ОДНО-доллар должен стоить не дороже 35 рублей.
      1. +10
        13 сентября 2023 13:51
        Вы не упомянули, что уровень жизни в СССР поддерживался за счет перераспределения доходов от полезных ископаемых и углеводородов всему народу, отсюда бесплатное жилье, образование и медицина.
        1. -10
          13 сентября 2023 14:07
          Получить "бесплатное" жилье - огромная проблема. Во-первых, его очень долго ждать, в среднем 10 лет; во-вторых, дают не то и не там, что хотелось бы.

          Сейчас, кстати, на человека приходится почти в два раза больше жилья, чем в СССР: 26 м2 сейчас против советских 14 м2. Ох, уж этот ужасный капитализм, ага.
          1. +6
            13 сентября 2023 14:16
            Цитата: Witsapiens
            Во-первых, его очень долго ждать, в среднем 10 лет; во-вторых, дают не то и не там, что хотелось бы.

            3-х комнатная кооперативная квартира 4000 рублей первый взнос, 8500 полная стоимость, очередь около года.
            1. +1
              13 сентября 2023 18:36
              Вступить в кооператив было довольно сложно. Людей с улицы не брали, кооперативы были преимущественно на больших предприятиях. Для вступления в кооператив жилая площадь на человека должна была быть менее (точно не помню) 15 м. кв. Второе, при средней зарплате 150 руб. сколько лет надо копить 4000? А кушать надо ежедневно. А кредитов не было. Очередь, если повезёт вступить, может продолжаться сколько угодно - может год, может пять, может десять. От очень многих факторов сей срок зависил.
            2. +1
              13 сентября 2023 20:27
              Примерно восемь годовых зарплат молодого врача, так-то.
            3. 0
              15 сентября 2023 13:33
              Для советской жизни - космические деньги. Недаром, на вступивших в жилищный кооператив смотрели очень косо. Да, и платить там вообще за все приходилось самим. Приблизительно как сейчас.
          2. +7
            13 сентября 2023 14:50
            Сударь, предлагаю вам не останавливаться и начать сравнить количество квадратных метров а современной и царской России. Еще сравните количество квадратных метров сегодня и во времена Бориса Годунова. Между прочим при Годунове с машинками автомат вообще беда была. А лет через 40 сравним с вами количество метров сейчас и в 2063. Еще сравним с вами мозговые импланты и скорость квантовой передачи данных. Смекаете к чему я клоню?
          3. +3
            13 сентября 2023 14:51
            Цитата: Witsapiens
            Сейчас, кстати, на человека приходится почти в два раза больше жилья, чем в СССР: 26 м2 сейчас против советских 14 м2. Ох, уж этот ужасный капитализм, ага.

            что за бред, Батенька? вопрос бы хоть изучали перед тем, как писать.. советских 14м2 жилой! площади-это если про однушку, не общей.. а сейчас 26 кв.м. общей площади-разницу ощущаете? то есть примерно столько же, даже меньше, поскольку однушек по 26кв.м в СССР не было....
            1. 0
              15 сентября 2023 13:36
              Да, ладно трындеть-то! Жилье строилось даже в 90-е. А народу стало 140 млн. Арифметика. Кто-то же купил все это жилье. И живет. Так что как ни считай, а увеличилось и серьезно. Но это опять же безотносительно строя.
          4. +2
            13 сентября 2023 15:53
            Может, где и долго, мой директор сразу "жить есть, где? Бери на Молодёжной дом, выбирай, их там пять штук, все новые" место просто блеск, до этого предлагали на тепличном комбината, правда ЦК, три месяца квартира в новой 9-и этаже, после развала приватизировал за 3000 у.е. кооператив 3-шка в город стоил 10000руб. Дядя мой был шефом лётной столовой в Андерме купил себе
            1. 0
              15 сентября 2023 13:38
              Где как. Зависело от предприятия. Но 10 лет в среднем. А кто-то не успел. Причем наши ровесники. И остались в малосемейках.
        2. 0
          14 сентября 2023 13:19
          Цитата: Silver99
          отсюда бесплатное жилье, образование и медицина.

          И не только !
          Дело не в одной только покупательной способности рубля. В СССР были весьма щедрые
          " общественные фонды потребления " . Они составляли 30-40% потребления. А сейчас надо платить за всё.
    3. 0
      27 июля 2024 05:11
      Еще скажи что это не так, особенно для подмосковья
  2. +17
    13 сентября 2023 13:09
    Пром товары в СССР были достаточно дорогими. Зато ЖКХ, всякие путевки в санатории/пионерлагеря, детсад, бассейн стоили символических денег. Спортивные секции, инвентарь вообще бесплатно.
    1. +7
      13 сентября 2023 13:15
      Пром товары в СССР были достаточно дорогими. Зато ЖКХ, всякие путевки в санатории/пионерлагеря, детсад, бассейн стоили символических денег. Спортивные секции, инвентарь вообще бесплатно.


      Товары длительного пользования были относительно дорогими, но и служили дольше чем сейчас. А вот к упомянутому вами ещё и питание было относительно недорогим, что часто порождало некий дефицит на отдельные товары.
      Но такая политика позволяла гражданам делать накопления.
      1. -8
        13 сентября 2023 13:49
        Чево?! Примеры приведёте? Что дольше служило? Телевизоры? Аудиотехника? Автомобили? Бытовая техника? Ну, может только холодильники. И еще часы. Бинокли вот до сих пор продают. А остальное? Да, не смешите.
        Иначе не гонялись бы за ЛЮБЫМ импортом.
        1. +4
          13 сентября 2023 13:58
          Цитата: mmaxx
          А остальное? Да, не смешите.

          Сыт обут и на выпивку хватало.
          1. +1
            13 сентября 2023 20:36
            С выпивкой-то сейчас легче. Не знаю даже, так ли этому надо радоваться?..
          2. -2
            15 сентября 2023 13:43
            Кому надо было только выпить, - всегда хватало. Еще надо вспомнить как Сов. власть нянчилась с алкашами. Возле КАЖДОГО крупного предприятия ставили наркологическое отделение. Алкашам полагался дополнительный отпуск 30! дней для лечения алкоголизма. Вот это забота о народе! Только этот народ считал коммунистов ворами и жуликами, зажравшимися начальниками, хотя при этом некоторые получали больше. И ненавидели этих коммунистов из-за спины.
          3. -1
            15 сентября 2023 13:46
            А уж бухали как..... по пол-цеха 2 недели с завода просто никуда не уходили. Просто вечером бухали, ночью спали, днем работали. А если уйдешь, жена получку отберет сразу. Потом все передохли в 90-е. Никакие проклятые коммунисты пить уже не мешали.
        2. +4
          13 сентября 2023 14:12
          Чево?! Примеры приведёте? Что дольше служило? Телевизоры? Аудиотехника? Автомобили? Бытовая техника?


          Представляете да. Поломки случались, но и ремонтопригодность была феноменальной. Купленный в 1963 году моими родителями первый телевизор прослужил 17 лет, после чего был заменён цветным. Да что говорить, я только пару лет назад отправил в почётную отставку кухонный комбайн купленный в 1988 году. И то потому что понадобился более производительный.
          ВАЗ-21013 1986 года продал в 2006 полностью в рабочем состоянии. При этом обслуживание и текущий ремонт делал сам, потому это был именно автомобиль для семьи, а не средство заработка всяких СТО, производителей запчастей, страховых агентов.
          Не надо слушать сказки о калошах.
          1. +4
            13 сентября 2023 14:25
            Цитата: vovochkarzhevsky
            ВАЗ-21013 1986 года продал в 2006 полностью в рабочем состоянии.

            ВАЗ-2106 и "Волга-24" начала 80-х отработали до развала без проблем, а на "Волге" в грибы так до 2000 мотался. Удобства не очень, но едешь, не пешком идешь.
          2. 0
            15 сентября 2023 13:50
            Советский телевизор работал год. Потом сплошные ремонты. Всякое другое, никак не дольше нынешнего. Про всякие магнитофоны даже говорить смешно. Владельцы японских были небожителями. Автомобили.... а кто скажет про пробег? Когда Жигулю двиг капиталили? Да тем машинам нынешние пробеги не снились.
            А уж терпеть советский кухонный комбайн.... Это ж как надо не любить свою жену. Поди еще и ножики советские на кухне? Они-то вечные...
          3. 0
            23 сентября 2023 06:56
            Только свой опыт. И опыт окружающих. До покупки Фуная в 90-х, сменили 3 телика. 2 чб и цветной Радуга. Работали по году. Потом просто сыпались. Один раз в жизни приходил на дом мастер. А так, только мастерская. Две на город. Вес телика кг 20-25. Машины нет. Тол ко общественный транспорт. С учетом его забитости, довезти до ремонта была та еще головоломка. Хорошо потом, до покупки цветного (тот был уже п/проводниковым), нашел на барахолке канал покупки ламп. И менял их сам. Лет 5-6 так протянул. Причем, с кем ни говорил, все потдверждали. Год и всё.
            У деда с бабушкой был чб Горизонт. Неплохой по надежности. Ничего плохого не скажу. Но и смотрели его только на новости вечером. Может кино иногда. Или когда я у них болтался. Но тоже потом лампы выгорели.
        3. 0
          13 сентября 2023 14:15
          Сейчас вся страна живет на импорте или мы все китайцы.
        4. +2
          13 сентября 2023 14:52
          Так и сейчас вме гоняются за импортом, только импортом стали конкретные бренды. Холодильник атлант не хочу, хочу аег, сяоми не хочу, хочу айфон и тд. Только теперь отечественных альтернатив вообще не стало.
      2. -3
        13 сентября 2023 14:15
        Цитата: vovochkarzhevsky
        Пром товары в СССР были достаточно дорогими. Зато ЖКХ, всякие путевки в санатории/пионерлагеря, детсад, бассейн стоили символических денег. Спортивные секции, инвентарь вообще бесплатно.


        Товары длительного пользования были относительно дорогими, но и служили дольше чем сейчас. А вот к упомянутому вами ещё и питание было относительно недорогим, что часто порождало некий дефицит на отдельные товары.
        Но такая политика позволяла гражданам делать накопления.


