Демонизация врага в военной пропаганде стран-участниц Первой мировой войны

26
Демонизация врага в военной пропаганде стран-участниц Первой мировой войны


Первая мировая война стала поворотной точкой в развитии военной пропаганды как средства мобилизации общественного мнения. Многие исследователи приходят к выводу, что именно в период Великой войны было положено начало современным методам пропаганды, как раз тогда была сделана первая попытка мобилизовать все общество для ведения тотальной войны. Одним из ключевых элементов пропаганды было создание образа врага [1].



Накануне Первой мировой войны практически каждая из великих держав, впоследствии принявших в ней участие, внушала населению пропагандистский миф о собственном миролюбии и о стремящихся к агрессии соседях. После начала войны пропагандистские усилия великих держав только усилилось.

Как отмечает историк А. Иванов, особое внимание на начальном этапе войны было уделено доказательствам виновности страны противницы в развязывании вооруженного конфликта, т. к. каждое правительство стремилось предстать в глазах своего народа как ведущее справедливую войну против вероломного и жестокого зачинщика, несущего ответственность за все ее тягости и горести. С этой целью пропаганда воюющих государств указывала на несправедливые, захватнические цели противника и приписывала своей стране исключительно благородные и справедливые намерения [2].

Таким образом, одной из ключевых функций пропаганды стала демонизация врага или, как писал Гарольд Лассуэлл – мобилизация ненависти к врагу. Вопрос о том, какими способами участники Первой мировой войны этого добивались, и рассмотрим в данном материале.

Формирование образа врага в пропаганде держав-участниц Великой войны


В годы Первой мировой войны впервые в истории пропагандистский аппарат заработал столь масштабно и интенсивно. Пропагандистская машина всех стран призывала бороться с врагом во имя родины, свободы, защиты отчества, цивилизованности и гуманности. СМИ постоянно указывали на примеры наглости, развращенности, алчности и преступности неприятеля. Карикатурные образы врагов часто были выполнены в виде диких зверей, варваров, чудовищ, отрицалась принадлежность противника к цивилизованному культурному миру [2].


Как справедливо отмечает американский социальный психолог Эллиот Аронсон:

«Одна из наиболее пагубных функций военной пропаганды заключается в том, чтобы облегчить представителям одной нации истребление представителей другой нации с помощью психологической безнаказанности. Война влечет за собой огромные разрушения и ущерб, часто для мирных жителей и детей. Когниция «Я и моя страна порядочные, справедливые и разумные» противоречит когниции «Я и моя страна нанесли ущерб невинным людям». Если вред очевиден, нельзя уменьшить диссонанс, утверждая, что это не было сделано или не было настоящим насилием. В такой ситуации наиболее эффективный способ снижения диссонанса заключается в том, чтобы свести к минимуму человечность или преувеличить виновность жертвы ваших действий, – чтобы убедить себя, что жертвы заслуживают того, что получили» [3].

В средствах массовой информации Великая война практически сразу стала трактоваться не как очередной конфликт между великими державами, а как принципиальное противостояние цивилизации и варварства, добра и зла. Так было положено начало складыванию в пропаганде образа врага [1].

Историк Елена Сенявская так формирует понятие «образ врага»: это представления, возникающие у социального (массового или индивидуального) субъекта о другом субъекте, воспринимаемом как несущего угрозу его интересам, ценностям или самому социальному и физическому существованию, и формируемые на совокупной основе социально-исторического и индивидуального опыта, стереотипов и информационно-пропагандистского воздействия. Образ врага, как правило, имеет символическое выражение и динамический характер, зависящий от новых внешних воздействий информационного типа [6].

В прессе стран Антанты, включая Россию, широко публиковались материалы об «извечной агрессивности» германцев, их зверствах, коварстве и дикости: расправах над мирным населением, грубом попрании обычаев войны (нападение на мирные суда, использование отравляющих газов и разрывных пуль, пытки и издевательства над пленными, убийства сестер милосердия и т. д.), сознательном уничтожении архитектурных памятников, культурных ценностей. «Пропаганда ужасов» (подлинных или мнимых) имела большую силу воздействия на массовое сознание, вызывая шквал общественного возмущения и чувство ненависти к дегуманизированному противнику [2].

