Особенности подходов в строительстве кораблей

47
2
Спуск на воду HMS Cambridge


Сколько может служить парусный корабль? Вопрос не праздный, ибо, например, на нашей богоспасаемой 1/6 части суши обычный читатель уверен, что «в Англии корабль служил 50 лет, в России – 5 лет», и поэтому делались глобальные выводы, что Россия не морская держава, флот ей не нужен, даже противопоказан, да и вообще, как говорил капитан Блад капитану Лавассёру:



«Знаете что, Левасёр? Осядьте на берегу, найдите себе какую-нибудь добрую фермершу, ведите хозяйство… Море — не для вас!»

Откуда взялся этот взгляд? Из некритичного чтения источников по английскому флоту. Впрочем, обо всём по порядку.

Флот и Парламент


И чтобы начать с основ, нам придётся перенестись в XVII век, во времена «весёлого короля» Карла II Стюарта. На тот момент Англия вела борьбу за господство на море с Голландией, и сама жизнь заставила островитян как-то упорядочить морскую политику.

Ещё со времён отца нынешнего монарха, Карла I, Парламент присвоил себе прерогативу утверждения строительства новых кораблей (ну либо отказа в этом начинании). Поскольку Карл I имел постоянный конфликт с Парламентом, а флота всё равно хотелось, он даже пошёл на прямое нарушение этого правила, введя хорошо забытый старый налог – «корабельные деньги» (ship money), который шёл напрямую в королевскую казну, минуя кассу Парламента. Палата Общин апеллировала к Великой Хартии Вольностей, согласно которой любой налог, введённый без согласия Парламента, является незаконным. Понятно, что Парламент объявил инициативу Карла незаконной, и от налога один за другим стали отказываться все контрагенты. В результате к 1640-м годам в королевстве сложилась революционная ситуация, ну а далее началась Английская революция.

В 1660 году к власти пришёл Карл II, но проблема строительства флота оставалась. Например, в 1677 году во время дебатов в Парламенте по поводу программы строительства «тридцати кораблей» Адмиралтейство вышло с просьбой выделить на флот 1,6 миллиона фунтов, на что парламентарии просто встали на дыбы. Как говорил один из депутатов:

«1 миллион 600 тысяч за 30 кораблей – это значит по 53 000 фунтов за корабль. Они будут полностью сделаны из золота и серебра?»

1
Сэмюэл Пипс

Адмиралов и членов Совета по Флоту просто выводило из себя постоянное обсуждение в Парламенте вопросов финансирования флота. К тому же секретарь Адмиралтейства Сэмюэл Пипс настаивал на том, что в деле строительства флота нужна какая-то систематизация. Например, если мы имеем 100 кораблей, и каждый корабль служит 10 лет, то понятно, что нам каждый год нужно закладывать по 10 кораблей, чтобы поддерживать численный состав на должном уровне.

С тем же уровнем администрации, который существовал в 1660-е – 1670-е годы, на флот то проливался «золотой дождь», то его душила финансовая засуха.

И в 1686 году Пипс нашел выход. Согласно книге Брайанта «Сэмьюэл Пипс: спаситель флота», Пипс нашёл гениальный юридический выход – теперь перестройки и тимберовки кораблей проходили как постоянные траты Адмиралтейства, тогда как постройка новых кораблей обязательно согласовывалась с Парламентом. То есть на ремонты Парламент выделяет деньги без обсуждений и прений.

Поскольку согласование с Парламентом было делом долгим и муторным, на 1686 год был зафиксирован численный состав кораблей, в пределах которого можно было производить легкие и капитальные ремонты, и численность эта зафиксировалась в районе 100 кораблей.

Согласно книге Дэвиса «Флот Пипса: корабли, люди и сражения, 1649-1689 гг.», в 1688 году Пипс воспользовался нововведением, чтобы «отремонтировать» (фактически – построить заново) 69 кораблей Роял Неви, что немного озадачило парламентариев – мол, а мы всё правильно разрешили? И в результате было достигнуто следующее соглашение – тимберовки кораблей делились на верхние (repair) и глубокие (rebuild). Вот на количество последних накладывались ограничения в год.

Что такое тимберовка?


Что же понималось в английском флоте (не всегда, но довольно часто) под глубокой тимберовкой (rebuild)? Допустим, условный линейный корабль «Monсk» пришёл в негодность, и по идее его бы надо уже пустить на слом и построить новый корабль. Но! Строительство нового корабля, как мы помним, согласовывается с Парламентом, чего делать категорически не хочется. В результате «Monсk» заводится в какой-нибудь Ширнесс на разборку, испорченные детали выкидывают, хорошие – складируют, а в это время в условном Чатеме строится фактически новый корабль, где используются (а иногда и не используются) части старого корабля, но корабль всё так же называется «Monсk», и служба его беспрерывна.