        Во-первых, насчет длительности службы, это банально не правда.

        Во-вторых, о, пошли мерзкие сказки "у людей денег было много, потому был дефицит". Вам должно быть стыдно за такую убогую ложь. Потребление фруктов и ягод в СССР вообще было в два раза меньше, чем сейчас. В 2 РАЗА МЕНЬШЕ.
        1. +7
          13 сентября 2023 14:54
          Сейчас данные потребления основаны на данных ритейла. А тогда на чем? В каждом районе был спецхоз и сады. Ели конечно меньше ну так и пальмы ели меньше. И резиновых помидор, которыми можно в лапту играть тоже меньше ели.
        2. +2
          13 сентября 2023 14:55
          Опять лукавите Батенька! фрукты 1986 42 кг, сейчас 60 кг потребление.. но неожиданно: В мире наибольшее потребление фруктов на душу населения в 1990 году было в Руанда - 365 кг. и что дальше?
          1. +4
            13 сентября 2023 16:15
            Я не вижу в продаже, даже живя в Крыму хорошего яблока, нет они есть, но всё больше трава- травой, ни цвета ни вкуса, сколько ели фруктов, а кто его считал? Девчонки постоянно ели, я под настроение, но полтонны- тонна уходила влёгкую, да, был бригадира в саду, мы все были с яблоками, виноград тоже не проблема, одноклассников никто не отменял. Севера согласен, но у нас собранная утром черешня вечером была в Мурманске
        3. +1
          14 сентября 2023 10:23
          Во-первых, насчет длительности службы, это банально не правда.


          А чем докажите, мамой поклянётесь?

          Во-вторых, о, пошли мерзкие сказки "у людей денег было много, потому был дефицит". Вам должно быть стыдно за такую убогую ложь. Потребление фруктов и ягод в СССР вообще было в два раза меньше, чем сейчас. В 2 РАЗА МЕНЬШЕ.


          Опять же? Откуда дровишки? Сейчас только вырубают да застраивают сады которые были в СССР.
          1. 0
            15 сентября 2023 13:56
            Опять вопрос: кто все съел. Сады, фермы... мясо-удои... Вот мучаюсь. Т.к. в областном сибирском городе не было просто ни÷@$$^чего. Вот не досталось мне жить на украине, крыму, ташкенте и ростове. И я не могу понять, почему до 20 с лишним лет был третьим сортом из людей. Молочка раз в день в один гастроном в районе и к 18.00 почти ничего не остается. А! Транспорт при этом ездил просто отвратительно. И тот кто на работе, к этим остаткам просто не успевал.
          2. 0
            15 сентября 2023 14:00
            Да, почти все было барахло. И служило недолго. Я вот подтвержу. Долго служили холодильники. Это да. Но сравнивать наши холодильники и, например, финские... Смешно. Посуда. Чего ей сделается.
    2. +7
      13 сентября 2023 13:16
      Пром товары в СССР были достаточно дорогими. Зато ЖКХ, всякие путевки в санатории/пионерлагеря, детсад, бассейн стоили символических денег. Спортивные секции, инвентарь вообще бесплатно.

      Согласен, добавлю только что при СССР ещё была проблема купить особенно хорошую вещь. Существовали очереди (на годы), розыгрыши, выдавали талоны на покупку передовикам.
      1. 0
        13 сентября 2023 14:05
        Цитата: Аркадич
        Существовали очереди (на годы), розыгрыши, выдавали талоны на покупку передовикам.

        Дай продавцу "на лапу", всё получишь без очереди и без талонга.
        1. +2
          13 сентября 2023 14:27
          Цитата: carpenter
          Дай продавцу "на лапу", всё получишь без очереди и без талонга.

          Дима, это в Эстонии все было, а по РФ всегда были проблемы.
        2. -1
          15 сентября 2023 14:06
          А это случаем, не коррупция?
          Хотя почти только так удалось купить мебельную стенку. Надо было мебель в новую квартиру. 25 рублей заплатили знакомой, которая жили рядом с мебельным магазином Одним большим на город 600 тыщщ. Она полгода отмечалась каждый день с утра в очереди. Отметиться можно было только утром. Все. Никаких вариантов. Так она осчастливила нескольких. Стенка, кстати, стоила больше 900 рублей. Самая обычная. ДСП под бумагой. Никакой полировки. Не говоря про то, что и собралась криво. Эквивалент сегодня за эти деньги - дубовый массив аналогичного объема. Сколько стоила румынская мебель или югославская страшно вспоминать.
        3. 0
          16 сентября 2023 17:40
          Даже Остап Бендер чтил уголовный кодекс.
    3. +1
      13 сентября 2023 13:22
      Далеко не все секции и инвентарь были бесплатными. И далеко не везде. Но в целом с этим да, было сильно легче.
      1. +5
        13 сентября 2023 14:02
        inux28 Помнится, была возможность научиться (абсолютно на халяву!!!) прилично пилотировать самолет/вертолет. Всё что требовалось -- не иметь троек в ВУЗе и прыгнуть с парашютом. Ну и примерно полгода посещать собственно теоретические и практические занятия на земле. Я было загорелся этим желанием, но не решился прыгнуть с парашютом :(
        Теперь же с парашютом можно не прыгать, но вынь да положь 400 тыс. руб только за начальный курс обучения. Это полет "по коробочке" с инструктором и получение корочки пилота. Это я про обучение пилотированию вертолета Робинсон.
        1. +2
          13 сентября 2023 14:29
          Цитата: МБРШБ
          Теперь же с парашютом можно не прыгать, но вынь да положь 400 тыс. руб только за начальный курс обучения.

          При СССР я это сделал бесплатно в аэроклубе, при налете 80 часов.
        2. 0
          13 сентября 2023 20:25
          Я даже знаю таких людей. Но я ребенком так же занимался в платной секции дзюдо, и, когда попал в сборную клуба, за кимоно родители платили. Так что бесплатно было не все.
          1. 0
            16 сентября 2023 20:18
            Спортклуб" Динамо" мальчишка, 13 лет, самбо, бойцовки+ куртка=25-30 руб и всё на этом, дошёл до 1-взрослого, потом сдуру бросил( переломный возраст)
            1. 0
              23 сентября 2023 07:05
              Если по мне, я бы убился бы, если бы матери пришлось 25 руб. отдать. Денег просто не было. Лет с 14-ти подрабатывал, когда представлялась возможность. Но помню, что в дзюдо в 13 меня уже не взяли. Сказали - поздно. Всё.
        3. +1
          15 сентября 2023 14:09
          Вообще, с техническими (ДСААФовскими) видами спорта было. Сейчас - нет.
          Но вот по парашюту. Требования были зверскими, как и отбор. Так что до самолета, надо было еще как постараться.
          1. 0
            17 сентября 2023 07:37
            Через знакомства всё делалось, но что я знать об этом?пацан 14-16 лет?мама- аэропорт, батя- военный музыкант, оркестрррр- это вообще всё!!! Да так и было, с армии вернулся, друг в аэроклубе, вертолётчик, давай, иди , учись, но, друзья, девушки и понесло не до авиации, страшно жалею, на дембель комполка, лётчик-снайпер Губанов " в с/х -шагом марш" накаркал???
        4. 0
          16 сентября 2023 17:47
          Обучение пилотированию самолета в СССР автоматически Вам меняло ВУС. Это обучение осуществлялось не от благотворительности. Был у меня один такой знакомый, раз в несколько лет он проходил сборы по поддержанию навыков пилотирования вертолета. С военкоматом лучше было не шутить.
    4. 0
      13 сентября 2023 14:13
      Промтовары были не только дорогие, но много чего тупо не было. Да почти ничего не было. Либо было лишь формально. Вы видимо хорошенько там уже забыли о том, какого это было жить в те времена.
  3. -1
    13 сентября 2023 13:13
    Например, в Советском Союзе данный показатель в Москве в 1980 году составлял 155 рублей. Следовательно, исходя из приведенной выше покупательной способности денег, средняя з/п в России сегодня должна равняться 65 720 рублей.


    АЯЯЙ - такая неплохая статья, но в конце ответили реверанс борцунам передернули.

    Не в России сегодня а в Москве сегодня. А в Москве он сегодня 111000.
    А что бы узнать какая зарплата должна быть в РФ сегодня надо взять зарплату в 1080 году не в Москве а в СССР в целом. Уверен она СИЛЬНО меньше чем 150 руб.
    1. +4
      13 сентября 2023 15:00
      Цитата: bk316
      Уверен она СИЛЬНО меньше чем 150 руб.

      Ну если зарплата с премией, да на руки только 150 руб. то у нас бы все заводы и стройки встали. Но это не в РСФСР.
  4. +6
    13 сентября 2023 13:13
    Продукты питания, шмотки и все то, что продается в магазинах сильно подешевело (упала себестоимость) с тех пор благодаря современным технологиям. А вы сравните сколько стоили поездки на поезде или полеты на самолёте в советское время, услуги ЖКХ, лекарства в аптеках, путевки в санаторий... Советский человек мог позволить себе это намного больше.
    1. +6
      13 сентября 2023 14:13
      Stas157 да, помнится, от нехрен делать, будучи студентами, летали на 300-500 км самолетами Л-410, Як-40, Ан-24 и даже Ан-2. Полет стоил в 1,5-2 раза дороже ЖД, но столько удовольствия! Кроме Ан-2 :))
      1. +3
        13 сентября 2023 15:06
        Цитата: МБРШБ
        Полет стоил в 1,5-2 раза дороже ЖД

