Military Review

Section Czechoslovakia. Wars don't start so easily.

0
Everything you can put on
hold your bloody hand, hold on, gentlemen!
Wellington, Colonel of the British Colonial Army


Wars don't start so easily - there must be reasons for war. In addition to the reasons, there must be pretexts: it’s necessary to explain why you are forced to fight.

Every big war begins with the fact that the aggressor checks whether it can go unpunished? It is one thing to talk about “living space” and demand the unification of the Germans in Greater Germany, and another thing to try in practice. For the "practice" and you can get on the head.

The national revolution of Hitler from the very beginning came into conflict with the policies of the victors in the First World War.

After the collapse of the Austro-Hungarian Empire, Austria began the life of an independent national state. Unwillingly. Austrian Germans did not want to be separated from Germany. October 30 1918 in Vienna The Provisional National Assembly decided on the accession of Austria to the rest of Germany. But the victorious powers banned reunification - the Anschluss. They did not want the gain of Germany.

September 10 1919 Austria signed the Treaty of Saint Germain with the British Empire, France, USA, Japan and Italy. 88-I article of the contract expressly forbade the Anschluss.

In Austria there was the same sluggish civil war, as in Germany. Even sharper, because there were more political forces: communists, social democrats, fascists, national socialists. Social democrats, fascists and nazis had armed organizations, no worse than the Mouth of the Front, and fought with each other. Losses are called different - from 2 — 3 thousand people to 50 thousand.

Austrian Chancellor Engelbert Dolphus

In 1933, the new Austrian Chancellor, Engelbert Dolfus, a Catholic and pro-fascist, banned the Communist and Nazi parties, dismissed the armed units of the Social Democrats "Schutzbund." He increased the number of armed units of the fascists, the "heymvera", to 100 thousand people, dissolved the parliament and proclaimed the "authoritarian system of governance" modeled on the Italian Mussolini. He pressed the Communists and Social Democrats with an armed hand, and at the same time signed the Rome Protocols, declaring the creation of the axis Italy-Austria-Hungary.

25 July 1934, the Nazis kill the Austrian Chancellor Engelbert Dolphus. In a number of cities, armed Nazi detachments come forward demanding an Anschluss.

And then Mussolini hastily mobilizes four divisions, orders them to approach the border, on the Brenner Pass. Italians are ready to go to help the Austrian government. Mussolini counts on the support of Great Britain and France - but just these powers have done absolutely nothing.

Mussolini speaks for the press: “The German Chancellor has repeatedly promised to respect the independence of Austria. But the events of recent days have clearly shown whether Hitler intends to respect his rights before Europe. One cannot approach with ordinary moral standards a person who with such cynicism violates the elementary laws of decency. ”

What is characteristic is that the prospect of a war with Italy was quite enough for Hitler to retreat and not bring troops into Austria. Without the support of Germany, the coup failed.

Section Czechoslovakia. Wars don't start so easily.
Mussolini Benito


That all changed when Italy launched the war against Ethiopia in October 1935. The West is protesting: since November 1935, all members of the League of Nations (except for the US) have committed themselves to boycott Italian goods, refuse the Italian government in loans, and prohibit the importation of strategic materials into Italy. And Germany supports Italy.

8 May 1936, in connection with the victory in Ethiopia, Mussolini proclaimed the rebirth of the Roman Empire. King Victor Emmanuel III took the title of Emperor of Ethiopia. The West does not recognize these seizures. Who knows that India is ruled by the viceroy as the possession of Britain! It is possible to Britain, but some Italy is impossible. Hitler supports the idea of ​​a second Roman Empire and sends congratulations.

Mussolini does not want the communists to win in the Spanish Civil War. He sends serious help to General Franco — by people, by planes, by money, by equipment. Hitler also fights in Spain. With 1936, the convergence of Mussolini and Hitler begins.

True, after this Mussolini had to mollify for a long time. 4 January 1937, Mussolini, in negotiations with Goering, refuses to recognize the Anschluss. He states that he will not tolerate any changes in the Austrian question.


Applause to Hitler in the Reichstag after the declaration of the Anschluss of Germany with Austria. By joining Austria, Hitler received a strategic foothold for the capture of Czechoslovakia and further offensive in Southeastern Europe and the Balkans, sources of raw materials, human resources and military production. As a result of the Anschluss, the territory of Germany increased by 17%, the population by 10% (by 6,7 million people). The Wehrmacht included 6 divisions formed in Austria. Berlin, March 1938.

