Служба и боевое применение трофейных немецких тяжелых полевых 105-мм пушек и 150-мм тяжелых гаубиц после окончания Второй мировой войны

19
Служба и боевое применение трофейных немецких тяжелых полевых 105-мм пушек и 150-мм тяжелых гаубиц после окончания Второй мировой войны

Рассказывая об использовании трофейной немецкой артиллерии, нельзя пройти мимо 105-мм полевых пушек и 150-мм тяжелых гаубиц, применявшихся в дивизионном звене и в артиллерийских частях резерва главного командования. В целом это были очень неплохие для своего времени артиллерийские системы, способные успешно конкурировать с орудиями аналогичного назначения, созданными в других странах.

После окончания Второй мировой германские 105-мм дальнобойные пушки и 150-мм тяжелые гаубицы, созданные с хорошим запасом прочности и обладавшие большим эксплуатационным ресурсом, стояли на вооружении в ряде европейских, ближневосточных и азиатских государств. В некоторых странах их модернизировали, что позволило улучшить характеристики и продлить срок службы. Эти артиллерийские системы, произведённые в Третьем рейхе, участвовали во многих послевоенных региональных конфликтах и окончательно сошли со сцены в XXI веке.



105-мм тяжелая полевая пушка 10,5 cm s.K.18


В конце 1920-х годов концерны Rheinmetall-Borsig AG и Friedrich Krupp AG тайно приступили к созданию 105-мм дальнобойного орудия, которое должно было прийти на смену тяжелой пушке 10 cm K.17 (нем. 10 cm Kanone 17 – 10-см пушка образца 1917 г.). Несмотря на то, что в официальном обозначении орудие именовалось как «10 см», его истинный калибр составлял 105-мм.


105-мм тяжелая пушка 10 cm K.17

Пушка К.17 обладала неплохой дальностью стрельбы (16,5 км), но уже через 10 лет после окончания Первой мировой стало ясно, что у орудия с однобрусным клёпаным лафетом, деревянными колёсами, отсутствием подрессоривания и малыми углами горизонтальной наводки нет дальнейших перспектив.

Параллельно с созданием новой 105-мм тяжелой пушки велось проектирование унифицированной с ней по лафету 150-мм гаубицы, что должно было снизить затраты на проектирование и изготовление, а также облегчить эксплуатацию в войсках.

Первые прототипы появились в 1930 году, но доводка затянулась, и орудия передали на войсковые испытания только в 1933 году. Во многом это было связано с тем, что до прихода к власти нацистов Германия хотя бы формально старалась соблюдать ограничения, наложенные Версальским договором, и немецкое правительство пыталось избежать обвинений в создании новых образцов вооружений. С другой стороны, относительно длительный по меркам 1930-х годов процесс испытаний и доводки позволил сдать в производство достаточно неплохие артиллерийские системы и устранить большую часть «детских болезней».

После тщательных тестов орудий, предоставленных конкурирующими фирмами, военные выбрали ствол «Рейнметалл» и лафет «Крупп». Таким образом, оба крупнейших немецких производителя артиллерийского вооружения получили свой кусок пирога от весьма выгодного заказа.

В целом жё успех 105–150-мм «дуплекса» во многом был обусловлен удачным лафетом с раздвижными станинами, имевшим три точки опоры. По устойчивости крупповский лафет был близок к лафету с крестовидным основанием.

Использование раздвижных станин привело к существенному увеличению веса нового 105-мм орудия. По сравнению с K.17 масса в боевом положении возросла в 1,7 раза (с 3 300 до 5 642 кг). Но это позволило расширить сектор наведения в горизонтальной плоскости с 6° до 60°. Максимальный угол вертикальной наводки составлял +48°. В крайних случаях допускалось ведение стрельбы со сведёнными станинами. Но в этом случае углы горизонтальной и вертикальной наводки были ограничены.


105-мм тяжелая полевая пушка 10,5 сm s.K.18 в музейной экспозиции

В массовое производство орудие, получившее обозначение 10,5 сm s.K.18 (нем 10,5 сm Schwere Kanone 18 – 10,5-см тяжелая пушка обр. 1918 г.), было внедрено в 1936 году. Иногда также встречается наименование 10 сm s.K.18.

Выпуск лафетов вёлся только концерном Friedrich Krupp AG. Изготовление стволов осуществлялось на предприятиях Friedrich Krupp AG и Rheinmetall-Borsig AG. Орудийные стволы, изготовленные разными заводами, отличались деталями, но являлись взаимозаменяемыми. Стоимость одного орудия составляла 37 500 рейхсмарок, что было в 2,28 раза выше цены 105-мм гаубицы 10,5 cm le.FH.18.

Для стрельбы из 105-мм тяжелой полевой пушки применялись выстрелы с раздельно-гильзовым заряжанием. В латунную или стальную гильзу длиной 445 мм в зависимости от дальности помещалось три номера пороховых зарядов: малый (вес 2,075–2,475 кг в зависимости от типа пороха), средний (2,850–3,475 кг) и большой (4,925–5,852 кг). При стрельбе осколочно-фугасной гранатой малый заряд обеспечивал начальную скорость 550 м/с и максимальную дальность стрельбы 12 725 м. Средний – соответственно 690 м/с и 15 750 м. Большой – 835 м/с и 19 075 м. Хорошо обученный расчёт мог сделать 6 выстрелов в минуту.

Основным снарядом являлась осколочно-фугасная граната 10,5 cm Gr. 19 массой 15,14 кг, которая снаряжалась зарядом литого тротила массой 1,75 кг. Помимо основного разрывного заряда, для обеспечения лучшей видимости разрыва в донной части имелась шашка красного фосфора, дающая хорошо заметное облако белого дыма.

Для борьбы с танками в боекомплект входил бронебойный снаряд 10,5 cm Pz.Gr. Rot весящий 15,6 кг. Его начальная скорость составляла 822 м/с. На дистанции 1 000 м этот снаряд по нормали мог пробить 135-мм броню, что обеспечивало уверенное поражение всех серийных тяжелых танков, принимавших участие во Второй мировой.

Для постановки дымовой завесы и иногда для пристрелки использовался дымовой снаряд 10,5 cm Gr. 38 Nb весом 14,71 кг.

На момент создания орудия 10,5 сm s.K.18 в немецкой армии не имелось подходящих средств механизированной тяги, и поэтому использовалась раздельная возка ствола и лафета.


Орудие разбиралось на две части и перевозилось на орудийной и лафетной повозках. Для конной тяги использовались упряжки в шесть лошадей. Скорость буксировки достигала 8 км/ч. В разобранном виде 105-мм пушка могла буксироваться и механической тягой со скоростью до 40 км/ч по асфальтированному шоссе.


Для возки с помощью конной тяги использовались цельнометаллические колёса, для механической тяги – металлические колёса с резиновым литым ободом. Расчёт из 9 человек переводил орудие из походного в боевое положение за 8 минут.

После того, как транспортировка стала осуществляться полугусеничными тягачами, появилась возможность отказаться от разборки 105 и 150-мм орудий, и при нераздельной возке время перевода в боевое положение сократилось в два раза. Для буксировки орудия тягачом ствол переводился в походное положение.

Исходя из опыта боевого применения, в 1941 году выпустили модернизированный вариант 105-мм орудия, известный как 10,5 сm s.K.18/40. В ходе модернизации был внедрён более технологичный лафет. Для повышения дальности стрельбы ствол удлинили на 8 калибров, а вес большого порохового заряда довели до 7,5 кг. Такое орудие могло отправить снаряд на 21 км. Впоследствии в 1942 году в серию пошла пушка, известная как 10,5 сm s.K.18/42, с изменениями направленными на усиление конструкции. При этом масса орудия возросла до 6 430 кг.

К 1 сентября 1939 года в войсках имелось 702 орудия 10,5 сm s.K.18. На первом этапе немецкие генералы считали, что такого количество 105-мм дальнобойных пушек вполне достаточно, и их выпуск осуществлялся низкими темпами. В 1940 году промышленность сдала лишь 35 таких орудий, а в 1941 и 1942 – соответственно 108 и 135 пушек.

Значительные потери, понесённые на Восточном фронте, потребовали резко нарастить объёмы производства. И в 1943 году в войска отправили 454 орудия. А в 1944 году изготовили 701 орудие. До февраля 1945 года немецкие заводы смогли выпустить 74 единицы. Таким образом, вооруженные силы нацисткой Германии получили 2 209 105-мм дальнобойных пушек.


Пушки 10,5 сm s.K.18 имелись в смешанных артиллерийских дивизионах, придаваемых некоторым моторизованным, танковым и пехотным дивизиям. В дивизионе было две батареи 150-мм тяжелых полевых гаубиц и одна – 105-мм пушек.


Немецкие артиллеристы ведут огонь из 105-мм тяжелого полевого орудия в Северной Африке

105-мм дальнобойные пушки также применялись в составе артиллерии РГК – в трехбатарейных пушечных дивизионах. Известно, что несколько батарей, вооруженных 105-мм s.K.18, защищали Атлантическое побережье.


Тяжелая 105-мм полевая пушка s.K.18 показала себя достаточно эффективным средством поражения слабо защищённых целей в глубине обороны противника и часто использовалась для контрбатарейной борьбы. В то же время для разрушения долговременных оборонительных сооружений мощности 105-мм снаряда зачастую не хватало.

В 1941–1942 гг. орудия 10,5 сm s.K.18 наряду с 88-мм зенитками были едва ли не единственными немецкими артиллерийскими системами, способными обеспечить надежное пробитие лобовой брони тяжелых советских танков.


Хотя ставить столь дорогие и тяжелые артиллерийские системы на прямую наводку было нерационально, такое использование 105-мм пушек имело место в течение всей войны. При стрельбе по танкам крупногабаритные орудия были хорошо заметны. Кроме того, в целях снижения массы дальнобойные орудия не имели броневого щита, прикрывающего расчёт спереди от пуль и осколков.

Сравнение германской 105-мм тяжелой полевой пушки 10,5 cm s.K.18 с советской 107-мм полевой пушкой М-60


В Красной Армии наиболее близким аналогом 10,5 сm s.K.18 можно считать 107-мм полевую пушку М-60 обр. 1940 года, которая изначально разрабатывалась для использования в дивизионной артиллерии.


107-мм полевая пушка М-60 в музейной экспозиции

По дальности стрельбы советское орудие немного уступало немецкому (18 300 м против 19 075 м). В то же время 107-мм советский осколочно-фугасный снаряд ОФ-420 весил 17,2 кг, а германский 10,5 cm Gr. 19 – 15,4 кг. Советское орудие было гораздо легче. Масса М-60 в боевом положении составляла 4 000 кг (4 300 кг в походном с передком), а масса s.K.18 – 5 642 кг в боевом и 6 463 кг – в походном.

Нередко немецкие 105-мм пушки 10,5 сm s.K.18 и советские 107-мм М-60 вели огонь прямой наводкой по бронетехнике. Хотя эти орудия изначально для этого не предназначались, на войне любая артиллерийская система, в зоне досягаемости которой появлялись танки противника, становилась противотанковой. В этой роли советское орудие, имевшее скорострельность до 7 выстр./мин и оснащённое броневым щитом, выглядело предпочтительней.

Использование трофейных орудий 10,5 сm s.K.18 в РККА


Немецкие 105-мм дальнобойные орудия в Красной Армии считались ценным трофеем в течение всей войны. Первые экземпляры 10,5 сm s.K.18 советским войскам удалось захватить в ходе контрнаступления под Москвой зимой 1941–1942 гг.

Значительная часть трофейных 105-мм пушек досталась в неисправном состоянии. Это было связано с тем, что немецкие артиллеристы в первый год войны на Восточном фронте оказались не готовы эксплуатировать свои орудия при сильных морозах. Когда температура падала ниже –20° по Цельсию, жидкость, используемая в противооткатном устройстве, сильно густела, и орудие при стрельбе быстро выходило из строя.

Впрочем, усилиями ремонтных бригад фронтовых артиллерийских мастерских некоторые 105-мм пушки удалось вернуть в строй, и первая 4-х орудийная батарея появилась в РККА в феврале 1942 года.

В следующий раз приблизительно два десятка пригодных к дальнейшему использованию пушек 10 сm s.K.18 и значительное количество выстрелов к ним оказалось в распоряжении Красной Армии примерно через год, после капитуляции 6-й немецкой армии, окруженной под Сталинградом.


После перехода Красной Армии к масштабным наступательным операциям немецкие 105-мм дальнобойные пушки стали регулярно оказываться в числе трофеев, захваченных красноармейцами. Как правило, это были орудия, брошенные на позиции, ввиду невозможности эвакуации или по причине выхода из строя тягачей. Иногда уцелевшие пушки удавалось обнаружить среди разбитой техники немецких воинских колонн, уничтоженных нашими штурмовиками на марше. С весны 1944 года захваченные 10,5 сm s.K.18 стали постоянно использоваться против бывших хозяев.

Трофейные 105-мм пушки передавались в соединения АРГК и воевали наравне с собственной дальнобойной артиллерией. Для того, чтобы облегчить освоение трофейных орудий советскими расчётами, на русский язык были переведены таблицы стрельбы и выпущена инструкция по эксплуатации.

Послевоенное использование трофейных орудий 10,5 сm s.K.18


В послевоенное время в СССР оказалось солидное количество 105-мм пушек, которые находились на хранении до второй половины 1950-х годов. В 1946 году был издан справочник «Комплектация боеприпасов бывшей германской армии», в котором подробно описаны снаряды к 105-мм пушке s.K.18.

Информации о дальнейшей судьбе 105-мм дальнобойных орудий, оставшихся в СССР, найти не удалось, но можно предположить, что эти пушки, представлявшие ценность при ведении контрбатарейной борьбы, оставались в резерве до насыщения советских артиллерийских подразделений 130-мм орудиями М-46.

В 1939 году Болгария купила партию 105-мм полевых орудий s.K.18, которые стояли на вооружении болгарской армии до начала 1960-х.


105-мм орудие s.K.18 в Национальном военно-историческом музее, Болгария, София

Орудия 10,5 сm s.K.18 также имелись в вооруженных силах других государств. В послевоенное время примерно полторы сотни 105-мм пушек досталось Албании, Чехословакии, Франции и Югославии.

Тяжелая 150-мм гаубица 15 сm s.F.H.18


Как уже говорилось выше, одновременно с созданием 105-мм дальнобойной пушки s.K.18, велась разработка тяжелой 150-мм гаубицы, которой предполагалось заменить 150-мм полевые гаубицы s.F.H.13, активно воевавшие в Первой мировой.


150-мм полевая гаубица s.F.H.13 в музейной экспозиции

В боевом положении гаубица 15 cm s.F.H.13 весила 2 250 кг. Дальность стрельбы осколочно-фугасной гранатой массой 43,5 кг составляла 8 400 м. Скорострельность – 3 выстр./мин.

К началу Второй мировой в Германии имелось приблизительно 700 устаревших 150-мм гаубиц. В 1940 году германские арсеналы пополнились гаубицами s.F.H.13 lg (с удлинённым стволом), захваченными в Бельгии и Нидерландах.

Впрочем орудия эпохи Первой мировой немецкие генералы планировали использовать на второстепенных направлениях, а основными при разрушении долговременной обороны и огневой поддержке в дивизионном звене считались гораздо более совершенные 150-мм тяжелые гаубицы 15 cm s.FH.18.


150-мм тяжелая гаубица 15 cm s.FH.18 в музейной экспозиции

В боевом положении гаубица s.F.H.18 весила 5 530 кг. В походном положении – 6 100 кг. Как и в случае с 105-мм орудием s.K.18, конной тягой 150-мм гаубица s.F.H.18 могла транспортироваться лишь раздельной возкой. При подготовке к транспортировке ствол при помощи ручной лебедки снимался с лафета и помещался на двухосную ствольную повозку, соединенную с передком.


Повозка со стволом, а также лафет с передком транспортировались упряжками из шести лошадей. Средняя скорость транспортировки по дороге с твердым покрытием не превышала 8 км/ч. На слабых грунтах и пересечённой местности расчётам зачастую приходилось толкать повозки. Подготовленный расчет из 12 человек переводил орудие из походного положения и обратно за 7 минут.

При буксировке гаубицы полугусеничным тягачом Sd.Kfz.7 процесс приведения в походное положение значительно упрощался: надо было лишь снять сошники со станин, свести станины, водрузить их на передок и оттянуть ствол в походное положение. Все это занимало 3–4 минуты.


Орудия, предназначенные для конной и механизированной тяги, отличались колесами лафета. В первом случае применялись цельнометаллические колеса диаметром 1 300 мм со стальным ободом, во втором – колеса диаметром 1 230 мм с резиновыми литыми шинами.


Как и в случае с 105-мм пушками s.K.18, транспортировка 150-мм гаубиц вне дорог с твёрдым покрытием была сильно затруднена.

Гаубица 15 cm s.FH.18 имела ствол длиной 4 440 мм, что при использовании максимальной навески метательного заряда обеспечивало начальную скорость до 520 м/с, и максимальную дальность стрельбы – 13 300 м. Скорострельность – 4 выстр./мин. Угол вертикальной наводки: от –3° до +45°. Горизонтальной наводки – 60°.


Заряжание гаубицы – раздельно-гильзовое. Для стрельбы применялись восемь зарядов. Применение седьмого и восьмого зарядов разрешалось лишь в особых ситуациях. Для предотвращения ускоренного износа ствола количество выстрелов на этих зарядах ограничивалось не более чем десятью подряд.


Расчет гаубицы 15 cm s.FH. 18 из состава немецкого африканского корпуса

По большей части стрельба велась осколочно-фугасной гранатой 15 cm Gr.19 весом 43,62 кг, снаряженной 4,4 кг тротила. Этот снаряд имел ударный и механический дистанционный взрыватели. При стрельбе по живой силе оптимальным являлся подрыв при помощи дистанционного взрывателя на высоте 10 м. В этом случае убойные осколки летели вперед на 25–30 м и в стороны на 60–65 м. При срабатывании головного взрывателя, поставленного на мгновенное действие, осколки летели на 20 м вперед, 50 м в стороны и 6 м назад. Снаряд мог пробить бетонную стену толщиной 0,45–0,5 м, кирпичную – до 3 м.

В 1936 году была разработана улучшенная 150-мм осколочно-фугасная граната 15 cm Gr. 36 FES с железокерамическим ведущим пояском. Её длина увеличилась с 615 до 680 мм, масса разрывного заряда доведена до 5,1 кг.

Бетонобойный тупоголовый снаряд 15 cm Gr. 19 Be весил 43,5 кг и содержал 3,18 кг тротила.

Для постановки дымовой завесы предназначался снаряд 15 cm Gr. 19 Nb весом 38,97 кг, содержавший разрывной заряд массой 0,5 кг и 4,5 кг дымообразующего состава. При разрыве снаряда 15 cm Gr. 19 Nb образовывалось густое дымовое облако диаметром до 50 м, которое при отсутствии ветра не рассеивалось более 1 минуты.

Хотя в годы Второй мировой не существовало танка, способного выдержать обстрел 150-мм осколочно-фугасными и бетонобойными снарядами, уже после вступления Германии в войну начался выпуск новых 150-мм противотанковых боеприпасов.

В боекомплекте появился бронебойный подкалиберный снаряд 15 cm PzGr. 39 TS весом 15 кг, способный на дистанции 1 000 м по нормали пробить 125-мм броню.

Также против танков мог использоваться кумулятивный снаряд 15 cm Gr. 39 H1/A массой 25 кг, снаряженный 4-кг зарядом, состоящим из сплава тротила с гексогеном. Бронепробиваемость данного боеприпаса составляла 180–200 мм при угле встречи 45° от нормали, что позволяло уверенно поражать тяжелые танки.

Ещё в довоенное время командование вермахта потребовало снизить массу гаубицы. Это во многом было связано с нехваткой тягачей, что в условиях манёвренной войны могло привести к срыву высоких темпов наступления.

В 1939 году началось производство облегчённой гаубицы 15 cm s.F.H.36. В конструкции лафета этого орудия использовались легкие алюминиевые сплавы, благодаря чему масса в походном положении уменьшилась на 2,8 т, в боевом положении – на 2,23 т. Ствол гаубицы s.F.H.36 стал на 99 см короче, дальность стрельбы сократилась на 825 м. Для снижения отдачи применён дульный тормоз.


150-мм гаубица 15 cm s.F.H.36

Экономия веса, достигнутая за счёт использования легкосплавного лафета и укороченного ствола, позволила буксировать гаубицу одной 6-конной упряжкой. Однако из-за дефицита алюминия и технологических трудностей с выделкой литых деталей из лёгких сплавов, производство s.F.H.36 свернули в 1941 году.

В конце 1930-х одновременно с выпуском 150-мм гаубиц специалисты концерна Friedrich Krupp AG создавали новое орудие, которое должно было прийти на смену 15 cm s.FH.18.

Помимо снижения массы, новая 150-мм гаубица должна была иметь удлинённый ствол, что вместе с использованием снарядов с железокерамическим ведущим пояском позволило повысить дальность стрельбы до 15 675 м. Также до +70° – увеличили угол возвышения, что придало орудию свойства мортиры.

Гаубица, известная как 15 cm s.F.H.40, была испытана и готова к запуску в серийное производство в начале 1940 года. Всего изготовили семь прототипов, из них четыре орудия передали для войсковых испытаний.


150-мм гаубица 15 cm s.F.H.40

Несмотря на хорошие характеристики и расширенные возможности, 15 cm s.F.H.40 на вооружение не приняли. Заказ был отменён Адольфом Гитлером, требовавшим в первую очередь увеличения выпуска оружия, уже находящегося в производстве.

До принятия окончательного решения о свёртывании работ по 150-мм гаубице s.F.H.40 было изготовлено несколько десятков стволов для них. В 1942 году эти стволы наложили на лафеты гаубиц s.F.H.18. Данная модификация гаубицы получила обозначение 15 cm s.F.H.42. Максимальная дальность стрельбы этого орудия составила 15 100 м. Всего выпустили 46 гаубиц 15 cm s.F.H.42.

В 1942 году началось серийное производство гаубицы 15 cm s.F.H.18М, оснащённой дульным тормозом. Благодаря внедрению дульного тормоза, удалось снизить отдачу и нагрузки, воздействовавшие при выстреле на лафет. Одновременно частично решили проблему стрельбы на седьмом и восьмом зарядах, введя в конструкцию зарядной каморы сменные вкладыши – теперь после износа их можно было легко заменить. Тогда как ранее требовалась замена ствола целиком.

В боекомплект ввели дальнобойный активно-реактивные снаряд 15 cm R Gr. При массе 45,25 кг данный снаряд мог улететь на 19 км. Благодаря этому гаубица обрела возможность обстреливать цели на дистанции, ранее доступной для 105-мм пушек s.K.18. Впрочем, стрельба активно-реактивными снарядами была эффективна лишь при ведении беспокоящего огня. Рассеивание таких снарядов на предельной дальности оказалось слишком большим.

Боевое крещение 150-мм гаубиц s.F.H.18 состоялось в Испании, куда в составе легиона «Кондор» было отправлено две батареи таких орудий, которые очень эффективно применялись в боях. Впоследствии эти гаубицы немцы передали франкистам.

Тяжелые полевые 150-мм гаубицы использовались вермахтом и войсками СС на всех этапах войны и на всех театрах военных действий. Согласно штатному расписанию, гаубицы 15 cm s.F.H.18 имелись в одном из четырех дивизионов артполка пехотной дивизии. Эта же гаубица эксплуатировалась в отдельных тяжелых артдивизионах, которыми дополнительно усиливали войска на важных направлениях.


В годы Второй мировой тяжелые 150-мм гаубицы широко применялись для уничтожения живой силы, контрбатарейной борьбы, разрушения фортификационных сооружений, а также для борьбы с бронетехникой на исходных позициях и обстрела объектов в тылу противника.

Орудие считалось довольно надежным, а его снаряды обладали большой разрушительной силой. Наличие в боекомплекте кумулятивных и подкалиберных бронебойных снарядов теоретически позволяло использовать 15 cm s.F.H.18 для борьбы с танками. Но в такой ипостаси тяжелая гаубица применялась лишь в исключительных случаях – большой вес и габариты орудия, а также отсутствие щитового прикрытия делало его очень уязвимым на поле боя.


Производство 150-мм тяжелых гаубиц с 1934 по 1945 год велось на предприятиях Friedrich Krupp AG и Rheinmetall-Borsig AG. Уже после нападения Германии на Советский Союз к выпуску таких орудий подключилась чешская фирма Skoda. Стоимость в зависимости от варианта составляла 38 500–60 000 рейхсмарок. Было произведено 6 756 гаубиц всех модификаций.

В 1941 году итальянская армия получила 38 гаубиц этого типа, где они имели обозначение Obice da 149/28. Двенадцать орудий было переправлено в Северную Африку. Этими гаубицами были вооружены две тяжелые артиллерийские батареи. В 1942 году один дивизион 150-мм гаубиц в составе 102-й моторизованной дивизии «Тренто» отправился на Восточный фронт. В ходе боевых действий большая часть 15 cm s.F.H.18, переданных Италии, была потеряна.

Та же судьба постигла орудия, приданные испанской добровольческой «Голубой дивизии» (была включена в состав вермахта как 250-я пехотная дивизия), воевавшей на Восточном фронте с августа 1941 по октябрь 1943 года.

Сравнение гаубицы 15 cm s.F.H.18 с иностранными аналогами


Показательным будет сравнение 15 cm s.F.H.18 с ближайшими аналогами, имевшимися в США и СССР.

Американская 155-мм гаубица М1А2, производство которой началось в 1942 году, в боевом положении была немного тяжелей (5 600 кг против 5 530 кг).


155-мм гаубица М1А2

При приблизительно одинаковом весе осколочно-фугасной гранаты 155-мм гаубица М1А2
имела максимальную дальность стрельбы 14 600 м (у немецкой гаубицы 13 300 м). В первые две минуты после открытия огня американская гаубица могла делать 4 выстрела в минуту, при длительной стрельбе – 2 выстр./мин.

Советская 152-мм гаубица М-10 образца 1938 года в боевом положении весила 4 150 кг. И при длине ствола 3 700 мм могла отправить осколочно-фугасный снаряд 53-ОФ-530 массой 40 кг на 12 300 м. Скорострельность – до 4 выстр./мин.


152-мм гаубица М-10

Таким образом, немецкая 150-мм тяжёлая полевая гаубица s.F.H.18 имела максимальную дальность стрельбы почти на километр больше, но при этом была существенно тяжелее.

Сравнивая 15 cm s.F.H.18 с советской 152-мм пушкой-гаубицей МЛ-20, можно отметить, что советское орудие почти на 4 км превосходило германскую 150-мм гаубицу по дальности стрельбы.


152-мм пушка-гаубица МЛ-20

МЛ-20 в боевом положении весила 7 270 кг. Таким образом, советская артсистема была почти на 2 т тяжелей. Для транспортировки МЛ-20 использовались тяжёлые гусеничные артиллерийские тягачи «Ворошиловец» и «Коминтерн», которых всегда не хватало.

Трофейные тяжелые гаубицы 15 сm s.F.H.18 в РККА


Как и в случае с 105-мм пушкой s.K.18, в заметном количестве германские 150-мм тяжелые гаубицы наши войска захватили в ходе контрнаступления под Москвой. Первая артиллерийская батарея, вооруженная гаубицами s.F.H.18, появились в Красной Армии в 1942 году.


150-мм тяжелая полевая гаубица s.F.H.18, брошенная на огневой позиции

Однако в заметных количествах трофейные 150-мм гаубицы стали использоваться с лета 1943 года, после того как красноармейцам удалось освоить орудия, захваченные под Сталинградом. К тому моменту ГАУ издало переведённые на русский язык таблицы стрельбы, подробный перечень боеприпасов с их характеристиками и инструкцию по эксплуатации.


В РККА эта трофейная артиллерийская система получила обозначение «150-мм немецкая тяжёлая полевая гаубица обр. 18».

Трофейные тяжелые гаубицы и боеприпасы к ним регулярно захватывались нашими войсками в ходе наступательных операций и использовались до окончания боевых действий.


Тяжелыми гаубицами s.F.H.18 были вооружены несколько артиллерийских полков корпусной артиллерии и бригад РВГК. Эти орудия также участвовали в боевых действиях против Японии.

В послевоенное время трофейные гаубицы 15 сm s.F.H.18 oтправили на базы хранения, где они находились до конца 1950-х.

Послевоенное использование трофейных тяжелых гаубиц 15 сm s.F.H.18


В конце 1930-х годов 24 орудия приобрело китайское правительство, что произошло практически одновременно с отправкой 150-мм гаубиц s.F.H.18 в Испанию. Есть информация, что по китайскому заказу концерн Friedrich Krupp AG изготовил орудия с удлиненным стволом. Эти гаубицы, получившие обозначение 15 сm s.F.H.18/L32, имели увеличенную дальность стрельбы. Китайские артиллеристы очень ценили и берегли 150-мм дальнобойные гаубицы, используя их для контрбатарейной борьбы и обстрела важных целей в глубине обороны японцев.


В настоящее время одна 150-мм тяжелая гаубица немецкого производства экспонируется в пекинском Военном музее Китайской революции.

Во время Второй мировой войны тяжелые полевые гаубицы 15 cm s.F.H.18 получили некоторые страны-союзники Третьего рейха.

В 1940 году 48 гаубиц 15 cm s.F.H.18 купила Финляндия. Орудия, получившие обозначения 150 H/40, активно применялись против советских войск, вплоть до выхода Финляндии из войны в 1944 году.


Тяжелая полевая гаубица 15 cm s.F.H.18 с финским расчётом

В ходе Второй мировой в боевых действиях была потеряна одна гаубица. В 1950-е годы орудия немецкого производства прошли восстановительный ремонт.

Во второй половине 1980-х тяжелые 150-мм германские гаубицы подверглись кардинальной модернизации. Самым существенным изменением стала замена оригинальных стволов на 152-мм стволы с дульным тормозом, изготовленные в Финляндии. Изменения также были внесены в лафет, для защиты расчёта от осколков установили броневой щит. Орудия получили новые колёса с пневматическими шинами, что позволило увеличить скорость их буксировки до 60 км/ч.


152-мм гаубица 152 H 88-40

Через программу модернизации прошли 42 гаубицы, которые под обозначением 152 H 88-40 находились в строю до 2007 года.

В послевоенное время тяжелые гаубицы, выпущенные в Германии, стояли на вооружении в Албании, Болгарии, Индонезии, Китае, Польше, Португалии, Сирии, Чехословакии и Югославии.


150-мм гаубица s.F.H.18 в музее Войска польского, Варшава

Несколько десятков 150-мм гаубиц досталось Франции, но французская армия эксплуатировала их недолго, большая часть орудий в начале 1950-х была продана Португалии.

Достоверно известно, что в послевоенное время трофейные 15 cm s.F.H.18 в боевых действиях использовала Сирия и Португалия. Сирийские гаубицы участвовали в войне 1967 года. Португальские, принятые на вооружение под обозначением Obus K 15 см/30 м/941, в конце 1960-х – в начале 1970-х наносили удары по позициям повстанцев в африканских колониях.


После вывода португальского воинского контингента и обретения Анголой, Мозамбиком и Гвиней-Бисау независимости часть тяжелых 150-мм гаубиц была брошена в Африке.

В конце 1940-х в связи с переходом на советские артиллерийские калибры командование чехословацкой армии инициировало модернизацию гаубиц 15 cm s.F.H.18, которых в строю и на хранении имелось около трёх сотен.

После анализа всех вариантов было решено переделать 150-мм гаубицы под снаряд от 152-мм гаубицы-пушки МЛ-20. В ходе переделки ствол орудия был расточен до калибра 152,4 мм. Для снижения нагрузки на элементы конструкции ствол оснастили дульным тормозом.


Гаубица 152 мм Houfnice vz. 18/47

Согласно чешским источникам, масса орудия в боевом положении составляла 5 588 кг, в транспортном – 6 550 кг. Начальная скорость снаряда – 580 м/с. Максимальная дальность стрельбы – 15 200 м. Скорострельность – до 4 выстр./мин.


Модернизированные орудия под наименованием 152 мм Houfnice vz. 18/47 поступили на вооружение артиллерийских полков мотострелковых и танковых дивизий Чехословацкой народной армии. В конце 1969 года на вооружении Чехословацкой народной армии имелось в общей сложности 247 гаубиц vz. 18/47.


С конца 1970-х орудия vz. 18/47 в строевых частях стали заменять новыми самоходными 152-мм гаубицами vz.77 Dana, после чего немецко-чешские гибридные гаубицы передавались на хранение. Однако этот процесс затянулся, и некоторые чехословацкие артиллерийские подразделения сохраняли на вооружении буксируемые 152-мм гаубицы vz. 18/47 до 1994 года.

В начале 1960-х несколько десятков 152-мм орудий vz. 18/47 приобрела Сирия. В этой стране они использовались совместно с советскими 152-мм пушками-гаубицами МЛ-20 и гаубицами Д-1. В 2015 году гаубицы vz. 18/47, взятые со складов артиллерийского резерва, участвовали в боевых действиях.

Продолжение следует...
19 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +6
    24 октября 2023 04:18
    Судя по всему, после ВМВ чехословакая армия была самым крупным и продолжительным пользователем немецкого оружия. С учётом того, что многие германские образцы выпускались на чешских предприятиях это не удивительно.
    Статье в очередной раз заслуженный "+". good
    1. +5
      24 октября 2023 05:07
      Присоединяюсь, Сергей как всегда на высоте!!!
      Единственно не понял как 105-мм тяжелая полевая пушка 10,5 cm s.K.18
      … разбиралось на две части и перевозилось на орудийной и лафетной повозках.

      Судя по приведенным фотографиям пушка перемещалась на аналогично 150мм гаубице. Со станин снимались сошники, которые сводились и закреплялись на лафетной повозке. Ствол орудия не снимался, а переводился в крайнее заднее положение и фиксировался.
      С уважением, всем доброго дня!
      1. +5
        24 октября 2023 08:05
        В немецкой вики написано, что в варианте для гужевой тяги разбиралась на две повозки. Думаю, что фото, как это было, просто не сохранилось.
      2. +5
        24 октября 2023 12:24
        Цитата: Коте пане Коханка
        Судя по приведенным фотографиям пушка перемещалась на аналогично 150мм гаубице.

        В статье написано, что:
        На момент создания орудия 10,5 сm s.K.18 в немецкой армии не имелось подходящих средств механизированной тяги, и поэтому использовалась раздельная возка ствола и лафета.

        И дальше пишется, что только после принятия на вооружение специализированных полугусеничных тягачей, стало возможным не разбирать орудие для транспортировки.
        После того, как транспортировка стала осуществляться полугусеничными тягачами, появилась возможность отказаться от разборки 105 и 150-мм орудий, и при нераздельной возке время перевода в боевое положение сократилось в два раза. Для буксировки орудия тягачом ствол переводился в походное положение.

        Так что фото в статье нужно просто сместить двумя абзацами ниже: механизированная транспортировка 105-мм пушки полугусеничными тягачами.
        1. +9
          24 октября 2023 13:00
          Коте пане Коханка (Владислав)
          old_pferd (Александр)
          Сегодня, 09:05




      3. +4
        24 октября 2023 13:21
        https://warspot.ru/8035-skryvayuschaya-vozrast-stradayuschaya-lishnim-vesom
        Посмотри фотографии в этой статье.
      4. +10
        24 октября 2023 14:30
        Единственно не понял как 105-мм тяжелая полевая пушка 10,5 cm s.K.18
        … разбиралось на две части и перевозилось на орудийной и лафетной повозках.

        Разленились Вы, господа. Сами уже информацию найти не в силах. Товарищ ниже правда аж до немецкой вики достиг, но на этом сломался.




        Вверху лафетная повозка, внизу - орудийная.
        1. +7
          24 октября 2023 22:13
          Спасибо огромное всем, я банально не дочитал абзац и банально понадеялся на свою визуальную память - если не видел, значит не бывает!
          Каюсь!!!
  2. 0
    24 октября 2023 07:50
    Ну, сравнение с МЛ-20 представляется некорректным, МЛ-20 пусть и в девичестве, но все же пушка, значительно более мощная. А так да, как и очень многие немецкие МАССОВЫЕ полевые орудия, немецкие 10,5 см пушка и 15 см гаубицы очень тяжёлые.
    Особенно показательно сравнить 15 см гаубицы не с М-10, а с Д-1 lol!
  3. Комментарий был удален.
  4. +6
    24 октября 2023 11:42
    Трофейные 105-мм пушки передавались в соединения АРГК и воевали наравне с собственной дальнобойной артиллерией. Для того, чтобы облегчить освоение трофейных орудий советскими расчётами, на русский язык были переведены таблицы стрельбы и выпущена инструкция по эксплуатации.

    Трофейные тяжелые гаубицы и боеприпасы к ним регулярно захватывались нашими войсками в ходе наступательных операций и использовались до окончания боевых действий.





    [center]
  5. 0
    24 октября 2023 11:45
    Почему на немецких орудиях не было дульного тормоза?
    1. +10
      24 октября 2023 11:53
      Цитата: acetophenon
      Почему на немецких орудиях не было дульного тормоза?

      Вы не внимательно читали данную публикацию.

      150-мм гаубица 15 cm s.F.H.36

      А вообще, по возможности конструкторы стараются обойтись без дульного тормоза, так как его использование неизбежно приводит к повышенному пылеобразованию при выстреле.
    2. +3
      24 октября 2023 14:49
      Я бы не сказал! Наоборот, они совали дульный тормоз даже туда, куда его совать не совсем не стоило, например на танковые и противотанковые пушки. Остаётся загадкой нафига на 56 тонном Тигре дульный тормоз стоял, а вот на 32 тонном Т-34-85, при почти таком же по дульной энергии орудии, обошлись без него. Или как РАК 38, уступая ЗиС-2 по дульной энергии в два раза, умудрилась весить лишь на 20% меньше, несмотря на люминиевые станины и, опять же, дульный тормоз.
      Загадка!
  6. +7
    24 октября 2023 12:36
    С первых строк понимаешь кто писал. Хорошая работа, и читать приятно и познавательно. Без перегруза цифрам, графиками. и тому подобного. Особенно учитывая что я в артиллерии полный ноль. Спасибо Сергей!!! good
  7. 0
    24 октября 2023 12:40
    Sia il cannone FH18 da 150 mm che l'americano M1A1 possono essere paragonati per analogia all'italiano Ansaldo 149-40, poiché aveva una gittata leggermente inferiore, ma pesava meno degli altri due. Nel frattempo, mi chiedo se sia possibile confrontare i cannoni inglesi da 5,5 pollici 140 mm con una gittata significativamente più breve, ma un peso del proiettile di circa 45 chilogrammi, con altri cannoni già descritti?
  8. +5
    24 октября 2023 14:51
    hi
    Как всегда, интересная статья!
    И интересные комментарии!
  9. +8
    24 октября 2023 17:16
    При этом масса орудия возросла до 6 430 кг.




    Применение алюминиевых колес позволило уменьшить вес до 5430 кг.
  10. -3
    24 октября 2023 21:39
    Интересно, всплывут ли данные раритеты на Украине?
  11. +7
    24 октября 2023 21:45

    Португальская крепость Сан-Мигель, Луанда, Республика Ангола.

    Немецкая 150-мм тяжёлая полевая гаубица sFH 18, за которой видны 105-мм легкая полевая гаубица leFH 18/40 в музее КНА в Пхеньяне