Вы думаете, это шутка? Совершенно нет. Например, уже упомянутый 52-пушечный «Monck» 1659 года постройки в 1677 году встал на тимберовку, в результате его длина была увеличена с 32 до 42 метров по килю, ширина – с 10 до 11 метров, а сам он стал 60-пушечным.

В 1702 году была совершена ещё одна глубокая перестройка, и корабль пошёл на слом только в 1720 году. То есть мы видим, что в результате ремонта появился совершенно новый корабль, но любой человек, некритично читающий источники, скажет нам, что HMS «Monck» прослужил 50 лет, хотя эти 50 лет выпали фактически вообще на три разных корабля.

3
Чатэмская верфь в XVIII веке

Тем не менее нововведение Пипса было гигантским скачком вперёд – теперь законодательно закреплялась численность корабельного состава Роял Неви, и можно было формировать постоянный морской бюджет.

Реальные сроки службы


Так сколько же в реальности служили английские корабли?

В книге «Переписка досточтимого Джона Синклера» (1842), стр. 242, приводятся следующие данные по сроку службы дуба в судостроении:

Американский дуб – 10 лет.
Русский казанский дуб – 10 лет.
Французский дуб – 15 лет.
Польский дуб – 15 лет.
Немецкий дуб – 15 лет.
Датский дуб – 20 лет.
Шведский дуб – 20 лет.
Английский дуб – 25 лет.
Самый лучший английский дуб – 40-50 лет.

А вот «Вестминстер Ревью», том 6 за 1826 год. Там, на страницах 129 и 130, приводится доклад комиссаров лесного хозяйства Великобритании и колоний, согласно которому средняя продолжительность жизни кораблей, построенных для Роял Неви с 1760 по 1788 год, составляла 11 лет и 9 месяцев.

Там же, чуть ниже приводится отчёт для Парламента, сделанный Третьим Лордом Адмиралтейства Робертом Сэппингсом, согласно которому срок службы корабля в зависимости от дерева колеблется от 3 до 9 лет.

Сравнение кораблей, построенных из колониальной древесины, с кораблями, построенными из балтийской древесины (под ней имеется в виду, прежде всего, польский и немецкий дуб; со стороны колоний – тут канадский дуб и канадская сосна):

Колониальная древесина:
HMS Cydnus – 3 года 2 месяца.
HMS Eurotas – 3 года 8 месяцев.
HMS Niger – 3 года.
HMS Meander – 3 года 4 месяца.
HMS Pactolus – 3 года 11 месяцев.
HMS Tiber – 4 года 10 месяцев.
HMS Araxes – 2 года 8 месяцев.
Средний срок службы – 3 года 6 месяцев.

Балтийская древесина:
HMS Maidestone – 8 лет 11 месяцев.
HMS Clyde – 8 лет 6 месяцев.
HMS Circle – 8 лет 11 месяцев.
HMS Hebe – 6 лет 6 месяцев.
HMS Jason – 9 лет 11 месяцев.
HMS Minevra – 8 лет 6 месяцев.
HMS Alexandria – 7 лет 10 месяцев.
Средний срок службы – 8 лет 3 месяца.

4
Спуск на воду корабля HMS St Albans

В этой же записке Сеппингс, комментируя свои данные, предлагает для корректировки запасов леса из Канады примерно принять данные, что срок службы корабля из канадского дерева равен половинному сроку службы корабля из балтийского дерева.

В 1830-х продолжительность службы кораблей из дуба повысилась до 13 лет.

Некоторые выводы


Прежде всего, давайте отметим, что никакой корабль из дуба, будь он даже самый наилучший, не выдержит 50 лет без ремонтов. Весь вопрос в цене и трудоёмкости этого ремонта. Как пример – HMS Victory, флагман адмирала Нельсона при Трафальгаре, был построен в 1765 году, стоимость его постройки составила 63 176 фунтов. А вот сумма его ремонтов составила 215 тысяч фунтов, то есть 4 раза больше стоимости самого корабля.

Логика подсказывает, что гораздо легче было бы сломать пришедший в негодность корабль и построить новый. Но… мы помним про согласование с Парламентом. Кроме того, была ещё одна причина. В Англии уже в XVII веке была сведена на нет последняя дубрава, и начиная со времён Карла II англичане были вынуждены корабельную древесину импортировать. В этой ситуации приходится рачительно относиться к тому, что уже есть, отсюда и постоянные ремонты, тимберовки, перестройки и т. п. Это на каждом этапе позволяло хоть как-то сэкономить на закупке древесины в сторонних странах.

Но является ли подобная система примером для подражания?

Скажу крамольную мысль – такая система не была нужна нигде, кроме… Англии, с её парламентскими заморочками.

В обычных странах эти юридические уловки не имели бы смысла, всё определялось бы наличием денег и нужности флота в конкретный момент. Приведём в пример не особо правильную в деле строительства флота страну – ранние США. Как только война – Конгресс выделяет деньги на строительство флота, пока флот строится – война закончилась, и недостроенные корабли могут стоять, постепенно гнить и разрушаться на стапелях десятилетиями.

5
USS New Orleans, постройка которого была начата в 1814 году. Фото 1883 года

А вот другой пример. Дания весь XVIII век вела последовательную морскую политику и всегда озабочивалась иметь под рукой 25-28 линейных кораблей; у них была введена и система учёта, и своевременное пополнение численного состава самим королём, безо всяких ухищрений. Честно считалась стоимость ремонта и стоимость постройки нового корабля, и просто делалось то, что выгоднее. Безо всяких юридических заморочек.

А что же Россия?


Мы ведь с вами помним, что в изначальном вопросе звучала фраза – «корабль в Англии служил 50 лет, а в России – 5 лет». Каковы реальные сроки службы русских кораблей?

Если взять, к примеру, массив русских 50-пушечников, построенных в период с 1712 по 1720 год, то в среднем каждый корабль служил 8 лет и 2 месяца. Да, в статистике есть 50-пушечный «Выборг», который прослужил всего 3 года (разбился), но там же стоят корабли «Рига» и «Рафаил», которые честно прослужили по 11 лет.

Если взять русские 80- и 90-пушечники Петра – то даже если взять службу корабля «Лесное» за один год (построен в 1718-м, в 1719-м попал в аварию, был отремонтирован к 1720 году), то средний срок службы русских «тяжеловесов» составит 13 лет и 4 месяца против 17 лет и 11 месяцев до первой глубокой тимберовки у англичан. Если же аварию «Лесное» не учитывать, то сроки будут вполне сравнимы.

Другой вопрос, что Петру I те самые тимберовки как факт и не требовались, поскольку Россия была страной грубой, непарламентской, согласовывал траты сам царь. И сам же и следил за численным составом флота.

Понятно, что все эти сравнения немного манипулятивны. Например, английские корабли гораздо больше плавали, причём в разных широтах, в разных морях и океанах. С другой стороны, российские корабли каждую зиму вмерзали в лёд, что не способствовало продолжительности жизни корабля, как все понимают.

Тем не менее можно утверждать, что при разных подходах и разном использовании стороны пришли к примерно одинаковым срокам службы.

Главной бедой российского флота была совершенно другая проблема. Строительство из не совсем кондиционной или невыдержанной древесины сказывалось на качестве постройки. Нет, для Балтики таких кораблей вполне себе хватало. Проблемы начинались тогда, когда русский флот выходил в моря и океаны. Уже в Архипелажских экспедициях возникли большие проблемы с состоянием кораблей, а ведь это всего-то переход с Балтики на Средиземное море вдоль берегов.

При этом для тех же испанцев, над которыми все любители морских приключений так любят потешаться, океанские переходы были не геройством, а стандартной задачей, обыденностью. То есть в той же Испании к качеству строительства относились гораздо строже, нежели в России.

6
Реплика 52-пушечного корабля «Полтава» на военно-морском параде в Санкт-Петербурге

Вот как оценил русские корабли в 1818 году испанский комиссионер, их тщательно осмотревший:

«Русские строят свои корабли из плохо обработанной балтийской древесины, такой как сосна или лиственница, но эти виды дерева совершенно не подходят для наших теплых вод. Русские корабли рассчитаны на холодные воды и короткие походы. Они служат значительно меньше, чем дубовые корабли, построенные в Испании, Англии и Франции. На Балтике все под рукой, рядом, тогда как обычным делом в испанском флоте считается, когда корабль долго остается в море, уходя на несколько лет в плавание из своей базы.»

Всего в нескольких предложениях испанец довольно чётко охарактеризовал недостатки «русского подхода» к строительству кораблей. Да, это дёшево. Но такие корабли есть смысл строить, когда ты плаваешь недалеко и вблизи берега. Для океанских плаваний нужно совершенно другое качество постройки.