        От Таллина до Питера, что мягкий Ж/Д, что самолет - червонец, автобусом 4 руб. 58 коп.
      2. +2
        15 сентября 2023 14:12
        Сейчас однозначно дороже, но не уж и сильно. Если надо - никаких проблем.
        А вот билетики достать в те времена.... на дефицитные направления... Знакомства в кассах очень ценились.
        1. 0
          16 сентября 2023 20:26
          Ящик яблок решал все проблемы( шутка, но правда), но могли же слетать в Москву на обед и вернуться, было и такое, пока неженатые были, эх молодость, купе Симферополь- Москва 25, аэробус- те-же деньги
          1. 0
            17 сентября 2023 16:40
            Да.... Где б еще в Сибири было взять ящик яблок? Вообще, у нас особо взяточничества не было.
  5. +6
    13 сентября 2023 13:13
    Жалеть о том, что было, занятие так себе... делать, что б прям завтра стало жить нормально, занятие то, что надо.
    Как и что надо делать, тема отдельного разговора... впрочем, обсуждали это не раз, повторятся смысла нет.
  6. +4
    13 сентября 2023 13:13
    Небольшое сравнение.
    1. В СССР на 1 руб. можно было очень хорошо пообедать. А что сейчас?
    2. Батон булки - 0,14 руб. А что сейчас?
    3. Помывка в бане с парилкой - 0,30 руб. А что сейчас?
    4. Буханка хлеба - 0,13 руб. А что сейчас.
    5. Бутылка водки - 3,62 руб. А что сейчас.
    6. Проезд в транспорте - 0,03 руб. А что сейчас?
    7. Газета "Труд" - 0,03 руб. А что сейчас?
    8. Говядина за один килограмм - 2,30 руб. А что сейчас?
    9. Колбаса вареная высшего сорта за один килограмм - 2,60 руб. А что сейчас?
    10 Рыба замороженная неразделанная за один килограмм - 0,52 руб. А что сейчас - рыба стала дороже мяса.
    11. Сырок плавленый «Дружба» - 0,13 руб. А что сейчас?
    Каждый может сам вспомнить и дополнить этот список.
    1. +3
      13 сентября 2023 13:24
      Небольшое сравнение.

      Наверху rocket757 вам хорошо ответил, в прошлом вспоминается только хорошее, а давайте вспомним дефицит, "колбасные" поезда, деньги есть а купить не чего, продажа с нагрузкой. Помните?
      Ностальгия это хорошо, главное чтобы она не закрывала настоящее и будущее. hi
      1. +1
        13 сентября 2023 13:55
        а что с колбасой не так ? Докторская на то и была диетической, уберите трансжиры и заменители из современных "продуктов" и получите полки середины 90 гг. Помню магазины в Москве времени, очередь стоят ждут парное мясо, а колбаса вон лежит берите сколько унесете.
        1. -1
          15 сентября 2023 14:28
          Из той колбасы, что доставалась некоторым, не вкусившим счастья, она была отвратительная. Просто ужас. Ее специально жарили, чтобы отбить этот отвратный вкус. Сейчас никто не заставляет человека покупать плохую колбасу. Просто не покупайте. Магазины просто перестанут ее заказывать. Выбор есть. Это не талоны на 800 гр. колбасы. Вообще, талоны были на 1 кг мяса. Мяса не было в принципе. Заменялрсь это 800 г колбасы или 600 или 700 г копченой колбасы. Но копченая была просто чудом. Ее только доставали. Где-то. Так вот брали то, что есть. Не выкупишь талон за месяц - свободен. А то, что было до талонов было еще хуже. Это с утра сметалось пенсионерами, которые могли стоять до привоза в очереди 2-3 часа. И это с года 75-76го. Раньше я просто не помню про мясопродукцию.
      2. +1
        13 сентября 2023 14:12
        давайте вспомним дефицит, "колбасные" поезда, деньги есть а купить не чего,

        Был так же анекдот:
        Хвост длинный длинный, глаза горят, а мяса мало!
        Что это такое?
        Это очередь за мясом!

        Давайте будем честными. Колбасные электрички и подобные очереди были скорее из области анекдотов. Ездили в Москву за колбасой - ездили. Но не потому что где то не было колбасы, а потому, что в Москве только вареной колбасы было больше 20 сортов и качество ее сильно отличалось от "немосковской" в лучшую сторону. Я в конце 70- начале 80 довольно часто ездил в нее в командировки и обязательно "затаривался" "Языковой" (Кто не знает - это была такая вареная диаметром ~15 см, а внутри была квадратная начинка примерно 5х5 см, выложенная из темных кусочков языка и белых кусочков шпика в шахматном порядке) и шоколадными конфетами в фирменном магазине на Кропоткинской. Дома такого и близко не было. Были и колбаса, и мясо и конфеты. Но "поплоше". И их надо было "доставать", переплачивая продавцам. То же самое было с одеждой и обувью, холодильниками и стиральными машинами.
        Но все ходели сытые, обутые и одетые, а холодильники у всех были полные. Потому что у людей были деньги, честно заработанные на заводе, в школе или в НИИ. А продавцы, имея кучу денег, прятали их ото всех. Помните как у Жванецкого: "Батареи отопления тоже из золота, но грязью обмазанные, что бы никто не догадался."
        Зато практически все ездили в отпуск на курорты (ну или дикарем). Образование, включая высшее, было бесплатным. Будешь честно трудиться и не бегать с одной работы на другую, лет через 10 получишь бесплатную квартиру. Хочешь машину - езжай "на заработки" на севера или на юга в пустыню. Не хочешь в пустыню, но хочешь машину - защищяй докторскую диссертацию.
        p.s. Сравнивать СССР и нынешнюю Россию просто нельзя. Это были разные страны с другими людьми. С другими критериями ценностей и другим мышлением. И с уверенностью в завтрашнем дне.
        1. +3
          13 сентября 2023 14:46
          Могу добавить... у нас в городе 2 мясо комбината было. Те кто там работал, отаваривались в маленьком магазинчик при заводе... Колбаса, СОСИСКИ, были супер вкусные... у меня дед там работал и соседи по площадке, на заказ, могли принести вкусняшек на любой вкус!
          В городе, такое, можно было купить и в магазинах, но только по знакомству... или в копторге, но уже по другой цене.
          Что ещё... в городе был спец магазин, распределитель, откуда отаваривались известно кто, но помимо них, от туда снабжались ШКОЛЫ, ДЕД САДЫ, БОЛЬНИЦЫ и прочее, прочее, относящиеся к 1 категории снабжения!
          В общем, В ПРИНЦИПЕ У НАС ВСЕ ЕСТЬ, вот только где этот магазин ПРИНЦЫП, знали далеко не все!!!
          Как то так оно было и много где, кроме столиц и не многих закрытых городов!
          Я много их повидал, так что за свои слова готов ответить.
          1. 0
            17 сентября 2023 07:54
            Банка бразильского кофе мне помогла купить спинниговые катушки" Орион" кто в курсе, тот знает, да, был дефицит, но и страна была, но весело жили!!!хлеб был хлеб, мясо было именно мясом,да меня в 1988 в "партизанах" кормили на убой мясом с гречкой, если выбирать между РФ и СССР, однозначно-СССР!!!
        2. +1
          13 сентября 2023 15:00
          Кстати да раньше наворованное прятали, сейчас на показ выставляют. У меня на родине как в 86 директора угольного склада увезли ребята из ОБХСС так его больше никто и не видел. А жена сама к родителям вернулась, в другой поселок, так как быть женой взяточника было стыдно и проблемно. Сегодня то лучше стало, можно унитаз из золота отлить, и если сядешь, все равно выйдешь и унитаз никуда не денется.
          1. 0
            15 сентября 2023 14:30
            Не прятали. В своей среде вполне хвастали. Просто чужих эта среда к себе не пускала. Впрочем, как и сейчас.
        3. 0
          15 сентября 2023 14:29
          Может у вас так и было. А у кого-то не было.
      3. +1
        13 сентября 2023 14:17
        продажа с нагрузкой. Помните?

        Мне, наверное, повезло. Ни разу ничего не покупал с нагрузкой. Более того, не попадал на такую продажу. (1965 г.р.)
        1. +1
          13 сентября 2023 14:37
          С нагрузкой шли продуктовые наборы в сов учреждениях, на заводах, но далеко не везде... в основном в центровых городах! Видел, УЧАСТВОВАЛ... специфика службы/работы, бывать приходилось везде и по ногу раз.
          Кстати, забавный момент... в Москве, в Институте.... продовольственные наборы сотрудникам продавали с такой нагрузкой, что мы, прикомандированные махались с местными... они забирали НАГРУЗКУ, а мы брали основной продукт. Это, конечно, курьёз, но так тоже было.
      4. +2
        13 сентября 2023 14:29
        В прошлом было РАЗНОЕ!!!
        Помнить надо, но квохтать с утра до вечера... зачем?
        Надо делом заниматься, стремится наладить нашу жизнь по новому так, что вернуть самое лучшее, которое было тогда.
        Задача сложная и реализовать её можно только тогда, когда соберёмся все вместе, с конкретной целью!
        В общем, все как по учебнику.
      5. +1
        13 сентября 2023 15:18
        Цитата: Аркадич
        а давайте вспомним дефицит, "колбасные" поезда, деньги есть а купить не чего, продажа с нагрузкой. Помните?

        Это плохо, но у нас за колбасой поездов правда не было, не слишком густо, но три копченых и три вареных сорта, до развала, всегда были.
    2. +2
      13 сентября 2023 13:24
      Если, конечно, колбаса и мясо были в магазине. Это случалось не всегда и не везде.
      1. +3
        13 сентября 2023 14:25
        inux28 мясо было на рынке. Пусть дороже, но не в 2 раза. Но ведь жаба душила переплачивать! А вот рыба была, и дешево. Сейчас же рыбьи цены -- какая-то дикость для тех, кто помнит 1980-е и ранее.
        1. 0
          13 сентября 2023 18:59
          "Океан" Симферополь,1976, скумбрия копчённая- 1,40 за кг, так не брали-это много, связки были по2-3 кг, а рыбный четверг? Всё правильно, была другая цивилизация, можно долго ностальгировать, но, не вернуть ничего нельзя, что нас всех ждёт одному Богу известно, будем надеяться на лучшее, а плевать в прошлое своей Великой Страны- дело неблагодарное
        2. 0
          13 сентября 2023 20:30
          С рынком все от региона еще зависело. Знакомые в Коми, в Инте, просто осенью тушу оленя покупали у колхозников каких-то, вполне официально, и за окно вешали. Тогда глобального потепления еще не было :-), в большинстве случаев до весны благополучно не тухло.

