Эволюция концепции: от брандеров к безэкипажным катерам-камикадзе

20
Эволюция концепции: от брандеров к безэкипажным катерам-камикадзе
Картина Я.Ф. Гаккерта "Сожжение турецкого флота в бухте Чесма" (1771). Грибовидная вспышка и облако в центре - подрыв брандера лейтенанта Ильина


В последние месяцы за рубежом наблюдается повышенный интерес к безэкипажным катерам-камикадзе. Одноразовые суда, несущие боевую часть значительной массы, предполагается использовать как новое средство против надводных и береговых объектов. Формально речь идет о новом классе морской техники, но фактически это развитие весьма старой концепции судна-брандера. Подобные средства появились много веков назад, но в дальнейшем вышли из эксплуатации по объективным причинам.



Далекая история


Идея специального судна без экипажа, способного приблизиться к кораблям противника и поджечь или взорвать их, достаточно проста и была впервые реализована еще в далеком прошлом. В дальнейшем брандеры регулярно использовались на разных морских театрах военных действий, хотя и с переменным успехом. По мере развития кораблестроения и других технологий, совершенствовалась конструкция судов-камикадзе, а также улучшались средства защиты от них.

Как минимум, один из первых случаев применения брандеров имел место во время битвы у Красной скалы на р. Янцзы в Китае (208-209 г.н.э.). Флот Сунь Цюаня, будущего правителя царства У, использовал против врага большое число лодок и судов, нагруженных различными горючими материалами и оснащенных крюками. Такие брандеры успешно добрались до кораблей противника, сцепились с ними и подожгли. Флот полководца Цао Цао был разбит.


Катер-камикадзе "Синъё" японского производства. Фото Минобороны США

В европейских флотах брандеры начали появляться и получать широкое распространение в середине прошлого тысячелетия, и вскоре они показали свои возможности. Так, именно намеренно подожженные корабли помогли британскому флоту одержать победу над испанской Армадой в Гравелинском сражении (8 августа 1588 г.) Примечательно, что собственно огонь нанес противнику минимальный урон, но из-за угрозы возгорания деревянных кораблей испанцы не удержали строй и отдали инициативу британцам.

При Петре Великом брандеры появились и у развивающегося российского флота. Они участвовали в обороне морских рубежей, а также использовались в ряде сражений. Широко известен подвиг лейтенанта Д.С. Ильина и его экипажа в Чесменском сражении. Их брандер, один из четырех задействованных, сумел прорваться к турецким кораблям и поджечь их – решив итог боя. Любопытно, что большая часть российских брандеров так и не была использована по назначению. Их применяли в других ролях, а по выработке ресурса попросту разбирали.

Брандеры такого рода появились в эпоху парусного флота и деревянного кораблестроения. В середине XIX в. начали получать распространение металлические конструкции, и эффективность судов с зажигательным оснащением резко упала. Полный переход боевых кораблей на металл привел к исчезновению «классических» брандеров.


Эсминец HMS Campbeltown у ворот дока в Сен-Назере. Вскоре произойдет взрыв. Фото Бундесархива

Традиционный облик


Брандер времен деревянного кораблестроения представлял собой старое или поврежденное судно либо корабль, непригодное к несению полноценной службы. На палубе и/или в трюмах, в т.ч. с переделкой конструкции, размещались горючие материалы и жидкости – солома, фашины, скипидар и т.д. Могли использоваться простейшие взрывные устройства на основе пороха. Для более эффективного зажигания вдоль корпуса судна прокладывались т.н. сосисы – длинные мешки с быстровоспламеняющимся материалом. На корму выводились запальные устройства; там же находилась шлюпка для эвакуации экипажа. На корпусе, такелаже и рангоуте могли закрепляться различные крючья якоря-дреки и т.д.

Брандеры могли применяться как для диверсий в темное время суток, при минимальной вероятности обнаружения, так и в разгар боя. Оптимальным считалось использование в различных узостях и бухтах, ограничивающих маневр противника.

