В Сети появились кадры испытаний новой версии дрона-камикадзе Shahed-136 с турбореактивным двигателем

57
В Сети появились кадры испытаний новой версии дрона-камикадзе Shahed-136 с турбореактивным двигателем

Иранские разработчики ударных беспилотников не стоят на месте, в Сети появились кадры испытания новой версии знаменитого дрона-камикадзе "Shahed-136". В отличие от базовой версии, на новой установлен турбореактивный двигатель.

Российские ресурсы начали распространять кадры испытаний нового беспилотника, аналогичного уже принятому на вооружение "Shahed-136", но без поршневого двигателя MD550, издающего специфический звук, за который эти дроны-камикадзе прозвали "мопедами". Как утверждается, на кадрах тоже "Shahed-136", но с турбореактивным двигателем.



Пока никаких подробностей нет, но сообщается, что новая версия дрона-камикадзе запускается не с наземной пусковой установки, а с воздушного носителя. Если это правда, то такой способ запуска явно накладывает ограничения на применение беспилотника, его уже не запустишь с любой территории, для этого необходимо поднять в воздух самолет. Это, во-первых, дорого, а во-вторых, очень сложно.

Также высказывается предположение, что беспилотник с новым двигателем станет намного тише, а также прибавит в скорости. Однако, с большой вероятностью, он потеряет в дальности поражения. Впрочем, это все только догадки, как будет на самом деле никто пока не знает, кроме разработчиков.

Между тем, базовая версия иранского дрона-камикадзе "Shahed-136" получила возможность запускаться без ракетного ускорителя. Как следует из кадров, опубликованных иранскими медиа, беспилотник теперь можно запустить с автомобиля, но только на ходу. Для этого автомобиль разгоняется, тем самым придавая дрону начальную скорость, после чего беспилотник с уже включенным двигателем стартует с направляющей.

57 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +6
    26 сентября 2023 18:08
    А что мешает так же со стартовым ускорителем турбовую версию с земли грешной запускать? Этот вопрос как-то не раскрыт был.
    А если с самоля пускают - аналог планирующего чугуния получается.....
    Только с двигателем.
    1. +1
      26 сентября 2023 19:12
      А зачем на Герань нужен реактивный двигатель?
      Цена у неё побольше будет.
      Да и скорость возрастёт, а для другой скорости весь планер надо менять, крылья поменьше должны быть, иначе на высокой скорости львиная доля мощности на преодоление сопротивления воздуха будет тратиться.
      Скорее всего на Герань поставили чтоб двигатель для будущего скоростного беспилотника испытать.
      Да не не турбина это - воздухозаборника нет (хотя он может быть с другой стороны). Просто реактивный, возможно, без турбины
      1. 0
        27 сентября 2023 07:36
        На последних секундах полёта видно что воздухозаборник сверху ближе к хвосту находится.Если малогабаритный движек утоплен в корпус, то шуметь сильно не будет. Тягу подобрать чтоб скорость подросла, но не критично и будет супер снаряд!
        1. 0
          27 сентября 2023 08:25
          Возможно, в этой модификации БПЛА в качестве движителя используется импеллер.
      2. 0
        27 сентября 2023 10:03
        Нужен турбовинтовой двигатель, как у ту-95 или ил-114/ил-112. Но где таких конструкторов найдёшь?
    2. 0
      26 сентября 2023 19:25
      У турбореактивного двигателя на малой скорости тяга меньше. У такого двигателя чем выше скорость тем выше мощность.
    3. 0
      26 сентября 2023 20:39
      Там скорее роторный двигатель появится чем турбореактивный..
      1. 0
        26 сентября 2023 22:28
        Там и так стоял роторный...на Герани-1 роторный Ванкеля, Герань 2 - 4х цилиндровый МД-550. Реактивный жрать будет больше топлива и дороже будет. На Араш-2 ещё можно поставить
    4. 0
      27 сентября 2023 07:34
      А вариант, увеличения дальности, Вы не рассматриваете в авиаварианте?
  2. -1
    26 сентября 2023 18:13
    А мы что не можем поставить на дрон ракетный двигатель?Преимущество такой силовой установки в более высокой скорости полёта дрона и как следствие в более сложном его перехвате. Также можно будет увеличить количество ВВ внутри дрона.
    1. 0
      26 сентября 2023 18:17
      Да, Вы правы. Самый простейший ТТРД поставить и - миниракета готова.
      1. +3
        26 сентября 2023 18:28
        У нас что, мало mini ракет или max ракет?! Зачем придумывать велосипед
    2. +4
      26 сентября 2023 18:18
      А Вы для начала прикиньте какова стоимость такого двигателя и сколько будет стоить такой БПЛА? Такой двигатель сразу приведет к росту массы, размеров и количества взрывчатки и одновременно к падению количества раз в 10, если не больше, возрастет цена каждого килограмма доставленного до врага, увеличится шанс поражения ПВО, да и само поражение каждого станет ценнее для обороняющегося.
      1. -4
        26 сентября 2023 18:54
        Виктор Сергеев-вы какой туда собираетесь двигатель ставить-от ракеты-носителя Рокот?Самый простой пороховой движок,цена которому копейки,как и пороху. С учётом большей скорости сбить такой дрон наоборот сложнее чем дрон с двигателем внутреннего сгорания.Да и при запуске дрона использовать отделяемые пороховые ускорители,спускающиеся на парашютах что делает их многоразовыми.
        1. +6
          26 сентября 2023 19:24
          Цитата: Бережливый
          Самый простой пороховой движок,цена которому копейки,как и пороху.

          Который будет работать 3-5 секунд. Дальше как планер лететь?
          Далеко?
          Как маневрировать/корректировать полёт, если нет тяги?
        2. +3
          26 сентября 2023 19:26
          Пороховой движок это Реактивный артиллерийский снаряд. А турбореактивный двигатель это другое. На самом деле, при массовом производстве маленькие моторы не дорогие, возьмите например стоимость турбинки на ДВС, вот это есть нечто похожее. но только не 2 крыльчатки, а немного больше например 6 или 8. И не так и дорого, тем более моторесурс нужен всего в несколько часов.
        3. +2
          26 сентября 2023 19:53
          Цитата: Бережливый
          С учётом большей скорости сбить такой дрон наоборот сложнее чем дрон с двигателем внутреннего сгорания

          Чтобы значительно увеличить скорость нужен совсем другой планер. Так что это будет уже не модификация "Шахида", а совершенно новый девайс.
          1. 0
            27 сентября 2023 07:38
            Однако, если посмотреть, на историю авиа строения, все обстоит с точностью до наоборот. Первые самолёты были прямокрылые, следующие типа (Миг-15) косокрылые, а вот третьи (типа МИГ-21) треугольными. Так, что пока Шахед-136, своей фор ы крыльев полностью не раскрыл.
            1. 0
              28 сентября 2023 06:03
              Цитата: Traktoris
              Первые самолёты были прямокрылые

              Патент на Delta крыло какого то 1898 или 1899 дряхлого года

              Профиль крыла смотрите, а не только переднюю кромку.
              Не думаю, что иранцы с дальним расчетом так сделали.
              Просто
              -такое жестче
              -меньше размах
              -больше топлива.
              А на дозвуковые оно себя ведет плоховато… но особо маневрировать и не надо им
        4. 0
          26 сентября 2023 22:30
          Нет, смысл имеет только ТРД. Работающий весь полет.
      2. +3
        26 сентября 2023 19:39
        Цитата: Виктор Сергеев
        А Вы для начала прикиньте какова стоимость такого двигателя и сколько будет стоить такой БПЛА?

        Они дешевле двс выходят и легче.
        Это двигатель одного пуска ( в одну сторону)

        https://russiandrone.ru/catalog/komplektuyushchie/istochniki-elektropitaniya/malogabaritnyy-turboreaktivnyy-dvigatel-mtrd/

        https://www.aeroexpo.com.ru/proizvoditel-aero/turboreaktor-drona-2265.html

        https://www.pbs.cz/ru/Aviatsii/Aviatsionnyye-dvigateli/Reaktivnyy-dvigatel-PBS-TJ80-90

        ADM-160 MALD которые пьют кровь ПВО РФ: одноразовые ( в один путь), 127 кг, без бч, имеют
        Pratt & Whitney TJ‐150 turbojet
        0.67 kN (150 lbf)
      3. 0
        26 сентября 2023 21:37
        Такой двигатель сразу приведет к росту массы
        Карликовый Jetcat легче чем поршневой. Стоит- 11тыс евро, китайская копия- в 3-4 раза дешевле. Купить-не проблема ( моделисты берут). Дальность снизится- КПД у него ниже- но скорость вырастет на треть минимум. И он тише намного.
      4. -1
        27 сентября 2023 23:09
        Цитата: Виктор Сергеев
        А Вы для начала прикиньте какова стоимость такого двигателя и сколько будет стоить такой БПЛА?

        При массовом производстве, особенно с использованием 3D печати, для сокращения количества операций, снижение надежности, так как нам не нужен ресурс в сотни или тысячи часов - может выйти в туже стоимость (11-17 тыс. зеленых) или дешевле.
        Масса так же будет +- одинакова 16-19кг, а вот размеры меньше в поперечнике.
    3. 0
      26 сентября 2023 19:15
      Цитата: Бережливый
      А мы что не можем поставить на дрон ракетный двигатель?

      Дальность упадет и( или ) полезная нагрузка.
      РД все свое( окислитель, горючее) возит с собой .
      Глупо не использовать задачу ( атмосферу), которая есть рабочее тело , с 23% окислителя причем.
      Цитата: Бережливый
      в более высокой скорости полёта дрона и

      Тогда их на допплере будут брать. Так все современные РЛС обкакались на селекции.
      Цитата: Бережливый
      можно будет увеличить количество ВВ

      Уменьшится.
      Км для ДВС 14:1 (14 кг воздуха на 1 кг бензина)
      ТРД: до 17 к 1 ( керосина).
      А вы все на себе тащить предлагаете
    4. -1
      26 сентября 2023 22:19
      Цитата: Бережливый
      А мы что не можем поставить на дрон ракетный двигатель?Преимущество такой силовой установки в более высокой скорости полёта дрона и как следствие в более сложном его перехвате. Также можно будет увеличить количество ВВ внутри дрона.

      Время работы ракетного двигателя твердотопливного посмотрите плиз....
  3. +6
    26 сентября 2023 18:15
    Дороговато однако. По мне так лучше попроще, по типу По2, обтянутый тканью, минимальная система наведения, максимально дешевый и возможный к массовому производству хоть в кружке юного техника..
  4. 0
    26 сентября 2023 18:21
    Для придания первоначальной скорости, Дрон можно запускать с реактивным одноразовым форсажем.
    1. 0
      26 сентября 2023 18:34
      Одноразового реактивного форсажа не бывает, он либо есть, либо его нет.
      1. +2
        26 сентября 2023 19:15
        Цитата: esl462
        Одноразового реактивного форсажа не бывает, он либо есть, либо его нет.

        Бывает. Только он называется стартовым ускорителем или первой ступенью.
        1. +3
          26 сентября 2023 19:48
          Цитата: km-21
          Бывает

          belay
          Ф: Обычно достигается за счёт сжигания дополнительного топлива в форсажной камере сгорания и повышения интенсивности теплового процесса.
          Ни какой связи со стартовым ускорителем нет
          1. +3
            26 сентября 2023 21:00
            Интересно, а почему о старой немецкой ФАУ-1 с её ПуВРД никто не вспоминает ? Ведь простая и дешёвая, её только современной навигацией дополнить и штампуй десятками :
            1. +1
              26 сентября 2023 22:05
              Цитата: Bad_gr
              а почему о старой немецкой ФАУ-1 с её ПуВРД

              Шумная (мопед тихушником покажется):
              7-170 Гц.
              Там звуком можно дезинфекцию всего живого делать
              удельный массовый расход большой, устанешь разгонять до «крейсерской».
              Для ПуВРД надо >500 км/ч ( его РЛС уже возьмет по доплеровскому). Оооочень жаркий .
              Выпускается. РФ двигатели М135

              И Snecma производила свои ПуВРД с тягой 60 кгс.
              1. +1
                26 сентября 2023 22:32
                В РФ производят такие и ставят на мишени и имитаторы КР
                1. 0
                  27 сентября 2023 02:56
                  Цитата: Оленевод_2
                  Для ПуВРД надо >500 км/ч
                  Вот тут (https://youtu.be/s7aXm74U4Ko) на видео, запускают модель с ПуВРД, с катапульты

                  А тут (https://youtu.be/RDRDpHsbfJs) вообще, колёсная тележка с ПуВРД
                  1. 0
                    27 сентября 2023 09:32
                    Цитата: Bad_gr
                    Вот тут

                    Да я их вживую насмотрелся и в руках навертелся .
                    Я про полётный кпд.
                    1. 0
                      27 сентября 2023 11:42
                      Цитата: Оленевод_2
                      Я про полётный кпд.
                      С КПД у него не очень. Зато дёшев, даже в гараже можно сделать. Для барражирующего боеприпаса может подойти, в ту нишу, где у нас "Ланцет".
                  2. 0
                    27 сентября 2023 21:16
                    Дедок на втором видео прямо призрачный гонщик на адовых колесницах.
                2. +1
                  27 сентября 2023 16:27
                  Цитата: Zaurbek
                  В РФ производят такие и ставят на мишени и имитаторы КР

                  Я и написал
                  Цитата: Оленевод_2
                  Выпускается. РФ двигатели М135


                  «Берта»
                  Диапазон скоростей полета, км/ч: 200...300
                  Диапазон высот полета, м: 100...3000
                  Продолжительность полета, час: 0,5
                  Режимы полета:Ручной, Автоматический с возможностью перехода на ручной
                  Силовая установка: Пульсирующий ВРД М135
                  Вес взлетный, кг: 150
                  Размах крыла,м: 5
                  Длина фюзеляжа, м: 4,15
                  Способ старта: С пневматической катапульты
                  Способ посадки: На парашюте
                  Специальная нагрузка: Линза Люнеберга, Уголковый отражатель, Ложная тепловая цель, Дымовой трассер
              2. +2
                27 сентября 2023 00:11
                Цитата: Оленевод_2
                устанешь разгонять до «крейсерской». Для ПуВРД надо >500 км/ч
                Ракетные ускорители никто не отменял.
                Цитата: Оленевод_2
                его РЛС уже возьмет по доплеровскому

                Крыло немцы клеили из фанеры, радару не видно. Если фюзеляж сделать, скажем, из стеклопластика вместо оригинальной немецкой тонколистовой стали, то все, что будет отражать радиоволны, это двигло, а оно не больше ракеты "Град". А чтоб снизить эффективную отражающую поверхность еще больше, можно двигло делать не круглого, а 6-гранного сечения.
                Цитата: Оленевод_2
                Оооочень жаркий

                ЗУР с тепловой ГСН, даже ПЗРК, а тем более типо NASAMS, недешевы, а эти в разы дешевле. Да и поди увидь такое, если запустить ночью, а радар не заметит. Наводить "в сторону звука", авось головка захватит?
                1. 0
                  27 сентября 2023 09:38
                  -я про V/w. Нет проблем для запуска стоячего.
                  -хоть фанера, хоть бревно. Я про допплера. Птицы прекрасно радарам мешают, хоть и не жестяные. При чём тут «двигло»? -я про аппарат в целом и скорость его движения.
                  -ик гсн самые дешевые из гсн.
                  По звуку прекрасно лоцируется так же.
                  Будут, как англичане, с ла сбивать, только рвв с иг гсн
  5. +1
    26 сентября 2023 18:28
    Турбореактивный двигатель обеспечивает бОльшую крейсерскую скорость по сравнению с мопедом. А если так, то надо перепроектировать планер с учетом повышения удельной нагрузки на крыло и с сокращением площади аэродинамического сечения. При этом неизбежно ухудшатся взлетная характеристика, поэтому применение стартового ускорителя неизбежно. Иначе все достоинства ТРД - псу под хвост.
    1. +2
      26 сентября 2023 19:56
      Цитата: km-21
      Турбореактивный двигатель обеспечивает бОльшую крейсерскую скорость по сравнению с мопедом

      А если он обеспечивает такую же скорость, но меньший удельный расход топлива и имеет меньшую массу?
      Сельскохозяйственный WSK-Mielec M-15 Belphegor

      Maximum speed: 200 km/h (120 mph, 110 kn)
      Cruise speed: 140–165 km/h (87–103 mph, 76–89 kn) (normal operating speed)
      Stall speed: 108 km/h (67 mph, 58 kn)
      Range: 400 km (250 mi, 220 nmi)
      1. 0
        26 сентября 2023 21:41
        Сельскохозяйственный WSK-Mielec M-15 Belphegor
        В него всобачили турбину только ввиду того, что часть сжатого воздуха из ТРД (англ.bleed air) питала распылители сельхозхимикатов.
        1. 0
          26 сентября 2023 22:16
          Цитата: Болторез
          В него всобачили турбину только ввиду того, что часть сжатого воздуха из ТРД

          Не знаю, не углублялся. Но сомневаюсь.
          Сжатым воздухом можно запитываться и от двс.
          Какие проблемы?
          Турбонаддув, турбина в выхлопной системе, генератор, вал отбора мощности?
          АН-2 ведь распылял то как без ТРД?
          ПыСы. Можно наддув динамическим скоростным напором реализовать. На 200 км/ч совсем не хило.

          А так:
          Двигатель был установлен высоко над системой химического диспергона, чтобы избежать смешивания выхлопных газов двигателя с высвобожденным пестицидом

          У переднемоторго АН-2 с этим труднее.
          http://www.samolotypolskie.pl/samoloty/2373/126/PZL-M15-Belfegor
          1. 0
            27 сентября 2023 00:17
            Сжатым воздухом можно запитываться и от двс.
            Какие проблемы?
            Проблема- количество того самого воздуха- ТРД выдает на-гора много, и с превосходными параметрами, что делало "поляка" значительно более производительным, чем АН-2 и прочие.
            1. -1
              27 сентября 2023 09:26
              Цитата: Болторез
              Проблема- количество того самого воздуха-

              Ерунда. Не было проблемы.
              На Ан-2СХ стоял перемешиваешь ( ветряк от набегающего потока) сухих порошков.
              А воздуха….
              В 1952 году был создан Ан-2СХ с АПО (авиационный противопожарный опрыскиватель), который имел расход огнегасящей жидкости от 50 до 200 л в секунду. АПО состоял из сельхозбака, сливного сопла, баллона со сжатым воздухом (давление — 50 атм) и др. аппаратуры. Он выбрасывал жидкость вниз со скоростью не менее 30 м/с, что гарантировало ее прохождение сквозь горячие восходящие потоки воздуха и достижение зоны горения. Летные испытания системы показали, что пожары можно успешно локализовывать, прокладывая заградительные полосы огнегасящей жидкостью с высот не более 50 м

              Вы уж о расходах размечтались будто АН-124 поля опылять собрались
  6. +2
    26 сентября 2023 18:31
    Интересно, какая тяга требуется для его полёта. На али куча трд за копейки.
    1. +1
      26 сентября 2023 19:13
      На небольших скоростях (до 500 км/ч) потребная тяга рассчитывается как 25% от полной массы. То есть, для дрона массой 200 кг потребная тяга около 50 кгс.
  7. +1
    26 сентября 2023 18:40
    Он будет сеять ужас в рядах врага, как и его предшественник.
    1. +2
      26 сентября 2023 18:57
      Цитата: Carlos Sala
      Он будет сеять ужас в рядах врага,

      И имя ему - Сеятель!
      Однако стирается тонкая грань между дроном-камикадзе и крылатой ракетой
      1. AUL
        +1
        26 сентября 2023 19:22
        Цитата: mark1

        Однако стирается тонкая грань между дроном-камикадзе и крылатой ракетой
        А эта грань кому-то принципиальна?
        1. +2
          26 сентября 2023 19:57
          Нет, но если вспомнить то дроном-камикадзе раньше назывался барражирующий боеприпас, а теперь это понятие все более перетекает на функционал крылатых ракет, что я и отметил.
          А так, это как Хеннесси и пиво "Охота" - в результате бьет в голову.
      2. 0
        27 сентября 2023 23:24
        Цитата: mark1
        Цитата: Carlos Sala
        Он будет сеять ужас в рядах врага,

        И имя ему - Сеятель!
        Однако стирается тонкая грань между дроном-камикадзе и крылатой ракетой

        Почему стирается? Я не эксперт, но главным отличием между ними был (и остается) не двигатель.
  8. +3
    26 сентября 2023 18:51
    Автомобиль разгоняется и с него стартует дрон-какого бреда только не прочитаешь-и-зачем мопеду ТРД?
  9. +1
    27 сентября 2023 00:27
    Цитата: Nexcom
    А что мешает так же со стартовым ускорителем турбовую версию с земли грешной запускать?

    По той же причине, что и взлет самолета:
    требуется длинная полоса взлета - для набора скорости,
    а как по земле с кочками и ямами эту скорость набрать?

    PS. Почему нельзя "как было раньше" - ответ простой:
    такой двигатель НАМНОГО тяжелее старого, плюс на такой разгон "с нуля" (до взлета) - требуется много топлива.
  10. 0
    27 сентября 2023 07:35
    Ну вероятность уничтожения стингером тоже увеличивается, сейчас пин.досы стингеры начнут клепать...
  11. 0
    27 сентября 2023 23:02
    Ждём появления новых "Гераней" на Украине.