Слухи и перспективы. Броневики VBL для Украины

27
Слухи и перспективы. Броневики VBL для Украины
Эшелон с броневиками VBL в Чехии, октябрь 2023 г. Фото Telegram / "Рыбарь"


Уже в феврале-марте 2022 г. киевский режим начал просить зарубежных покровителей предоставить ему современные боевые бронированные машины разных классов и типов. Часть таких просьб в дальнейшем была выполнена, тогда как другие фактически проигнорировали. В частности, Украина пыталась выпросить у Франции многоцелевые бронеавтомобили VBL, но не получила даже обещаний об их поставке. Тем не менее, согласно последним слухам и оценкам, такие просьбы могли быть услышаны.



Запросы и отказы


Страны НАТО, в первую очередь США, начали поставлять киевскому режиму военно-техническую помощь еще несколько лет назад. Украина составляла списки желаемых изделий, а иностранные партнеры решали, предоставлять их или нет. Так, в течение последних лет несколько раз появлялась информация о желании украинских формирований получить французские бронеавтомобили VBL. Впрочем, запросы на поставку такой техники, если и были, остались без ответа.

Тема французских броневиков вновь была поднята в начале апреля 2022 г. В связи со стартом российской Спецоперации украинское руководство начало просить у зарубежных стран любую помощь. В частности, вновь пожелали получить от Франции машины VBL. В соответствующем документе из Киева отмечалось, что речь идет о 250 броневиках, ранее снятых с вооружения французской армии и поставленных на хранение.

Эти машины давно выведены из эксплуатации и фактически не нужны французской армии, но их не стали отдавать Киеву. Впрочем, Париж нашел возможность помочь украинским формированиям и без броневиков VBL. На Украину поставлялись другие образцы техники и вооружений, в т.ч. бронемашины с более высокими тактико-техническими характеристиками.

По новым данным


Недавно броневики VBL вновь привлекли внимание, и на этот раз появились предположения о возможной поставке такой техники на Украину. Впрочем, эта версия строится на неоднозначных оценках и пока не имеет никаких прямых подтверждений.


БТР Piranha на платформах. Фото Telegram / "Рыбарь"

14 октября известный телеграм-канал «Рыбарь» сообщил, что в г. Хоцень на северо-востоке Чехии был замечен военный эшелон с любопытным грузом, двигавшийся в направлении Словакии. На платформах перевозилось несколько танков Leopard 2, бронетранспортеры Piranha и не менее восьми бронеавтомобилей VBL в характерной камуфляжной окраске французских сухопутных войск. К новости прилагалась пара фотографий эшелона и его груза.

Куда и с какой целью перевозилась бронетехника разных типов, неизвестно. Информация о планах Парижа поставлять легкие броневики каким-либо странам Восточной Европы тоже в последнее время не появлялась. При этом наличие фактических перевозок и отсутствие официального сообщения к настоящему времени стали одним из признаков оказания помощи Украине.

В связи с этим «Рыбарь» предполагает, что «Пираньи» могли перевозиться в одну из восточноевропейских стран с целью ротации подразделений и/или обновления парка. В свою очередь, VBL могли предназначаться для Украины. Также авторы канала отмечают, что такая техника имеет определенные плюсы, и украинские формирования могли бы использовать их на практике.

Следует отметить, что эшелон с броневиками VBL и другой техникой прошел через Чехию еще неделю назад. К настоящему времени он должен был добраться до пункта назначения, а все его грузы должны были попасть к получателям. Кроме того, если машины действительно предназначались киевскому режиму, то можно было бы ожидать, что он расскажет об их получении, или информация такого рода появится неофициальным образом.

Тем не менее, никаких сообщений о появлении VBL на Украине до сих пор не появилось. Вероятно, эту технику везли в другую восточноевропейскую страну с целью развертывания в рамках международных программ НАТО. Впрочем, украинскую версию пока нельзя исключать полностью, хотя она и не выглядит наиболее вероятной.


VBL в базовой конфигурации. Фото Vitalykuzmin.net

В легком классе


«Легкая бронированная машина» Véhicule Blindé Léger или VBL разрабатывалась французской компанией Panhard в первой половине восьмидесятых годов по заказу вооруженных сил Франции. Ее создавали в качестве легкой многоцелевой защищенной платформы для перевозки людей и груза, а также решения соответствующих боевых задач.

Испытания опытных VBL начались в 1982 г., и уже в 1984-85 гг. появились первые заказы на серийное производство. Стартовым заказчиком стала Франция. В дальнейшем она разместила несколько дополнительных заказов, и в общей сложности приобрела более 1600 броневиков. Техника выпускалась в нескольких модификациях и с разным оснащением и вооружением. Производство продолжалось до 2010 г.

Машина VBL пользовалась определенной популярностью за рубежом. Так, почти одновременно с Францией свой заказ разместила Мексика. В дальнейшем появились новые экспортные контракты. В общей сложности 18 иностранных государств покупали VBL или получали их в качестве помощи от французской армии.

В свое время Париж осуществлял сокращение парка бронетехники и выводил часть машин из эксплуатации. В частности, на площадки хранения отправили несколько сотен броневиков VBL. Именно их в прошлом году просил предоставить киевский режим.

Особенности и преимущества


Изделие VBL представляет собой легкую многоцелевую бронированную машину на колесном шасси. Она предназначается для использования в качестве транспорта или носителя разных нагрузок и имеет высокие характеристики подвижности. Предусмотрена возможность перевозки по воздуху и десантирования с парашютом.


Броневики в колонне. Фото Wikimeia Commons

Машина построена на основе несущего броневого корпуса. С целью облегчения конструкции использовано бронирование уровня 1 стандарта STANAG 4569 – машина защищена только от небронебойных пуль винтовочного патрона 7,62х51 мм НАТО и от подрыва ручной гранаты под днищем. Корпус имеет капотную компоновку и обитаемый отсек максимально возможного размера. Существует две версии корпуса, незначительно отличающихся длиной.

Изначально на броневики ставился дизельный двигатель Peugeot XD3T мощностью 90 л.с. и трансмиссия с автоматической коробкой передач. В последнем проекте модернизации использовали новый дизель мощностью 130 л.с. При боевой массе до 4 т, такие двигатели разгоняют машину до 95 км/ч. Имеется возможность плавания при помощи водомета.

В базовой комплектации броневик VBL несет 7,62-мм пулемет AN-F1 на открытой установке или крупнокалиберный M2HB (разведывательная модификация). Также существуют версии с дистанционно управляемым боевым модулем под пулемет. Выпускались командно-штабная модификация, различные самоходные ПТРК и т.д.

Практическая польза


В зависимости от модификации и оснащения, бронеавтомобиль Panhadr VBL может решать разные задачи и использоваться в тех ли иных операциях. За десятилетия эксплуатации эта машина выполняла функции защищенного транспорта для личного состава, вела патрулирование различных местностей, сопровождала автоколонны и т.д. Во всех случаях эксплуатанты пытались максимально использовать сильные стороны конструкции и сократить влияние ее минусов.

Положительными качествами броневика VBL являются его малая масса и связанная с нею высокая подвижность. Машина способна с высокой скоростью двигаться по дорогам, бездорожью и воде, а также преодолевать различные препятствия. Без каких-либо значительных доработок бронеавтомобиль может быть носителем разных вооружений или специального оснащения и решать соответствующие задачи.


Интерьер командирской модификации. Фото Wikimedia Commons

В то же время, имеются и характерные минусы. В первую очередь, это бронирование. Машина VBL защищена только от стрелкового оружия, причем далеко не всех классов и типов. Противоминная защита фактически отсутствует. Как следствие, любая встреча с противником, имеющим типовое для нынешнего времени вооружение, связана с большими рисками повреждения или полного уничтожения броневика.

Гипотетическая поставка броневиков VBL на Украину будет иметь вполне понятные последствия. Скорее всего, эти машины, как и другую технику, попытались бы использовать в качестве бронетранспортеров для «контрнаступа». Учитывая ее особенности и характеристики, можно предполагать высокий уровень потерь практически от всех огневых средств – и полный провал поставленных задач.

Поставки под вопросом


Согласно официальным сообщениям, Франция пока не передавала Украине свои легкие броневики VBL. Вероятно, это связано с очевидной бесполезностью таких поставок, обусловленной техническими особенностями этих машин. В то же время, французская армия предоставила «колесные танки» с более высокими характеристиками и пообещала передать бронеавтомобили иных типов.

Переданная техника плохо показала себя – украинские формирования потеряли часть машин, и несколько достались российской армии в качестве трофеев. В свете этих событий отправка на Украину легких VBL с менее высокими характеристиками была бы не самым логичным шагом. И в Париже, похоже, не собираются его делать.
27 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +5
    23 октября 2023 05:11
    Среди бела дня спокойно идут эшелоны с техникой и никому они не интересы.... Не иначе как бережно сберегаются жд пути для братского народа...
    1. +2
      23 октября 2023 06:00
      А вы слышали о чешских или ещё каких гейропейских партизанах?
      Кто у них там в гейропах "рельсовою войну" может устроить?
    2. -2
      23 октября 2023 19:04
      хз как аукница для РФ это очень большой вопрос ! почему допускаем до театра технику натовскую ! страны европы отдают технику и не кто не боится получить по морде от РФ ! вот что самое странное !
  2. +2
    23 октября 2023 05:45
    отправка на Украину легких VBL с менее высокими характеристиками была бы не самым логичным шагом
    О какой логике может идти речь если на кону у Европы "победа над Россией на поле боя", о которой они продолжают трубить. По моему во Франции не сильно расстроились по поводу уничтожения и попадания в виде трофеев российским войскам своих колесных танков если не считать французские СМИ, которые очень удивились тому, что французская техника может уничтожаться. Поэтому не исключено, что поставят. Сегодня какие только броневички не бороздят просторы украины: американские, английские, турецкие... и даже австралийские.
    1. +1
      23 октября 2023 06:04
      Цитата: rotmistr60
      Сегодня какие только броневички не бороздят просторы украины: американские, английские, турецкие... и даже австралийские.
      . Бродят то они бродят, как правило не долго.
  3. -1
    23 октября 2023 05:56
    Стоит добавить, что у французов достаточно странное видение использования лёгких колёсных машин. Согласно их доктрине в танковый взвод помимо танков входят 4 этих VBL.
    1. +3
      23 октября 2023 06:02
      А французы что, известные, удачливый вояки???
      После Наполеона, они нигде и никак...
    2. Eug
      +1
      23 октября 2023 07:53
      Интересно другое - какая "пассажировместимость"? Как по мне, довольно неплохая легкая многозадачная разведывательно-патрульная машина, слабозащищенное подобие БРДМ-2 с французско-НАТОвским "акцентом".
  4. 0
    23 октября 2023 09:17
    Итого, имеем - вес 4 тонны, движок 130 л.с., украинская грязь "по колено". Думаю, результат понятен.
  5. +1
    23 октября 2023 09:49
    Отличная машина! С конца 70х уже на броне были, а у нас только сейчас начали кабины бронировать. Сидел в ней, очень удобная компановка, да ещё и плавать может, яб в частное пользование взял бы такую!
    1. 0
      23 октября 2023 11:27
      Плавать - это 10 м. в бассейне или в декабре, через Днепр?)))
      1. -1
        23 октября 2023 16:24
        Мне ваш Днепр не упёрся, у меня другие места
    2. 0
      23 октября 2023 14:51
      ...яб в частное пользование взял бы такую!

      А сколько кушает на сотню?
      1. 0
        23 октября 2023 16:23
        Ну там дизелёк не очень мощный, не больше понтового гелика точно.
  6. 0
    23 октября 2023 10:52
    Странно, вроде бы Французы ВАБы отдавали, которые снимаются с вооружения, они повместительнее будут.
    ВБЛ - как БТР мал, может быть под ПЗРК/ПТУРы?
    В тот же Хаммер ВСУ 5 человек (4 десантом) отправляют.

    Хотя с другой стороны, ВСУ все возьмет, возьмет и ВБЛ - если дадут.
  7. +1
    23 октября 2023 11:58
    Машина VBL - плавающая машин для патрулирования. ЕЕ аналог выставляли на Армии наши производители. Это не машина поля боя. Это аналог бронеНивы. 3х местной.
    1. Комментарий был удален.
  8. +1
    23 октября 2023 15:02
    Опять. То МРАПы, то БТРы. Они там с Сидором Ковпаком воюют? Все это красиво смотрится в колоннах, на парадах на Крещатике, с крестами и лозунгами. Дебилы.
    1. -1
      23 октября 2023 17:27
      Цитата: lukash66
      Опять. То МРАПы, то БТРы. Они там с Сидором Ковпаком воюют? Все это красиво смотрится в колоннах, на парадах на Крещатике, с крестами и лозунгами. Дебилы.

      Лучше уж ехать на МРАПе или БТР чем использовать танковый десант времён ВОВ.

      Так кто тут ещё неумный человек?!
    2. +1
      23 октября 2023 21:43
      Там влажные воспоминания о триумфе "Войны Тойот" как победная стратегия рассматриваются. Типа, высокомобильный транспорт для ДРГ и штурмовиков, ещё и с какой-то защитой.
  9. -1
    23 октября 2023 16:58
    Цитата: Вадим С
    Ну там дизелёк не очень мощный, не больше понтового гелика точно.


    не надо забывать, что пежо выпускал гелик по лицензии - для армии, какое то количество было и цивильных
  10. -1
    23 октября 2023 17:01
    Цитата: Escariot
    Стоит добавить, что у французов достаточно странное видение использования лёгких колёсных машин. Согласно их доктрине в танковый взвод помимо танков входят 4 этих VBL.


    в 1944 под Полтавой аэродром использовался американской авиацией, так для каждого экипажа был прикомандирован Виллис...
    1. -1
      23 октября 2023 17:25
      Цитата: Дедок
      Цитата: Escariot
      Стоит добавить, что у французов достаточно странное видение использования лёгких колёсных машин. Согласно их доктрине в танковый взвод помимо танков входят 4 этих VBL.


      в 1944 под Полтавой аэродром использовался американской авиацией, так для каждого экипажа был прикомандирован Виллис...

      Тут "Виллис" не прикомандирован, а является неот'емлемой частью танкового взвода. Вот такая уникальная фича.
      Французы решили, что у танка мало глаз поэтому добавили лёгкие колесные машины, кои должны проводить разведку в интересах своих танков. Плюс у французов танки тоже с автоматом заряжания и экипаж из трёх человек, что по мнению французов слишком мало для качественного обслуживания и мелкого ремонта танка.
      1. -1
        23 октября 2023 21:12
        Цитата: Escariot
        Плюс у французов танки тоже с автоматом заряжания и экипаж из трёх человек, что по мнению французов слишком мало для качественного обслуживания и мелкого ремонта танка.

        Просто у них в уставе нет фразы" Должен стойко переносит тяготы и лишения военной службы".
  11. Комментарий был удален.
  12. +1
    23 октября 2023 21:32
    БТР Piranha на платформах. Фото Telegram / "Рыбарь"


    Это не "Пираньи", а VBCI. Довольно постыдный ляп для великого эксперта.
  13. 0
    23 октября 2023 21:50
    Колоний у Франции все меньше. А подобные машины для войн в колониях были годны.
  14. 0
    30 октября 2023 10:08
    Попрошайкам всё сгодится, лишь бы горело хорошо))
  15. 0
    10 декабря 2023 13:59
    Большие специалисты в действии - на фотографии с командирскими и боевыми версиями БМП VBCI, имеется подпись - БМП Пиранья. Красота какая