Литература:
1. J.D. Davies «Pepys's Navy: Ships, Men and Warfare 1649-89» - Seaforth Publishing; 1-st Edition edition, 2008 г.
2. A. Bryant «Samuel Pepys; The Saviour of the Navy» - The Reprint Society Ltd; Reprint edition, 1953.
3. Robert Greenhalgh Albion «Forests and sea power; the timber problem of the Royal Navy, 1652-1862», 1926.
4. Sir John Sinclair. «The Correspondence of the Right Honourable Sir John Sinclair, Bart. With Reminiscences of the Most Distinguished Characters Who Have Appeared in Great Britain, and in Foreign Countries, During the Last Fifty Years» - London: H. Colburn & R. Bentley, 1831.
5. «The Westminster Review», t.7, oct. 1826-jan. 1827 - Baldwin, Cradock, and Joy, 1827.
6. Lyon D. «The Sailing Navy List: All the Ships of the Royal Navy-Built, Purchased and Captured-1688–1860 (Conway’s History of Sail)», - Conway Maritime Press, 1998.
7. «Морской Сборник», 1896, №3.
8. В.Г. Андриенко. «Продажа русской эскадры Испании в 1817–1818 годах» // Гангут: Сб. ст. — СПб., 2006. — Вып. 39.
9. О состоянии Российского флота в 1824 году : с рукописи, найденной в неполном виде в бумагах вице-адмирала В. М. Головнина / соч. мичмана Мореходова [псевд.]. - Санктпетербург : тип. Мор. м-ва, 1861.
10. Barcos rusos para Fernando VII // Singladuras por la historia naval: https://singladuras.jimdofree.com
47 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +4
    3 октября 2023 04:36
    испанцев, над которыми все любители морских приключений так любят потешаться

    А кем написаны все эти морские приключенческие книжки? Если вдуматься, авторы то англичане.
    1. +6
      3 октября 2023 06:13
      Цитата: старпом Лом
      А кем написаны все эти морские приключенческие книжки? Если вдуматься, авторы то англичане.

      Отставить, помощник Лом! А как же "Приключения капитана Врунгеля"? Христофора Бонифатьевича?! )))
      1. 0
        3 октября 2023 08:28
        "HMS Eurotas – 3 года 8 месяцев." - Евротаз?
        "HMS Niger – 3 года." - а БЛМ в курсе?
        lol lol
  2. +2
    3 октября 2023 05:23
    ...бедой российского флота была совершенно другая проблема. Строительство из не совсем кондиционной или невыдержанной древесины сказывалось на качестве постройки. Нет, для Балтики таких кораблей вполне себе хватало. Проблемы начинались тогда, когда русский флот выходил в моря и океаны. Уже в Архипелажских экспедициях возникли большие проблемы с состоянием кораблей, а ведь это всего-то переход с Балтики на Средиземное море вдоль берегов.

    Вероятней всего "беда" состояла из наличия денег в казне.
    И "липкости пальцев" чиновников и сановников отвечавших за постройку и ремонт кораблей, а так-же заинтересовпнности различных лесопромышленников.
    1. +3
      3 октября 2023 06:17
      Липкость пальцев во всех странах была примерно одинаковая, а сколько к этим пальцам у бритов прилипало, нашим и не снилось.
      1. +5
        3 октября 2023 06:38
        Ремонт старого всегда "выгодней" постройки нового.
        Для ремонтной организации...
  3. +2
    3 октября 2023 06:01
    как говорил капитан Блад капитану Лавассёру:

    Какие другие слова мог вложить в уста своего АНГЛИЙСКОГО героя капитана Блада АНГЛИЙСКИЙ писатель Р.Сабатини в разговоре с ФРАНЦУЗОМ Лавассером! Естественно только о превосходстве англичан во всем и над всеми.
    Неси это гордое Бремя -
    Родных сыновей пошли
    На службу тебе подвластным
    Народам на край земли -
    На каторгу ради угрюмых
    Мятущихся дикарей,
    Наполовину бесов,
    Наполовину людей.
    (Р.Киплинг)
    1. 0
      3 октября 2023 06:22
      Британцы они такие...
      Воспитанный стаей гигантских обезьян малчик, потомок британских аристократов, самостоятельно выучил язык своей Родины используя букварь и несколько детских книг!
      Только британские дети способны на это!
      А потом из детей вырастали прекрасные морские капитаны. Или кораблестроители.
    2. +5
      3 октября 2023 12:49
      Цитата: Дилетант
      в уста своего АНГЛИЙСКОГО героя капитана Блада АНГЛИЙСКИЙ писатель Р.Сабатини в разговоре с ФРАНЦУЗОМ Лавассером! Естественно только о превосходстве англичан во всем и над всеми.
      Блад был ирландцем, если бы хотелось подчеркнуть превосходство англичан, навряд ли была бы выбрана эта национальность lol
      1. +6
        3 октября 2023 15:03
        Цитата: Стирбьорн
        Блад был ирландцем

        Совершенно согласен. Более того, англичан Сабатини выставляет в весьма неприглядном свете - нет, простые англичане у него прописаны нормальными людьми, но кто-то повыше... Тот же лорд Джулиан - ну совсем не пример для подражания.
    3. +3
      3 октября 2023 15:55
      Ну вот что пишет ФРАНЦУЗСКИЙ писатель:
      — Если бы я не был французом, то хотел бы быть англичанином
      — А если бы я не был англичанином, то желал бы быть только англичанином,— ответил Гаттерас, высокомерный, как вообще все англичане.
  4. +1
    3 октября 2023 06:58
    Я бы отметил что сроки службы и ремонты деревянных кораблей совпадают с сроками службы современными металлическими кораблями. Вода точит любой материал. soldier
  5. +12
    3 октября 2023 07:22
    Высылаю сто рублей
    На постройку кораблей.
    Как получишь - дай ответ -
    Начал строить, али нет.

    Получили сто рублей
    На постройку кораблей.
    Девяносто три рубли пролюбили, пропили.
    На остаток - семь рублей -
    Не построишь кораблей.
    Как получишь - дай ответ -
    Строить дальше, али нет?

    Слушай царский мой указ:
    На расправу я горазд!
    Чтоб до зимних холодов
    Мне стояло сто судов.
    А нагонишь мне тоску -
    Вмиг оттяпаю башку.
    Кто там пил, кто пал в любви,
    Мне чтоб были корабли!!!!!!!!!

    Делать неча,взяли нож.
    Нацарапали чертёж,
    И подняли суету -
    Пыль - не видно за версту.
    Все в поту, никто не пьёт.
    Глядь: дык вот он - русский флот!

    Спасибо, Сергей.
  6. +10
    3 октября 2023 07:35
    Интересный анализ, спасибо автору.
    Добавлю, что скорость постройки русских кораблей при Петре была вызвано сверхсрочными задачами в Северной войне. Отсюда, в том числе, и неразборчивость в материалах.
    Но, если в Англии XVIII в. - флот основа национального развития и безопасности, то в России после Петра - он с боку припеку. С переодическими попытками, при военных угрозах, его реанимирования или создания, как на Черном море.
    Абсолютно разный подход влиял и на технологию: там морская держава, здесь сухопутная страна с элементами флота.
    И так было до конца 50-х гг. ХХ в.
    1. +5
      3 октября 2023 08:57
      Война не грянет - флот не построится!
      А уж, когда вышли на берега Тихого Океана...
      Ни портов ни флота...
      Авралы перед Русско-Японской.
      Авралы после Русско-Японской.
    2. +3
      3 октября 2023 09:55
      Основная проблема российского флота с великокняжеских времен - отсутствие класса, прослойки, или другой общественной группы которой нужен был флот, именно военный флот. Ну кроме государства понятно. Петру 1 понадобился флот - построил, его последователям не нужен - сгнил. Вспомним 2 и 3 Тихоокеанскую эскадру, ее приключения. Сейчас кстати картина та же самая.
      В качестве положительного примера - наш ледокольный флот. Нормальных ледоколов у нас больше чем во всем мире, и строим дальше. А кому нужны эти атомные (!!!) ледоколы, которые до фига стоят и дороги в обслуживании? Правильно, ответ знаем все.
  7. +6
    3 октября 2023 07:40
    Вот говорят сырого леса строили . А ведь ежели рассудить ? Петру лес сушить было некогда , потом до самой Екатерины никто особо то с дальним прицелом к флоту не подходил , в загоне был флот , не до него было , новое боярство власть делило . А при матушке про флот вспомнили в связи с новыми черноморскими горизонтами , но опять лес сушить недосуг , надо больше и побыстрее вымпелов на рейд севастополя поставить было . Потом тоже не ахти как флот лелеяли , хотя при Николае и появились системные подходы . Потом ? А потом ЧФ на дрова вследствие известных перепетий , да и ообще маячила эра железных пароходов .,, Просьба не кидаться ссаными тряпками в дилетанта , можно просто тапочками , это не так обидно .
    1. +3
      3 октября 2023 16:54
      На сколько я помню, корабельный лес не высушивали, а как раз вымачивали. И вымачивали в течении длительного времени, порядка нескольких десятков лет. Поскольку до Петра никаких запасов корабельного леса не было, вот и строили из свежей-сырой древесины. После Петра флот вновь стал не нужен, зачем тратить деньги на заготовку какого-то леса для каких-то будущих кораблей. Тут Вы правы, потому при Екатерине Второй мы опять начали с нуля и с сырого леса. Реальный запас нормального леса для строительства кораблей мы создали примерно к временам Лазарева-Нахимова.
      1. +5
        3 октября 2023 19:24
        Цитата: volodimer
        На сколько я помню, корабельный лес не высушивали, а как раз вымачивали. И вымачивали в течении длительного времени

        Первоначально дуб для постройки корабля не только нельзя было выдерживать в воде, но и мочить-то было нежелательно. Британцы заготовленный для кораблей дуб вообще перевозили на шлюпках.
        К середине 18 века технология несколько изменилась. Для избежания внутреннего растрескивания стволы, стали по пол года выдерживать в воде, затем уже освобождать от коры и выкладывать на сушку (лет на 10 при нормальных условиях, впрочем почти всегда использовали "ускоренные" методы сушки, их достаточно много). Правда при замачивании стволов из древесины уходил танин, который в значительной мере обеспечивал сопротивляемость дуба гниению.
        А лес для рангоута, да, подолгу выдерживали в соленой воде... Перед сушкой smile
        Подготовка "строительных" материалов для парусного флота - это тема для солидной статьи... А то и целого цикла.
        П.С. Интересно, что построенные из хвойного леса карбасы (например холмогорские) при должном уходе служили 8-10 лет fellow
        1. 0
          4 октября 2023 18:49
          Спасибо hi , это действительно интересная тема. Нам про вымачивание в солёной воде рассказывал трудовик в школе. Но вот то, что это касалось только рангоута я не знал. Про разную крепость дубов, тоже тема. Амеры хвалят свой, который на "Конститьюшен" использовался, по дискавери смотрел. Датский дуб, шведский дуб, русский дуб. Возможно, что разница в сроках службы больше зависела от заготовки и хранения перед продажей, чем от качества самого дерева. Опять же лиственница должна по срокам, не по крепости, всех бить.
  8. +5
    3 октября 2023 07:52
    Просто великолепная статья! Жаль, что не могу поставить много-много плюсов автору!
  9. +7
    3 октября 2023 07:56
    Поскольку Карл I имел постоянный конфликт с Парламентом, а флота всё равно хотелось, он даже пошёл на прямое нарушение этого правила, введя хорошо забытый старый налог – «корабельные деньги» (ship money), который шёл напрямую в королевскую казну, минуя кассу Парламента. Палата Общин апеллировала к Великой Хартии Вольностей, согласно которой любой налог, введённый без согласия Парламента, является незаконным.

    "Корабельные деньги - это один из немногих налогов, который английские монархи могли взымать без согласия парламента с приморских городов и графств и до 1628 года он не вызывал никаких протестов.
    Протесты начались, когда Карл I решил, что вполне законным будет распростарнить налог на всю страну.
  10. +6
    3 октября 2023 09:46
    все громкие победы российского флота приходятся на эру парусных кораблей, с приходом пара и металла успехи очень скромные
    1. +4
      3 октября 2023 11:45
      Зачем троллить, да еще так толсто? Статья вообще не про это.
      Цитата: Ryaruav
      с приходом пара и металла успехи очень скромные

      Сухопутная армия, воевавшая с турками в ПМВ с Вами бы категорически не согласилась. Да и на Балтике именно наш флот, а не германский, с известной регулярностью поддерживал приморский фланг армии огнем, контролируя Моонзунд.
      Поэтому правильно будет сказать "не успехи очень скромные", успехи-то как раз были, а "отсутствие ярких побед в морских сражениях" - и вот с последним вполне можно согласиться.
      1. +2
        3 октября 2023 12:16
        Зачем троллить, да еще так толсто?

        И в чем тут троллинг, если подойти объективно?
        1. +4
          3 октября 2023 13:38
          Может быть в том, что этот выпад не имеет отношения к теме статьи?
        2. +2
          3 октября 2023 15:08
          Цитата: Frettaskyrandi
          И в чем тут троллинг, если подойти объективно?

          Как Вам уже было сказано, Вы вбрасываете спорное утверждение, являющееся объектом интернет-холиваров в тему, которая к нему не имеет ни малейшего отношения
    2. +5
      3 октября 2023 11:57
      все громкие победы российского флота приходятся на эру парусных кораблей

      И на две страны - Турцию и Швецию, которые к XVIII - началу XIX века среди великих морских держав не значились.
  11. +4
    3 октября 2023 11:41
    Отличная статья, очень информативно, спасибо! hi
    1. +5
      3 октября 2023 14:12
      Добрый день.
      Цитата: Андрей из Челябинска
      Отличная статья, очень информативно, спасибо!

