Корабельный якорь. Теория и конструкции

72
Корабельный якорь. Теория и конструкции
Корветы пр. 20380 у причала. На форштевнях видны поднятые якоря системы Холла. Фото Минобороны РФ


Стандартный облик современного судна, вне зависимости от его класса и типа, включает целый ряд разнообразных корабельных устройств. Одним из обязательных его атрибутов является якорное устройство. С его помощью обеспечивается стоянка судна или корабля и его удержание на требуемом месте вне зависимости от ветра и течения. При этом якорь и якорное устройство в целом могут иметь разную конструкцию, дающую те или иные преимущества.



Теория якоря


На уровне общей концепции якорное устройство не отличается сложностью. Оно включает лебедку (шпиль или брашпиль), систему управления ею, якорную цепь, собственно якорь, а также набор различных вспомогательных средств и деталей. Предназначение устройства определяет его размещение на судне, а также комплектацию, тип якоря и т.д.

Для удержания судна на стоянке используется т.н. становой якорь. В этом случае якорное устройство размещается в носу корпуса. С целью предотвращения разворота судна и его удержания в заданном положении используются вспомогательные якоря меньшего размера. Такие устройства помещают в корме. Также существуют другие разновидности якорных устройств и якорей с иными задачами, в другом исполнении и т.д.


Адмиралтейский якорь со съемным штоком. Фото Wikimedia Commons

Работа якорного устройства достаточно проста. По команде экипажа, шпиль или брашпиль должен вытравливать якорную цепь и с ее помощью опускать якорь на дно. За счет своей массы и формы якорь сцепляется с грунтом и противостоит попыткам сдвинуть его. При использовании подвижных лап, последние буквально закапываются в грунт. В таком положении якорь удерживается на месте и держит цепь с судном. Извлечь его можно только при подъеме цепи непосредственно вверх.

Ключевой характеристикой любого якоря является т.н. держащая сила. Это отношение силы, требуемой для смещения горизонтально лежащего якоря, к его массе. Также используется параметр «удерживающая способность якоря», характеризующий силу, противостоящую перемещению судна под воздействием течения и ветра. Удерживающая способность является произведением держащей силы и массы якоря.

Держащая сила и удерживающая способность якоря определяются несколькими факторами. Это масса, материал и конструкция самого якоря, а также параметры и особенности грунта, наличие посторонних объектов на нем и т.д. Определенное влияние на общий результат оказывает длина и масса вытравленной якорной цепи, а также степень ее натяжения.


Ледокол "Урал" с якорем Холла. Фото ОСК

Развитие конструкции


Самые первые в истории якорные устройства были крайне простыми. В качестве якоря в них использовался камень подходящего размера, обвязанный веревкой. Отдача и подъем такого якоря осуществлялась вручную. Подобные примитивные конструкции используются до сих пор, но только на маломерных судах и зачастую при отсутствии альтернатив.

В дальнейшем появились более сложные конструкции с повышенной эффективностью. Особенно активно якоря развивались в последние века – на фоне общего развития кораблестроения и судоходства. В результате этих процессов достаточно давно сформировалась традиционная конструкция якоря, которую затем лишь дорабатывали, внося те или иные изменения.

Современные и исторические якоря традиционного облика изготавливаются из металла. В основном используется литье, но существуют и сварные конструкции. Это позволяет получить требуемую массу, прочность и устойчивость при разумной стоимости и технологичности. По тем же причинам используется металлическая цепь.


Якорь атомного авианосца USS John C. Stennis (CVN 74). Размеры и масса изделия соответствуют кораблю-носителю. Фото Минобороны США

Якорь традиционной конструкции имеет удлиненный центральный элемент, т.н. веретено, с которым соединены прочие детали. На одном конце веретена находятся рым и скоба для крепления цепи, на другом помещаются т.н. рога. Рога и веретено могут изготавливаться вместе; в таком случае место их соединения, тренд, выполняется упрочненным. Также внизу веретена может помещаться шарнир, на котором находятся поворотные (подвижные) рога / лапы.

Для улучшения сцепления с грунтом на рогах предусматриваются лапы большей ширины. Кроме того, вблизи рыма может устанавливаться шток – закрепленный или подвижный поперечный элемент, не позволяющий якорю лечь на грунт широкой стороной и ухудшить показатели.

Размеры и масса якоря определяются с учетом характеристик судна-носителя. Маломерные суда могут обойтись якорем длиной в десятки сантиметров и массой в килограммы. Крупным кораблям с водоизмещением в десятки тысяч тонн, в свою очередь, требуются многометровые и многотонные изделия.


Якорь типа AC-14, снятый с РПКСН пр. 941 "Акула" и установленный в качестве памятника. Фото Wikimedia Commons

По традиционной двурогой схеме обычно строятся становые якоря. Вспомогательные разных видов могут иметь только один рог схожей конструкции. Также в ряде случаев используются мертвые якоря, отличающиеся упрощенной формой и не имеющие рогов. Они предназначены для длительного удержания судна или иного объекта. Зачастую их подъем после использования не предусматривается.

Для отдачи и подъема якоря в современных якорных устройствах используются разнообразные лебедки. Они имеют электрические или гидравлические приводы необходимой мощности, горизонтальные (брашпиль) или вертикальные (шпиль) барабаны и т.д. Во всех случаях параметры механизма подбираются с учетом характеристик цепи и якоря. Также в состав якорного устройства включаются запасные якоря и цепи, средства их установки и т.д.

Основные разновидности


Развитие традиционной конструкции судового якоря продолжается уже несколько веков, и за это время появилась масса ее вариантов. Некоторые из них получили самое широкое распространение и стали фактическим стандартом в судостроении. При этом каждая из конструкций нашла применение в тех областях, где могла показать наилучшие результаты.


Памятный знак в виде якоря Матросова. Фото Wikimedia Commons

Вероятно, самым известным типом якоря является т.н. адмиралтейский. Он был создан в начале XIX в. для британского флота, быстро доказал свою эффективность и получил широкое распространение. Адмиралтейский якорь имеет двурогую конструкцию с неподвижными лапами и шток в виде поперечного стержня. В усовершенствованных версиях шток мог перемещаться или выниматься для безопасной транспортировки якоря на борту судна.

В конце XIX в. появился якорь Холла, серьезно повлиявший на судостроение. Он получил массивные рога и лапы, закрепленные на веретене шарнирно через коробку. Изначально он имел неподвижный шток, на затем от этой детали отказались. После такой доработки якорь стал втяжным: появилась возможность не просто поднимать его к борту судна, но и частично убирать в клюз. Эксплуатация устройства значительно упростилась, и якорь Холла надолго стал одним из стандартов. В частности, такую конструкцию до сих пор активно используют наши судостроители.

Так же в Великобритании был создан т.н. якорь Смита. Нижняя часть его веретена имеет проушину, в которую вставляется ось с лапами. В отличие от конструкции Холла, на якоре Смита двигаются только лапы, без центральной коробки. Такой якорь показывал характеристики на уровне предшественника, но не имел его недостатков и был проще в производстве.


Ледокол "Иван Папанин" пр. 23550 с четырехрогим якорем. Фото "Адмиралтейские верфи"

Интересная конструкция якоря была предложена в сороковых годах XX в. советским инженером И. Матросовым. Он взял за основу якорь Холла с подвижной коробкой, удлинил его лапы, а также оснастил их боковыми приливами с фланцами. При заглублении лап в грунт, фланцы работают как ось и улучшают механику этого процесса, что положительно влияет на основные характеристики якоря.

В пятидесятых британские инженеры разработали якорь AC-14, ставший еще одним вариантом развития конструкции Холла. Он отличается тонким веретеном и крупной тяжелой коробкой увеличенной ширины. Лапы расположены параллельно веретену. Подвижная часть такого якоря изначально была пустотелой и заполнялась водой, но затем внедрили цельный вариант. Особая форма AC-14 позволила повысить основные характеристики в сравнении с оригинальным якорем Холла.

Задача и ее решения


Таким образом, простая на первый взгляд задача удержания судна на месте отличается определенной сложностью, а также требует особого внимания и использования различных идей и технологий. Тем не менее, за несколько веков и даже тысячелетий судостроители смогли найти оптимальные решения и разработали целый ряд различных конструкций якорей.

Благодаря этому современные инженеры и конструкторы имеют большой выбор и могут использовать конструкцию, лучше всего соответствующую задачам и требованиям конкретного проекта. В результате судно или корабль получает оптимальное якорное устройство, а экипаж в любых условиях может рассчитывать на надежное удержание на рейде, в открытом море и т.д.
72 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +1
    8 октября 2023 04:39
    Неотъемлемой составляющей любого корабля или судна является якорное устройство. Его задачей является обеспечение стоянки судна и удержание на заданном месте...
    А также занятие матросов делом при отсутствии такового. Если, конечно, верить слухам, то в качестве проявления "неуставных отношений" молодых посылают затачивать якорь напильником.
    1. +4
      8 октября 2023 05:04
      Даже в советском фильме (не помню название) это обыграли. Вновь прибывшего матроса, боцман с сотоварищем послали лапу у якоря в запас отпилить ножовкой по металлу. А его в аккурат состав закрыл от их глаз. В следующем эпизоде он уже на палубе с мешком, говорит: «Принимайте работу». А когда усомнились, что так быстро отпилил, сказал: «Что у ремонтников автоген взял, и отрезал побыстрому». А после того, как насладился эффектом, вытащил арбузы из мешка.
    2. +3
      8 октября 2023 06:13
      Цитата: Наган
      Если, конечно, верить слухам, то в качестве проявления "неуставных отношений" молодых посылают затачивать якорь напильником.

      Анекдот морской, рождённый ещё до революции, такой же как и на клотике чай пить.
    3. +3
      8 октября 2023 06:48
      молодых посылают затачивать якорь напильником.
      Либо за водой на клотик.
    4. +3
      8 октября 2023 08:34
      Цитата: Наган
      молодых посылают затачивать якорь напильником

      Ещё посылают на крышу от антенны помехи веником разгонять wink
  2. +5
    8 октября 2023 05:11
    По команде экипажа, шпиль или брашпиль должен вытравливать якорную цепь и с ее помощью опускать якорь на дно

    Прям представляю эту картину, боцман подходит к брашпилю и даёт команду: «Брааааашпиль, якорть отдать! Раз, два!»
    И вообще-то брашпиль/шпиль служат для подъёма якоря. Отдача якоря и цепи(троса) производится под собственным весом, торможение производится посредством ленточного тормоза охватывающего звёздочку брашпиля по окружности.
    Так же автор забыл упомянуть про такую весьма важную конструкцию якорного устройства, как цепной ящик. Который так же использовался и для наказаний.
    1. +16
      8 октября 2023 05:29
      Так же автор забыл упомянуть про такую весьма важную конструкцию якорного устройства, как цепной ящик. Который так же использовался и для наказаний

      Ну некоторые в якорном ящике и любовниц прятали!
      Статья сырая у В.Крапивина в книге для детей история и описание якорных устройств дана куда интереснее, подробнее и увлекательнее., а тут взрослые дядьки.
      1. +12
        8 октября 2023 09:00
        Статья сырая

        Чтоб так испоганить столь интересную тему, надо, без сомнения, иметь талант.
        у В.Крапивина в книге для детей история и описание якорных устройств дана куда интереснее, подробнее и увлекательнее., а тут взрослые дядьки


        Для "взрослых дядек" больше подойдет эта книга.

