Як-40: Уникальный в своём роде пассажирский лайнер

40
Як-40: Уникальный в своём роде пассажирский лайнер

Як-40 является уникальной в своем роде крылатой машиной. Построенный в 1966 году, он стал первым в мире реактивным пассажирским самолетом для местных авиалиний, способным совершать взлет с полосы протяженностью всего 400 метров.

Что характерно, запас прочности Як-40, вложенный в него конструкторами, позволял ему осуществлять взлет/посадку даже с грунтовых площадок. Хотя на тот момент в стране не было проблем с бетонными ВПП.



Впрочем, и это еще не все особенности, присущие уникальному самолету, который эксплуатируется в России по сей день (модернизированная версия) и «на покой» пока не собирается.

Лайнер получился красивым, как и большинство самолетов Александра Яковлева, и обладал выдающимися возможностями.

В частности, три двигателя делали крылатую машину достаточно энерговооруженной и позволяли использовать ее на высокогорных аэродромах, а также в условиях высоких температур. При этом даже в случае выхода из строя двух агрегатов, Як-40 мог продолжать полет без потери высоты на одной силовой установке. На то время это было беспрецедентным достижением советских конструкторов.

К слову, о конструкторах. К разработке своего аппарата КБ Яковлева, как всегда, подошло основательно.

Так, даже опытные образцы машины были построены в 6 разных модификациях, отличающихся конструктивными особенностями и пассажироемкостью.

Кроме того, помимо пассажирских, были созданы и другие модификации вроде: Як-40 «Аква» для ученых, Як-40ДТС для военных, а также различные летающие лаборатории.

Напоследок стоит добавить, что самолет вышел, действительно, крайне удачным. Об этом свидетельствует то, что помимо СССР и современной России он эксплуатировался в 20 странах мира, куда были проданы порядка 100 экземпляров крылатой машины.

40 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +7
    10 октября 2023 21:19
    В Саратове выпускали его. А сейчас и завода уже не существует...
    1. +12
      10 октября 2023 22:43
      Да. Як-40 это артефакт исчезнувшей высокоразвитой цивилизации.
    2. +2
      10 октября 2023 23:50
      А вот его модифицированные движки живут, на турецкий беспилотник ставят, и на наши МиГ-АТ думали поставить
    3. 0
      11 октября 2023 17:18
      В 1981 пришлось 45(из 1,5 часов) минут лететь стоя,Есть,что вспомнить.
      Планер великолепный,а покупатели из Швейцарии ставили канадские(точно не помню) двигатели.
  2. Eug
    +9
    10 октября 2023 21:31
    Тяговооруженность была высокой, но двигатели АИ -25 были очень уж прожорливыми. А посадка -высадка пассажиров по встроенному трапу в хвосте была очень быстрой - проходишь мимо багажных стеллажей и ставишь на них/берешь с них багаж.
    1. +3
      10 октября 2023 21:34
      Верно, что прожорливый, но машина была надёжная, хорошая...
    2. +4
      10 октября 2023 21:43
      Тяговооруженность была высокой, но двигатели АИ -25 были очень уж прожорливыми.


      Так Светский Союз это не капиталистическая "эрэф". проблем с керосином не было, потому прожорливость, хоть далеко и не большая, роли не играла. Во главе была надёжность и прочность. Чтобы как на "арбузе" работая педалями киль не свернуть.
    3. +3
      10 октября 2023 22:10
      Цитата: Eug
      А посадка -высадка пассажиров по встроенному трапу в хвосте была очень быстрой

      так чего ей долгой быть было, по сути аэроавтобус, 32 посадочных места, на одно меньше чем в 695 ЛАЗе
    4. +3
      10 октября 2023 22:31
      Цитата: Eug
      но двигатели АИ -25 были очень уж прожорливыми.

      Это было 60 лет назад, а сейчас можно было б установить другие, более современные, например АИ 222-25 (2 шт), а на перспективу СМ-100
    5. +5
      11 октября 2023 01:13
      Цитата: Eug
      А посадка -высадка пассажиров по встроенному трапу в хвосте была очень быстрой

