Противоречивый Назарбаев

Противоречивый НазарбаевПосле недавнего выступления бессменного казахстанского лидера с посланием «Стратегия «Казахстан-2050» у многих людей, интересующихся процессами на постсоветском пространстве, появилась пища для размышления. Причем на сей раз Нурсултан Назарбаев решил пойти по такому пути оглашения планов на будущее, который должен был устроить как его сторонников, так и его противников. При этом могло показаться, что его речь, призванную осветить всю Стратегию на ближайшие аж 38 лет готовили люди из разных политических лагерей. В итоге получилось несколько противоречиво; настолько противоречиво, насколько об этом можно судить, по крайней мере, из России, которая с 2010 года состоит вместе в Казахстаном и Белоруссией в Таможенном союзе ЕврАзЭс.

С одной стороны речь Назарбаева изобиловала словами о необходимости развития инновационной экономики, интеграции с ближайшими соседями в рамках СНГ и Таможенного союза, о сохранении статуса русского языка в республике. Эти высказывания можно считать бальзамом на душу так называемых евразийцев – сторонников развития связей между государствами как бывшего СССР, так и всеми теми, для кого важную роль играют принципы здорового экономического и геополитического партнерства.


Но в речи того же Назарбаева проявлялись и альтернативные нотки, которые были нацелены на совсем иную аудиторию. Здесь Нурсултан Абишевич обозначал проблемы развития Казахстана как отдельно взятого государства вне конъюнктуры блоков, союзов и объединений. Казахстанский лидер использовал тезис о том, что Казахстан должен идти по своим рельсам, развивая как экономику, так и язык на внутренних принципах. В эту же часть Стратегии вошла идея о том, что казахский язык в скором времени необходимо перевести на латиницу, после чего якобы он получит более существенный импульс к развитию, нежели тот, который имеется на данный момент. Нужно заметить, что высказыванием о переводе казахского языка на латинский алфавит Нурсултан Назарбаев лил воду на мельницу той части казахстанского общества, которая явно настроена на продвижении идеи об уникальности положения Казахстана, на дезинтеграцию с Россией, в частности. Чего уж там греха таить, речь Назарбаева о переводе языка на латиницу и необходимости развивать инновационную экономику на базе исключительной геополитической роли Казахстана как-то слабо вяжется с интеграционными принципами, обозначенными в другой части послания.

После того, как отдельные эпизоды речи президента сравнили казахстанские политологи, местные издания запестрели материалами о том, что Назарбаев настолько размыл истинное видение будущего страны, что ни у его сторонников, ни у его противников не сформировалось однозначного мнения по поводу того, куда же должен идти Казахстан, по мнению Нурсултана Абишевича. Если допустить, что приоритет – Таможенный союз, то насколько вяжется с интеграционными планами неожиданное заявление о переходе казахского языка на латиницу, которая фактически признается президентом Казахстана как лучшая база для развития казахской самоидентичности, нежели кириллица, которая употребляется как Россией, так и Белоруссией. Если же допускать, что слова о «прорывном» алфавите и суверенной экономике – это провокация в адрес своих коллег по Таможенному союзу, то как тогда с ней вяжутся слова о необходимости развития партнерских связей с соседями. Быть может, Назарбаев под словом «соседи» подразумевает совсем другие государства: ну, Китай, например…

Оппозиционные казахстанские издания быстро подхватили президентскую волну, отдающую некими националистическими нотками, и заявили, что Назарбаев под занавес своего правления решил, наконец-то, махнуть шашкой в сторону России, от которой Казахстан «получает одни лишь проблемы». Проблемы эти казахстанским оппозиционерам видятся в том, что якобы после вступления республики в Таможенный союз, цены на все основные товары в стране стали расти, а экономика республики приходить в плачевное состояние. Мол, вот до серьезной интеграции с Россией и Белоруссией у нас были совсем иные показатели, а эта «болотистая» Москва и своеобразный Минск и здесь решили связать по рукам и ногам бурно развивающую казахстанскую экономику. Мол, Москва занимается политикой демпинга на территории Казахстана и проталкивает свои товары…

Однако доводы о том, что интеграция с Россией и Белоруссией для Казахстана губительна, не поддаются никакой критике. Если рассматривать изменение ценовой политике в республике с позиции инфляционных уровней, то получается, что рост цен, о котором сегодня любят говорить казахстанские противники евразийской интеграции, абсолютно никаким боком не связан с вступлением страны в Таможенный союз. Да и является ли этот рост цены тотальным и систематическим – тоже вопрос. Ответить на него нам помогут данные по инфляционным параметрам в Казахстане.

Инфляция в Казахстане в 2010 году составляла 7,8%, в 2011 году она снизилась до 7,4%. При этом инфляционный уровень в этом году (2012) соответствует рекордно низким показателям даже по оценке международных экспертов, которые не горят большой любовью к использованию «нужных» Астане цифр. Итак, по данным правительства Казахстана инфляция в 2012 равняется 6,1%, а по данным экспертов из Всемирного банка – около 6,2-6,3% (разница в пределах погрешности). Другими словами, после вступления Казахстана в ТС, уровень инфляции всего за два года снизился на 1,6-1,7%. В условиях, когда кризисные волны накатываются на мировую экономику с новой и новой силой, показатели по инфляции в Казахстане весьма обнадеживающие.

Чтобы было с чем сравнивать, приведем пример инфляционных показателей в республике за 2008 год (до вступления в ТС). Этот показатель составлял аж 23,4%!

Слова о демпинговой политике в отношении Казахстана со стороны РФ также не понятны. Ведь если учесть, что российско-казахстанская граница стала открытой, и рабочая сила из Средней Азии (из Казахстана, в том числе) практически беспрепятственно хлынула в Российскую Федерацию, то тут еще кто кого демпингует…

Исходя из этой информации, можно сказать, что сегодня в Казахстане достаточно сил, которые желают разбалансировать интеграционные механизмы, наметившиеся на постсоветском пространстве. Откровенно не понятно, почему на поводу у этих сил в определенной степени готов пойти президент Назарбаев? Быть может, это своеобразное послание Москве и Минску с призывом усилить азиатское направление внешнеполитической деятельности, а не искать сомнительных контактов на стороне. Если так, то укол Назарбаева в адрес России и Белоруссии, как партнеров по ТС (России, естественно, в первую очередь), Москве стоит перетерпеть и оценить правильно. А после такой оценки решиться на открытый диалог с Астаной по поводу того, куда же наша птица-тройка понесется в ближайшее время. Другое дело, если Астана вдруг решила понравиться Западу… А это уже для Москвы вызов. Только вот на что Казахстан собирается вызывать Россию (если собирается)? – вопрос… Неужели решили, что пора затевать дележку по примеру некоторых других территорий бывшего СССР?..
Автор:
Володин Алексей
Ctrl Enter

Заметили ошЫбку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

226 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти