Белорусским ВВС грозит дефицит боевых крыльев

24
Дыра в воздушном щите Беларуси грозит разрастись, и чем ее заделывать, пока не ясно. Очевидно, однако, что финансовых ресурсов для приобретения десятков дорогих современных самолетов у страны сегодня нет.

Белорусским ВВС грозит дефицит боевых крыльевВ 2015 году белорусские военные рассчитывают получить четыре учебно-боевых самолета (УБС) Як-130. Соответствующий контракт между ОАО "Корпорация "Иркут" и Минобороны Беларуси, как сообщили СМИ, был подписан 18 декабря в Минске в присутствии министра обороны Беларуси Юрия Жадобина, директора Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству России Александра Фомина и российского посла Александра Сурикова.

Эту сделку ряд комментаторов расценили как начало реализации достигнутых президентами двух стран договоренностей о том, что Россия предоставит Беларуси новые современные боевые машины для охраны воздушной границы в рамках единой региональной системы ПВО. Об этом просил Минск, так как у самолетов, которые имеются в распоряжении белорусских ВВС и войск ПВО, заканчивается ресурс.

Об устной договоренности с российским коллегой на этот счет сообщил 21 сентября журналистам Александр Лукашенко, делясь подробностями своей встречи с Владимиром Путиным в Сочи. При этом было подчеркнуто, что самолеты нужны в первую очередь для того, "чтобы нести дежурство на границе".

Некоторые эксперты сделали вывод, что Беларуси дадут истребители. Причем, если брать во внимание уроки июльского инцидента со шведским самолетом, нужны истребители, способные перехватывать низковысотные и малоскоростные воздушные цели.

Правда, другие наблюдатели обратили внимание на то, что после вывода из состава вооруженных сил фронтовых бомбардировщиков Су-24 белорусские ВВС стали испытывать дефицит в самолетах, предназначенных для выполнения ударных задач.

Однако, учитывая скромные экономические возможности страны, трудно представить, что белорусское руководство может позволить себе приобретение двух типов специализированных боевых машин. Тем более в сколько-нибудь значительных количествах. Скорее всего, речь может идти о многоцелевых самолетах.

Первоначально возникла версия, что в этом качестве могут быть использованы истребители-бомбардировщики Су-30. А именно 18 Су-30К, некогда использовавшихся индийской армией, но затем возвращенных собственнику — российской авиационной корпорации "Иркут". Эти истребители были доставлены на 558-й авиаремонтный завод в Барановичах (Брестская область) для ремонта и модернизации. После чего их предполагалось выставить на продажу. В числе потенциальных покупателей, по данным авторитетных источников, до недавних пор значилась и Беларусь.

Однако ситуация вновь стала неопределенной после ноябрьского заявления Александра Лукашенко о том, что Беларусь не будет закупать старые вооружения.

Сейчас, после подписания контракта на приобретение Як-130, вопрос вроде бы проясняется. Этот двухместный учебно-боевой самолет, разработанный ОКБ имени Яковлева, отличается превосходной маневренностью, бортовым радиоэлектронным оборудованием, характерным для новейших военных самолетов, высокой надежностью и длительным ресурсом.

Як-130 способен нести до 3000 кг разнообразной боевой нагрузки на девяти внешних узлах подвески. Это могут быть управляемые ракеты класса "воздух — поверхность" Х-25МЛ; управляемые ракеты класса "воздух — воздух" Р-73; корректируемые авиационные бомбы КАБ-500Л; неуправляемые бомбы калибра 250 и 500 кг; блоки с неуправляемыми авиационными ракетами Б-8М и Б-13Л; стрелково-пушечная установка УПК-23-250; контейнеры с разведывательной аппаратурой или аппаратурой радиоэлектронной борьбы.

Между тем не все аналитики считают, что проблему дефицита современной авиатехники в белорусской армии удалось решить за счет Як-130. Специалисты указывают, что он весьма уязвим к огню с земли в случае использования в качестве легкого ударного самолета или штурмовика.

Также обращается внимание на недостаточный вес боевой нагрузки. В этом плане выбытие 35 Су-24 невозможно компенсировать даже приобретением равного количества Як-130, их следует иметь вдвое больше, чем выбывших машин. Что представляется нереальным из-за достаточно высокой стоимости Як-130 (порядка 15 млн долларов).

Дополнительную неразбериху внесло недавнее появление в прессе анонимной информации о том, что из боевого состава авиации вооруженных сил Беларуси планируется вывести 14 истребителей Су-27, находящихся на вооружении 61-й истребительной авиационной базы в Барановичах.

И хотя официального сообщения о таком решении пока нет, пресс-служба Минобороны подтвердила БелаПАН, что как минимум с 1 декабря, когда начался учебный год в белорусской армии, Су-27 не летают. Эти истребители находятся в эксплуатации более 25 лет, выработали свой ресурс, и их дальнейшее использование противоречит принципам обеспечения безопасности полетов. По мнению специалистов, в том числе компании "Сухой", дальнейшая модернизация Су-27 нецелесообразна.

Таким образом, дыра в воздушном щите Беларуси грозит разрастись, и чем ее заделывать, пока не ясно. Очевидно, однако, что финансовых ресурсов для приобретения десятков дорогих современных самолетов у страны сегодня нет.

Как полагают отдельные эксперты, решить проблему могло бы размещение российской авиационной базы на одном из белорусских аэродромов. Благо их сейчас много пустует. И вопрос стал муссироваться в СМИ. Но пока в Министерстве обороны Беларуси отказываются комментировать рассуждения на этот счет.

Нельзя не упомянуть о наличии еще одной схемы. В соответствии с ней Россия предоставит Беларуси необходимые самолеты (скорее всего, это будут новые Су-30) в обмен на предоставление военной базы для размещения ракетных комплексов "Искандер". Такая мера Москвы могла бы стать ответом США и НАТО на размещение объектов ПРО в Польше.

Как события будут развиваться на самом деле, пока не известно. Но боеготовых самолетов в белорусской армии все меньше.
24 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +6
    9 января 2013 08:11
    размещение российской авиационной базы на одном из белорусских аэродромов.

    в обмен на предоставление военной базы для размещения ракетных комплексов "Искандер".

    ну тогда помимо Искандеров и Су-30, пару бригад с Т-90 в район Бреста... Ну и ЗРК большой дальности.
    1. +3
      9 января 2013 08:24
      Цитата: PSih2097
      пару бригад с Т-90 в район Бреста..

      А зачем они там? Все-таки вариантов, по видимому, два: либо наша авиабаза, чтобы самим прикрывать союзное государство, либо дарить новые самолеты Беларуси, но тогда возникает вопрос: а завтра, в случае смены политической коньюнктуры, наши самолеты в ту же Грузию не уйдут?
      1. Alеxander
        +1
        9 января 2013 09:58
        Но Белорусия ведь это не Украина.
        1. +4
          9 января 2013 17:40
          Цитата: Alеxander
          Но Белорусия ведь это не Украина.

          Так ведь и не Россия ...... recourse
  2. vladsolo56
    +5
    9 января 2013 08:30
    Зачем белорусам тратить деньги на ВВС, есть же союз с Россией, Содержание ВВС это супер дорогое удовольствие, достаточно готовит летчиков в России и служить так же в России, на благо Белоруссии
  3. +1
    9 января 2013 08:46
    Цитата: Владимирец
    А зачем они там? Все-таки вариантов, по видимому, два: либо наша авиабаза, чтобы самим прикрывать союзное государство, либо дарить новые самолеты Беларуси, но тогда возникает вопрос: а завтра, в случае смены политической коньюнктуры, наши самолеты в ту же Грузию не уйдут?

    Не уйдут в Грузию, а Белорусам можно и нужно помочь, сколько миллиардов разворовывают по своим карманам, так что денег у России не мерянно , но народу и союзникам их никогда не хватит.
  4. 0
    9 января 2013 08:48
    Да уж, тут крепко подумать надо, очень серьезный компромисс, думаю - решат комплексно, часть - национальным ВВС подгонят, и какую-нибудь базу запилят. Поживем - увидим.
  5. AK-47
    +2
    9 января 2013 09:02
    Однако, учитывая скромные экономические возможности страны...

    Средства (в Венесуэле или на Кубе) есть, но не про нашу честь.
    1. +2
      9 января 2013 09:07
      Цитата: AK-47
      Средства (в Венесуэле или на Кубе) есть, но не про нашу честь.

      И какой пробы это золото?
      1. Tjumenec72
        0
        9 января 2013 09:49
        А какой пробы обычно бывают слитки?
        1. +2
          9 января 2013 09:55
          Цитата: Tjumenec72
          А какой пробы обычно бывают слитки?

          Есть техническое золото,но оно не 999 пробы с большой примесью.
          1. AK-47
            0
            9 января 2013 14:54
            quote=Александр романов]Есть техническое золото, но оно не 999 пробы, с большой примесью.[/quote]
            Обижаете уважаемый, цыгана на мякине не проведёшь.
          2. AK-47
            +1
            9 января 2013 14:58
            Цитата: Александр романов
            Есть техническое золото, но оно не 999 пробы, с большой примесью.

            Обижаете уважаемый, цыгана на мякине не проведёшь.
    2. +3
      9 января 2013 10:15
      AK-47

      Валерий Васильевич hi ! Есть еще кое что,например вот это.

      В Гондурасе у наркомафии конфисковали золотой автомат Калашникова

      Полиция Гондураса во время спецоперации нашла золотой АК-47, украшенный бриллиантами. Его стоимость оценили в 50 тыс. долларов. Золотой автомат и два серебряных магазина к нему полицейские нашли во время спецоперации на одном из ранчо в 300 километрах от столицы Гондураса города Тегусигальпа. При этом не уточняется, можно ли из этого АК-47 стрелять.
      atn.ua/.../policiya-gondurasa-nashla-zolotoy-ak-47-ukrashennyy-brill...
      1. AK-47
        +1
        9 января 2013 15:02
        Цитата: Apollon
        В Гондурасе у наркомафии конфисковали золотой автомат Калашникова...При этом не уточняется, можно ли из этого АК-47 стрелять.

        А вот из этого точно можно пить.
    3. Мульт
      +2
      9 января 2013 10:16
      А ты знаешь сколько там? От 7-ми до 12-ти млрд у.е. И ЭТО ВЕСЬ золотовалютный запас страны. Случись ещё больший кризис, и в стране не будет даже чем пенсии заплатить. А в России что? У них на одном стабфонде сотня млрд. лежит. Они планируют до 2020-го 60 Т-50 закупить, а у нас всего пару десятков Миг-29 и Су-27.
      1. Sergh
        +3
        9 января 2013 12:47
        Цитата: Мульт
        Они планируют до 2020-го 60 Т-50 закупить, а у нас всего пару десятков Миг-29 и Су-27.

        Да-да, а ещё 124 штуки Су-34, в догонку к 2020 году 90 штук Су-35 с пролонгацией и прочих СУхарей, ну и по мелочи ЯКов, ИЛов, ТУшек мешок небольшой, коробельных МиГов 24 штуки, на замену Су-25СМ создадут новую машину с более широкой номенклатурой и к 2020 году иметь около 80-ти машин. Ну а совсем большие самолёты, типа ТУ-95МС/160/22М3 подлежат модернизации, пока считать не будем, этого на сегодня достаточно.

        http://ria.ru/defense_safety/20120812/721566415.html
        1. +1
          9 января 2013 13:19
          Цитата: Sergh
          коробельных МиГов 24 штуки

          Немного дополню. Вроде как еще и за две эскадрильи МиГ-35 договорились, а это где то 24 машины.
      2. Marek Rozny
        +1
        11 января 2013 15:41
        Мульт,
        у казахов тоже в одном только Нацфонде (копилка на черный день) 60 млрд долларов. а вместе с ЗВР - 90 млрд долларов. так что случись кризис в Беларуси, русские и казахи смогут помочь запросто.
        да и в случае войны, казахи со своими вторыми по величине и мощи ВВС в СНГ в стороне от белорусов не останутся. Даже по Военной доктрине Казахстана четко прописано, что ВС Казахстана защищают интересы территории Таможенного Союза. Я уже про ОДКБ не говорю.
  6. alex popov
    +1
    9 января 2013 09:19
    Мне кажется, или название статьи все таки нужно подредактировать на "Белорусским ВВС грозит дефицит боевых самолетов" . Боевые крылья без кавычек уж больно режет слух. С уважением.)
    1. +1
      9 января 2013 11:42
      Россия как всегда возьмет под свое крыло.
  7. 8 рота
    +2
    9 января 2013 10:48
    Ну если белорусский военный парад регулярно открывает вертолет Ми-1, о чем, в общем, говорить. В этом году Беларусь должна заплатить по долгам 3 млрд. баксов при общем бюджете в 20 млрд. Финансовая ситуация на грани очередного кризиса. Эй, россияне, давайте нам технику, нефть и газ бесплатно, и денег дайте тоже, мы же братья! wink
    1. Alеxander
      +1
      9 января 2013 11:02
      Может тебе сразу Сибирь подарить?
    2. +1
      9 января 2013 13:20
      Я смотрю наглости вам не занимать.
  8. +2
    9 января 2013 10:51
    объединение в одно государство сразу решит проблему как обороны, так и огромное количество других...но для лукашенко предпочитает другой вариант - вечно сидеть под дверью России с протянутой рукой..."мы не халявщики - мы партнёры" (с)
  9. ded
    +6
    9 января 2013 11:05
    Очевидно, однако, что финансовых ресурсов для приобретения десятков дорогих современных самолетов у страны сегодня нет.


    Недавно Лука заявил что золотовалютные резервы страны сейчас около 8 миллиардов долларов США! Так что в очередной раз Лука хочет поиметь Россию на несколько десятков самолётов. Если у "Белорусского экономического чуда" нет денег или желания содержать современную армию, то пускай белорусы бегают по болотам и лесам с луком и стрелами, а Россия должна открыть свои военные базы на территории Белоруссии и за содержание этих баз Россия ни чего платить не должна, так как она защищает СОЮЗНОЕ государство!
    1. +3
      9 января 2013 17:46
      Цитата: ded
      то пускай белорусы бегают по болотам и лесам с луком и стрелами,

      Ну за что уж так строго ? Хотя в остальном согласен полностью ! wassat
  10. 0
    14 сентября 2021 02:39
    Белорусским ВВС вполне можно было передать /продать 12 практически новых многоцелевых Су-27 СМ3 которые сейчас достаточно успешно прикрывают Крым.

    Логично напрашивается неудобный для Белоруссии вопрос:
    - почему они успешно модернизируют Су-27/30 и МиГ - 29 для иностранных заказчиков, но не модернизируют Су-27 и МиГ - 29 стоящие на вооружении собственных ВВС, ведь это в разы дешевле ?

    Конечно проще в очередной раз выпросить/занять и не вернуть очередной млрд "зеленых" у братской России на новые самолёты, но тогда вопрос к руководству РФ:
    Почему наши ВКС до сих пор летают на старых Су-27 и Ми-29 если даже такие банкроты как Армения и Белоруссия пересаживаются на новые Су-30СМ???