          Но мы все-таки про магазины и госцены, нет? Так-то все в стране было, если мимо кассы...
        3. +1
          15 сентября 2023 14:33
          Для кого-то эти в 2, а то и больше, были просто стопом. Не всегда и не у всех с деньгами было благополучно.
    3. +2
      13 сентября 2023 14:09
      А сейчас +- то же самое. На 300 руб при средней зарплате в 70 т.р. можно поесть 230 раз. На 1 рубль при средней зарплате в 200 руб. можно поесть 200 раз. Говядины на 200 руб выходит 86 кг, а на 70 тыс - 116 кг по 600 руб. То же самое с хлебом, колбасой и т.д. Изменилось многое, но в целом как жили, так и живем. Не голодаем, на машинах ездим, на моря ездим, квартиры покупаем. Только раньше шахтер много получал, а сейчас программист, топовый блоггер или пластический хирург.
    4. -3
      13 сентября 2023 14:11
      А сейчас всего это средний человек может купить больше, чем тогда. Одних только фруктов и ягод сейчас потребляют на человека в среднем в два раза больше, чем при СССР, агась. А в СССР даже жалкий мандарин был чем-то праздничным.
      1. 0
        15 сентября 2023 14:34
        Надо же! Есть ведь минисующие! Вообще у народа память отшибло!
    5. -3
      13 сентября 2023 14:11
      Небольшое сравнение.

      Ну давайте попробуем. Берем 80 год коэффициент из статьи 400

      Обед за 400 рублей - можно, но так себе обед
      Буханка хлеба - 52 рубля - аж 3 буханки купить можно
      Бутылка водки - 1448 рублей - любую водку можно купить а можно и бутылки 3 нормальной
      Говядина за один килограмм - 920 рублей это кило 2-3
      Итого по еде получается что при коэффициенте 400 жизнь стала дешевле в 2-3 раза.
      1. +1
        14 сентября 2023 13:30
        Ну давайте попробуем. Берем 80 год коэффициент из статьи 400

        Короче минусуйте не минусуйте, а то возможность потребления и соответственно уровень потребления возросли по сравнению с 80 ми ЭТО ФАКТ. О чем и написали товарищи ниже.

        Впрочем все эти коэффициенты от лукавого. Для тех кто помнит 80-е и у кого мозги не убиты борцунизмом. Просто попробуйте абстрагироваться и думать только о потреблении а потом сами себе честно ответьте когда с этим было лучше тогда или сейчас. Ответ очевиден. В целом мы общество потребления построили. laughing Хорошо это или плохо вопрос отдельный, но живем мы богаче.

      2. 0
        15 сентября 2023 14:38
        За 400 рублей - это даже в центре Москвы поесть можно. А где такая дорогая говядина? Ну, 400-500. Свинина меньше. Причем это вырезка. Ни грамма костей. Про водяру разговоров нет. Те, для кого она была основным продуктом, давно ушли.
        При этом, овершенно понимаю то, что есть реально бедные люди.
    6. +3
      13 сентября 2023 14:25
      Каждый может сам вспомнить и дополнить этот список.

      12. Электроэнергия - 4 коп кВт Ч, сейчас 4,85 руб (Апрель 2023г, Воронеж)
      13. Бензин АИ-93 (1983г) - 40 коп/л. Сейчас А-95 (56,9 р/л Татнефть)
      14. ВАЗ 2105 (1983г) - 8165 руб по очереди, срок ожидания от 5 лет. А сейчас новая Лада Веста - 1522700 руб.
      1. +1
        13 сентября 2023 15:22
        Цитата: Ua3qhp
        Электроэнергия - 4 коп кВт Ч, сейчас 4,85 руб (Апрель 2023г, Воронеж)

        Если в доме электроплиты стояли, то 2 коп. кВт Ч, сейчас 0,63 Евро.
    7. +2
      13 сентября 2023 14:57
      Небольшое сравнение.
      1. В СССР на 1 руб. можно было очень хорошо пообедать. А что сейчас?
      ....
      5. Бутылка водки - 3,62 руб. А что сейчас.

      Каждый может сам вспомнить и дополнить этот список.

      Хорошо пообедать сейчас - 500 руб.
      Бутылка водки "Пять озер" Премиум в Ленте - 400 рублей.


      Инженер в СССР получал 140 руб.
      Мог пообедать 140 раз и купить 38 бутылок водки.

      Инженер сейчас получает 70 000.
      Может пообедать те же 140 раз, а вот водки купить АЖ 175 БУТЫЛОК!

      Вывод:



      laughing wink hi
      1. +2
        13 сентября 2023 15:39
        Цитата: Arzt
        Инженер в СССР получал 140 руб.

        И платил за 3-х комнатную квартиру, 15 рублей, а сейчас если высчитать счет за квартиру, сколько останется бутылок?
        1. +2
          13 сентября 2023 15:50
          И платил за 3-х комнатную квартиру, 15 рублей, а сейчас если высчитать счет за квартиру, сколько останется бутылок?

          Побольше, конечно. Раньше платил 4 бутылки, сейчас 15.
          Итого: раньше оставалось 34, сейчас 160! laughing
    8. +1
      13 сентября 2023 15:10
      Цитата: Правдодел
      5. Бутылка водки - 3,62 руб. А что сейчас.

      Это уже 80-е годы, а раньше "Московская" 2 руб. 87 коп. "Столичная" 3 руб. 12 коп. полкило кильки бочечной 15 коп и четвертушка хлеба 7 коп. На одного хватало, до вечера.
      1. +3
        13 сентября 2023 15:37
        Это уже 80-е годы, а раньше "Московская" 2 руб. 87 коп. "Столичная" 3 руб. 12 коп. полкило кильки бочечной 15 коп и четвертушка хлеба 7 коп. На одного хватало, до вечера.

        Так и сейчас никто не запрещает самогон и доширак. wink
        1. 0
          15 сентября 2023 15:15
          Можно подумать этот набор сейчас стоит комсически laughing laughing laughing
          Было б о чем тосковать.
      2. 0
        13 сентября 2023 23:30
        Вы не очень многих из молодежи в такой рай сейчас зазовете. Да и не только из молодежи.
    9. +3
      13 сентября 2023 20:48
      Тот же вопрос можно рассмотреть и по другому.
      1. Джинсы импортные (отечественных не было) от 35 руб. Индия, до 150 США с рук.
      2. Телевизор от 50 ч/б до 500 цветной
      3. Автомобиль от 3000 Запорожец до 12 000 Волга ( и не в свободной продаже, а только по записи)
      4. Дача - приобрести невозможно, только получить на предприятии, только отстояв годы в очереди, только 6 - 8 соток. Далеко не все предприятия и организации могли имели дачные хозяйства.
      Построить там можно было только то, что разрешат, а не то что хочется.
      5. Бананы, апельсины, мандарины, черешня, клубника и т. д. только выстояв очередь минимум минут на 20.
      5. Мясо по означенной вами цене можно было приобрести либо на корм собакам (без очереди), либо отстояв часок-полтора, без гарантии что вообще достанется, либо на рынке по …
      6. С колбасой аналогично, плюс она была отвратительного качества. Сырокопченой колбасы с середины 70-х в магазинах не было, только в заказах на предприятиях.
      7. Зимние сапоги импортные женские 120 - 180 руб. и только в диких очередях. Отечественные были, но качество…
      8. Женская шуба цигейка - 200 - 300 руб. Купить трудно. Очень модные и востребованные дубленки 250 и далее сколько угодно. Свободно не купить.
      9. Про медицину лучше не писать, была бесплатной но жуткой. Особенно выделялась стоматология.
      1. +1
        13 сентября 2023 23:33
        Что-то вроде дешево для телевизора. "Радуга-716" в районе 700 стоила году так в 81-м...
        1. +1
          15 сентября 2023 14:58
          Да.
          Цветной 700, чб от 150 до 300.
          Магнитофон Маяк 205 - 231 руб. Столько же кассетник Весна. Всякие Олимпы намного дороже.
          Вертак Вега новосибирский 190 с чем-то.
          Фотоаппарат Зенит ТТЛ - 180.
          Холодильник Бирюса руб 180. И тд.
      2. +1
        15 сентября 2023 15:10
        6 соток дачи стали давать только по продовольственнтй программе. А так - 4. А если вспомнить про ограничения по домикам.... Брус нельзя, бревно нельзя, кирпич нелья, можно засыпной. Больше скольки-то там - нельзя. На 4 сотки если по нормам все поставить - максимум 3 на 4. Все проверялось. Мы долго все бумажки держали, где и за сколько, что купили. Проверку ждали. Некоторых проверяли.
        1. 0
          16 сентября 2023 17:59
          Дед жены получил 6 соток примерно в 1960 г. В остальном все так.
      3. 0
        17 сентября 2023 08:12
        Да, такие расценки и были, первые джинсы"Лэвис" брал за 160руб 1976 год, но это была вещь, друг-хирург делал операцию-коньяк, вместе и выпили, главное, знакомства, всё решалось, принцип ты мне я тебе работал на все 10000
  7. -3
    13 сентября 2023 13:16
    Сравнивать надо горючее и хлеб. Две базовых ценности.
    1. +1
      13 сентября 2023 13:43
      Сравнивать можно......, что угодно. И каждый раз результат может быть разный: на одних позициях - "тагдой за здравие", а на других - "и надысь кудряво". Но для начала сравнения необходимо определить позиции по которым будет выполняться сравнение. В идеале - такие позиции должны быть равно-зависимыми. Скажем, зависимость стоимости литра бензина в моск.области от добычи / стоимость нефти на мировых рынках тогда и сейчас. К слову, данный случай может быть НЕверный, т.к. в те далёкий времена стоимость литра бензина в селе Нижне-мухопопкино не имело отношение к мировым рынкам нефти. И т.д., и т.п.
      В целом, принцип такого сравнения может выглядеть гораааааааааааздо сложнее и не столь однозначно и прозрачно, как может показаться на первый взгляд. Иными словами говоря, сравнивать стоимость "буханки хлеба тогда и сейчас" может быть НЕверным в корне.
      Можно делать сравнения, исходя из средств, которые остались "на пропой" тогда и сейчас после выплаты всех коммуналок и кредитов. Тоже - так себе. Но - как вариант!
    2. +1
      13 сентября 2023 15:27
      Цитата: Андрей Москвин
      Сравнивать надо горючее и хлеб.

      70-й год, заправил в "Волга-21" 50 литров, заплатил 3 рубля. Черняшка 13 коп. буханка. Килька 31 коп. кг. Сосед по гаражу с бутылкой ждет.
      1. 0
        13 сентября 2023 19:15
        Бегал за талонам на бензин, просто они в магазине" Спорттовары"продавались, 7 копеек литр, скорее всего-76, другого и не было, сколько можно было бензина на рубль?а соляркой я ещё в1989 дом отапливал, батя говорил" не долго это счастье будет" как чувствовал, кстати хлеб- то был 1 КГ, а сейчас?
        1. 0
          15 сентября 2023 15:00
          А куда ее булку 1 кг? Все время слышал по телику призывы экономить хлеб. И с этой целью снижали вес булки. Многие просто пловинки покупали.
        2. +1
          15 сентября 2023 15:02
          А вот бензин. Многие помнят такое: продовольственная программа? Почему она появилась - напоминать не стану. И вот придумала власть: хочешь талонов на бензин? Сдай сена сколько-то там на прокорм скоту. Вы сейчас такое можете представить? И возили мужики косы и сено в багажниках жигулей.
          1. 0
            20 сентября 2023 17:21
            Было, где- то с год или два, отец жаловался,где косить-то? Всё же распахано и засеяно,через друга, бригадира в полеводстве решили проблему
  8. -4
    13 сентября 2023 13:23
    В советское время простой командир роты увольняясь в звании капитана и без льготной выслуги получал максимальную пенсию в 250 ре. Это равно нынешним 110 000 ре.
    Вот всё что нужно знать как ценит военных капиталистическая Россия.
    1. 0
      13 сентября 2023 15:41
      В советское время простой командир роты увольняясь в звании капитана и без льготной выслуги получал максимальную пенсию в 250 ре. Это равно нынешним 110 000 ре.
      Вот всё что нужно знать как ценит военных капиталистическая Россия.

      Вы бы поуменьшили осетра. Зарплата может быть.
      А так - персоналка республиканского значения 120 р.
      1. 0
        13 сентября 2023 16:56
        А так - персоналка республиканского значения 120 р.

        120 руб была ОБЫКНОВЕННАЯ пенсия при достаточном уровне зарплаты и стаже в 25 лет. При стаже свыше 25 лет добавлялись деньги, а максимум составлял 132 руб. Персоналка республиканского значения составляла 175 руб. А у военных пенсия была от 200 руб и выше.
    2. +1
      15 сентября 2023 15:07
      Это как надо служить, чтобы уйти на пенсию командиром роты и капитаном? Бухать беспробудно? Вечными капитанами были только те, кого почему-то в партию не взяли или выгнали. И рот им уже не давали.
      1. 0
        16 сентября 2023 18:19
        «Это как надо служить, чтобы уйти на пенсию командиром роты и капитаном» - легко. Рядовой лётчик в ПВО имел звание лейтенант - капитан. Предельный возраст звания капитан 35 лет, лётных должностей выше капитанских в полку в два раза меньше чем рядовых пилотов. И уходили офицеры на гражданку капитанами в 35 лет без гражданской профессии и с невысокой пенсией, существенно ниже 200.. Это была трагедия. В ЗРВ, в кадрированном дивизионе С-125 было примерно 12 офицеров, и ДВЕ должности выше капитана. Когда я увольнялся у нас было 6 лейтенантов и 6 капитанов, два капитана должны были вот-вот получить майоров. При мне уволился капитан, комбат, воевал в Египте, имел египетские крестики, я их видел.
        1. 0
          23 сентября 2023 07:13
          А конечно сухопутчик. Там все по-другому. Но и рот в авиации, кажись, почти и нет. Но 200 руб. пенсии.... Гражданские в 60 лет столько не получали. Да, и зарплата такой была далеко не у всех. Может только шахтеры и металлурги имели такую пенсию.
          Летчиков понять можно. Там народ суперамбициозный. И тут на тебе. Но на общем фоне - они просто были в шоколаде.
    3. 0
      16 сентября 2023 18:06
      Мой отец, подполковник, лётчик, Жуковка, выслуга 26 лет, т.е. полная, имел пенсию 230. Ушёл с записью «ограниченно годен в военное время» И имел после этого ограничения по заработку. Так что не надо про капитана и 250.
  9. 0
    13 сентября 2023 13:27
    https://t.me/s/nolito_now
    Все цитировать не буду, а то за это банят. Кто не поймет цитату - рекомендую заглянуть туда, там полностью
    Согласно данным Росстата во втором квартале и третьем квартале этого года экономика РФ врубила форсаж и пошла вверх. Это в комбинации с санкциями, ограниченной конвертируемостью рубля и всем остальным вызвало спрос на валюту. Не на духи и помаду как во времена Перестройки, а на все те части и компоненты, которые нужны ускоряющейся экономике. Реалии рынка - многое все еще импортируется. Спроса на валюту дофига. Предложения? Кот наплакал. Ну курс и пошел вверх. Его можно придержать и другими методами, но самый эффективный и простой - спустить закрылки. Что Набиулина впрочем и сделала. И надо быть Олухом Царевским чтобы это не заметить и не понять.
  10. +1
    13 сентября 2023 13:28
    Справедливости ради, к вышеупомянутому исследованию стоит добавить данные о размере средних заработных плат в СССР и РФ. Например, в Советском Союзе данный показатель в Москве в 1980 году составлял 155 рублей. Следовательно, исходя из приведенной выше покупательной способности денег, средняя з/п в России сегодня должна равняться 65 720 рублей. Согласно официальным данным, средняя заработная плата в столице сегодня достигает 111 090 рублей, что значительно выше средней по стране в целом.

    А теперь приведем такие данные:

    В Москве, по данным Henley & Partners, живут 35 200 человек с состоянием от $1 млн, 250 человек - с капиталом + $100 млн и 28 миллиардеров.

    Причем утверждается, что количество живущих в Москве миллионеров сократилось на 44% за десять лет. Ах какая же средняя зарплата по Москве была всего лишь 10 лет назад...

    Остальную шушеру типа культурной элитки и офисного планктона и брать во внимание не будем. Хотя у большинства из них доходы значительно выше приведенных средних 111 090 рублей. А кое-кто еще проживает в Ближнем и не очень Подмосковье...
    1. +1
      13 сентября 2023 13:48
      Боюсь что расслоение по уровню доходов нынешняя власть скорее ставит себе в заслугу: как антипод бытовавшей в СССР "уравниловке". Хотя, конечно, такое представление и не является верным.
      1. 0
        13 сентября 2023 14:20
        Боюсь что расслоение по уровню доходов нынешняя власть скорее ставит себе в заслугу: как антипод бытовавшей в СССР "уравниловке". Хотя, конечно, такое представление и не является верным.


        Так не было в СССР уравниловки. Но хватало рабочих мест где платили не очень, зато не надо было напрягаться. Вот эти граждане и запустили этот миф.
        Вот фото которые на корню рушат этот миф.


        1. 0
          13 сентября 2023 20:45
          Так не было в СССР уравниловки. Но хватало рабочих мест где платили не очень, зато не надо было напрягаться. Вот эти граждане и запустили этот миф.
          Вот фото которые на корню рушат этот миф.

          Головатов продал на рынке 200 кг мёда со своей пасеки. Всего лишь 4 фляги по 50 кг. И на эти деньги смог купить истребитель (100 000 руб.)

          Это говорит только о бешеных ценах на продукты в те времена и бесплатный труд на военных заводах (пахали просто за еду).

          Сталинская экономика - она такая… wink
          1. 0
            14 сентября 2023 10:19
            Головатов продал на рынке 200 кг мёда со своей пасеки. Всего лишь 4 фляги по 50 кг. И на эти деньги смог купить истребитель (100 000 руб.)

            Это говорит только о бешеных ценах на продукты в те времена и бесплатный труд на военных заводах (пахали просто за еду).

            Сталинская экономика - она такая…


            Безусловно. И единоличники были, и артели. И деление товаров на категории А и Б.
            Просто некоторые о том не ведают.
            Промытые либералами мозги они такие. lol
          2. 0
            15 сентября 2023 14:53
            Не думаю, что простой человек вот взял и профинансировал самолет. Самолет всегда был штукой высокотехнологичной и очень дорогой. Поинтересуйтесь ценой паршивого Ньюпора времен первой мировой.
            Человек сделал взнос. На самолет. И его именем назвали. И правильно сделали. Чтобы каждый военный понимал кто его содержит. Был даже танк имени какой-то девочки. Она на куклу копила. Не поверю, что кукла стоила как танк.
            1. 0
              16 сентября 2023 18:25
              Самолет как раз очень нетехнологичная, высокозатратная штука. Ни кто самолёт в СССР колхознику бы не продал. А так да, перевёл деньги государству, попросил, наверное, вложить их в самолёт, чем и прославился.
            2. 0
              20 сентября 2023 16:52
              Не думаю, что простой человек вот взял и профинансировал самолет. Самолет всегда был штукой высокотехнологичной и очень дорогой. Поинтересуйтесь ценой паршивого Ньюпора времен первой мировой.
              Человек сделал взнос. На самолет. И его именем назвали. И правильно сделали. Чтобы каждый военный понимал кто его содержит. Был даже танк имени какой-то девочки. Она на куклу копила. Не поверю, что кукла стоила как танк.

              Эта история хорошо известна и разобрана по косточкам. Взял и профинансировал.
              Такие были ножницы цен. Кило мёду стоило от 500 дол 1000 рублей, а Як-1 около 100 000 по себестоимости обходился. Ибо работали за скудную еду на заводе, там и ночевали. За уход домой - расстрел.

              Для сравнения уровня жизни: сейчас 1 кг мёду около 500 рублей, Як-52 - 2 миллиона.
              Головатову пришлось бы сдать 4 тонны, чтобы купить только поршневой. laughing
      2. +2
        13 сентября 2023 14:33
        Не было никакой уравниловки. Страна большая,были регионы,где применялись надбавки,коэффициенты. Была возможность заработать ,и многие пользовались этим,для покупки автомобиля,квартиры. Цены на продукты "на северах" незначительно отличались от "материковских",зато-бесплатные проезды,провоз багажа. Не случайно обезлюдели целые регионы Сибири и Д.В.в девяностые,Людей просто бросили,оставили ни с чем.
    2. 0
      13 сентября 2023 14:21
      Ну среднюю зарплату никто в мире не рассматривает. Рассматривают медианную.
      Медианная в Москве 70К с хвостиком.
      Поэтому и
      у большинства из них доходы значительно выше приведенных средних 111 090 рублей.


      А вот 77 тысяч получает половина работающих москвичей.
  11. HAM
    +3
    13 сентября 2023 13:35
    Тогда,уважаемый автор,сравните сколько стоит тогда и сейчас собрать ребёнка в школу,сходить в поликлинику...выдернуть зуб....выучиться в институте или техникуме ..... зато буржуины кофе пить летают в Вену...демократия................хотя, и тогда мы были недовольны.
    1. 0
      13 сентября 2023 18:15
      Собрать ребенка в школу всегда стоило денег. И сейчас они не такие уж и большие. Не видно голых и босых. У кого доход небольшой, тем, вообще, бесплатно дают. Сходить в поликлинику денег НЕ НАДО. Не сочиняйте. Раньше в этой поликлинике могли только послушать и пощупать. Кровь-моча, все как раньше. Зубы и бесплатно дергают. Как раньше. Хочешь челюсть сохранить - иди заплати. В институт поступить сейчас проще некуда. Сдал ЕГЭ и хоть куда. У сына в этом году больше половины класса по МСК, СПБ и Владикам разъезалось. А если в башке пусто, то можно даже за бабки. Хотя раньше пошел бы в ПТУ. Это плохо. Надо платное образование прибить.
      Вы хоть посмотрите сколько и где в образовании бюджета. Не поступить - надо быть кре ти ном. Но уж, конечно, МГУ, МГИМО и тп туда трудно. Но можно подумать, раньше туда по трамвайному билету попадали.
  12. +5
    13 сентября 2023 13:36
    Зачем сравнивать несравнимое?! Другая страна, другое время, другие товары и самое главное - другое воспитание и другие ценности.
    1. Комментарий был удален.
  13. -2
    13 сентября 2023 13:57
    Покупательную способность надо считать от потребления. Если свести потребление к советскому, то нынешних средних тысяч 40ка хватит легко. И останется. В наших краях - 800 гр. собачей колбасы и 300 гр. бутербродного масла в месяц. Ну-ну. Если кто напишет, что та колбаса была по госту и состояла из чистого мяса...., в общем, лучше не пишите. Не обманете.
    А про путевки.... Далеко не все имели к ним доступ. А сейчас до СВО только и разговоров было, кто в какой загранице и морях бывал в отпуске. А тогда Сочи пределом мечтаний был. Человек побывавший в социалистической Европе был почти небожителем. Напомнить, что требовали, чтобы туда попасть?
    Смешно. Никогда люди в России не жили так хорошо, как сейчас. В среднем. Выпады есть сейчас, были и тогда. Например, лично я, не так уж и много имел от Советской власти. Я бы сказал пожестче. Мои дети в детстве жили лучше.
    1. +1
      13 сентября 2023 14:24
      Глупое сравнение и глупое мнение, что сейчас лучше. Раньше многого не хватало, потому что платежеспособный спрос был выше, мусорного товара надуманной необходимости было меньше, ипотеки вообще не было. Поэтому нехватка товаров и услуг происходила от того, что платежеспособный спрос превышал возможности промышленности и экономики, которая только оправилась от войны. Сейчас да, предложений товаров и услуг больше, а что с платежеспособным спросом? Он меньше. И это проблема нашей лежащей экономики. Что толку от парков, квадратных километров продаваемой недвижимости если в стране проблемы с безработицей, падающей экономикой, социалкой и пр.? Как учесть в этом всем социальные гарантии, уверенность в завтрашнем дне и пр.?
      1. +1
        13 сентября 2023 17:40
        Читай вначале. Чтобы сравнивать несравнимое, надо уравнять условия. Выкинуть смартфоны, компьютеры, автомобили и их сервис, ипотеки, оплату связи, коммуналку и пр. и пр. таиланды. Представить, что имеете бесплатные квартиры и тп через лет 15. Очереди на машины и прочий дефицит. Тогда сравнивать.
        Если всё, что я жру перенести в СССР., мне 120 рублей не хватит. Т.к. это все было только на рынке. Задорого. А в магазинах просто не было. Никаким путем для обычного человека. А если у кого было, я скажу - вот, кто сожрал мои 72 кг мяса на душу населения в стране. Отличноно мяса. По госту. Без костей. Поганые яблоки у нас были 2 месяца в году. Картошки в магазинах тоже было на 2-3 месяца. Потом все сгнивало и кончалось. Расскажите обычным жителям наших мест про то светлое будущее. С пустым холодильником и магазинами. С середины 70-х.
        А то можно подумать вся эта горбостройка просто так случилась, и никакой народ это все не поддерживал. Сейчас все горазды вопить про предательство и прочее. А надо бы с себя начать.
    2. -1
      13 сентября 2023 14:30
      Покупательную способность надо считать от потребления.

      Зачем вообще сравнивать зарплаты?
      Большинство это делает что бы оценить уровень жизни.
      Очевидно что для этого надо сравнивать вместе с ценами.

      Это забавная но неправильная методика, поэтому в принципе статья интересная, но бесполезная.

      Ну получил автор коэффициент 400 к 80 году.
      Ну видно что еда подешевела, а транспорт немного подорожал.
      А образование возросло бесконечно, а электроника сильно упала.
      О чем это говорит - а о ни о чем.

      Гораздо правильнее оценивать медианные уровни потребления.
      То есть сколько людей имеет автомобили.
      Какой вес мяса больше которого съедает половина населения.
      И т.ю.
      Рассказы про что мясо другого сорта в пользу бедных ибо и авто другого сорта.
  14. -1
    13 сентября 2023 14:24
    Сравнивать можно только одинаковое или тождественное. Одинакова ли, например, варёная колбаса в СССР и в РФ?
    1. 0
      13 сентября 2023 14:30
      Плюшка московская в советские годы стоила 24 коп., сейчас 27 руб. Получается, что сейчас средняя зарплата, которую озвучил чиновник выше - это зарплата советского лаборанта без образования и стажа. Шикарный "прогресс". )
      1. +2
        13 сентября 2023 17:52
        А как сравнить плюшки? У меня вот на столе и мясо и рыба, овощи с фруктами, какие хочу. Гречка, черт её возьми, а ее ведь не было. Деликатес ё-моё. Картошка не гнилая совсем. А хлеб я почти и не ем. Мне не надо добивать живот до сытости. Просто не надо, и вообще все равно сколько он стоит. Лично мне. На булку хлеба в неделю на семью (осталось вместе 3 человека) хватит.
        А по мясу мне значительно дешевле. И по растительности всякой. Качество несравнимое. Сыр есть всегда. А было время, когда я лет 15 его в магазинах вообще не видел. Иногда в столовых бутербродики были. Изредка, как большая удача, доставались супнаборы. Это столовые в учреждениях продавали. Видимо, в суп такое было кидать вообще нельзя. Потом, уже при поганом капитализме, я такими "супнаборами" своих собак кормил. Ковыряться самому в этой каше обрези и костей мне не надо было. А может кто вспомнит комбижир? Или растительный жир? В пачках такой? А? А все на нем жарили. Сейчас пишут, что это вообще есть нельзя. Такое качество жизни мне нафиг не сдалось.
        1. 0
          13 сентября 2023 21:00
          Не жарили все на комбижире. Я его вообще только в армии видел. А сыр был всегда. Как любитель этого продукта отмечу, что даже в тотальный дефицит его можно было купить. И гречка была. Пропадать она стала уже в наше ново-демократическое время. И хлеб был нормальный, пекли в каждом городе. А сейчас в столицу везут из Щелково и Питера.

          Только это не отменяет главного постулата. Нормальное питание, отдых и пр. БАЗОВЫЕ вещи были доступны всем, а сейчас узкому кругу населения. И круг этот все сужается и сужается.
          1. +1
            13 сентября 2023 23:56
            Я точно питаюсь получше, чем в советское время. И, что немаловажно, в очередях стою гораздо меньше. И ни разу при этом не олигарх. И среди соседей, людей более, чем обычных, голодных обмороков не наблюдается. Может, это только для Питера верно. Но вряд ли...

            Не знаю, что вы имеете конкретно в виду под отдыхом, но в спокойные времена относительно недавно за границу больше народу отдыхать выезжало, чем в советские времена в Сочи отдыхало.

            Плохо только, что за бортом действительно много народу. Ну так в двух шагах от Питера такое и в советское время было, успел я шефскую помощь совхозам пооказывать. Что уж про более глухие места говорить...
          2. 0
            15 сентября 2023 14:44
            Это у вас он был. Только не обобщайте. Надо понимать, что во многих местах не было ни÷%%__чего.
          3. 0
            16 сентября 2023 18:31
            «А сыр был всегда» - может быть где-то так и было, но не в Москве.
  15. 0
    13 сентября 2023 14:25
    Сравнивать нужно не средние зарплаты, а медианные. В СССР не было Сечиных и Миллеров, с уровнем ЗП за месяц, как у обычных граждан за 10 лет. И я допускаю, что в СССР медианная и средняя зарплаты были практически одинаковыми, то сейчас они отличаются в разы.
    1. 0
      13 сентября 2023 20:34
      Сечиных не было, а вот разный доступ к различным благам был.
      Поэтому зарплата в 200 р одинакова, а наполняемость квартир, холодильников была разная, просто это не афишировали, скрывали.
      Помню другу отца, был зам директора завода, по блату достали доски, брусья и он не подумав забор шикарный сделал. Его жена как увидела забор за сердце схватилась.
      А вообще сравнивать это все равно что мягкое с белым. Без толку.
  16. -1
    13 сентября 2023 14:27
    А если так? Советский рубль после денежной реформы 1961 года был равен 0,987412 г чистого золота.
    Сегодня оное стоит 5981.6 руб. за один грамм.
    Итого 1 советский рубль это 5 906 российских. request
    1. 0
      13 сентября 2023 17:53
      Ну, да. На рубль можно было хорошо поесть в столовой. А на 5000 сейчас в кабак сходить и еще останется. Сравнивайте. laughing
    2. 0
      17 сентября 2023 21:32
      Можно и 66 копеек за доллар вспомнить. Вот только приобретение долларов в СССР не приветствовалось. Кстати как и операции с золотом.
  17. -1
    13 сентября 2023 14:27
    Во-первых, покупательная способность сейчас выше, чем при СССР. Жаль, что "эксперты по всем вопросам" вроде Шумакова (он и по экономике, и по вооружению, и еще черт знает по чему специалист) не способны в экономику.

    Во-вторых, и так меньшую покупательную способность советские граждане не могли реализовать - дефицит-с. Многие товары покупались "из под полы" или с рук (те же авто, например). Многие услуги (зубной, например - люди хотели анестезию, но по мнению советов это "мнимая потребность") получали на теневом рынке по значительно большей цене. Таким образом можно сделать вывод, что в реальности покупательная способность была в СССР еще ниже, чем официальная.

    В-третьих, в СССР было крайне мало товаров в целом. Многие элементарнейшие, но крайне полезные вещи, к которым мы все привыкли сейчас, тупо не производились. К ним можно отнести детские подгузники, средства женской гигиены, и т.д. и т.п. Хотя в капстранах это все было чуть ли не с 1950-х.

    Про колоссальное отставание в сложных вещах даже говорить стыдно. В США на кнопочные телефоны переходить начали в 50-х-60-х, в 80-х уже появлялись радиотолефоны, мобильники и пр. А в СССР только во второй половине 80-х начали переходить с дисковых на кнопочные телефоны. Ужасно отставание, и причина, по которой промышленность в 90-х не вывезла - она просто рухнула от конкуренции с более совершенными товарами.
    1. +1
      13 сентября 2023 17:56
      Нас таких, тут люто минусуют. Все живут сказками о прошлом. Они, видимо, жили в каком-то другом СССР. На украине там, прибалтике или рядом со спецраспределителями. В крайнем случае, работали в торговле. Вот у меня и мысль, что это они ели мое мясо, масло и вообще лишили нас всего, чего у нас не было.
      1. +1
        14 сентября 2023 01:50
        Вообще это нормальные возрастные изменения у большинства, не стоит близко к сердцу принимать.
        1. +1
          14 сентября 2023 14:26
          Так человек, вроде, умнее должен становиться. А просходит ровно наоборот. Как там у Наполеона: "Не ищите злой умысел там, где все можно объяснить глупостью".
          Но когда начинают сказки петь про молочные реки и кисельные берега.... Атмосфера была намного положительнее. Фильтровала Советская власть иныормацию. Не было 100 ТВ каналов с де рь мом. И т. п. Но я вот и не смотрю. И всем советую. Просто телевидения у меня нет и все. Куча информации познавательной. Чего и близко не было раньше. Сиди и наслаждайся. Делай, что хочешь. Никто тебе ни с каким комсомолом и партией не будет конопатить мозги. Хочешь - руками работай. И никто тебе не скажет, что это нетрудовые доходы. И не присудит статью или уничтожит все просто так. Притом с Советской властью судиться вариантов не было. И если тебя из власти кто послал, никому ты про это не расскажешь.
          Как пример. Все ведь поприватизировали. И это очень-очень плохо. Вот надо городу построить дорогу или мост. И встает на пути какой-нибудь перец, живущий в столетней хибаре. И начинает качать права. Это еще хорошо, если у него в хибаре только вся родня прописана, а не 1000 таджиков. И власти с ним начинают договариваться. А при Советской власти: на тебе 18 кв. метров в конце города и пшёл вон.
          Многие вещи изменились в плохую сторону, многие в хорошую. Но покупательную способность сравнивать глупо. Можно сравнивать только уровень жизни. А он сейчас наивысший из того, что был в России когда-либо.
      2. 0
        15 сентября 2023 08:21
        Цитата: mmaxx
        Нас таких, тут люто минусуют. Все живут сказками о прошлом. Они, видимо, жили в каком-то другом СССР. На украине там, прибалтике или рядом со спецраспределителями. В крайнем случае, работали в торговле. Вот у меня и мысль, что это они ели мое мясо, масло и вообще лишили нас всего, чего у нас не было.

        Типа "они дураки, а я умный"..... Классный аргумент от крепостного 17 века, который живёт при белом Барине и его прославляет!

        Да.. с.... А "эти все" - глупы.... Живут при Белом, а хвалят Красного.

        Крепостной понять не может, что одна власть от другой отличается законами, А НЕ СТЕПЕНЬЮ ДОБРОТЫ БАРИНА.. . И в СССР законы были такие, что росло и население и уровень жизни. В отличие от современных.

        И по рейтингу качества жизни ООН-- в 1988 СССР занимал 26 место, а сегодня РФ занимает место после 60......сравнивать надо не Барина,а сегодняшнее житие свое и во множестве других стран...


        Хе..хе.господин хороший, а может все объясняется просто!? ... Признайтесь, это у вас такой способ
        "встать поближе к распределителю", который распределяет зарплату?? laughing
        1. 0
          15 сентября 2023 14:48
          Это вот вы тогда стояли ближе к распределителю. И они ТОГДА БЫЛИ. А я просто честно работаю и не парюсь, где чего ДОСТАТЬ на ужин детям . Как парилась моя мать. И таким как вы, я ее глаза не прощу.
  18. +9
    13 сентября 2023 14:28
    Читаешь комменты и понимаешь что большинство из высказывающихся понятия не имеют о СССР или судят о той жизни по выдумкам перестроечных журналюг. Экономический базис социализма строился на удовлетворении основных жизненных потребностей человека. При любом раскладе тебе было гарантировано жилье, работа, бесплатное образование и медицина. Ну а остальное зависело только от тебя лично. От каждого по способностям каждому по труду. Ну не было в Союзе что бы человек рылся по помойкам в поисках еды. Не было и все! Никто не умирал от того что не было денег на медицинскую помощь. Было микроскопическое количество бомжей которых отлавливала милиция давала комнату в общежитии (как минимум) и устраивала на работу. Обгаживание советского прошлого имеет только одну цель - хоть как-то оправдать ту деградацию и обнищание что происходит сегодня. Правду сказать о СССР значит подписать себе смертный приговор. Вот и идут в дело выдумки, ложь, фальсификации и откровенная брехня.
    1. +2
      13 сентября 2023 18:00
      Что вы сочиняете про мед помощь? Больничные давали - это да. А медицина была несравнимая. Тут просто наука вперед ушла несравнимо. Вне зависимости от общественного строя. А то я не сидел в детстве в очередях в поликлинике и мы не могли найти нужные таблетки. Да таких врачей, как сейчас, тогда и названий не было. И от рака умирали, и лечения просто никарого не было. Но тут, повторю, просто наука ушла вперед.
      В нашем городе, например, население стабильное. А количество мед. учрежлений только увеличивается. Это чтобы недоступность была? Да, раньше про свои болезни никто ничего не знал, вот и не ходили по врачам. А потом просто умирали и все.
      1. 0
        14 сентября 2023 14:47
        В моем городе, в моей поликлинике постоянная нехватка терапевтов, старше 45 почти нет. А это в первую опыт. Половина сейчас из средней Азии, 25-30 лет. А платных клиник как комков в девяностые сейчас.
    2. 0
      14 сентября 2023 14:51
      Полностью с вами согласен. Обгаживание либералами всего советского привело к руссофобии.
  19. +1
    13 сентября 2023 14:41
    Цитата: Witsapiens
    Про колоссальное отставание в сложных вещах даже говорить стыдно. В США на кнопочные телефоны переходить начали в 50-х-60-х, в 80-х уже появлялись радиотолефоны, мобильники и пр. А в СССР только во второй половине 80-х начали переходить с дисковых на кнопочные телефоны.


    Напомнить с чего на Западе начала развиваться мобильная связь? С того, что один уезжант открыл западному сообществу то, что было создано и работало в СССР.
    1. 0
      13 сентября 2023 18:04
      Это басни. В СССР не было даже почвы для этой связи. Потому и уехал кто-то там. В некоторых регионах простая телефонизация была почти на нуле. В тех же США телефоны уже в 20-х годах были везде. Очередей уж точно не наблюдалось.
      1. 0
        14 сентября 2023 13:51
        Гуглите систему "Алтай". Работала в СССР с начала 60-х годов.
        1. 0
          14 сентября 2023 14:08
          laughing laughing laughing laughing где? В Политбюро? Мы за всю Советскую власть телефона не получили. А то, что был для кого-то какой-то Алтай, слышать смешно. Вот Жигули были. Трудно, не для всех, но были. А вот телефонов обычных - не было. Простых проводных телефонов было в доме меньше, чем автомобилей. Поймите, какая мне разница в сказках про 72 кг якобы наилучшего мяса по госту на душу населения, если лично я и всё моё окружения даже близко этого не видело.
  20. 0
    13 сентября 2023 14:53
    Я в советские годы школьником бесплатно ходил в стрелковую секцию и стрелял из мелкашки. А что сейчас со стрелковым спортом? Да ничего хорошего. Есть деньги стреляешь, нет денег гуляешь мимо тира. С биатлоном так вообще засада. Мелкашка - это нарезное оружие, а как его давать несовершеннолетним? Отсюда всякие подводные камни. Хотя оружия в магазине больше, много импорта. А толку?
    1. 0
      20 сентября 2023 17:41
      1974-1975, брат в стрелковое школе, Симферополь, дошёл до кмс, винтовка у нас дома ночевала" Тайфун" по-моему, патроны так же имели быть, он приходил поздно, в темноте
  21. 0
    13 сентября 2023 15:01
    еще бы как то учесть, что в Мск средняя официальная 111 тр, а в Ставропольском крае официальная 42тр.. и это "средняя по больнице", а цены кроме жилья- в Мск на все подешевле...
    https://pobeda26.ru/news/obshhestvo/2023-06-13/srednyaya-zarplata-na-stavropolie-v-2023-godu-stala-samoy-vysokoy-v-skfo-259088
  22. +1
    13 сентября 2023 15:09
    Карл Маркс: "Деньги - ипостась стоимости, а Стоимость воплощенный в товаре труд, Труд есть процесс взаимодействия человека и природы в результате которого возникают ценности обладающие стоимостью". Почему в наше время забыли постулаты Маркса? почему трудом называют все что приносит деньги?
    Зачем придумывают ненужные термины типа импортозамещения? когда нужно было станкостроение?
  23. Комментарий был удален.
  24. +1
    14 сентября 2023 01:06
    Такие подсчеты не могут быть проведены корректно. Во времена СССР был вообще другой хлеб и многие иные продукты изготавливались по иным технологиям - в мире было тупо не 8 лярдов душ а порядка 3-4, и соотв. иная цена была у той же пшеницы , условный телефон (дисковый) задействовал труд ,допустим, 100 человек, а сейчас это труд 20 человек (условно), его функционал в сотни раз выше, а цена ниже (даже без учета доп.функционала).
    Подсчитать корректно "покупательную способность" - околонереальная задача на самом деле ,очень сильно изменяются вводные и опорные факторы. Однако возможно эквивалентизировать труд неких маркерных профессий - типа учитель или уборщица или МНС ,сторож ,например и так далее.
    За "сейчас" не скажу, пару лет назад по ценам того времени я прикидывал ,если совсем приблизительно - то где-нибудь в начале 80х условная уборщица получала 112 рублей (москва,примерно) , 2-3 года назад эта цифра приблизительно 20-22к (опять-таки, крайне приблизительно). Если сравнивать то у нас эмпирически выходит примерно 200х - что ОЧЕНЬ УСЛОВНО за мало чем изменившуюся работу за 40 лет человек сейчас получает в бумажно-числовом значении 200х.

    Теперь мы берем ,например, цену советскую - вот у меня до сих пор советский половник, например (предположим он конца 70х-начала 80х,что вполне вероятно) . На его рукояти - 1 р. 50 коп.
    То есть, допуская что пропорция 1 к 200 верна, это порядка 300 рублей.
    Изделие это простое и его технология изготовления мало изменилась с 80х - и вот, мы видим в Яндексе, что примерная цена на него (металлический,основательный) - колеблется как раз вокруг этого значения - 300р (несколько в +) .

    Полагаю что ПРИБЛИЗИТЕЛЬНО эта пропорция будет соблюдаться на те товары, технологии изготовления которых с тех пор изменились незначительно (и имеется стабилизированный спрос на них) , также она будет приблиз.верна по ряду опорных профессий более-менее жестко завязанных на время и не претерпевших радикального роста производит. труда.
    При подведении некоторых вещей (типа цен на автобусный билет по городу) в эту пропорцию выходит натуральная белиберда т.к 5 коп. билетик времен СССР был бы аналогичен сейчас 10 рублям , что если и было то ох как давненько.. однако если задуматься -то некорректность пропорции тут идет оттого, что в СССР общ.транспорт был в ведении гос-ва и дотировался гос-вом ,будучи частью соц.заказа. А сейчас он более-менее существует внутри кап.ценообразования , и потому в то время настоящая цена подавлялась ,а сейчас она ,наоборот, раздута получением сверхприбыли.

    Мои грубые прикидки 2-3 летней давности создали у меня ощущение того, что по совокупности позиций товаро-услуги в СССР ПРИМЕРНО были эквивалентны нынешним временам , значительно отличаясь внутри отдельных категорий (по-аналогии с билетом на автобус) низового или соц.ориентированного плана, однако с лихвой компенсируясь товарами дефицитными (тогда и с учетом реальной цены по которой их можно было достать) ,технологичными ,удобными и так далее -то есть НЕ социально ориентированными.
    Не утверждаю что я истина в последней инстанции по этому вопросу , однако также наивно полагать, что при более слабых агротехнологиях, меньшей производит.труда,меньшей механизации,больших трудозатратах и не всегда адекватно работающей плановке - реальная стоимость "вещей" была значительно ниже, чем сейчас (разумеется без учета порой драконовских доп.наценок,которыми иногда грешат) . Разница , безусловно имела место быть - но была -ли она столь существенной ?
    1. +1
      14 сентября 2023 13:50
      Говорить о сравнительной эффективности здесь НЕ корректно.

      Приведу слова из одного рассказа М. Зощенко: "Врач прописал порошки--положили за образа-не помогает!"
      ВОПРОС. Порошки были эффективны или нет?

      Так и в СССР. Росстат сегодня признает, что производство мяса в РФ в начале 90 х упало ниже, чем в РСФСР. И только в 2015 оно восстановилось на уровне 1989.

      Эффективно ли было хозяйство в СССР и почему "советский дефицит" в начале 1992 исчез за неделю, когда "Гайдар спас страну от голода"? Ведь это было чудо типа библейского :"ничего не было и вдруг все есть".

      Дело не в эффективности хозяйственной системы, а в не эффективности общества, которое не умеет пользоваться этой системой. Оно умеет только разворовывать......

      Оно крайне не эффективно и даже не способно выдвинуть из 100 миллионов человек - хотя бы одного нормального лидера. И это обстоятельство отражено в нашем главном политическом лозунге :"А за кого ещё?.." За кого, если все убогие?
      1. +1
        14 сентября 2023 14:33
        Производство мяса может быть и упало. Толькто ответит на вопрос: кто ел мои 72 кг мяса в год. Если ни я, ни моя мать в глаза столько мяса не видели, значит кто-то сожрал не только свои 72 кг, но и мои.
        А это говорит, что эта статистика была враньем. Потому как, не может человек сожрать 140 кг мяса. Это почти полкило в день.
        1. 0
          14 сентября 2023 15:13
          Цитата: mmaxx
          Производство мяса может быть и упало. Толькто ответит на вопрос: кто ел мои 72 кг мяса в год. Если ни я, ни моя мать в глаза столько мяса не видели, значит кто-то сожрал не только свои 72 кг, но и мои.
          А это говорит, что эта статистика была враньем. Потому как, не может человек сожрать 140 кг мяса. Это почти полкило в день.

          А статистика не "была" , она и сейчас такая есть..... Мясо могли продать на экспорт. А когда его производилось меньше-могли импортировать.

          Речь-то о другом : о том, что миллионы людей сначала верили, что "мяса нет". А потом сразу поверили, что "всего вдруг стало много" - хотя ситуация от "нет ничего", до "есть все" - - изменилась за время порядка недели (!) в начале 1992....

          Таким...еклмн... можно в башку втюхать вообще все, что угодно.... Потому, что если мяса нет на прилавках, они думают, что его нет вообще в стране.

          Вот поэтому все мясо и прочее и проходит мимо ртов законченных лохов. Не зависимо от того, какая статистика
          1. 0
            15 сентября 2023 07:37
            Мясо, оно такая штука, что когда оно есть, то оно есть на столе. А когда его нет на столе, нет в холодильнике и нет в магазине, то его нет. Какая бы не приводилась статистика. Я не могу ее проверить, но на вкус чувствую прекрасно.
  25. 0
    14 сентября 2023 13:10
    Еслиб в СССР были-бы такие цены как сейчас,наверно было-бы всего завались!!!!!!!!!!!!!!!!!
  26. +1
    14 сентября 2023 13:23
    Индекс коробка спичек. Стоил 1 копейку. Сейчас за 1 рубль не купишь. Еще один яркий пример - квартплата.

    Теперь подумайте почему деноминацию не делают. Проведи ее сейчас, всё это наружу явно вылезит. Копейку уже как разменную монету похоронили.

    Постепенно двигаемся к ценам середины девяностых. А нам всё уши протирают про какую-то стабильность.
  27. 0
    14 сентября 2023 13:56
    В мире часто использую индекс бигмака или гамбургера. Оценивают покупательную способность. Если верить воспоминаниям очевидцев, то гамбургер в СССР в 1990 г. стоил 1 р. 60 коп. Сейчас ок. 160 р.
    1. 0
      14 сентября 2023 14:24
      Понятия не имею сколько гамбургер стоил в СССР потому как он не всем был доступен. Да и сейчас не знаю, потому как по таким харчевням не хожу. И сколько он СССР просуществовал!? Некорректное сравнение. Это как сравнивать привозную жвачку в то время и сейчас.
      1. 0
        17 сентября 2023 17:18
        https://ru.wikipedia.org/wiki/Индекс_бигмака
  28. 0
    16 сентября 2023 12:18
    В СССР большинство вещей и продуктов было качественное и собственного производства, а что сейчас предлагают ? Одна китайщина и пальмовое масло
  29. Комментарий был удален.
  30. 0
    17 сентября 2023 20:01
    В 1979 г я был студентом и частенько голодал т.к. стипендию в 40 руб тратил на глупости -кино, танцы, рестораны в общем на пару дней её хватало, а потом ветром шатало. В 1980г по распределению попал на уголь и стал получать в 10 раз больше т.е. 400 руб( оклад гл. специалиста + премии), но по прежнему все пропивал и голодал, пока не женился и супруга не взяла бразды економики в свои руки. В магазинах было пусто, но с дачи и домашней фермы её родителей мы питались лучше, чем теперь т.к. овощи, мясо, мед были свои высшего качества. Сегодня в магазинах изобилие и это радует, но старые времена были тоже по своему прекрасны. Я очень уважаю автора канала "Правда жизни" но по моему арифметика с экономикой не его тема. Даже не хочется разбирать грубейшие ошибки. Получается моя жена сейчас получает пенсию прядка 24 руб. старыми, а я как инженер зарабатывал в 1980 г 200 тыс.руб новыми. Мне кажется он ошибся в 4 раза как минимум.