Рубрика "Мнения" : Здесь выкладываются абсолютно различные мнения-статьи посетителей сайта, а также статьи с других сайтов для обсуждения. Администрация сайта по поводу этих новостей может иметь мнение, отличное от мнения авторов материалов.

Страсти по гиперзвуку

Страсти по гиперзвукуВ течение последнего месяца появилось несколько противоречивых заявлений о ходе реализации отечественной гиперзвуковой программы.

Сначала "Известия" сообщили о том, что, по словам специалистов из ЦАГИ, "практические" работы по отечественному гиперзвуку заморожены до 2014 года. "Пока известно, что работы остановлены до 2014 года. А вообще у нас продувки Х-90 в трубах прекратились еще в 2010 году, и два последующих года велись только теоретические расчеты", — добавил собеседник газеты. В самом МКБ изданию рассказали, что ГЗЛА "неактуален уже 10 лет" и "каких-либо опытных экземпляров там не производится". Ни о каких экспериментальных полетах КБ не знает.

Некоторое время спустя это сообщение было опровергнуто Дмитрием Рогозиным, заявившим, что от проекта ГЗЛА никто отказываться не собирается.


Что же в действительности происходит с отечественным гиперзвуком? Очевидно, что источники газеты говорили о разных гиперзвуковых аппаратах, отличающихся друг от друга на несколько "поколений". Что касается Рогозина, то он в свойственной ему специфической манере пытался сообщить о том, что гиперзвуковая программа как таковая все же продолжается.А

Итак, что такое гиперзвуковые скорости? У нас их понимают крайне расширительно, вплоть до приписывания обычным сверхзвуковым бизнес-самолетам "Сухого". Однако строгое определение гиперзвука – это скорость свыше пяти скоростей звука (5М). На короткое время (порядка десятков секунд) ее достигают многие ракеты с "классическими" ракетными двигателями, однако длительный полет на таких скоростях возможен только с использованием гиперзвуковых прямоточных воздушно-реактивных двигателей (ГПВРД, он же "скрамджет"). Их основное преимущество – в отсутствии необходимости "везти" на себе окислитель, составляющий основную массу ракетного топлива. Вместо него используется атмосферный кислород. Основным топливом для "скрамджетов" может быть либо водород, либо обычное углеводородное горючее (керосин), добиться горения которого на гиперзвуковых скоростях кратно сложнее.

Разработка ГПВРД в СССР началась в 1950-х. Первые проекты гиперзвуковых летательных аппаратов, не являющихся "чистыми" ракетопланами, появились в СССР в начале 1960-х. Так, конструкторы взялись за разработку многоразовой космической системы "Спираль", состоящей из гиперзвукового самолета-разгонщика (ГСР) и военного орбитального самолета (ОС) с ракетным ускорителем. ГСР, который предлагалось использовать и в качестве разведчика, должен был разгоняться до 6 скоростей звука (6М) при использовании в качестве топлива водорода, а в керосиновом варианте до 4-4,5. Однако аппарат планировалось оснастить не ГПВРД, а турбореактивными двигателями – но весьма изощренной конструкции.

Что касается разработки гиперзвуковых прямоточников, то фактически советская программа началась в 1970-е годы. В отличие от американцев, в качестве летающих лабораторий было решено использовать не аппараты специальной постройки, а серийные зенитные ракеты.

В 1979 г. в СССР утвердили план научно-исследовательских работ по применению криогенного топлива – в том числе водорода — для авиационных двигателей. В рамках плана предусматривалась и разработка летательных аппаратов со сверхзвуковыми и гиперзвуковыми скоростями. Однако программа не относилась к числу приоритетных и продвигалась небыстро.

Настоящий толчок работам дал вероятный противник. В 1986 г. в США начались крупнейшие после "лунной" программы Apollo НИОКР по проекту NASP (National Aerospace Plane). Их конечным результатом должен был стать космоплан Х-30, способный выходить на орбиту в одноступенчатом варианте. Наиболее важной особенностью проекта был двухрежимный "скрамджет", работающий в широком диапазоне скоростей — от высоких дозвуковых до М=25.

У аппарата просматривалось многообразное военное применение, и в СССР немедленно отреагировали. В 1986 г. было принято решение о создании советского эквивалента NASP, одноступенчатого многоразового воздушно-космического самолета (МВКС). Из представленных проектов одобрение получил Ту-2000 с комбинированной силовой установкой: турбореактивные двигатели (ТРД) + ГПВРД + жидкостные ракетные двигатели (ЖРД). На чертежах появился гигантский бомбардировщик со стартовым весом в 360 тонн, скоростью 6М, дальностью полета 10 тыс. км на высоте 30 км. Космический вариант, способный выходить на орбиту высотой до 200 км с полезной нагрузкой 8-10 тонн, весил 260 тонн, имел скорость от М=15 до М=25 (первая космическая).

К началу 1990-х годов КБ Туполева построило элементы крыла и фюзеляжа, криогенные баки и линии подачи топлива. Интенсивно разрабатывались и собственно ГПВРД. В ЦИАМЕ по программе "Холод" была разработана гиперзвуковая летная лаборатория (ГЛЛ) на базе зенитной ракеты С-200. 27 ноября 1991 г. состоялся первый полет лаборатории — однако пока еще без включения "скрамджета".

С распадом СССР работы по Ту-2000 перешли в вялотекущий режим – очередная версия бомбардировщика продолжала "развиваться" на бумаге в рамках программы "Орел" 1993-96 гг.

Участники проекта тут же попытались выйти на международный рынок. Покупатели нашлись почти мгновенно. Первыми были французы. В 1992 г. с их участием состоялся второй эксперимент, в котором ГПВРД включался и ГЛЛ достигла М=5.35. В ходе третьего полета по российско-французской программе, в котором предполагалось достичь скорости более 6 М, ракета вышла из строя.

Между тем, проект NASP не процветал. В 1993 г. программу пересмотрели, а вскоре она была окончательно закрыта – благо, противник вышел из гонки. Однако от развития гиперзвуковых технологий как таковых отказываться никто не собирался – тем более что появилась возможность сэкономить. В 1994 г. NASA подписало контракт с ЦИАМ на проведение летных экспериментов с ГЛЛ "Холод". Контракт стоимостью – внимание – 1,8 млн долларов предусматривал разработку и изготовление четырех двигателей и испытания двух ГЛЛ совместно со специалистами ЦИАМ. Один из двигателей оставался в резерве, а еще один передавался непосредственно американцам. Зачетный пуск "полноценной" ГЛЛ был произведен 12 февраля 1998 г. с полигона Сары-Шаган в Казахстане. Продолжительность работы ГПВРД составила 77 сек., достигнутая скорость – 6,5 М. При этом "гиперзвуковая" часть аппарата, естественно, не отделялась, а подавляющую часть тяги обеспечивал двигатель С-200. Всего в 1999 г. было проведено семь полетов, из них с работающим ГПВРД — три.

Наследником "Холода" стал "Холод-2". "Игла" — небольшой гиперзвуковой аппарат, который должен был достигнуть скорости в 14М, разгоняясь с помощью водородного ГПВРД в течение 50 секунд. Другое направление работ связано с ГЛЛ-31 — менее быстрой (М=8,5) водородной ГЛЛ, запускаемой с авиационного носителя (Миг-31).

В 2004-м, на фоне великого ракетопада на учениях "Безопасность 2004", Путин сделал заявление, до сих пор будоражащее умы "общественности". "Были проведены эксперименты и кое-какие испытания… Вскоре российские Вооруженные силы получат боевые комплексы, способные действовать на межконтинентальных расстояниях, с гиперзвуковой скоростью, с большой точностью, с широким маневром по высоте и направлению удара. Эти комплексы сделают бесперспективными любые образцы противоракетной обороны – существующие или перспективные".

Отечественные СМИ немедленно породили ряд нетривиальных интерпретаций этого заявления: "В России также была разработана первая в мире гиперзвуковая маневрирующая ракета, запуск которой был произведен со стратегического бомбардировщика Ту-160 в феврале 2004 г., когда проводились командно-штабные учения "Безопасность 2004". За запуском наблюдал тогдашний президент России Владимир Путин. Американцы назвали эту ракету почему-то "AS-19 Koala" (Koala – это бамбуковый медведь). По заявлениям наших военных, "медведь" мог преодолеть любую противоракетную оборону любого противника без особого труда со скоростью 3-4 М. Ракета могла нести 2 боеголовки и поразить сразу 2 цели на расстоянии в 100 км".

Вторым вариантом легенды является рассказ о гиперзвуковых боеголовках, которые якобы уже стоят на отечественных "Тополях-М".

При этом самое поразительное, что в описании учений было прямо указано, что в действительности чудо-оружие запускалось баллистической ракетой РС-18, и ни к "Тополю", ни, тем более, к Ту-160 оно отношения не имело.

Разберемся. ГЗЛА ("Коала"), максимальная "обещанная" скорость которой составляла 4,5 М, – не является гиперзвуковой по определению (гиперзвуковые скорости – свыше 5М). Стабильная работа ГПВРД возможна только на скоростях от 5 М. Иными словами, речь о ракете не с гиперзвуковым прямоточным двигателем, а с на порядок более простым сверхзвуковым (СПВРД), использовавшим в качестве топлива водород, получаемый разложением керосина. Финансирование проекта было прекращено в 1992-м из-за технических трудностей, однако ОКБ "Радуга", очевидно, некоторое время еще вело вялотекущие работы в инициативном порядке.

Стандартный боевой блок "Тополей" является гиперзвуковым ровно в том же смысле, в котором гиперзвуковыми являются боеголовки любых других баллистических ракет. Планирующий боевой блок разрабатывался для ракетного комплекса "Альбатрос", однако выбор был сделан в пользу более бюджетного варианта. Испытания нового оснащения "Тополей" с маневрирующими боеголовками начаты 1 ноября 2005 года, однако в данном случае тоже речь идет не о ГПВРД, а о старинной идее г-на Соломонова оснастить боевые блоки индивидуальными твердотопливными ракетными двигателями.

В действительности в 2004-м состоялись "бросковые" (без включения двигателя) испытания все той же "Иглы", при этом неудачные – по признанию Соломонова, аппарат сгорел в атмосфере (изначальные планы, судя по спокойно висевшим на МАКСах иллюстрациям, предусматривали спуск по спирали и парашютирование).

Следующий этап отечественной гиперзвуковой программы связан с ГЛЛ АП-02, оснащенной керосиновым ГПВРД (скорость до М 6). Впервые макет ГЛЛ был показан в 2007 году, стендовые испытания начались в 2010-м. Известно также о "не совсем удачном испытании" в 2011 г.

Что касается российско-индийского проекта гиперзвуковой противокорабельной ракеты "Брамос-2", то известно, что инициатива по его старту принадлежала Дели, и поначалу была скептически встречена российской стороной. Индия опирается на свой опыт работ по гиперзвуковому демонстратору HSTDV, спроектированному совместно с израильской авиастроительной компанией IAI (закупками ее беспилотников "увлекалось" российское министерство обороны) при ограниченном участии российских ЦАГИ и ЦИАМ. Вероятно, отечественная гиперзвуковая противокорабельная ракета "Циркон-С" будет являться версией "Брамос-2".

Иными словами, состояние гиперзвуковой программы России выглядит достаточно сомнительным. Мифологизированная ГЗЛА в действительности давно похоронена, а работы по гиперзвуковым аппаратам вообще, о которых, очевидно, говорил источник в ЦАГИ, заморожены до 2014 года. О странных настроениях в отечественном ОПК свидетельствуют не лишенные оригинальности высказывания другого "информированного источника" "Известий": "Среди гиперзвуковых аппаратов успешными оказались только американские эксперименты Х-15, Х-43, Х-51. Один из них испытывался как пилотируемый. Но все они заатмосферные, а в воздухе маневрирование на гиперзвуковых скоростях на современном уровне развития техники невозможно". Источник заявил газете, что сейчас нерешаемой проблемой остается двигатель, не только стабильно поддерживающий работу в сверхзвуковом режиме, но и способный перейти на гиперзвук. По его словам, необходимость в гиперзвуковых управляемых полетах в атмосфере так и не обоснована.

Между тем, даже ракетный Х-15, действительно добиравшийся до границы космоса, развивал гиперзвуковые скорости и в атмосфере. Х-43 и Х-51 являются строго атмосферными (высота полета второго – чуть больше 20 км) по той простой причине, что в вакууме ГПВРД не работает. Маневрирование на гиперзвуковых скоростях практиковалось еще на весьма старинных ракетах с твердотопливными ракетными двигателями, а в 2007 году шведская SaabBofors весьма наглядно показала возможность сложного маневрирования на скорости М=5,5 даже на малых высотах. Наконец, Х-51 продемонстрировал стабильную работу ГПВРД в течение 2,5 минут на углеводородном топливе, что кратно сложнее, чем на водороде.

Иными словами, пропагандистские выкрики в духе "то, чем сейчас занимаются американцы, – наше прошлое" маскируют весьма неприятную для нас ситуацию.
Автор: Евгений Пожидаев
Первоисточник: http://www.rosbalt.ru


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 62
  1. eretik 3 января 2013 13:04
    Нужно возраждать "Спираль",а там глядишь и смежные отрасли подтянутся.
    eretik
    1. ShturmKGB 3 января 2013 14:28
      Мне кажется что то делается в этом направлении, Путин слова не ветер не бросает...
      1. С_мирнов 3 января 2013 15:27
        "Путин слова не ветер не бросает..." странный у Вас юмор...
        http://fin-i.com/obzory/s-uklonom-v-politiku/nevypolnennye-obeschaniya-prezident
        a
        http://img-fotki.yandex.ru/get/4418/130283026.8b/0_683df_f2bbb0ce_XL
        http://demotivation.me/lkc8d0wm040npic.html
        http://demotiva.ru/a/tag/1249
        С_мирнов
        1. alex-defensor 4 января 2013 00:26
          Цитата: ShturmKGB
          Мне кажется что то делается в этом направлении, Путин слова не ветер не бросает...


          Надежда умирает последней, однако, согласен!!! У нас традиционно, никто не ожидал - а "оно" взяло, да и вышло))) Над "Булавой" тоже смеялись, а она все же полетела.

          +
      2. Каа 3 января 2013 16:48
        Цитата: ShturmKGB
        Путин слова не ветер не бросает

        Так то Путин...5 лет назад писали довольно оптиимистично:
        "работы по гиперзвуковым системам ведутся в США с размахом и по широкому фронту, охватывая все сферы боевого применения и ключевые технологии гиперзвукового полета. А что же тем временем другие государства? Интерес к гиперзвуку так или иначе проявляют все развитые страны. Однако далеко не все из них обладают достаточным научно-промышленным и финансовым потенциалом для приобщения к высоким гиперзвуковым технологиям.
        Из всех государств мира пока еще только Россия обладает необходимым научно-техническим заделом, позволяющим составить конкуренцию США. Достаточно сказать, что именно в России был совершен первый летный эксперимент с ГПВРД, работающим на водороде: это произошло в 1998 году при испытаниях демонстрационной модели ГПВРД «Холод» на зенитной ракете комплекса С-200 в Сары-Шагане. А экспериментальные работы по ГПВРД на углеводородном горючем проводились в СССР еще в середине 1980-х. На последних международных аэрокосмических салонах МАКС Россия демонстрировала несколько интересных гиперзвуковых аппаратов — «летающих лабораторий»: «Игла», ГЛЛ-31, ГЛЛ-АП. Некоторые из них работают на керосине, что явно указывает на военное предназначение исследований.
        Кстати, на протяжении последних трех лет высшее военно-политическое руководство России неоднократно заявляло о том, что в ближайшее время примет на вооружение гиперзвуковые боевые части стратегических ракет. Что это за оружие, пока остается тайной. Возможно, речь идет о маневрирующих боеголовках, которые похожи на гиперзвуковой планер CAV системы FALCON. Или, быть может, о гиперзвуковых беспилотных самолетах, оснащенных гиперзвуковыми двигателями. В любом случае ясно, что работы над гиперзвуковым оружием в России по-прежнему ведутся." http://www.vokrugsveta.ru/vs/article/6224/
        Прошло 5 лет, Путин опять президент...
        1. почтальон 4 января 2013 03:33
          Цитата: Каа
          Из всех государств мира пока еще только Россия обладает необходимым научно-техническим заделом, позволяющим составить конкуренцию США

          Да что вы говорите?
          Британия(проекты Hotol и Skylon с SABRE , фирмы Ролс Ройс и MBDA UK
          Германия Diehl
          Франция LEA (Onera,«Дассо» и MBDA)

          Япония уже лет 20 "ковыряется" с интегрированным проектом двигателя Ролс Ройс и «Дженерал Электрик» для «Восточный экспресс»
          Индия (DRDO и Брамос)
          Бразилия: ракета 14-X (6М)
          Австралия ( проект HyShot -ведет университет)

          ================
          Цитата: Каа
          В любом случае ясно, что работы над гиперзвуковым оружием в России по-прежнему ведутся

          Не совсем ясно как они ведутся без финансирования и без каких либо испытаний (макетики для выставок -не в счет)
          почтальон
          1. Каа 4 января 2013 04:15
            Цитата: почтальон
            Австралия ( проект HyShot -ведет университет)

            Ну, это схема суборбитального полета с запуском прямоточного двигателя на этапе возвращения в атмосферу, уровень 50-х годов. Университет, говорите? Фирма "Рога и копыта" с зиц-председателем Фунтом:
            "Sponsorship for the HyShot Flight Program has been obtained from, The University of Queensland, Astrotech Space Operations, Defence Evaluation and Research Agency (DERA, UK), National Aeronautics and Space Agency (NASA, USA), Defence, Science and Technology Organisation (DSTO, Australia), Dept. of Defence (Australia), Dept. of Industry Science and Resources (Australia), The German Aerospace Centre (DLR, Germany), Seoul, National University (Korea), The Australian Research Council, Australian Space Research Institute (ASRI), Alesi Technologies (Australia), National Aerospace Laboratories (NAL, Japan), NQEA (Australia), Australian Research and Development Unit (ARDU, Australia), the Air Force Office of Scientific Research (AFOSR, USA) and Luxfer, Australia." http://www.uq.edu.au/hypersonics/index.html?page=19501 Centre for Hypersonics - HyShot Scramjet Test Programme
            Впечатляют только спонсоры...
            " Система частично-орбитального бомбометания (в западных источниках носила название Fractional Orbital Bombardment System, или сокращенно FOBS) была разработана в КБ "Южное" (Главный конструктор - М.К.Янгель) в середине 60-х годов. Основное назначение системы - нанесение ракетного удара по территории США с наименее ожидаемого направления. Пришла на смену глобальной ракете ГР (8К713), разработанной в ОКБ-1 (Главный конструктор - С.П.Королев). Представляла из себя головную часть межконтинентальной баллистической ракеты Р-36 (по западной классификации SS-9) массой около 5 тонн, которая выводилась на орбиту ИСЗ и, совершив неполный оборот по орбите, поражала цель на поверхности Земли. после завершения испытаний, в конце 1967 года система была принята на вооружение и введена в ограниченную эксплуатацию. В районе Байконура было дислоцировано 18 ракет Р-36 шахтного базирования, оснащенных головной частью системы частично-орбитального бомбометания.Космосы 160, 169-171,Космос-178,179,183,187,218, 244,298,316,354,365,433. Система оставалась на вооружении и была ликвидирована только в 1979 году в соответствии с советско-американским Договором об ограничении стратегических вооружений (ОСВ-2), который, среди прочего, запрещал наличие у сторон именно таких ракет."
            Новое - хорошо (или специально) забыто старое...
            1. почтальон 4 января 2013 19:01
              Цитата: Каа
              уровень 50-х годов

              ерунду то не пишите. если есть возможность на земле , в трубе получить скорость соответствующую- флаг вам, пока ни кому не удалось.
              Программу посмотрите, что отрабатывают, чем и на чём.
              Цитата: Каа
              Фирма "Рога и копыта" с зиц-председателем Фунтом:

              Да что вы? не перепутали ни с чем отечественным?



              Это не картонные муляжи таскать на выставки.
              Если уж на ссылку "забегаете", так хоть читайте.

              Цитата: Каа
              Впечатляют только спонсоры...

              Хороша "фирма однодневка" от 1909 года рождения(ни Наса , ни Дарпа, ни "спонсоров" в зачатии даж не было).Всего то на 79 моложе моего МВТУ ...
              Твёрдые Топ 200 (130-150)по миру и №3 по стране
              Цитата: Каа
              " Система частично-орбитального
              всё что вы описываеие, с чужих публикация - я своими глазами видел, и читал более серьёзную документацию. Немножко не так как в публицистике дело было. Все в мелочах.
              Цитата: Каа
              Новое - хорошо (или специально) забыто старое...


              пример приведите, ну ГномА хотя бы
              почтальон
      3. vadimN 3 января 2013 23:41
        Цитата: ShturmKGB
        Путин слова не ветер не бросает...


        Он только этим и занимается последние 20 лет... Вот ниже пост С_мирнова с интересными ссылками... Так его что то минусуют, хотя все, что в ссылках - правда, и всего лишь малая часть. Ни одно громкое предвыборное обещание Едросов во главе с Путиным не выполняется, и с этим не поспоришь, как ни минусуй. Партия воров и пи...доболов.
        1. SSR 4 января 2013 00:04
          Цитата: vadimN
          Он только этим и занимается последние 20 лет...

          эмм В его речи с 1993 года отслеживаете? я про ВВП.
          SSR
          1. Капитанюк 5 января 2013 11:19
            Так Путин, он же это, как его, воплощение Сатаны по версии нашей гоппозиционной толкучки - немудрено, что он еще и пространственно-временным континиумом повелевает.
            Капитанюк
        2. НЕМО 4 января 2013 00:33
          Вот ниже пост С_мирнова с интересными ссылками...


          Что-то я не увидел там никаких интересных ссылок, одни тупые демотиваторы... request
    2. Ботановед 3 января 2013 16:05
      Спираль - многоразовый космический корабль. Он к гиперзвуку не имеет отношения. У нас был "Холод", его Рогозину и показывали, от чего он возбудился и дал упоминаемое интервью.
      Я уже как то писал здесь, что сейчас для гиперзвука нет двигателя. Вроде пректируют сопло, кой-какие материалы (а материалы нужны ну очень серьезные), а вот как зажечь керосин в потоке - вопрос.
      Сейчас единственный "гиперзвук" - это Брамос, он же Оникс. но там двигатель максимум, что может дать - около 5 махов. В принципе, неплохо, но это предел. Так что для гиперзвука нам придется долго и трудно работать.
      Хотя.... сопло то спроектировали... wink
      1. Каа 3 января 2013 17:06
        Цитата: Ботановед
        Он к гиперзвуку не имеет отношения.

        " Большая работа по темам «Ракетопланы» и «Космопланы» была проведена в начале 1960-х в Объединенном конструкторском бюро 52 (ныне ФГУП «НПО Машиностроения»), основанном и возглавляемом в то время выдающимся советским конструктором В.Н. Челомеем. В описании эскизного проекта, хранящемся в архиве ОКБ-52, дается следующее определение: «Под ракетопланом понимается космический летательный аппарат многоразового применения, способный совершать полеты в космическом пространстве, могущий достигать орбитальных I и II космических скоростей полета, использующий для управления траекторией полета как газодинамические, так и аэродинамические силы и способный совершить значительные маневры в космосе и атмосфере и производить посадку в заданной точке земной поверхности». Проектируемые ракетопланы подразделялись на две функциональные группы: военные и научно-исследовательские. Группа военных ракетопланов подразделялась на аппараты высокоорбитальные и низкоорбитальные. Высокоорбитальные ракетопланы должны были действовать на орбитах с высотами 150–5000 км и использоваться для перехвата, опознавания и уничтожения космических целей (спутников и военных станций), поражения стратегически важных наземных и морских целей, ведения оперативной и стратегической разведки из космоса и организации системы раннего оповещения ПРО страны о старте баллистических ракет противника.
        Низкоорбитальные ракетопланы предполагалось задействовать на высотах 50–80 км, где при гиперзвуковых скоростях полета еще возможно эффективное использование аэродинамических сил для управления траекторией полета. По замыслу конструкторов высокая скорость и возможность широко маневрировать орбитами давали низкоорбитальному ракетоплану преимущество малой уязвимости со стороны ПРО противника. Подобные аппараты предназначались для использования в качестве бомбардировщиков и разведчиков, а также как специальное транспортное средство".
        Популярная Механика
        Сентябрь 2008
        Олег Макаров
        1. Аскет 3 января 2013 18:03
          Каа,

          орбитальный самолет программы "Спираль" в металле сегодня может увидеть любой желающий в музее ВВС в подмосковном Монино.
          1. Аскет 3 января 2013 18:07
            Гиперзвуковой самолет-разгонщик (ГСР) "50-50".("бесхвостка")

            На ГСР в качестве топлива использовался сжиженный водород, двигательная установка - в виде блока четырех турбореактивных двигателей (ТРД) разработки А.М.Люлька тягой на взлете по 17,5 т каждый, имеющих общий воздухозаборник и работающих на единое сверхзвуковое сопло внешнего расширения. При пустой массе 36 т ГСР мог принять на борт 16 т жидкого водорода (213 м3), для размещения которого отводилось 260 м3 внутреннего объема
            Двигатель получил индекс АЛ-51 (в это же время в ОКБ-165 разрабатывался ТРДФ третьего поколения АЛ-21Ф, и для нового двигателя индекс выбрали "с запасом", начав с круглого числа "50", тем более что это же число фигурировало в индексе темы). Техническое задание на его создание получило ОКБ-165 А.М.Люльки (ныне - НТЦ имени А.М.Люльки в составе НПО "Сатурн").
            Преодоление теплового барьера для ГСР обеспечивалось соответствующим подбором конструкционных и теплозащитных материалов.
            1. Каа 3 января 2013 18:40
              Цитата: Аскет
              Гиперзвуковой самолет-разгонщик

              Писали (лет 25 назад), что и энтот мастодонт должен был "гиперзвуки" поднимать-разгонять для запуска прямоточного двигателя...
          2. Каа 3 января 2013 18:36
            Цитата: Аскет
            орбитальный самолет

            И ведь летал же...и приводнялся (Бор - 4)
        2. Ботановед 3 января 2013 21:08
          Большая работа по темам «Ракетопланы» и «Космопланы» была проведена в начале 1960-х в Объединенном конструкторском бюро 52

          Что было, то было. Только не забывайте, что от челомеевских конструкторов по тематике ГПРВД осталось три "старичка", и они сейчас не при делах. Вроде, один работает, и то непонятно над чем.
          Кроме того, "Спираль" - космолет. Его в космос закидывал носитель, да и высота его применения - от 50 километров.

          А если вы помните, то Рогозин говорил о самолете, а также о ракетах. Так вот, задел у нас по гиперзвуку, конечно, имеется, однако говорить сегодня о самолете - полный бред. Ни "Холод", ни "Спираль" не дают пригодных технологий. А если нужна ракета - не стоит дотачивать Оникс (Брамос), а пора делать что-то низкоатмосферное на керосине. Но с этим у нас не здорово.
          К сожалению, попил бабла еще не весь вычищен из МО и КБ. Возьмутся за гиперзвук, и будут на базе "Холода" пилить бюджет. Пока у спецов такие настроения. sad
          1. Каа 4 января 2013 03:47
            [quoteНизкоорбитальные ракетопланы предполагалось задействовать на высотах 50–80 км, где при гиперзвуковых скоростях полета еще возможно эффективное использование аэродинамических сил для управления траекторией полета. По замыслу конструкторов высокая скорость и возможность широко маневрировать орбитами давали низкоорбитальному ракетоплану преимущество малой уязвимости со стороны ПРО противника. Подобные аппараты предназначались для использования в качестве бомбардировщиков и разведчиков, а также как специальное транспортное средство".
            Популярная Механика
            Сентябрь 2008
            Олег Макаров
  • Асгард 4 января 2013 11:13
    На керосине не достичь скоростей выше пяти махов, а там нужна еще и мощность, поскольку вес выводимых грузов будет возрастать, да и это экономически выгодней....
    Экономику надо считать, а то получится как у амеров, чтобы вывести 20 тонн - на орбиту подымали 80(вес челнока с понтами))
    Думаю что всё таки будущее не за ракетными технологиями, там практически достигли максимальных величин по тяге и конструктивным пределам по вибрации и разрушению материалов дюз(так что там тупик))....
    1. почтальон 4 января 2013 23:09
      Цитата: Асгард
      На керосине не достичь скоростей выше пяти махов

      На "керосине" достигают 3ей космической, и ничего, не то что каких то 5М...
      Цитата: Асгард
      чтобы вывести 20 тонн - на орбиту подымали 80(вес челнока с понтами))

      правда , как раз эти "понты" (маршевые двигатели) и возвращали, заодно с сущей ерундой 6 планер, шасси, крылья, бортовую аппаратуру, да и двигатили орбитального маневрирования.
      И потом повторно, и еще , и еще.
      А то что осталось (J-2) на Арес, да и на прочих. Лежат на складе, причем все эти "понты" - бу.
      (в америке машины то же были когда то большими и по 30л/100км кушали)
      Цитата: Асгард
      Думаю что всё таки будущее не за ракетными технологиями,

      Есть варианты вывода НОО полезной нагрузки ,кроме как химическими ЖРД?
      почтальон
  • DeerIvanovich 6 января 2013 18:48
    в курчатовском институте ведутся работы по принципиально новому двигателю основанному на взрывном характере сгорания водорода в окислителе с помощью плазмы. обещанная скорость не менее 10-12 махов.
    DeerIvanovich
    1. почтальон 6 января 2013 20:18
      Цитата: DeerIvanovich
      основанному на взрывном характере сгорания водорода

      детонационное горение. И не только водорода.
      почтальон
  • starshina78 3 января 2013 19:16
    Это очень сложно ! Я имею в виду подтянуть промышленность . Наш завод , на котором я работаю , в советское время выпускал кое - какие вещи для оборонки . Потом пришла перестройка , завод начал хиреть , потом появились " эффективные менеджеры " и стали " эффективно " управлять . Если до них станки и другое оборудование продавались не задействованные в технологическом процессе , то с их приходом начало продаваться все , под видом улучшения производственного процесса и уменьшения затрат на содержание станочного парка и оборудования . Доходило до смешного , работет токарь , к нему подходят эти самые менеджеры , приказывают остановить работу , тут же бригада слесарей снимает , грузят на машину , и даже с необработанной деталью . В результате деятельности " эффективных менеджеров " от завода с чисенностью 15457 человек осталось 1800 , и говорят не предел . Ладно если бы это было только у нас . но наши водители ездят по командировкам на смежные заводы и везде такая же канитель ! Или завод совсем банкротят , цеха сносят и строят торговые центры , или продают по частям . И из заводов , выпускающих , уникальное оборудование ( некоторые виды единственные в мире ) , получаются мастерские по изготовлению не поймешь чего и для чего , но хорошо продаваемое на рынке . Очень трудно вновь все наладить . Нужна деприватизация , чтобы поганой метлой выгнать всех этих " эффективных менеджеров " , и чтобы государство взяло под свое крыло заводы , которые могут выпускать нужное для страны оборудование .
    1. С_мирнов 3 января 2013 19:45
      Спасибо за Ваш комментарий. А то читая отзывы большенства участников закрадывается сомнение - А в одной и тойже стране мы живем? Уж больно все радужно получается. Знай желай успехов руководителям
      http://news.rambler.ru/17049909/
      а агентов госдеп слушай поменьше:
      http://news.rambler.ru/17048590/
      и все у тебя будет в шоколаде, сиди и не мешай строить "Великую" Россию!
      С_мирнов
    2. wasjasibirjac 3 января 2013 23:57
      в государстве "эффективных менеджеров" их не выгонишь, они просто поменяются и после этого ничего не поменяется
    3. SSR 4 января 2013 00:19
      Цитата: starshina78
      от завода с чисенностью 15457 человек осталось 1800 , и говорят не предел

      Я буквально перед НГ разговаривал со спецом старой закалки...( небольшую выдержку из разговора)
      он говорит: у нас на предприятии кроме выпуска конечной (оборонной и ядренной) продукции было ещё десятки других цехов.. и когда город стал открытым.. иностранцы охреневали..со словами как? у вас тут и кузница? и платы тут делают?
      И говорит: когда побывал с делегацией... и стал задавать вопросы а где вы изготавливаете те или иные элементы... ему отвечали "мы только собираем" платами занимается один.. прогами другой....и так далее.....
      (разговор был в рамках нашего предприятия и человек просто поделился своими воспоминаниями)
      Развал как не поддерживал таки не поддерживаю.. но "дублеров" было много как я понял. ИМХА.
      SSR
  • lotus04 4 января 2013 09:25
    Цитата: eretik
    Нужно возраждать "Спираль",а там глядишь и смежные отрасли подтянутся.


    Да! Осталась лишь самая малость! Народить, воспитать, вырастить, обучить и отстроить заново все эти СМЕЖНЫЕ ОТРОСЛИ. Дерзайте! Да всё Вами задуманное сбудется! П - ть, не мешки ворочать!
    lotus04
  • InkGrey 3 января 2013 13:05
    С последним абзацем думаю немногие поспорят. Однако хочется верить, что работы ведутся, либо в ближайшее время активизируются вновь.
    Впрочем, если мы говорим о вещах ,которые по большей части засекречены, то может не все так и плохо, как об этом любят говорить многие.
    InkGrey
  • старый ракетчик 3 января 2013 13:15
    Статья,-какая то смесь правды и домыслов автора.основана целиком на открытых,не научныхпубликациях,все источники=не известны,короче,больше похоже на обзор желтой прессы,чем на серьезный анализ.
    Кто то,где то,что то сказал
    1. снайпер 3 января 2013 13:27
      Цитата: старый ракетчик
      Кто то,где то,что то сказал
      Тут с вами трудно не согласиться , но как раз это и внушает определённый оптимизм , у меня сложилось мнение , что работы ведутся , ну а то что о них нет достоверной информации , так это скорее хорошо , чем плохо ... Если бы не было никаких успехов , то и секретить было бы нечего... Так что , на мой взгляд , есть шанс , есть надежда ...
    2. Аскет 3 января 2013 15:44
      старый ракетчик,

      Все работы по гиперзвуку а также планирующим ББ для МБР строго засекречены.. причем настолько что все более менее реальные ссылки на эту тему сильно почистили. В чем сам убедился поскольку многие были в закладках. а теперь не отвечают.
      Что реально можно сказать опираясь на открытые источники разработки гиперзвуковых летательных аппаратов в России развиваются по следующим направлениям:
      1.Маневрирующие боевые блоки для межконтинентальных баллистических ракет наземного и морского базирования.
      Такие блоки, имеющие больший вес и габариты по сравнению с обычными, способны совершать маневры в атмосфере.
      2.Противокорабельный ракетный комплекс "Циркон" разработки НПОмаш, с гиперзвуковой ракетой.
      этот проект разрабатывается на основе существующей сверхзвуковой ПКР "Оникс"/"Яхонт" в перспективе и "Брамос" с индусами в гиперзв. варианте
      3.Ракетный комплекс авиационного базирования,
      с ракетой, скорость которой должна превышать скорость звука в 12-13 раз, разрабатываемый КТРВ.

      Именно для обьединения этих проектов и других оставшихся неназванными как известно в сентябре прошлого года на выездном заседании военно-промышленной комиссии в Туле Дмитрий Рогозин заявил о планах создания холдинга, отвечающего за разработку гиперзвуковых технологий холдинг объединит основных российских разработчиков такого вида оружия: корпорацию "Тактическое ракетное вооружение" (КТРВ) и "НПО машиностроения" (НПОмаш).. Кстати НПО Маш уже давно разработал планирующий ББ "птичку" который находится сегодня на вооружении.( он управляемый входит в атмосферу под определенным углом и каких скоростей при этом достигает остается секретом)
      1. Ботановед 3 января 2013 21:29
        1.Маневрирующие боевые блоки для межконтинентальных баллистических ракет

        Это не тема гиперзвука. Болванку, конечно, можно разогнать до серьезных скоростей, и маневрировать на твердом топливе будет, но это никак не тема. Нет движка, нет планера, нет обмена данными.

        2.Противокорабельный ракетный комплекс "Циркон" разработки НПОмаш, с гиперзвуковой ракетой.

        5 махов - предел. Я выше писал про Оникс. Движок там хороший, но не ГПРВД. Это как запорожец форсировать до 300 км/час. На одну поездку может хватить.

        3.Ракетный комплекс авиационного базирования,
        Опять вопрос - движки. Ракету до 10 - 15 махов можно и на твердом топливе разогнать, можно и на жидком, но остро встает вопрос полезной нагрузки и габаритов. Запускать МБР оправдано ядерным зарядом, а какую БЧ вы поставите на авиационную ракету без прямоточного движка? И что это будет за монстр?

        Второй вопрос - наведение. При таких скоростях аппарат летит в потоке плазмы, и сигналы не проходят. Ракете это не существенно, можно приладить инерциальную или еще какую-либо систему, а вот как вы будете ей управлять по подвижной цели? Например, по авианосцу или самолету? Правильно, никак. Поэтому до решения вопросов обмена данными применять гиперзвук следует очень осторожно и крайне ограничено.
        Третий вопрос - дальность. Гиперзвуковой снаряд нужно разогнать до включения движка до 5 - 6 махов. Стало быть, ближний рубеж применения весьма далек от носителя. Поэтому смысла таскать ракеты для воздушного боя или применения по ситуации смысла нет. Только известные далекие цели. Неподвижные при этом.

        Вывод: перечисленные вами технологии не совсем то, что подразумевается под гиперзвуком.
        1. почтальон 4 января 2013 04:27
          Цитата: Ботановед
          Это не тема гиперзвука. Болванку, конечно, можно разогнать до серьезных скоростей, и маневрировать на твердом топливе будет, но это никак не тема. Нет движка, нет планера, нет обмена данными.

          Да это и есть гиперзвук. Все боеголовки бр от средней дальности проходят верхние слои атмосферы (а некоторые и к целям) на гз скорости( до 5,7км/с).
          И маневрирующие- за счет аэродинамической корреляции. пПри таком запасе Еп,переходящей в Ек движок и не нужен.
          Цитата: Ботановед
          5 махов - предел.

          10М, термическая стойкость материалов (ок. 6000К) на высотах до 20км.

          Цитата: Ботановед
          На одну поездку может хватить.

          проект HyShot уже 5ый или 8ой,хватает и без гпврд
          Цитата: Ботановед
          можно и на жидком, но остро встает вопрос полезной нагрузки и габаритов.

          в этом и прелесть воздушного старта: уже на высоте и уже имеет скорость

          Цитата: Ботановед
          И что это будет за монстр?

          не очень большой:

          или LEA пуски с Ту-22
          или 14-Х(2м х 0,8м)

          Цитата: Ботановед
          При таких скоростях аппарат летит в потоке плазмы, и сигналы не проходят.

          далась всем эта "радионепрозрачность" плазмы:
          -выведите штырь с антеной из донной области,за пределы кокона,"телеметрируйте" на здоровье
          -световая модуляция
          -модуляция эм полем плазмы( плазма электропроводна ,в отличии от газа)
          - и тд
          Цитата: Ботановед
          Поэтому смысла таскать ракеты для воздушного боя или применения по ситуации смысла нет. Только известные далекие цели. Неподвижные при этом

          все эти утверждения противоречат концепциям AHW, PGS, NAI, да и самому интересу к гпврд
          почтальон
      2. Vadivak 3 января 2013 22:00
        Цитата: Аскет
        Все работы по гиперзвуку а также планирующим ББ для МБР строго засекречены.. причем настолько что все более менее реальные ссылки на эту тему сильно почистили.

        Если память мне не изменяет то в эпоху Ельцина чубайсы сдали все что могли и Як-141, и двигатели для МБР и прослушку в посольстве США, я уже не говорю про "Молодец" и С-300, поэтому может для кого-то это и секрет как ни печально
    3. Каа 3 января 2013 17:39
      Цитата: старый ракетчик
      ,все источники=не известны

      А мне вспоминается, как вермахт удивился Т-34 и обоим КВ, наверное, думали, что Кребсу, тогдашнему предвоенному атташе, тоже
      Цитата: старый ракетчик
      Кто то,где то,что то сказал

      А поверили бы в 1941, может, не пришлось бы тому же Кребсу в 1945 капитуляцией заниматься. "Молоко где не скисает - правильно, у коровы в вымени" bully
      1. alexneg 3 января 2013 19:18
        Эти работы сильно засекречены и СМИ, и в Интернете мы кроме трепа ничего не увидим. А пока на эту тему лишь деза и треп. hi Да и еще, пока не будет решен вопрос с плазмой особых подвижек ожидать не стоит. Хотя чем ... не шутит.
        1. почтальон 4 января 2013 03:48
          Цитата: alexneg
          пока не будет решен вопрос с плазмой особых подвижек ожидать не стоит.

          А какой опрос с плазмой не решен???
          почтальон
    4. С_мирнов 3 января 2013 18:45
      "похоже на обзор желтой прессы,чем на серьезный анализ" - Это потому, что серьезный анализ наших научно-технических возможностей повергает в уныние, а статья дложна вызывать оптимизм и радость!
      С_мирнов
      1. Ботановед 3 января 2013 21:36
        серьезный анализ наших научно-технических возможностей повергает в уныние,

        Может, поделитесь серьезным анализом? А то я кроме нытья из ваших рассуждений пока ничего не увидел.
        1. С_мирнов 4 января 2013 10:26
          Читайте книги Паршева "Почему Россия не америка" , книги Ю.Мухина, С. Кара-Мурза.
          Если книги для Вас сложно, прочтите более популяризированную статью:
          http://svoim.info/201252/?52_1_4
          С_мирнов
  • Nechai 3 января 2013 13:35
    Цитата: старый ракетчик
    Кто то,где то,что то сказал

    "Юстас-Алексу, по словам источника ..." Не только обзор жёлтой прессы, но попытка добыть открытым способом закрытую инфу. "Болтун находка для шпиЁна!"
    Не думаю, что безбашенные, простодыристые времена 90х-00вых продолжаются. Да и тогда среднее и низшее звено дело всё, вплоть до откровенного сабатажа, дабы не произошло стратегических утечек инфы.
    Понравилось -"в воздухе маневрирование на гиперзвуковых скоростях на современном уровне развития техники невозможно" - главное, чтоб портнЁры были в этом стопудово уверены!
    Nechai
    1. Ботановед 3 января 2013 16:08
      -"в воздухе маневрирование на гиперзвуковых скоростях на современном уровне развития техники невозможно"
      Представьте себе, нет материалов, способных выдержать температуры и нагрузки при атмосферном гиперзвуке. Ищут, но это ведь процесс не быстрый.
    2. homosum20 3 января 2013 16:17
      В атмосфере - ни в коем случае. Только под водой!
  • аксакал 3 января 2013 13:39
    Понятно, российские военные опять нифига не чешутся, пока жареный петух не клюнет. С БПЛА так же не чесались, клюнул - забегали, только своих наработок россиянам никто не захотел продавать. Сейчас судорожно пытаются нагнать. А что сейчас мешает заняться гиперзвуком? Отсутствие бабок? А на безопасности разве экономят? Если шведская SaabBofors весьма наглядно показала возможность сложного маневрирования на скорости М=5,5 даже на малых высотах. - то это - опасная ситуация, ибо у России нет ни таких ЗРВ, что уверенно бы сбиавла маневрирующие гиперзвуковые ракеты, ни самих таких ракет ударить в ответ. А не поздненько будет, когда военные спохватятся?
    1. почтальон 5 января 2013 01:52
      Цитата: аксакал
      Отсутствие бабок?

      и "бабок" и базы.
      в "трубе" гиперзвук не "надуешь"
      Протоны и Союзы заняты. РН остальных и так не хватает(продление гарантийного срока).
      Цитата: аксакал
      ибо у России нет ни таких ЗРВ, что уверенно бы сбиавла

      на словах есть всё... но на словах
      почтальон
  • boris.radevitch 3 января 2013 13:52
    Пусть американцы думают что у нас нет гиперзвука а у нас есть ! tongue
    boris.radevitch
    1. пацантрэ 4 января 2013 12:41
      заколебали безмозглые шапкозакидатели...
  • Сурок 3 января 2013 14:30
    Цитата: старый ракетчик
    Статья,-какая то смесь правды и домыслов автора.основана целиком на открытых,не научныхпубликациях,все источники=не известны,короче,больше похоже на обзор желтой прессы,чем на серьезный анализ.

    За разглашение закрытых источников и сесть можно wink все используют источники из сети
    Сурок
  • Асгард 3 января 2013 14:50
    Ехал в поезде с "дедушкой", академик, ученый. говорит наработок полно, талантливые Люди у нас в стране, для борьбы с ними АЖ сделали целую комиссию по ЛЖЕ-науке во главе с Алферовым.
    Вы говорит -Молодой человек, задумайтесь, создали в Академии целую комиссию с тем чего в природе не должно быть....
    Тормозят разработки, воруют идеи(через систему патентов)), Вы говорит посмотрите, евреи становятся изобретателями "ОДНОГО" изобретения и больше создать, хотя бы, что то подобное не в состоянии, по простой причине-украсть "мозги" во второй раз трудно.

    Смениться власть, "сколково" разбомбят, с РАН (руководством)) разберутся и СТРАНА получит инновационные разработки....
    Из последних-революционных-Ускоритель Богомолова(агрегат монтируется в салоне самолета "МРИЯ" и при облучении определенной территории можно видеть Ядерные Реакторы и материалы и есть возможность заставить их на расстоянии делиться(быстро-быстро)), а это значит Американские авианосцы и АПЛ должны будут стоять в местах базирования........по Мазеру, американцы развивают тупиковую ветвь-Лазеры, счас испытали Химический Лазер на основе наших разработок-переданных Путиным США.
  • zen1963 3 января 2013 15:04
    Думаю,что американцы далеко от нас уже ушли в области ракет.Мы просто не знаем и,как всегда,кричим,что у нас лучше всех.А когда они "Стингерами" начали бить нас в Афганистане,мы были в шоке.Просто они делают свое дело и не пиарятся.Так же как и Луной
    zen1963
    1. BurBurr 4 января 2013 08:41
      Бугагагага! Оченно далеко ушли. В ж попу.
      "Россия поставит в США около 30 ракетных двигателей в течение пяти лет"
      По предыдущим соглашениям,...в США уже поставлено 63 двигателя, из них 40 уже использованы при запусках.
      А вот как по3.143деть и лапшы хомячью навешать, тут доооо.... Тут они мастера!

      http://warfiles.ru/show-20788-rossiya-postavit-v-ssha-okolo-30-raketnyh-dvigatel
      ey-v-techenie-pyati-let.html
  • webdog 3 января 2013 16:48
    по гиперзвуку Россия и правда отстает... но только в области ракет в обычном их понимании.
    гиперзвуковое маневрирование боеголовок баллистических ракет у нас впереди планеты всей))
    прямоточный двигатель до сих пор не создан ни в одной стране.
    это как с ТОКАМАК (кто вкурсе), вроде вот-вот должно заработать и так уже 50 лет)))
    так думаю.
    webdog
    1. Аскет 3 января 2013 18:00
      Цитата: webdog
      гиперзвуковое маневрирование боеголовок баллистических ракет у нас впереди планеты всей))


