Кораблестроение - 2012. Время подвести итоги



На стапелях, из гулкой пустоты, сквозь линии не толще паутинки вдруг проступают плавные черты, как будто на переводной картинке... И потребуется еще немало времени и сил, чтобы корабль, окрепнув, наконец, шагнул на воду и встал на ровном киле, мягко покачиваясь на волнах.


Военное судостроение – одна из самых сложных, трудоемких и дорогих отраслей промышленности. Здесь реализуются лучшие технологии и новейшие разработки из смежных областей науки: двигателестроения, металлургии и физики композитов, радиоэлектроники, ракетостроения, точной механики… Количественный и качественный состав военно-морского флота – объективные индикаторы экономической обстановки в любой стране (географические конфузы а-ля «Монгольский флот» или ВМС Швейцарии – редкое исключение из общих правил). Военный флот – символ мощи и престижа вооруженных сил: корабли всегда на виду, они громадны и прекрасны, настоящие Левиафаны современности.
Именно поэтому все связанные с ВМФ события, будь то спуск на воду новой подлодки или покупка «Мистралей», получает столь широкий общественный резонанс.

Во времена СССР ситуация была несколько иной – военной судостроение было подернуто дымкой секретности, никаких публичных обсуждений на эту тему не проводилось, да и никакой надобности в этом не было: все и так знали, что флот Страны Советов самый большой в мире. А что до секретности – это пусть «вероятный противник» ломает голову, сколько у нас кораблей: 1250 или 1380 (именно столько числилось в 1989 году в составе ВМФ СССР! Будем реалистами – боеспособными из них были 30%, но и этого хватало с избытком, чтобы осадить любого противника).
Кораблестроение - 2012. Время подвести итоги

Спущенная на воду новая атомная подлодка К-329, на заднем плане видна громада надстройки законсервированного атомного крейсера пр.1144

Эра наступившего капитализма, приватизированных предприятий, холдингов и корпораций диктует иные правила поведения: судостроители вынуждены как можно громче заявлять о всех своих успехах и достижениях. Иногда это приводит к досадным последствиям: коррумпированные чиновники и недобросовестные контрагенты намеренно затягивают сроки строительства и подчас в разы завышают стоимость материалов и оборудования. Гремучая коррупционная смесь накладывается на неизбежные технические сложности при создании новой техники, что в конечном итоге, еще сильнее сказывается на сроках строительства.

При этом, чтобы создать иллюзию «напряженной трудовой деятельности», они на всех углах трубят о «великих свершениях», которые, при ближайшем рассмотрении, являются вполне будничными событиями, не требующими чрезмерных оваций.

Подписан контракт на постройку фрегата! Апплодисменты!
Состоялась закладка фрегата! Апплодисменты!
Фрегат спущен на воду! Апплодисменты!
Состоялись швартовые испытания! Апплодисменты!
Фрегат вышел на заводские ходовые испытания! Апплодисменты!

Обычно эти события происходят с интервалом в год, в течение которого все забывают название корабля и прошлогодний разговор. В результате у неискушенного обывателя создается впечатление, что флот пополнился пятью новыми кораблями. На деле – одним, да и тот еще не прошел государственных испытаний.

Стоит помнить, что история знает тысячи заложенных кораблей, которые, по различным причинам, никогда не коснулись воды. Конкретный пример – атомный авианосец «Ульяновск», разобранный на стапеле при готовности 18%.
И далеко не каждый спущенный на воду корабль был достроен и принят в состав флота. Конкретный пример – тяжелый крейсер «Лютцов», купленный в Германии для ВМФ СССР, но оставшийся недостроенным из-за начала войны. Или ракетный крейсер «Украина», тихо ржавеющий в Николаеве при готовности 95%

«Выход на ходовые испытания» тоже не является достаточным критерием готовности корабля. Ходовые испытания можно запросто провалить и снова застрять у достроечной стенки завода еще на целый год, как это сделал индийский авианосец «Викрамадитья».

«Подписан приемо-сдаточный Акт. Корабль принят в состав ВМФ» – вот те магические слова, услышав которые можно подбросить в воздух шляпу и произнести тост «семь футов под килем».


Конечно, не стоит пренебрегать информацией о графике строительства: закладка, спуск на воду – важные сведения, способные пролить свет на судьбу корабля и перспективы флота.