      Первый полет, впечатление после ИЛ-18, как пересесть с Москвича в Порше !
    6. 0
      12 октября 2023 10:39
      Так и на ИЛ-86 можно было идти со своим багажом, по желанию и оставлять его в грузовом отсеке на входе в салон. Жаль что теперь такое не предусмотрено ни на одном типе самолетов, предполагаю из-за требований безопасности.
    7. 0
      12 октября 2023 10:39
      Так и на ИЛ-86 можно было идти со своим багажом, по желанию и оставлять его в грузовом отсеке на входе в салон. Жаль что теперь такое не предусмотрено ни на одном типе самолетов, предполагаю из-за требований безопасности.
  3. +4
    10 октября 2023 21:33
    Ну так то артиллерия, до сих пор. Глубоко советского периода. Да и снаряды. Достижения сегодня только........ ть. Про планшеты, автомобиль москвичь. Ну и так далее. 30 лет очко втирательства. И куда не посмотри. Одни патриоты. Честные. И только ля ля.
  4. +4
    10 октября 2023 21:34
    Лайнер получился красивым, как и большинство самолетов Александра Яковлева, и обладал выдающимися возможностями.
    Особо в плане поглощения керосина, потому они быстро и встали на прикол, после развала СССР. Но сейчас у них появилось реальное будущее, в условиях острого дефицита отечественных самолетов, для местных линий, при проведении ремонетизации, с заменой трех движков, на два, с общей мощностью равной или даже выше и конечно новой авионикой. осталось дело за малым, произвести такие ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ движки и ОТЕЧЕСТВЕННУЮ авионику
    1. +1
      11 октября 2023 04:26
      Цитата: svp67
      Но сейчас у них появилось реальное будущее, в условиях острого дефицита отечественных самолетов, для местных линий

      Есть аналоги, которые пытаются (пытались) производить. Л-610 и Ладога. Хоть и турбовинтовые, но скорость сравнима и экономичность выше.
      1. +1
        11 октября 2023 08:32
        Цитата: Stas157
        Есть аналоги, которые пытаются (пытались) производить. Л-610 и Ладога.

        Одно другому сейчас уже не мешает, а помогает... Решая проблему загрузки предприятий и оснащение авиаотрядов. Ремонетизация Як-40 даст время, для производства новых самолетов в нужных количествах. Не стоит забывать, что планер этих самолетов не нов и ограничен во времени эксплуатации
      2. +1
        11 октября 2023 16:24
        Подозреваю, что ремоторизация дала бы вторую жизнь и, что это было бы дешевле и быстрее, о чем заявляли новосибирцы, но чиновники не пустят из-за частного уральского авиазавода.
  5. +2
    10 октября 2023 21:40
    АН-2 это вообще шедевр. Можно клепать каждый день не прихотлив а самое главное не надо ничего импортозамещать. Добавит прицеп с топливом и вот вам среднемагистральный а дальнемагистральные нам и не нужны пусть задохнутся все эти европы и америки без нашего величия
    1. +1
      10 октября 2023 22:15
      Вы бы ещё По-2 вспомнили. Ещё при Антонове была сделана замена АН-2 - это Ан-14 «Пчёлка», который через некоторое время был заменён на Ан-28.
      Ан-14

      Ан-28

      Почему сейчас решили реанимировать именно Ан-2, а не самолёт типа Ан-28, не понятно.
      1. +4
        10 октября 2023 23:02
        Почему сейчас решили реанимировать именно Ан-2, а не самолёт типа Ан-28, не понятно.


        Потому что Ан-2 заменить в своей нише нельзя. Ан-28 машина другая.
        1. +1
          10 октября 2023 23:25
          Цитата: vovochkarzhevsky
          Потому что Ан-2 заменить в своей нише нельзя. Ан-28 машина другая.
          То есть, КБ Антонова, во главе с его генеральным конструктором, создавая Ан-14, а затем Ан-28 на замену Ан-2 (именно так этот самолёт позиционировался) не соображали что делают ?
          1. +2
            11 октября 2023 00:30
            не соображали что делают ?
            Плюс АН-2 поршневой ДВС, который отремонтирует любой, кто видел двигатель изнутри- то есть 2\3 мужского населения глубинки. А вот с турбиной такое не пройдет.
          2. +1
            11 октября 2023 01:16
            В каком документе это было закреплено?
            Цитата: Bad_gr
            (именно так этот самолёт позиционировался)
            1. -1
              11 октября 2023 10:37
              Цитата: Maxim G
              В каком документе это было закреплено?
              Цитата: Bad_gr
              (именно так этот самолёт позиционировался)
              Почитайте историю создания этих самолётов.
          3. Эти самолеты делались для ДРУГОЙ страны, у которой были другие цели.
            1. И цели эти были не в том , чтобы максимально больше заработать денег, а в том, что бы обеспечить максимально быстрое и не дорогое перемещение граждан СССР. Я не прав?
          4. -1
            11 октября 2023 19:22
            То есть, КБ Антонова, во главе с его генеральным конструктором, создавая Ан-14, а затем Ан-28 на замену Ан-2 (именно так этот самолёт позиционировался) не соображали что делают ?


            Нет, это вы не соображаете в авиации. Эти машине создавались не для замены Ан-2, а для более оптимального решения воздушных перевозок на МВЛ.
            К примеру, автобус может перевозить пассажиров и тентованный "Урал" с откидными лавочками перевозит пассажиров. При этом в автобусе комфорт выше. Но заменить "Урал" даже на задаче пассажирских перевозок автобусом не всегда получится.
  6. -2
    10 октября 2023 21:46
    Было.
    Не знаю, как КБ "Яковлева" смогло родить МК-21?
    Надеюсь услышим мы и про КБ Микояна-Гуревича, Лавочкина и многие другие, будет в новом исполнении и завод Лихачёва и пр.
    Может будет в итоге у нас народное государство, "где так вольно дышит Человек! "?
    1. +3
      10 октября 2023 21:55
      Цитата: 75Сергей
      Не знаю, как КБ "Яковлева" смогло родить МК-21?

      Как, как????? Взяли с полок папки с советским проектом Як-242, сдули с них пыли, переложили в цифру и чуть доработали.
      Эх, так бы еще Як-201 бы возродили...
  7. +1
    10 октября 2023 22:04
    Мы недавно в нём отдыхали... Всё таки машина шедевр для своего времени.
  8. +2
    10 октября 2023 22:13
    Летал на нем в детстве к бабушке и дедушке. Рейс Одесса -Воронеж, в Днепропетровске дозаправлялись вроде. Хороший самолёт и повторюсь, очень надёжный.
    1. Eug
      0
      11 октября 2023 06:18
      Я летал на Як-40 Днепропетровск-Харьков, далее до Воронежа в 87-89, и в Днепропетровском аэропорту был тренажер Як-40. Чаще летали Ан-24РБ, но иногда и "плюсик", как его называли. Рейс соединял самые "ракетные" города европ.части Союза..
  9. +6
    10 октября 2023 22:25
    Хороший аппарат. "Атракцион" - посадка на полосу аэропорта города Чолпон - Ата в Киргизии на этом самолёте запомнилась на всю жизнь. Да и в Таджикистане где я одно время жил, их широко эксплуатировали в горной местности. Посадка в Хороге (Памир) ещё экстремальнее на порядок была, и ничего ЯК-40 отлично с ней справлялись. Вообще СССР также запомнился тем, что сообщения, в том числе авиа, было даже в самые "медвежьи углы", люди активно пользовались авиацией, везде кипела жизнь.
  10. -1
    10 октября 2023 22:26
    Цитата: Bad_gr
    Почему сейчас решили реанимировать именно Ан-2, а не самолёт типа Ан-28, не понятно.

    Не правда.Собирались производить в Новосибе Ан-38 с Омским двигателем ТВД-20,но носатая мразь погосян торпедировал программу в угоду американцам и пуперджету.
  11. 0
    10 октября 2023 22:30
    Цитата: svp67
    Как, как????? Взяли с полок папки с советским проектом Як-242, сдули с них пыли, переложили в цифру и чуть доработали.

    Як 242 был 130 местным ближнемагистральным самолетом,с двигателем ПС-12, на замену Як42.Но американцы через своих агентов погосяна и чемезова замочили проект,а заодно Ту-204 и Ту-334.
    1. +1
      11 октября 2023 00:13
      Армяне ухандокали авиатрсль в России, армяне ухандокали Москвич....
      Странно это.
  12. +4
    10 октября 2023 22:50
    Лайнер получился красивым, как и большинство самолетов Александра Яковлева, и обладал выдающимися возможностями.

    Для полноты исторической правды надо сказать, что проект разработан в КБ Бериева и Антонова, Яковлев за него зацепился и довел до серии.
  13. +1
    11 октября 2023 01:15
    Можно было следующий делать, с двумя двигателями. Это бы уменьшило расход топлива. Я много на нем летал, как пассажир, прекрасный самолет был.
  14. +1
    11 октября 2023 02:18
    В свое время это был очень хороший самолет.
    Но его прекратили выпускать еще в СССР (в 1981 году) как совершенно устаревший.

    Он же еще с прямым крылом был спроектирован, так что его крейсерская скорость всего 500 км/ч.
  15. 0
    11 октября 2023 19:17
    Летал на таком много раз, только хорошие воспоминания. Сейчас я понимаю, какая это была статная птичка! Слава советским авиастроителям!