Only 6 November 1937, Benito Mussolini, said he was “tired of defending Austria’s independence”. But after that, Mussolini is trying to prevent the creation of "Great Germany". No specific statements from the UK or France were again given. Italy alone is opposed to Germany ... And the international situation has changed.

Now Hitler is sure that Italy will not start wars because of Austria. 12 March 1938, the 200-thousandth army of the Third Reich crosses the Austrian border. West again said nothing. The USSR suggests in the League of Nations "to discuss the Austrian question." In response - silence. Do not want.



The problem of the Sudetenland

According to the Treaty of Saint-Germain, Bohemia, Moravia and Silesia were recognized as parts of the new country - Czechoslovakia. But Czechoslovakia is not one, but three countries: the Czech Republic, Slovakia and Carpatoria. In addition, many Poles live in the Tenishevsk region in the north of Czechoslovakia. In the Sudetenland - a lot of Germans. Many Hungarians live in Carpatorossia. In the era of the Austro-Hungarian Empire, it did not matter, and now it is very much.

The Hungarians wanted to join Hungary. Poles - to Poland. Slovaks wanted to have their own state. The most calm was in Carpathorossia, but there were also many supporters of leaving under Hungary: Hungary has long-standing ties with Transcarpathian Rus, since Galician Russia.

In fact, Czechoslovakia is the Czech Empire. There were fewer street battles than in Germany and Austria, but there was a sluggish civil war in this country.

Since 1622, the Czech lands were part of the Austrian Empire. In the Sudetenland, the Germans predominate. They want to enter Germany, and Hitler supports them.

The Czechoslovak authorities prohibit the National Socialist Party (NSDAP). But immediately there is a Sudeten-German party. At its congress in Karloni Vari in April 1938, this party demands the broadest autonomy, up to the right to secede from Czechoslovakia and join Germany.

The Nazis cannot refuse to join the Sudetenland: they will not be understood either in Germany or in the Sudetes. Millions of Germans are closely watching their policies. They want a national revolution.
But once the Nazis enter Czechoslovakia, Britain and France will start a war with her. After all, these countries are the guarantors of the independence of Czechoslovakia.

... And an amazing thing happens: the Western countries themselves are persuading Czechoslovakia to capitulate. In April, 1918, at the Franco-British meeting, Chamberlain said that if Germany chose to occupy Czechoslovakia, he did not see the means to prevent it from doing so.

In August, the Commissioner of Britain, Lord Ransimen, and the US Ambassador to Germany, G. Wilson are in Prague 1938. They persuade the Czechoslovak government to accept the transfer of the Sudetenland to the Third Reich.

At a meeting with Hitler in September in Bertehsgaden, Chamberlain agreed to Hitler’s demands. Together with French Prime Minister Daladier, they persuade Prime Minister Benes to agree to the dismemberment of the country.
In September, 1938, the French government declares that it is unable to fulfill allied obligations to Czechoslovakia. September 26’s Hitler states that the Third Reich will destroy Czechoslovakia if it does not accept its conditions.

All this - against the backdrop of the already started 13 September 1938, the German insurgency in the Sudetenland and the Slovaks uprisings.


A Sudeten woman, unable to hide her emotions, meekly welcomes the victor-Hitler, who is a serious tragedy for millions of people who are forced into “Hitlerism” and who are at the same time “humble silence”.

The Munich Agreement 29 — 30 of September 1938 of the year only crowns these efforts of Western countries.
On these two days in Munich, Chamberlain, Daladier, Hitler and Mussolini agreed on everything. Without the participation of the Czechoslovak government, they signed an agreement on the transfer of Germany to the Sudetenland, Cieszyn region to Poland and Transcarpathian Rus - Hungary. They obliged the Czechoslovak state to satisfy the claims against it within three months. France and Britain acted as guarantors of the "new borders of the Czechoslovak state."

The consequences are obvious. Already October 1 The Third Reich is sending troops into Czechoslovakia. Slovakia is instantly separated. October 2 Poland introduces troops in the Cieszyn region, and the Hungarians begin to occupy Transcarpathia. Since then, the National District of the Carpathoros is part of Hungary.

Soon the Nazis seized the rest of the Czech Republic, proclaiming the creation of a “protectorate of Bohemia and Moravia”. They are trying to return to the times of the Austrian-German occupation of the country and begin its systematic Germanization. Hitler declares that a part of the Czechs are Aryans, they need to be Germanized and the rest destroyed. On what basis Germanize and destroy, he does not specify. Goebbels assumes that it is necessary to Germanise blondes, and to destroy brunettes ... Fortunately for the Czechs, this strong idea remains a theory, in practice it is not used.

March 13 in Slovakia an independent Slovak state emerges under the leadership of Tiso. It declares itself an ally of the Third Reich.

The government of Benesa is running abroad. It is in London until the end of the war.
Why ?!


In the USSR, the Munich Agreement was explained very simply: the Anglo-American and French bourgeoisie agreed with Hitler to incite him against the USSR.



In France, the Munich shame was explained by the lack of strength.
In Britain, the reluctance to shed the blood of the British because of the Czechs.

In the latter there is a grain of truth: after the unbelievable, monstrous losses of the First World, Western countries try to avoid any military clashes. The idea of ​​“appeasing the aggressor” even at the cost of “surrendering” the allies in Eastern Europe seems to them more attractive than war.

- The British! I brought you peace! - Chamberlain shouts, going down the ramp after returning to Britain.
Churchill on this occasion said that Chamberlain wanted to avoid war at the cost of shame, but he received shame and war. Fair, because the Munich Treaty of 1938 of the year became a kind of mandate for the division of the world. It could not have happened if it were not for the psychological consequences of the First World War and its improbable losses.
But there are two more simple, quite rational reasons.

В stories with the division of Czechoslovakia, absolutely everything is not the way we were taught. The Third Reich does not act as an aggressor, but as a fighter for justice. Hitler wants to unite all Germans ... He performs the same task that Garibaldi and Bismarck performed. Hitler rescues the Germans, who do not want to live in a foreign state, in Czechoslovakia.

But Czechoslovakia is an empire! The Czechs in it impose their own language and their own orders on the Slovaks, Germans, Poles, and car-pators. This strange state has no long-standing tradition. It has a very remote relationship to the Czech kingdom of the Middle Ages. It arose only in the 1918 year, on the wreckage of the Austro-Hungarian Empire, on the money of another empire - the Russian.

The Bolsheviks took the gold reserve of the Russian Empire to Kazan, fearing the German offensive in 1918. There, the gold reserve was captured by officer units of BO Kappel. Admiral A.V. disposed of this gold. Kolchak, as the Supreme Ruler. But the Czechs guarded it ... And when it smelled fried, they easily “grabbed” gold and surrendered the admiral to the Bolsheviks.


In December 1919, the Bolsheviks set a condition for the command of the Czechoslovak Corps: they would release the Czechs with all the gold of the Russian Empire, with all the loot ...

Such a state did not cause much respect and was deprived of legitimacy in the eyes of the West.
The second reason is that the Nazis are revolutionaries and socialists. This is very much appreciated in France - a country with a long tradition of the socialist movement. In the same year, 1919, the French corps had to be withdrawn from the south of Russia, because the Bolsheviks were very active in it.

Let me remind you - the Munich Agreement was signed by the same Edward Daladier, who personally presented the gold medal to Leni Riefenstahl. For the documentary film "Triumph of the Will".

In general, the position of the Third Reich and Hitler seemed in the West more attractive and even more noble than the position of Czechoslovakia and Benesh.

Position of the USSR

The USSR stands on the side of poor Czechoslovakia. September 21 he raises the "Czechoslovak question" in the League of Nations. The League of Nations is silent.

Then, on the instructions of the Soviet government, the head of the Czech Communists, C. Gottwald, handed over to President Behinsh: if Czechoslovakia begins to defend itself and asks for help, the USSR will come to its aid.

Noble? Handsomely? Probably ... But how could the USSR imagine such “help”? The USSR did not have a common border with Czechoslovakia then. In this case, Gottwald said: the USSR will come to the rescue, even if Poland and Romania refuse to let the Soviet troops pass.

If Benesh agreed, it could be so ...

The Third Reich strikes, enters the troops. The Czechoslovak army is trying to stop the aggressor. Naturally, Poland and Romania, the Soviet troops do not miss. Soviet troops enter Poland and Romania ... If they do not even reach Czechoslovakia and get bogged down in a war with these countries, a hotbed of war arises. Moreover, the future showed that the Western world is ready to stand up for the freedom of Poland.

Done: The Second World War began, with the West acting together with the Third Reich against the USSR.
The second option: the Soviet troops instantly crushed the Polish units, reached the borders of Czechoslovakia ... Yes, in time for the Slovak state, which is not at all eager to become one of the Soviet republics. And the Nazi tankers are already pulling levers, suggesting gun barrels ...

And in this case, the West - on the side of Hitler.

In general, the most disastrous version of the beginning of the war. Two assumptions are possible:

1) Stalin understood from the very beginning that he would be refused. A noble gesture will remain in the memory of nations a noble gesture.

2) Stalin hoped that first all participants in the events would get bogged down in the war and each other would be drained of blood. After all, it is not at all necessary to fulfill the allied duty right now ... For the time being, diplomatic squabbles will take place, while the noble position of the USSR will be brought to the whole world ...

Czechoslovakia will begin to resist, and the war with the Third Reich, and with Poland, and with Hungary "shines" with it ... And the Communists in all these countries immediately begin to fight with the external enemy, and with their governments.
Bloody mess, where nothing can be disassembled ... And after a month or two nightmares, the fresh Red Army will be piling on all the participants of the events ...
Author:
Add a comment
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must sign in.

Раздел Чехословакии. Войны не начинаются так просто

Все, на что вы можете положить
свою кровавую руку, держите крепко, джентльмены!
Веллингтон, полковник британской колониальной армии


Войны не начинаются так просто — для войны должны быть причины. Кроме причин, должны быть предлоги: надо же объяснить, почему ты вынужден воевать.


Всякая большая война начинается с того, что агрессор проверяет может ли он остаться безнаказанным? Одно дело рассказывать о «жизненном пространстве» и требовать объединения немцев в Великой Германии, другое дело — попробовать на практике. За «практику» можно и по голове получить.

Национальная революция Гитлера с самого начала вступала в противоречия с политикой победителей в Первой мировой войне.

После развала Австро-Венгерской империи Австрия начала жизнь самостоятельного национального государства. Поневоле. Быть отдельно от Германии австрийские немцы не хотели. 30 октября 1918 года в Вене Временное Национальное собрание приняло решение о присоединении Австрии к остальной Германии. Но державы-победительницы запретили воссоединение — «аншлюс». Они не хотели усиления Германии.

10 сентября 1919 года Австрия подписала Сен-Жермёнский мирный договор с Британской империей, Францией, США, Японией и Италией. 88-я статья договора прямо запрещала «аншлюс».

В Австрии шла такая же вялотекущая гражданская война, как и в Германии. Даже острее, потому что политических сил было больше: коммунисты, социал-демократы, фашисты, национал-социалисты. Социал-демократы, фашисты и нацисты имели вооруженные организации, не хуже Рот Фронта, и воевали друг с другом. Потери называют разные — от 2—3 тысяч человек до 50 тысяч.

Раздел Чехословакии. Войны не начинаются так простоканцлер Австрии Энгельберт Дольфус

В 1933 году новый канцлер Австрии Энгельберт Дольфус, католик и профашист, запретил коммунистическую и нацистскую партии, распустил вооруженные формирования социал-демократов «Шуцбунд». Он увеличил число вооруженных формирований фашистов, «хеймвера», до 100 тысяч человек, распустил парламент и провозгласил «авторитарную систему управления» по образцу Италии Муссолини. Он вооруженной рукой давил коммунистов и социал-демократов, а одновременно подписал Римские протоколы, декларируя создание оси Италия—Австрия—Венгрия.

25 июля 1934 года нацисты убивают канцлера Австрии Энгельберта Дольфуса. В ряде городов вооруженные отряды нацистов выступают, требуя «аншлюса».

И тоща Муссолини спешно мобилизует четыре дивизии, приказывает им подойти к границе, на перевал Бреннер. Итальянцы готовы направиться на помощь австрийскому правительству. Муссолини рассчитывает на поддержку Великобритании и Франции — но как раз эти державы не сделали совершенно ничего.

Муссолини выступает для прессы: «Германский канцлер не раз давал обещание уважать независимость Австрии. Но события последних дней со всей очевидностью показали, намерен ли Гитлер соблюдать свои права перед Европой. Нельзя подходить с обычными моральными мерками к человеку, который с таким цинизмом попирает элементарные законы порядочности».

Что характерно — перспективы войны с Италией вполне хватило, чтобы Гитлер отступил и не ввел в Австрию войска. Без поддержки Германии переворот провалился.

Раздел Чехословакии. Войны не начинаются так просто
Муссолини Бенито


Все изменилось, когда в октябре 1935 года Италия развязывает войну против Эфиопии. Запад протестует: с ноября 1935 года все члены Лиги Наций (кроме США) берут на себя обязательства бойкотировать итальянские товары, отказывать итальянскому правительству в кредитах, запретить ввоз в Италию стратегических материалов. А Германия поддерживает Италию.

8 мая 1936 года в связи с победой в Эфиопии Муссолини провозгласил второе рождение Римской империи. Король Виктор Эммануил III принял титул императора Эфиопии. Запад не признает этих захватов. Мало ли, что Индией управляет вице-король как владением Британии! Это Британии можно, а какой-то Италии нельзя. Гитлер поддерживает идею второй Римской империи и шлет поздравления.

Муссолини совершенно не хочет, чтобы в гражданской войне в Испании победили коммунисты. Он шлет серьезную помощь генералу Франко — людьми, самолетами, деньгами, снаряжением. Гитлер тоже воюет в Испании. С 1936 года начинается сближение Муссолини и Гитлера.

Правда, и после этого Муссолини долго пришлось уламывать. 4 января 1937 года Муссолини на переговорах с Герингом отказывается признать «аншлюс». Он заявляет, что не потерпит никаких изменений в австрийском вопросе.

Раздел Чехословакии. Войны не начинаются так просто

Аплодисменты Гитлеру в Рейхстаге после объявления аншлюса Германии с Австрией. Присоединив Австрию, Гитлер получил стратегический плацдарм для захвата Чехословакии и дальнейшего наступления в Юго-Восточной Европе и на Балканах, источники сырья, людские ресурсы и военные производства. В результате аншлюса территория Германии увеличилась на 17%, население - на 10% (на 6,7 млн. человек). В состав вермахта были включены 6 сформированных в Австрии дивизий. Берлин, март 1938.

Только 6 ноября 1937 года Бенито Муссолини заявил, ему «надоело отстаивать независимость Австрии». Но и после этого Муссолини пытается помешать созданию «Великой Германии». Никаких конкретных заявлений со стороны Великобритании или Франции опять дано не было. Италия опять одна противостоит Германии... А международная обстановка изменилась.

Теперь Гитлер уверен, что Италия не начнет войны из-за Австрии. 12 марта 1938 года 200-тысячная армия Третьего рейха переходит австрийскую границу. Запад опять промолчал. СССР предлагает в Лиге Наций «обсудить австрийский вопрос». В ответ — тишина. Не хотят.

Раздел Чехословакии. Войны не начинаются так просто


Проблема Судетской области

Согласно Сен-Жерменскому договору Богемия, Моравия и Силезия признавались частями новой страны — Чехословакии. Но Чехословакия — это не одна, а три страны: Чехия, Словакия и Карпатороссия. К тому же в Тенишев-ской области на севере Чехословакии живет много поляков. В Судетской области — много немцев. В Карпатороссии живет много венгров. В эпоху Австро-Венгерской империи это не имело значения, а теперь очень даже имеет.

Венгры хотели присоединиться к Венгрии. Поляки — к Польше. Словаки хотели иметь собственное государство. Спокойнее всего было в Карпатороссии, но и там было много сторонников ухода под Венгрию: У Венгрии давние связи с Закарпатской Русью, со времен Галицкой Руси.

Фактически Чехословакия — это империя чехов. Уличных боев было меньше, чем в Германии и Австрии, но и в этой стране шла вялотекущая гражданская война.

С 1622 года чешские земли входили в состав Австрийской империи. В Судетской области немцы преобладают. Они хотят войти в Германию, а Гитлер их поддерживает.

Чехословацкие власти запрещают национал-социалистическую партию (НСДАП). Но тут же возникает судето-немецкая партия. На своем съезде в Карлони-Вари в апреле 1938 года эта партия требует широчайшей автономии, вплоть до права отделиться от Чехословакии и присоединиться к Германии.

Отказаться от присоединения Судетской области нацисты не могут: их не поймут ни в Германии, ни в Судетах. Миллионы немцев внимательно наблюдают за их политикой. Они хотят национальной революции.
Но стоит нацистам войти в Чехословакию, как Британия и Франция начнут с ней войну. Ведь эти страны — гаранты независимости Чехословакии.

...И туг происходит удивительное: сами страны Запада уговаривают Чехословакию капитулировать. В апреле 1918 года на франко-британском совещании Чемберлен сказал, что, если Германия захочет оккупировать Чехословакию, он не видит средств помешать ей в этом.

В августе 1938 года в Прагу являются специальный уполномоченный Британии лорд Рансимен и посол США в Германии Г. Вильсон. Они уговаривают правительство Чехословакии согласиться с передачей Третьему рейху Судетской области.

На встрече с Гитлером в сентябре в Бертехсгадене Чемберлен соглашался на требования Гитлера. Вместе с премьером Франции Даладье уговаривают премьера Бенеша согласиться на расчленение страны.
В сентябре 1938 года французское правительство заявляет, что не в силах выполнить союзные обязательства перед Чехословакией. Гитлер же 26 сентября заявляет, что Третий рейх уничтожит Чехословакию, если она не примет его условий.

Все это — на фоне уже начавшегося 13 сентября 1938 года мятежа немцев в Судетской области и восстаний словаков.

Раздел Чехословакии. Войны не начинаются так просто

Судетская женщина, неспособная скрывать свои эмоции, покорно приветствует триумфатора-Гитлера, являющегося серьезной трагедией для миллионов людей, насильно принужденных к "гитлеризму" и хранящих при этом "покорное молчание".

Мюнхенское соглашение 29—30 сентября 1938 года только венчает эти усилия западных стран.
В эти два дня в Мюнхене Чемберлен, Даладье, Гитлер и Муссолини обо всем договорились. Без участия Чехословацкого правительства они подписали соглашение о передаче Германии Судетской области, Тешинской области Польше и Закарпатской Руси — Венгрии. Чехословацкое государство они обязали удовлетворить претензии к нему в трехмесячный срок. Франция и Британия выступили гарантами «новых границ Чехословацкого государства».

Последствия очевидны. Уже 1 октября Третий рейх вводит войска в Чехословакию. Словакия мгновенно отделяется. 2 октября Польша вводит войска в Тешинскую область, а венгры начинают оккупацию Закарпатья. С этих пор Национальный округ карпатороссов находится в составе Венгрии.

Вскоре нацисты захватывают и остальную часть Чехии, провозглашая создание «протектората Богемии и Моравии». Они пытаются вернуться к временам австрийско-германской оккупации страны и начинают ее планомерную германизацию. Гитлер заявляет, что часть чехов — арийцы, их нужно онемечить, а остальных уничтожить. По какому признаку онемечивать и уничтожать, он не уточняет. Геббельс предполагает, что онемечивать надо блондинов, а уничтожать брюнетов... К счастью для чехов, эта сильная мысль остается теорией, на практике ее не применяют.

13 марта в Словакии возникает независимое Словацкое государство под руководством Тисо. Оно объявляет себя союзником Третьего рейха.

Правительство Бенеша бежит за границу. До конца войны оно находится в Лондоне.
Почему?!


В СССР Мюнхенский сговор объясняли очень просто: англо-американская и французская буржуазия пошла на сговор с Гитлером, чтобы натравить его на СССР.

Раздел Чехословакии. Войны не начинаются так просто


Во Франции Мюнхенский срам объясняли отсутствием сил.
В Британии — нежеланием проливать кровь англичан из-за чехов.

В последнем есть доля истины: после неправдоподобных, чудовищных потерь Первой мировой западные страны стараются избежать любых военных столкновений. Идея «умиротворения агрессора» даже ценой «сдачи» союзников в Восточной Европе кажется им привлекательнее войны.

— Англичане! Я привез вам мир! — кричит Чемберлен, спускаясь по трапу самолета по возвращении в Британию.
Черчилль по этому поводу сказал, что Чемберлен хотел избежать войны ценой позора, но получил и позор, и войну. Справедливо, потому что Мюнхенский договор 1938 года стал своего рода мандатом на передел мира. Он не мог бы состояться, если бы не психологические последствия Первой мировой войны и ее неправдоподобных потерь.
Но есть и еще две простые, вполне рациональные причины.

В истории с разделом Чехословакии совершенно все не так, как нас учили. Третий рейх выступает вовсе не в роли агрессора, а в роли борца за справедливость. Гитлер хочет объединить всех немцев... Он выполняет ту же задачу, которую выполняли Гарибальди и Бисмарк. Гитлер выручает немцев, которые не хотят жить в чужом государстве, в Чехословакии.

А вот Чехословакия — империя! Чехи в ней навязывают свой язык и свои порядки словакам, немцам, полякам, кар-патороссам. Это странное государство не имеет никакой давней традиции. Оно имеет очень отдаленное отношение к Чешскому королевству Средневековья. Оно возникло только в 1918 году, на обломках Австро-Венгерской империи, на денежки другой империи — Российской.

Золотой запас Российской империи большевики вывезли в Казань, опасаясь немецкого наступления в 1918 году. Там золотой запас был захвачен офицерскими частями B.O. Каппеля. Распоряжался этим золотом адмирал А.В. Колчак, как Верховный правитель. Но охраняли его чехи... И когда запахло жареным, они легко «прихватизировали» золото и сдали адмирала большевикам.


В декабре 1919 года большевики поставили условие командованию Чехословацкого корпуса: они отпустят чехов со всем золотом Российской империи, со всем награбленным...

Такое государство не вызывало большого уважения и было лишено легитимности в глазах Запада.
Вторая причина в том, что нацисты — революционеры и социалисты. Это очень ценили во Франции — стране с давними традициями социалистического движения. В том же 1919 году Французский корпус пришлось вывести с юга России, потому что его очень уж активно разагитировали большевики.

Напомню — Мюнхенское соглашение подписывал тот самый Эдуард Даладье, который собственноручно вручал золотую медаль Лени Рифеншталь. За документальный фильм «Триумф воли».

В общем, позиция Третьего рейха и Гитлера казалась на Западе и привлекательнее, и даже благороднее, чем позиция Чехословакии и Бенеша.

Позиция СССР

СССР выступает на стороне бедной Чехословакии. 21 сентября он поднимает «чехословацкий вопрос» в Лиге Наций. Лига Наций отмалчивается.

Тогда по поручению Советского правительства глава чешских коммунистов К. Готвальд передал президенту Бе-нешу: если Чехословакия начнет защищаться и попросит о помощи, то СССР ей на помощь придет.

Благородно? Красиво? Наверное... Но как СССР мог бы представить себе такую «помощь»? Общей границы с Чехословакией у СССР тогда не было. На этот случай Готвальд уточняет: СССР придет на помощь даже в том случае, если Польша и Румыния откажутся пропустить советские войска.

Если бы Бенеш согласился, могло бы быть так...

Третий рейх наносит удар, вводит войска. Чехословацкая армия пытается остановить агрессора. Естественно, Польша и Румыния советские войска не пропускают. Советские войска входят в Польшу и Румынию... Если они даже не дойдут до Чехословакии, а увязнут в войне с этими странами, возникает очаг войны. Тем более, как показало будущее, за свободу Польши западный мир готов вступиться.

Готово: Вторая мировая война началась, причем Запад выступает вместе с Третьим рейхом против СССР.
Второй вариант: советские войска мгновенно смяли польские части, вышли к границам Чехословакии... Да, как раз к Словацкому государству, которое вовсе не рвется стать одной из Советских республик. А нацистские танкисты уже тянут на себя рычаги, наводят орудийные стволы...

Причем и в этом случае Запад — на стороне Гитлера.

В общем, самый провальный вариант начала войны. Возможно два предположения:

1) Сталин с самого начала понимал, что ему откажут. Благородный жест так и останется в памяти народов благородным жестом.

2) Сталин рассчитывал, что сначала все участники событий увязнут в войне и друг друга обескровят. Ведь вовсе не обязательно выполнять союзнический долг прямо сейчас... Пока еще пойдут дипломатические разборки, пока благородная позиция СССР будет доведена до всего мира...

Чехословакия начнет сопротивляться, и ей «светит» война и с Третьим рейхом, и с Польшей, и с Венгрией... А коммунисты во всех этих странах тут же тоже начинают воевать и с внешним врагом, и со своими правительствами.
Кровавая заваруха, где уже ничего не разобрать... А через месяц или два кошмара на всех участников событий навалится свежая Красная Армия...
Автор: Андрей Буровский


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 0

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня