Опять F-35

0
Эпопея с «дешевой» версией истребителя пятого поколения затягивается

Несомненно, эти самолеты будут построены. Но не все, не сразу и за куда большие деньги, чем было обещано. Очередные же проблемы с реализацией только усиливают сомнение в экспортном потенциале новой машины.

В заокеанскую прессу просочилась информация из Министерства обороны США об очередных сложностях в продвижении программы Joint Strike Fighter (JSF) - проекта второго американского истребителя пятого поколения. С каждой новой вестью о задержках и росте расходов экспертное сообщество все скептичнее настроено в отношении будущего самолета.



ЧИСТОСЕРДЕЧНОЕ ПРИЗНАНИЕ

Истребитель F-35 Lightning II («Молния»), создаваемый в рамках программы JSF, опять подорожает. Добиться от шефа Пентагона Роберта Гейтса или иного представителя военного ведомства Соединенных Штатов конкретных цифр американским журналистам и экспертам не удалось. В скупых сообщениях речь идет о 10-процентном увеличении затрат на разработку (до 55 миллиардов долларов), а также, что более важно, об отставании от намеченных сроков операционной готовности самолетов. Ввод в строй версий A и C откладывается на 12 месяцев, а у более сложной модификации B пауза затянется «от двух до трех лет».

Ситуация с «Лайтнингом» потихоньку выходит из-под контроля. Стоимость летного часа истребителя, представленного на старте разработки как «более дешевый» в эксплуатации самолет, чем заменяемые им F-16 и F/A-18, уже сейчас, по самым консервативным оценкам, исходящим из стен Минобороны США, почти в полтора раза выше этих машин. Сам же F-35 за десять лет подорожал с 50 до 138 миллионов долларов, и это, судя по тому, как развиваются события, явно не предел.



К НИМ ЕДЕТ РЕВИЗОР?

В дела военных все настойчивее вмешиваются гражданские. 10 ноября комиссия Белого дома по сокращению бюджетного дефицита опубликовала свои рекомендации, касающиеся финансирования оборонных программ, в частности и JSF. Эти предложения насыщены конкретикой, которая вполне тянет на громкую сенсацию.

Во-первых, члены комиссии просто и безыскусно посоветовали закрыть все работы по самой «разрекламированной» версии «Молнии» - F-35B с укороченным взлетом и посадкой. Тем самым не только признается фактический провал амбициознейшего направления в проектировании летательных аппаратов (это болезненный, но скорее академический вопрос), но и оставлен без современных средств авиаподдержки Корпус морской пехоты США.

Морские пехотинцы в нынешних условиях уже не могут, по словам их командования, эффективно использовать самолеты с вертикальным взлетом AV-8B Harrier II, которые и должны были заменить F-35B. Что характерно, ситуация с авиацией КМП усугублена другой рекомендацией, не имеющей отношения к программе JSF: прекратить производство десантно-транспортного конвертоплана MV-22 Osprey (еще одного «перспективного долгостроя» американской «оборонки») и вместо него принять на вооружение «конвенционные» вертолеты - усовершенствованный CH-53K Super Stallion и очередные модификации семейства UH-60 Black Hawk.

Во-вторых, в выводах комиссии содержится предложение «до 2015 года вдвое сократить закупки истребителя F-35 версий A и C», а образовавшиеся «дыры» в балансе закрыть за счет приобретения самолетов F-16 (для ВВС) и F/A-18 (для флотской авиации). При этом в обосновании дано скромное замечание о том, что отмена работ по версии B ускорит создание оставшихся двух модификаций «Молнии».

Эта логика в проектном менеджменте известна давно и столь же хорошо изучена. Особенность ее в том, что в подавляющем большинстве случаев она приводит к прямо противоположным результатам: перебалансировка проектных групп на поздних этапах разработки способствует затягиванию общих сроков, несмотря на формальное увеличение численности квалифицированных специалистов, занятых на проекте. А генподрядчик «Локхид Мартин» будет фактически вынужден заняться кадровыми перестановками с целью удержания сотрудников и инстинктивного желания «укрепить» рабочие группы в проваливающейся программе.




ПО КОМ ЗВОНИТ КОЛОКОЛ?


Но все эти тонкости поблекнут перед другой проблемой - с нее мы начали разговор. Подобные сокращения опасно повысят удельную стоимость новых самолетов, что в совокупности с увеличением сроков ввода машины в эксплуатацию существенно скажется на сговорчивости международных партнеров США, изготовившихся было к закупкам «недорогого» истребителя пятого поколения, каковой «вот-вот» уже будет готов. Тем самым Пентагон загнал себя в порочный круг, любые осмысленные меры по выходу из которого увеличивают расходы и понижают жизнеспособность программы JSF.

С точки зрения экспорта вооружений, ситуация складывается как нельзя лучше для России. Программа ПАК ФА, отстающая от американских разработок в области создания истребителей пятого поколения по всем временным показателям, продвигается размеренно и спокойно. Вывозной потенциал машины уже заявлен: Индия сообщила, что готова закупить до 250 единиц экспортной версии самолетов на платформе Т-50. Эти цифры выглядят довольно фантастично, но здесь важны не количественные показатели, а качественное «послание»: Россия подает всему остальному миру сигнал о том, что ее новые самолеты будут поставляться за рубеж.

Программа JSF, собственно, и должна была заполнить спрос на новейшую авиацию в третьих странах с прицелом на массированное вытеснение оттуда всех прочих потенциальных разработчиков (Россия, ЕС и Китай). Текущее положение вещей ставит F-35 в не самое выгодное положение бегуна с зафиксированным «фальстартом». Это никак не угрожает вооруженным силам США, уже получившим самую современную технику - истребители F-22 Raptor и готовым «переварить» неприятный опыт ударного внедрения критических технологий. Однако в условиях законодательного запрета на вывоз «Рапторов» все происходящее с «Лайтнингом» начинает выглядеть началом потенциального провала в представительстве американской «оборонки» на еще только формирующемся экспортном рынке авиасистем пятого поколения.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено), Кирилл Буданов (внесён в перечень террористов и экстремистов Росфинмониторинга)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев Лев; Пономарев Илья; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; Михаил Касьянов; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»