Экипаж минимального состава должен был вывести судно на боевой курс, зафиксировать паруса и руль, спуститься в шлюпку и поджечь боевую нагрузку. После этого судно самостоятельно двигалось к цели и, при правильной работе экипажа и должном везении, попадало во вражеский корабль. Крючья помогали сцепиться с ним для лучшей передачи пламени и большего урона от взрывов.

Новая эпоха


Металлические корабли были практически неуязвимыми для брандеров классического облика. От последних начали отказываться и искать другие способы поражения надводных целей. При этом термин «брандер» не пропал – так стали называть суда, затапливаемые для ограничения маневра или блокирования вражеского флота.


Внешние повреждения эсминца USS Cole, 2000 г. Фото Минобороны США

Впрочем, в конце межвоенного периода про суда-камикадзе вспомнили вновь. К примеру, в 1940 г. на вооружение 10-й флотилии MAS военно-морских сил Италии поступили взрывающиеся катера MT. Деревянное судно водоизмещением ок. 1 т имело бензиновый двигатель и несло 300 кг взрывчатого вещества с контактным и гидростатическим взрывателями. Под управлением диверсанта-водителя такой катер должен был прибывать в район цели и выходить на боевой курс. Затем водитель отправлял катер к назначенному объекту и бросался за борт. 10-я флотилия провела несколько атак с применением катеров MT, но показала ограниченные успехи.

Несколько катеров MT позже достались Израилю. В 1948 г. с их помощью успешно атаковали египетский сторожевик и тральщик. На этом история итальянских катеров завершилась.

В конце Второй мировой ВМС Японии начал использовать схожие катера «Синъё». Такое судно имело иную конструкцию и несло 270 кг взрывчатого вещества. Кроме того, не предусматривалась эвакуация водителя, и он управлял катером до момента подрыва. Было построено несколько тысяч таких катеров, и десятки использовали в боях. При этом потопили или повредили менее десятка кораблей, судов и подлодок.

Брандеры, причем более крупные, использовал КВМФ Великобритании. Осенью он провел операцию Lucid – серию атак на французские порты, используемые немецкими ВМС. В роли судов-камикадзе использовались списанные танкеры, заправленные особой горючей жидкостью. При этом по техническим и иным причинам провести полноценную атаку не удалось.


Украинский безэкипажный катер, использованный осенью 2022 г. Фото Telegram / "Рыбарь"

Более удачной оказалась операция Chariot, проведенная 28 марта 1942 г. В этом случае брандером стал эсминец HMS Campbeltown, оснащенный тоннами взрывчатых веществ. Целью удара был сухой док судостроительного завода в г. Сен-Назер, способный принять линкор Tirpitz. Корабль, покинутый экипажем, успешно протаранил ворота дока. Через несколько часов после этого, как и планировалось, он взорвался и повредил сооружения завода, а также уничтожил живую силу противника.

Своего рода брандеры использовались и в последние десятилетия. К примеру, в октябре 2000 г. в порту г. Аден (Йемен) американский эсминец USS Cole был атакован легким катером с экипажем из двух смертников и зарядом порядка 250-300 кг ТНТ. В результате подрыва образовалась крупная пробоина, были повреждены агрегаты энергетической установки, затоплены помещения и т.д. Погибло и получило травмы почти 60 чел.

Современные решения


Характерной особенностью брандеров прошлого была необходимость присутствия человека на борту для выдвижения в район цели и выхода на боевой курс. Это накладывало известные ограничения, а также снижало достижимую точность. Брандер не мог маневрировать, а цель имела возможность уклониться. Кроме того, на всем протяжении такой атаки брандер являлся приоритетной целью для вражеского огня, что, среди прочего, угрожало его экипажу.

Современные технологии позволяют избавиться от всех подобных проблем и создать максимально эффективный брандер. В первую очередь, это системы дистанционного управления. Они позволяют контролировать катер в целом и его механизмы до самого момента попадания в цель – без рисков для экипажа / оператора, работающего на безопасном удалении. Кроме того, судно может нести боевую часть современной разработки, адаптированную к решению конкретных задач.


Новый украинский катер-камикадзе. Кадр из репортажа CNN

Безэкипажные катера-камикадзе сейчас разрабатываются и используются несколькими зарубежными странами с целью повышения ударного потенциала флотов. При этом некоторые из них используют такую технику как замену для ударных систем традиционного вида, отсутствующих по тем или иным причинам.

Потенциал безэкипажных катеров-брандеров сейчас демонстрируют украинские вооруженные формирования. Киевский режим получил такую технику нескольких типов от Великобритании и пытается применять ее против российских кораблей и инфраструктуры. Ранее был выполнен успешный удар по Керченскому мосту, однако продолжить эту практику не удалось. Российский ВМФ организовал эффективную систему защиты кораблей, баз и иных объектов от надводных брандеров. Теперь регулярно сообщается об уничтожении такой техники на безопасном расстоянии от ее целей.

Процессы эволюции


Концепция брандера появилась и была впервые успешно реализована много веков назад. В дальнейшем она развивалась в соответствии с текущей обстановкой и нуждами флотов. Наибольшее распространение брандеры получили в эпоху парусного деревянного флота, а затем металлическое кораблестроение практически изжило их. Однако в XX в. нашлись возможности для возвращения таких катеров и судов, хотя и ограниченного.

Прямо сейчас наблюдается очередной этап эволюции брандеров. Как и ранее, он реализуется с применением последних достижений прогресса – и актуальные технологии позволяют получить заметный прирост эффективности. Впрочем, системы противодействия таким угрозам тоже не стоят на месте. И эволюция вооружений и средств защиты продолжается.
20 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. -3
    17 сентября 2023 06:25
    К концепции брандера запад вернулся только из за одного- если что то у вас взорвалось это не мы.Это не повод для ядерной войны - это украинцы .Северные потоки это тоже не мы- это "киборги" украинцы.Как только будет прямое противостояние НАТО Россия ,брандеры сойдут на нет.Кстати Норвежская пресса утверждает ,что в " осином гнезде" на Кольском п- ове ,там где базируется наш подводный флот и АПЛ спецназначения " ГУГИ" боновые заграждения от морских беспилотников появились одновременно с Севастополем. Командование ВМФ России правильно оценило угрозу- " если что у вас случилось ,это не мы".И вчерашний проход балкеров в Черноморск ,даёт повод задуматься об обороне всех наших баз ВМФ.Команда самоубийц была набрана.Такая команда с пароходиком может оказаться в любой точке мирового океана и не с пустыми трюмами.Ящик Пандоры открыт ,если что это не мы.А опыт СВО изучают во всем мире.ВСУ смеялось над нашими "мангалами" теперь их ставят на свои бронеобьекты.Судан - во всю начали использовать квадрокоптеры,гоняются друг за другом по всему городу за веннонизированными джипами,выискивая их среди гражданских машин..И не удивлюсь ,что кто то уже клепает морской беспилотник против ВМС Израиля,Греции, Турции,Ирана,КНР,Тайваня и конечно США( колумбийцы например),." Если у ваc что то случилось ,это не мы - докажите". Mоё мнение следующий районы применения морских беспилотников узкие места в морском трафике,проливы и каналы." Докажите что это мы".И это будет продолжаться до прямого боестолкновения ,за которым последует третья мировая.Законы свободного мореплавания под угрозой и морской торговый трафик тоже, особенно СПГ танкеры- там вообще ни чего не докажешь,а что это было.
    1. -1
      17 сентября 2023 07:34
      Забыл упоминуть Балтийское море ,вчера пришла информация из Финляндии на уровне их МИДа и МО.Финляндия очень обеспокоена уязвимостью морского трафика по Балтике,надо уделить внимание трафику через Швецию и Норвегию Ж/д и автомобильному транспорту.С чего бы они решили уделять внимание трафику ,а не обороне территории?Они сделают причину ,для своей обеспокоенности, рванув что то у нас-" опять украинцы"?am
  2. 0
    17 сентября 2023 06:48
    эволюция вооружений и средств защиты продолжается.
    Так это закономерность - на появление нового оружия отвечают появлением средств противодействия и уничтожения. А т.к. наука и технический прогресс не стоят на месте, то главное, чтобы второе поспевало за первым.
  3. -1
    17 сентября 2023 06:50
    Следующий логичный шаг - это привязать к безэкипажному катеру лёгкую ПКР. Тогда можно будет атаковать корабли не попадая под огонь из пулеметов и автопушек.
  4. +3
    17 сентября 2023 07:37
    Брандеры...камикадзе...."Фигня война! Главное манёвры !" В Китае разрабатывается ПКР...воздушно-подводная ! Значительную часть пути до цели преодолевает ,как все нормальные ПКР, по воздуху ! На определённом расстоянии до цели (на рубеже ,"излюбленном" пво-шниками кораблей для поражения ПКР ...) ПКР ныряет под воду и далее движется ,как реактивная торпеда ! А ведь можно и "наоборот" ! (Сначала движется под водой ,как торпеда... ;а потом взлетает и поражает цель ,как "классическая " ПКР ! )
    1. +1
      17 сентября 2023 10:54
      А ведь можно и "наоборот" ! (Сначала движется под водой ,как торпеда... ;а потом взлетает и поражает цель ,как "классическая " ПКР ! )

