Американский экспериментальный штурмовик ARES

Военно-воздушные силы США в конце 1970-х годов, не вполне удовлетворенные тяжелым штурмовиком А-10А имеющимся у них (главным образом не удовлетворял критерий «эффективность-стоимость»), вновь начали рассматривать концепцию легкого противотанкового штурмовика. К такому самолету в мае 1978 г. выработали требования, акцент в которых был сделан на высокую маневренность, небольшие размеры, взлетно-посадочные характеристики и простоту конструкции.

Американский экспериментальный штурмовик ARES


Фирма Scaled Composites, возглавляемая Рутаном, в 1985 году приступила к проектированию Модель 151 ARES (Agile Responsive Effective Support – маневренный самолет непосредственной поддержки, имеющий малое время реакции). Работы велись в инициативном порядке в надежде получить заказ после создания опытного экземпляра. Самолет предназначался для нанесения ударов по наземным целям, борьбы с вертолетами, дистанционно пилотируемыми летательными аппаратами, для патрулирования границ, а также борьбы с наркобизнесом. Планировалось в дальнейшем создать двухместный вариант для использования как передовой авианаводчик и учебно-тренировочный самолет.


В ARES был использована схема «утка», его планер практически полностью был выполнен из композиционных материалов. В очередной раз Рутан подтвердил репутацию конструктора с нестандартным мышлением использовав асимметричную компоновку. С левой стороны фюзеляжа размещался воздухозаборник реактивного двигателя, с правой – 25-миллиметровая встроенная пушка. Данное решение позволяло исключить опасность помпажа двигателя вызванного попаданием пороховых газов в воздухозаборник.

Максимальный взлетный вес самолета составлял 2767 килограмм, максимальная скорость составляла 763 км/ч. Для поражения наземных целей легкий штурмовик мог брать неуправляемые ракеты и бомбы малого калибра. Также в состав вооружения ARES могли входить две самонаводящиеся ракеты класса «воздух-воздух» ближнего боя «Сайдуиндер» с инфракрасной головкой самонаведения или четыре малогабаритных ракеты «Стингер».

Американский экспериментальный штурмовик ARES


19 февраля 1990 года состоялся первый полет самолета. Во время второго полета, который был проведен в тот же день, из строя вышла основная гидравлическая система. Выпуск шасси был произведен при помощи аварийной системы, и самолет благополучно приземлился. В первых двух испытательных полетах самолет развил скорость в 400 км/ч, достигнут угол атаки 15 градусов, перегрузка 2,5 g. Во время третьего полета, организованного специально для представителей прессы 26 февраля, самолет летал с выпущенными шасси.

ВВС США, несмотря на все старания конструктора, к легкому штурмовику довольно быстро «охладели». Их не устраивало то, что упрощенное бортовое радиоэлектронное оборудование не позволяло применять высокоточное оружие. Также, малая масса боевой нагрузки не позволяла наносить массированных ударов. Американским военным, как и советским, по душе была «дубина». Экспериментальный штурмовик ARES Рутана остался в одном экземпляре, и все работы по нему были свернуты.

Стоимость данного самолета составила около одного миллиона долларов. Его использовали при съемках художественного фильма "Железный Орел -3", где он исполнил роль немецкого секретного истребителя Me.263.

Конструкция

Штурмовик ARES выполнялся по схеме «утка» и имел крыло двойной стреловидности. ПГО имеет обратную стреловидность. Самолет имеет вертикальное двухкилевое оперение. Фюзеляж смещен на 760 миллиметров вправо относительно диаметральной плоскости планера.

Грузовой отсек (длина 2300 мм, ширина 750 мм, высота 750 мм) расположен в центральной части фюзеляжа, и предназначен для целевой нагрузки (включая размещение аппаратуры для фоторазведки). Доступ в грузовой отсек осуществляется через люк, выполненный в правом борту фюзеляжа. Пространство отсека также может использоваться для оборудования кабины 2-го члена экипажа.

Американский экспериментальный штурмовик ARES


Планер самолета не менее чем на 50 процентов по массе изготовлен из углепластика. Элементы конструкции около пушки и поверхности управления выполнены из кевлара.

Система управления - полностью механическая обратимая. Между элеронами и балками в задней корневой части крыла установлены большие тормозные щитки имеющие гидропривод.

Шасси – трехопорное, с носовым колесом. Стойки шасси одноколесные, на их уборку требуется шесть секунд.

Самолет оснащен одним турбореактивным двухконтурным двигателем Пратт-Уитни JT15D-5 (2х1340 кгс) оснащенным электронной системой регулирования подачи топлива. Двигатель относительно оси фюзеляжа установлен под углом, для выравнивая линия тяги его выходное устройство искривлено.

Воздухозаборник расположен по левому борту фюзеляжа в верхней части, на значительном удалении от дульного среза пушки. Данное расположение препятствует засасыванию пороховых газов в двигатель.

Штурмовик оснащен встроенной 25-мм пушкой GAU-12U (Дженерал Электрик) с боекомплектом 220 снарядов, установленной с правой стороны фюзеляжа (данная схема была призвана устранить реакцию самолета по рысканию и опасность при стрельбе помпажа двигателя). Также, в вооружение могут быть включены 2 управляемые ракеты AIM-9L «Сайдуиндер» класса «воздух-воздух» или 4 малогабаритных управляемых ракеты AIM-92 «Стингер». Возможна подвеска неуправляемых ракет и бомб малого калибра.

Американский экспериментальный штурмовик ARES


Летно-технические характеристики:
Модификация – ARES;
Размах крыла – 9,50 м;
Длина – 11,40 м;
Высота – 3,80 м;
Площадь крыла – 17,20 м2;
Масса пустого самолета – 4200 кг;
Максимальная взлетная масса – 7120 кг;
Тип двигателя – турбореактивный двухконтурный двигатель Pratt Whitney JT15D-5;
Тяга – 13,12 кН;
Максимальная скорость – 750 км/ч;
Крейсерская скорость – 678 км/ч;
Практическая дальность – 920 км;
Практический потолок – 12000 м;
Экипаж – 1 человек;
Боевая нагрузка – 1812 кг;
Вооружение – встроенная пушка GAU-12/U калибра 25 мм.


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter

Видео в тему

Читайте также
Комментарии 28
  1. Шалтай 7 января 2013 10:17
    Машинка красивая , пока по ней не стреляют . Я не специалист в этом , но есть предположение , что не всякий пилот хотел-бы атаковать цель на такой игрушке .
  2. eretik 7 января 2013 11:03
    На мой взгляд наш Су-25 намного красивее,да и эфиктивность свою доказал не раз.
    eretik
  3. профессор 7 января 2013 11:08

    Бурт (Elbert Leander "Burt" Rutan) признанный ещё при жизни (ему всего 69 лет сейчас) гений. Он создал (без КБ) 367 концептов ЛА и 45 из них поднялись в небо.
    1. Kir 7 января 2013 15:53
      Уже по внешности этого гения видно-богема с артистическим-художественным уклоном, да и сам самолёт более смахивает на концеп из альтернативной истории. да кстати Профессор, я ошибаюсь или автор напутал вроде визуально размах больше длины, да и один двигатель для штурмовика не лучший вариант, тем более размещенный так экстравагантно, явно плохая манёвренность.
      А вообще было-бы любопытно взглянуть хотя-бы на творения данного автора , поднявшиеся в небо.
      Kir
      1. профессор 7 января 2013 16:44
        Вы не представляете насколько ошибаетесь по отношению к Бурту, он на самом деле гений.


        я ошибаюсь или автор напутал вроде визуально размах больше длины

        Wingspan: 35.0 ft. (10.67 m)
        Length: 25.5 ft. (8.97 m)

        А вообще было-бы любопытно взглянуть хотя-бы на творения данного автора , поднявшиеся в небо.

        наберитесь терпения, а уже пишу статью wink
        1. Kir 7 января 2013 19:00
          Значит я оказался прав, размах больше, а касаемо гения покопался и нашёл, экстравагантно да, но есть один момент закардонники изойдут скорее дерьмом чем признают русского не всмысле национальности, а то так выходит первый немец-Х.Юнкер, вторым этот, да у нас если покопаться среди чудаков самодельщиков и поинтересней можно было-бы сыскать! Да плюс к тому финансирование с мат базой, и весь секрет ну и конечно пиар, уж в чём в чём здесь им равных(сша и прочим) трудно противопоставить.
          Kir
          1. профессор 7 января 2013 21:32
            Да плюс к тому финансирование с мат базой, и весь секрет ну и конечно пиар, уж в чём в чём здесь им равных(сша и прочим) трудно противопоставить.

            Ну опять Вы впереди паровоза несетесь. bully Говорю же вам -гений он. Про финансирование и мат базу тоже пишу в статье, это не советский случай где на главного работало ни одно КБ и финансировала вся страна не спрашивая за деньги. В России тоже такие Кулибины имеются, но развернуться ктож им даст? В СССР за такую инициативу вообще бы посадили.
            1. studentmati 7 января 2013 21:38
              Действительно интересный случай. Жду статью с нетерпением! Если не шутите? Будет весьма интересно, тем более тема очень тесно переплетается с недавней статьёй про двухбалочные схемы летательных аппаратов.
              1. алекс 241 7 января 2013 21:46
                Вот Саш его творения,гениальный мужик!
                алекс 241
                1. алекс 241 7 января 2013 21:47
                  .............................................................................
                  алекс 241
                  1. алекс 241 7 января 2013 21:47
                    ...........................................
                    алекс 241
                    1. studentmati 7 января 2013 21:54
                      Действительно самородок!!! Подождём подробностей от Профессора, а потом в меру своей компетентности и прокомментируем....
              2. профессор 7 января 2013 21:46
                Я когда шучу, то соответствующую иконку прикрепляю, а здесь я совершенно серьезен. Скорее всего после завтра закончу.
                1. studentmati 7 января 2013 21:51
                  Спасибо, ждём! С нетерпеньем!
                  1. алекс 241 7 января 2013 21:52
                    Присоединяюсь good
                    алекс 241
            2. Kir 7 января 2013 22:00
              Вообще-то я говорил об умельцах из народа. а не о КБ, НИИ и прочем. А кретерий
              "...Говорю же вам -гений он" для меня не имеет значения. тем более такие сомнительные ресурсы как вика, где пишут то-же самое о нём.
              Kir
              1. алекс 241 7 января 2013 22:09
                Ну что ж извольте.Автор, конструктор и пилот самолета - Галичин Юрий Федорович - к сожалению скончался 4 ноября 2011 года.
                алекс 241
              2. studentmati 7 января 2013 22:23
                Потому и ждём статью Профессора, что вика не в почёте. Но Вояджер 1986 наводит на однозначную мысль о гениальности!!!
                1. Kir 7 января 2013 22:42
                  Кстати тут есть вопрос а куда делся ейный брат, вроде соавторы, а касемо схемы так, тот-же "Старшип" имел предшественника, и схема с разными вариациями повторяется, к тому-же на некоторых наших сайтах есть указание, что есть или было конструкторское бюро Рутана, а учитывая, то что на некоторых сайтах прямо пишут что рекордный АНТ-25 детище не КБ Туполева, а именно А.Н.Туполева, хотя разрабатывался бригадой Сухого, то и тут нет гарантии что он Сам разработал!
                  А касаемо вики, тут просто личное отношение, ибо по интересующей меня теме видел такую охинею, что...., тем более принцип написания и размещения статей. то-же скажем не блещет.
                  Kir
  4. Antistaks 7 января 2013 11:09
    Статья ни о чём. Что тут обсуждать? Америкосы с чем то эксперементировали ТРИДЦАТЬ ЛЕТ НАЗАД. Для тех кто не помнит - сейчас 2013тый уже.
    Antistaks
  5. Mikhado 7 января 2013 13:57
    Был и в СССР в 80-е подобный проект - ЛШ "Фотон". Я вижу две ниши подобной машины - занедорого гонять папуасов по горам и лесам, и массовый самолет-солдат тотальной неядерной войны - под пилота с ускоренных курсов. Хотя даже в тяжелые годы ВОВ у нас не дошло до проекта "Пегас" - такой вот копеечный одноразовый штурмовой гроб, мечта немецкого зенитчика, все-таки массово выпускали "Илы"
  6. TIT 7 января 2013 14:46
    Цитата: Mikhado
    Я вижу две ниши подобной машины


    ниша у подобных машин одна --- это расширение возможностей армейской авиации .



    Цитата: Mikhado
    занедорого гонять папуасов по горам и лесам
    --- "грачи" всю строевую жизнь этим и занимались .
    TIT
  7. Chicot 1 7 января 2013 17:44
    Занятный самолетик. Вроде как и по уму все, и подход к компоновке нестандартный, но вполне продуманный и разумный... Однако при всей казалось бы перспективности своего места под солнцем он не нашел...
    Причиной этого, на мой скромный взгляд являлось то, что он со своими характеристиками вклинился между штурмовиками и ударными вертолетами. Но не обладал значительной боевой нагрузкой первых и сверхманевренностью вторых. Причем, обоим уступал в защищенности... Так что итог вполне и вполне закономерен - в архив...
    А армейской (фронтовой) авиации в первую и основную очередь нужны "летающие танки", способные утюжить объекты противника находясь в зоне работы его ПВО...
    Но самолетик все равно занятный...
  8. tomket 7 января 2013 20:12
    помню про него статья была в "техника-Молодежи" в 91г,там он позиционировался как антивертолетный самолет,позавчера фильм видел с его участием"железный орел2" там он вроле секретного мессершмита выступал,занятно было))))
  9. Kukota 8 января 2013 10:20
    Интересно, а были ли попытки создать для авиации авиационные пушки, которые не связаны жестко с фюзеляжем, а имели возможность хотя бы небольшой наводки?
    1. профессор 8 января 2013 10:24
      А сами Вы как думаете? wink
  10. Sashka 8 января 2013 11:25
    Доброго времени суток, друзья...
    На днях показывали трилогию "Железные орлы"... Честно сказать, не смотрел полностью, а так,кусками... Так вот там в 3-й части был именно этот самолет. По фильму- это был фашистский экспериментальный самолет. На нем недобитые фашисты где-то в Южной Америке удирали от самолетов 2-й Мировой, на которых летали современные летчики-американцы... Бла бла бла...
    Его в итоге сбили...
    P.S. во 2-й части есть МиГи... Точнее там f-4 fantom, которые выдаются за Советские МиГ-29... А еще переделанная уродливая М113 представлена как новейшая супер БМП-5... Кто хочет поржать и обматерить американцев- советую полистать 2-ю часть...
    laughing
    1. Cavas 8 января 2013 11:31
      Цитата: Sashka
      На днях показывали трилогию "Железные орлы"...

      надо же -это ещё и трилогия?? laughing
      Они там все РембЫ али через одного, если через одного, то это не порядок?!))) wassat
      Cavas
  11. Sashka 8 января 2013 11:35
    Через одного...
    laughing
    Там есть суровые товарищи!!! И русская женщина-летчик... Которая влюбилась в крутого американского РеМБО... laughing
    1. Cavas 8 января 2013 13:01
      Цитата: Sashka
      Там есть суровые товарищи!!!


      Куда уж суровее, один порноактер всю Советскую армию уничтожил ?!! laughing

      Cavas
  12. Farlington 18 мая 2013 23:11
    Если я правильно помню, то давным-давно в журнале "Зарубежное военное обозрение" этот самолет описывался как созданный для борьбы с вертолетами.
    Farlington

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гость, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня