Ростех создал первые отечественные матричные фотомодули на кристаллах для высокоточных вооружений

13 049 26
Ростех создал первые отечественные матричные фотомодули на кристаллах для высокоточных вооружений

Специалисты НПП "Пульсар" холдинга "Росэлектроника", входящего в российскую госкорпорацию Ростех, разработали линейку матричных фотомодулей на основе кристаллов кремния. Фотомодули предназначены для визуального обнаружения объектов вне зависимости от времени суток и формирования как монохромных, так и цветных изображений. Новинка, при создании которой использовались исключительно российские комплектующие, может применяться при производстве систем видеомониторинга и сканирования, а также для наведения высокоточных вооружений.

Каждый модуль включает в себя кристалл, на котором смонтирован 10-разрядный аналого-цифровой преобразователь, матрица фоточувствительных элементов, а также управляемый интерфейсом передачи данных (SPI) генератор сигналов.



Получение цветного изображения обеспечивается при помощи RGB-фильтра Байера, нанесенного на поверхность матрицы. Устройство способно формировать изображение в разрешении 1280х1024 пикселей, что позволяет отображать детали с высокой степенью четкости.

Новые российские модули отличаются низким энергопотреблением в 60 мВ и способны "видеть" в диапазоне 400-900 нм, что обеспечивает возможность использования этих фотоприемников для получения качественного изображения вне зависимости от времени суток.

До конца 2023 года специалисты НПП "Пульсар" планируют представить разработанную на основе этих модулей миниатюрную камеру для технического зрения.
26 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. 0
    29 сентября 2023 14:53
    Модули созданы специалистами НПП «Пульсар» холдинга «Росэлектроника» по инициативе Минпромторга РФ.

    Работают только по предзаказу. Так что ли?

    Гендиректор НПП «Пульсар» Сергей Боровой:
    При создании фотоприемников нам удалось добиться актуальных фотоэлектрических характеристик на уровне зарубежных аналогов, используя только российские компоненты.
    Найденные технические решения будут использоваться при модернизации существующих и разработке новых видеосистем военного и гражданского назначения.
    В частности, до конца 2023 года НПП «Пульсар» планирует представить на основе этих модулей миниатюрную камеру для технического зрения.
    1. +7
      29 сентября 2023 14:58
      Работают только по предзаказу. Так что ли?

      Конечно. А как иначе вы себе представляете?
      Фотомодуль это же узел, а не готовый продукт.
      Куда их девать без предзаказа?
      В КНР? Так у китайцев своих модулей как грязи.....
      Камеру бы можно было выпускать в продажу , но подозреваю там будет специфик, тоже только для военных.... Хотя техзрение не только для них конечно.
      Ну и опять же сейчас разных камер для техзрения из КНР завались.
      1. 0
        29 сентября 2023 15:04
        1280x1024, да, будет очень востребована.
      2. +1
        29 сентября 2023 15:19
        Конечно. А как иначе вы себе представляете?
        Фотомодуль это же узел, а не готовый продукт.
        Куда их девать без предзаказа?

        АО НПП "Пульсар" создал модуль, т.е. его разработал, но по инициативе Минпромторга. Похоже собственно сам он не занимается тем, к чему его подтолкнул Мантуров?

        А как же научные разработки и создание перспективной продукции?

        Идем на сайт этого АО НПП и читаем:

        Лидер отечественной полупроводниковой электроники. Основное направление деятельности предприятия - разработка нового поколения ЭКБ: полупроводниковых СВЧ, силовых, фотоэлектронных и микроэлектронных приборов, выпуск радиоэлектронной аппаратуры для информационных систем гражданского назначения.
        1. +7
          29 сентября 2023 15:48
          Цитата: alystan
          А как же научные разработки и создание перспективной продукции?

          Разработка новой техники вещь затратная. Поэтому не сильно богатое предприятие как правило производит НИОКР по предварительному заказу богатой конторы или бюджета. Заказчик разрабатывает сам или через подрядчика техническое задание и проводит конкурс, после чего заключается контракт с указанием всех условий разработки, в том числе порядка финансирования и этапности работ. Вся эта процедура никак не противоречит тому, что они сами пишут о себе на сайтах.
        2. +1
          2 октября 2023 13:25
          А как же научные разработки и создание перспективной продукции?

          Не вижу противоречия. На некоторые НИОКР, перспективные с точки зрения бизнеса деньги выделяют, на какие-то нужен предзаказ. Так это работает. Вы простите где трудитесь?
      3. -7
        29 сентября 2023 15:26
        На продажу?Это же будет штучный продукт,вопрос о массовом производстве пока не стоит.Отсюда будет и цена
        1. +3
          29 сентября 2023 18:28
          Цитата: dmi.pris1
          Это же будет штучный продукт,вопрос о массовом производстве пока не стоит.Отсюда будет и цена

          Сначала изобретают, потом тестируют. Подходит по ТТЗ -- предъявляют. Заказчик оценивает и принимает решение по заказу изделия (блока). А матрицы, равные по параметрам импортным, нам очень нужны: ОЛС, гсн оптические на дронах, КР и БРСД и т.д -- все это на переднем крае технического прогресса. Руководство примет решение по масштабированию производства в зависимости от ГОЗ и перспктивного нового ОБТ(ВВТ).
          А Цена? ... Цена -- договорная! Много не дадут, но 10% рентабельности обеспечено. (Частник дерет больше, но наши научились таких брать за жабры: находят слабые места и давят на мочевой пузырь, пока глаза не вылезут! -- Так и приходят к "консенсусу" ("Согласие -- есть непротивление сторон! (с) -- как говорил работник сцены, которого играл Вицин в "12 стульях")).
          А вообще-то это большой шаг в получении своей современной ЭКБ!!! good
  2. +3
    29 сентября 2023 15:15
    Новые российские модули отличаются низким энергопотреблением в 60 мВ и способны "видеть" в диапазоне 400-900 нм

    За энергопотребление в милливольтах Автора на уборку картошки в Белгородскую область на месяц.
    А редактора, который это пропустил, на сбор рябины (чистой, только ягоды) в Курскую область на такой же срок.
    1. +1
      29 сентября 2023 20:59
      Цитата: Fangaro
      Новые российские модули отличаются низким энергопотреблением в 60 мВ и способны "видеть" в диапазоне 400-900 нм

      За энергопотребление в милливольтах Автора на уборку картошки в Белгородскую область на месяц.


      Эта ошибка идет с сайта Ростех.
      Ее продублировал ряд известных порталов, например https://www.ixbt.com/

      Может, товарищ майор велел? )))

      Полностью оригинальная статья звучит так:

      Холдинг «Росэлектроника» Госкорпорации Ростех разработал линейку матричных фотомодулей на основе кристаллов кремния. Они «видят» объекты в любое время суток и способны формировать как черно-белое, так и цветное изображение. Новинка, полностью созданная из российских комплектующих, может применяться в составе систем видеомониторинга, сканирования, а также для наведения высокоточного оружия.

      Каждый модуль представляет собой кристалл, на котором смонтирована матрица фоточувствительных элементов, 10-разрядный аналого-цифровой преобразователь и генератор сигналов, управляемый интерфейсом передачи данных (SPI). Для получения цветного изображения на поверхность матрицы нанесен RGB-фильтр Байера. Устройство формирует картинку разрешением 1280х1024 пикселя, что позволяет отображать детали с высокой четкостью.

      Новые российские модули отличаются низким энергопотреблением в 60 мВ и «видят» в диапазоне 400-900 нм, что позволяет использовать данные фотоприемники для получения качественного изображения в любое время суток.

      Модули созданы специалистами НПП «Пульсар» холдинга «Росэлектроника» по инициативе Минпромторга РФ.

      «При создании фотоприемников нам удалось добиться актуальных фотоэлектрических характеристик на уровне зарубежных аналогов, используя только российские компоненты. Найденные технические решения будут использоваться при модернизации существующих и разработке новых видеосистем военного и гражданского назначения. В частности, до конца 2023 года НПП «Пульсар» планирует представить на основе этих модулей миниатюрную камеру для технического зрения», – заявил генеральный директор НПП «Пульсар» Сергей Боровой.

      Фотомодули созданы по технологии комплементарной структуры металл-оксид-полупроводник. Это наиболее распространенная в настоящее время технология построения интегральных микросхем с использованием полевых транзисторов с изолированным затвором и каналами разной проводимости. Отличительной особенностью таких схем является крайне малое энергопотребление в статическом режиме и высокое быстродействие.

      Конец цитаты.


      Так может 60 мВт это потребление в статическом режиме?

      https://rostec.ru/news/rostekh-sozdal-pervye-otechestvennye-fotomoduli-na-kristalle-dlya-vysokotochnogo-oruzhiya/
    2. +1
      2 октября 2023 13:30
      За энергопотребление в милливольтах Автора на уборку картошки в Белгородскую область на месяц.

      Это не вольты это ватты.
      Если посмотрите спецификацию там 60 mW.
      Ну девочка и перевела W в В, а не в Вт.
  3. KCA
    +4
    29 сентября 2023 15:16
    Как-то ошибка, 60мВ это напряжение питания, что крайне мало для таких модулей, ТПНВ питался от 1500В, триплексы подрезали задолго до меня, но с блоком питания развлекался, да и энергопотребление в 60мВт тоже ни о чём, даже при напряжении 1500В
    1. 0
      2 октября 2023 13:31
      60мВ это напряжение питания, что крайне мало для таких модулей,

      Нет там в спецификации mW, то есть мВт
  4. +4
    29 сентября 2023 15:17
    Устройство способно формировать изображение в разрешении 1280х1024 пикселей

    Это разрешение в 1.3 мегапикселя - сравнимо с разрешением средней веб-камеры.
    Для наведения на уже разведанную цель - вполне сойдёт. Это значит, что наши FPV-дроны могут получить отечественные глаза.
    1. +5
      29 сентября 2023 15:27
      Про разрешение.
      Важнее оптика, спектральный диапазон. Размер самих пикселов и их чувствительность. В камерах машинного зрения нет супер-пупер наворотов и огромных разрешений (как раз описываемый образец на уровне), зато там отличная четкость. Для обработки алгоритмами распознавания.

      Гонка за мегапикселами - удел рекламы смартфонов! Где пикселы мелкие, а оптика простенькая. Но зато как звучит... hi
      1. +1
        29 сентября 2023 17:30
        зато там отличная четкость
        - скорее всего отсутствует низкочастотный/антимуаровый фильтр - он и ближний ИК не подрезает.
        Что касается оптики, то без возможности зуммирования различение деталей с высоты беспилотника мне кажется сомнительным. Хотя для ударного дрона детали не важны. Важнее распознавание контуров, Вы правы.
    2. KCA
      +1
      29 сентября 2023 15:35
      У меня первая мыльница была 1.3мпикс, вполне достойное качество, даже лучше чем в современных телефонах с десятками и сотнями мпикс, всё-таки у мыльницы назначение - фото делать, а у смартфона это понты и реклама, 1280х1024 вполне можно растянуть и на 4К 72'' мониторе
    3. +1
      29 сентября 2023 17:28
      Вообще-то матрицы в России выпускают давно. Тепловизионные - с 2016 года (Астрон, может, и другие тоже), ПЗС матрицы - "Электрон", Элар", "Пульсар". Другой вопрос - возможно, несколько другие характеристики и разрешение, но матрицы выпускают и совершенствуют.
      1. KCA
        +1
        29 сентября 2023 17:58
        Швабе достаточно давно выпускает и ИК матрицы и видимого света, но вот как с количеством не знаю
    4. +3
      29 сентября 2023 22:06
      Это разрешение средней веб-камеры низшего ценового диаппазона. Кроме магических цифр с разрешением очень хочется глянуть на значения динамического диаппазона, чувствительность, соотношение сигнал/шум. Кроме этого без последующей программной обработки, это не более чем фоточуствительый прибор с зарядовой связью. Потому что поток бит после АЦП надо обрабатывать. Да ещё неплохо посмотреть на тип и характеристики этого АЦП.
  5. +2
    29 сентября 2023 15:21
    Любопытная и нужная штукенция
    "использованы отечественные комплектубшие". По моему это самое главное
    В противном случае, рескуем напопоться на санкции, а так все санкции мы можем посылать к лешему
  6. +2
    29 сентября 2023 15:23
    Цитата: Аль Манах
    1280x1024, да, будет очень востребована.


    Вы зануда. Ещё начните про количество градаций...
    Если действительно без параллельного импорта обойтись, то хоть и слабые характеристики, но значит есть упертые не только на финансирование, но и на "я тоже смогу это сделать".
  7. -1
    29 сентября 2023 16:25
    Главное, чтобы не получилось, как с каким то "отечественным" монитором недавно, который получил сертификат, как продукция с большой долей локализации благодаря, какому то российскому чипу в нём...Но дело в том, что чип этот просто был, т.е. тупо висел в плате, а все процессы выполнял естественно тайваньский чип. Такая вот локализация laughing
  8. 0
    29 сентября 2023 16:38
    Чушь от автора. В перечне МОП за предыдущие годы тогда что за кристаллы указаны как серийное производство?
  9. -1
    29 сентября 2023 17:17
    Пока нет рынка будущее этих модулей зависит от случая и личностей заряженных в цепочке до конкретного (военного) продукта. Рынок без финансовой политики невозможно прогнозировать, поэтому о развитии производства и эффекте для отрасли можно только влажно мечтать. Финансовая политика зависит от воли отказаться от "экономического блока" и заменить его "мобилизационной экономикой" новых комиссаров... так я думал еще пару месяцев назад.
    Сейчас я услышал т.з., что всетемнейший остается в позиции регулятора между двумя лагерями власти и по своей роли не собирается от чего-то там отказываться - это ему просто недоступно.
    У кого есть возражения попытайтесь ответить себе на вопрос: почему докладывают о разработке матрицы, а не выводе на рынок новой линейки микрокамер с низким потреблением или подобном открытии нового продукта для некоего рынка? Обывателю действительно важно, что есть завод, освоивший нарезку титановых болтов с левой резьбой? Обывателю важна динамика промышленного производства, а лучше - рост доходов в отрасли и связанные с этим социальные процессы.
  10. +1
    29 сентября 2023 19:34
    Нагородили терминов-а нет бы сказать-на сколько разрешение возрастет-по сравнению с существующими
  11. -1
    29 сентября 2023 21:58
    Перевод этого пересказа звучит следующим образом

    разработали линейку матричных фотомодулей на основе кристаллов кремния.
    есть инженерная документация и партия тестовых образцов. Но это не точно. Скорее всего присутствует некий макет.

    Каждый модуль включает в себя кристалл, на котором смонтирован 10-разрядный аналого-цифровой преобразователь
    Получение цветного изображения обеспечивается при помощи RGB-фильтра Байера, нанесенного на поверхность матрицы.
    мы немного приблизились по возможностям к матрицам начала эры цифровых камер.

    Устройство способно формировать изображение в разрешении 1280х1024 пикселей
    Был придуман специально отечественный вариант определения для изображения высокой чёткости.

    До конца 2023 года специалисты НПП "Пульсар" планируют представить разработанную на основе этих модулей миниатюрную камеру для технического зрения.
    Но это не точно.