      Еще в 1991г. НПО Маш разрабатывал такую для Южмашевской тяжелой ракеты, которая так и не пошла в серию а проект естественно был закрыт. Потом при ЕБНе финансирование почти всех КБ занимающихся этой темой было прекращено, а было их около десятка, впрочем на эту тему уже неоднократно здесь говорилось.Сейчас подбираем что сохранилось и пытаемся возродить
  • костяныч 3 января 2013 17:17
    zen1963,
    вообще то на луну летала ракета разработки знаменитого немецкого конструтора Фон Брауна
    на счет ЗРК то амеров мы первые шокировали когда их U2 грохнулся
    с недосягаемых высот
    так чо хрен его знает чё там дальше будет smile
    1. михаил3 3 января 2013 18:35
      Вообще то фон Брауна выперли из лунного проекта. И летели туда не на его движке, а на каком то другом. Тот движок обладал странным свойством - о нем никто ничего не помнит! Больше он не применялся, чертежей его нету... типа все очень быстро делали, так прям быстро, что чертежи и прочая документация не сохранились, субподрядчики делали отдельные системы и чертежи не сдавали...
      Так и вижу - над мысом Канаверал раздается стук копыт. Ты-дым-ты-дым... это скачет субподрядчик из Техаса! Врывается на космодром, подскакивает к ракете и в прыжке, прямо с седла, втыкает на место дюзу! Потом свешивается до бетона, подхватывает с него кучу бабла и уносится в прерии...
      1. леликас 3 января 2013 20:41
        одену шапочку из фольги - вот он самый страшный из секретов -
        1. михаил3 3 января 2013 22:24
          Да-да! Именно этот двигатель, самый мощный в мире до создания ракеты "Энергия", выводил в космос громадные американские спутники и станции! Как это нет?! И спутники были крохотные и станции убогие? Именно за его создание автора, фон Брауна, наградили всяко! Как это выперли под жопу коленкой?! Именно этот двигатель послужил прототипом для других, более совершенных, как происходит со всей удачной (а то и неудачной, но содержащей какие то идеи) техникой! Что, вообще никаких больше не было похожих?! И так далее и тому подобное... натянул шапочку из фольги обратно на плешь...
          1. леликас 4 января 2013 00:51
            обожаю теории заговоров- Сатурна - 5 не было - это был загримированный Сатурн-1 , высадку на Луну снимали в павилионе, следы на цветном цементе,Кеннеди убил ЗОГ , -да тут никакой фольги не хватит . laughing
          2. webdog 4 января 2013 03:05
            михаил3, F-1 чудо буржуйской техники...
            мы до него только в 80-х дотянулись...
            всетаки фон браун был гений. жаль, что не успели его захватить в германии, тогдабы амеры вообще до сих пор сиделибы без носителей и спутников)))
            webdog
            1. леликас 4 января 2013 13:19
              не,не поверят -им проще на бумажке доказать почему он не мог летать ,чем посмотреть хронику .
  • михаил3 3 января 2013 17:32
    Во всем мире ведутся активные работы по электромобилям. Они, вообще то, были первыми, до ДВС. Так чего ж мы на них не ездим? Ну как сказать... наверное потому, что максимальный к-т, отражающий соотношение массы самой совершенной аккумуляторной батареи к отдаваемой ею мощности нам известен. И он начисто исключает промышленное применение электромобилей. Поэтому все-все "активные работы по электромобилям" суть воровство и банальное разводилово. Чтобы ездить на них, электромобили разрабатывать и строить НЕ НАДО! Нужно следующее поколение аккумуляторов, принципиально новое, которого пока и следа нет. Вот когда работы по аккумуляторам увенчаются успехом - тогда электромобили станут собирать в каждом гараже.
    Гиперзвуковые машины не строят потому, что нужен принципиально новый класс материалов, либо принципиально новый подход к среде движения, типа примененного к торпедам "шквал". Но второй путь почти бесперспективен, потому что воздух оказывает не слишком большое сопротивление, по сравнению с вибрационными нагрузками. Ну будем в плазме лететь и что? Движок сам растрясет ракету до разрушения, что мы и видим у амеров. Прямоточный движок - проще не бывает. Создать его просто ерунда. А вот сделать, чтоб он ракету не разносил вдребезги-пополам!
    Думаю, что боевые блоки такие есть, странно было бы им не быть. Но время работы их движков должно быть ограничено секундами и никаких маневров!
    Если у потенциального противника чешутся кошельки - пущай разрабатывают ракеты. А люди умные должны работать над принципиально новыми материалами...
    1. леликас 3 января 2013 17:54
      В музеях стоят Французские электромобили - грузовики обр 1913 года,вполне себе ничего ездят .Не проблема построить его - кто тогда бензин будет покупать? - вот вопрос вопросов.
  • VadimSt 3 января 2013 17:33
    Мы, уже как-то свыклись с "продажным" периодом развития в конце столетия, что нам подавай рубрику - "Хочу все знать....,о всех секретах"! Правду знают те, кому это положено, а все попытки растревожить спящий улей, всего лишь домыслы и способ выудить информацию.
    1. ник 1 и 2 3 января 2013 20:11
      VadimSt,

      ВЕРНО! вот сидят все и вся знайки и думают = междусобойчик! А - Просмотры: 7899 - и это только начало! Но "нам " до этого дела нет!
      Счас = все проблемы раз рулим а секреты? там мы ж не кому!

      А у автора сквозит : ГОСПЛАН СПЛАНИРОВАЛ А НИ КТО НЕ ДЕЛАЕТ ! Какой там у нас гипер? Так ни кто и не понял как устроено в стране перспективное проектирование.

      Ждем-с! Когда яблоко на голову шлепнется , али сон приснится!

      Вот так -с , господа и делается наука и открытия, а пока, хлебушек надо зарабатывать!
      ник 1 и 2
      1. леликас 3 января 2013 20:31
        Цитата: ник 1 и 2
        Ждем-с! Когда яблоко на голову шлепнется

        - если долго ждать - то непременно шлепнется - вон на Иран уже стелс беспилотники шлепаются .
  • Чёный 3 января 2013 17:42
    Из последних-революционных-Ускоритель Богомолова(агрегат монтируется в салоне самолета "МРИЯ" и при облучении определенной территории можно видеть Ядерные Реакторы и материалы и есть возможность заставить их на расстоянии делиться(быстро-быстро))
    Уж очень фантастично!!!!!
    1. Асгард 3 января 2013 19:09
      Погугли, профессор Острецов о нем рассказывает в "Совершенно секретно"...
      Посмотри про коралловый замок, в калифорнии....(там правда про чеха пишут,но это был Рус))
      заинтересует - еще пару интересных "моментов" в истории Мира подскажу, ...........чтоб задумался, и перестал жевать гамбургеры= Всё не просто так....
  • Rus2012 3 января 2013 18:03
    Цитата: старый ракетчик
    Статья,-какая то смесь правды и домыслов автора.основана целиком на открытых,не научныхпубликациях,все источники=не известны,короче,больше похоже на обзор желтой прессы,чем на серьезный анализ.Кто то,где то,что то сказал


    ...таГ оно и есть!
    Все сбросили в кучу, пытаются разобраться... laughing
    Термин "гиперзвук", модный нынче как и "нано"...
    Тут писал -
    Rus2012 8 декабря 2012 00:35 | Глобальный ответ. Россия запустит гиперзвуковые ракеты
    "Финансирование программы Prompt Global Strike («Быстрый глобальный удар») будет сокращено из-за неудач с разработкой и испытаниями крылатой ракеты Х-51А Waverider", ну чтож, ввод противника в заблуждение-успешно выполнено;))) Заодно и заставили его изрядно потрясти мошной. С чем и поздравляем!
    На самом деле гиперзвук возможен и реализован был еще в союзе: КР Метеорит, Буря, ПКРы всякие... Но, только не Х51...

    Нужно много разных гиперзвуков! ;)
  • stranik72 3 января 2013 20:16
    Знаю точно работы по этому направлению идут, финансирование обеспечено задействовано несколько НИИ и ОКБ по направлениям, вот только результаты даже промежуточные не "в моей компетенции" извиняйте.
    stranik72
  • gjkeylhf 3 января 2013 20:29
    вы все тут такие прогрессивные и умные,аж дрожь берет.Поясните дурню - старшему сержанту запаса(мп сф) - что вы обсуждаете,если автор заявил - гиперзвук выше 5М, но М=331м\с,заглянув в вики я увидел,что почти ВСЕ ракеты комплекса с-400 гиперзвуковые:ск.до 2500м\с.не так давно на сары-шагане запускали ГИПЕРЗВУКОВУЮ ракету неизвестного назначения - вернее озвучено - для про,но ситема про не озвучена - возможно с-500,в ходе учений кавказ 2012 была запущена новая пкр,рогозин озвучил скорость свыше 11М.
    КТО-НИБУДЬ - объясните - или я дурак или на уважаемом мной ресурсе начали выкладывать листовки в стиле"просраливсеполимеры".Собственно для этого вопроса я и зарегился - бгг жду ответа,как соловей лета.
    gjkeylhf
    1. пацантрэ 3 января 2013 21:39
      Статью невнимательно читали:
      "На короткое время (порядка десятков секунд) ее достигают многие ракеты с "классическими" ракетными двигателями, однако длительный полет на таких скоростях возможен только с использованием гиперзвуковых прямоточных воздушно-реактивных двигателей (ГПВРД, он же "скрамджет"). Их основное преимущество – в отсутствии необходимости "везти" на себе окислитель, составляющий основную массу ракетного топлива. "
      У амеров SM-3 и THAAD тоже гиперзвуковые.
      Правда,я одного не пойму,почему гиперзвуковую зенитную ракету создали (причём с дальностью 500 км,тот же SM-3),а крылатую не могут.
    2. Ботановед 3 января 2013 21:45
      Объясняю, сержант запаса.
      Когда говорят о гиперзвуке, имеют в виду "полный" набор девайсов, и в первую очередь - двигатель ГПРВД. Смысл в том, что этот движок паозволяет брать на борт лишь керосин, а окислитель - атмосферный кислород. А комплексы С-400 и прочие, хоть и достигают гиперзвука, летают либо на порохе, либо на жидком окислителе. Посмотрите, какие габариты у ракеты при дальности 400 км. А гиперзвук подразумевает очень большую дальность при малых габаритах.
      Так что весь вопрос в двигателе, которого пока еще нет.
      1. gjkeylhf 3 января 2013 22:09
        В теме?А будет?В смысле раньше,чем у них.
        gjkeylhf
        1. Ботановед 4 января 2013 01:43
          Разные подходы у нас и у них. У США гиперзвук идет для глобального удара, то есть они разрабатывают ракеты стратегической дальности. Тут не очень нужен обмен данными, плазма не сильно мешает. У нас другой подход, учимся как раз управлять плазмой, на эту тему неоднократно высказывались деятели из МО. Стало быть, полетит что-то управляемое. Да и стратегическая дальность не приоритет, при достижении 700 - 1000 км. дальности мы ПРО задавим гарантированно. Что нас в первую очередь и беспокоит. Поэтому, вероятно, будет что-то не очень большое, управляемое и точное. Насчет "раньше-позже" ничего никто не знает. Когда применят - тогда и увидим bully
  • RossMK 3 января 2013 20:43
    Иногда я совсем не понимаю действий правительства...
    1. RossMK 3 января 2013 23:26
      - ? И кого я обидел? В принципе, мне от этих + и - ничего не приходит и ничего не теряется, но странный какой-то чел. Прибежал-минуснул и даже не обосновал. request
  • gjkeylhf 3 января 2013 20:55
    пардон - число маха приблизительно 300м\с - спутал со скоростью звука - тадысь ракеты 48Н6E3/ 48Н6-2/ 48Н6ДМ летят на рандеву с целью со скоростью свыше 8М,у американских ракет таких скоростей НЕТ - хотелось бы спросить у господина пожидаева - а настолько ли мы в опе,как вам это видится - не я бы не спрашивал,но так как лично я в случае войны даже не стану ждать повестки в любом случае - хотелось бы оценить шансы вернуться к детишкам позвякивая наградами,а не в виде похоронки.
    gjkeylhf
  • Rus2012 4 января 2013 01:15
    Цитата: Ботановед
    Когда говорят о гиперзвуке, имеют в виду "полный" набор девайсов, и в первую очередь - двигатель ГПРВД. Смысл в том, что этот движок паозволяет брать на борт лишь керосин, а окислитель - атмосферный кислород. А комплексы С-400 и прочие, хоть и достигают гиперзвука, летают либо на порохе, либо на жидком окислителе. Посмотрите, какие габариты у ракеты при дальности 400 км. А гиперзвук подразумевает очень большую дальность при малых габаритах. Так что весь вопрос в двигателе, которого пока еще нет.


    ...смысл сей байды такова(в примитивном изложении).
    Когда говорят ГПВРД - подразумевают две вещи-
    -ск. потока на входе пред камерой сгорания и после
    - температуру точно также - перед и после.
    В итоге получается -
    в обычных ПВРД - горение в камере происходит при дозвуке.Т.е. если ЛА летит на сверхзвуке - поток перед камерой затормаживается - его температура естесственно поднимается - впрыскивается топливо, которое воспламеняется - далее поток разгоняется, создавая тягу.
    Если разница температур между заторможенным потоком и горения близки - КПД такого двига - мал.
    Посему и появилась идея - добиться горения при слабозаторможенном потоке. Как грят газодинамики - такой поток имеющий скорость выше звука представляет собой слой летящего воздуха по вязкости идентичный с ломом... Т.е. смешать его с топливом и поджечь трудная задача. Причем если на пути потока имеются коносоли-смесители - на их тени тут же садится скачёк границы сверхзвука с дозвуком, где как известно температура зашкаливает до области горения. Фактически непонятно, толи водород горит выделяя тепло, толи он диссоцирует поглощая тепло на разделение Н от О...
    На сегодня НИКТО экспериментально еще не показал на получение положительного импульса на таких процессах. То есть все ГПВРД - сами себя не тянут - их разгоняют вспомогательными носителями и пытаются доказать что получили положительный импульс тяги.... smile

    Есть другой подход, называется проект Зенгера или проект HOTOL - с предварительным ожижением воздуха до входа в ВРД...Британцы балуются...
    тут один из видов - http://thexhs.livejournal.com/6034.html?thread=10386


    Мои друзья, сами евреи, всё это считают "еврейскими штучками"... wink laughing
    Т.е. заниматься можно бесконечно долго, ну может быть когда - нибуть что-то и получится (типа токамака, термояда или модного европейского ускорителя гигантских размеров....) Как-то таГ...
    1. avreli 4 января 2013 06:05
      Просто и внятно о сложном - замечательный коммент.
      Что же плюсов нет?
      Возможно, не достает здравиц и битья в барабан. wink
      А ведь, сколько не произноси «халва», именно отсутствие либо наличие практических решений все и определяет.
      Плюс за коммент.
      avreli
    2. михаил3 6 января 2013 20:22
      А если сами консоли-смесители и будут состоять из топлива?
  • zs23wesdgggg 4 января 2013 02:44
    Этого просто не может быть!!! ФСБ создала эту http://2qu.ru/poisksng базу данных про любого жителя России, Украины и других стран СНГ. Реально была очень напугана,
    вить про меня там много интересного (адреса, номера телефонов, даже мои фото разного характера) – удивляюсь, где они это откопали. Вообще, есть и хорошие стороны - эту
    информация можно удалить из сайта.
    Советую поторопиться, вить мало ли кто там шарит...
    zs23wesdgggg
  • boris.radevitch 4 января 2013 05:30
    Пусть американцы думают что у нас нет гиперзвука а у нас есть он!


    Гиперзвуку дорогу! tongue

    Скоро мы придумаем такое мир ахнет![media=http://%20jexj%20208]

    Евреи хорошие сними надо крепко дружить товарищи Россияне! drinks
    boris.radevitch
  • дмитрич 4 января 2013 06:29
    болтун находка для шпиона.
  • boris.radevitch 4 января 2013 06:52
    Лес рубят щепки летят говаривал товарищ Коба!!! tongue
    boris.radevitch
  • Oops 5 января 2013 09:53
    Все эти "гиперзвуковые" прибамбасы, скорее всего, НИКОМУ не понадобятся. У гиперзвукового бомбардировщика, по сравнению с обычным, есть только мизерное преимущество во времени подлёта, что, при наличии дальнобойных ракет воздух-земля, значения совершенно НЕ имеет!.. Сбивать гиперзвуковые цели даже легче чем дозвуковые поскольку первые летят СТРОГО по-прямой в отличии от вторых, которые направление могут быстро менять.

    Уход от сверхзвуковых скоростей уже и в обычном стрелковом вооружении совершенно однозначно определился: дозвуковые пули летают БЕСШУМНО !!!
  • Нитуп 9 марта 2013 01:43
    Никогда не доверяю статьям, где ссылаются на некие таинственные источники то там, то сям
    Нитуп
  • Информация

    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
    Картина дня