      «Это называется изделие РПК-6 - ракетный противолодочный комплекс "Водопад". Это ракета. На твердом топливе. Выстреливается либо из торпедного аппарата калибра 533 миллиметра, либо с устройства, размещенного на корабле»,
      При пуске «Водопад» падает в воду, там идет как торпеда, потом включает твердотопливные двигатели и ракетой взмывает вверх, приходя к цели по воздуху. Разработка 60-х годов.
      https://tvzvezda-ru.turbopages.org/turbo/tvzvezda.ru/s/news/202212101250-iWaFl.html
      1. 0
        17 сентября 2023 18:43
        Цитата: Трус
        «Это называется изделие РПК-6 - ракетный противолодочный комплекс "Водопад".

        И всё же..."Водопад" -изделие отличное от китайской разработки ! "Покопайтесь" в интернете -убедитесь !
    2. +1
      17 сентября 2023 13:39
      Ого, китайцы ракето-торпеду придумали! Прям ПЛРК "Ответ"!
    3. 0
      4 января 2024 18:14
      Ракеты авиационного базирования серии АПР. Сейчас на вооружении ВМФ стоит АПР-3 "Орел". Ракета имеет реактивноводометный двигатель и акустическую ГСН. Предназначена для поражения как подводных, так и надводных целей.
  5. 0
    17 сентября 2023 07:37
    Нужен контрбандер ,очень скоростной и сильно вооруженный корабль,который постоянно получал бы информацию от высотных дронов с афаром на борту. И тогда брандеры уйдут в историю окончательно.
  6. -4
    17 сентября 2023 10:19
    Безэкипажный катер - брандер. Чудесно. А почему бы нашему ВМФ и ВПК не подумать о безэкипажном... экраноплане-брандере?
    Преимущества классические для экраноплана:
    1. Высокая скорость;
    2. Большая грузоподъемность - большая масса взрывчатого вещества;
    3. Меньшая заметность.
    Конечно, я не говорю о таких гигантах как Лунь, может быть смастерить что-то меньших размеров?
    И, естественно, в беспилотном варианте. Может получиться что-то воде летающей торпеды с внешним целеуказанием).
    1. 0
      17 сентября 2023 11:16
      Цитата: Абросимов Сергей Олегович
      . А почему бы нашему ВМФ и ВПК не подумать о безэкипажном... экраноплане-брандере?

      Радикально большая цена, намного более высокая заметность чем у катеров которые используют ВСУ.
    2. +2
      17 сентября 2023 11:41
      Цитата: Абросимов Сергей Олегович
      А почему бы нашему ВМФ и ВПК не подумать о безэкипажном... экраноплане-брандере?

      Нет. Скорость низкая. Ракета лучше, а лучше всего сравнительно тихоходная, но бесшумная торпеда, идущая на большой глубине и всплывающая под целью.
      1. 0
        17 сентября 2023 13:43
        Тихоходная пока медленно крадется может и упустить цель, если та развернется и поплывет в другую сторону
    3. 0
      18 сентября 2023 16:27
      Цитата: Абросимов Сергей Олегович
      1. Высокая скорость;

      Только если сравнивать с кораблём. Но вот беда, работать по экраноплану будет ПВО. А для неё это цель малоскоростная, маломанёвренная. Никакого сравнения с типовой для ПВО корабельной группы целью типа сверхзвуковой ракетоносец или МФИ.
      Цитата: Абросимов Сергей Олегович
      3. Меньшая заметность.

      Эту сказку про меньшую заметность экранопланов можно было рассказывать только советским "корабельным" адмиралам, которые авиации не знали и применять её не умели. Вот и получилось, что для ВМФ СССР экраноплан был малозаметным.
      Для флота вероятного противника экраноплан был летающим МРК. То есть, цель с габаритами и ЭПР МРК, идущая на скорости, где СДЦ уже отлично работает, да ещё и без ПВО. Напомню, что эти ребята строили ПВО из расчёта Ту-22М3 и гораздо менее заметных сверхзвуковых ПКР ДД.
      Цитата: Абросимов Сергей Олегович
      Может получиться что-то воде летающей торпеды с внешним целеуказанием).

      Это называется ПКР. smile
      И да, главный вопрос - куда ими стрелять? Загоризонтное ЦУ и во времена сССР было проблемой, а сейчас оно практически в коме.
  7. -1
    17 сентября 2023 11:42
    В свое время в странах и СССР строилось много торпедных катеров, в том числе и на дистанционном управлении. Их применение и тактика отрабатывалась в теории и на практике. И в наши дни подробно обсуждалась в инете. (встречал)

    Схожая тактика, схожие цели,
    Имхо, вот это быдлобы в статьях интереснее.
    Кстати, и торпеды возможно более опасны. Под водой, на много КМ, скоростные... Их связка с катерами может быть действенна.
    1. 0
      18 сентября 2023 16:32
      Цитата: Макс1995
      В свое время в странах и СССР строилось много торпедных катеров, в том числе и на дистанционном управлении. Их применение и тактика отрабатывалась в теории и на практике.

      На практике катера волнового управления на том же БФ после 22.06.41 простояли пару недель в резерве, а затем аппаратура ВУ была демонтирована, и катера переведены обратно в "пилотируемые" ТКА. Ибо флот так и не смог решить проблему с обнаружением целей и наведением ТКА ВУ: у противника внезапно оказался авиационный компонент ПВО, который сбивал разведчики флота и через который летающие станции управления просто не могли бы пройти для сближения с целями на дальность эффективного управления ТКА ВУ.
  8. +1
    17 сентября 2023 16:02
    Про торпеды автор забыл: всем брандерам брандер.
    1. 0
      18 сентября 2023 16:34
      Цитата: bk0010
      Про торпеды автор забыл: всем брандерам брандер.

      Угу... особенно последние немки с их 140 км дальности хода.
      1. +1
        2 января 2024 15:26
        Очевидно дальше будет развитие в сторону безэкипажных полупогруженных катеров возможно со шноркелем , , возможно с горизонтальной пусковой ракетной установкой , то есть ,катер достиг района , далее набрал воды в носовую или кормовую часть , принял как плавок вертикальное положение и запустил ракету минометным стартом , после чего сам затонул