История одного корабля

44
История одного корабля

27 сентября исполняется 240 лет со дня ввода в строй 66-пушечного парусного линейного корабля «Слава Екатерины», который позже был переименован в «Преображение Господне». «Слава Екатерины» стал первым линейным кораблем Черноморского флота и оставил широкий след в русской истории. Давайте же расскажем об истории этого корабля и затронем вообще сложности русского кораблестроения на Черном море конца XVIII века.

Итак, в 1778 году было начато строительство Херсонской верфи, причем предложил это нанятый на русскую службу английский адмирал Чарльз Ноульс. Смысл был в следующем – до этого момента русские корабли строились либо в Таганроге, либо в Воронеже, на реке Дон. Что Азовское море, что Дон обладали очень малыми глубинами, и это накладывало ограничение на размеры кораблей. Организация верфи в Днепро-Бугском Лимане позволяла начать строительство кораблей более крупного размера.



Изначально первый проект линейного корабля для Черного моря был разработан английским кораблестроителем на русской службе Ламбе Ямесом, он предлагал строить 60-пушечные корабли длиной 47,2 метра, шириной – 12,55 метров и осадкой 4,8 метра, что давало примерно 0,3 метра запаса под килем для прохождения на большую воду.

В 1780 году Ямесом был проработан проект строительства 66-пушечного корабля с немного увеличенными размерами (48,8х13,5х5,8 м), и 7 июля 1780 года корабельным мастером Семеном Ивановичем Афанасьевым на Херсонской верфи были заложены в «хорошей пропорции» два 66-пушечных корабля – «Слава Екатерины» и «Святой Павел».

Правительственным указом 1781 года предписывалось построить 12 таких кораблей, однако в 1784 году было решено иметь десять 66-пушечных и два более мощных, 80-пушечных корабля. К началу Русско-турецкой войны 1787–1791 годов было построено пять из десяти 66-пушечников.

1
Вид корабля «Слава Екатерины»

Афанасьев же и предложил довольно смелое решение: «На Черном море плавание от своих берегов в небольшой отдаленности, провизии и других припасов не только в половину, но и третьей части против петербургских довольно, и потому здешние корабли можно строить гораздо остродоннее, которые в плавании удобнее, нежели нынешние, да и штормы на море будут выдерживать надежнее».

Изначально для строительства использовался польский дуб, закупленный в 1779 году, но потом, согласно письму поручика Ржевского графу Чернышеву от 11 мая 1783 года, произошло сразу два события, которые строительство корабля приостановили: Польша запретила в стране хождение русских ассигнаций и медной монеты, а также в месте заготовки лесов появилась чума. Поэтому срочно пришлось изыскивать резервы и недостаток леса восполнить крымским дубом.

Плюс – скоро чума достигла и Херсона, поэтому на 19 июля 1782 года по рапорту генерал-поручика Ганнибала на корабле «Слава Екатерины» сделано не более половины работ. Однако вскоре чума отступила, работы были продолжены, 19 июля 1783 года на корабль был назначен капитан – Марко Войнович.

Ну а 27 сентября 1783 года «Слава Екатерины» вошел в строй Русского Черноморского флота. Дооснащали его примерно год, и только 4 сентября 1784 года корабль вышел в море без пушек для перегонки в Ахтиарскую бухту (будущий Севастополь).

6 сентября русские миновали Очаков, ну а еще через семь дней корабль кинул якорь у южной оконечности Крыма. Там на корабль поставили пушки, довооружили и окончательно оснастили, вооружение его составляло двадцать шесть 30-фунтовых пушек на нижнем деке, двадцать шесть 12-фунтовых пушек на среднем деке и шестнадцать 6-фунтовок на верхней палубе и надстройках. 25 июля 1785 года «Слава Екатерины» провел в море первые учения с другими кораблями эскадры.

Потемкин
Князь Григорий Александрович Потемкин

В ведомости на 1786 год три 66-пушечных корабля «Слава Екатерины», «Св. Павел» и «Мария Магдалена» проходят как «благонадежные», то есть способные к плаванию.

