Кавалеристы поневоле. История танков H 35 и H 39

116
Кавалеристы поневоле. История танков H 35 и H 39
Колонна H 35 в Арденнах, май 1940 года


Мы плохо знаем историю французской бронетехники. Вернее, главные «действующие лица» нам хорошо известны – это танки и бронеавтомобили Гочкисс, Сомюа, Панар и так далее. Но что это за машины, для чего они создавались и в каких условиях? Как французы собирались на них воевать? Все эти вопросы давно окутаны мифами.



В этой статье мы разберём историю танков H 35 и H 39 фирмы Hotchkiss. Сами по себе они едва ли интересны – обычные дешёвые машины, разве что с хорошей бронёй. Для нас гораздо интереснее развеять мифы об этих танках. Каноничная история H 35 и H 39 настолько грубо расходится с фактами, что невольно удивляешься: как её вообще смогли придумать? Кроме того, танки Hotchkiss оставили важный след. Именно фирма Hotchkiss впервые предложила делать танки литыми, а заодно расшевелила французскую танковую программу. Об этом мы сегодня и поговорим.


Своевременное предложение


К началу Второй мировой войны французские танковые силы по численности уступали только советским. Но нужно учесть, что большую часть современных танков французы построили в 1936-1940 годах, готовясь к битве с нацистской Германией. А в начале 30-х годов основу танкового парка французов составляли три с половиной тысячи безнадёжно устаревших Renault FT. Чем их можно было заменить? Фирма Renault запустила производство лёгкого танка D1, однако армия быстро в нём разочаровалась.

Конструкторы Renault старались максимально удешевить конструкцию, поэтому D1 страдал от низкого качества и постоянных поломок. Кроме того, в 1932 году это был единственный современный танк Франции, слишком ценный для банальной поддержки пехоты. Первое время D1 служили как боевые танки (char de bataille), ведь «настоящий» боевой танк B1 пошёл в производство лишь в 1934 году. Вот и получилось, что античные Renault FT заменить было нечем.


Char D1 на манёврах в Шампани, 1935 год. Первое время они оснащались башнями от Renault FT

Видя непростую ситуацию, фирма Hotchkiss проявила инициативу и в 1933 году сама предложила военным новую концепцию танка. Это была небольшая двухместная машина весом 6 тонн, очень простая и дешёвая. Корпус танка впервые собирался из больших литых деталей на болтах. Компоновка была нетипичной для французов, с двигателем в корме и трансмиссией спереди. Для удешевления отказались даже от башни, расположив два пулемёта в корпусе, поэтому танк здорово напоминал «раскормленную» британскую танкетку Carden-Loyd. Надо сказать, фирмой Hotchkiss руководил англичанин Генри Айнсворт (Henry Mann Ainsworth), перебравшийся из британского филиала.

Военные поддержали предложение, ведь они наконец-то увидели действительно массовую замену Renault FT. 30 июня 1933 года Hotchkiss получила контракт на постройку трёх прототипов, а 2 августа был объявлен конкурс. Во многом он повторял предложение Айнсворта: простой и надёжный танк весом 6 тонн с бронёй 30 мм и вооружением из двух пулемётов или 37-мм пушки в башне.

Конкуренция с Renault


Всего в конкурсе на лёгкий танк участвовало 14 фирм. Кроме Hotchkiss нас интересуют две из них – Renault и APX (сокращение от Atelier de construction de Puteaux – машиностроительный завод в Пюто). Фирма Renault справилась быстрее всех, её прототип Renault ZM был готов к испытаниям в декабре 1934 года. Это был танк весом 7,5 тонн, с двигателем на 82 л. с. и башней с двумя пулемётами. Восторга у военных он не вызвал. Инженеры ужали заброневой объём до предела, поэтому боевое отделение получилось очень тесным, а боекомплект и запас топлива недостаточными. Но даже так вписаться в 6 тонн оказалось невозможно.


Первый прототип Renault ZM. До привычного R 35 ещё очень далеко

Hotchkiss построила первый прототип в январе 1935. Он весил 8,5 тонн, оснащался менее мощным двигателем на 78 л. с. и вдобавок не имел башни. В общем, на фоне конкурента более тяжёлый и хуже вооружённый танк Hotchkiss смотрелся бледно. Это и неудивительно. Фирма Renault воспользовалась наработками по своим кавалерийским танкам AMR 33. Двигатель, трансмиссию и подвеску на резиновых шайбах обкатали ещё на прототипах AMR 33. По общей компоновке и устройству шасси Renault ZM очень походил на будущий AMR 35. А вот у Hotchkiss опыта в танкостроении не было вообще, поэтому инженерам пришлось создавать проект с нуля. Надо ли говорить, что первый блин у них получился комом.




Первые два прототипа Hotchkiss не имели башен. Вид у них был... очень своеобразный

Впрочем, какими бы танки Hotchkiss и Renault не получились, в серийное производство они попасть не могли. Дело в том, что в 1934 году французская армия приняла на вооружение противотанковую пушку Hotchkiss калибра 25 мм. Орудие получилось очень лёгким и компактным, но при этом без труда пробивало 30-мм броню. Французы понимали, что аналогичные пушки массово появятся и в других армиях, поэтому решили усилить броню новых танков до 40 мм. Заодно пересмотрели вооружение – теперь 37-мм пушка в башне стала обязательной.

Чтобы не терять время, фирмы построили первые танки по старому заданию, на ходу переделывая проекты с учётом испытаний. И здесь самое время вспомнить о танке APX. Судя по всему, это был первый в мире танк с двухтактным дизельным двигателем. Его фотографии не сохранились, хотя известно, что опытный образец был построен к октябрю 1935 года. Сам танк военным оказался не нужен, однако его башня была признана удачной. Её и поставили на переделанные танки Hotchkiss и Renault.

В общем, привычные нам H 35 и R 35 появились далеко не сразу. После всех изменений они «растолстели» до 10-11 тонн, а улучшенный H 39 и вовсе дорос до 12 тонн – вдвое больше изначальных требований.

Свежо предание, а верится с трудом


Обычно ситуацию с конкурсом на лёгкий пехотный танк описывают следующим образом. Предложения Hotchkiss и Renault были очень схожи по характеристикам и ценам. Танк Hotchkiss был более скоростным (чуть ли не на треть) и поэтому смотрелся лучше, однако пехота поспешила выбрать машину Renault. А может, ей помогли «поспешить»? В любом случае, фирма Hotchkiss самоустранилась из пехотного конкурса и удачно пристроила свой более быстрый танк на конкурс кавалерии. Примерно в таком виде сложилась каноничная история H 35 и R 35.

Удивительно, что такая глупая версия событий смогла возникнуть и поддерживаться десятилетиями. Начнём с подвижности. Утверждение о более высокой скорости танка Hotchkiss основано исключительно на игре с числами. H 35 оснащался коробкой передач с пятью скоростями, которая обеспечивала расчётную максимальную скорость 28 км/ч. У R 35 была коробка передач лишь с четырьмя скоростями и расчётной максимальной скоростью 20 км/ч. Казалось бы, превосходство в скорости очевидно. Но не всё так просто.


Третий прототип Hotchkiss получил раннюю башню APX. Облик узнаваем, хотя в деталях он во многом отличается от серийных машин

Расчётная максимальная скорость вычисляется по диаметру ведущих колёс, максимальным оборотам двигателя и минимальному передаточному числу трансмиссии. Иными словами, это не зафиксированный результат испытаний, а всего лишь число на бумаге. Оно отражает предельную скорость, которую обеспечивает трансмиссия. На практике максимальная скорость зависит не только от коробки передач, но и от двигателя. Если мощности не хватает, танк не сможет развить расчётную скорость.

Более высокая расчётная скорость была достоинством лишь на бумаге. H 35 весил на тонну больше, а его двигатель был слабее – 78 л. с. против 82 л. с. у Renault. По весу и мощности моторов оба танка сопоставимы, поэтому и реальные средние скорости у них схожи. Кроме того, H 35 был хуже защищён и попросту не соответствовал требованиям. Толщина брони его корпуса не превышала 34 мм против честных 40 мм у R 35. Усиление защиты привело бы к росту массы, и тут всё упиралось в более слабый мотор. Выходит, якобы аналогичный по характеристикам и более подвижный H 35 оказался не аналогичным и не более подвижным.

Вынужденно нужный


Если отбросить мифическое превосходство H 35, то выбор французской пехоты становится вполне разумным. Военные прекрасно понимали, что R 35 довольно посредственный танк. Он плохо справлялся с бездорожьем, ведь его ходовая часть рассчитывалась на вес в 6-7 тонн. Однако французской армии срочно требовался массовый дешёвый танк, времени на серьёзную переделку просто не было. В отличие от ублюдочного D1, R 35 хотя бы не разваливался на каждом углу. Его конкурент фирмы Hotchkiss не дотягивал до требований и оказался ещё более посредственным.

На испытаниях H 35 показали себя очень сырыми машинами. Военные жаловались на частые поломки, слабые тормоза и неудачный дифференциальный механизм поворота, из-за которого танки плохо управлялись вне дорог. Ходовая часть в целом получилась неплохой, однако резиновые бандажи катков быстро изнашивались. Наконец, двигатель был слишком маломощным. При других обстоятельствах фирма Hotchkiss ограничилась бы постройкой нескольких опытных машин, однако её танк всё же пошёл в серийное производство.


Прототип AC 3 фирмы SOMUA летом 1935 года. В серию он пойдёт под индексом S 35. Сравнение этого мощного танка с H 35 было недоразумением

На показе прототипов H 35 и S 35 присутствовал министр обороны Жан Фабри (Jean Fabry). По стечению обстоятельств танк Hotchkiss показал себя более проворным, поэтому не сведущий в технике министр сделал вывод, что у более дорогого S 35 нет особых преимуществ. Генерал кавалерии Жан Флавиньи (Jean Flavigny) вспоминал:

«Чтобы преодолеть это ошибочное впечатление, я запросил и с трудом получил разрешение, чтобы два танка испытали на большом полигоне [в Мурмелоне]. Сомюа пошёл ходко, стремительно преодолевая пространство и поднимая столб пыли, двигаясь не менее плавно, чем спортивный автомобиль на гаревой трассе. Гочкис шёл медленнее, с трудом, сильно раскачиваясь на каждой кочке.

По результатам сравнения на совещании было принято решение заказать Сомюа, но что делать с Гочкисом, столь понравившимся министру и его свите? <...> генерал Гамелен решил передать Гочкис кавалерии, пускай он совершенно не соответствовал нашим требованиям. <...> Я не мог отказаться от этого «подарка», он был не очень приятен, впрочем, у меня была нехватка бронетехники. Вместе с тем, я дал особое мнение, что по завершении формирования механизированных дивизий они должны быть полностью переведены на Сомюа. К сожалению, низкие темпы производства не позволили получить однородные подразделения на Сомюа.»

Эти воспоминания хорошо отражают непростую ситуацию тех лет. S 35 соответствовал последним требованиям и был продвинутым технически, однако завод SOMUA не мог быстро выпустить достаточное количество этих дорогих машин. А с массовыми дешёвыми танками у кавалеристов дела шли совсем плохо – «картонный» AMR 33 фирмы Renault постоянно ломался и быстро устарел. В таких условиях танк Hotchkiss с какой-никакой бронёй выглядел небесполезным. Обычно говорят, что H 35 был более подходящим для кавалерии, но лучше сказать, что он был менее неподходящим в этой роли. Кавалеристы чаще пехоты опирались на сеть хороших дорог, поэтому его недостатки проявлялись не так заметно.


Серийный Н 35 с ранней башней APX. Её выдают так называемые диаскопы – приборы наблюдения с двумя смотровыми стёклами. Позднее их заменят на обычные смотровые щели

6 ноября 1935 года фирма Hotchkiss получила первый контракт на 200 H 35 для кавалерии. За ним последовал второй контракт ещё на 100 машин. Кавалеристы приняли новый танк очень прохладно, по их меркам он был слишком медленным и ненадёжным. После выполнения кавалерийских контрактов Hotchkiss получила третий заказ на 100 H 35, теперь уже для пехоты. Это решение тоже было вынужденным. Заводы Renault и FCM не могли поставить необходимое число пехотных танков, поэтому производственные мощности Hotchkiss были нужны как воздух. Генеральный инспектор пехоты Жюльен Дюфье (Julien Dufieux) всеми силами отбивался от H 35, но вслед за кавалеристами ему пришлось смириться.

Итого, за сказочными историями о мудром выборе кавалеристов и одумавшейся пехоте скрывается банальный факт. Министр Жан Фабри и главнокомандующий Морис Гамелен буквально заставили пехоту и кавалерию принять сырой танк, который те никогда не хотели.

Работа над ошибками


Фирма Hotchkiss понимала, что H 35 получился посредственным танком и его нужно переделывать. Прежде всего это касалось силовой установки. И здесь инженерам пригодились наработки по гоночным автомобилям Hotchkiss, которые не раз выигрывали ралли Монте-Карло. В 1937 году на H 35 испытали гоночный мотор мощностью 117 л. с. Танк стал заметно подвижнее, однако трансмиссия не могла выдержать более высокий крутящий момент. Требовались серьёзные изменения конструкции.


Богатый внутренний мир H 39 из музея в Сомюре. Литой корпус состоял из нескольких больших частей и мог разбираться как конструктор

В 1938 году Hotchkiss представила новую модель H 35. Главным отличием стал 120-сильный двигатель на основе гоночного мотора. Для его установки кормовую часть заметно увеличили, заодно повысив запас топлива со 180 до 207 литров. Толщину брони довели до требуемых 40 мм, трансмиссию также улучшили. В результате масса танка выросла до 12 тонн, поэтому инженеры отказались от резиновых бандажей и расширили траки на 2 см. Испытания показали, что новый танк получился гораздо лучше старого. Максимальная скорость выросла до 36,5 км/ч, при этом вождение стало гораздо проще. Правда, новый двигатель оказался довольно прожорливым. По немецким данным, SOMUA S 35 по дорогам потреблял 225 литров на 100 км, а гораздо более лёгкий Hotchkiss ненамного меньше – 190 литров. Поэтому несмотря на увеличение топливного бака, запас хода сократился со 150 до 120 км.

Новую модель приняли на вооружение 18 февраля 1939 года как Char léger modèle 1935 H modifié 1939. Обычно её название сокращают до H 39, но иногда можно встретить обозначение H 38. Путаница возникла из-за того, что до принятия фирма Hotchkiss называла новую модель Char léger modèle 1938 série D. Подобно предшественнику, Н 39 поставлялся как пехоте, так и кавалерии, причём теперь пехота была главным заказчиком.


Сдача партии H 39 весной 1940 года. Танки оснащены хвостами и пушками SA 38

В 1940 году началась программа модернизации лёгких танков. Как и R 35, изначально H 35 и H 39 оснащались очень слабыми допотопными пушками SA 18 калибра 37 мм. Часть этих орудий попросту сняли с отслуживших Renault FT ради экономии. В конце 1939 года французы освоили производство новой пушки SA 38 того же калибра, но куда более мощной. Всего успели выпустить 800 орудий, поэтому на все танки их не хватило. Кроме того, многие H 39 получили хвост для преодоления окопов, на него крепили запасное колесо и ящик ЗИП. А командирские машины даже оснащались радиостанциями. В целом, это были самые сбалансированные и боеспособные лёгкие танки Франции.

Из худших в лучшие


У читателя могло сложиться впечатление, будто затея с танками Hotchkiss была неудачной с самого начала. Дескать, не имевшие опыта инженеры предложили никудышный танк, а Фабри и Гамелен навязали его недовольным военным. Это не так. Чтобы развеять некоторые заблуждения, мы намеренно рассмотрели историю очень критично. Теперь же отдадим действующим лицам нашего рассказа должное.

Генерал Морис Гамелен был одним из самых умных и уважаемых военных своего времени. С 1933 года он руководил реорганизацией французской армии, готовя её к войне. Несмотря на почтенный возраст, Гамелен был горячим сторонником механизации. Проводить её было совсем непросто. Франция значительно уступала Германии по населению и промышленному потенциалу. Из-за экономического кризиса денег остро не хватало, вдобавок левое правительство Леона Блюма проводило сомнительную политику. В таких условиях приходилось идти на компромиссы.


H 39 на немецкой службе. У танка характерный хвост с ящиком и запасным катком. Немцы срезали купол башни и добавили двухстворчатый люк. Французам идея с куполом тоже не нравилась

H 35 плохо подходил на роль кавалерийского танка. Но хотя Фабри заблуждался, его решение в итоге оказалось верным. Для оснащения трёх механизированных лёгких дивизий (division légère mécanique, сокращённо DLM), аналогичных немецким танковым дивизиям, требовалось 600 S 35. Однако до конца войны завод SOMUA успел собрать 427 танков. Чем их можно было заменить? Renault срывала планы поставок, погружаясь в финансовую катастрофу. Её кавалерийские танки AMR 35 и AMC 35 получились очень неудачными и постоянно ломались. Фирма Hotchkiss же всего за два года собрала почти 300 танков для новых кавалерийских дивизий. На фоне AMR 35 даже H 35 был эталоном надёжности.

Проблем хватало и у пехоты. Заводы Renault не могли собрать достаточное количество R 35 в разумные сроки. Перспективный FCM 36 был выпущен небольшой серией всего в 100 танков. Фирма FCM заломила слишком высокую цену, а её мощности ушли на программу Char B1. И вновь Hotchkiss помогла восполнить дефицит бронетехники. В итоге её танки стали вторыми по численности после R 35. И хотя ранние H 35 были неудачными, H 39 получились куда лучше своих конкурентов. Показательно, что из всех трофейных французских танков немцы предпочитали именно H 39 и S 35. Совсем неплохо для фирмы, которая до H 35 вообще не занималась танками.

Источники:
* Steven J. Zaloga. French Tanks of World War II (1). Infantry and Battle Tanks
* Юрий Пашолок. Отвергнутые пехотой, приглянувшиеся кавалерии (https://warspot.ru/11331-otvergnutye-pehotoy-priglyanuvshiesya-kavalerii)
* Журнал GBM
* Panzer Tracts №19-1. Beute-Panzerkampfwagen
116 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +9
    10 октября 2023 04:48
    Спасибо за статью, позновательная информация hi
    1. +11
      10 октября 2023 10:21
      Присоединяюсь,было интересно!Автору благодарность за труд!
  2. +4
    10 октября 2023 04:52
    Утро доброе!
    И здесь самое время вспомнить о танке APX. Судя по всему, это был первый в мире танк с двухтактным дизельным двигателем. Его фотографии не сохранились, хотя известно, что опытный образец был построен к октябрю 1935 года.

    Первенство в оборудовании танков дизельными двигателями оспаривают Япония с Тип89 «Оцу» и Польша с 7ТР. Обе модели увидели свет в 1933. Так, что паритет точно не за французами.

    Японец

    Поляк.
    1. +5
      10 октября 2023 07:55
      Так, что паритет точно не за французами.
      Чуть ошиблись: приоритет, а не паритет. hi
    2. +3
      10 октября 2023 08:36
      Двухместный дизель,по моему это ключевое слово
    3. +13
      10 октября 2023 09:39
      Прочтите внимательно - первый в мире танк с двухтактным дизелем. На японцах и на поляке дизели были четырёхтактными. Сказки о японских двухтактных танках я уже разбирал: https://vk.com/wall-47459176_76796
    4. +3
      10 октября 2023 15:03
      Влад, привет! hi
      Американцы колотили эти японские коробки точно так же как немцы французские.



      1. 0
        10 октября 2023 17:58
        Вечер добрый!!! hi
        Японские "коробочки" сильно уступали "коробочкам" американским.
        И артиллерия ПТО так-же "звёзд с неба не хватала".
        А вот тевтонцы из орудий много "коробочек" французов и британцев пожгли. Да и наших то-же...
        1. 0
          10 октября 2023 20:00
          И Вам добрый вечер, Алексей! smile
          Кто-то написал (не помню кто), что "японские танки, кроме чувств сожаления, других не вызывали". belay
          1. 0
            10 октября 2023 20:35
            Да да да! Рад Вам, Дядя Костя!!! drinks
            Танковая промышленность не была в фаворе у военных и императорского двора. И театры боевых действий японских армий были местами труднопроходимыми для бронетехники.
            Но и её полное отсутствие или низкие характеристики имевшихся танков очень сильно влияло на успехи японских солдат.
            Все силы и скудные ресурсы уходили авиации Сухопутных Сил и ВМФ Японии (корабли, корабельная авиация, собственная брлнетехника)!
            Так же японцы не видели нужды в больших танковых соединениях.
            А чувство сжаления могут вызвать любые танки врага уничтоженные до подхода к окопам своей пехоты.
            Однако советским десантникам при штурме острова Шумшу встреча с танками японского 11-го танкового полка не показалась похожей на передачу "Вокруг Смеха"!!!
            По состоянию на август 1945 года в составе полка находилось 64 танка (25 лёгких Тип 95 «Ха-го», 19 средних Тип 97 «Чи-ха» и 20 средних Тип 97 «Шинхото Чи-ха»). Матчасть полка была относительно новая.

            https://warspot.ru/3707-desantniki-protiv-tankov-boy-na-ostrove-shumshu
            1. 0
              10 октября 2023 20:55
              И я рад общению! drinks
              Скучновато было без общения со старыми друзьями.

              По поводу десанта на Шумшу: Так ведь, насколько я помню, у нашего десанта не было бронетехники. Так что, ничего удивительного, что японские ископаемые танки доставили нам многие неприятности. Увы.
              1. +1
                10 октября 2023 23:49
                Начём бы доставили танки на Шумшу?
                Увы с десантными средствами было очень "туго"!
                1. 0
                  13 октября 2023 03:13
                  Зато нашим пригодились противотанковые ружья, которые на западных фронтах уже 3 года как неактуальны были.
              2. +2
                11 октября 2023 10:49
                Цитата: Морской Кот
                По поводу десанта на Шумшу: Так ведь, насколько я помню, у нашего десанта не было бронетехники.

                К моменту отражения японской атаки у десанта были только ПТР и гранаты. Из всей артиллерии с первой волной высадили только четыре "сорокопятки", но они подошли к месту боя уже после его завершения.

                Если бы при планировании десанта изучили и учли гидрографию места высадки, то даже с имеющимися силами десанта атака 11-го танкового полка IJA была бы отражена без особых проблем: первый эшелон высадки по плану включал 3 артиллерийских дивизиона, включая противотанковый, плюс можно было вызвать огневую поддержку кораблей.
                Но из-за камней выгрузка артиллерии затянулась, и она к месту боя не успела. А связь с кораблями обеспечивала одна выжившая рация - остальные либо утопили, либо повредили при высадке на глубине (опять-таки из-за камней).
            2. +2
              11 октября 2023 10:40
              Цитата: hohol95
              Танковая промышленность не была в фаворе у военных и императорского двора. И театры боевых действий японских армий были местами труднопроходимыми для бронетехники.

              Главный для IJA ТВД - Китай - как раз был танкодоступным. Вот только в тех краях даже японский танк был танком.
              Так и варились японцы в собственном соку, разве что Халхин-Гол заставил их призадуматься. Но и после этого развитие и производство японской БТТ было довольно неспешным (финансы + промышленные мощности). И всё бы было хорошо, даже "Стюарты" не были проблемой... но в 1943 году на ТО ТВД приехали "Шерманы". smile
              "Шерман" в Европе: "Только бы не "Тигр", только бы не "Пантера", только бы не ПТ-САУ, только бы не ПТП, куда бы укрыться..."
              Шерман на ТО: "Мва-ха-ха, жалкие людишки - я вам покажу, что такое настоящий танк!"

              Цитата: hohol95
              Однако советским десантникам при штурме острова Шумшу встреча с танками японского 11-го танкового полка не показалась похожей на передачу "Вокруг Смеха"!!!

              Потому что при планировании ДЕСО нужно было хотя бы озаботиться изучением гидрографии зоны высадки. А не начинать высадку на двухметровой глубине - потому что ближе нельзя подойти из-за внезапно (!) обнаруженных камней. А из всей артиллерии высадить в первый день только четыре "сорокопятки", и то слишком поздно.
              Десант на Шумшу - это вообще идеальный пример "как не надо проводить ДЕСО". Сначала японцев любезно разбудили артподготовкой, начатой одной батареей за два часа до высадки. Затем десантные суда начали высадку личного состава десанта на глубинах около 2 м (до берега - вплавь, в полном боевом) - ближе подойти было нельзя из-за камней. В ходе такой высадки были повреждены все радиостанции кроме одной - десант практически утратил связь со штабом и кораблями. Из всей артиллерии с первой волной были высажены 4 "сорокопятки", но они к отражению японской танковой атаки не успели. Десант двинулся вглубь острова, проигнорировав бившие с флангов по кораблям японские противодесантные батареи - которые в результате потопили порядка 7 судов и катеров. Японцы даже умудрились нанести по кораблям десанта БШУ.
              Выкатившиеся на десант танки пришлось останавливать огнём ПТР. Огрехи планирования закрывали личным мужеством: техник-лейтенант Водынин и сержант Рындин легли под танки со связками гранат, старшина первой статьи Вилков и краснофлотец Ильичёв своими телами закрыли амбразуры ДЗОТ.
              И это - 18 августа 1945 года.
      2. +2
        10 октября 2023 18:47
        Вечер добрый Дядя Костя, искренне рад тебя видеть на сайте!
        Японское танкостроительная отрасль, кроме первенства в серийном двигателе заслуживает внимание еще по одному моменту. Это создание универсальной конструкции подвески доя всех типов танков. Впрочем серийный дизельный двигатель тоже был не прост. Его мощность регулировалась путем изменения количества цилиндров.
        С искренним уважением, Влад!
        1. +1
          10 октября 2023 19:52
          Спасибо, Влад! smile Мне тоже приятно общаться с друзьями. drinks
          1. 0
            10 октября 2023 20:24
            Цитата: Морской Кот
            Спасибо, Влад! smile Мне тоже приятно общаться с друзьями. drinks

            Как твое ничего?
            1. +1
              10 октября 2023 20:50
              Да так себе. Существую периодически. Но пока живу -- надеюсь.
              1. +2
                10 октября 2023 21:32
                Цитата: Морской Кот
                Да так себе. Существую периодически. Но пока живу -- надеюсь.

                Давай держись, без тебя «племяш бородатый» совсем распрягался не мяукнуть - не коготочки поточить!!! laughing
    5. +5
      11 октября 2023 00:46
      Цитата: Коте пане Коханка
      Обе модели увидели свет в 1933

      начата разработка
      у Вас на фото Type89 I-Go , но это не точно. "ВЛД" у отцу другая вроде
      Mitsubishi Jukogyo A6120VD
      Модель Type 89 Otsu производство 1934-1942, всего 189 штук

      7TP(VAU 33) изначально имел бензиновый Armstrong-Siddeley . Потом форсированны Saurer BLD=PZIn diesel engine. 235 (Saurer VBLDb) только в 1935.
      Vickers Mk.E, вероятно, двухбашенный, модифицированный в марте 1936 года по стандарту 7TP (№ 1359, т.н. V/7TP)
      дизель от бензинового отличается расположением глушителя (но это не точно): на фото бензиновый

      Но все равно правы:
      японский- первый в мире дизельный
      польский- первый в европе
      Цитата: geraet4501
      Прочтите внимательно - первый в мире танк с двухтактным дизелем

      это только прототип

      FCM 36 стал первым серийным французским танком с дизельным двигателем.
      Seul parmi les chars français, le FCM était équipé d’un moteur Diesel, produit par Berliet. Un premier modèle de type ACRO construit sous licence était sujet à de nombreuses pannes qui compromettaient la réputation des camions Berliet

      Berliet ACRO мощностью 95 л.с. ( от грузовика и все его поносили)
      потом
      Berliet Ricardo- 105 л.с (от грузовика, уже почти не поносили. 16 часов хода давал)
      le capitaine Belbeoc’h
      il y a une nécessité absolue à étudier, pour chaque modèle de char, un moteur qui soit un moteur de char et non pas un moteur pour poids lourd, fut-il même doté de quelques améliorations
      1. +1
        11 октября 2023 20:35
        Искреннее спасибо за развернутый комментарий!
  3. +2
    10 октября 2023 05:49
    Гамелен был горячим сторонником механизации

    Вот это не совсем правильно. Главной военной доктриной Франции в межвоенный период было превосходство обороны над нападением и Гамелен был горячим сторонником этой доктрины...
    1. +7
      10 октября 2023 10:03
      Можно подумать, механизация полезна только при атаке, а в обороне она не нужна. Наоборот, танковые соединения отлично подходят чтобы затыкать дыры в обороне и прикрывать её развёртывание. Собственно, кампания 1940 года началась с того, что французы выдвинулись в Бельгию и прикрыли развёртывание обороны авангардом из двух танковых дивизий.
      1. +5
        10 октября 2023 10:56
        Цитата: geraet4501
        Собственно, кампания 1940 года началась с того, что французы выдвинулись в Бельгию и прикрыли развёртывание обороны авангардом из двух танковых дивизий.

        А потом французы пытались купировать немецкий прорыв тоже силами танковых дивизий. Получив в результате ту же самую картину боевого применения БТВ, что и мы в июне 1941 г. - расслоение танковых соединений на марше, растаскивание соединений чуть ли не побатальонно, ввод в бой соединений, не закончивших формирование.
        1. +5
          10 октября 2023 11:49
          А потом французы пытались купировать немецкий прорыв тоже силами танковых дивизий.

          Это на словах тоже, а на деле никаких единых танковых дивизий у них не было. Четыре DCr сформировали в 1940 году, поэтому с выучкой и составом у них всё печально. В четвёртой DCr вообще была дикая каша из Char B1, разваливающихся на ходу Char D2, кавалерийских SOMUA S 35 и H 39. Вот эти дивизии и пожгли а-ля 1941 год.

          Кавалерийские DLM были гораздо лучше и по составу, и по выучке, по крайней мере две из трёх. Они как раз и остановили немецкий авангард у Анню чтобы армия успела окопаться. Проблема в том, что французы не угадали главное направление немецкой атаки и потратили DLM не там. А лишних DLM у них, увы, не было.
          1. +1
            10 октября 2023 12:39
            Кто виноват французским военным, что с 1931 по 1940 год в кавалерии они создали только ТРИ DLM и ПЯТЬ лёгких кавалерийских дивизий Division Legere de Cavalerie (DLC) и ТРИ танковые дивизии для поддержки пехоты Division Cuirasse (DCR)?
            Каждая из DLC имела 44 танка и бронемашины.
            4-я DLC так и не была полностью сформированна.
            6-я DLC находилась в Тунисе.
            Имелась масса отдельных танковых рот, батальонов, полков и бригад.
            А крупных танковых соединений они боле не создали!
            Да и те во время войны раздёргали на роты и батальоны.
            1. 0
              11 октября 2023 11:17
              Я исходил из семи танковых дивизий: трёх DLM и четырёх DCr.

              Кто виноват французским военным, что с 1931 по 1940 год в кавалерии они создали только ТРИ DLM

              Нарисовали бы они, допустим, шесть дивизий вместо трёх. Тогда в 1940 году у немцев с французами был бы формальный паритет - по 10 танковых дивизий. Но где взять танки для этих дивизий?
              1. 0
                12 октября 2023 19:58
                Нарисовать они могли всё, что угодно.
                Но предпочитали вместо бригад и дивизий создавать отдельные танковые роты и батальоны.
                В 1940 году на границе с ТР французы держали 12 отдельных танковых рот и 49 танковых батальонов.
      2. -2
        10 октября 2023 11:27
        Цитата: geraet4501
        Собственно, кампания 1940 года началась с того, что французы выдвинулись в Бельгию

        Они как выдвинулись, так сразу и задвинулись за линию Мажино wink
        1. +3
          10 октября 2023 11:50
          Вы для начала найдите эту самую линию на карте, может, будет не так смешно.
  4. +2
    10 октября 2023 06:39

    Как же было работать в такой тесноте? К тому же в башне и командир и наводчик и заряжающий в одном лице. Ладно наши пошли на Т 60 и Т70 на эту меру вынужденно, но ведь во Франции в то время не "горело" как у нас, тем не менее пошли на такое спорное решение. Да еще и корпус на болтах.
    1. +3
      10 октября 2023 07:50
      Цитата: Алексей 1970
      Да еще и корпус на болтах

      Болты, литье или сварка, какая разница? С болтами даже легче проводить монтаж/демонтаж/ремонт техники
      1. +7
        10 октября 2023 08:30
        При попадании снаряда, большая. Американцы это быстро поняли.
    2. +5
      10 октября 2023 09:54
      но ведь во Франции в то время не "горело" как у нас

      Именно горело. Если посмотреть хронологию того, как немцы и французы вооружались танками к началу войны, то никакого особого преимущества у французов не было. Шли близко.
      1. 0
        10 октября 2023 10:40
        Близенько, близенько...
        Французы, "почивая на лаврах" и "попадая" в политические и экономический кризисы, отставали от германцев практически во всех сферах сухопутных и авиационных вооружений.
        И танки были лишь частью проблем.
  5. +7
    10 октября 2023 07:02
    Эти танки были хороши уже тем, что позволяли использовать имеющиеся мосты, без усиления и понтонные парки, то есть оперативная маневренность у них была высока...
  6. +3
    10 октября 2023 07:54
    Все эти вопросы давно окутаны мифами...
    Для нас гораздо интереснее развеять мифы об этих танках.
    Мифы?! При всем несомненном высоком качестве представленного материала, автор сам придумал мифы и сам их развеял. Чтобы какое-то явление или предмет оброс мифами, они должны: а) сыграть какую-то важную роль в истории; б) занять умы и быть важными для БОЛЬШОГО числа людей при низкой их информированности.
    Рассмотренная автором тема весьма нишевая и не отвечает обоим критериям: а) не смотря на довольно многочисленный парк, эти танки повлияли на ход мировой истории чуть менее чем никак; б) известны и интересны на постоянной основе узкому числу интересующихся людей (причем вполне информированных людей). Посему нет почвы для прям мифов.
    Компоновка была нетипичной для французов, с двигателем в корме и трансмиссией спереди.
    Заявлено автором прямо в следующем абзаце под фото с Char D1, у которого заднее расположение МТО. Трансмиссия правда тоже сзади, а не спереди. Но! На тот период, говорить о какой-либо типичности и традициях конструкционной компоновки вообще не приходится. Так как танки, как явление в военной инженерной мысли, существовали чуть более 20 лет и все еще шел свободный поиск наилучших решений. Как отдельных узлов, так и оптимальной конструкции в целом.
    1. +6
      10 октября 2023 09:51
      автор сам придумал мифы и сам их развеял


      Это какие мифы я придумал? Что Гочкисс был быстрее Рено? Или что кавалеристы охотно его приняли? Прочтите для начала популярные русскоязычные статьи по этой теме, хотя бы в Википедию загляните.

      На тот период, говорить о какой-либо типичности и традициях конструкционной компоновки вообще не приходится.


      Ещё как приходится. К моменту начала работ по H 35 у французов уже был целый список проектов танков с кормовым расположением трансмиссии. Именно это решение было для них типичным. Прежде чем писать о "свободном поиске наилучший решений", этот самый поиск неплохо было бы обнаружить.

      Переднее расположение трансмиссии у французов появилось на танках Рено и Гочкисс. Рено вырастила AMR 33 из концепта британской танкетки, а в Гочкиссе работал британец Айнсворт. Для сравнения, на конкурирующих танках APX, FCM и Batignolles-Châtillon, а также на AMX 38, трансмиссия была в корме.
  7. +2
    10 октября 2023 08:37
    Цитата: майор Косухин
    Двухтактный дизель,по моему это ключевое слово
  8. +6
    10 октября 2023 08:42
    Именно фирма Hotchkiss впервые предложила делать танки литыми, а заодно расшевелила французскую танковую программу.
    А если заглянуть глубже, то именно Франция стала родоначальницей компоновки современных танков и вращающейся башни.
    1. 0
      10 октября 2023 20:38
      И первая использовала в конструкции танка дерево!
      С уважением, Влад!
  9. +6
    10 октября 2023 09:56
    Весьма добротная статья, автору плюс, почаще бы таких hi
  10. 0
    10 октября 2023 12:12
    Спасибо автору.Не хватает только оценки того цирка, который творился во Франции.Еще раз надо сказать спасибо,прозорливым советским военным и политбюро ЦК ВКП(б) за глубокое понимание,проявленное в деле определения направлений развития бронетанковых войск.
  11. -2
    10 октября 2023 12:15
    Цитата: Голландец Михель
    Цитата: Алексей 1970
    Да еще и корпус на болтах

    Болты, литье или сварка, какая разница? С болтами даже легче проводить монтаж/демонтаж/ремонт техники

    Литая сталь уступает катаной по бронестойкости примерно на 30-50%.Литые детали нельзя цементировать.
    1. 0
      10 октября 2023 12:19
      Цитата: Фома Киняев
      Литые детали нельзя цементировать

      Да ну? Обоснуйте yes
      1. -3
        10 октября 2023 15:49
        Единствое достоинство возможность получения сложных,в том числе разнотолщинных конструкций в ходе одной технологической операции.Процесс цементации достаточно сложен особенно в отношении литых заготовок,имеющих узлы внутренних напряжений.
        1. +2
          10 октября 2023 16:08
          Цитата: Фома Киняев
          в отношении литых заготовок,имеющих узлы внутренних напряжений

          Слово "отпуск" (это не ваш, это детали - отпуск) - не слыхали?

          Цитата: Фома Киняев
          Процесс цементации достаточно сложен особенно в отношении литых заготовок,имеющих узлы внутренних напряжений

          Это горячечный бред, дружище.
    2. -5
      10 октября 2023 12:54
      Литые детали нельзя цементировать.

      Хома, Ваше стремление писать комментарии обратно пропорционально Вашим знаниям. Попробуйте перед тем как писать - читать, тогда не будете выглядеть durakom.
      1. -3
        10 октября 2023 15:38
        Тебе и выглядеть дураком абсолютно не зачем,и так всем ясно кто есть на самом деле...
    3. +2
      10 октября 2023 13:42
      Цементация - это насыщение поверхностного слоя металла углеродом, с целью повышения его твердости, при этом внутренний слой остается вязким. это что на память со второго курса вспомнилось. Все это дело происходит в специально печи при температуре если не изменяет память около 900 градусов. Так почему нельзя? Учился я давно правда еще в СССР, может с температурой погрешность, но не сильно я думаю.
      1. -5
        10 октября 2023 15:37
        Цеминтируют только плоские детали детали.
        1. +3
          10 октября 2023 16:09
          Цитата: Фома Киняев
          Цеминтируют только плоские детали детали

          Так, суду все ясно, свободны yes
    4. +2
      10 октября 2023 14:20
      Цитата: Фома Киняев
      Литая сталь уступает катаной по бронестойкости

      О той бронетехнике, о которой идёт речь в статье, совершенно не критично, из какой стали выполнена конструкция танка. Любое попадание в нее будет критичным
      1. +2
        10 октября 2023 15:41
        Французские военные желали, чтобы броня их лёгких танков выдерживала попадания 25мм бронебойных снарядов пушки SA 34.
        Но 40мм литой лобовой брони R-35 из 22-х выстрелов "выдержала" только 9!
        13 снарядов пробили броню.
        Так, что французские сталевары подвели собственных военных. Или конструкторы-танкостроители не объяснили военным, что 40мм литой брони не тождественны 40мм брони катанной.
        1. -4
          10 октября 2023 15:57
          Дело не сталеварах а в цене,корпус собранный из литых деталей на порядок дешевле чем сваренный или собранный из катаных бронелистов.Уровень развития металлургии во Франции был на высоком уровне.
          1. +2
            10 октября 2023 18:14
            Именно в сталеварах!
            Они несмогли делать большие броневые отливки с хорошим качеством всех частей отливки. И борта корпуса у R-35 были из катанной гомогенной брони.
            https://dzen.ru/a/X4RzTKFEw1onpALx
            Для начала, специалисты филиала НИИ-48 назвали и литую, и катаную броню французского танка менее качественной, нежели сталь 8С, которая использовалась для советских танков. В ходе обстрела из советской 45-мм противотанковой пушки катаные борта давали отколы размером до 3-х калибров. Это к вопросу о том, какого реально качества была французская гомогенная броня. Да и литые детали, про которые французские историки часто пишут как о высоком качестве, показали себя не очень. Отмечалась большая неоднородность по бронестойкости, которую связались с разными толщинами и твердостью. При такой ситуации про качественное литьё говорить довольно сложно. Да, детали хорошо стыковались другом, и поверхность выглядела более качественно, вот только это совсем не гарантирует высокую стойкость брони, как можно заметить по результатам изучения. Да и болтовые соединения показали себя не особо хорошо. При попадании 45-мм противотанковой пушки в борт болты, соединяющие правый борт с подбашенной коробкой, оказались сорваны. Финальным аккордом стал обстрел из 76-мм пушки, на дистанции 50 метров, со второго выстрела, башню сорвало с погона. Это скорее было для галочки, ибо от таких орудий броня Renault R 35 и не должна была защищать.
            1. -2
              10 октября 2023 20:23
              непонятно какое отношение к стойкости брони имеют оторвавшиеся болты или сорванная с погона башня?
              1. +3
                10 октября 2023 21:01
                Цитата: Фома Киняев
                непонятно какое отношение к стойкости брони имеют оторвавшиеся болты или сорванная с погона башня?

                Общеизвестный факт. При попадании в броню французских танков с литой броней на болтах - последние срезало и при повторном попадании танк раскрывался как раковина.
                1. +1
                  11 октября 2023 11:09
                  Кому там что общеизвестно? На 1940 год половина немецкого танкового парка - Pz.Kpfw.I и Pz.Kpfw.II. Против них 40 мм литой брони была адекватной защитой. У SOMUA максимальные и приведённые толщины были несколько больше, его не каждый 37-мм снаряд мог пробить.

                  При пробитии литых танков снарядами малых калибров оставались пробоины. Конечно, если прилетит большой калибр, да ещё и с детонацией боекомплекта, то корпус разваливался. Но это же касалось и немецких танков. В одном случае срывало литую деталь и болты срезало. В другом, листы трескались и проламывались. Напомню, у немцев корпуса тоже были составными и не полностью сварными.
                  1. 0
                    12 октября 2023 20:00
                    Напомню, у немцев корпуса тоже были составными и не полностью сварными.

                    Объясните эту свою фразу!
                    1. 0
                      14 октября 2023 15:07
                      Все массовые немецкие танки до появления Тигров и Пантер имели составные корпуса. Они не были сварными целиком и собирались как конструктор. Аналогично и французские литые танки собирались из больших деталей как конструктор.

                      Например, у SOMUA S 35 можно снять башню, подбашенную коробку и верхюю часть моторного отделения. Останется ванна с "потрохами". Точно так же можно разобрать любой серийный немецкий танк того времени.
                      1. 0
                        15 октября 2023 15:10
                        По Вашим словам получается, что подбашенная коробка немецких танков крепилась к нижней "ванне" корпуса не сваркой, а допустим болтами.
                        И по этому её было легко отделить от нижней "ванны"?
                      2. 0
                        15 октября 2023 19:10
                        Сборка Pz.Kpfw.III, нижняя часть корпуса
                        https://sun9-70.userapi.com/impg/yQ0kLSvpDV5reXvd8WZbb23ufIPvBo04Lq0NOg/3m_FeTd18Dc.jpg?size=1024x657&quality=95&sign=29e25280be2cb8bbde92799fe3b7be15&type=album

                        Демонтаж подбашенной коробки
                        https://sun9-55.userapi.com/impg/Z6bX_kaSWn8vHodpnn2GR4DfytLTVYBI5_QCzA/0cQ0UDyLZvc.jpg?size=1508x983&quality=96&sign=7f3b3f1ed28f4aed1fd0ac2b1867ba8e&type=album

                        Демонтаж крыши МО
                        https://sun9-52.userapi.com/impg/y__4JHa7U3vpWdb5MxNMcPVJyVuCUe1PmJxIjg/oJ_hHmsaYH0.jpg?size=2076x1442&quality=96&sign=29e1f0695807d3c9fe57e9cdc7a7414f&type=album

                        Для сравнения, нижняя часть корпуса SOMUA S 35
                        https://sun9-2.userapi.com/impf/aHP4h7MiBFklmbaPVqT6SXZP532mxZ2Onk6wMQ/UuWUV49H9QY.jpg?size=1130x963&quality=96&sign=2fac294802581337c75c43622aa0d34c&type=album

                        Демонтаж крыши МО Hotchkiss
                        https://avatars.dzeninfra.ru/get-zen_doc/1671180/pub_624c72b7a5e5cd6aa733daaf_62781e67f680416ea3d3faad/scale_2400
              2. +3
                10 октября 2023 23:32
                Такое же отношение, какое имели болты на которых были собраны чешские танки использовавшиеся в Вермахте!
                Мало того, что чешская броня была хрупкой так ещё и разрушенные болты поражали экипаж и внутреннее оборудование.
                А французские танки "разваливались" на составные части.
                1. -2
                  11 октября 2023 00:48
                  Чешские танки были на заклёпках,и собирались из катаной брони...
                  1. +1
                    11 октября 2023 07:45
                    Из катанной, но очень посредственного качества. А заклёпки, как и болты разваливались и своми внутренними осколками секли экипаж танка.
      2. Комментарий был удален.
  12. -2
    10 октября 2023 16:16
    Цитата: Репеллент
    Это горячечный бред, дружище.

    Мощный аргумент...чот заваняло протухшим форшмаком...
  13. +5
    10 октября 2023 19:35
    Маленький тапок: Фабри был министром вооружений (ministre des armements), а не военным министром (ministre de la guerre). Это были разные должности.

    И для него характерна была яростная защита интересов промышленников, иногда в ущерб делу.
    Так, после начала войны он вместе с Раулем Дотри встал в жёсткий стык с Гамеленом, требуя продолжать вал по бронеавтомобилям Панар AMD-35, в то время как Гамелен считал их морально устаревшими и требовал срочно начинать производство AM40 (то, что потом, спустя почти 10 лет, станет EBR)
    1. -1
      10 октября 2023 20:28
      Дельный коммент.Проблема как раз была децентрализации разработок,когда каждая фирма через своих лоббистов проталкивало то что ей выгодно.Кстати руководство Франции хорошо понимало суть проблемы.Поэтому социалисты начали национализацию,в частности в авиационной промышленности.Но было уже поздно.
      1. +1
        11 октября 2023 11:31
        Проблема как раз была децентрализации разработок,когда каждая фирма через своих лоббистов проталкивало то что ей выгодно.

        Децентрализация разработок - это не проблема, а решение проблемы в разумных пределах. У немцев накануне войны был очень централизованный порядок создания танков. После провала новой линейки танков Книпкампа немцы принялись вводить децентрализацию, чтобы подстраховываться конкуренцией.

        И с чего это вы ставите знак равенства между децентирализацией и лоббированием? Можно подумать, в централизованной системе лоббирование невозможно. Наоборот, именно в такой системе лоббирование цветёт и пахнет, как было у тех же немцев.

        Поэтому социалисты начали национализацию,в частности в авиационной промышленности.

        Какие социалисты молодцы.

        По одной из оценок в 1938 году в Германии на сборке планеров и авиадвигателей было задействовано 102 000 рабочих, а в Англии 138 000. Для сравнения, во Франции всего 47 000. В Германии рабочие трудились до 60 часов в неделю, в Англии 48 часов + 10 сверхурочных в неделю. А во Франции социалисты незадолго до мировой войны ввели 40-часовую рабочую неделю, при том, что рабочих остро не хватало. Вдобавок, национализация внесла дополнительную неразбериху и не достигла планируемых целей. Искусственно установленное повышение заработной платы было съедено инфляцией.

        Радиальные французские коммунисты вообще занимали пацифистские позиции. К концу 30-х годов они так надоели, что коммунистов запретили вслед за фашистами.

        Нужно совсем немного натяжек и фантазии, чтобы назвать деятельность этих людей саботажем обороны. Очень уж они заботились о простых французских рабочих, можно подумать, под немецкой оккупацией им жилось замечательно.
        1. -1
          11 октября 2023 11:58
          Цитата: geraet4501
          Децентрализация разработок - это не проблема, а решение проблемы в разумных пределах. У немцев накануне войны был очень централизованный порядок создания танков. После провала новой линейки танков Книпкампа немцы принялись вводить децентрализацию, чтобы подстраховываться конкуренцией

          Речь идет не о централизации разработок, а об централизованным управлением промышленностью.Подвеску Книмкампа приняли не от отсутствия альтернативных решений.Социалисты не могли изменить положение которое сложилось до них-времени не хватило.А вот социалисты в СССР вполне.
          1. 0
            11 октября 2023 14:58
            Речь идет не о централизации разработок, а об централизованным управлением промышленностью.

            Которое означает централизацию разработок. Вы играете в слова.

            Подвеску Книмкампа приняли не от отсутствия альтернативных решений.

            Никаких подвесок Книпкамп не создавал. О провале его линейки можете почитать у меня на варспоте: https://warspot.ru/15562-avtostradnye-tanki-po-nemetski

            Социалисты не могли изменить положение которое сложилось до них-времени не хватило

            Социалисты во Франции как раз начали менять положение в худшую сторону. Вы переносите ответственность за приумноженный ими бардак на предыдущие правительства.
    2. +2
      10 октября 2023 20:42
      А Гамелен не думал о времени требовавшемся для постановки в производство новой машины?
      Более сложной чем AMD-35.
      При этом "Панар" справлялся сосвоими задачами разведывательного бронеавтомобиля. И его пушка могла бороться с лёгкой бронетехникой тевтонцев.
    3. 0
      11 октября 2023 11:35
      Маленький тапок: Фабри был министром вооружений (ministre des armements), а не военным министром (ministre de la guerre). Это были разные должности.

      Этот момент я проглядел, думал, это просто разные формулировки в рамках одной, по сути, должности.

      Так, после начала войны он вместе с Раулем Дотри встал в жёсткий стык с Гамеленом, требуя продолжать вал по бронеавтомобилям Панар AMD-35

      Звучит разумно. На фоне двухместного Sd.Kfz.221 с пулемётом и без радиосвязи, AMD 35 даже в 1940 году смотрелся очень хорошо.
    4. 0
      14 октября 2023 11:46
      Да, несколько промахнулся: Фабри некоторое время совмещал оба поста, и военного министра, и миноборонпрома.
  14. +4
    10 октября 2023 21:26
    Цитата: Фома Киняев
    Дельный коммент.Проблема как раз была децентрализации разработок,когда каждая фирма через своих лоббистов проталкивало то что ей выгодно.Кстати руководство Франции хорошо понимало суть проблемы.Поэтому социалисты начали национализацию,в частности в авиационной промышленности.Но было уже поздно.


    В авиации ещё большая порнография вышла, с 6 госкорпорациями со взаимопересекающимися программами, 4 двигательными конторами (без учёта шарашки им. Клерже и автомобилистов) и при этом монопольными поставщиками "мелких" компонентов, вроде винтов (Ратье), амортизаторов шасси (Мессье), карбюраторов и прицелов (Бронзавиа).
  15. +2
    10 октября 2023 21:50
    Цитата: hohol95
    А Гамелен не думал о времени требовавшемся для постановки в производство новой машины?
    Более сложной чем AMD-35.
    При этом "Панар" справлялся сосвоими задачами разведывательного бронеавтомобиля. И его пушка могла бороться с лёгкой бронетехникой тевтонцев.


    А у него все было по плану.
    Германская промышленность должна была начать показывать первые признаки удушения к весне 1941 года, а сокрушение фронта относилось на кампанию 1942 года.

    Как я шутил в свое время - после Первой Мировой пленные немецкие генштабовцы покусали французов, вот эти вот стройные и красивые планы, предполагающие, что противник будет воевать, как ему положено.
    С теми же Арденнами - штабные игры в начале 1930-х дали те же 5 суток, что и в реальности, на то, чтобы условные немцы их преодолели - при условии отсутствия массовых авиаударов по автоколоннам, ползущим по горным шоссе, которые все просто парализуют.
    Поэтому Гамелен решил, что туда полезет только самоубийца, и когда немцы таки туда полезли - никаких средств для авиаударов под рукой не нашлось, а генштаб лишь растерянно спрашивал кавалеристов и авиаразведчиков "а вы уверены, что они там? Нет, вы точно уверены?"

    Единственное, немцы решили, что один раз прокатило - прокатит ещё раз, и получили ад со снабжением в Арденнах-44.
    1. +1
      10 октября 2023 23:39
      За 4 года "всё немножко" поменялось!
      У тевтонов было меньше техники и людей, а у британцев и американцев больше! Особенно авиации.
      1. 0
        11 октября 2023 11:01
        Цитата: hohol95
        У тевтонов было меньше техники и людей, а у британцев и американцев больше! Особенно авиации.

        ЕМНИП, авиацию в начале "вторых Арденн" приковало к земле метео.
        Что же до сил, до да - немцам в 1944 г. даже в теории не хватало сил для захвата южного "углового столба" зоны прорыва - Бастони. И они, проникшись глубоким оптимизмом, решили: Бастонь - обойти и блокировать, все силы бросить на достижение основной цели операции до того, как Союзники начнут контрудары с севера и юга. Кто их штабистов покусал - неизвестно, но немцы таким образом самостоятельно влезли в свою любимую ловушку, которую они неоднократно устраивали РККА в 1941-1943: замедлить ударную группу, удержать угловые столбы - и захлопнуть котёл, подрезав его горловину с флангов. Более того, Бастонь была не только "угловым столбом", но и пробкой на коммуникациях южного фаса немецкого прорыва.
        Немцев в Арденнах от котлования спасло только то, что северный "угловой столб" Союзники не удержали.
        1. 0
          11 октября 2023 12:12
          Авиация союзников стояла на земле вначале наступления тевтонцев, но при изменении метеообстановки "расправила крылья" и ринулась в бой.
  16. -2
    10 октября 2023 22:35
    Цитата: Коте пане Коханка
    При попадании в броню французских танков с литой броней на болтах - последние срезало и при повторном попадании танк раскрывался как раковина

    Это ясно,но к качеству брони это не имеет никакого отношения.буржуи просто решили сэкономить.Только и всего.Но это не значит что они не могли катать броню,вполне могли-но это дорого.
    1. +1
      10 октября 2023 23:36
      Катать долго и дорого. Потом крепать или на болты сажать или варить.
      Вот и придумали французы отливать крупные детали и соединять их болтами.
      Но их отливки были очень сложными и они не добились требуемых параметров стойкости всех частей этих отливок.
      Перемудрили они.
      1. 0
        11 октября 2023 00:52
        Справедливости ради необходимо отметь тот факт что литьём корпусов танков занимались активно в США и СССР именно по причине технологичности,особенно с учётом дифференцированного бронирования.
        1. -1
          11 октября 2023 07:48
          Занимались. Но в СССР литые части корпусов соединяли сваркой, а не болтами, как французы и американцы.
          И форма литых башен или частей корпуса советских танков была намного проще французских.
        2. +1
          11 октября 2023 11:20
          Цитата: Фома Киняев
          Справедливости ради необходимо отметь тот факт что литьём корпусов танков занимались активно в США и СССР именно по причине технологичности

          Литая броня в СССР пошла на танки не только по причине технологичности, но и по причине утраты двух наиболее мощных довоенных заводов по производству катаной брони. В результате, после эвакуации и налаживания производства на новом месте ситуацию с браком кое-как удалось выправить только для катаной брони толщиной не более 45 мм.
          60-мм и 75-мм листы производились с большим процентом брака и были в дефиците. Из-за этого ту же "формочку" пришлось перерабатывать под 45-мм броню, а новый ТТ проектировать с максимальным использованием литья.
          Ещё одной проблемой с катаной бронёй была её сварка. И если с 45-мм листами особых проблем не было, то на листах 75 мм и более растрескивание сварных швов на испытаниях то и дело появлялось.
          1. -2
            11 октября 2023 22:53
            Брехня.зачем тогда после войны все дружно начали производить литые башни?
            1. 0
              12 октября 2023 20:02
              Научились делать качественные броневые отливки больших размеров!
              Вот и весь секрет.
      2. 0
        11 октября 2023 11:03
        Катать долго и дорого. Потом крепать или на болты сажать или варить.
        Вот и придумали французы отливать крупные детали и соединять их болтами.

        У французов был дефицит сварщиков, поэтому для ускорения и удешевления работ они придумали собирать корпуса из больших литых деталей на болтах. Альтернатива - куча небольших листов на заклёпках. У Рено не хватало сварщиков, поэтому от сварного Char D2 отказались в пользу сборки на гужонах. Гочкис и Сомюа заказывали литьё подрядчикам. У FCM были сварщики, FCM 36 получился сварным.

        они не добились требуемых параметров стойкости всех частей этих отливок.

        Качество литья действительно гуляло, да и настоящая противоснарядная броня по меркам тех лет начинается от 50-60 мм без наклона. Это лобовая броня StuG III и Char B1 bis.

        С другой стороны, добрая половина немецких танков на 1940 год - это Pz.Kpfw.I и II, для которых даже 40 мм литой брони уже серьёзная преграда. Так что компромисс был вполне адекватным. У других стран с защитой танков в среднем по больнице было ещё хуже.
        1. 0
          11 октября 2023 12:25
          С другой стороны, добрая половина немецких танков на 1940 год - это Pz.Kpfw.I и II, для которых даже 40 мм литой брони уже серьёзная преграда. Так что компромисс был вполне адекватным. У других стран с защитой танков в среднем по больнице было ещё хуже.

          С другой стороны основными орудиями ПТО в Вермахте были 37-47мм!
          Пробивавшие "противоснарядную" броню французских лёгких танков с дистанции 300м.
          У французских танковых начальников, на мой взгляд, с "компромисами" в конструкциях танков всё было печально!
          При относительно "противоснорядной" броне танки имели бесполезное вооружение, проблемы с подвижностью и надёжностью. Одноместные башни средних и тяжёлых танков вообще похожи на изделия "врагов народа"!
          Хотя слыхал однажды, что Хрущёв заявлял на собрании с военными о необходимости беречь советский народ.
          И заявил, что если потребуется то конструкторы будут делать двух или одноместные танки для Советской Армии! Возможно это побасенка!
          1. +1
            11 октября 2023 14:54
            У французских танковых начальников, на мой взгляд, с "компромисами" в конструкциях танков всё было печально!

            То ли дело немцы. Их танки с бронёй не толще 30 мм пробивались 25-мм пушкой Гочкисса, 37-мм танковой пушкой SA38 и 47-мм пушкой SA35. Это не говоря о SA37, которая пробивала 70 мм брони на 800 метрах. Даже разведчик AMD 35 своей 25-мм пушкой мог превратить в решето любой немецкий танк. Напомню, в базовой версии у Sd.Kfz.221 был один пулемёт винтовочного калибра.

            При относительно "противоснорядной" броне танки имели бесполезное вооружение

            Что именно бесполезно - 47-мм пушка СОМЮА? 75-мм главный калибр B1? Или SA38 на фоне немецкой 20-мм автопушки?
            1. -1
              11 октября 2023 19:24
              37мм SA-18. Основное и бесполезное орудие французских танков предвоенного периода выпуска.
              Танков с орудием SA-38 было намного меньше.
              47мм SA-35 хорошая пушка.
              Но нравятся ли Вам, уважаемый Автор, одноместные башни французских танков?
              Командир танка "и швец и жнец и на дуде игрец..."
              Отсюда и неполное использование возможностей этого орудия.
              И на S-35 и на В-1/В-1bis.
              А от 75мм SA-32 проку было меньше чем от подобных орудий у танков "Черчиль" (британцы гаубицы из лобового листа корпуса потом убрали) и естественно от 75мм пушки американского танка М-3 Средний.
              А у тевтонских танков были преимущества перед французскими ввиде лучшей маневренности и подвижности. А уж Pz.38(t) и подавно были лучше своих оппонентов из Франции в классе лёгких танков!
              Хотя германцы их использовали, как эрзац-средние танки.
              1. +1
                12 октября 2023 11:38
                37мм SA-18. Основное и бесполезное орудие французских танков предвоенного периода выпуска.

                Не более бесполезное, чем пулемёты Pz.Kpfw.I.

                А от 75мм SA-32 проку было меньше чем от подобных орудий у танков "Черчиль"

                Очередное голословное утверждение. У Черчилля к двухфунтовке не было осколочно-фугасных снарядов, а к гаубице отсутствовали бронебойные. Вдобавок у него не было нормальной системы наведения гаубицы. У Char B1 были бронебойные и фугасные снаряды ко обоим пушкам и очень точная система наведения корпуса.

                Но нравятся ли Вам, уважаемый Автор, одноместные башни французских танков?

                Конечно, нет. Это один из главных просчётов французов перед войной. На тот же СОМЮА надо было ставить двухместную башню от AMC 35 с усиленной бронёй. А так сэкономили на спичках.
                1. 0
                  12 октября 2023 13:38
                  Не более бесполезное, чем пулемёты Pz.Kpfw.I.

                  У французской армии отсутствовали танки с пулемётным фювооружением?
                  AMR 33 - 1 × 7,5-мм «Рейбель» m1931.
                  Мишут, что изготовленно было 123 штуки.
                  AMR 35 - 87 танк с 7,5мм пулемётом; 80 танков с 13,2мм пулемётом; 10 танков с 25мм SA 35 в башне; 10 "САУ" с 25мм SA 35 в корпусе.
                  Имелось 1560 «Рено FT».
                  536 «Рено FT» находилось в войсках
                  Не думаю, что все FT были вооруженны пушкой SA 18!
                  Не густо, но и не пусто.
                  Char B1 мог атаковать укреплённые линии обороны. Возможно он был бы хорошь в этом.
                  Но этим танкам пришлось вести маневренную войну и именно на них тевтонцы испытали "противотанковые свойства" своих 88мм зенитных орудий.
                  Сильно сомневаюсь о возможности стрельбы из 75мм орудия по движущимся целям.
                  У французских военных начальников была "гениальная идэя" по унификации танковых башен.
                  https://warspot.ru/15942-koloss-na-glinyanyh-nogah
                  Беда заключалась в том, что по ряду причин французские военные унифицировали танки разных типов по башням. Создается полное впечатление, что Эстьен сотоварищи в упор не хотели видеть, что происходит в остальном мире.


                  Но главные причины поражения находились в "головах" французских политиков, военных и простых граждан!
                  1. 0
                    14 октября 2023 15:03
                    У французской армии отсутствовали танки с пулемётным фювооружением?

                    Пулемётные AMR 33 и AMR 35 были выпущены совсем в небольших количествах. Французы быстро поняли, что их вооружение устарело, поэтому часть машин вооружили крупнокалиберными пулемётами и 25-мм пушками. Для сравнения, немцы выпускали пулемётные Pz.Kpfw.I в больших количествах и у них не было никаких планов по их перевооружению. Мало того, они создали Pz.Kpfw.I Ausf.C и Ausf.F с вооружением пулемётного калибра.

                    Сильно сомневаюсь о возможности стрельбы из 75мм орудия по движущимся целям.

                    Что именно позволяет вам так говорить? Начальная скорость бронебойного снаряда калибра 75 мм у Char B1 составляет 470 м/с. У "окурка" Pz.Kpfw.IV - всего 385 м/с. Механизм наведения корпуса Char B1 аналогичен таковому у Strv 103.

                    В известном бою Char B1 Пьера Бийота 75-мм пушкой выбил головной немецкий танк, а 47-мм пушкой подбил замыкающий. А затем устроил побоище остальным.

                    У французских военных начальников была "гениальная идэя" по унификации танковых башен.

                    Можно подумать, в Германии, СССР и США башни не унифицировались и не переставлялись с танка на танк. Особенно это любили делать немцы.

                    Но главные причины поражения находились в "головах" французских политиков, военных и простых граждан!

                    Здесь вы повторяете ошибку Гитлера, который тоже считал, что французские граждание не хотят воевать. Вот только насроения быстро переменились.
                    1. 0
                      15 октября 2023 15:16
                      Можно подумать, в Германии, СССР и США башни не унифицировались и не переставлялись с танка на танк. Особенно это любили делать немцы.

                      Пример можите привести?
                      И по СССР и по Третьему Рейху!
                      Или Вы считаете, что башни Т-26 и БТ-5/7 идентичны?
                      Или же Вы имееете в виду танки Т-28/Т-35?
                      1. 0
                        15 октября 2023 18:46
                        Я занимаюсь, в основном, немцами, поэтому по ним сходу по памяти могу дать целый список:
                        1. 2 cm Haengelafette - открытая башня с 20-мм пушкой и пулемётом. Ставилась на колёсные бронеавтомобили Sd.Kfz.222 и Sd.Kfz.234, полугусеничные Sd.Kfz.250, а также на танки Sd.Kfz.140/1.
                        2. Башня ранних Pz.Kpfw.II пошла на абсолютно новое шасси Ausf.D.
                        3. Планы по установке башни Pz.Kpfw.IV на шасси Pz.Kpfw.III ZW.38. Отменены из-за провала сроков производства.
                        4. Единая башня для танков VK 20 на позднем этапе проектирования (Einheitsturm с Kwk 44).
                        5. Башня Пантеры фирмы Rheinmetall, кстати, тоже рассматривалась как единая (OKH-Einheitsturm). Башня Daimer-Benz для её Пантеры была самодеятельностью, её потом критиковали из-за несовместимого погона. Фирма MAN пыталась было тоже сделать свою башню, но её послали куда подальше.
                        6. Башни Tiger (P) и Tiger H1 унифицированы по погону и были взаимозаменяемы за исключением разных приводов.
                        7. Башня Tiger II имела тот же погон, что и башня Tiger H1 (1850 мм), хотя изначально Porsche хотела погон 2 метра. Его уменьшили ради унификации шасси, потому что были планы ставить раннюю башню на шасси Tiger H1. Французы после войны сделали свой аналог этой башни, но с погоном 2 метра.
                        8. У E 50 и E 75 планировалась единая унифицированная башня.
                        9. Tiger-Maus создавался под ту же башню, что и Maus. У Maus и E-100 одинаковый погон.

                        Всё, надоело перечислять, я не ходячая энциклопедия. Это по немцам-то не полный список, а ведь есть ещё и союзники. Хотите адекватно сравнивать танки разных стран - изучайте разные школы танкостроения.
                      2. 0
                        16 октября 2023 14:37
                        Вот Вы Уважаемый Автор и Пурги то нагнали...
                        Любо дорого зачитаться!
                        5 баллов.
                        Если германцы использовали единую башню для бронеавтомобилей и башни "двоек" были практически идентичны при разных шасси то Ваши пэрлы про планы, срывы производсва и экскурсию в "сладкие сны" по серии Е просто бэсподобны!
                        Аплодисменты!
                        Башни танков 3 и 4 были одинаковы?
                        Али нет?
                        В СССР окромя разных типов малых плавающих танков и бронеавтомобилей одинаковые башни ставились на лёгкие, средние и тяжёлые танки?
                      3. 0
                        16 октября 2023 17:20
                        Ваши пэрлы про планы, срывы производсва и экскурсию в "сладкие сны" по серии Е просто бэсподобны!
                        Аплодисменты!

                        По делу есть что сказать? Или ограничимся аплодисментами, переходящими в овации?

                        Башни танков 3 и 4 были одинаковы?

                        https://warspot.ru/15645-pantservaffe-mezhdu-troykoy-i-chetvyorkoy
        2. +1
          12 октября 2023 13:51
          У французов был дефицит сварщиков, поэтому для ускорения и удешевления работ они придумали собирать корпуса из больших литых деталей на болтах.

          Боевые корабли они так-же на болтах и заклёпках собирали?
          Свои линкоры, крейсеры, эсминцы...
          Как и у британцев.
          Для постройки ВМФ сварщики есть, а для изготовления танков их НЕТ!
          С бронезащитой совоих танков до сентября 1939 года практически у всех стран были "проблемы".
          Которые выявила Гражданская война в Испании. До войны в Испании главным средством ПТО считали крупнокалиберный пулемёт, но 37 и 45мм пушки доказали ошибочность предвоенных теорий.
          После разгрома Польши тевтонцы стали спешно усиливать бронирование своих танков экранированием или увеличением толщины брони у вновь выпускавшихся танков.
          На это их толкнули итоги "встречь" с польскими 37мм пушками.
          1. 0
            14 октября 2023 14:49
            Для постройки ВМФ сварщики есть, а для изготовления танков их НЕТ!

            Что вы хотите этим сказать? Корабельные сварщики должны были всё бросить и побежать варить танки?

            Рено корабли не строила и лишних сварщиков у неё не было. FCM занималась кораблями и выпускала сварные FCM 36. Другой вопрос, что её основные танкостроительные мощности были заняты Char B1, который не был сварным. Этот танк выпускался сразу несколькими фирмами, поэтому его конструкция не учитывала возможности FCM.

            После разгрома Польши тевтонцы стали спешно усиливать бронирование своих танков экранированием или увеличением толщины брони у вновь выпускавшихся танков.

            Задумались после Польши, но на практике добронировали уже после Франции. Например, программа перевооружения и добронирования Pz.Kpfw.III началась в августе 1940 года.
  17. 0
    10 октября 2023 22:39
    Цитата: deddem
    В авиации ещё большая порнография вышла, с 6 госкорпорациями со взаимопересекающимися программами, 4 двигательными конторами (без учёта шарашки им. Клерже и автомобилистов) и при этом монопольными поставщиками "мелких" компонентов, вроде винтов (Ратье), амортизаторов шасси (Мессье), карбюраторов и прицелов (Бронзавиа).

    Да не успели,о чем я и писал.национализация началась когда бывшие частные компании уже закончили процесс разработки,и руководству министерства авиации не оставалось иного выбора кроме как наращивать производство того что есть.Разительная разница с СССР где решение принимались централизовано,с искусственным ограничением производственной линейки ЛА.В конце концов остались два типа истребителей например,как впрочем и в Германии и Британии.
  18. 0
    11 октября 2023 07:51
    Цитата: Фома Киняев
    Цитата: deddem
    В авиации ещё большая порнография вышла, с 6 госкорпорациями со взаимопересекающимися программами, 4 двигательными конторами (без учёта шарашки им. Клерже и автомобилистов) и при этом монопольными поставщиками "мелких" компонентов, вроде винтов (Ратье), амортизаторов шасси (Мессье), карбюраторов и прицелов (Бронзавиа).

    Да не успели,о чем я и писал.национализация началась когда бывшие частные компании уже закончили процесс разработки,и руководству министерства авиации не оставалось иного выбора кроме как наращивать производство того что есть.Разительная разница с СССР где решение принимались централизовано,с искусственным ограничением производственной линейки ЛА.В конце концов остались два типа истребителей например,как впрочем и в Германии и Британии.


    Мы к этому тоже пришли не сразу, перед войной бардак тот ещё был, нарком авиапрома Каганович-младший не просто так застрелился.
    1. +2
      11 октября 2023 11:34
      Цитата: deddem
      перед войной бардак тот ещё был

      Перед войной бардак был немного по другому поводу: наша делегация из Германии привезла информацию о совершенно нереальных темпах производства самолётов в рейхе. Ну и руководство поставило задачу "догнать и перегнать!".
      С одной стороны вышел бардак и брак, с массовым приходом неквалифицированного персонала, бригадами по 18 человек с тремя молотками и 50% брака как великим достижением (М.Ю. Мухин (историк, а не пропагандист) описывал этот период неоднократно и с сочными деталями smile ).
      С другой стороны, этим решением СССР фактически провёл мобилизацию авиапрома и его смежников за год до войны. И если такой бардак был в мирном 1940, то что же творилось бы, когда то же самое пришлось бы проводить военным летом 1941? wink
      Хотя и у нас была монополизация по отдельным узлам и агрегатам:
      Кроме того, большую тревогу внушало то обстоятельство, что ряд важных агрегатов производился на предприятиях-уникумах, являвшихся монополистами в своей сфере. Например, аккумуляторы нового образца производились в СССР на единственном заводе – «Красный Треугольник» в Ленинграде. В случае выхода этого предприятия из строя вся советская авиация осталась бы без аккумуляторов.
      © М. Мухин. Советская авиапромышленность в годы Великой Отечественной войны.
  19. 0
    11 октября 2023 12:03
    Цитата: deddem
    Мы к этому тоже пришли не сразу, перед войной бардак тот ещё был, нарком авиапрома Каганович-младший не просто так застрелился.

    Советское руководство быстро разобралось со случайными людьми в авиастроении-Кагановичем,Сильванским,Таубиным-и достаточно сурово.Вопрос в другом как ответили творцы французской танкостроительной программы 30-х годов-никак?
  20. -1
    11 октября 2023 12:07
    Цитата: geraet4501
    У французов был дефицит сварщиков, поэтому для ускорения и удешевления работ они придумали собирать корпуса из больших литых деталей на болтах

    что значит дефицит сварщиков?Их что вообще во Франции не было?Сколько там тех сварщиков надо было,при черепашьих темпах производства?Проще было и дешевле.Заказал литье в Крезо-Луар и агрегаты у подрядчиков,собрал да и поставил в ВС-профит.Развивать технологии сварки не надо,оборудование закупать и вводить -не надо,сварщиков-не надо.
    1. 0
      11 октября 2023 14:44
      что значит дефицит сварщиков?

      Дефицит означает недостаток, нехватку. Изначально фирма Рено хотела собирать сварные Char D2. Однако у неё не было достаточного числа квалифицированных сварщиков. Требовалось нанимать рабочих и менять технологию сборки корпусов. Этот вариант был дороже, поэтому от сварного корпуса отказались в пользу конструкции на потайных винтах. У Гочкисса вообще не было налаженного производства танков, они собирали машины и огнестрельное оружие.

      Сколько там тех сварщиков надо было,при черепашьих темпах производства?

      С чего вы решили, что темпы производства были черепашьими? В 1938 году немцы собрали 806 танков Pz.Kpfw.II, III и IV, в 1939 году 603 танка, завалив план по новой модели Pz.Kpfw.III. Для сравнения, французы не считая кавалерийских AMR, AMC и SOMUA собрали 422 танка в 1938 году и 1040 танков в 1939 году. Перевес за французами.
      1. 0
        11 октября 2023 20:30
        Забыли "чехов" посчитать.
        Pz.35(t), Pz.38(t).
        1. 0
          12 октября 2023 11:39
          В сравнении французской и немецкой промышленностей чехи не участвуют. Немецкая промышленность и так была заведомо сильнее французской.
          1. 0
            12 октября 2023 13:42
            В чём причина отказа учёта "чехов"?
            ЧехоСловакии нет.
            Есть Протекторат Богемия и Моравия в составе Третьего Рейха. Танки идут в Вермахт.
            А Вы их учитывать не желаете.
            Как будто их и небыло в природе.
            1. 0
              14 октября 2023 14:38
              Перечитайте два моих предыдущих комментария чтобы понять, на какой вопрос я даю ответ.
  21. 0
    11 октября 2023 19:05
    Цитата: geraet4501
    Для сравнения, французы не считая кавалерийских AMR, AMC и SOMUA собрали 422 танка в 1938 году и 1040 танков в 1939 году. Перевес за французами.

    Что ваш тезис о виновности социалистов в ситуации во французком танкостроении,с вашей же статистикой не бьется-вон сколько танков социалисты навыпускали-больше чем вермахт.Кстати во многом благодаря широкому применению литья.
    1. 0
      12 октября 2023 11:43
      Что ваш тезис о виновности социалистов в ситуации во французком танкостроении

      Вы этот "тезис" сами только что придумали.

      Народный фронт провалился, его власть начала трещать уже через год. От этих временщиков было больше проблем, чем пользы. Что социалисты получили, так это новый кризис в 1937 году, отток капитала и снижение промышленности. Танки во Франции выпускали не социалисты, а вполне себе капиталистические фирмы.
  22. -2
    12 октября 2023 22:23
    Цитата: hohol95
    Научились делать качественные броневые отливки больших размеров!
    Вот и весь секрет.

    да,дат научились-брехня...
  23. 0
    12 октября 2023 22:28
    Цитата: geraet4501
    Что социалисты получили, так это новый кризис в 1937 году, отток капитала и снижение промышленности. Танки во Франции выпускали не социалисты, а вполне себе капиталистические фирмы.

    Что то повеяло рецептами гайдара из 90-х.Снижение промышленности это что?Сами же написали про рост производства танков,а там был еще и рост производства авиатехники и количественный и качественный.
    1. 0
      14 октября 2023 14:36
      Снижение промышленности это что?Сами же написали про рост производства танков

      Вам не приходило в голову, что рост производства танков может происходить на фоне снижения промышленности? В 1937 году уровень промышленного производства упал до 70% к 1929 году, а через год Народный фронт окончательно развалился.