Большие колеса для Армии России

24
Большие колеса для Армии России
«Урал-Арктика» на «Армии-2023». Фото – Виталий Кузьмин


Можем и тяжелое


Умение строить гигантские вездеходы всегда было визитной карточкой отечественной промышленности. Достаточно вспомнить легендарный ЗиЛ-135 и широкую линейку минских тяжеловозов. Два ключевых конструкторских бюро – СКБ в Москве (ЗиЛ) и Минске (МАЗ) стали родоначальниками всей советской техники повышенной проходимости.



Достаточно сказать, что Брянский автомобильный завод считается детищем Завода имени Лихачева. Погибший не так давно Курганский завод колесных тягачей ведет родословную от Минского автозавода. «Уралы» и КамАЗы в той или степени разрабатывали в Москве, а только потом их перенесли в Миасс и Набережные Челны. Тяжелые «проходимцы» требовались всем и всегда.

В свое время гораздо проще было соорудить четырехосную полноприводную машину, чем строить дороги в условиях хронического переувлажнения. Дорожная сеть в России постепенно расширяется, но необходимость в проходимой технике не ослабевает. Прежде всего, за счет глобального потепления, отчего Крайний Север становится не таким уж и крайним.

Оттаивает Северный морской путь, а вместе с ним и побережье. Требуется много техники геологам, строителям, нефте- и газодобывающим компаниям. Арктика и Крайний Север обнажают беспрецедентные запасы полезных ископаемых. Охрана «оттаявших» рубежей Родины становится как никогда актуальной задачей – слишком много стран точат зубы на российские недра.






Последовательная эволюция «Урала-Арктика». Фото – Виталий Кузьмин, АЗ «Урал» и 5koleso.ru

Специфические условия Крайнего Севера требуют специфическую технику. Например, армейский ДТ-30 «Витязь» в арктическом исполнении. Но, как и любая гусеничная техника, тем более в сочлененном исполнении, машина очень недешевая. Хотя и отличается выдающейся проходимостью и мореходностью.

В сегменте относительно недорогих вездеходов на колесном ходу для Арктики в Российской Армии ничего не предусмотрено. Все тяжелые вездеходы, например, четырехосные «Мустанги» от КамАЗа, отличаются слишком высоким давлением на подстилающую поверхность. Это приемлемо в умеренных широтах, но там, где круглый год зима, машинам будет тяжело.

Для противостояния низким температурам у отечественных инженеров давно придуманы решения – двойное остекление, емкие аккумуляторы, мощные тепловые пушки, электроподогревы топливной системы, утепленные кабины и моторные отсеки. Но конструктивно машины остаются лишь вариантами обычных грузовиков. Например, Урал-4320-31 из серии «Мотовоз-1» в исполнении ХЛ (холодное климатическое). Далеко на таком не отправишься – лишь по строго определенным маршрутам с твердым дорожным покрытием.

Решение проблемы видится в создании машины на так называемых «свербаллонах» и с объемными кузовами, способными на длительную автономную работу. И такие машины уже построены. Правда, они пока в ранге экзотических экспонатов.

Для диких морозов


Сразу стоит оговориться, описываемые грузовики относятся формально к разряду гражданской техники. Но даже взгляд дилетанта уловит явно двойное назначение подобных изделий – прежде всего, для Пограничной службы ФСБ.

Первый в очереди «Урал-Арктика» из Миасса. Как водится в отечественном автомобилестроении, у машины имеется лютый индекс – 425702. Знаменит гигант тем, что недавно экспонировался на «Армии-2023», и это недвусмысленно намекает на военное будущее машины.

Основным предназначением арктического «Урала» является перевозка людей по зимникам и слабонесущим грунтам при экстремально низких температурах. Инженеры из Миасса уверяют, что вахтовый грузовик рассчитан на работу при температуре до минус 50 градусов.

У машины полностью российский дизель ЯМЗ-536 мощностью 310 л. с. и такая же доморощенная КПП с девятью ступенями. Невиданное дело – мосты также собственные из Миасса. На «Урале», наконец, научились самостоятельно строить дефицитные ранее мосты. Для этого пришлось организовать собственное производство и освоить два миллиарда рублей от Фонда развития промышленности. Теперь никаких «китайцев» HanDe на конвейере.