      Действительно очень интересная статья, но что касается Сэмюэл Пипса;
      И в 1686 году Пипс нашел выход. Согласно книге Брайанта «Сэмьюэл Пипс: спаситель флота»

      Это мнение одного человека, по факту Яков II приказал создать комиссию по ремонту кораблей флота в 1686 году, состояла она из 12 человек и руководил ей не Сэмюэл Пипс. К октябрю 1688 года был завершен ремонт практически на всех кораблях флота. Дальнейшие события прекратили её работу. Гораздо большее влияние на увеличении финансирование как строительства, так и ремонта флота оказало нанесённое французами поражение Англо-Голландскому флоту 10 июля 1690 года.
      1. +5
        3 октября 2023 15:07
        Цитата: 27091965i
        но что касается Сэмюэл Пипса

        Большое спасибо, уважаемый Игорь! Вы даете ценную поправку. Со своей стороны отмечу, что я не слишком интересуюсь парусным периодом флота, здесь меня интересуют, скорее, общие принципы, тенденции. То есть мне для понимания важно, что была, по сути, постройка новых кораблей под видом ремонта старых и общие причины, почему такое произошло, а вот благодаря кому - это для меня вторично.
        Что, повторюсь, никак не отменяет ценности Вашего комментария. Буду премного Вам благодарен за подобные примечания и впредь hi
        1. +4
          3 октября 2023 16:42
          Цитата: Андрей из Челябинска
          Со своей стороны отмечу, что я не слишком интересуюсь парусным периодом флота, здесь меня интересуют, скорее, общие принципы, тенденции.

          Для меня это больше связано с рассмотрением систем финансирования флота Англии. В своих дебатах они иногда ссылались на законы принятые 50 и более лет назад, от момента обсуждения, когда находишь этот закон возникает интерес какие причины вызвали его принятие. В общем "чем дальше в лес, тем больше дров".
  12. +1
    3 октября 2023 11:51
    Отличная статья, особенно на общем фоне ВО) Как же приятно почитать не демагогию и пропаганду, а хорош написанную статью по конкретной теме. Сергей, спасибо!
  13. +1
    3 октября 2023 12:42
    Сергей Махов, это не тот ли Махов, что на Тактик медиа про Ганзу и прочие заморочки на Балтике рассказывал?
    1. +2
      3 октября 2023 13:40
      Про тактик медиа не знаю, а на Дзене George Rooke
      https://dzen.ru/id/5abc934c9e29a229f18dbd4a
      1. +1
        3 октября 2023 13:53
        А на этот канал я подписан, да Тактик медиа или на Цифровой истории у него лекции были.
    2. 0
      3 октября 2023 14:12
      Это именно он, Сергей и книгу про Балтийские "истории" выпускает (даже, кажется, выпустил).
      1. +1
        3 октября 2023 16:23
        Цитата: Рязанец87
        книгу про Балтийские "истории" выпускает (даже, кажется, выпустил)

        Рассылает по почте заказчикам.
  14. +2
    3 октября 2023 16:43
    Англичане - корабельные мастера знатные, конешшшно...особливо когда сами себя нахваливают, рому изрядно хлебнув.
    Для Балтийского флота, в славном городе Архангельском, в 1724-1768 годах построены 14 54-пушечных корабля типа "Пётр 2". И служили они от 13 до 16 лет.
    Вот с первыми 66-пушечными кораблями типа "Слава России", что строились с 1739 по 1773 годы, были проблемы с прочностью корпусов. Вот их имена: "Леферм","Счастье", "Благополучие", "Екатерина", "Фридемакер". Как установило расследование, проведённое Адмиралтейств-коллегией, во время спуска на воду при скольжении корпуса, как только он наполовину входил в воду, движение его прекращалось, и провисшая тяжёлая корма корабля деформировала киль, расслабляя весь набор корпуса. Принятыми мера (увеличение времени спуска корпуса, увеличение наклона и увеличение длины слипа) основная причина деформации корпусов была устранена.
    Из Архангельска шли корабли в Кронштадт, в среднем, 45 ходовых суток. Не плохие совмещённые заводские и госиспытания! При этом льготную выслугу лет за службу в Заполярье моряки не получали...Из этой серии знаменитый "Не тронь меня".В 1765 году из Архангельска пришёл в Кронштадт, в 1769-70 годах поход в Средиземное море, участие в сражениях у Сицилии, Хиосском заливе, в Чесменской бухте. По три дальних плавания у 66-пушечных кораблей построенных в Архангельске: "Саратов", "Всеволод", "Граф Орлов", "Памяти Евстафия", "Победа", "Виктор", "Дмитрий Донской", "Александр Невский". Все они турку лихо били в море Средиземном, на Балтику вернулись, часть кораблей ещё и шведов била...
    Линейный корабль "Европа", тип "Слава России", построенный в Архангельске в 1768 году под руководством матера А. Давыдова, за 23 года службы в Балтийском флоте совершил 5 дальних походов, участвовал в 3 войнах.
    За 10 лет (1770-1780) в Архангельске построили 18 линейных кораблей: 3 прослужили по 19 лет, 1- 20 лет, 2- 21 год, 1- 23 года, 1 - 35 лет... И 19 век даёт картину не плохую.Полный срок службу двух своевременно тимбертованных архангелогородских и двух петербургских кораблей, построенных в 1828 году, равнялся, соответственно, 29, 29, и 26, 20 годам.
    Похоже, после рому, англичанам загребать солёной капустки с клюковкой, да картошечки почаще надоть.
  15. BAI
    +1
    3 октября 2023 18:23
    Клиппер Катти Сарк 100 лет продердался
    1. +2
      3 октября 2023 19:19
      Цитата: BAI
      Клиппер Катти Сарк 100 лет продердался

      А Вы не путайте композитный клипер, построенный во второй половине XIX века, с деревянными кораблями XVII - XVIII
  16. Eug
    -1
    3 октября 2023 19:19
    Ну, насколько я знаю, корабли ходЮть по морям и океаном, а плавает иная субстанция . А вообще на память приходят строки "все уже было на свете"...
  17. +3
    3 октября 2023 22:31
    Толстый (Пестриков Андрей Борисович), уважаемый, холмогорский карбас размерами не велик, длинною в 10-11 метров, шириною до 2 метров, высотою до 1,5 метров, надстроек не имел, на зиму вытащить на берег в октябре - не велик труд. И ещё момент. В Белом море нет корабельных червей, морские жёлуди есть, но в пресной воде не живут, до Холмогор высокий прилив доходит редко, если только моряна задует, и в Двинской губе вода не солёная. Нитчатые водоросли не нарастают на подводную часть, холодно им. В случае необходимости, сосновую доску борта карбаса, побитую льдом или при ударе топляка, или при ударе лодки о камень за зиму заменить не было проблем. В апреле просмолили, в мае - на воду спустили. Вот и служили по 10 лет.
    1. +1
      4 октября 2023 01:24
      Цитата: Тестов
      Вот и служили по 10 лет.

      hi Евгений. Согласен с вами.
      Холмогорские карбаса, напоминали поморские, имели длину до 10,6 м и строились преимущественно в Холмогорском уезде, а также в Коле, Пустозерске и Мезени. В корме оборудовалась каюта - болок - для кормщика. Обычно длина этой кормовой надстройки не превышала 1/4 длины корпуса. Парусное вооружение аналогично поморскому карбасу.
      Очень важную роль играло умение мастера выбрать высококачественный материал. Учитывалось и место, где росло дерево, и его возраст. Если говорить, например, о сосне, то считалось, что " в 60 лет она годна лишь на дрова и только в 190, 200 и 300 лет входит в размеры корабельного дерева, пригодного в набор и на мачты" (Памятная книжка для Архангельской губернии на 1861 год, Арх-к).
      10 лет... При хорошем уходе и все 30 сезонов мог служить карбас.
  18. +1
    3 октября 2023 22:32
    Толстый (Пестриков Андрей Борисович), уважаемый, холмогорский карбас размерами не велик, длинною в 10-11 метров, шириною до 2 метров, высотою до 1,5 метров, надстроек не имел, на зиму вытащить на берег в октябре - не велик труд. И ещё момент. В Белом море нет корабельных червей, морские жёлуди есть, но в пресной воде не живут, до Холмогор высокий прилив доходит редко, если только моряна задует, и в Двинской губе вода не солёная. Нитчатые водоросли не нарастают на подводную часть, холодно им. В случае необходимости, сосновую доску борта карбаса, побитую льдом или при ударе топляка, или при ударе лодки о камень за зиму заменить не было проблем. В апреле просмолили, в мае - на воду спустили. Вот и служили по 10 лет.
  19. +2
    4 октября 2023 09:21
    Толстый (Пестриков Андрей Борисович), уважаемый, Вы написали: "Холмогорские карбаса, напоминали поморские, имели длину до 10,6 м и строились преимущественно в Холмогорском уезде, а также в Коле, Пустозерске и Мезени." Я читал про карбасы середины 19 века, что в Пустозерске (Пустозерцы на них на промыслы на Новую Землю ходили, грузоподъёмность до 200 пудов) и Койде карбасы были с обрезной плоской кормой.В Пустозерске карбасы шили ижемцы или из села Ижма пригоняли по Ижме и Печоре уже готовую лодку. В Пустозерске - тундра.
    А в Мезени карбасы для реки шили без киля плоскодонными, а те, что использовали для промысла тюленя были килевые и вдоль киля, для удобства перемещения по льду, приделывали два полоза, что назывались "кренья". В Холмогорском уезде лучшие карбасы шили в Емецке.
  20. 0
    4 октября 2023 12:03
    Интересная статья. Узнал много нового.)))