О некоторых итогах китайского форума «Один пояс, один путь»

25
О некоторых итогах китайского форума «Один пояс, один путь»

18–19 октября в Пекине состоялось весьма значимое мероприятие – третий международный форум «Один пояс, один путь», приуроченный к десятилетнему юбилею этой китайской экономической, культурной и политической инициативы.

С учетом того, что, помимо лидеров ряда стран, на этом форуме был представлен политический и экономический истеблишмент 130 государств и еще тридцать международных организаций, было логично ожидать в российском медиапространстве широкого освещения этого события. Тем более что от России там присутствовала одна из самых многочисленных делегаций, и именно российско-китайским отношениям было посвящено немало времени.



В конце концов именно проект «Один пояс, один путь» является реальной стратегической альтернативой западному ультралиберальному проекту, и именно от успешности реализации этой альтернативы зависит и общее положение нашей страны. Это ведь не только и не столько «логистика», сколько одна из концептуальных моделей будущего.

К сожалению, даже в плане российско-китайских контактов и результатов переговоров отечественные СМИ оказались крайне скупы на освещение, по большому счету ограничившись действительно примечательным видеорядом с российским лидером. Тем не менее итоги некоторых двусторонних переговоров у нас показали – зерновые контракты, активизацию трубопроводных проектов и логистику через Монголию, проекты по железнодорожным коридорам.

Общие результаты


Относительно же общей концепции форума и общих результатов мероприятия, не говоря об анализе политики Китая и других игроков, очевидно, наблюдается некоторый пробел.

Попробуем в какой-то степени этот пробел восполнить, опираясь на персоналии, обстановку, итоговые документы форума, а также на ретроспективу действий ряда важных его участников.

То, что Пекин подойдет к мероприятию со всей серьезностью, было понятно по тому, как китайский лидер проигнорировал и «Большую двадцатку» и ГА ООН. Не в последнюю очередь юбилейный форум «Один пояс, один путь» ложится на чашу весов против другого масштабного мероприятия, уже под американским патронажем – саммита стран АТЭС, который пройдет в ноябре в Сан-Франциско.

В условиях, когда США не только не скрывают, а прямо заявляют о том, что будут стараться максимально ограничить амбиции Китая в Европе и Юго-Восточной Азии, саммит в Сан-Франциско и форум в Пекине становятся своего рода «смотром сил» восточного и западного полюсов.

Очевидно, что события в Израиле довольно существенно повлияли на участие целого ряда важных игроков. Например, лидеры Ирана, Египта и Сирии сейчас всецело сосредоточены на палестинской проблематике. Хотя Египет и прислал второе лицо в государстве – премьер-министра. Арабские страны, которые традиционно участвуют (ОАЭ и Кувейт), также несколько сократили делегации. В целом же в регионе китайскую инициативу подписали практически все страны, кроме Израиля и Иордании.

От африканских стран первые и вторые лица были от Эфиопии, Кении, Мозамбика и Конго, остальные были представлены правительственными делегациями. Из тех стран континента, от которых было бы логично ожидать максимальной представленности, можно отметить Алжир. Последняя встреча лидеров Китая и Алжира состоялась еще в середине лета, но на форум приехала обычная делегация.

Китайская инициатива долгое время подавалась как «торговый путь в Европу». Нынешний форум хорошо показывает, что в ЕС следовали и будут следовать в рамках американских стратегий. От Европы присутствовали первыми лицами только главы Венгрии и Сербии. Здесь все укладывается в логику последних двух лет и просто еще раз подчеркивает, что «Один пояс, один путь» – это не столько логистика в Европу, сколько интеграция Китая с евразийскими, азиатскими и африканскими рынками и ресурсами.

Политику же со стороны ЕС приезжал обсуждать за три дня до проведения форума Ж. Боррель. Обсудил и уехал. Ведь не зря Вашингтон организовал свое мероприятие – саммит «США – Европа» сразу после китайского форума.

И тут примечательно то, что председатель Еврокомиссии У. фон дер Ляйен еще раз подтвердила намерение «довести до ума» инициативу «Глобальный портал» на европейском форуме в ноябре. Идея «портала» заключается в формировании на месте Евросоюза «глобального транспортного узла» в противовес как раз китайскому проекту «Один пояс, один путь».

Это официальные цели, которые прямо фигурируют в документах. Понятно, что ЕС как мировой логистический узел – декларация политическая, и заявляемым 322 мрлд долларов на ее реализацию США найдут лучшее применение в рамках проектов вроде PGII, но оно еще раз подчеркивает, что с точки зрения развития торговли ЕС и Китая достигнут некий предел.

Просто то, что раньше подразумевалось, сегодня закладывается в программные документы. Для инвесторов и логистов – это очевидный и прямой сигнал: торговля Китая и ЕС будет теперь двигаться строго в рамках естественного роста или падения экономики ЕС, но не за счет дополнительных инициатив.

Интересно рассмотреть представленность по первым лицам из ЮВА, которые традиционно активно участвуют в китайских мероприятиях. Приехали главы Вьетнама, Лаоса, Камбоджи, Индонезии, Пакистана. Не приехали Малайзия, Филиппины, Мьянма и Бангладеш.

И здесь интересно посмотреть на то, как были реализованы уже американские дипломатические шаги на этом направлении. Понятно, что Малайзия в сентябре резко ответила на новые морские карты Китая, заявив протест, и довольно жестко.

Но та самая «линия из девяти штрихов», что проведена на карте, затрагивает не только Малайзию, но и Индонезию, и Вьетнам. Для Индонезии и Вьетнама это не стало поводом для отказа. Кстати, на этой же серии карт есть и вопросы по российско-китайской границе.

Эти атласы выпускаются регулярно, и ясно, что дело не совсем в вопросах картографии. Если Филиппины уже несколько лет строго движутся в русле вассалитета США, то Вьетнам Вашингтон окучивал в этом году долго и старательно.

Вот с Вьетнамом не получилось, но зато получилось шатнуть позиции в отношениях Китая и Малайзии. И еще не очень понятно, что для Китая лучше, поскольку Малайзия все-таки контролирует часть Малаккского пролива. В целом для Китая расклад по ЮВА не выглядит чем-то критичным, учитывая, какую ставку делают США именно на Вьетнам, но понятно, что производственная площадка и рынок Малайзии для Пекина весьма значимы, и там ему придется что-то делать.

Весьма занятно выглядит конфигурация с точки зрения представленности и по Центральной Азии. На форум приехали лидеры Казахстана, Узбекистана и Туркмении, а вот главы Киргизии и Таджикистана на мероприятии не появились.

От этих государств приехали главы таможенных служб и энергетики. Отсутствие лидера Таджикистана еще как-то можно связать с присутствием в Пекине делегации от талибов (запрещено в РФ), хотя здесь надо вообще делать отдельный материал по политике Душанбе за последнее время – это уже особое явление.

А вот позиция Бишкека с большой долей вероятности связана с относительно низким удельным весом в китайских инвестициях. Также интересно и то, что лидер Белоруссии предпочел форуму (а он всегда активен в подобных мероприятиях) встречу с главой Венесуэлы Н. Мадуро. Явно не хватало в Пекине и И. Алиева, который встречался по Карабаху с представителем Госдепартамента США по Европе и Азии.

В общем, с точки зрения представленности по многим странам у Пекина явно не получилось закрасить мировую карту таким образом, чтобы дать США однозначный силовой ответ. Даже по интересантам в Центральной Азии.

Ценностная модель


Соответственно и вторая часть стратегической задумки Китая – ценностная модель «Сообщество единой судьбы», на этом форуме осталась практически нереализованной, хотя предварительно заявлялась для широкого обсуждения. По документам Китай планировал уже перейти на новый этап строительства – к обсуждению проектов по цифровизации торговли и формированию «безбарьерной» торговой среды. Но выяснилось, что и в рамках первого этапа пока нет однозначного ответа от многих участников. Понятно, что ситуация в Израиле и Карабахе вносит коррективы, но все на это не спишешь.

Казалось бы, не все ли равно, что в наше время записать в категорию «ценностей»? Вон США туда что хотят пишут, что хотят вычеркивают.

Нет, не все равно. И не просто так Пекин посвятил примерно 1/3 всей программы именно культурным аспектам и культурному обмену. Для Китая крайне важно в таком стратегическом проекте уйти от навязываемого политикой и СМИ США и Европы тезиса о «китайской колонизации», «китайской кредитной кабале», «кредитном рабстве у Пекина».

Вся западная либеральная машина работает этими нарративами как отбойным молотком, в России в том числе. Не стоит забывать, что Китаю пришлось одно время жестко одернуть своих представителей в Африке, которые допускали к местным работникам не всегда корректные жесты. И каждый такой инцидент брался либеральными СМИ на карандаш.

Тезисы о «китайской экспансии» вполне живы и в России, а в Киргизии, Казахстане, Бангладеш, Мьянме и тем более во Вьетнаме, вообще весьма устойчивы на исторической почве. Сложная позиция у Китая и в Малайзии, и Индонезии, где китайская диаспора и мусульманское население зачастую просто конкурируют в производстве и торговле. США этим активно пользуются и в пакистанском Белуждистане.

Т. е. списать это просто на западную пропаганду и спустить на тормозах у Пекина не получится – надо искать подходы. Это для нас, жителей России, тезис о том, что русские и китайцы – это «ось колониального зла», является диковатым нарративом, а он используется сегодня Западом вовсю. И не зря Си Цзиньпин употребляет такое выражение как: «инициатива «Один пояс, один путь» стоит на правильной стороне истории».

Поэтому то, что Китаю в полной мере не удалось перейти к этой повестке через продвижение идей «Сообщества единой судьбы», поскольку не в полной мере состыкованы на первичном уровне интересы всех основных участников, является для Пекина проблемой и серьезной задачей.

Эти идеи опираются на три тезиса: невмешательство во внутреннюю политику, принцип «честного голоса» каждого, равные правила и подходы в торговле, производстве, культуре и безопасности. Но под ними должно лежать единство экономических интересов и выгод, а этот вопрос, как мы видим, до конца не решен.

Если предметно разбирать программу и документацию китайского форума, то мы увидим, что в Пекине эту проблему в целом осознают и пытаются предлагать решения, которые отличаются от того, что мы встречали в прошлом.

Восемь шагов


Китайский лидер обрисовал это как «восемь шагов в поддержку инициативы».

Первым из них является максимально широкая логистическая сеть, т. е. не опора на крупные узлы, а формирование многих потоков.

Второй шаг – это максимальная цифровизация всех процессов и, что не менее важно, постулат о безусловной «защите инвестиций».

Третий шаг, пожалуй, самый значимый, это направление многомиллиардных инвестиций в политику «1 000 небольших проектов», а не сосредоточение на «мегапроектах».

Четвертый шаг – «зеленая энергетика» и направление инвестиций в нее как особый приоритет.

Пятый шаг – содействие инновациям и готовность Китая делиться технологиями с партнерами.

Шестой шаг – инвестиции в культурно-гуманитарные связи.

Седьмой – выработка документа с перечнем правил «честного сотрудничества в рамках стратегии «Один пояс, один путь».

Восьмой шаг – создание отдельных международных площадок.

Все это означает, что Китай готов учитывать интересы многих не очень крупных игроков, которые пока не видят себя в рамках тех самых «мегапроектов».

Например, Белоруссия сегодня явно не самый подходящий «путь в Европу», хотя и самый очевидный. Сколько товаров пройдет через логистику Киргизии, устраивает ли ту же Малайзию позиция «производственного цеха» для сборочной площадки и торгового агента, которым является Китай, и много подобных вопросов. Сианьская декларация для Центральной Азии в мае была грандиозна, но оказалось, что некоторые страны не понимают, как она будет работать на уровне, что называется, бытовом.

Вот, собственно, на эти вопросы и хотели дать некий концептуальный ответ китайцы в Пекине. Тысяча небольших проектов плюс предоставление технологий при прописанном в документах наборе единых правил и принципе защите инвестиций. Да, это серьезное изменение в идеях Шелкового пути, что в целом отражает реалии европейской и американской политики последнего времени и переход к разделу мировой торговли на макрокластеры.

Другое дело, что пока как прорыв нынешний юбилейный форум охарактеризовать нельзя. Скорее, это актуализация китайской концепции в условиях крайне жесткой конкуренции с американскими идеями и инвестициями, ликвидация узких мест и недопонимания со стороны небольших государств-участников.

Это для России и Ирана стратегического выбора по сути нет, а вот для многих других игроков выбор как раз имеется, и здесь китайцы как раз и отвечают разом на многие сложные вопросы.

Чем для участников китайского проекта он выгоден относительно американских идей?

Широтой охвата. Всем прекрасно известно, что политика США всегда сосредоточена на нескольких ключевых точках, т. е. ровно то, что делал ранее Китай. Но вот для остальных все финансирование идет по остаточному принципу, путем банального подкупа политической верхушки.

В китайском концепте, по крайней мере, декларируется как раз обратное – много небольших по масштабу, но крайне практичных на региональном уровне вещей. Это интересно для бизнеса в небольших странах, если Китай сможет институционально и в самом деле решить технические вопросы кредитования на уровне среднего бизнеса. Заявка на это сделана.

И здесь перед Китаем встанет во весь рост очень непростая задача – такую стратегию небольших проектов в ряде стран очень сложно администрировать, даже с точки зрения кадрового обеспечения. У Китая опыта такой работы еще не было, а те же США обычно на этом свои инициативы заваливали, даже имея кадровые резервы и технологии.

Такова общая модель прошедшего форума «Один пояс, один путь» и с этими китайскими предложениями уже предстоит ответным ходом работать США на предстоящем саммите АТЭС.

Россию в данном случае нельзя поставить на одну планку с большинством государств, которые участвуют в этой китайской стратегии, поскольку Россия тут выступает как своего рода как младший «соинициатор», хотя и соинициатор важный и необходимый.

Без российских ресурсов и «стратегического тыла» концепция Китая не может быть реализована, с другой стороны, еще следует разбираться, насколько адекватно своему весу и задачам на будущее, мы выстраиваем двустороннюю экономическую модель.
25 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +1
    26 октября 2023 05:14
    Интересно, у ранних Стругацких ещё фигурировали китайские товарищи, не персонально, а в более поздних произведениях "Полдня" уже нет. Пока ранний вариант реализуется... Главное что бы позднее Россия фигурировала, а то есть сомнения.
    1. +5
      26 октября 2023 05:21
      Про Россию отдельный материал. Наши отношения надо отдельно рассматривать. В одну статью не получилось свести.
      1. 0
        26 октября 2023 09:10
        1. КНР для России главный торговый партнер. Как по импорту так и по экспорту.
        2. КНР покупает наше ископаемое сырье за юани. Которых у них много.
        3. Так как России пришлось идти в кильватере внешней политики КНР - коммунисты вернулись в РФ хоть и пока опосредованно.
        4. Такая экономическая и внешнеполитическая интеграция рано или поздно приведет к попыткам китайских коммунистов зафиксировать такое положение на долговременный срок путем влияния и на внутреннюю политику в России. Велик соблазн.
        5.
        Министр иностранных дел Китая Ван И отправился в Вашингтон, где намерен провести переговоры с рядом американских должностных лиц. Об этом сообщает ТАСС.

        Китайские коммунисты будут вести свою политику строго в свою пользу без оглядки на мнение вассалов.
    2. +3
      26 октября 2023 08:34
      У меня в библиотеке есть экземпляр "Страны Багровых Туч",тираж которых был беспощадно порезан в макулатуру из за двух абзацев о той дружбе. Экземпляр (жестоко затрепаный) уцелел в глубоко провинциальной библиотеке. Страну выпустили потом еще раз, но уже в десятки раз менее масштабным тиражом.
      Так как Борис Стругацкий не обладал литературным талантом, но был феерически жаден, он видимо категорически настаивал на вымарывании любых "подозрительных" кусков из их совместных произведений. Раз обожглись - все!
  2. +5
    26 октября 2023 05:27
    Пока этот шелковый путь лежит только в умах.Реализация его во многом зависит от международной обстановки.Иногда авторы не трудятся опускаться до подробностей.Недавно я прочел,какие товары мы будем получать из Ирана. Я был ошарашен от числа этих товаров.Начиная с газовых турбин и кончая холодильниками.Все таки обычный человек любит конкретику.
    1. +10
      26 октября 2023 05:40
      У меня было немало материалов по теме Ирана, и "коридоров", и с цифрами, и с конкретикой. И американский и китайский проекты, это даже не проекты, а концепции будущего. Это не только купил тапочки, продал тапочки. Китай внес серьезные изменения в свою стратегию и презентовал их.
      А с Ираном готовится договор о свободной торговле, где будет открыт перечень из 85% товарной номенклатуры.
    2. +2
      26 октября 2023 12:52
      Цитата: Николай Малюгин
      Недавно я прочел,какие товары мы будем получать из Ирана. Я был ошарашен от числа этих товаров.Начиная с газовых турбин и кончая холодильниками

      А где бы нам познакомиться с таким документом ? Уж очень интересно
  3. +11
    26 октября 2023 05:46
    Без российских ресурсов и «стратегического тыла» концепция Китая не может быть реализована
    Угу,Китай ,доить будет.
    1. +5
      26 октября 2023 06:23
      От каждого по способностям...
      У кого голова, у кого руки, у кого ресурсы.
      1. +2
        26 октября 2023 09:32
        Угу,Китай ,доить будет.

        Алексей Анатольевич, да не то слово!
        Прочитала я эти "восемь шагов" -- это же ползучий китайский колониализм, вкрадчивый и хитрый. Девятый шаг, не позиционируемый, не упоминаемый, но прямо вытекающий из перечисленных, -- культурная экспансия, навязывание своего представления о мироустройстве и Китая в нем как доминирующей величины. Десятый шаг -- постепенное слияние всех этих "малых китайских экономических потоков" в единое мощное течение, неизбежно накрывающее не только области, близкие к основной логистике торгового Пути, но и всю страну пребывания. А еще -- неизбежный приход бандитских триад, которые с удовольствием займутся освоением новых территорий, и вот тут правительство Китая им препятствовать не будет.
        1. +4
          26 октября 2023 12:33
          почему ни слова про недавнюю аренду сибирских земель . ?
          на неделе отдали 30 млн гектаров ... в сми вообще молчек .... что вы творите???
          не пинтозы за океаном с гомосней и обстактными фашистами а братаны китайские и смуглые муслимы среднеазиаты вот реальная угроза в ближайшем будущем . и наши дети уже увидят эту другую реальность
  4. +3
    26 октября 2023 06:19
    китай постепенно подминает под себя азию и не только, а для россии на этом фоне есть свои плюсы и минусы и к сожалению минусов больше
    1. +3
      26 октября 2023 09:59
      Честно, плюсов не вижу от слова совсем.
      Как по мне опять многое завязано на «вере и надежде» в лучшее для нашей страны.
      Я совершенно не верю, что Китай строит равноправный и многополярный мир и возможно после падения Западного мира - мы ещё увидим улыбку нового гегемона.
      Возможно Китай станет действительно хорошей сверхдержавой, так как захватит умы не «красивой жизнью и потреблением в 3 горла», подкреплённые насилием, а куда более мягким путём.
      Что же до России - не знаю. Если «Русский мир» окажется филиалом китайского - мне будет грустно. Но а если мы действительно решили больше не влиять на геополитику так, как делал СССР - так тому и быть (но странно, что мы тогда пытаемся делать сейчас)
  5. -1
    26 октября 2023 06:21
    на этом форуме был представлен политический и экономический истеблишмент 130 государств и еще тридцать международных организаций
    Это не европейские междоусобчики, в которые всегда включены анти российская и анти китайская повестки. В ответ на это Сша и ЕС буквально на днях решили противодействовать экономическим проектам Китая и его "экспансии" в Африке. А поезд по видимому уже ушел.
    Восьмой шаг – создание отдельных международных площадок.
    Шаг необходимый в т.ч. и для нас, т.к. большинство международных площадок находится под влиянием и контролем Сша.
  6. +6
    26 октября 2023 08:12
    Россия тут выступает как своего рода как младший «соинициатор», хотя и соинициатор важный и необходимый
    Как в сказке, было у отца три сына..Только младшенький,конька-горбунка не получит.
  7. +2
    26 октября 2023 08:18
    Автору, в Вашей статье не упоминается Индия, возможно, что отсутствие ряда стран на форуме в Китае связано именно с тем, что Индия начинает формировать свою концепцию по торговым и экономическим связям на глобальном рынке. hi
  8. +1
    26 октября 2023 08:39
    Привлекательность китайского проекта безусловна. Главная его привлекательная черта - само наличие хоть какого то проекта, альтернативного проекту западной цивилизации. Это дает бесценную возможность маневра. Пункты эти, благодаря наличию в них "зеленой энергетики" и прочей ерунды, абсолютно декоративные, и все это понимают.
    Да, Китай будет сдерживаться, по крайней мере первое время. Вот только какая ж "защита инвестиций, если не будет "вмешательства во внутреннюю политику"?! Наши налажали с Казахстаном, и что? Казахстан начал рубить нашу логистику. Так будет и на китайском пути. И как быть? Не вмешиваться, глядя как валятся в пропасть сотни миллиардов?)) Да щас прямо...
    В общем дело хорошее. Хоть и опасное, конечно...
    1. +4
      26 октября 2023 10:39
      В общем дело хорошее. Хоть и опасное, конечно...

      Скорее, опасное, чем хорошее.
      Всегда считала китайцев муравьями. Но не так давно довелось увидеть битву муравья и термита.
      Термит -- это такое толстое тельце, похожее на слизня, с короткими ножками, к которому приставлена громадная голова размером вполовину тельца. И вот эта голова снабжена мощными челюстями, напоминающими клешню краба.
      Что делает термит? Сначала муравей борется с ним как бы на равных. Но вот термит откусил одну ногу у муравья, потом вторую, боеспособность муравья падает, постепенно он лишается всех ног, и термит его пожирает.
      И теперь я сравниваю китайцев с термитами. Особенно после того, как они начали под видом ТОРов, сданных им Россией в аренду на 49 лет в Сибири и на Дальнем Востоке, откусывать наши территории -- попробуйте выставить их по окончании срока аренды из этих ТОРов! Китайцы априори считают, что исторически -- это их земли. Особенно после того, как эти Территории опережающего развития постепенно, но неизбежно сольются в Один Путь с собственными китайскими администрациями и правоохранительными органами (что уже как бы декларируется). Кто ж будет затевать войну с Китаем по этому поводу! А процесс пошёл.
      1. -4
        26 октября 2023 10:45
        Цитата: депрессант
        они начали под видом ТОРов, сданных им Россией в аренду на 49 лет в Сибири и на Дальнем Востоке, откусывать наши территории

        Напоминаю - вы так ничем и не подтвердили правдивость ваших показаний по поводу "аренды Сибири китайцзами".

        Понятно, что "ложь, повторенная тысячекратно, становится правдой", вопрос лишь в том - нужны ли вам лавры Геббельса, которому (ложно) приписывается эта фраза wink laughing
        1. +1
          26 октября 2023 16:05
          Один из бесчисленных источников, выражающих сомнение в целесообразности ТОРов на территории нашей страны, так, как их видят китайцы, -- "Независимая газета" от 11.12.2022.
          Дальневосточный федеральный округ -- это 40% российской земли, на которую предполагается распространить специальный налоговый режим, а не очагами, как я говорила ранее. Чиновники счастливы -- все проблемы территории, с которыми они в силу то ли бездарности, то ли реальной ограниченности возможностей не смогли справиться сами (или не захотели), за них будет решать Китай.

          Между тем многие российские промышленники отмечают ужесточение переговорных позиций Китая по принципу «только сбыт китайской продукции, и никаких совместных производств». Эксперты «НГ» напоминают, что эффективность работы существующих ТОР остается под вопросом, что подтвердил аудит Счетной палаты.

          Ну, и так далее. Берите хоть эту статью, хоть любую иную из множества подобных и читайте сами, если уж Вас настолько задевает эта проблема.
          Цитирую далее:

          Восточному экономическому форуму 2023 года (который запланирован на 5–8 сентября) нужно решить вопрос с установлением более комфортного режима в рамках территорий опережающего развития (ТОР) на Дальнем Востоке, заявил глава Минвостокразвития Алексей Чекунков.

          «Мы последовательно работаем над совершенствованием всей системы преференциальных режимов Дальнего Востока и Арктической зоны РФ, которая включает в себя территории опережающего развития, Свободный порт Владивосток, новую преференциальную зону – Арктическую зону РФ и другие режимы. Наиболее верный путь – накрыть режимом ТОР весь Дальний Восток», – отметил он. По словам Чекункова, «необходимо сокращать путь инвестора». Сейчас для включения новой территории в ТОР нужно отдельное постановление правительства. За семь лет, что действует закон о ТОР, таких постановлений было около 130.

          То есть более сотни ТОРов, как я и говорила. Но теперь всё переигрывают: ТОРом станет 40% сплошной российской земли.
          Роман... Пожалейте мои глаза! Вы заинтересовались, но не верите, ищите материал сами. Просто гуглите.
      2. -1
        26 октября 2023 12:13
        Цитата: депрессант
        Скорее, опасное, чем хорошее.

        Верно. Но безопасных путей роста больше не существует. Капитализм может безопасно расти только в пустоту. Когда есть незаселенные пространства, которые постепенно заселяются. Есть куда расти производствам и услугам, нацеленным на производство сверхприбыли. Никакого иного способа получать сверхприбыль безопасно не существует в принципе.
        Если пустых мест нет, рынки нужно ЗАНИМАТЬ. Борясь с теми, кто там уже есть. Чем дальше, тем больше в этой борьбе приходится убивать. Нет выхода. Капитализм на основе прибыли невозможен, нужна именно СВЕРХприбыль, а это возможно только при непрерывном росте.
        Так что придется сражаться. Такую систему мы выбрали, ради ста сортов колбасы...
  9. +4
    26 октября 2023 11:17
    Полагаю что с КНР все закончится также (или почти) ,как закончилось с Советско-Китайской дружбой .
    Оба партнера слишком амбициозны ,специфичны и разны - а еще у них бОльшая граница и интересишки в сопредельных государствах . А еще у них разница видения ,так сказать. А еще китайцы хорошие торгаши а мы нет , при этом мы очень любим побурлить на этот счет ,а китайцы воспринимают это как "непредсказуемость отношений". Да и сами КНР обожают договорнячки "с двойным дном" , в Азии ведь другие традиции ведения дел ,нежели в европе - по кр. мере мы это часто будем воспринимать так.
    Плюс да, фактор который условно можно обозвать как "белый и желтый расизм" - также будет влиять тем больше, чем чаще будет из под ковра вылезать мусор.

    Разница пропаганды также будет критической. Что у нас ,Что в КНР обожают малевать из страны "самого чОткого парня на деревне" , формировать некое подобие единой линии как у запада ,с ее "демократическими ценностями " и "свободным миром" никто не станет , так что разбаланс того, что говорят "там" и "тут" будет прогрессировать , а вопрос "по кому будем сверять часики ?" в силу амбиций и эго будет каждый раз вызывать лютые корчи .

    В долгосрочной и, возможно, долго-среднесрочной перспективе нам излишние объятия с КНР вредоносны т.к успехи Китая будут в том числе душить то, на чем могли бы строиться наши собственные успехи . Сам КНР будет проводить в Азии куда более активную и авантюрную политику, чем нам будет того хотеться , и коль скоро мы будем его союзником - периодически это будет также угнетать наши интересы и выгоды.
    Если с меньшими величинами вроде Ирана мы еще можем взаимодействовать на более-менее партнерской или договорной основе ,то с Китаем это будет возможно далеко не всегда , для него мы всегда будем "одним из многих" , хотя и важных но далеко не "ВИП".

    Короче говоря я думаю что наш отказ от фактического формирования империи нового типа (а-ля ЕС) на обломках СССР при фактическом сохранении этих амбиций и менталитета - это бОльшая ошибка ,и что все эти участия в Китайском движняке лишь на краткосрочном и кратко-среднесрочном отрезке будут нести нам выгоды ,и то, эти выгоды будут по сути своей за счет размена наших собственных потенциальных возможностей на "деньги сегодня" . Стори с КНР для нас закончится либо "статусом-кво" , либо чем-то не очень хорошим - потому что мы слишком разные ,слишком амбициозные и слишком неравноценные партнеры.
    1. 0
      26 октября 2023 13:16
      Короче говоря я думаю что наш отказ от фактического формирования империи нового типа (а-ля ЕС) на обломках СССР


      Это вы как себе представляете? Учитывая что европейцы те еще русофобы, особенно восточные. При первой же возможности они легли под США, а уйти из-под США и взять курс на сближение с Россией американцы никому не дадут. Их военные базы по всей Европе и скандалы с неугодными политиками тому подтверждение.
      1. +1
        26 октября 2023 15:05
        Ключевая фраза "на обломках СССР" - я специально не написал "на обломках ОВД" или "соц.блока ориентированного на СССР" . Речь именно о бОльшей части территорий входивших в СССР и все еще в той или иной степени связанных с нами культурно ,экономически и иными связями.
        Да, до 2022 года все это "представлять" было куда как проще - сейчас мы имеем что имеем , время было упущено ,множество инструментов было упущено ,нынешние события не способствуют сближению на основе "мягкой силы и дипломатии" - однако можно вкратце представить нечто конкретное.
        На западных рубежах "условного союза" - границы с ЕС это КО, Украина и Белорусь (в составе условного союза (далее просто Союз)) - В случае Украины нам не нужно (на мой взгляд) буквально все - вероятно,нужно смириться с тем, что т.н "Западная Украина" чужда нам и удержание ее было бы вредоносно и контрпродуктивно . Однако нам нужен выход на Молдавию - потому что Молдавию нам также можно и нужно включить в Союз . Плюсом от этого был бы выход на границы с ЕС альтернативные Польше ,с которой у нас хороших отношений не будет - а вот диверсифицировать текущие это вполне себе глобальная задача. В идеале конечно-же тройная диверсификация с выходом на границу с Венгрией, но это создает доп.проблемы - так что тут вопрос дискуссионный.
        Таким образом со стороны ЕС для нового Союза (как его вижу я ) нам было бы идеально включить Украину (без ряда западных областей) , Молдавию и Белоруссию в Союз - и ограничиться в обозримой перспективе сформировавшимися в такой конфигурации границами.
        На Кавказе нам желательно включить в Союз Грузию и Армению ,потому что это дает нам прямое сухопутное сообщение с Ираном и потенциально уменьшает в перспективе влияние Турции на Азербайджан и регион в целом .
        "Желательно" потому что ситуация и сложность ее разрешения там таковы, что ВОЗМОЖНО нам вообще стоило бы положить на этот регион вне наших текущих границ ,так сказать, болт. Плюсы и минусы от включения этого региона в состав Союза примерно равны - весь вопрос в том, какую политику правильно будет занимать по Ирану , а вот это уже сильно зависит от того, как сам Иран видит свое будущее. Потенциально да, это один из наших устойчивых союзников в вопросе формирования континентального блока с похожим видением вещей и ВОЗМОЖНО неким общим рынком в будущем. Фактически и на данный момент - это страна со своим кейсом проблем ,которые пока слава богу не затрагивают нас напрямую. Куда все это метнется я предсказывать не берусь - скажем так, Иран как союзник нам нужен но такой Иран, который не будет резко антагонистичен Израилю , в принципе НЕ резко антагонистичный Иран. В случае если это его видение вещей сохранится и он будет нацелен на это - возможно, лучшим вариантом было бы несколько дистанцироваться - и В ЭТОМ СЛУЧАЕ "возможно" включение в Союз Грузии и Армении и вообще наша "сильная" политика на этом направлении ,вероятно, не стоит свеч.
        Включение этих гос-в в Союз было бы задачкой более сложной чем предыдущий и след.регион.
        Ключевым регионом для нас является Средняя Азия. Это территории и ресурсы - это альтернативный выход по суше на Иран и Афганистан . Собственно , проблемы этих гос-в это ВСЕ РАВНО будут наши проблемы. В случае включения этих гос-в (Туркменистан, Таджикистан, Узбекистан, Кыргызстан, Казахстан) в состав Союза - в наших руках будет сухопутное сношение между Китаем и Ираном , и именно в этом случае мы смогли бы занять наиболее выгодное и удобное для нас место в этом потенциальном "тройственном союзе".
        В этом случае мы (в глазах КНР) реально становимся партнером равноценным, а мы сами приобретаем возможность контроля над континентальными инициативами Китая ,как и способность ограничивать их там, где они будут невыгодны нам.
        Мы приобрели бы в связи с этим примерно двукратное приращение внутреннего рынка и более удобные выходы на ряд рынков внешних , что делало бы куда более рентабельными такие отечественные проекты как производство современных чипов,станков,сельхоз.машин и оборудования. Также в качестве торгового партнера возросла бы наша ценность в глазах ЕС , КНР и Японии, что не преминуло бы сказаться на способности этих игроков искать выгодный для нас компромисс.
        Именно такая "база" позволила бы нам сохраняться как крупному евразийскому игроку и иметь необходимое для развития государства по настоящему суверенным. В иных случаях и при сохранение текущих тенденций - мы не сможем сохраниться как то, что подразумеваем говоря "сверхдержава" ,а в перспективе будет подвергнут (уже ,в общем-то подвергается) даже наш статус мощной региональной державы.
        У нас не будет средств и достаточной устойчивости об руку с суверенностью для поддержания плеяды амбициозных проектов на достойном уровне ,подразумевающем постоянные крупномасштабные НИОКРы об руку с крупным же и дорогим комплексным производством и фундаментальными исследованиями. Уже давно видна тенденция того, что Запад обгоняет нас технологически - эта тенденция без Союза лишь усугубиться , а в условиях географической разобщенности оси "Иран-Россия-Китай" эмпирически антагонистичной на "Хартленде" модели Атлантической - либо эта ось не сложится и Хартлендом будут править атлантисты , либо она сложится на условиях КНР , которые будут говорить с нами уже не как с равными, а как с частью своего проекта.
        В рамках нового Союза нам не нужна гомеопатическая Прибалтика или Польша - однако нам не следует и разрывать связи с ЕС . Просто мы должны вернуть свое и закрепить эту линию так, чтобы они поняли что это все не повод для торга.
        Со временем, неизбежно, ЕС будет чахнуть т.к конкуренция и география сделают свое дело. Мы же, организуй все на должном уровне обречены стать сердцем Евразии .
        Ну или стать ее медвежьим углом если не сделаем ничего.
  10. +4
    26 октября 2023 11:33
    Пекин подойдет к мероприятию со всей серьезностью

    Подходи, не подходи, а переломить ситуацию будет сложно. Китайские компании во всей красе показали себя и в Азии, и в Африке. Да, власти спохватились и одёрнули "потерявших берега", но поздно. Теперь нужно доказывать, что "мы не такие, то были ошибки и перегибы на местах". Но доказывать сложно, а самое главное - долго, но на раскачку времени нет, почти нет. Уже всем видно, что демократоры всерьёз взялись, грядёт нешуточное противостояние, причем вполне горячее...
    Иран и КНДР, Россия, Сирия и Венесуэла никуда не денутся, но этого мало, а остальных участников нужно будет привлекать прочно и надолго. Справится ли Китай? Посмотрим...