Экспедиция к предкам. Разлив Нила – явление не из простых

96
Экспедиция к предкам. Разлив Нила – явление не из простых
Современная копия росписи в гробнице. Сцена приготовления рыбы для копчения и изготовления сетей. Новое царство, XVIII династия. Совместное правление Хатшепсут и Тутмоса III. Ок. 1479–1458 гг. до н. э. Верхний Египет, Фивы, гробница Аменхотепа. Метрополитен-музей, Нью-Йорк


Слава Нилу, в мир сошедшему,
Слава Нилу, жизнь дающему!
Свой исток во мраке кроющий,
Светом сумрак заменяешь ты,
Сады, нивы орошаешь ты!
Велишь – Нопри бдить над зернами,
Велишь – Себеку над хлебом бдить,
Велишь – Фта над ремеслом радеть.
Рыб создатель! их от птиц хранишь.
Нив радетель! ты века творишь.

Валерий Брюсов «Гимн Нилу». 1918

Мигранты и миграции. Бывает, и очень часто, что люди считают за знание лишь очень незначительный и поверхностный объем информации. И в принципе это правильно! Зачем сыщику знать, что земля шар? С него хватает и того, что она есть, и может нести на себе следы преступлений. Пекарю вряд ли пригодится в его работе знание основ бадарийской культуры, а кто такой Себек совсем необязательно знать постовому ГПДД.



Но зато… интересно! Интересно тем, кто этим занимается глубоко, и тем, кому «просто интересно». Так тоже бывает, и весьма часто. Поэтому нам стоит представлять себе знание в виде… матрешки. Снаружи одно, а вот откроешь её, копнешь в глубину, а там фактов… ну просто очень много.

Вот, например, недавно в нашем цикле «Экспедиция к предкам/Мигранты и миграции» мы рассматривали земледельческие культуры Египта эпохи «до фараонов»: что, когда и откуда там взялось, а главное – какую роль во всем этом играл и сам Нил, и его разливы. Причем из учебника истории Древнего мира для 5 класса все вроде бы знают, что эта река регулярно разливается (и древности она тоже регулярно разливалась) и приносит миллионы тонн плодородного ила. Поэтому истощение почв древним египтянам не грозило. Но вот как это все происходило вне скупых строчек школьного учебника и какие проблемы порождает сегодня, мы постараемся рассказать как можно более подробно.


Этот небольшой кусочек кремня был ключевым элементом успешного сельскохозяйственного сезона в Древнем Египте. Зерно было основным продуктом экономики, поскольку хлеб и пиво, приготовленные из зерна, потреблялись ежедневно. Они также составляли основу вечного существования в качестве погребальных приношений. Древние египтяне использовали серпы, сделанные из кремня и дерева. Кусочки кремня, подобные этому, имели такую форму, чтобы помещаться в деревянную рукоятку вместе с рядом других подобных вставок, и закреплялись клеем. По мере использования кремень изнашивался и приобретал характерный блеск. При необходимости кремневые вставки можно было затачивать или заменять. Кремень, а не медный сплав, был основным материалом, используемым для изготовления серпов в Египте до первого тысячелетия до нашей эры. Причина использования кремня включала такие соображения, как его изобилие, простота изготовления по сравнению с литьем металлических инструментов, острота кремневых орудий, а также отношения между людьми, которые делали кремневые инструменты, и людьми, которые их использовали. Метрополитен-музей, Нью-Йорк

Древние о разливах Нила…


Итак, разлив Нила.

Для египтян это было самое настоящее чудо и, понятно, что, не зная его причин, они старались хотя бы как-то это объяснить. Впрочем, удивлялись не только они.

«Половодье Нила есть необыкновенное явление, которое изумляет тех, которые его видят, и которое кажется совсем невероятным тем, которые об этом слышат. В самом деле, в то время как другие реки уменьшаются к летнему солнцестоянию и иссякают всё больше и больше, начиная с этого времени, один Нил всё увеличивается, и его воды растут день ото дня вплоть до того, пока наводнят, наконец, почти весь Египет»,

– писал Диодор Сицилийский.

Лишь в прошлом столетии, когда Нил – вторая по величине река земного шара – был обследован на всем его протяжении, стали ясны причины ежегодных летних наводнений, наступающих всегда с удивительной точностью, в одно и то же время. Древним же всё это казалось чудом. В сочинениях древних сохранились интересные попытки объяснить разливы Нила, в который, кстати сказать, в пределах Египта не впадает ни один приток.

Так что совсем неудивительно, что объяснения этому явлению они давали самые фантастические.

Так, одни утверждали, что ветры, дующие с севера, заставляли воды Нила идти обратно и мешали им изливаться в море.

Согласно другим мнениям, летнее половодье Нила есть не что иное, как «движение океана», который окружает землю и из которого выходит эта река.

Третьи объясняли паводок таянием снегов в верхней долине Нила, то есть, по сути дела, очень близко подошли к истине. Вот только именно это объяснение обычно как раз и отвергалось.

Восставал против него и Геродот:

«Как допустить, – писал он, – наличие снега в стране, где даже дожди неизвестны, где жар солнца таков, что он делает людей черными?»


Карта реки Нил

Нил Белый и Нил Голубой


Ну а нам сегодня достаточно всего лишь взглянуть на карту, чтобы понять причины этого явления.

Начнем с того, что в пяти тысячах километрах от Египта в самом центре Африки раскинулась сеть Великих Африканских озер. Среди них озеро Виктория, второе по величине пресноводное озеро в мире, и озеро Танганьика, второе в мире по объёму и по глубине. Именно отсюда вытекает Белый Нил, и это район, где многие месяцы идут тропические дожди.

В гористой Абиссинии находится озеро Тана, куда впадает множество рек и ручьев, питаемых тающими снега в Абиссинских горах. Отсюда вытекает Голубой Нил, а объединяются эти две реки в один Нил в районе Хартума, за две тысячи километров от первых нильских порогов, где и начинался собственно Египет.

Понятно, что египтяне ничего этого не знали и думали, что вытекает Нил из двух пещер где-то в районе первых порогов. Там в одной из этих пещер сидит бог Хапи и льет воду из одного кувшина. Когда он начинает лить из двух, Нил разливается!


Нил был для египтян замечательной транспортной артерией, соединявшей в единое целое всю страну! Модель нильской ладьи с экипажем. Среднее Царство. XII династия. Верхний Египет, Фивы, гробница Мекетре. Лодка с рулем и веслами: длина 121,7 см. Высота 34,3 см. Ширина 30,6 см. Метрополитен-музей, Нью-Йорк

Когда в районе Великих озер начинался сезон дождей, в Белый Нил попадало огромное количество растительных остатков. Вода приобретала зелено-бурый цвет. Разлив начинался где-то в начале июня, причем это была всеобщая радость, но и всеобщая печаль.

Дело в том, что Египет сталкивался с очень серьезной проблемой нехватки… питьевой воды! Ведь пить эту зеленую жижу из реки было нельзя! А ведь пить воду надо было не только людям, но и животным. Проблему решали при помощи… колодцев, в которых вода очищалась посредством фильтрации. Однако хорошей питьевой воды в Египте не хватало.

Интересно, что её не хватает и сейчас, так что до сих пор практически ежегодно в этой стране 50 000 человек умирает от диареи!

У реки… без воды!


Затем начинали идти дожди в Эфиопии, и уровень воды в Ниле поднимался еще больше – её добавлял Голубой Нил, становившийся в это время кроваво-красным из-за железистых грязей, оторванных водой от горных пород.

А вот эту красную воду, как это ни странно, пить было можно, и её даже специально собирали и хранили. А все дело в том, что в горных породах, смывавшихся в реку, было много… серебра, поэтому-то эту «грязную воду» и можно было пить.


А вот таким древнеегипетское нильское судно показали в кинофильме «Фараон» (1965)

К середине июля поля вокруг Нила заполнялись водой, и все работы на них останавливались. Причем вся долина Нила уже в глубокой древности была разделана на квадраты, подобно шахматной доске. Это были поля-бассейны, утроенные таким образом, чтобы их заливала нильская вода. Поля отделялись друг от друга каналами и «бортиками», которые делались из камыша, тростника, а потом засыпались камнями и обмазывались илом. Естественно, что их ежегодно приходилось подновлять. Вода должна была по каналам заходить на эти поля и также свободно уходить с них, чтобы осаждение ила шло непрерывно.

Если же поле было «высоким», то есть было расположено высоко, и вода до него не доходила, на помощь природе приходила человеческая смекалка, и для подъема воды использовался шадуф – устройство, наподобие нашего колодезного журавля. Длинный рычаг с противовесом и кожаное ведро – вот и все что нужно было для полива. За час с его помощью можно было поднять на более высокий участок 1 200–2 000 литров воды, хотя работа эта была отнюдь не легкой.


Жертвоприношение в саду, гробница Миннахта. Ок. 1479–1425 гг. до н. э. Фрагмент настенной росписи гробницы Миннахта в западных Фивах. Сцена изображает сад, окружающий здание, перед которым расположен большой бассейн. В самом нижнем регистре двое мужчин стоят перед небольшими столиками для пожертвований. Каждый мужчина одной рукой совершает возлияние, а в другой держит жаровню с курящимися благовониями. Метрополитен-музей, Нью-Йорк

«Половодные каникулы»


Весь Египет заливался водой примерно за две недели. Подъем воды, начинающийся в июне, прекращался только в конце сентября, но высокий её уровень сохранялся и в октябре, и в первой половине ноября. В районе порогов вода поднимается на 13–14 м, а в районе Каира – на 7–8 метров.

Четыре месяца Нил полностью владел всем Египтом, но зато когда он входил в свои берега, вся земля была глубоко насыщена водой, покрыта жирным красно-зеленым илом, и была готова к вспашке и севу. Было подсчитано, что в период разливов на каждом гектаре полей осаждалось более 20 000 килограммов ила.

А ещё на помощь египетским землепашцам приходили северные средиземноморские ветры, господствующие здесь в течение трехсот дней в году. Именно северный морской ветер и определял характер здешнего климата – очень здорового, умеренно влажного, лишенного изнурительного зноя.

Только весной в Египет приходит жаркий юго-западный ветер хамсин, дующий примерно в течение пятидесяти дней. Он покрывает все растения, жилища, одежду, тонким слоем пыли, но не может уничтожить благодеяний разливов и северного ветра, как не в силах одолеть и засыпать песком долину Нила – страну Большого Хапи. И хотя в это время в Египте самые низкие цены на проживание в отелях, лучше в это время сюда нос не совать!


В зарослях тростника по берегам Нила можно было превосходно поохотиться! Кадр из фильма «Фараон» (1965)

Вот эта специфика естественно-географических условий самым серьезным образом повлияла и на мировоззрение древних египтян, и на всю их жизнь, подчинявшуюся строгим установлениям их невероятного климата. Как здесь уже отмечалось, в июле и до середины ноября из-за паводка все работы на полях прекращались, и население Египта призывалось на государственные работы – строить пирамиды, храмы, работать в рудниках и каменоломнях.

С середины ноября по середину марта крестьяне занимались севом и уходом за посевами. Поля вспахивались деревянной сохой или в лучшем случае плугом с бронзовым лемехом, после чего семена разбрасывались вручную, и на поле выгоняли скот – втоптать их в землю! Урожай собирали в марте-апреле. Причем чиновники вели строгий учет выращенного зерна и соответственно рассчитывали налоги для каждого крестьянина.

Сразу же после уборки урожая ремонтировали каналы и укрепляли плотины и дамбы между полями, то есть готовились к очередному паводку. Эти работы составляли часть обязательной для сельского населения трудовой повинности.


Уход за каналами и полями был делом государственной важности. Так что сценка из романа Болеслава Пруса «Фараон» с повесившимся крестьянином из-за засыпанного в одном месте канала хотя и принципиально возможна, но очень уж «романична», скажем так. А уж повесился он на таком «древесиноемком» и сложном сооружении, что выглядит, опять же, драматично, но нелепо. Кадр из кинофильма «Фараон» (1965)


Хоть то хорошо, что очень многие сцены в этом фильме снимались в Египте, то есть туда была организована киноэкспедиция!

Очень даже хороший рацион питания…


Благодаря благодатной почве египтяне уже в древности выращивали множество злаков, так что рацион питания у них был очень даже неплохой. Пшеница и ячмень использовались для приготовления хлеба и пива, а ещё ими выращивались дыни, гранаты, виноград, финики и фиги (инжир). Много у них было и овощей: «просто лук», и лук-порей, чеснок, фасоль, горох, салат и… огурцы!

Масло получали из семян льна, шафрана и кунжута, ну а сам лен шел на производство тканей. Разводили египтяне и домашний скот: коров, свиней, овец, коз и много пернатой живности – гусей, уток, голубей; в Ниле ловили рыбу. Причем сохраняли её и сушеной, и копченой!


Вот она, египетская коза! Гробница Раемкая. Восточная стена. Древнее царство. V династия. Ок. 2446–2389 гг. до н. э. Регион Мемфиса, Саккара, к северу от комплекса пирамиды Джосера. Метрополитен-музей, Нью-Йорк

Так что на берегах Нила древние египтяне обустроились настолько основательно, что ни о каких миграциях больше даже и не помышляли. Ну а для того, чтобы следить за столь сложным ирригационным хозяйством, они занялись государственным строительством и очень быстро в нем преуспели. Но об этом подробнее будет рассказано в следующий раз.

Продолжение следует…
96 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +10
    19 октября 2023 04:54
    Спасибо Вячеслав Олегович!
    Если честно в предшествующей дискуссии я уверовал, что что-то не знаю о «разливах Нила». Нет ничего нового, но - это, удивительно, успокоило. Мысль изложена изумительно.
    Еще раз спасибо, всем доброго дня, успехови процветания!
  2. +8
    19 октября 2023 05:14
    Всем доброго утра и хорошего дня! smile

    А вот таким древнеегипетское нильское судно показали в кинофильме «Фараон» (1965)


    А вот таким древнеегипетский корабль был показан в другом кинофильме (догадались в каком?)))



    Вячеслав, привет и спасибо! good drinks
    1. +12
      19 октября 2023 05:47
      А вот таким древнеегипетский корабль был показан в другом кинофильме (догадались в каком?)))
      Нешто "Алые паруса"??? laughing
      1. +6
        19 октября 2023 08:52
        Цитата: 3x3zsave
        Нешто "Алые паруса"?

        +++++++++++++++++++++++++++++++
      2. +8
        19 октября 2023 10:34
        Цитата: 3x3zsave
        Нешто "Алые паруса"???

        То-то я узрел неповторимые питерские пейзажи! laughing
        1. +6
          19 октября 2023 11:22
          То-то я узрел неповторимые питерские пейзажи!

          Приветствую, Сергей!
          Молодцы питерцы! Криво не насадят! wink Сначала приватизировали у таганрогского писателя алые паруса для своего мероприятия, типа - на наших пейзажах они смотрятся гораздо эффектней, теперь осталось только переписать под питерские аппетиты повесть Грина так, чтобы действие происходило не в приморском городке Каперна, а в северной столице, и чтобы Грей и Ассоль встретились не в убогой рыбацкой таверне, а естественно на празднике выпускников "Алые паруса" под песни Билана и Бузовойlaughing
          1. +6
            19 октября 2023 11:29
            Цитата: Ричард
            Сначала приватизировали у таганрогского писателя алые паруса для своего мероприятия

            Но повесть, ЕМНИП, он написал все-таки в Питере, в шкафу на Невском? wassat
            1. +6
              19 октября 2023 11:41
              Но повесть он написал все-таки в Питере, в шкафу на Невском wassat

              Раз - и сразу в дамки!!! Сразил на повал!!!smile
              Нет, друзья, постоянными представителями РФ при ООН нужно посылать только питерских - те долго сопли не жуют, и в карман за словом не лезут. smile
      3. Комментарий был удален.
        1. +3
          19 октября 2023 18:26
          Клеопатра с Антонием мне более интересны в сериале "Рим".
          1. Комментарий был удален.
    2. +7
      19 октября 2023 06:48
      Доброе утро, Костя!
      Очень рад,что ты снова с нами! Удачи и здоровья!
      hi drinks
      1. Комментарий был удален.
    3. +6
      19 октября 2023 07:16
      «Клеопатра» с Тейлор? Так и не смотрел.
      1. +1
        20 января 2024 14:18
        Много пропустили! Ходил с отцом в детстве, очень понравился фильм.
    4. +10
      19 октября 2023 08:25
      догадались в каком?

      Конечно. Это знаменитый золотой корабль Клеопатры из одноименного фильма 1963 года, который чуть не разорил Голливуд

      Привет, Костя!
      1. +9
        19 октября 2023 08:32
        Согласно представлению авторов этого фильма Клеопатра просто обожала корабли.
        фото из фильма Элизабет Тейлор, в образе Клеопатры в культовой ню-сцене ожидания Антония в бассейне

        Чтобы не нарушать правила сайта остальные фото этой сцены выкладывать не буду smile
        1. +6
          19 октября 2023 08:52
          Цитата: Ричард
          Чтобы не нарушать правила сайта остальные фото этой сцены выкладывать не буду

          Да там и нет ничего особенного!
          1. +9
            19 октября 2023 09:12
            Для кого-то и в немецкой порнухе нет ничего особенного, на всех не угодишь. smile
            А по тем временам эта сцена была довольно откровенной - режиссёр Рубен Мамулян и продюсер Уолтер Вангер за нее много "лестных люлей" от кинокритиков и пуританствующих киноманов получили
          2. +5
            19 октября 2023 09:12
            Для кого-то и в немецкой порнухе нет ничего особенного, на всех не угодишь. smile
            А по тем временам эта сцена была довольно откровенной - режиссёр Рубен Мамулян и продюсер Уолтер Вангер за нее много "лестных люлей" от кинокритиков и пуританствующих киноманов получили
            1. +6
              19 октября 2023 09:53
              Прошу прощения за невольный дубль комента - это сайт дурит. Интересно у меня у одного? На всякий случай перезагружусь.
            2. Комментарий был удален.
              1. +5
                19 октября 2023 09:58
                Зря грешил на сайт- это просто сам Tor Browser у меня обновлялся smile
              2. Комментарий был удален.
        2. Комментарий был удален.
    5. +5
      19 октября 2023 08:51
      Цитата: Морской Кот
      догадались в каком?

      "Клеопатра", конечно.
    6. +4
      19 октября 2023 11:33
      Кстати, о древнеегипетских кораблях : Тур Хейердал строил свой первый "Ра" по рисункам и моделям лодок древнего Египта.
      Вообще, в теме о древних миграциях этот археолог занимал революционную позицию, оспаривающую тезис автора :
      Так что на берегах Нила древние египтяне обустроились настолько основательно, что ни о каких миграциях больше даже и не помышляли.
    7. +6
      19 октября 2023 13:49
      Цитата: Морской Кот
      А вот таким древнеегипетский корабль был показан в другом кинофильме (догадались в каком?)))

      Клеопатра?
    8. +2
      19 октября 2023 16:51

      Навещая знакомый берег,
      Отрешенно гляжу на взморье,
      Возвращаясь на пепелище,
      Осязаю рубеж времен.
      Ни о прошлом, ни о грядущем
      Не рассказывает безмолвие -
      Черепки отгремевших пиршеств,
      Парафиновый Парфенон...

      Лишь один звонит колокольчик,
      Словно спрашивает: "Ну, где же ты?"
      Словно просит: "Побудь со мною!.."
      А я рад бы, да не могу:
      От причала отходит судно,
      На него все мои надежды,
      Я слежу за его движеньем,
      Оставаясь на берегу...

      Сухопутный пройдет шарманщик
      В голубом головном уборе,
      Напевая морскую песню,
      Ничего не прося за труд.
      Эту песню придумал некто,
      Никогда не бывавший в море,
      Но поется там лишь о море,
      И на судне ее поймут.
  3. +7
    19 октября 2023 05:57
    Много песен над Нилом звенело,
    Да напев был у песен не тот:
    Прежде песни тоска наша пела,
    А теперь наша радость поет.
    Разорвали мы серые тучи,
    Над страною весна расцвела,
    И над Нилом, рекою могучей
    Наша вольная жизнь потекла!
    1. +8
      19 октября 2023 09:01
      Музыка: Исаака Дунаевского. Слова: Василия Лебедева-Кумача
      Песня из культового советского кинофильма 30-х годов "Нил-Нил" laughing
      А вот и наша отечественная "клерпатра" из этой картины
      1. +4
        19 октября 2023 09:26
        А наша-то поинтереснее будет.
        1. Комментарий был удален.
        2. +4
          19 октября 2023 14:36
          Естественно. С такой клеопатрой не только по тискаться в мемфиском дворце можно было но и поговорить на родном языке. wink
          1. +4
            19 октября 2023 15:13
            Я спел тогда еще - я думал, это ближе, -
            Про юг и про того, кто раньше с нею был.
            Но что ей до меня! Она была в Париже,
            Ей сам Марсель Марсо чего-то говорил.

            Я бросил свой завод, хоть в общем, был не вправе,
            Засел за словари на совесть и на страх,
            Но что ей до того! Она уже в Варшаве,
            Мы снова говорим на разных языках...

            Приедет - я скажу по-польски: "Проше, пани,
            Прими таким, как есть, не буду больше петь!"
            Но что ей до меня! - она уже в Иране, -
            Я понял - мне за ней, конечно, не успеть.
    2. +6
      19 октября 2023 17:44
      "Открывай-ка, Хатшетсуп-красавица, Половинки тяжелых ворот!" laughing
      1. +4
        19 октября 2023 18:35
        "Открывай-ка, Хатшетсуп-красавица, Половинки тяжелых ворот!" laughing

        А Хатшетсуп в ответ:
        Мало половин, мало, мало половин!
        Мало половин, мало, мало половин
        Я открываю мир других мужчин! (с) laughing
        1. +6
          19 октября 2023 18:41
          По Нилу гуляет, по Нилу гуляет,
          По Нилу гуляет Тутмос молодой!" laughing
          1. +4
            19 октября 2023 19:10
            «А это был - директор ателье,
            А не был засекреченный Осирис» (с).
            1. +4
              19 октября 2023 19:18
              "Рабинович, Бог сотворил этот мир за шесть дней, а Вы шьете этот костюм уже второй месяц!?
              Мьсе, посмотритет на этот мир, и таки посмотрите на этот костюм!!!!"
              1. +4
                19 октября 2023 19:39
                «Главное, чтобы костюмчик сидел
                На фараоне легко и вальяжно» (с).
  4. +6
    19 октября 2023 07:14
    Спасибо, Вячеслав Олегович!

    Те вопросы, которые задавал себе в прошлых статьях, стали чуть яснее.

    Очень удивило масло из семян шафрана.
    1. +8
      19 октября 2023 08:13
      Среди них озеро Танганьика, второе в мире по объёму и по глубине озер в мире

      По глубине - да, второе. А по объёму автор ошибается - не второе , а третье - после Каспийского озера и Байкала
      1. +3
        19 октября 2023 08:53
        Цитата: Ричард
        А по объёму автор ошибается

        Это Вика ошибается...
        1. +9
          19 октября 2023 15:13
          А по объёму автор ошибается - не второе , а третье - после Каспийского озера

          Автор не ошибается, хотя и ответил не подумавши. Среди пресноводных озер Байкал, за ним - Танганьика. В статье об этом прямо написано - "пресноводное". Каспий - соленое.
  5. +6
    19 октября 2023 08:35
    Возникает простой вопрос- а где же жили простые феллахи? Ведь в разлив их основной объект жизнедеятельности затапливало чуть не на полгода . И даже с учётом переезда на заработки кормильцев , дома оставались все прочие члены семьи . Так вот , где было основное жилище ? Около полей , с соответственно сваями , лодками ? Но как тогда быть со скотиной ? Или основное жилище было подальше от Реки , а на полях жили только в страду , во времянках ? И ещё - да неужто великолепные речники , имея отличные речные суда , возможность снарядить экспедицию ...- и вот эти люди не поднимались по речным рукавам в самую глубину Африки для выяснения истоков Нила ? Как то сомнительно .
    1. +7
      19 октября 2023 08:57
      Какие замечательные вопросы Виктор! Начнем с последнего. Египтяне регулярно совершали походы в Нубию. Но на этапе государства. Но даже и тогда далеко в Африку они не заходили. Зачем? Там можно было легко умереть и остаться без погребения.И никто бы им просто так плавать вверх по Нилу не позволил! Эфиоп-твою-мать был настороже! Поселки были на возвышенностях куда вода не доходила. Зона орошаемой земли вокруг Нила где-то 5-10 км. Так что далеко ходить было не надо.
    2. +7
      19 октября 2023 17:44
      и вот эти люди не поднимались по речным рукавам в самую глубину Африки для выяснения истоков Нила ? Как то сомнительно .

      Там шесть порогов по пути, которые не очень-то и пройдёшь на тогдашних судах. Плюс - не хилое течение в некоторых местах. Ну - и аборигены были бы точно ни фига не в восторге от такого визита..

      P.S. Мне вот например когда рассказывают с умным видом о типа пути из варяг в греки - я сразу вспоминаю как мы на катере с одним Вихрем в молодости не смогли по Неве подняться - течение таки было сильнее... Только с двумя моторами получилось.. А ведь к нашему времени Ивановские пороги уже исчезли..
  6. +10
    19 октября 2023 08:45
    Могу добавить. что именно разливы Нила заставили Евклида упорядочить все известные тогда законы планиметрии и создать свой изумительный научный труд - "Начала". После написания труда древние египтяне получили инструмент восстановления межей на своих "шести сотках". Думаю, что до Евклида восстановление границ участков сопровождалось взаимным мордобитием.
    1. +7
      19 октября 2023 09:00
      Цитата: Авиатор_
      Думаю, что до Евклида восстановление границ участков сопровождалось взаимным мордобитием.

      Не совсем. Стояли камни, где указывалось чье поле и его размер. Даже их передвижка ничего не решала. Все было записано на папирусах у чиновников. А с чего бы там взялась такая бюрократия?
      1. +6
        19 октября 2023 09:29
        Межевой вопрос всегда был самым болезненным. А хоть египетские чиновники, хоть наши дьяки и подьячие: закваска одна.
        1. Комментарий был удален.
          1. +4
            19 октября 2023 18:57
            Угу. Наши, в отличии от католиков, которые изначально изучают катехезис, штудируют "Капитал".
            1. +7
              19 октября 2023 20:31
              штудируют "Капитал".


              "Первый секретарь -- Мы Вам не дадим комсомольцев на крестный ход.
              Батюшка -- А мы Вам не дадим монашек в баню!
              Секретарь -- В вот за это, батюшка, можно и парт билет на стол положить!"(С. из семидесятых)))))
          2. +3
            19 октября 2023 19:41
            Пришёл к дьяку истец, говорит: «Ты отец
            Бедных;
            Кабы ты мне помог — видишь денег мешок
            Медных,—
            Я б те всыпал, ей-ей, в шапку десять рублей,
            Шутка!»
            «Сыпь сейчас,— сказал дьяк, подставляя колпак.
            — Ну-тка!»
      2. +9
        19 октября 2023 09:38
        Все было записано на папирусах у чиновников

        Ежегодные разливы Нила приводили к ежегодному разрушению и необходимости восстановления земельных участков и определению их площадей. Поэтому к IV-III тысячелетиям до н.э. в древнем Египте и появляется земельный кадастр как юридическая форма учета и оформления земель. Съемки осуществлялись египтя­нами в целях установления границ разрабатываемых земельных участков. При съемках регистрировались подробные данные о земле, включая границы, площади участков и имена их владельцев. Ежегодные па­водки в долине Нила требовали повторения геодезических съемок для восстановления границ земельных участков. Данные учёта использовались для определения размера налога (1/5 дохода с земли) и установления прав собственности на землю. Такой учёт два раза в год проводили специальные чиновники фараонов — таксаторы. Первые сведения о кадастровых работах содержат элементы графического отображения кадастровых данных на специальных глиняных табличках.
        фото кадастровая египетская глиняная табличка XIXв. до н.э. Государственный Эрмитаж. Санкт-Петербург

        Обнаруженный в 1858 г. таксаторский папирус Ахмеса, который был переписан около 1650 г. до н.э. с глиняных табличек писцом по имени Ахмес, на сегодняшний день является старейшим пособием для землемеров. Установлено, что оригинал, с которого был переписан папирус Ахмеса, относится ко второй половине XIX века до н.э. Отдельные исследователи предполагают, что он мог быть составлен на основании ещё более древнего текста III тысячелетия до н.э. Ныне большая часть рукописи находится в Британском музее. Она состоит из двух частей: BM 10057 (32 см × 295,5 cм) и BM 10058 (32 см × 199,5 cм). Между ними должен быть кусок примерно 18 см длиной, который был утерян.
        фото таксаторский папирус Ахмеса. Британский музей
        1. +7
          19 октября 2023 10:09
          В V в. античный философ Прокл Диадох (412 н.э. – 485 н.э) писал:
          согласно большинству мнений, геометрия была впервые открыта в Египте, имела свое происхождение в измерении площадей жрецами- таксаторами. Известно, что Пифагор посещал Египет для изучения астрономии и математики у таксаторов, и волне возможно был знаком с египетским треугольником, что привело его к доказательству знаменитой теоремы.

        2. Комментарий был удален.
          1. +8
            19 октября 2023 10:11
            В 1870 году до н.э. фараон Сенусерт III повелел разделить всю землю на пря­моугольные участки и сдавать ее в аренду. Особая комиссия устанавливала границы земель после разливов Нила. Вот что пишет про этот период древнегреческий историк Геродот (484 до н.э. – 425 до. Н.э):
            «Этот царь, как передавали жрецы, также разделил землю между всеми жителями и дал каждому по квадратному участку равной величины. От этого царь стал получать доходы, повелев взимать ежегодно поземельную подать. Если река отрывала у кого-нибудь часть его участка, то владелец мог прийти и объявить царю о случившемся. А царь посылал людей удостовериться в этом и измерить, насколько уменьшился участок для того, чтобы владелец уплачивал подать соразмерно величине оставшегося надела. Мне думается, что при этом-то и было изобретено землемерное искусство и затем перенесено в Элладу».
      3. +4
        19 октября 2023 19:10
        Стояли камни, где указывалось чье поле и его размер.
        А как этот размер восстанавливать без Евклида? Вот так и возникла геометрия (по-гречески - землемерие). Кстати, передвижка камней необратимо всё меняла, если нет такого инструмента как геометрия.
    2. +5
      19 октября 2023 18:00
      восстановление границ участков сопровождалось взаимным мордобитием.

      Да оно и опосля Евклида обязательным мордобитием сопровождалось.. Почитайте русских классиков, как у нас на Руси уже в 19-м веке сельская община каждый год землю делила..
      1. +2
        19 октября 2023 20:12
        как у нас на Руси уже в 19-м веке сельская община каждый год землю делила..
        Они в гимназиях не обучались, а в церковноприходских школах геометрию не преподавали. Думаю, что и египтяне пользовались шанцевым инструментом, работая им не только по земле, но и по головам супротивников, когда межу прокладывали. Евклид выполнил техзадание, получил плату, а дальнейшее его не интересовало.
  7. +3
    19 октября 2023 09:33
    Доброе утро, господа! hi
    Всем хорошего дня!

    Вячеслав Олегович, большое спасибо Вам за статью! Жду новых и интересных статей, как в разделе "История", так и в разделе "Вооружение"! drinks
    1. +2
      19 октября 2023 12:28
      Цитата: Kojote21
      так и в разделе "Вооружение"!

      Уже написаны и ждут выхода!
  8. +4
    19 октября 2023 10:17
    Кстати, не освещён так взволновавший в прошлый раз некоторых товарищей вопрос: засыхание ила коркой под солнцем, через которую фиг чего вырастет
    1. +5
      19 октября 2023 11:55
      Не знаю как в древнем Египте, а у нас испокон веков речной ил, вместе с дохлой рыбой собирали после отступления воды и переносили в плетенных корзинах на свои коши-участки, где удобряли почву почву из расчета 5-10 кг удобрения из ила и рыбы на 1 квадратный метр земли. Может и египтяне что-то подобное делали? А так да - на чистом иле ничего не прорастет, да и запах будет стоять ещё тот.
    2. +5
      19 октября 2023 12:31
      Цитата: тлауикол
      засыхание ила коркой под солнцем, через которую фиг чего вырастет

      Хотел, но упустил из вида. Земля коркой засыхала не сразу. Так она была напитана водой. Хватало времени на посев. Потом две недели поля пропалывали от сорняков и опять поливали! Потом уже никакая корка появиться не могла и появлялась лишь к новому разливу в июне после окончания жатвы. Вот так.
      1. +2
        19 октября 2023 17:53
        Если поливать - конечно корки не будет! Вопрос-то по другому стоял - за сколько под не хилым солнышком Египта она БЕЗ полива образуется. Как было заниматься с/х ДО создания системы ирригации.

        Ну - или те, кто пришёл в Египет в ранние времена, уже обладали представлениями об ирригации, полученными в других местах.

        А насчёт корки - поглядите видео, как народ в подобном климате кирпич-сырец из того же ила делает. Максимум пару дней - и его можно в стенку укладывать...
  9. +4
    19 октября 2023 10:32
    Много у них было и овощей: «просто лук», и лук-порей, чеснок, фасоль, горох, салат и… огурцы!

    Добрый день Вячеслав Олегович!
    Два вопроса к Вам и вообще к знатокам:
    Вопрос №1 - по фасоли: она разве не из Южной Америки?
    Вопрос №2 - по огурцам: они разве не из Индии? hi
    1. +3
      19 октября 2023 14:19
      Ну с огурцами более-менее все ясно - из Индии они попали в юго-восточную Азию и Месопотамию, оттуда к семитским, ираноязычным и анатолийским племенам, а от них к египтянам, критянам и и ахейцам. А вот с фасолью - действительно вопросики.
      Может быть автор просто ошибочно спутал фасоль с горохом, бобами, нутом и чечевицей?
      1. +5
        19 октября 2023 15:18
        А вот с фасолью - действительно вопросики.
        Может быть автор просто ошибочно спутал фасоль с горохом, бобами, нутом и чечевицей?

        Автор ничего ни с чем не спутал. Обугленные останки фасоли были обнаружены на трех соседних стоянках эпохи неолита в Нижней Галилее - 8250 лет до н.э.
        1. +3
          19 октября 2023 15:33
          Цитата: Frettaskyrandi
          Автор ничего ни с чем не спутал. Обугленные останки фасоли были обнаружены на трех соседних стоянках эпохи неолита в Нижней Галилее - 8250 лет до н.э.

          Было тут как-то про фасоль где-то с год-два назад и тогда все доказывали что она - из Южной Америки. Так могли в Европе есть в срдневековье фасоль?
        2. +3
          19 октября 2023 15:42
          Обугленные останки фасоли были обнаружены на трех соседних стоянках эпохи неолита в Нижней Галилее

          Вы имеете ввиду находку энеолита в Вади-эль-Натуфе? Именно фасоли? А случаем - не обугленных бобов? smile
          Да и с датировкой вы "не много" ошиблись - эти бобы датируются 8500-4300 годами до н.э
          PS. Надеюсь разницу между неолитом и энеолитом объяснять не нужно? Это как говорят у вас в Одессе - две большие разницы
          1. +3
            19 октября 2023 18:48
            случаем - не обугленных бобов

            Бобы - это плоды бобовых растений, которых 24500 видов, встречающихся в обеих полушариях. И у всех плоды называются бобами.
            Такого растения, как бобы нет, есть бобовые растения, плоды которых -бобы.
            Вот в это семейство бобовых входит 89 родов фасолевых. И у всех плоды - бобы.
            По периодизации даже не буду говорить -тут Вы, по обыкновению, погорячились.
  10. +3
    19 октября 2023 11:11
    Прокормить коз, овец и свиней - не очень большая проблема. А коров и лошадей чем кормили? Сено заготавливали? Если сиротка-селянка хотела большой, но чистой любви, её куда звали, на сеновал? Это под Смоленском у помещиков Федяшиных сено - чистый клевер, а там всё у реки Нил тростником заросло, а чуть подальше - колючки в пустыне. Овёс тогда в Египте рос? Или на пшенице и ячмене росли тогда фараоновские лошадки и коровы?
    1. +4
      19 октября 2023 12:32
      Цитата: Тестов
      лошадей чем кормили

      Лошадей Египет долгое время не знал. Только после прихода гиксосов. А вот чем их кормили потом? А кто их знает...
    2. +5
      19 октября 2023 12:34
      Как альтернатива вполне мог быть смешанный с соломой рыбий тук.
      Хотя подождите вот что нашел на сайте https://pikabu.ru/story/selskoe_khozyaystvo_v_drevnem_egipte_6957892
      В современном Египте коровы кормятся на искусственно возделываемых полях клевера, поскольку там уже совсем нет лугов с дикорастущей травой. В дни Древнего царства было совершенно иначе: скот находил себе естественные пастбища на тех пространствах болотистых земель.Как в наши дни в горных странах коров на лето отправляют вверх, на альпийские луга, так и эти древние пастухи каждый год на целый сезон перегоняли свой скот в северные болота: хотя в самой долине Нила вся земля была уже совсем неплохо возделана, немалая часть дельты еще оставалась дикой и нерасчищенной. В болотных округах за скотом ухаживали люди, которых подлинные египтяне не признавали за равных себе.
      фото. Пастухи на дальних пастбищах. Рельеф из гробницы в Саккаре. V династия

      1. +2
        19 октября 2023 13:48
        Ай да Ричард! Ну, нашел! Спасибо!
        1. +4
          19 октября 2023 14:04
          Ну, нашел! Спасибо!

          Мне то за что? Самому как селянину стало интересно. Вам, Калибр, спасибо за статью
      2. +2
        19 октября 2023 14:24
        Получается, что во время каникул, скот угоняли к бабушке, в деревню))
        1. +2
          19 октября 2023 14:53
          Да, на каникулах пирамиды строили, а в дельте крупным рогатым скотом занимались, это ещё и сезонность рабочей силы обеспечивало, потом дельтовые на пирамиды привлекались.
        2. +3
          19 октября 2023 17:32
          "В деревню к тетке, в глушь, в Саратов!"(с) laughing
    3. +3
      19 октября 2023 17:56
      лошадей чем кормили?

      До определённого момента - лошадь была существом бесполезным. Пока не вывели крупные породы - тот же осёл ощутимо пригоднее. Поглядите на фресках, что там запряжено в колесницы фараонов - да у меня у сына дог примерно такого же размера.. А ведь эти лошади - уже продукт долгой селекции..
      1. 0
        20 октября 2023 16:56
        тут канон изображать фараонов больше всех, а так сами колесничные коники были не крупные,ближе к современным пони.
        В отличие от ишаков коники были более резвыми и характер имели более послушный, от сюда триумф боевой колесницы. Так на территории Израиля раскопана крепость в которой был расположен специализированный центр по разводу и подготовки боевых колесниц, конюшни, выездные площадки, и т.д. Примерно 15-12 века до нашей эры.
        1. 0
          21 октября 2023 23:43
          от сюда триумф боевой колесницы

          Триумф - прежде всего в технологии колеса со спицами.. Ну - и колесничья упряжь.
  11. +5
    19 октября 2023 16:34
    Ричард (Ричард), уважаемый, на Невском проспекте в СПб Александр Степанович "Алые паруса" написал. Хотя сегодня в Архангельске, как туристический объект, пытаются раскрутить Гриновскую беседку на Набережной Северной Двины в Петровском парке. Якобы, в этой беседке, в белую ночь, Грин впервые увидел судно с алыми парусами. "Почему не на Чёрном море или в Средиземном Александр Степанович, плавая матросом, впервые увидел алые паруса?"- на этот вопрос наши чиновники от туризма мне ответить не смогли.
    1. +3
      19 октября 2023 16:45
      С Грином первые ассоциации - Киров. По табличке.

      В Севастополе все же другое перевешивает.

      А Феодосию меньше знаю. Хотя море там восхитительное.
      1. +2
        19 октября 2023 17:18
        С Грином первые ассоциации - Киров. По табличке.

        Эта табличка?
        1. +1
          19 октября 2023 19:48
          Нет. Другая. На набережной в Кирове.
      2. +2
        19 октября 2023 19:14
        Здравствуй, Сергей! smile

        В Севастополе все же другое перевешивает.


        Тут ты прав, как ни был хорош Грин.

        1. +1
          19 октября 2023 19:49
          Привет, Константин!

          Да. Херсонес можно любить разным людям. Разных поколений.
        2. +2
          19 октября 2023 19:50
          И чем этот прибой хуже прибоя на южной стороне Котлинской косы???
          1. +2
            19 октября 2023 20:35
            А тем, что моря разные. Кто бывал, тот может сравнивать. Я бывал и сравнение не в пользу Балтики.
    2. Комментарий был удален.
    3. +5
      19 октября 2023 16:56
      Почему не на Чёрном море или в Средиземном Александр Степанович, плавая матросом, впервые увидел алые паруса?"- на этот вопрос наши чиновники от туризма мне ответить не смогли.

      Приветствую вас, уважаемый Евгений. Помните старый бородатый советский анекдот про чиновников от туризма, которые с помпой водружали на фасаде дома гранитную табличку "В этом доме в 1919—1920 годах В.И. Ленин и Инесса Арманд скрывались от Н.К. Крупской" smile Судя по вашей информации за полвека эти чиновники ничуть не изменились
  12. +3
    19 октября 2023 16:59
    Ричард (Ричард) , уважаемый, с рыбкой чуть-чуть переборщить в пойло коровушке и молоко пить будет не возможно. Или древние египтяне его не пили? Только простоквашу квасили или только мясо употребляли в пищу?
    Интересно, в дельте Нила крокодилы тогда обитали?
    Не нильские, а пустынные (западноафриканские крокодилы) были у древних египтян материалом для мумификации.
    1. +2
      19 октября 2023 17:17
      с рыбкой чуть-чуть переборщить в пойло коровушке и молоко пить будет не возможно

      Мы же пьём. Другого в магазинах нет - фермеры сегодня своих молочных коров комбикормом КРС в холодное время года кормят, а он по ОСТам из пшеницы, кукурузы, ячменя, жмыха, тука, растительного масла, отрубей, соли, муки известняковой, аминокислот, антиоксидантов, пробиотиков, премиксов и ферментов. Вот и получается - выпил бутылку такого молока, сполоснул под краном - и она чистая. А в советское время молочные бутылки долго ершиком отмывать приходилось. Я уж не говорю про молоко от личных коров, такого сегодня, увы, уже почти не найдешь
      1. +4
        19 октября 2023 17:28
        А в советское время молочные бутылки долго ершиком отмывать приходилось.
        Это был реальный квест! Особенно бутылочки из под детского питания с домовой кухни, в эту чекушку ершик не лез, приходилось работать зубной щеткой!
  13. +4
    19 октября 2023 17:21
    Я ещё Нил регулярно, раз в несколько лет недоразливался или переразливался, думаю это и было причиной строительства пирамид, все запасы, организация, логистика, трудовые ресурсы бросались на решение насущных проблем, и беда проходила незаметной для всего народа, но были и длительные периоды недоразлива в сотни лет, в истории Египта они называются переходными, и тогда население сокращалось в разы, случались вражеские нашествия, центральная власть исчезала или становилась формальной, прекращалось монументальное строительство и таких периодов было несколько.
    1. +4
      19 октября 2023 17:37
      За разлив Нила фараон отвечал, он с богами договаривался, и тем кто косячил, правильные разливы не обеспечивал и пирамиды строили халявные из щебня с облицовкой, ресурсов больше не было, это и есть причина прекращения строительства великих пирамид, а потом и соседи стоящие появились, которых можно было завоевать или нужно было отбиваться, вообще не до пирамид.
  14. +2
    19 октября 2023 17:38
    Korsar4 (Сергей ), уважаемый, в августе при северном ветре у Феодосии в море сгон воды бывает: ветер от берега тёплую воду отгоняет и с глубины к пляжу приходит холодная воде в 8-10 градусов...Музей Грина там был интересный, но я там, увы, с сентября 1996 года не был...А в 70-е годы 20 века, в Старом Крыму у могилы Грина стоял, типа песчанника или ракушечника камень, на синем фоне были алые паруса треугольные, как на яхтах, надутые ветром, масляными красками выполнены.
    1. +2
      19 октября 2023 20:10
      Останавливался на ночь в Феодосии последние годы. Когда дорога мимо проходила. Просто в палатке на ночь.
  15. +2
    19 октября 2023 17:51
    За анекдот - спасибо большое, никогда не слышал.
    А чиновники от туризма - это блатные девочки, кого надо жёны. В Нёноксу народ зазывали, забывая, что с Полигоном заезд каждой группы надо было согласовывать заранее. Да ещё не было к Нёноксе грунтовки, народ на поезде прибывал и пёхом со станции в село через реку 3 км. А там ни чаю попить с мороза, ни в туалет сходить. Но отдел туризма в Северодвинске бюджетные деньги осваивал, с превеликим удовольствием. Вместо того, чтобы с КЮМами европейской части страны и с Нахимовскими училищами списаться и возить мальчишек в музеи Севмаша и "Звёздочки", совмещая с экскурсией по набережной заводов, в цеха СВОП (специализированного винтообрабатывающего производства) и пропульсивных систем, в корпусные цеха или на вывод кораблей из цехов в наливные бассейны. Живьём БЫ увидели АПЛ или "Академика Александрова", может и не рвались БЫ в блогеры.
  16. 0
    19 октября 2023 23:36
    Интересно было бы узнать какие каналы появились первыми. Каналы для строительства пирамид, или мелиорационные.
    1. +1
      20 октября 2023 07:57
      Конечно мелиорационные, избыток ресурсов и огромная численность населения, которые обеспечивала мелиорация позволили строить пирамиды.
  17. +1
    22 октября 2023 18:45
    Автор, по Вашему выходит что
    Урожай собирали в марте-апреле
    , но я слышал, что в таком благодатном климате собирали по 2 - 3 урожая в год.
    Это так или я что-то путаю?