К слову, работу над суверенными узлами в Миассе начали еще до спецоперации. В исполнении для «Урала-Арктики» мосты способны работать при температурах до минус 65 градусов. В традиционном «северном пакете» двойное остекление, многослойные сэндвич-панели кузова, дорожный просвет 60 см и просто гигантские колеса. Задние – 800/65 R32, передние – 800/65 R32. «Сверхбаллоны» изготавливают в Барнауле.

Представленный на «Армии-2023» «Урал» третий в своем роде. Первый появился на рубеже 2021–2022 годов как результат государственной программы «Социально-экономического развития Арктической зоны Российской Федерации». Машина представляла собой лишь утепленную капотную вахтовку с каркасно-панельной кабиной от военного «Торнадо».

Позже появилась вторая версия на «свербаллонах», но с прежним двухобъемным кузовом. Это очень неудобно – водитель со штурманом вынуждены выходить на лютый мороз, чтобы просто попасть в кузов к пассажирам. И колеса у второго прототипа были «всего лишь» 28-го размера.

Третий «Урал-Арктика», представленный на «Армии-2023», имеет единое пространство кабины и пассажирского салона на 21 место. Из удобств имеется вакуумный туалет в хвосте кузова.

Вопрос относительно эксплуатации один – как менять в полевых условиях проколотое колесо?




КамАЗ-Арктика. Фото – autoreview.ru и gruzovikpress.ru

Если с «Уралом-Арктика» перспективы вполне реальны и понятны, то со вторым автомобилем для Крайнего Севера не все так просто.

Речь о КамАЗе-Арктика, созданном при участии специалистов МГТУ им. Н. Э. Баумана.

С одной стороны, машина шикарная – восемь ведущих колес, 500-сильный мотор и автоматическая трансмиссия. Для большей маневренности инженеры предложили сочлененную изламывающуюся раму, иначе обеспечить удовлетворительную поворачиваемость гиганту было невозможно.

Но дальше начинаются сложности.

Мотор, оказывается, собран в содружестве со немецко-швейцарской Liebherr, коробка американская Allison. Список импортного в КамАЗе можно было бы продолжать до бесконечности, что автоматически ставило крест на военной карьере уникального грузовика.

Интересно, что работу над машиной для Крайнего Севера на КамАЗе начали гораздо раньше указанной выше государственной программы «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации» от 2021 года. Первые прототипы Арктики появились в 2017 году и представляли собой непропорционально высокую трехосную машину. Необычные пропорции вездехода на больших, но узких колесах, объяснялись требованиями вписаться в ширину стандартной проезжей части.

На последующем прототипе о дорогах общего пользования уже не думали – каждое из восьми колес шириной в метр и радиусом в 86 см. Однако предусмотрели вариант «Габарит» с прежними узкими колесами и допуском на твердое покрытие. После начала спецоперации о проекте Арктика из Набережных Челнов на некоторое время забыли. С таким импортным фаршем внутри это и не мудрено.

Но в августе 2023 года в Набережных Челнах выгнали на испытания сразу две машины – первую трехосную и второй восьмиколесный полноприводный прототип. По данным ПАО «КамАЗ», машину могут оснастить шести- или восьмицилиндровым мотором и автоматической коробкой передач.

С последним узлом явный казус – в России гидромеханики такого класса не делают самостоятельно. Значит, на машинах стоят коробки из старых запасов, либо заводчане успели адаптировать некий китайский «автомат». Если в Минске давно строят машины с гидромеханическими трансмиссиями Fast Gear, то почему нельзя в Набережных Челнах? Однако это автоматически ставит машину мимо оборонного заказа, а значит и о большой серии речь не идет.




Вездеход ТРЭКОЛ АРКТИКА 8х8. Фото – Виталий Кузьмин




Вездеход РУСАК. Фото – Виталий Кузьмин и atvrusak.ru

В одной лиге с крупными акулами отечественной автопромышленности играет компания «ТРЭКОЛ» из подмосковных Люберец. Не так давно в арсенале компании были лишь легкие и средние двух и трехосные машины, но теперь присутствует модель «Арктика» 8х8.