С началом Русско-турецкой войны в конце лета 1787 года «Слава Екатерины» в составе практически всей Черноморской эскадры вышел в море, дабы произвести поиск Русского флота у Варны. 9 сентября 1787 года у мыса Калиакрия эскадра попала в шторм, который длился пять дней. В результате корабль остался только с фок-мачтой, его унесло к Кавказскому побережью, и только 22 сентября, поставив фальш-мачты, Войнович сумел вернуться в Севастополь.

Из рапорта Войновича контр-адмиралу Мордвинову: «Это чудо, Николай Семенович, как мы спаслись, поверить не можете нашему несчастию, и как все манкировало в один час: корабли и фрегаты сделались как решето, течь преужасная и чуть мой корабль не потонул».

В этой ситуации у русских на море временно осталась только Азовская эскадра из 4 фрегатов, а весь севастопольский отряд стоял на ремонте в Севастополе. И это при том, что мачты и лес нужно было везти из Польши до Кременчуга, а потом сплавлять по Днепру.

«Слава Екатерины» был поврежден очень сильно. Из отчета Войновича Потемкину: «корпус корабля вдоль и поперек в пазах и в стыках палуб имел движение», вышли из гнезд бимсы и кницы, на всех деках отошли ватер-вейсы, был сильно поврежден руль, и прочее, прочее, прочее. Ремонт возглавил прибывший из Архангельска корабельный мастер Катасанов.

Понятное дело, что корабли Севастопольской эскадры чинили со всей возможной скоростью, а пока в Днепро-Бугском лимане разворачивалось первое морской сражение той войны – Очаковское. Здесь отличились Лиманская флотилия и береговые батареи Кинбурна, которые нанесли туркам серьезные потери.

13 марта 1788 года согласно рескрипту князя Потемкина корабль «Слава Екатерины» был переименован в «Преображение Господне», и «впредь стоял под тем именем».

Ушаков
Федор Федорович Ушаков

18 июня 1788 года «Преображение Господне» будучи флагманом в эскадре Войновича, вместе с другими кораблями вышел в море. Главная задача Российской эскадры состояла в том, чтобы не дать возможности бежавшей после разгрома под Очаковым турецкой эскадре снова вернуться и оказать помощь осажденным в Очакове турецким войскам.

Из-за противных ветров русские подошли к Тендровской косе только 10 июля. 14 июля у острова Змеиный (Фидониси) состоялась перестрелка Русской и турецкой эскадр, которая закончилась безрезультатно для обеих сторон. Русские настаивают на потоплении одной шебеки, по турецким данным – потерь в бою они не имели.

19 июля эскадра вернулась в Севастополь.

Далее флот возглавил Ушаков, но весь 1789 год сражений как таковых не было – флот усиливал свой состав.

В 1790 году для своих операций турки стянули в Черное море почти весь свой флот – в море вышла турецкая эскадра под командованием Хусейн-паши. Состав ее был – 17 линейных кораблей, 5 бомбардирских фрегатов, 23 малых судна. Суда везли десант в Крым – по разным данным, от 3 до 7 тысяч солдат. Высадиться предполагали по ситуации либо в Керчи, а если там береговая оборона будет сильно укреплена – то на Кубани, в Анапе. Состав турецкой эскадры:

Таблица
Состав турецкого флота при Керчи

8 июля вышел в море Ушаков, имея в строю 10 кораблей (84-пушечный «Рождество Христово», 66-пушечные «Мария Магдалина», «Св. Павел», «Преображение Господне», «Св. Владимир», 50-пушечные «Апостол Андрей», «Александр Невский», «Георгий Победоносец», 46-пушечные «Петр Апостол» и «Иоанн Богослов»), 6 фрегатов (40-пушечные «Иероним», «Нестор Преподобный», «Покров Богородицы», «Иоанн Воинственник», «Амвросий Медиоланский», «Кирилл Белозерский») и 17 мелких судов (всего 860 пушек).

19 июля 1790 года состоялось Керченское сражение. Ушаков снялся с якоря и приказал выстроить линию, турки повернули фордевинд и двинулись параллельно нашей эскадре на юго-восток. Перестрелка шла на довольно большом расстоянии – 600–800 ярдов, обе стороны вели себя осторожно.

Турки, пользуясь наветренным положением, начали около полудня атаку на авангард, однако вовремя подошли корабли центра и вместе смогли отбить нападение.

