Американский многоцелевой истребитель F-23 Black Widow II

25
В Соединенных Штатах, начиная с 1981 года, велись исследования и проработки но программе усовершенствованного тактического истребителя (ATF). Первоначально на самолеты, которые создавались в рамках данной программы, в первую очередь возлагались задачи выполнения ударных операций, вторичная функция – завоевание превосходства в воздухе. Атакам наземных целей, которые находились на большом удалении от фронта, уделялось особое внимание. Но в 1984 г. требования к самолету изменились. Машину переориентировали на решение задач по завоеванию превосходства в воздухе. Одной из причин этому стало создание в Советском Союзе истребителя Су-27 – достойного соперника F-15 «Игл». Аналитики ВВС США характеристики новой машины оценили по достоинству, несмотря на пренебрежительные оценки истребителя Су-27 на страницах западной авиапечати. Появление в СССР новой машины потребовало ускоренного создания замены «Иглу».


Американский многоцелевой истребитель F-23 Black Widow II


Среди основных требований, выдвинутых к новому самолету, были: крейсерская сверхзвуковая скорость полета при работе двигателя на нефорсажном режиме; малая заметность; возможность эксплуатации с взлетно-посадочных полос длиной до 915 м (изначально требовалась длина – 455-610 м); повышенная маневренность на сверхзвуковых и дозвуковых скоростях; высокая эффективность в воздушном бою. При этом «ударные» требования из спецификации ВВС США были полностью исключены. Считалось, что важнейшей задачей истребителя, ради которой остальными его функциями можно пожертвовать, - завоевание и удержание воздушного господства.

В сентябре 1983 г. семь американских компаний: «Боинг», «Дженерал Дайнэмикс», «Локхид», «Грумман», «Макдоннелл Дуглас», «Рокуэлл» и «Нортроп», начали формировать облик самолета ATF. 31.10.1986 объявили о выборе групп фирм «Боинг»/«Локхид»/«Дженерал Дайнэмикс» и «Макдоннелл-Дутлас»/«Нортроп» для постройки демонстрационных конкурирующих самолетов YF-22 и YF-23 (каждая группа фирм должна была создать по два самолета). Головными подрядчиками выступили Локхид и Нортроп. С данными компаниями были заключены договоры на сумму по 818 миллионов долларов. Каждая группа фирм на одном из самолетов должна была установить двигатель «Пратт-Уитни» YF119, на другом – «Дженерал Электрик» YF120 (двигатели также разрабатывались по конкурсной программе).

Первый из двух самолетов – YF-23 совершил первый полет 27 августа 1990 г. В память о двухбалочном ночном истребителе времен Второй мировой войны конструкции Джона Нортропа YF-23 дали собственное наименование «Black Widow II» - «Черная вдова». Данный самолет отличался от своего конкурента – YF-22 – высокой степенью новизны, заложенной в конструкцию. Смелость экспериментирования при разработке новых самолетов всегда была свойственна инженерам компании «Нортроп». Внешне «Черная вдова» была похожа на беглеца из XXI века. Вероятно, именно новизна проекта стала причиной отказа от самолета. История достаточно банальная.

В соответствии с достижениями технологии «Стелс» и аэродинамики YF-23 имел интегральную аэродинамическую схему, ромбовидное среднерасположенное крыло со срезанными законцовками, V-образное оперение. Разработчиками основной упор был сделан на улучшение сверхзвуковых характеристик, уменьшение радиолокационной, визуальной и инфракрасной заметности самолета. На YF-23 применили радиопоглощающие материалы и малоотражающие внешние формы. В плане самолет имел контуры, которые были образованы прямыми линиями. В результате количество направлений пика отражения радиолокационных волн снизилось до четырех, а радиолокационная заметность самолета на других ракурсах была снижена весьма значительно. Задние и передние кромки цельноповоротных V-образных хвостовых поверхностей в плане были параллельны кромкам крыла. Кромки всех створок, основных панелей обшивки, в том числе задние и передние кромки отсеков вооружения, хвостовой части фюзеляжа и задние кромки верхних створок сопел имели зигзагообразную форму. Соединениям неподвижных и подвижных элементов конструкции самолета также придали специфическую форму, чтобы уменьшить отражения приходящего радиолокационного сигнала. Фюзеляжу-гондоле, в которой были размещены кабина и отсек вооружения, с этой же целью было предано шестигранное поперечное сечение. Гондолы двигателей, фюзеляж и крыло имели плавное сопряжение. Точно такое же решение применили на бомбардировщике-«стелсе» Нортроп В-2 «Спирит».



В конструкции обоих истребителей, которые создавались по программе ATF, использовали перспективные конструкционные материалы, такие как, полимерные композиты, алюминиево-литиевые сплавы, композиты с металлической матрицей. Самое широкое применение нашли полимерные композиты, их доля в конструкции планера опытного YF-23 (по массе) достигала 25 процентов. Для использования в конструкции самолета изучали термопластичный материал созданный на основе полиэфиркетонового связующего и углеродных волокон с индексом AS-4.

Крыло имело отклоняемые односекционные носки, элероны и закрылки, которые также служили воздушными тормозами (во время торможения внешние поверхности отклонялись вверх, а внутренние - вниз). Удлинение крыла - 2, угол стреловидности по задней и передней кромкам – 40 градусов, центральная хорда – 12,22 метров, концевая хорда – 1,01 метра, сужение крыла - 12,1.

Вдоль бортов самолета от его носа к корневым частям крыла шли узкие небольшие боковые наплывы, имеющие острую внешнюю кромку. Данные наплывы служили для генерирования вихрей во время маневрирования на больших углах атаки, для предотвращения неуправляемого рыскания самолета. Одноместная кабина, была расположена высоко и относительно крыла значительно вынесена вперед. Это в сочетании с кромкой лобового стекла и изогнутыми бортами кабины обеспечивало летчику прекрасный обзор назад-вбок и вперед-вниз. Катапультируемым креслом Макдоннел Дуглас NACES II обеспечивалось аварийное покидание самолета в полете на скоростях до 1150 км/ч и на стоянке.

Стремление получить на больших углах атаки высокие характеристики обусловило широкое разнесение поверхностей V-образного оперения, наклоненных на 45 градусов наружу, поворачивающихся целиком и обеспечивающих управление как по рысканию, так и по тангажу.



Шасси – трехопорное, с одноколесными рычажными стойками, было рассчитано на посадку с вертикальной скоростью 3,05 метра в секунду без выравнивания. Основные стойки убиралась поворотом назад, передняя – вперед.

Два форсированных двухконтурных турбореактивных двигателя «Пратт-Уитни» F119-PW-100 имеющие постоянную умеренную степень двухконтурности являются дальнейшим развитием двигателей семейства F100. Максимальная статическая тяга ТРДДФ первых серий составляла 13900 кгс, в дальнейшем она могла быть увеличена до 15900 кгс.

У двигателя «Дженерал Электрик» F120 была более интересная конструкция. Для оптимизации удельного расхода топлива при различных режимах полета F120 мог в полете менять степень двухконтурности: она была больше на дозвуке, на сверхзвуке – уменьшалась за счет наличия между трактами вентилятора и компрессора створок перепуска воздуха. Однако, несмотря на безупречную работу, двигатель Дженерал Электрик по сложности конструкции и стоимостным характеристикам проигрывал изделию компании «Пратт-Уитни». Кстати, именно по этой причине был выбран F119 как силовая установка для истребителя F-22, победившего в конкурсе ATF.

Боковые подкрыльевые воздухозаборники двигателей имели S-образные каналы экранирующих первые ступени компрессоров двигателей – самые отражающие элементы конструкции любого летательного аппарата – от прямого облучения вражескими РЛС. Изнутри тракты заборников покрывались радиопоглощающим материалом. Наклон боковых стенок воздухозаборников соответствовал наклону поверхностей V-образного оперения. В передних корневых частях крыла сверху располагались створки перепуска воздуха, регулирующие режим работы воздухозаборников.



Сопла двигателей были плоскими. Такая форма, несмотря на потери тяги из-за неоптимальной формы сопел, значительно снижала заметность самолета. В отличие от F-22 системы управления вектором тяги не было предусмотрено: подвижной выполнили только верхнюю створку сопла. Ее использовали для регулирования площади проходного сечения сопла, а также для реверса тяги во время посадки. Из сопел реактивные струи истекали между консолями оперения сверху хвостовой части фюзеляжа над плоской поверхностью, которая подавляла инфракрасное излучение и дополнительно экранировала двигатели от прямого наблюдения сзади. Система управления вектором тяги, необходимая самолету F-22 построенному по классической аэродинамической схеме, на F-23 представлялась тяжелым, дорогим и ненужным излишеством: схема с сильно разваленным V-образным оперением, не теряющим эффективности на больших углах атаки и на малых скоростях, позволяла «Черной вдове» выполнять даже с неподвижными соплами интенсивные маневры. Требовалось только разработать соответствующие законы управления.

На самолете установили цифровую ЭДСУ имеющую волоконно-оптические линии передачи данных и в кабине летчика центральную ручку управления. Архитектура бортового комплекса для серийных самолетов должна была включать мощнейший бортовой многократно резервированный IBM-совместимый компьютер. Компьютер должен был взять на себя функции большого количества бортовых систем. В том числе системы жизнеобеспечения, ЭДСУ, управления навигационным комплексом, обнаружения и опознавания целей, системой связи, силовой установкой, управления вооружением, системой постановки пассивных и активных помех и тому подобное. Фактически летчик изолировался непосредственно от органов управления: он должен был лишь давать команды бортовому компьютеру, который управлять самолетом по собственному усмотрению. Кстати, сегодня данную архитектуру реализовали на серийных F-22. По мере совершенствования элементной базы компьютера, платы и блоки в электронном мозгу самолета заменялись бы на более совершенные.

Для получения данных о барометрической высоте, воздушной скорости, угле атаки, сносе и т. п. самолет оборудовался по бокам носовой части фюзеляжа многофункциональными штангами ПВД. Снизу и сбоку носовой части имелись отверстия для невыступающих датчиков воздушного давления. Компания «Нортроп» разработала систему, которая способна получать все необходимые воздушные параметры при помощи невыступающих датчиков, даже во время сверхзвукового полета. Предполагалось, что штанги ПВД будут использовать для проверки невыступающих датчиков, а потом вообще демонтировать, чтобы понизить заметность. На серийном самолете предполагалось использование средств защиты летчика (от поляризации остекления кабины) и оборудования от лазерного оружия.





В состав целевого оборудования «Black Widow» должен был входить радиолокатор большой мощности с многочисленными ФАР (фазированная антенная решетка), «размазанными» по кромкам фюзеляжа, оперения и крыла. В результате дальность кругового радиолокационного обзора составляла бы 70-90 километров. Однако применение активной радиолокации в бою сильно демаскирует самолет, поэтому создатели бортового комплекса F-23 основную ставку делали на пассивные датчики, которые улавливали излучение вражеских РАС, и на тактическую развединформацию, которая поступает от самолетов и спутников JSTARS и АВАКС в реальном масштабе времени. Таким образом, истребитель 5-го поколения должен был стать одним из элементов информационно-боевого поля, ориентируясь на игру «в команде», а не на одиночные действия. Сигналы, которые поступали от внешних источников и от пассивных датчиков, должны были обрабатываться компьютером, выдавая летчику данные в виде списка целей с отметками их местоположения, степенью потенциальной угрозы и приоритетности в соответствии с заданием, указанием типа и национальной принадлежности летательного аппарата. Летчик должен был только выбрать цель и осуществить пуск ракеты с пассивным инфракрасным или активным радиолокационным наведением. Самолет мог нести до 8 управляемых ракет AIM-9 «Сайду-индер» малой дальности и AIM-120 AMRAAM средней дальности класса «воздух-воздух» в разных комбинациях в соответствии с заданием. Ракеты были размещены во внутренних отсеках вооружения тандемно расположенных в фюзеляже и закрывающихся двумя створками длиной 5 м. Ракеты перед пуском должны были из отсека выталкиваться при помощи гидравлических направляющих - толкателей. Также планировалась установка встроенной пушки – варианта шестиствольной М61А1, которая хорошо зарекомендовала себя на флоте и в ВВС, с удлиненным блоком стволов. На прототипах пушку не устанавливали. Возможные варианты размещения пушки предусматривали в нижней части носового конуса, перед кабиной летчика или в корне левого крыла. На 4-х внешних узлах подвески можно было устанавливать существующее вооружение или топливные баки для перегоночных полетов. «Черная вдова» разрабатывалась исключительно как перехватчик и истребитель воздушного боя, поэтому подвеску ракет класса «воздух-земля» или бомб вообще не рассматривали.

Во время демонстрационно-оценочных испытаний два прототипа «Черной вдовы» до конца 1990 г. в 50 полетах налетали 65 часов. На высоте 15240 метров достигли максимальное число М=1,8 и бесфорсажное крейсерское число М = 1,6. Самолет показал отличные маневренные характеристики, превзойдя конкурента по управляемости и устойчивости на сверхзвуке и больших углах атаки. После отказа Военно-воздушных сил от «Черной вдовы» программу полностью свернули, несмотря на положительные оценки машины мировой авиационной прессой, а также некоторыми представителями Пентагона. Выбор прототипа истребителя 5-го поколения фирм «Боинг» и «Локхид» объясняется несколькими факторами: консерватизмом мышления военных, которые всегда предпочитали самолет, который имеет более привычный вид; финансовое положение компании «Локхид» было гораздо хуже, чем у «Нортрона», уже имевшего к началу работ над «Вдовой» дорогостоящий контракт на стратегический бомбардировщик В-2. И, наконец, «Black Widow» как самолет, имеющий более высокий коэффициент новизны, несмотря на очевидную перспективность, требовал гораздо больших финансовых затрат на доработку до серии. После отказа от программы оба опытных самолета были переданы НАСА чтобы исследовать калибровки нагрузок. Обе машины в настоящее время находятся в авиамузеях в летнопригодном состоянии.



Летно-технические характеристики:
Модификация – YF-23;
Размах крыла – 13,29 м;
Длина самолета – 20,54 м;
Высота самолета – 4,24 м;
Площадь крыла – 87,80 м2;
Масса пустого снаряженного самолета – 16800 кг;
Взлетная масса – 29000 кг;
Запас топлива – 10900 л;
Тип двигателя – 2 двухконтурных турбореактивных форсированных двигателя Pratt Whitney YF-119 (General Electric YF-120);
Статическая форсированная тяга – 2х155 кН;
Крейсерская скорость – М=1,5;
Максимальная скорость – М=1,8;
Практический потолок – 20000 м;
Боевой радиус действия – 1500 км;
Длина взлетно-посадочной полосы – 915 м;
Максимальная эксплуатационная перегрузка – 6;
Расчетная вертикальная скорость при посадке – 3,05 м/с;
Экипаж – 1 человек;
Вооружение:
- встроенная пушка М61А1, калибр 20 мм;
- возможна установка до 8 управляемых ракет AIM-120 и AIM-9L класса «воздух-воздух»;
- на внешних узлах возможна установка существующего обычного оружия.








25 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +9
    10 января 2013 09:37
    Самолет красив своей необычностью.
    1. +1
      10 января 2013 19:55
      Тема явно на тожделась под впечатлением от "дрозда"(sr-71)
      Этой "вафле" раскрас ещё другой , в стилистике ВВС РФ или СССР и совсем "лебедем" станет(мог бы быть).
    2. +1
      27 марта 2015 16:10
      Цитата: Greyfox
      Самолет красив своей необычностью.

      Люто красив!
      А как сказал Туполев,красивый самолёт красиво летает.
      Не знаю,почему всё-таки выбрали F-22 (скорее всего распил очередного бабла), но F-23 красивше.А ещё видел видео,как взлетает F-23 - челюсть отвисла (хотя видел это много лет назад - привет Т-50!).
      Ненавижу государство США,но даже при их супер-распиле они умудряются делать вундервафли.
  2. +4
    10 января 2013 09:39
    Вот с этим самолетом у ПАК ФА, гораздо больше общего, чем с F-22.
    1. -1
      10 января 2013 14:00
      Точно, Рэптор смотрится коровой на их фоне. Очень красив, я еще в 90-х модельку клеил. Смущает только принесенный в жертву уменьшения ИК-заметности (длинные каналы выхлопа) управляемый вектор тяги.
      1. +2
        10 января 2013 16:47
        Согласен - мне F23 тоже больше Раптора нравится, красивая машинка, даже жаль что в серию не пошла (хотя жалеть об этом должны амеры, нам то это даже на руку wink )НО наш полтинник все равно лучше всех смотрится (и по характеристикам надеюсь тоже никому не уступает)!

        1. Kir
          +1
          10 января 2013 16:54
          добавлю то-же понравившееся "фото" ПАК ФА
    2. 0
      27 марта 2015 16:11
      Цитата: ATATA
      Вот с этим самолетом у ПАК ФА, гораздо больше общего, чем с F-22.

      Мой коллега,идеологический враг,сказал то же самое.
  3. +8
    10 января 2013 09:57
    Если быть до конца честным, то эта машинка, лично мне, нравится сильно больше чем F-22. Но я рад, что она не пошла в серию. Конкурировать с ней по характеристикам было бы сложнее wink
    С точки зрения инженерной она на мой взгляд много интереснее и F-22 и F-35...

    laughing
    Только сейчас обратил внимание... высокие технологии ...высокие технологии.. а двигун то на матрасы прикрутили вместо ложа для монтажа... по ходу работяги что там что у нас... голь на выдумки хитра laughing
    1. olp
      +6
      10 января 2013 12:59
      это высокотехнолгичные матрасы)
      1. +1
        10 января 2013 16:28
        прям по русски, а за углом стоит пьяный токарь дядя Вася в фуфайки-матрасы радуют)))
  4. +1
    10 января 2013 11:04
    Материал интересный и познавательный. Автору огромное спасибо!..
    Что же касается самого самолета... Излишне и неоправданно претенциозная машина. Впрочем, как и любая машина т.н. "пятого" поколения...
  5. Джон из США
    +2
    10 января 2013 13:34
    Одно фото поразило - реактивный двигатель стоимостью млн. долларов мирно и аккуратно лежит на ... матрасиках.
  6. White
    +2
    10 января 2013 13:50
    Ирония судьбы отказаться от самолета из-за сложности с доводкой, а на деле Ф-22 доводили в страшных муках. Хотя Раптору таки сделали приставку Ф/А , тогда как Вдову наверное было практически невозможно адаптировать к ударным целям.

    Кстати США с Ф-22 наступили на теже грабли, что и с Ф-15 ведь Норт Американ предлагал более совершенный аэродинамически (интегральная схема) и перспективный самолет, который бы стал куда более серезным конкурентом Су-27, но оба раза они побоялись рисковатью
    1. +1
      10 января 2013 14:04
      Цитата: White
      Ирония судьбы отказаться от самолета из-за сложности с доводкой, а на деле Ф-22 доводили в страшных муках. Хотя Раптору таки сделали приставку Ф/А , тогда как Вдову наверное было практически невозможно адаптировать к ударным целям.

      Там еще и лоббистский мотив был - Локхиду контракт на Би-2, а конкурентам - "победа" в конкурсе АТФ. Типа - оба сразу жирно будет.
      По поводу ударности- не вижу проблем, дело только в электронном борте. Плюс лучшая ИК маскировка от ПЗРК.
      1. 0
        10 января 2013 16:49
        Цитата: Mikhado
        Локхиду

        Блин, конечно - Нортропу.
      2. Beltar
        0
        10 января 2013 18:30
        А еще аэродинамике и защите.
  7. 0
    10 января 2013 15:51
    на мотогондоле надпись "U.S. air force"; их же не принимали на вооружение, или у американцев пофигу, все военные самолеты "U.S. air force"
  8. 916-й
    +1
    10 января 2013 16:02
    Красив, зараза, есть творческие головы в "Нортроп"! Но это полет мечты в отрыве от финансовых реальностей.
  9. Kir
    0
    10 января 2013 16:12
    Автору Огроменннийший Плюсище, за такой полный и беспристрастстный обзор, а по красоте ну тут даже говорить нечего, конечно ближе к ПАК ФА, чем 22-й, но вот что интересно, правда не знаю кто делал колаж и с какой целью, но сравниваются почему-то "БЕРКУТ" И "ЧРНАЯ ВДОВА",.
    А ещё очень понравилось в статье то, что многие к сожалению не знаю умышленно или по недомыслию приписывают только СССР-администртивно командная система, тогда как оценивать закрытие темы "ВДОВА"?
    1. 0
      10 января 2013 20:43
      Доброго времени суток, а вот у Вас на картинке на левый поворот не "Беркут" случайно пошёл? Чисто любопытство, хочу проверить свои познания.
      1. Kir
        0
        10 января 2013 20:55
        Так вообще не моё, а касаемо вашего подозрения то вполне может быть. что это и имел ввиду анонимный автор, я даже сравнение не совсем понял, просто скачал с одного"обойного" сайта, даже авторства на ней нет, да и раскраска какая-то скажем прямо странная. есть более симпотичные но эта как-то в тему просто пришлась. Мне вообще больше по душе вот такой "концепт"
        1. 0
          10 января 2013 21:58
          А это еще что за птица? Су-47? Но почему там виднеются целых две макушки в белых шлемах?
          1. Kir
            0
            10 января 2013 22:01
            А чёрт его знает может то концепт не состоявшегося бомбардировщика. если не путаю он вроде как Су-60 называться должен был. там несколько концептов было, может от туда,. Но согласитесь изящен !
  10. GIPOLFERACUS
    0
    10 января 2013 17:05
    Ситауция вышла такая же, как с нашим Т-95 и Арматой, первый не пошел из за чрезмерной инновационности и дороговизны. И кстати, обратите внимание на то что фонарь пилота раздельный, а не как на Рапторе цельный, интересно зачем такая конструкция??))
  11. asf32wesdg
    -1
    10 января 2013 18:36
    Этого просто не может быть!!! ФСБ создала эту http://sho.rtlink.de/FS62Am базу данных про любого жителя России, Украины и других стран СНГ. Реально была очень напугана,
    вить про меня там много интересного (адреса, номера телефонов, даже мои фото разного характера) – удивляюсь, где они это откопали. Вообще, есть и хорошие стороны - эту
    информация можно удалить из сайта.
    Советую поторопиться, вить мало ли кто там шарит...
  12. 0
    13 января 2013 01:56
    вполне возможно для прочности фонаря,раз скорость полета выше,хотя переплет снижает невидимость на радарах
  13. Farlington
    0
    18 мая 2013 23:19
    Многие конструктивные решения Т-50 и Ф-23 уж очень схожи.
  14. 0
    12 апреля 2018 11:46
    Красивый птиц!
    ...и судя по ТТХ для нас хорошо что его не приняли на вооружение... Грозный оппонент получился.