В целом пропагандистский образ войны грешил сознательным упрощением: причиной мировой войны выставлялась не сложная система международных отношений и противоречий, а исключительно хищнические инстинкты неприятеля. Это позволяло не только «объяснить» широким массам характер войны, но и переключить недовольство за ее негативные последствия на врага, нарушившего привычную мирную жизнь.

Военная пропаганда Великобритании


В первые месяцы войны воюющие стороны осознали важность информационной войны и необходимость создания для ее проведения соответствующего пропагандистского аппарата, укомплектованного подготовленными кадрами. В Великобритании стала формироваться мощнейшая пропагандистская машина, ни одна из стран Антанты в этом плане не могла сравниться с Лондоном [5].

Первоначально в 1914 году под эгидой министерства иностранных дел Великобритании было создано Бюро военной пропаганды во главе с Ч. Мастерманом. К лету 1915 года бюро выпустило более 2,5 млн книг, листовок и официальных документов. С бюро сотрудничали многие деятели британской культуры, включая Р. Киплинга и Г. Уэллса. Затем было образовано Управление военной пропаганды, которое объединяло министерство информации, проводившее информационные войны за пределами Британской империи, и национальный комитет по целям войны, занимавшийся агитационной работой внутри империи.

С сентября 1914 года самое широкое хождение в прессе Антанты получают истории о немецких зверствах в отношении мирных жителей на захваченных территориях Бельгии и Франции и в отношении военнопленных. Этот вид публикаций, содержащих зачастую либо просто сфальсифицированную, либо сильно искаженную информацию, стал одним из главных орудий антантовской пропаганды, направленной как на мобилизацию населения внутри стран Антанты, так и на воздействие на общественное мнение нейтральных стран, прежде всего США [1].

Бельгия в принципе играла существенную роль в британской пропаганде, поскольку ее изображали как «жертву германской агрессии». Бельгийский сюжет был направлен на привлечение внимания широких масс, в основном мужского населения призывного возраста, и пробуждения у них интереса к вооруженному конфликту. Основной задачей была мотивация британцев на борьбу с «внешней угрозой» в лице Германии [7].

В результате пропагандистской кампании Бельгия приобрела персонифицированный «образ женщины», подвергшейся нападению со стороны кайзера Вильгельма II. Так, в сатирическом журнале Punch женский образ Бельгии отражен на двух карикатурах – на первой художник изобразил женщину, которую кайзер тащит в темницу, на другой Бельгия в «образе плененной женщины» уже была прикована Вильгельмом II цепями. В обоих случаях кайзер олицетворял «злого тюремщика», в то время как «женщина» изображалась «его пленницей» [7].

Как отмечал британский политик и писатель Артур Понсонби в своей книге «Ложь во время войны»:

«Каковы бы ни были причины Великой войны, вторжение Германии в Бельгию, конечно, не было одной из них. Это было одно из первых последствий войны. В 1887 году, когда возникла угроза начала войны между Францией и Германией, пресса беспристрастно и спокойно обсуждала возможность прохода Германии через Бельгию для нападения на Францию.
Газета «Standard» утверждала, что для Великобритании было бы безумием противостоять проходу немецких войск через Бельгию, а газета «The Spectator» писала, что «Великобритания не будет и не может препятствовать, прохождению германских войск».
В 1914 году мы были не более чувствительны к нашим договорным обязательствам, чем в 1887 году. Но так получилось, что в 1887 году мы были в хороших отношениях с Германией и в напряженных – с Францией» [4].

Всячески демонизировали Германию и во Франции – так, писатель Анатоль Франс обличал не только власть кайзера, но и немецкую культуру, историю и даже вино. Религиозная газета Croix d'Isère и вовсе объявила войну очистительной, «посланной Франции за грехи Третьей республики». Бытовало мнение, что война «очистит атмосферу, послужит обновлению и улучшению». Социалистическая газета Le Droit du people взяла на вооружение фразу «война за мир» [8].