Керченское сражение
Керченское сражение

Ни турки, ни русские потерь в кораблях не имели. У Ушакова после Керченского боя было 29 убитых и 68 раненных. У турок количество людских потерь неизвестно, но, скорее всего, они были больше русских, поскольку на кораблях находился десант, помимо экипажей кораблей.

Хусейн-паша после боя отвел свою эскадру к Тендровской косе, этим самым турки отрезали Севастополь от Николаева и Херсона, где строились корабли, и угрожали Русской армии, действующей в районе Дуная и Днестра, замедлив движение войск к Килии и Измаилу до середины сентября. Ушаков должен был дать еще одно сражение турецкому флоту, чтобы обезопасить фланги армии и избавить от возможной угрозы Очаков, Херсон и Николаев.

Русские закончили ремонтные работы в Севастополе еще 19 августа, но вышли в море лишь 4 сентября в том же составе: 10 кораблей, 6 фрегатов, 1 бомбардирское судно, 17 крейсерских судов. У турок также не было изменений в корабельном составе, только лишь Саид-бей перенес свой флаг с сильно избитого у Керчи «Муккадеме-и Нусрет» на 58-пушечный «Мансурие».

В 6 часов утра 8 сентября Ушаков обнаружил в 7 милях от себя флот Хусейн-паши, стоящий на якоре в трех линиях. Сознавая малую огневую ценность русских фрегатов, слабо вооруженных, он выделил «Иероним», «Покров Богородицы» и «Иоанн Воинственник» в отдельный отряд, с задачей оказать основным силам помощь на сложных участках в ближнем бою.

В 15:00 русские догнали турок, и началась жестокая стрельба с двух сторон, причем Ушаков обострил ситуацию, приказав сближаться с турецкими кораблями до 50 саженей (примерно 100 метров). К 17:00 османы не выдержали ближнего боя и начали выходить из линии. Русские пустились в погоню и преследовали противника до темноты, с заходом солнца будучи вынуждены встать на якорь.

На рассвете следующего дня оказалось, что турецкие корабли находятся в непосредственной близости от русских, русские корабли вообще разбросаны на большом пространстве. Турецкий же флот оказался разделен на две большие части – северную, во главе с «Бахр-и Зафер» (флаг Хусейн-паши), и южную, с флагманскими «Мелек-и Бахри» и «Мансурие» (флаг Саид-Бея).

Сражение при Тендре.
Сражение у Тендровской косы

Если части, возглавляемой Хусейном, удалось беспрепятственно бежать к мелям Гаджибея у Днестра и укрыться там, то вот южной группе кораблей не повезло. Ушаков навалился на нее всеми силами, ни о какой линии речи уже не шло, турецкие суда пустились в рассыпную, и русский командующий сосредоточил свое внимание на двух самых крупных кораблях – «Мелек-и Бахри» и «Мансурие». Первый был поврежден еще во вчерашнем бою (потерял часть фок-мачты) и не мог развить требуемую скорость, второй – шел замыкающим, как и полагается флагману.

В 10:00 50-пушечный «Апостол Андрей» нагнал «Мансурие» и вступил с ним в бой. Вскоре к обстрелу подранка присоединился однотипный «Георгий Победоносец», а через 20 минут 66-пушечный «Преображение Господне» атаковал несчастного турка и с другого борта. Через полчаса за «Мансурие» взялся флагманский 84-пушечный «Рождество Христово». На турецком корабле вспыхнул пожар, огонь добрался до крюйт-камеры, грянул взрыв, и «Мансурие» исчез в ослепительной вспышке.

Что касается «Мелек-и Бахри» – он так же сопротивлялся до последней возможности. К 14:00 он уже был окружен, русские корабли, сменяя друг друга, всаживали ядра в неподвижный, без мачт, флагман алжирской эскадры. Подошедший «Рождество Христово» встал бортом к носу «Мелек-и Бахри», имея намерение произвести продольный залп, и Саид-бей приказал сдаться. Позже корабль был приведен в Севастополь, отремонтирован и вступил в строй под именем «Леонтий Мученик».

Потери турок в этом бою составили два корабля.

31 июля 1791 года состоялось еще одно сражение Русского и турецкого флотов, в котором принимал участие «Преображение Господне» – бой у мыса Калиакрия. Здесь наш 66-пушечный корабль принял участие в обстреле турецкого 74-пушечного корабля «Муккаддиме-и Нусрет» с дальней дистанции. Много турецких кораблей были повреждены, но ни турки, ни русские потерь в бою не имели.

В декабре того же года Россия и Турция заключили мир.

Калиакрия
Сражение у Калиакрии

«Преображение Господне» ненадолго пережил войну, в 1794 году он был признан «неспособным» и пущен на слом. Таким образом, корабль прослужил 7 лет активной службы. Много это или мало?

Согласно докладу комиссаров лесного хозяйства Англии и колоний, опубликованных в 1792 году, средняя продолжительность жизни кораблей, построенных для Роял Неви с 1760 по 1788 год, составила 11 лет и 9 месяцев.

При этом корабли, построенные из колониальной древесины, имели срок жизни 3 года 6 месяцев. Из балтийской – 8 лет 3 месяца. Из английской – 10 лет 4 месяца.

Таким образом, даже если сравнить с этим параметром, «Преображение Господне» был построен на совесть и честно отслужил те семь лет активной, без дураков, службы, с боями и штормами, для которой его и строили.

Первенец русского Черноморского флота оказался удачным кораблем, и это делает честь русским корабелам века Екатерины и князя Потемкина.

Литература:
1. Веселаго Ф. Ф. «Материалы для истории Русского флота» – СПб.: Типография Морского Министерства, 1895. – Т. XV / «Документы Черноморского флота с 1783–1796 г.».
2. Sozaev E. Tredrea J. «Russian Warships in the Age of Sail 1696–1860: Design, Construction, Careers and Fates» – Seaforth Publishing, 2010.
3. Anderson, R. C. « Naval Wars in the Levant 1559–1853» – Princeton: Princeton University Press, 1952.
4. Tevfik Temelkuran «Gazavat-ı Cezayirli Gazi Hasan Paşa» – İstanbul Üniversitesi, 2000.
5. Emir Yener «Ottoman Seapower and Naval Technology during Catherine II's Turkish Wars 1768–1792» – International Naval Journal. – 2016. – Vol. 9. – No. 1.
44 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +12
    27 сентября 2023 04:26
    продолжительность жизни кораблей, построенных для Роял Неви с 1760 по 1788
    Построенные из дерева разобранных кораблей дома до сих пор стоят в городах Англии hi .
    Ламбе Ямесом
    John Lambe Yeames. Его правнук William Frederick Yeames, родившийся в Таганроге, стал известным британским художником.
    1. +4
      27 сентября 2023 05:59
      Построенные из дерева разобранных кораблей дома до сих пор стоят в городах Англии hi .

      Привет Алексей, доброго времени суток честной компании!!!
      На реках России даже существовало строительство «одноразовых» судов, которые после сплава с продукцией (товаром) разбирали на хозяйственные нужды.
      Самые известные - это «чугунные караваны» горных заводов Каменного пояса. Данный подход даже повлиял на конструкцию Чусовских и Уфимских барок и полубарок, которые к началу 20 века, вместо плавных обводов имели рубленное (прямое) строение корпуса.
      1. 0
        27 сентября 2023 06:28
        Цитата: Коте пане Коханка
        На реках России даже существовало строительство «одноразовых» судов, которые после сплава с продукцией (товаром) разбирали на хозяйственные нужды.

        Некоторые американские суда, приводившие грузы по ленд-лизу, тоже были одноразовыми и потом отправлялись на переплавку для получения металла. Двойная выгода!
        1. +7
          27 сентября 2023 06:56
          Цитата: Голландец Михель
          Некоторые американские суда, приводившие грузы по ленд-лизу, тоже были одноразовыми и потом отправлялись на переплавку для получения металла. Двойная выгода!

          what Разделать транспортное судно дедвейтом от 8 000 тн. - это не 10 автомашин утилизировать, влечет большие трудозатраты, расходы на разделку, вывоз лома металлов. Сомнительно, транспортный флот очень нужен был стране.
          Пожалуйста, поделитесь сведениями.
          За годы ВМВ, в США наладили можно сказать конвейерное производство сухогрузов типа "Либерти" (паспортная грузоподъемность 8300 тн.). Средняя грузоподъемность судна транспортного морского флота СССР на 1940-е годы составляла менее 3000 тн. Срок постройки данных судов был сокращен с 230 до 42 суток. В 1943 году в среднем в день изготавливали три судна такого типа, тогда начались их поставки СССР (около 38 судов). Всего с сентября 1941 года до конца войны было спущено на воду 2770 транспортов типа "Либерти". Суда были рассчитаны на пять лет эксплуатации, но использовались до 1960-х годов. Например "Роберт Пири" был списан в 1963 году. В 1974 году в СССР еще использовалось 19 судов типа "Либерти".

          Например, по условиям американской стороны, после ВОВ, 28-30 июня 1956 года в Татарском проливе затопили более десятка военных кораблей – большие морские охотники и тральщики, исключенные из состава КТОФ. Несколько таких же судов были затоплены в 1960 году в районе Находки по договору с бывшими союзниками. В Совгавани базировались фрегаты, полученные до августа 1945 года от США по ленд–лизу. Большинство из них были возвращены еще в 1950 году ВМФ США. yes
          1. +2
            27 сентября 2023 11:32
            Цитата: Lynx2000
            . В 1943 году в среднем в день изготавливали три судна такого типа

            Здесь какая-то ошибка. Есть известная речь Рузвельта по радио, где он говорил, что, цитирую,
            Теперь мы строим суда типа "Либерти" за 5- 7 дней
            1. 0
              27 сентября 2023 13:09
              Цитата: Голландец Михель

              Здесь какая-то ошибка. Есть известная речь Рузвельта по радио, где он говорил, что, цитирую,
              Теперь мы строим суда типа "Либерти" за 5- 7 дней

              Мы - это США (в речи Рузвельта), в данном случае, мной написано про 1943 год, что Президент США сказал про производство - общий показатель по стране на верфях, в каком году была известная речь, Вы не уточнили (их было несколько). yes
              Интенсивность производства от 1941 года до 1945 года отличалась, расходы оптимизировались, общее время постройки сокращалось. Конечно, само судно за 3 или 7 дней не строилось. hi
          2. +4
            27 сентября 2023 12:10
            Там история такая, что приход загруженной Либерти куда надо, означал полную окупаемость транспорта. Отсюда и рассказы, что можно было пускать на металлолом. Но транспорты оказались на редкость прочными.
        2. +2
          27 сентября 2023 14:55
          Некоторые американские суда, приводившие грузы по ленд-лизу, тоже были одноразовыми и потом отправлялись на переплавку для получения металла. Двойная выгода!

          Вы бы источник сего делирия обозначить могли?
      2. +1
        27 сентября 2023 19:07
        На реках России даже существовало строительство «одноразовых» судов, которые после сплава с продукцией (товаром) разбирали на хозяйственные нужды.
        Типа белян, которые ходили по Волге?
  2. +3
    27 сентября 2023 05:57
    Спасибо за статью! Было познавательно.
  3. +4
    27 сентября 2023 06:03
    чем больше содержание танинов в древесине дуба , тем дольше такое дерево служило в кораблестроении . Дольше всех служил английский дуб -до 50 лет . Польский до 20 лет , а рязанский дуб служил до 10 лет.
  4. +1
    27 сентября 2023 06:11
    Первенец русского Черноморского флота оказался удачным кораблем, и это делает честь русским корабелам века Екатерины и князя Потемкина.

    А команда корабля, обеспечившая его живучесть, имела отношение к этому?
    А талант флотоводца Ушакова помог удаче этого корабля, что он не пошёл на дно в первом сражении?
    * * *
    «Удача» любого корабля зачастую зависит от профессионализма его команды...
    1. +3
      27 сентября 2023 06:31
      Тут кораблю не повезло с тем штормом. Как сейчас говорят: ушатало. Судьба деревянных кораблей. Очень много на опыте мастера. А двух одинаковых не сделаешь.
      1. +4
        27 сентября 2023 07:19
        Цитата: mmaxx
        Тут кораблю не повезло с тем штормом.