В отличие от высокотехнологичного КамАЗа, инженеры ТРЭКОЛа обошлись без переламывающейся рамы. Да, для 8,74-метрового гиганта непросто найти площадку для разворота, но итоговая стоимость не убивает наповал – около 15 млн рублей. Для сравнения: «Урал-Арктика» тянет на 20 млн, а сколько стоит импортозамещенный КамАЗ, сложно даже представить.

Явный минус ТРЭКОЛа в двухобъемном кузове на 21 посадочное место, что не способствует комфорту и энергосбережению.

А вот четырехосный РУСАК, может снабдить заказчика единым пространством для водителя и пассажиров. Двигатель предусмотрен Cummins (вероятно, китайский) и автоматическая трансмиссия. РУСАК умеет плавать и в зависимости от варианта исполнения, берет на борт до 20 человек.

В итоге мы видим, что с небольшим ограничениями, но у Российской Армии есть где и у кого покупать колесную технику для арктических условий. Дальнейшее таяние льдов сделает этот процесс неизбежным, осталось только довести технику до кондиции и избавиться от импортных комплектующих.
24 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +6
    20 сентября 2023 04:47
    Вопрос относительно эксплуатации один – как менять в полевых условиях проколотое колесо?
    Прямо вопрос! А как вообще колёса, да ещё и такие здоровые, меняют в глубоком снегу, в тундре, болотине? Может не меняют вообще, а едут на оставшихся 5-7? По моему это возможно, в отличие от езды при сорванной гусенице.
    1. +5
      20 сентября 2023 06:04
      Цитата: Владимир_2У
      Вопрос относительно эксплуатации один – как менять в полевых условиях проколотое колесо?
      Прямо вопрос! А как вообще колёса, да ещё и такие здоровые, меняют в глубоком снегу, в тундре, болотине? Может не меняют вообще, а едут на оставшихся 5-7? По моему это возможно, в отличие от езды при сорванной гусенице.

      what Шины низкого давления, во всяком случае Трэкол, или раньше Тром - бескамерные. При повреждении - проколе малой площади бескамерную покрышку можно отремонтировать средствами из ремкомплекта, как сейчас автомобилисты возят шнурки для ремонта, не так быстро стравливают воздух.

      Для съема-установки таких шин с диска колеса, также для надежности от разбортировки на ходу, используется специальное кольцо - бэдлок.


      Просто диск открутить после снятой шины - не проблема. Возможность передвижения без одного колеса зависит от колесной формулы и типа привода 4х4, 6х6, 8х8.
      Бывает из леса выезжали с приводом 4х4 на деревянной лыжине (ствол березки) без заднего колеса, (разбитым подшипником ступицы заднего левого/правого без колеса).

      Пы.Сы. На Урале, ведущие мосты и полуоси были собственного производства до середины 90-х годов.
    2. +10
      20 сентября 2023 06:47
      Менять также как менялись колёса на Маз-543 и Маз-7310. Вылезает водитель из кабины, поддомкрачивает колесо с подвеской и откручивает балонником гайки. Потом, стараясь не уронить колесо откатывает его к откидной консоли с запаской. Снимает и устанавливает запаску, а проколотые колёса, иногда, просто тросом цепляют к заднему форкопу. Вот если колесо уронил, водитель стоит и "плачет" ибо поднять 350 кг одному ну очень тяжко. Тут будет тоже самое, чудес в технике не бывает. Чем больше и тяжелее колесо тем его сложнее переставить. Разбортировка проколотого колеса вообще отдельный квест у нас это действо, в шутку, называлось "дискотека" .
    3. +4
      20 сентября 2023 07:17
      и просто гигантские колеса. Задние – 800/65 R32, передние – 800/65 R32.

      Нужны два вида запаски: задние (800/65 R32) и передние (800/65 R32)!!! Главное - не перепутать какое куда ставить... wassat

      А если серьёзно, то всё гораздо проще - при небольшом повреждении справится система подкачки шин, а при большом... при большом повреждении можно ехать и без поврежденного колеса (все мосты с самоблокирующимися дифференциалами)
      1. 0
        27 сентября 2023 14:24
        ага, тоже в глаза резко бросились одинаковые типоразмеры)

        Автор, Евгений Федоров, у Вас ошибка в описании!
  2. +2
    20 сентября 2023 05:58
    Наконец-то додумались до однобъемной кабины, и то, не только лишь все :)

    Монстра от Камаза только на выставках показывать, "зачем такие сложности, Василий Иванович?!"
    1. +1
      20 сентября 2023 08:05
      Монстра от Камаза только на выставках показывать, "зачем такие сложности, Василий Иванович?!"

      Машину большой грузоподъёмности разрабатывали для доставки спецтехники и объёмных конструкций для газо и нефтедобычи на просторах Ямала.
      В военной сфере, он в первую очередь может использоваться как транспортёр и платформа установки спецоборудования. Например - крана.
      Особенности географии даже «Европейской части» Приполярья такова, что логистика хромает на обе ноги. Если есть желание получить квест, попробуйте «погуглить» как доехать на личном авто до Воркуты, например из Челябинска.
      Все это в глобальном масштабе заставляет задуматься не только о вездеходах, но и развитии водного, воздушного и ж/д транспорта.
      Печально, но до сих пор нет моста между Лабытнанги и Салехардом, а последний столица ЯНАО.
      Несмотря на громкие лозунги, сам лично видел как разбирают ж/д пути от Нового Уренгоя до Салехарда, транспортная автономность - это как минимум гарантия продуктовой стабильности в регионе. Железнодорожный транспорт не зависит от погоды и времени года, особенно учитывая, что навигация речного - не превышает 4 месяцев в году.
      Ну и последнее, как минимум подобные вездеходы юридических лиц необходимо ставить на воинский учет в случае мобилизации и большой войны.
      Где-то так, всем доброго дня.
  3. +5
    20 сентября 2023 06:12
    . Список импортного в КамАЗе можно было бы продолжать до бесконечности

    От чего так происходило? Все дело в мышлении. В стране розовых пони верили в охранительскую сказку, что, дескать, ни одна страна не производит все сама! И с легкой совестью пихали весь импорт в КАМАЗ.
    А нормальные честные люди (наверняка еще с советской закалкой) строили Урал, опираясь на свои собственные силы. Получилось. И даже дешевле!
    1. 0
      20 сентября 2023 10:48
      И с легкой совестью пихали весь импорт в КАМАЗ.

      Это глобализация так проще, дешевле и во всём мире делают. Вон доже в Германии велосипед изготовляют из частей 6 стран.
      Но конечно надо стремится локолизовывать и производить продукцию у себя тем самым создавать рабочие места.
  4. +1
    20 сентября 2023 06:21
    Наконец то все на колоса! Я только за колеса, пошло дело!
    1. 0
      20 сентября 2023 14:10
      Цитата: Вадим С
      Наконец то все на колоса! Я только за колеса, пошло дело!

      Колеса хорошо, но для войны необходимо выдерживать паритет целей, задач и возможностей.
      Танк (точне ОБТ) на колесах в наших условиях - это мем. Что хорошо для пустыней Ирака и Египта или саван Африки и прерией Америки у нас с полутораметровыми сугробами Сибири умирает на первой опушке.
      Гусеница в первую очередь проходимее, надежнее и позволяет боевую технику делать ниже. У колес свои плюсы, но в боевых порядках - это в первую очередь разведывательная и вспомогательная техника.
      Так что все должно быть в меру.
  5. +4
    20 сентября 2023 06:22
    Но дальше начинаются сложности.