Американский социальный психолог Эллиот Аронсон подчеркивал, что наиболее поразительным аспектом британской и американской пропаганды были «истории о злодеяниях и зверствах» – сообщения о жестокостях, якобы совершаемых врагом по отношению к невинным гражданским жителям или пленным солдатам. Цель таких рассказов заключалась в укреплении решимости бороться (мы не можем допустить победы этого жестокого монстра) и в убеждении граждан, что эта война является морально оправданной.

«Например, распространялись слухи, что немцы варили трупы вражеских солдат, чтобы делать мыло, и что они жестоко обращались с гражданами оккупированной Бельгии. Большой шум удалось поднять по поводу казни английской медсестры, служившей в Брюсселе и помогавшей солдатам союзников вернуться на фронт, и в связи с потоплением немцами роскошного лайнера «Лузитания», который «случайно» вез оружие и военные припасы. Хотя некоторые из этих историй о злодеяниях содержали крупицу правды, другие были очень преувеличены, а третьи и вовсе были чистым вымыслом» [3].


Военная пропаганда Германской империи



Антанта гораздо раньше, а самое главное – успешнее (нежели немцы) стала использовать пропаганду как одно из эффективнейших средств ведения современной войны. После того как немецкая армия нарушила нейтралитет Бельгии, военные части союзников не просто начали боевые действия на территории этой страны, они прикрывались Лигой Наций и высокопарными фразами об освобождении Бельгии. Военная пропаганда англичан и французов состояла не только из правительственных меморандумов, но и заявлений авторитетных политиков. На фоне этих агиток немецкие ура-патриотические статьи казались банальными и скучными [8].

В итоге сложилось туманное, противоречивое, а самое главное – неофициальное общественное мнение относительно того, зачем Германия ведет военные действия. Вместо однозначных заявлений и декларирования программных целей войны германская сторона беспрерывно провозглашала, что она против своей воли была вынуждена вступить в войну, дабы сохранить свой суверенитет и отстоять свои права. Планомерная, грамотно управляемая военная пропаганда была нацелена, как правило, на нейтральные зарубежные страны, но вовсе не на собственный народ, дабы служить делу его сплочения [8].

В период войны немецкие журналы постепенно заполнялись сплошными фотографиями и зарисовками солдат и вооружения. В газетах почти все новости вытеснили военные сводки – довольно туманные. Как отмечали исследователи:

«В Германии газеты только и писали о блестящих победах германского оружия, о сплошных поражениях противников. Судя по тому, что печаталось, можно было бояться, что в самом коротком времени немцы будут не только на берегах Сены, но и на берегах Невы» [9].

Пропагандистская работа в Германской империи велась не только путем размещения информации и дезинформации в газетах и журналах, но и с помощью карикатур, иллюстраций, кинофильмов, для чего были созданы специальное графическое отделение и управление плакатов и кинофильмов. Наряду с этим шла пропаганда с использованием телеграмм, радиопередач, брошюр, докладов, листовок.

Говоря о немецкой пропаганде, Артур Понсонби писал:

«Оболванивание людей является необходимым дополнением к войне во всем мире. Серьезная ошибка (Германии. – Прим. автора) заключалась в том, что ситуация до самого конца изображалась в розовых тонах и с преувеличенным оптимизмом. Реальная правда о ходе событий скрывалась, каждый успех противника преуменьшался, эффект американского вмешательства преуменьшался, состояние немецких ресурсов преувеличивалось, так что, когда наступила окончательная катастрофа, многие были застигнуты врасплох» [4].

Пропаганда Российской империи



Как отмечают исследователи, в Российской империи пропагандистская война велась бессистемно, хаотично, без наличия единого контролирующего начала. Во главе войсковых газет зачастую оказывались люди, не подготовленные для этой работы. Военное министерство, Генеральный штаб выдавали различные агитационные издания [5].

В средствах массовой информации распространялась информация о том, что Германия и Австрия, окруженные со всех сторон, вынуждены будут сдаться самое позднее в 1915 году. На ежедневных пресс-конференциях, которые Главное управление Генерального штаба проводило с начала августа 1914 года, специально присланный офицер Генерального штаба (полковник А. М. Мочульский) сообщал о положении на фронтах, о состоянии союзных и вражеских армий [11].

Поначалу на пресс-конференциях речь шла больше о военных действиях, однако с конца августа 1914 года значительно увеличилось количество новостей о тяжелом экономическом положении Центральных держав. Соответствующей была и подборка новостей из стана врага: паника на немецких биржах, подорожание продуктов, рост безработицы, возобновление партийной борьбы, недовольство правительством [11].

Большое внимание уделялось проблемам германской и австрийской армий. Фронтовые корреспонденты подробно рассказывали о «брустверах из мертвых», об уничтожении целых дивизий и корпусов противника [10]. ПТА и Генштаб дополняли эти картины сухой статистикой и регулярно сообщали, что на фронт призвано почти все мужское население Германии и Австро-Венгрии, что начали призывать уже детей, стариков, увечных и душевнобольных [11].

Постоянными сюжетами были недостаток оружия, продовольствия и обмундирования, желание мира и мечты о попадании в плен. Намеки на скорый крах Центральных держав читатель должен был видеть буквально в каждой детали, об этом должен был говорить каждый факт – от записей в дневнике солдата до нервозности генералов [11].

Дискуссии о боеспособности противника обострились в период «великого отступления», которое само по себе опровергало большинство тезисов пропаганды.

Еще одним элементом пропаганды стала популяризация подвигов, которые ставились армии в пример. Так, например, совершенный в самом начале войны подвиг казака К. Ф. Крючкова, получил самое широкое освещение в прессе, был изображен на множестве лубков, портреты казака-героя печатались на папиросных упаковках, конфетных обертках и т. п.

С изменением ситуации на фронте происходила и эволюция образа героя. Если до весны 1915 года наиболее известными становились воины-герои, совершавшие удалые подвиги, пленившие множество врагов или особо отличившиеся в жестоких схватках с неприятелем, то после «великого отступления» Русской армии и оккупации противником части российских территорий (т. е. в условиях, когда хвастаться особо было нечем), пропаганда стала возвеличивать иной тип героизма: мученичество за родину, мужественное терпение мучений и отказ выдать врагу военную тайну [2].

Особое место в пропаганде получила тема плена. Враждующие стороны, стремясь предотвратить капитуляцию своих солдат, рисовали ужасы ждущего их плена (не всегда имевшие место в действительности). Кроме того, важно учитывать, что и представления об этих ужасах в ту эпоху порой сильно отличались от ужасов Второй мировой войны.

В этом плане показателен опубликованный в пропагандистских целях рассказ бежавшего из немецкого лагеря русского военнопленного, призванный продемонстрировать «бесчеловечность» и «зверства» противника. Рассказывая об ужасах плена («обозленные упорным сопротивлением, немцы били пленных прикладами, ругали и всячески издевались»), русский подпрапорщик возмущался тем, что пленных плохо кормят (но при этом отмечает, что немцы доставляют пленным посылки от родных), негодует на то, что часовой втридорога продает пленным табак (т. е. у некоторых военнопленных были деньги на покупку курева) и сетует, что за работу немцы им не платят [2].

Затянувшаяся на годы война неизбежно привела к тому, что пропагандистские штампы стали вступать в конфликт с данными, полученными из личного опыта [2].

Заключение


Американский политолог Гарольд Лассуэлл в своей известной книге «Техника пропаганды в мировой войне», написанной в 1927 году, отмечал:

«Психологическое сопротивление войне в современных нациях столь велико, что каждая война должна выглядеть оборонительной войной против злого, кровожадного агрессора. Не должно быть и тени двусмысленности в вопросе о том, кого общественность должна ненавидеть. Война в ее глазах должна быть обусловлена не мировой системой ведения международных дел, не глупостью или злым умыслом всех правящих классов, а кровожадностью врага. Вина и невиновность должны быть очерчены географически, и вся вина должна очутиться по ту сторону границы. Чтобы возбуждать ненависть в народе, пропагандист должен следить за тем, чтобы в обороте было все, что устанавливает исключительную ответственность врага» [11].

Лассуэлл выделял четыре направления пропаганды – мобилизация ненависти к врагу, создание положительного образа союзника, завоевание симпатий нейтральных государств и деморализация врага.