        Если верить Раковскому, то Войнович был полным болваном, выходить в море решил во вторник, потому, как понедельник - несчастливый день, поэтому в шторм и попали. В этом шторме Марию Магдалину унесло в Босфор к туркам, там они попали в плен, а фрегат Крым и вовсе затонул.
        1. +2
          27 сентября 2023 12:12
          Болваном он, конечно, был. Но тогда ни один моряк в понедельник из порта не выходил. Примета плохая. Думаю, что и нынешние метеорологи ему б не помогли laughing
  5. +5
    27 сентября 2023 06:15
    «Преображение Господне» ненадолго пережил войну, в 1794 году он был признан «неспособным» и пущен на слом. Таким образом, корабль прослужил 7 лет активной службы. Много это или мало?

    Срок службы деревянного корабля определяется не только сортом дерева, а техническими условиями его обработки. Самое главное для корабельного леса - это сушка.
    Согласно наших отчетов первая серия кораблей Черноморского флота была срублена из «зело худого леса», что обусловило недолговечность их жизни. Кроме того, в Российском флоте в последней четверти 18 века была инициирована реформа корабельной артиллерии. Вместо 30 фунтовых орудий вводились 36 фунтовые. Линейные корабли серии «Слава Екатерины» были вооружены старыми орудиями поэтому подлежали поэтапной замене.
    1. +5
      27 сентября 2023 07:04
      Цитата: Коте пане Коханка

      Срок службы деревянного корабля определяется не только сортом дерева, а техническими условиями его обработки. Самое главное для корабельного леса - это сушка.
      Согласно наших отчетов первая серия кораблей Черноморского флота была срублена из «зело худого леса», что обусловило недолговечность их жизни. Кроме того, в Российском флоте в последней четверти 18 века была инициирована реформа корабельной артиллерии. Вместо 30 фунтовых орудий вводились 36 фунтовые. Линейные корабли серии «Слава Екатерины» были вооружены старыми орудиями поэтому подлежали поэтапной замене.

      Согласен yes
      Однако, кроме технологии первоначальной обработки, и заготовки (сушки) древесины в пиломатериал, необходимы условия профилактики сохранности деревянных конструкций корабля. Возможно сухое гниение, влажность способствует распространению грибка, профилактика от насекомых-вредителей, морских вредителей подводной части обшивки.
      Касательно затронутой темы темы долговечности деревянных домов - все возможно при условии ухода за домом, иначе бывает и неприступные замки осыпаются без присмотра хозяйской руки, иногда разрушительнее чем от штурмов неприятелей.
      1. +2
        27 сентября 2023 07:53
        По дому про который я писал.
        Только на моей памяти заменима крыша (впроть до стропил), (подушки) бревна под окнами и фундамент.
        Уход за деревом ключевое - согласен полностью! hi
    2. 0
      27 сентября 2023 12:20
      Не было времени сушить. Пилили и делали.
      1. +2
        27 сентября 2023 13:03
        Цитата: mmaxx
        Не было времени сушить. Пилили и делали.

        Причиной строительств из недосушенного леса стала «ворвсиво» на Казанской верфи. Изначально планировалось брать лес от туда, но чиновники проворовались. Поэтому Потемкин импровизировал.
  6. +4
    27 сентября 2023 06:38
    Согласно докладу комиссаров лесного хозяйства Англии и колоний, опубликованных в 1792 году, средняя продолжительность жизни кораблей, построенных для Роял Неви с 1760 по 1788 год, составила 11 лет и 9 месяцев.
    При этом корабли, построенные из колониальной древесины, имели срок жизни 3 года 6 месяцев. Из балтийской – 8 лет 3 месяца. Из английской – 10 лет 4 месяца.

    Изумительно, но приведённые факты требуют несколько ремарок:
    1. О сроках службы корабельного состава флота ее величества Британии нам известно из широко нагремевшего коррупционного скандала и судебных прений, по итогам которых почти вся верхушка британского флота была осуждена. Так что 10 лет и 4 месяца» - это прям из «обвинительного акта».
    2. Построенный из колониальной древесины фрегат «Конституция» плавает до сих пор. Более молодые из природной английской в лучшем случае стоят в сухих доках.
    3. Еще Петр I предпринимал попытки сохранить для потомков ряд военных кораблей, в том числе и знаменный Гангутский трофей «Элефант», но за ветхостью все они были отданы на слом.
    Из эпохи зарождения отечественного флота до нашего времени дожили два бота один в Санкт-Петербурге другой в Переславль-Залеском.
    После этого, как минимум Павел требовал сохранить для «потомков» последнюю галеру Балтийского флота. Как минимум до революции она до жила. Название немного запамятовал или Нева, или Диана. Может камрады из Северной столицы уточнят - этот пробел моих знаний.
    4. В моем родном городе до сих пор сохранился деревянный дом постройки середины 18 века.
    Ну где-то так, все процветания и благополучия. Прйду лепить лесенку в котельную (из дерева)!!!
    1. +1
      27 сентября 2023 08:50
      hi
      Видимо «Двина». В боях ей не пришлось участвовать, но нескольких лет выходила в Финский залив. Её модель, изготовленная в где-то в первой половине XIX века, находится в Центральном военно-морском музее в Санкт-Петербурге.
    2. +1
      27 сентября 2023 09:53
      Цитата: Коте пане Коханка
      Построенный из колониальной древесины фрегат «Конституция» плавает до сих пор.

      Корпус "Конституции" сделан полностью из дуба, что и определило его долговечность. До сих пор он служит благодаря неоднократной реставрации. А Исаакиевский собор в Питере до сих пор стоит на дубовых сваях.
      1. 0
        27 сентября 2023 12:22
        По поводу корпуса Конституции, насколько я помню набор куда интереснее: красное дерево, тик, кипарис и дуб.
        По поводу Исаакиевского собора, если я не ошибаюсь на сваи использовалась лиственница. Из дуба все остальное, от перекрытий до набора каркаса.
        По поводу дерева в сооружениях, то например плотине городского пруда в Екатеринбурге уже 275 лет (лиственница).
        1. +2
          27 сентября 2023 15:18
          По поводу корпуса Конституции, насколько я помню набор куда интереснее: красное дерево, тик, кипарис и дуб.

          Подвела Вас память. Белая сосна , длиннолистная сосна , белый дуб и южный живой дуб, из которого выполнен силовой набор.
          1. +2
            27 сентября 2023 15:45
            Да, прошу прощения, еще красный кедр.
          2. +1
            27 сентября 2023 19:42
            Хамфриз предложил собственную, более простую систему диагональных соединений. Эту систему применили в конструкции только двух кораблей: USS United States и USS Constitution.
            Хамфриз применял детали небольшого размера, а также дополнительно усиливал конструкцию за счет более прочных материалов. Для конструкции несущих элементов корабля Хамфриз выбрал американский дуб с южного побережья Соединенных Штатов, который обладает более плотной древесиной, в пять раз более прочной, нежели древесина обычного европейского дуба. Таким образом, американские фрегаты строились из материалов, недоступных в Европе. Благодаря этому обстоятельству американские фрегаты обладали большим запасом прочности, недостижимом для европейского кораблестроения.
            1. +1
              27 сентября 2023 19:59
              Хамфриз выбрал американский дуб с южного побережья Соединенных Штатов

              Это и есть южный живой дуб - Quercus fusiformis, эндемик юго-востока США.
    3. +1
      27 сентября 2023 12:13
      Тут же еще и климат влияет. В нашем, все намного хуже для дерева.
    4. +1
      27 сентября 2023 19:13
      После этого, как минимум Павел требовал сохранить для «потомков» последнюю галеру Балтийского флота. Как минимум до революции она до жила.
      Галеру в музее ВМФ не видел, но галерное весло там было. Это когда музей ещё на Бирже был.
    5. +1
      27 сентября 2023 20:34
      Цитата: Коте пане Коханка
      В моем родном городе до сих пор сохранился деревянный дом постройки середины 18 века.