Никто не требует от судостроителей стахановских темпов - достаточно ежегодно закладывать по нескольку военных кораблей (2-го, 3-го рангов, в идеале – 1 ранга). Если делать все правильно, без задержек и тлетворного влияния коррупции, то через 10 лет на рейде будет стоять сильная эскадра из двух десятков вымпелов. А через 20 лет – могучий океанский флот.

Как же отличить честных подрядчиков от мерзавцев? Очень просто – достаточно взглянуть на размеры корабля и соотнести их со
сроками строительства. Скорректировать расчеты на основе международного опыта и нюансов в виде технических рисков при применении новаторских решений и инноваций (если таковые имеются).

Картина становится видна как на ладони. Если уже через год после закладки фрегата следует сообщение, что корабль спущен на воду, а еще через пару лет над ним взвилось белое полотнище с перекрещенными по диагонали синими линиями - значит вся команда судостроителей и ответственных за выполнение контракта чиновников достойна уважения и солидной премии.
Если самый обычный фрегат спущен на воду через пять лет после закладки в степени готовности 40%, и при этом у ответственных лиц хватает совести разглагольствовать на тему «укрепления обороноспособности Родины» - такая ситуация пахнет уголовным делом.

Теперь, наметив «базовые точки» нашего разговора и с учетом представленной градации, прейдем к оглашению результатов деятельность российского государственного холдинга ОАО «Объединенная судостроительная корпорация».

Итак, в 2012 г. было принято в состав флота 5 кораблей:

Ракетный подводный крейсер стратегического назначения К-535 «Юрий Долгорукий» (проект 955 «Борей»)
Водоизмещение надводное/подводное – 14 500/24 000 тонн.
Рабочая глубина погружения 400 м.
Вооружение: 16 межконтинентальных баллистических ракет подводного базирования Р-30 «Булава»; 6 торпедных аппаратов калибра 533 мм.


Сторожевой корабль «Дагестан» (проект 11661К «Гепард-3.9»)
Первый корабль ВМФ России, вооруженный ракетным комплексом «Калибр-НК».
Полное водоизмещение 2000 тонн.
Вооружение: ракетный комплекс «Калибр-НК» (боекомплект - 8 крылатых ракет, предназначенных для уничтожения надводных или наземных целей на дальности до 300 км), зенитно-ракетный комплекс «Пальма»; универсальная артиллерийская установка АК-176 (калибр 76 мм).

Малый артиллерийский корабль «Махачкала» (проект 21630, шифр «Буян»)
Специализированное средство для усиления надводных сил Каспийской флотилии в ближней морской зоне и с учетом особых условий дельты Волги.
Водоизмещение 500 тонн.
Вооружение: универсальная артиллерийская установка АК-190 (калибр 100 мм), реактивная система залпового огня А-215 «Град-М» с 40 направляющими (калибр 122 мм), зенитно-ракетный комплекс ЗМ47 «Гибка» (4 пусковых контейнера ПЗРК «Игла»).

МАК "Махачкала" на позднем этапе строительтства


Противодиверсионный катер П-191 (проект 21980, шифр «Грачонок»).
Противодиверсионный катер П-349 (проект 21980, шифр «Грачонок»).

Катера предназначены для противодействия диверсантам и террористам в акваториях пунктов базирования и ближних подходах к ним, а также для оказания содействия Пограничной службе РФ при решении задач охраны и защиты государственной границы России. Водоизмещение катеров 140 тонн. Вооружение: крупнокалиберный пулемет, 2 гранатомета ДР-64 и ДП-65, ПЗРК «Игла».

Еще 3 корабля проходят ходовые испытания, а значит, их принятие на вооружение – дело ближайшего будущего:

Ракетный подводный крейсер стратегического назначения К-550 «Александр Невский» (проект 955 «Борей»).

Многоцелевая атомная подводная лодка К-329 «Северодвинск» (проект 885 «Ясень»).

Корвет с управляемым ракетным оружием «Бойкий» (проект 20380). Испытания этого корабля омрачило досадное происшествие – во время швартовки в гавани Кронштадта корвет столкнулся с океанографическим судном «Адмирал Владимирский». К счастью, обошлось без жертв и разрушений.


В 2012 году было спущено на воду 4 корабля:

Ракетный подводный крейсер стратегического назначения «Владимир Мономах» (проект 955, шифр «Борей»).

Корвет с управляемым ракетным оружием «Стойкий» (проект 20380).
Предназначен для операций в ближней морской зоне и ведения борьбы с надводными кораблями и подводными лодками противника, а также для артиллерийской поддержки десантов при проведении морских десантных операций.
Полное водоизмещение 2200 тонн.
Вооружение: 8 ПКР Х-35 «Уран», универсальная артиллерийская установка АК-190, 2 зенитных автомата АК-630М, 8 противолодочных торпед калибра 330 мм.

Большой десантный корабль «Иван Грен» (проект 11711).
Водоизмещение 5000 тонн.
БДК «Иван Грен» предназначен для решения широкого круга задач - от содействия при проведении десантных операций до перевозок различных грузов в мирное время в интересах Минобороны. БДК «Иван Грен» может транспортировать современную российскую боевую технику, в том числе перспективного вооружения морской пехоты и береговых войск.
Грузоподъемность: 13 основных боевых танков или 300 человек личного состава морской пехоты.
Вооружение: артиллерийские системы калибра 76 мм и 30 мм, 2 установки реактивных систем залпового огня. На борту имеется вертолет Ка-29.


Спасательное судно «Игорь Белоусов» (проект 21300).
Водоизмещение 5000 тонн.
Специализированное судно «Игорь Белоусов» предназначено для эвакуации и спасения экипажей из лежащих на грунте аварийных подлодок, подачи воздуха высокого давления, электроэнергии и спасательных средств на подводные лодки и надводные корабли. Помимо этого, судно может вести поиск аварийных объектов в заданном квадрате, в том числе в составе международных морских поисково-спасательных групп.

В 2012 году были заложены 7 кораблей:

Ракетный подводный крейсер стратегического назначения «Князь Владимир» (проект 955 «Борей»).
Ввиду некоторых особенностей современного российского судостроения атомоход «Князь Владимир» имеет некоторые отличия от трех предыдущих РПКСН «Борей». Уже не секрет, что для ускорения строительства «Бореев» использовались уже готовые секции недостроенных многоцелевых подлодок проекта 971 и подводных «убийц авианосцев» проект 949А (однотипных погибшей АПЛ «Курск»). В результате все «Бореи» несколько отличаются между собой - но только в лучшую сторону. Особенно выделяется «Князь Владимир», несущий на борту уже не 16, а 20 баллистических ракет «Булава»!

Дизель-электрическая подводная лодка Б-262 «Старый Оскол» (проект 636.6 «Варшавянка»).

Многоцелевой фрегат дальней морской зоны «Адмирал Головко» (проект 22350).
Третий корабль своего типа. Полное водоизмещение: 4500 тонн. В ближайшие 10-20 лет корабли проекта 22350 будут наверняка составлять основу надводных сил ВМФ России.
Фрегаты 22350 преребалансированы в сторону усиления вооружения, на борту корабля будут установлены универсальный ракетный комплекс "Калибр-НК" на 16 пусковых ячеек, ЗРК "Полимент-Редут", противолодочный комплекс "Пакет-НК", 130-мм артустановка А-192, и ЗРАК "Палаш". Авиационное вооружение - вертолет КА-27ПЛ.

Закладная секция фрегата "Адмирал Головко"


Многоцелевой фрегат дальней морской зоны «Адмирал Макаров» (проект 11356).
Третий корабль своего типа. Полное водоизмещение 4000 тонн. С технической стороны, фрегаты пр. 11356 представляют собой глубокую модернизацию сторожевика проекта пр. 1135 «Буревестник» с современным оружием и радиоэлектроникой.
Фрегаты 11356 являются более простой и дешевой альтернативой фрегатам 22350 – во многом новым и инновационным кораблям, чье строительство потребовало значительно больше времени, чем предполагалось ранее. Это обстоятельство привело к появлению эрзац-проекта фрегата на основе хорошо знакомых технологий и технических решений. Постройка фрегатов 11356 позволит скорее насытить ВМФ России новыми кораблями дальней морской зоны, кроме того, они предназначены специально для Черноморского флота, операций в Средиземном море и борьбы с пиратством в районе Африканского рога – согласитесь, использовать для этих целей крупные боевые корабли слишком расточительно.

Корвет с управляемым ракетным оружием «Громкий» (проект 20380).

Корвет с управляемым ракетным оружием «Гремящий» (измененный проект 20385).