        1. +5
          8 октября 2023 16:52
          Опередили!
          Отличная книга, настоятельно советую к прочтению.
          1. 0
            9 октября 2023 22:01
            Grossvater (Алексей) Опередили!
            Отличная книга, настоятельно советую к прочтению.
            Тема была в 1979-м году в журнале "Техника молодёжи" №4. Ссылка: http://zhurnalko.net/=nauka-i-tehnika/tehnika-molodezhi/1979-04--num64
          2. 0
            2 декабря 2023 21:28
            Скрягин - все. Просто захватьiвает ! Подозреваю Рябов в нее заглядьiвал !
        2. 0
          21 января 2024 18:37
          В детстве заболел морем и кораблями прочитав его книгу "По следам морских катастроф". Это было как удар трезубцем Посейдона...
      2. +5
        8 октября 2023 13:54
        Кирилл Рябов, какой раз решил сырой материал, нам «втюхать»!
        Тему веселую выбрал. Пусть идет учит ОВМД для курсантов первого курса. laughing
      3. 0
        10 октября 2023 09:04
        Ну что вы критикуете, вы посмотрите кто автор! Известнейший в широких кругах Военного обозрения - Кирилл Рябов!
    2. +3
      8 октября 2023 06:21
      Цитата: Трус
      Отдача якоря и цепи(троса) производится под собственным весом, торможение производится посредством ленточного тормоза охватывающего звёздочку брашпиля по окружности.
      Такого боцмана гнать с флота надо, метлой. При отдаче якоря весом выше 5 тонн, не мотором, а на ленточном тормозе, сгорит феррадо и якорь улетит вместе с жвакогалсом. Всегда пару смычек майнаешь на моторе, а затем дотравливаешь на тормозе.
      1. +3
        8 октября 2023 13:45
        Ох, сколько таких видео на ютубе. Смотрится страшно, как цепь в облаке пыли из ржавчины и, видимо, дыма от ленты тормоза с грохотом и искрами летит в бездну секунд 60, а потом гробовая тишина.
        1. +2
          8 октября 2023 18:27
          Цитата: Arisaka
          Смотрится страшно, как цепь в облаке пыли из ржавчины и, видимо, дыма от ленты тормоза с грохотом и искрами летит в бездну секунд 60, а потом гробовая тишина.


          - и сиплым закадровым голосом Джека Воробья "Кракена с цепи спустили..."
  3. +4
    8 октября 2023 05:53
    Якорь авианосца на фото. Чугуняку в 30 тонн девчонка ремонтирует. laughing
    1. +3
      8 октября 2023 09:30
      Чугуняку в 30 тонн девчонка ремонтирует.

      Якоря из чугуна не делают. Якоря делают из стали.
  4. +1
    8 октября 2023 06:54
    Цитата: Андрей Москвин
    Якорь авианосца на фото. Чугуняку в 30 тонн девчонка ремонтирует. laughing

    Белая девчонка ... laughing
    Явно это показуха же
    1. +1
      8 октября 2023 07:38
      Цитата: Sith
      Белая девчонка ... laughing
      Явно это показуха же


      Подкрашивают под бронзу, к параду или приему гостей.
      Вероятно, ещё имеет смысл у такого якоря периодически дефектоскопировать скрытые трещины ультразвуком.
      1. +1
        8 октября 2023 08:42
        Цитата: ycuce234-san
        Вероятно, ещё имеет смысл у такого якоря периодически дефектоскопировать скрытые трещины ультразвуком.

        У моряков всё по другому, чем на берегу. Есть Регистры Судоходства, которые регламентируют все обслуживания, ремонты и допуски. Якорное устройство освидетельствуется каждые пять лет, как и весь пароход, а также при промежуточном доковом ремонте. Ну подкрашивать якоря, это на усмотрение старпома.
      2. +3
        8 октября 2023 09:53
        Подкрашивают под бронзу, к параду или приему гостей.

        Такой цвет якоря означает, что корабль удостоен награды Retention Excellence Award.
  5. +7
    8 октября 2023 07:20
    Шпиль предназначен не только для работы с якорем, но и швартовые канаты им обтягивают, обернув вокруг швартовного барабана. Были у нас учения по подъёму якоря вручную. В верхней части шпиля есть отверстия для вымбовок (деревянные брусья), вот мы и крутили шпиль этими вымбовками, ходя по кругу. Ничего путного из этой затеи не вышло, сначала было легко вращать, а потом стало тяжело. Вымбовки начали потрескивать, боцман отобрал их у нас, на этом учения прекратились.
    1. +2
      9 октября 2023 09:20
      Я, видел другое применение шпиля. В Лиепае в Зимней гаване. Старпом поймал двух годков с авоськой «бормотухи». На глазах у всего экипажа они били бутылки об шпиль на юте.
  6. +4
    8 октября 2023 08:10
    Автор ни слова не написал про плавучие якоря.
    1. +5
      8 октября 2023 08:40
      Классика - это книга Л. Скрягина "Якоря" на четыре сотни страниц. Остальное, вкл. такие статейки, - полумеры
      1. +4
        8 октября 2023 09:27
        Цитата: Maxim Davydov
        Классика - это книга Л. Скрягина "Якоря" на четыре сотни страниц.


        Якоря, а точнее чертежи якорей, кстати, хорошо подходят в качестве материала самообучения черчению в САПР или 3д моделированию. Они достаточно просты для начинающих, и, в то же время, достаточно сложны и имеют достаточно разнообразные контуры для практики. И деталь это с богатой историей, её оттого и чертить не скучно. Другими подобными деталями могут быть крышные флюгеры.
        1. +1
          8 октября 2023 13:53
          Спасибо за идею. Люблю 3Д моделирование и всё никак не мог придумать, на чём тренироваться. Обводы кораблем переносить очень трудозатратно по времени.
      2. +2
        8 октября 2023 12:39
        У меня она есть, правда читал в детстве.
  7. +3
    8 октября 2023 08:20
    Почему на фото корветы пр. 20380 с якорями Холла? Есть же более современные.
    И вообще, смотрю, у нас Холл почти везде, на гражданских судах особенно. wink
    1. +1
      8 октября 2023 09:07
      Цитата: Arzt
      Почему на фото корветы пр. 20380 с якорями Холла? Есть же более современные.
      И вообще, смотрю, у нас Холл почти везде, на гражданских судах особенно.

      Так и на на фото в статье, на Стениссе тот же, старый добрый Холл request hi
      1. +3
        8 октября 2023 10:21
        Емнип, это якорь Болдта, заменивший у них Холла. А мы с Холлом застряли где-то в начале-середине 20ого века.
        1. +3
          8 октября 2023 11:36
          Освежил познания. Да, на американских авианосцах и на фото якорь Болдта. Но он, оказывается, появился тоже в конце 19 века, чуть позже Холла.
          1. 0
            9 октября 2023 00:15
            Цитата: Maxim Davydov
            Освежил познания. Да, на американских авианосцах и на фото якорь Болдта. Но он, оказывается, появился тоже в конце 19 века, чуть позже Холла.

            Спасибо за уточнение. На беглый взгляд разница и не заметна request
        2. +1
          9 октября 2023 04:09
          Вообще, я, конечно, практиковал всякую мелочь - катера, там яхты. И вот по этой практике Холл - самый беспонтовый якорь. Возьми уже любой, более современный, при меньшей массе держит лучше Холла. Просто непонятна приверженность нашего флота этой конструкции. Даже адмирал лучше. Неудобен он - это да.
          1. AUL
            +1
            9 октября 2023 23:44
            Цитата: mmaxx
            Даже адмирал лучше. Неудобен он - это да.

            Вот из-за этого неудобства он и не применяется на серьезных судах - шток мешает втянуть якорь в клюз. А вот на Ял-6 адмирал является штатным. Правда, у него складной шток, да и называется он не якорь, а дрек!
            1. +1
              10 октября 2023 09:41
              Если есть лишние руки, чтобы складывать-раскладывать шток, то придумать что-то более практичное, чем адмирал трудно. Держит хорошо и почти везде и всегда.
    2. +4
      8 октября 2023 09:40
      И вообще, смотрю, у нас Холл почти везде, на гражданских судах особенно.

      В СССР ГОСТом для надводных кораблей, судов и плавсредств был предусмотрен якорь Холла и адмиралтейский якорь. СССР уже нет, но ГОСТ 761-74 действует и поныне.
      1. 0
        9 октября 2023 04:11
        Самое-то интересное, что ГОСТы сейчас необязательны к исполнению. Но, видимо, производство налажено, в ГОСТе написано, а потому головой думать не надо.
  8. +4
    8 октября 2023 10:37
    Помнится в году 1979, или 80м, точно не помню, в Искитиме в книжном, купил книгу О. Курти- "Постройка моделей судов" .Там был и раздел про якоря. Описание история, как их изготавливать в соответствии с масштабом. Так вот, меня всё время интересовал вопрос. Это сколько же весят якорные цепи, я уж не говорю про их изготовление. У Курти в книге было описание изготовление якорных цепей для моделей, то ещё счастье. А тут у настоящих, сама масса звеньев, да ещё и сборка самой цепи, не одной тонны весом... Помнится даже начинал сборку стендовых моделей кораблей, но дальше Авроры и Арктики( той самой фабрики "Огонёк")не продвинулся. Авиация увлекла. laughing good
  9. -1
    8 октября 2023 10:39
    на самом деле судно удерживается на месте не столько за счет якоря, сколько за счет массы вытравленной якорной цепи..
    1. +1
      8 октября 2023 11:36
      на самом деле судно удерживается на месте не столько за счет якоря, сколько за счет массы вытравленной якорной цепи..

      А посчитать не пробовали?
      1. +5
        8 октября 2023 14:39
        Поскольку индивид Krilion подтвердить свое "экспертное мнение" расчетами так и не удосужился, посчитаем сами. Для примера возьмем самый большой из когда либо использованных в ВМФ США якорей - якорь Холла авианосцев USS Forrestal (CVA-59) и USS Saratoga (CVA-60), который весил 60 000 фунтов или 27 тонн. А якорная цепь этого якоря при длине 600 метров имела вес 246 тонн, то есть метр цепи весил 2,43 тонны.



        Усложнять расчеты не будем и воспользуемся применяемой во всем мире формулой определения держащей силы якорного устройства
        Тяу= kPя + fPц,
        где,
        k - коэффициент держащей силы, зависящей от типа якоря и характера грунта;
        Ря - масса якоря, т;
        f - коэффициент трения цепи о грунт ( в среднем равен 0,3);
        Pц - вес якорной цепи, лежащей на грунте, т.
        Вес якоря мы знаем - 27 тонн. На грунте обычно лежит одна стандартная смычка якорной цепи, то есть от 25 до до 27 метров. Но мы возьмем две, предварив случай, когда непредвиденные обстоятельства заставили вытравить якорную цепь. Вес якорной цепи на грунте получим 131 тонна.
        Коэффициент держащей силы для якоря Холла возьмем минимальный для песчаного дна - 1,5, хотя во многих источниках он 2,5.
        Коэффициент трения цепи о грунт, как указано выше - 0,3.
        Считаем.
        Держащая сила якоря = 27*1,5 = 40,5 (тонн)
        Держащая сила якорной цепи = 131*0,3 = 39,3 (тонны).
        Как видим, даже при максимально "благоприятных" условиях, доля якорной цепи в держащей силе якорного устройства не достигает и половины. На практике - от 5 до 20 процентов.
        В очередной раз возникает вопрос, неужели хотя бы в выходные нельзя публиковать нормальных авторов, а не рябовых с митрофановыми, на которых слетаются криллионы?
        1. +1
          9 октября 2023 00:05
          Цитата: Krilion
          на самом деле судно удерживается на месте не столько за счет якоря, сколько за счет массы вытравленной якорной цепи..

          Цитата: Frettaskyrandi
          А посчитать не пробовали?

          Вы все конечно правильно посчитали, но доля истины в словах оппонента есть, правда может быть не в том виде в котором он ее выразил.
          Сам ни разу не моряк, но темой увлекался раньше, да и сейчас почитываю. Давненько мне попадалась такая инфа, что суть якорной цепи и ее веса проявляется за счет того, что благодаря ему и длине вытравленной смычки вектор тяги для якоря горизонтален и параллелен дну (чем больше вытравлена цепь, тем сильнее эффект), что в свою очередь позволяет эффективней использовать "лапы" якоря. Стальные тросы этими свойствами не обладают.
          Археологи при раскопках древнего затонувшего судна встали в ступор, не понимая зачем на нем каменные шары с отверстием посередине. Обратились за помощью к морякам. Совместным "мозговым штурмом" решили, что данные "девайсы" применялся в качестве утяжелителя для пеньковых (или каких других) якорных канатов, для придания им функций аналогичной цепям, которых тогда не было.
          Если не прав, поправте плизhi
          1. +1
            9 октября 2023 02:09
            Вы правы. Возможно индивид это и имел ввиду, но не смог изложить правильно.
        2. 0
          9 октября 2023 12:58
          Цитата: Frettaskyrandi
          А якорная цепь этого якоря при длине 600 метров имела вес 246 тонн, то есть метр цепи весил 2,43 тонны.
          Метр цепи 2,43Тонны- сюда подходит только матерный синоним к слову УДИВИТСЯ!!!! laughing laughing laughing Вес одной якорной цепи 246 тонн, а их ведь две по одной на левый и правый якоря- два раза удивится!!! laughing laughing laughing good
          1. -1
            9 октября 2023 14:13
            Метр цепи 2,43Тонны- сюда подходит только матерный синоним к слову УДИВИТСЯ!!!!

            Тут действительно хочется употребить нечто матерное, ибо я допустил элементарную ошибку при определении веса метра цепи. 246 разделить на 600 будет 0,41 тонны. Только благодаря Вашему комментарию увидел свой ляпсус. Хотя на выводы. по итогу, он и не влияет.
    2. 0
      9 октября 2023 04:14
      Цепь дает возможность своей массой держать шток якоря более горизонтально. Ну, и рывки корабля хорошо смягчает. В общем, помогает. На больших судах эффект, конечно, не такой как на мелочи. На мелочи он явный, а на больших можно и не принимать во внимание. Держит все же не только масса. Камни давно не используют laughing
    3. 0
      19 октября 2023 11:30
      Нет. У цепи нет удерживающей силы, сравнимой с якорем. Что-то она даёт, но немного. Её задача - положить веретено якоря на грунт. Тогда он будет хорошо держать.
  10. Комментарий был удален.
    1. 0
      8 октября 2023 13:59
      Цитата: DrVintorez
      пожалуйста начните писать автора вначале статьи. я в очередной раз купился, и дочитал до половины. остановитесь, это уже совсем не смешно.

      На это Администрация сайта никогда не пойдет. Скажу больше, в угоду рада Авторов из подпорки работ на день исключаются конкурентноспособные, как сегодня. В рубриках история и вооружение ловить нечего.
      1. +1
        8 октября 2023 14:49
        На это Администрация сайта никогда не пойдет

        Неужели хотя бы один раздел сайта нельзя оставить для cogitatione homo, которых и так среди засилья Homo erectus осталось ничтожный процент?
  11. +1
    8 октября 2023 13:59
    https://topwar.ru/uploads/posts/2023-10/1696527747_2.jpg
    А, корабль называется - универсальный патрульный корабль пр. 23550, а не ледокол пр.23550.
  12. +4
    8 октября 2023 14:13
    Картинок бы добавить по каждому упомянутому типу якоря
    1. 0
      8 октября 2023 14:53
      Картинок бы добавить по каждому упомянутому типу якоря

      По многим типам якорей не то что картинки, статьи отдельные можно написать. Но это только в том случае, если контент рассчитан на мыслящих индивидуумов. В настоящее время таковые не приветствуются, поэтому в авторах превалируют рябовы. митрофановы, самсоновы и прочие федоровы.
    2. +2
      8 октября 2023 15:08
      Я согласен. На самом деле мне пришлось искать их самому в Интернете. good
  13. 0
    8 октября 2023 15:07
    Мои комплименты автору за интересную статью на тему, о которой я никогда не задумывался. Господин Кирилл, продолжайте идти по этому пути и оставьте в стороне бесполезное и морально устаревшее. Мои поздравления. hi
    1. +1
      8 октября 2023 15:11
      Мои комплименты автору

      Издеваетесь?
      1. +2
        8 октября 2023 15:17
        Я не проверял, не скопировано ли это откуда-то еще. Однако на фоне серии бесполезных и морально устаревших эта статья сияет как золото. Это тема, которую я никогда в жизни не рассматривал. И я оценил тот факт, что мне захотелось пойти и провести собственное исследование. Цель статьи еще и в этом. hi
        1. +1
          8 октября 2023 15:42
          эта статья сияет как золото

          Если для Вас это золото, мне Вас искренне жаль. Даже сложно представить убогость той информационной среды, в которой Вы пребываете.
          1. +1
            8 октября 2023 15:49
            Мой дорогой всеведущий коллега, к сожалению, я не обладаю Вашим даром мудрости. Но у тебя определенно нет хороших манер. К сожалению, да. Поэтому я не буду вежливо говорить вам, куда вам идти, но вы, всеведущие, поймете. Мои поздравления.. laughing
          2. +1
            8 октября 2023 16:58
            Цитата: Frettaskyrandi
            эта статья сияет как золото

            Если для Вас это золото, мне Вас искренне жаль. Даже сложно представить убогость той информационной среды, в которой Вы пребываете.

            Вечер добрый Виктор!
            Иногда интересная тема стоит дороже, чем статья. Вы сами не раз и не два развивали мысли Вячеслава, Валерия, Андрея и многих других авторов.
            Хотя по сегодняшней блуде соглашусь полностью дополнять нечего, но многие данной тематики даже не интересовались.
            1. +1
              8 октября 2023 17:22
              Именно в этом вся суть. Я не обсуждаю качество товара. Однако я признаю, что статья заинтересовала меня темой, с которой я не был знаком. Я хотел бы написать статью о том, что знаю, но меня сдерживает языковой барьер. Мне пришлось бы приложить слишком много усилий переводчику, чтобы сделать что-то читабельным. Но если бы всеведущий коллега, у которого нет моих проблем с русским языком, что-то написал, я бы с удовольствием это прочитал. Только больше не пишите про корабельные якоря. laughing
              1. +1
                8 октября 2023 18:06
                Но если бы всеведущий коллега, у которого нет моих проблем с русским языком, что-то написал

                https://topwar.ru/199980-jeksperimentalnye-pistolety-mauzera.html
                Почитайте.
                1. 0
                  8 октября 2023 20:33
                  Указанную Вами статью, мне кажется, написал Сергей. Если это вы переодетый, то передаю вам привет, но не понимаю личных нападок. Я всегда выражал уважение к вашей работе. Однако если автор — всеведущий коллега, работающий писателем-призраком, поздравляю, эта статья сияет, как бриллиант. laughing hi
                  1. 0
                    8 октября 2023 20:52
                    Указанную Вами статью, мне кажется, написал Сергей

                    В конце статьи указан автор.
                    не понимаю личных нападок

                    Никаких личных нападок в моих комментариях нет. Они относятся исключительно к теме статьи и Вашим высказываниям относительно ее и автора.
                    1. 0
                      8 октября 2023 21:54
                      Так ты Сергей?? Когда я нажимаю на автора, появляется его статус. Из вашей публикации не появляется
  14. 0
    9 октября 2023 04:05
    Статья хорошая. Вон, сколько сразу нормальных комментаторов нарисовалось. laughing
  15. 0
    10 октября 2023 19:45
    Мой!

    Какого типа не скажу, но тяжелый, советский ещё, со знаком качества.
    1. 0
      13 октября 2023 06:22
      Данфорт. Очень рациональный якорь. Это для добавки букофф в комент laughing
    2. 0
      14 октября 2023 18:59
      Еще раз глянул. И вспомнил особенность. На литых советских якорях почему-то очень маленький угол поворота лап. Имели заграничные и варил сам из нержавейки. Там лапы поворачивались градусов на 35 точно, а то и 40. Держит намного лучше, причем при значительно меньшем весе, чем литой. В рыхлый грун уходит просто целиком. Если стояли с ветром или набивали сильно с кормы, то потом достать была проблема. Вместо с якорем доставали огромные куски грунта.
      Сейчас вот на всякую мелочь ставят преимущественно плуги.
  16. 0
    19 октября 2023 11:26
    При нормальной работе якоря веретено горизонтально лежит на дне. В этом случае поворотные лапы зарываются в грунт и удерживающая сила якоря максимальна. Для этого на маломерных судах к якорю крепят цепь, а уже к цепи - синтетический конец. Задача цепи - положить веретено на грунт, а не увеличить вес якоря. Оптимальная длина якорного конца/цепи - 5-6 глубин под килем. Больше - нет смысла, меньше - якорь хуже будет держать.