      Дерево конструкций, само по себе, срока годности не имеет. Имеют значение только разрушающие факторы.
      Самой старой из ныне существующих деревянных построек — храму Хорюдзи, расположенному вблизи древней японской столицы Нары, — около 1400 лет.
      Наверняка можно построить и деревянный корабль, который проплавает 1500 лет - разработав соответствующую технологию обработки древесины.
      1. +1
        27 сентября 2023 21:04
        Самой старой из ныне существующих деревянных построек — храму Хорюдзи, расположенному вблизи древней японской столицы Нары, — около 1400 лет.
        Вот этот храм?
        1. +2
          28 сентября 2023 06:42
          Дальняя пагода слева. Часть её конструкций новодел 16 века, но есть и более старые. И это далеко не предел так как находят те же затонувшие челны бронзового века, погребения срубной культуры с остатками дерева.
  7. +2
    27 сентября 2023 07:50
    согласно письму поручика Ржевского графу Чернышеву от 11 мая 1783 года
    Как, он и в этом деле отметился?lol
  8. +9
    27 сентября 2023 10:02
    Отрадно, что Махов на ВО появился, это очень повысит качество раздела "История". А то от самсоновских опусов воротит немного.
  9. 0
    27 сентября 2023 11:51
    Изначально первый проект линейного корабля для Черного моря был разработан английским кораблестроителем на русской службе Ламбе Ямесом, он предлагал строить 60-пушечные корабли длиной 47,2 метра, шириной – 12,55 метров и осадкой 4,8 метра, что давало примерно 0,3 метра запаса под килем для прохождения на большую воду.

    В 1780 году Ямесом был проработан проект строительства 66-пушечного корабля с немного увеличенными размерами (48,8х13,5х5,8 м)

    Так сколько все же фунтов под килем было у второго проекта? Простая арифметика дает -0.7 метра, то есть величину отрицательную :(
    1. +1
      27 сентября 2023 12:17
      Нееее, в фунтах глубину мерить нельзя laughing
      Может быть разгружали корабли, может баржи по бокам приделывали. А может углубили русло попозже.
  10. -1
    27 сентября 2023 11:54
    Добрый день,коллеги .
    Мне не хватак
  11. 0
    27 сентября 2023 13:26
    "Согласно докладу комиссаров лесного хозяйства Англии и колоний, опубликованных в 1792 году, средняя продолжительность жизни кораблей, построенных для Роял Неви с 1760 по 1788 год, составила 11 лет и 9 месяцев.

    При этом корабли, построенные из колониальной древесины, имели срок жизни 3 года 6 месяцев. Из балтийской – 8 лет 3 месяца. Из английской – 10 лет 4 месяца."


    Откуда же взялся средний срок службы более 11 лет?!
    1. +1
      27 сентября 2023 16:36
      Много кораблей просто стояло. Как бы в резерве. Войны нет и надобности нет. Стоит в порту, пить, есть не просит. Или поставили в ремонт, да бабки кончились (сами понимаете куда). Все как у всех. Просто у англичан больше. Вот и срок службы побольше.
      А если так: есть книги списочного состава русского флота. У нас флот, вроде, и небольшой и зима бывает. Но поражает большое количество кораблей погибших от навигационных аварий и просто пропавших. И у англичан было то же самое, что резко снижало средний возраст. Но были и исключения. "Виктори" долгожитель при жизни. И очень большой. И вообще возрастных кораблей было много. Построили хорошо, партия леса была удачной, не разбились о камни и 30 лет как с куста.
    2. 0
      27 сентября 2023 19:02
      Часть "дорогих кораблей" перебирали, заменяя негодные узлы, перетимберовка серьезно продлевала срок службы корабля. Отсюда и:
      Цитата: УАТ
      средний срок службы более 11 лет
  12. 0
    27 сентября 2023 18:58
    hi Сергей.
    При этом корабли, построенные из колониальной древесины, имели срок жизни 3 года 6 месяцев. Из балтийской – 8 лет 3 месяца. Из английской – 10 лет 4 месяца.

    Не срок жизни это, а срок службы до "полной перетимберовки" , то есть замены вышедших из строя деревянных деталей. Если было обоснованно, то таковой капитальный ремонт выполняли. Чаще на слом шли "малобюджетные", которые из "колониальной древесины"...
    "Преображение..." восстанавливать не стали.
    Спасибо за интересную статью.
    С Уважением.
  13. 0
    27 сентября 2023 20:16
    8 июля вышел в море Ушаков, имея в строю 10 кораблей (84-пушечный «Рождество Христово», 66-пушечные «Мария Магдалина»,

    Магдалину, кстати, построили новую, вместо первой, которую в шторм к туркам в плен унесло.
  14. 0
    28 сентября 2023 09:54
    Отличная статья! Автору огромный респект