Универсальный десантный вертолетоносец-док «Владивосток».
Полное водоизмещение 21300 тонн.
Состав авиагруппы: 8 ударных вертолетов Ка-52 и 8 противолодочных (многоцелевых) Ка-27 или Ка-29.
В феврале прошлого года на верфи STX France в Сен-Назере началась нарезка металла для первого российского УДК типа «Мистраль». К настоящему моменту завершена сборка первого блока носовой части корпуса.
Модульная конструкция «Мистраля» позволяет вести постройку различных секций корабля одновременно на разных верфях. 2 декабря 2012 года в Санкт-Петрбурге на стапеле ООО «Балтийский завод - судостроение» началось изготовление кормовых секций УДК «Владивосток» - всего, согласно контракту, в России будет построено 12 кормовых секций десантного вертолетоносца (порядка 20% конструкции корабля).


Строящиеся корабли

Разумеется, этот список далеко не полон – в него не вошли, строящиеся корабли, находящиеся в различной степени готовности – заложенные или спущенные на воду еще несколько лет назад, но до сих пор не принятые в состав ВМФ. Среди них:

- многоцелевая АПЛ с крылатыми ракетами «Казань», заложенная в 2009 г. по усовершенствованному проекту 885М «Ясень»;

- малый ракетный корабль «Град Свияжск», заложенный в 2011 году;

- фрегаты проектов 22350 и 11356 – по два корабля каждого типа;

- ДЭПЛ проектов 636.6 («Варшавянка») и 677 («Лада») – по две лодки каждого типа;

- малое гидрографическое судно «Виктор Фалеев» (проект 19910);

- базовый тральщик проекта 12700 «Александрит», заложенный в 2011 году.

Также были не учтены специальные средства ВМФ, например, заложенный в конце 2012 года транспортный плавучий док «Свияга» (проект 22570 «Квартира») и судно морского обеспечения «Академик Александров» (проект 20180).

Мы строили, строили и, наконец, построили!

Даже при условии сохранения нынешних темпов в военном кораблестроении, обещания правительства РФ о пополнении отечественно флота 50 новыми кораблями к 2016 году выглядят вполне реалистичными и выполнимыми. Второй положительный момент – несмотря на все опасения скептиков, динамика кораблестроения последних нескольких лет не только сохранилась, но даже улучшилась – в этом году флот получил 5 готовых кораблей суммарным водоизмещением более 20 тысяч тонн! Для сравнения: в 2011 году этот показатель был на уровне 3 тыс. тонн – прогресс налицо.
Столь резкое увеличение темпов строительства произошло, в основном, благодаря передаче флоту подводного стратегического ракетоносца К-535 «Юрий Долгорукий». Вдвойне радостное событие – ВМФ России получили первую атомную подводную лодку после долгого перерыва с 2001 года, когда в состав Северного флота была принята многоцелевая К-335 «Гепард».

В 2013 году можно смело прогнозировать двукратное увеличение количества принятых в состав ВМФ кораблей: второй стратегический «Борей» - К-550 «Александр Невский» и многоцелевая К-329 «Северодвинск» уже давно построены и проходят испытания. От принятия на вооружение их отделяет всего один шаг. Будем надеяться, что будет, наконец, достроен «Адмирал Горшков» - головной фрегат проекта 22350. Продолжается активное строительство новых корветов и малых ракетных кораблей, а где-то далеко, на другом конце Европы, искрят электродами французские сварщики, собирая десантный корабль «Владивосток».

Критика? Да, во всей этой истории есть пара нелицеприятных моментов. Сроки строительства кораблей по-прежнему вызывают мало оптимизма – стратегический ракетоносец «Юрий Долгорукий» строился почти 16 лет – с ноября 1996 г. Провалила испытания головная ДЭПЛ проекта 677 «Лада», похоже, она навсегда остаётся в опытной эксплуатации. Удивительный предновогодний «подарок» сделало Минобороны – выполнение контракта на строительство в России двух «Мистралей» перенесено с 2013 на 2016 год.

Что будет дальше – покажет время. Остается лишь поздравить всех с Наступившим 2013 годом и пожелать больше хороших новостей в Новом году.


Закладная секция фоегата "Адмирал Эссен" (пр. 11356)



Фрегат "Таркаш" ВМС Индии - вот так будут выглядеть корабли пр.11356



Закладная секция корвета "Гремящий" (проект 20380)



К-329 "Северодвинск" на ходовых испытаниях



РПКСН К-550 "Александр Невский"



В полнеба вырастая из земли
и обретая контурность и четкость,
он спит пока, могучий исполин,
чуть заштрихован стапельной решеткой.



И этот миг поистине велик,
когда под гром оркестров и оваций он,
вздрогнув, оторвется от земли
— той, от которой нам не оторваться...
Автор:
Олег Капцов
Ctrl Enter

Заметили ошЫбку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

101 комментарий
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти