«Рельсовая война» советских партизан 1943 года

4
«Рельсовая война» советских партизан 1943 года

«Рельсовая война» и «Концерт» стали крупнейшими операциями брянских партизан в ходе Великой Отечественной войны.

Во многих источниках указывается, что «Рельсовая война» была начата для поддержания операции РККА на Курской дуге. Между тем некоторые историки оспаривают данный факт, так как Курская битва длилась с 5 июля по 23 августа 1943 года. А операция партизан началась 3 августа и продлилась до 15 сентября. В данном случае возникает вопрос, почему уничтожение немецких коммуникаций началось с таким опозданием.



В то же время нет никаких сомнений, что «Рельсовая война» внесла огромный вклад в Победу Красной армии над немецко-фашистскими захватчиками.

Стоит отметить, что перед началом разработки операции существовало два плана. Первый был предложен полковником Ильей Григорьевичем Стариновым – одним из организаторов партизанского движения. По его мнению, целесообразнее уничтожать локомотивы, а не рельсы. Данный ущерб немцам будет гораздо сложнее нивелировать.

Второй план принадлежал генералу Пантелеймону Кондратьевичу Пономаренко - Начальнику Центрального штаба партизанского движения. Он считал, что уничтожать локомотивы гораздо сложнее, чем рельсы. Между тем подрыв ж/д путей принесет не меньший результат, чем уничтожение составов, так как у немцев существует дефицит рельсов.

Уже после войны многие историки напишут, что Пономаренко ошибся и у Третьего рейха не было никакого дефицита ж/д полотна. При этом у Германии была нехватка паровозов, что указывает на правоту Старинова.

Как бы там ни было, операция разрабатывалась на основе плана Пономаренко. В «Рельсовой войне» приняли участие более 100 тыс советских партизан, которые вели подрывную деятельность на фронте протяженностью в около 1000 км.

По некоторым данным с 3 августа по 15 сентября 1943 года было уничтожено около 215 тысяч рельс, что, несомненно, создало серьезные проблемы вермахту.

Количество взрывов достигло такого числа, что ситуация становится угрожающей. Идет целенаправленный удар по эшелонам и тягловым паровозам. Если подобная картина сохранится в ближайшее время, то под удар будет поставлено все железнодорожное сообщение. В частности, речь идет об угрозе срыва снабжения всех фронтовых операций

- писал командир 559-ой германской комендатуры.

Кроме того, именно операция «Рельсовая война», которая затем плавно перетекла в «Концерт», показала советскому командованию, что партизанское движение представляет собой огромную силу.

Впрочем, были у вышеупомянутой операции и недостатки. Во-первых, в приказе не было указано, какие именно ж/д пути нужно уничтожить. В итоге, партизаны осуществляли подрыв даже того железнодорожного полотна, которым вермахт вообще не пользовался. По данным историков, операция «Рельсовая война» нанесла больше ущерба ж/д имуществу страны, чем фашисты при отступлении.

Во-вторых, большая часть важных коммуникаций тщательно охранялись подразделениями вермахта. В итоге, для их подрыва партизанам нередко приходилось вступать в бой, что приводило к большим потерям среди участников движения.

4 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +1
    20 октября 2023 12:17
    Между тем подрыв ж/д путей принесет не меньший результат, чем уничтожение составов, так как у немцев существует дефицит рельсов.
    Мда не было тогда ПТУРов, все приходилось делать руками... И тем не менее партизаны внесли свою лепту в нашу Победу. А ошибки надо анализировать и больше их стараться не делать.
  2. +1
    20 октября 2023 12:20
    По данным историков, операция «Рельсовая война» нанесла больше ущерба ж/д имуществу страны, чем фашисты при отступлении.


    Во-вторых, большая часть важных коммуникаций тщательно охранялись подразделениями вермахта.

    И как бы то ни было, а партизаны очень помогали Действующей армии и в тоже время вносили сумятицу в действиях врага!
    Мало того, что фашистам приходилось восстанавливать пути и делать это зачастую с привлечением гражданского населения оккупированных территорий, им еще приходилось снимать с фронта значительные силы для борьбы с партизанами и охраны ж. д. путей!
  3. -2
    20 октября 2023 13:04
    Начало проблем партизанского движения было положено после расстрела Тухачевского. Можно спорить зачем, но под его началом была создана структура и базы партизанского движения\движения сопротивления . При общей стратегии "малой кровью и на чужой территории" и политическими реалиями, закономерно возник вопрос: против кого готовится такая структура? Вопрос был решён кардинально и вся структура, базы, документация, наработки и причастные были уничтожены. А когда началась война и большие территории были захвачены, масса войск оказалась в тылу врага в окружении или рассеяна, руководство в срочном порядке принимает стратегию действий на оккупированных территориях заимствованную у партизан 1812 года - стратегию "выжженной земли". Вместо того, чтобы отдать приказ окруженцам рассредоточиться и нарушать коммуникации противника, руководство приказывает пробиваться к фронту любой ценой, а за линию фронта засылает молодых и горячих коммунистов\комсомольцев с заданием жечь дома мирных жителей, чтобы выгнать фашистов из "зимних квартир" на мороз. А заодно и женщин детей, стариков... По-этому поймали жители Зою и сдали немцам, не желая гореть или замерзать, не понимая замыслов командования, которое обещало "малой кровью и на чужой...". За первый год оккупации вера в Советскую власть была сильно подорвана необдуманными действиями командования. Илья Старинов попытался объединить и упорядочить партизанское движение, создать центры подготовки и координации. Он выступал против "рельсовой войны", но вышло, как вышло...
  4. +1
    20 октября 2023 14:48
    По данным историков, операция «Рельсовая война» нанесла больше ущерба ж/д имуществу страны, чем фашисты при отступлении.
    Уже неоднократно замечал что многие современные "историки" люди недалёкие.
    Как вообще можно и для чего нужно сравнивать несравнимое?
    Партизаны, подрывая рельсы, наносили ущерб Третьему рейху, т.е. немцам. Ибо подорванные пути восстанавливали немцы и впоследствии ими пользовались немцы (и их союзники).
    А вот немцы, подрывая ж/д пути при отступлении, уже наносили ущерб СССР.
    Можно предположить, что ущерб, нанесенный экономике противника партизанами за годы войны, видимо значительно превышал ущерб, нанесенный ж/д хозяйству фашистами.
    Только какой прок в таком предположении, вывод из него какой?