На первое место он ставил именно мобилизацию ненависти к врагу, т. е. демонизацию противника. Именно на этом и делала акцент пропаганда большинства держав-участниц Первой мировой войны.

Использованная литература:
[1]. Юдин Н. В. Создание образа врага в пропаганде стран Антанты в начале Первой мировой войны (август – декабрь 1914). // Известия Саратовского университета. Серия История, Международные отношения. Т. 12. Выпуск 3. Саратов: Изд-во СГУ имени Н. Г. Чернышевского», 2012. С. 50–59.
[2]. Иванов А. А. Коммуникативное пространство войны: пропаганда и общественные настроения: Учебно-методическое пособие. – СПб., 2017.
[3]. Аронсон Э., Пратканис Э. Р. Эпоха пропаганды: Механизмы убеждения, повседневное использование и злоупотребление. СПб.: Прайм-Еврознак, 2003.
[4]. Ponsonby Arthur. Falsehood in War-Time: Propaganda Lies of the First World War. London: George Allen and Unwin, 1928.
[5]. Абдрашитов Э. Е. Формирование пропагандистского аппарата в годы Первой мировой войны (опыт России и зарубежных стран) // Гуманитарные и юридические исследования. 2015. № 3. С. 5–9.
[6]. Сенявская Е. С. Противники России в войнах XX в.: эволюция «образа врага» в сознании армии и общества. М., 2006. С. 20.
[7]. Ульянов, П. В. Образ Бельгии как «жертвы» в британской пропаганде периода Первой мировой войны / П. В. Ульянов // Изв. Алт. гос. ун-та. – Барнаул, 2019. – № 2 (106). – С. 75–79.
[8]. Мёллер ван ден Брук А., Васильченко А. Миф о вечной империи и Третий рейх. – М.: Вече, 2009.
[9]. Агапов В. Л. Первая мировая война и печать. Часть 1: опыт Англии, Германии, Франции и европейской России // Известия Восточного института. 2019. № 1 (41). С. 6–20.
[10]. Очерки боевой жизни под Лодзью // Русское слово. – 1914. – 10 декабря.
[11]. Лассуэлл Г. Д. Техника пропаганды в мировой войне: перевод с англ. /РАН. ИНИОН. Центр социал. научн.-информ. исследований, Отд. политической науки, Отд. социологии и социальной психологии; сост. и переводчик В. Г. Николаев ; отв. ред. Д. В. Ефременко; вступ. статья Д. В. Ефременко, И. К. Богомолова. – Москва, 2021.
26 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +2
    18 сентября 2023 04:28

    Мобилизация в России. Германский пропагандистский плакат


    Германский имперский орел ощипывает французского петуха (Петух - неофициальный символ Франции). Германский пропагандистский плакат
    1. +1
      4 ноября 2023 17:49
      Цитата: Luminman
      Мобилизация в России. Германский пропагандистский плакат

      Плакат призывает немцев ужасаться или завидовать ? drinks
  2. +5
    18 сентября 2023 04:46
    О российской официальной пропаганде прямо не в бровь, а в глаз! Главное дату не перепутать...
    1. +3
      18 сентября 2023 05:00
      На 1 фото: смелые пацаны, с ружьями и всей бандой...
    2. 0
      18 сентября 2023 12:07
      Цитата: Владимир_2У
      О российской официальной пропаганде прямо не в бровь, а в глаз! Главное дату не перепутать...

      Хоть скорее повторяем Германскую, тоже везде победы и никаких поражений.
  3. +1
    18 сентября 2023 04:48
    Занятно то, что и сейчас ничего нового не придумали. Читаешь, как будто современные сводки и новости.
  4. +3
    18 сентября 2023 05:00
    Вспоминается роман о Швейке. Там тоже была пропагандистская брошюра, в которой описывался подвиг австрийского солдата, которому взрывом оторвало голову, но голова катилась по земле и кричала - Слава единой и неделимой Австрии, а безголовое тело прицелилось из винтовки и сбила русский аэроплан! Вот это настоящий герой! wink
    1. +1
      18 сентября 2023 14:22
      Цитата: Luminman
      Там тоже была пропагандистская брошюра, в которой описывался подвиг австрийского солдата, которому взрывом оторвало голову, но голова катилась по земле и кричала - Слава единой и неделимой Австрии, а безголовое тело прицелилось из винтовки и сбила русский аэроплан! Вот это настоящий герой!
      Это были фантазии волноопределяющегося Марека. Даже для официальной пропаганды это был бы перебор laughing hi
      1. +1
        18 сентября 2023 17:43
        Цитата: Стирбьорн
        Это были фантазии волноопределяющегося Марека

        Понятно, что это выдумка, но все равно читать интересно! А потом смеяться... wink
  5. +4
    18 сентября 2023 05:28
    Сейчас,мало что изменилось с тех пор в области пропаганды.Те же груши,только боком.
  6. +2
    18 сентября 2023 06:06
    Очень хороший материал, Виктор. И хорошо, что Вы использовали Понсойнби. Это классика жанра, по этой книге все поздние политики учились искусству оболваниями масс.
  7. +3
    18 сентября 2023 07:58
    Уважаемый Автор!
    Может быть следовало начать Крымской войны?
    В карикатурах того времени есть и русские медведи мобилизованные в армию и российский двухглавый орёл ощипанный французской пехотой!
    Европейцам, а особенно британцам было не привыкать изображать и видеть своих противников в виде зверей, диких варваров или монстров!!!
    1. 0
      18 сентября 2023 09:15
      Цитата: hohol95
      Может быть следовало начать Крымской войны?

      Тогда уже надо начинать с Египетских пирамид, Ассирийских табличек и Библии, там куча примеров когда врагов демонизировали до, вовремя и после конфликта.
      Хотя наверно можно и до Каина дойти, когда его мозг его-же и спровоцировал на убийство.
      А правильней до Эдемского изгнания, когда змей искуситель наплел Адаму такое!!! ... ну Вы в курсе.
      Получается пропаганда еще древнее чем древнейшая профессия, и соответственно еще "круче".
  8. +1
    18 сентября 2023 08:26
    The book:


    Your cards are good, Rasputin, but those of the [German] General Staff are better

    PS: Any fact comparable to this description could only be fortuitous.
    1. +3
      18 сентября 2023 08:32
      I can't scan the whole book but you need to know the history of the Kadaver factory: The English services had accused the Germans of burning the corpses of their soldiers in the blast furnaces and making tallow and soap from them. ....Generally speaking, the Allies emerged victorious from this pencil war.
      1. +5
        18 сентября 2023 08:41
        Цитата: zorglub bulgroz
        The English services had accused the Germans of burning the corpses of their soldiers in the blast furnaces and making tallow and soap from them

        Еще германские солдаты в Бельгии отнимали младенцев у матерей и на их глазах, взяв младенцев за ноги, разбивали им головы о стену. Вот видел такой британский плакатик, а найти сейчас его не могу...
        1. +1
          18 сентября 2023 08:48
          I heard this story...a French conscript during the Algerian War testified to the inhumanity of that war: He did it!
          t is propaganda, secular and religious, that causes inhumanity during wars.
          I have seen engravings concerning the Thirty Years' War (religious) showing the well-stocked hanging trees

          1. +1
            18 сентября 2023 18:08
            Вы ведетесь на авторскую позицию. А она изначально ущербна (initially flawed).
            Плакат - это не пропаганда! Это Агитация.
            Мне все равно, какие ужасы вы видели в гравюрах, но у Вас не ни единого признака, в подтверждение достоверности...
  9. +5
    18 сентября 2023 10:03
    Да собственно , ничего нового.Наполеона в период Отечественной войны 1812,представляли, как Антихриста..
  10. +2
    18 сентября 2023 11:42
    ПТА и Генштаб дополняли эти картины сухой статистикой и регулярно сообщали, что на фронт призвано почти все мужское население Германии и Австро-Венгрии, что начали призывать уже детей, стариков, увечных и душевнобольных.
    Не, ну а зачем выдумывать что-то новое? Конспекты Геббельса... Тьфу! Традиции оболванивания электората - они не то что вековые - они тысячелетние!
  11. +1
    18 сентября 2023 12:35
    Как то все это знакомо.
    Вспоминаешь наши СМИ до и после 24го, и видишь все эти приемы....
    да еще пропагандисткие ходы немцев из книг об разведчиках в ВОВ - "Сатурн почти не виден", "Щит и Меч"....
  12. -4
    18 сентября 2023 12:38
    Это был взлет гуманитарной идеи, лебединая песня тех, кого потом назовут политтехнологами))
    Взлет, после которого наступило падение, которого мгновенно народившаяся индустрия пропаганды предпочла не заметить)
    Дело в том, что это была первая и последняя большая война, во время начала и середины которой люди верили властям и официальным СМИ. Больше этот момент в истории не повторялся. Никогда. Да, у людей масса неверных мнений, что обусловлено их воспитанием, образованием, умением и желаниям в работе с информацией.
    Но людей, которые верят правительственной пропаганде БОЛЬШЕ НЕТ! Уже давно нет! Многие десятилетия! Верно народное мнение или нет, официальная пропаганда к этому отношения не имеет. Да, огромные массы людей, особенно старших поколений, говорят вам ровно то, что и официальные рупора.
    Но не заблуждайтесь, они говорят все это не потому, что так думают. Просто они гораздо лучше вас понимают, как именно работают репрессивные органы государства, когда прижмет как следует.
    Я понимаю ликующих гуманитариев, которых раньше гнали на войну пинками в первых рядах, не видя от них проку в тылу, а теперь они могут отхватить себе жирные местечки и бронь. Чем, собственно говоря, и обусловлен вал материалов, превозносящих пропаганду как некое сверхоружие. Но на самом деле... ))
  13. +1
    18 сентября 2023 13:26
    Спасибо, Виктор. Было очень познавательно. Отменная подборка!
    Но как бы не демонстрировали плакаты и лозунги, к собственно "пропаганде", это имеет несколько опосредованное значение... Плакат и хлесткие лозунги - это непосредственная агитация (запрещено выделять шрифтом) Вы это знаете
    Допустим, мне эта мелкая манипуляция просто не нравится...
    Но считаю не допустимым смешивать две стадии манипуляции общественным мнением в одну кучу. "Пропагандист и агитатор", возможно найдете за нужный период... В архиве! В сети это маловероятно. Зато в подвалах комитетов КПСС присутствует, если все на растопку не пустили
    С Уважением
  14. +1
    19 сентября 2023 12:03
    Английская антинемецкая пропаганда в ту войну - лучшая! Много ссылок на конкретные факты германских военных преступлений (достоверные или нет - другой вопрос). Может, действительно, Киплинг с Уэлсом-фантастом постарались...
    У остальных воюющих стран пропаганда в основном - противные карикатурные рожи врагов, изображение их идиотами и трусами.

    Наглосаксы изображали врагов так:



    Зная фрицев - убедительно, похоже.

    У америкашек - своё, запишись служить в ВМФ США - там полно отпадных баб...
    1. +1
      19 сентября 2023 21:07
      Цитата: Тимофей Чарута
      Английская антинемецкая пропаганда в ту войну - лучшая! Много ссылок на конкретные факты германских военных преступлений (достоверные или нет - другой вопрос).

      Наглосаксы изображали врагов так:



      Зная фрицев - убедительно, похоже.
      Идея этого плаката вытекает из фактов подавления восстания сикхов в Индии 1872г - казнь "Дьявольский ветер"
      Вот картина В. Верещагина 1884г "Казнь из пушек в британской Индии".
      Картина написана по реальным событиям военных преступлений британцев в Индии.
      hi
  15. 0
    19 сентября 2023 22:15
    Шёл австриец в Радзивилы
    Да попал на бабьи вилы.

    Слова В. Маяковский. Изображение К. Малевич.
    Эх, султан, сидел бы в Порте
    Дракой рыло не попорти.

    Слова В. Маяковский. Изображение К. Малевич.
    Франц послушал Вильгельма
    А Вильгельм, - подвёл, вот шельма.
    Глядь, медведь уж тут как тут !
    И приятелям капут !!
    "Великая европейская война".
    Для Российской Империи - Вторая Отечественная.
    fellow