    Да и у гражданских Камазов отечественная только рама! Остальное - импортное. Утрирую, конечно, но не далёк от истины...
  6. +1
    20 сентября 2023 06:34
    От выставки до полномасштабного производства, а тем более до армии, годы.... А многое так в единственном экземпляре и остаётся. А кое что потом покупается у "партнёров", которые не стесняются посмотреть и произвести.
  7. -1
    20 сентября 2023 09:57
    У нас в стране есть фирма, которая разрабатывает коробки передач, в том числе и автоматические.
    ООО «КАТЕ» — первый российский
    разработчик и производитель
    автоматических коробок передач,
    гибридных и электротрансмиссий
    https://katem.ru/about/
    Именно её коробки сейчас ставят на правительственные "Аурусы". Но, что интересно, со слов руководства этого производителя, проблема найти потребителя, кому нужны их коробки:
    каждый наш завод предпочитает разрабатывать свою или, как КАМАЗ, покупает импортное.
  8. +1
    20 сентября 2023 10:45
    По поводу отечественных производителей, счас китайские легковушки популярны с турбомоторами, так турбины производит некая американская фирма из аэрокосмической отрасли, вот идея роскосмосу производить турбоагрегаты для легковушек или грузовиков.
  9. 0
    20 сентября 2023 11:07
    Наконец-то армия обратила внимание на плавающие вездеходы на шинах низкого давления, типа Трэкола. У них проходимость даже выше гусеничных вездеходов при более высоких скоростях и более низком расходе топлива, особенно на дизелях.

    Это как раз то что нужно для доставки людей и грузов на передний край в условиях распутицы. Там где УАЗ-ы намертво застрянут, а Уралы пройдут с большим трудом эти вездеходы проедут играючи. На гражданке их давно используют в условиях Крайнего Севера, а в Европейской части четырехколесные варианты, типа Шерпа, Тайфуна, Лесника, покупают обеспеченные граждане для поездок глубоко в лес, там где на обычных внедорожниках делать нечего. :)
  10. 0
    20 сентября 2023 20:02
    Санкции также могут быть полезны и для вас, так как некоторые из ваших отраслей легкой промышленности могут развиваться, а не страны европы и США, чтобы заработать ваши деньги.
  11. 0
    20 сентября 2023 20:11
    У Камаза ещё какие-то трудности с габаритом..он по обычным дорогам не ездок
  12. +1
    20 сентября 2023 21:37
    КАМАЗ и УРАЛАЗ надо запретить заниматься мелкосерийной ерундой,-это рынок для небольших ателье.Привыкли распиливать на НИОКР- хватит уже, доигрались мазурики.Нет современных КПП,двигатели китайские,собственную кабину не смогли за 30 лет разработать.Скания смогла,Вольво смог,ДАФ смог а КАМАЗ почему то нет?За каким чертом приняли решения устанавливать рядный Либхерр,есть свои V-образные ЯМЗ и ТМЗ?Откаты?Скания и ДМ до сих пор используют V-образные дизеля и ничего.
    1. +1
      21 сентября 2023 13:43
      Они к этому идут......УРАЛаз запускает производство тяжелых мостов со своим литьем...9тн передний и 13тн задний...Дизеля новые есть., Кабину, взамен ИВЕКО, обещают презентовать в 24 году. Камаз - выводит свой К5 на докризисный уровень. БАЗ пытается с новым тягачем занять нишу Татра. ГАЗ (какая то аффилированная с ним контора, на его территории) лицензирует линейку Фотон(Тягач, 12тонник и самосвал)
  13. 0
    20 сентября 2023 21:39
    Цитата: Victor Murashev_2
    Наконец-то армия обратила внимание на плавающие вездеходы на шинах низкого давления, типа Трэкола. У них проходимость даже выше гусеничных вездеходов при более высоких скоростях и более низком расходе топлива, особенно на дизелях

    Спасибо Кэп,мина разорвалась рядом и поехал дальше на ободах...
  14. 0
    23 сентября 2023 18:10
    Колеса нужно делать с автоподкачкой, как на БТР, использовать арктические гели с антипрокольным эффектом, либо шины а-ля RunFlat и т.д.
  15. +1
    28 сентября 2023 09:01
    Все красиво и все эксперимент единичное строительство и импортные детали.
  16. 0
    16 ноября 2023 07:42
    У армии сейчас совсем другой вопрос. Где взять колёса для замены. А уж как поменять, разберутся.