Юность английского флота

33
1
Прибытие Вильгельма Завоевателя в Англию.


От Вильгельма Завоевателя до Столетней войны


Сначала все было просто.



Вильгельм I Завоеватель в 1066 году издал билль, согласно которому пять основных портов королевства несли денежные и иные повинности на создание флота. Согласно Вильгельму Пять Портов (Дувр, Гастингс, Хайт, Нью-Ромни и Сэндвич) в обмен на привилегии и уменьшение налогов должны были в случае необходимости выставить в море 57 кораблей. Понятно, что полностью снаряженными и с командами, но на два месяца. Далее король, если он продолжал использовать флот, был вынужден платить «по хорошей торговой ставке».

Но вскоре быстро выяснилось, что само существование Пяти Портов и вышеописанной договоренности препятствует развитию флота. То есть, грубо говоря – его размер ограничен 57 судами. А если надо больше?

И тот же самый Вильгельм Завоеватель придумал и еще одну вещь – арест и принудительный наём на службу королю. Всех находящихся в английских портах кораблей, если вдруг в этом возникнет нужда. Понятное дело, что когда отдавался приказ о всеобщем аресте, иностранные корабли принуждались к службе на тех же основаниях, что и английские, и эта практика продолжалась вплоть до первых лет правления Елизаветы I.

Ну а первые королевские корабли возникли при знаменитом принце Джоне – тот самый Иоанн Безземельный, знакомый нашему читателю по роману сэра Вальтера Скотта «Айвенго». Именно принц Джон ввел должности «хранителя королевских кораблей» (Keeper of the king’s ships) и «хранителя и губернатора Пяти портов» (Keeper and Governor).

Джон пошел на это не от хорошей жизни – Ричард Львиное Сердце, укатив в Палестину, так и оставался королем, то есть вооружать и собирать налоги на флот Пяти Портов мог только он, а у Джона был конфликт с баронами. Поэтому он и озаботился созданием собственно королевского флота. Правда, это не прошло ему даром – когда Иоанн стал полноправным королем, бароны восстали, вскоре в Англии высадилась французская армия вторжения, а Иоанн был вынужден подписать Великую Хартию Вольностей.

До правления Генриха III флот в основном состоял из парусных судов, и к тому времени многие из них имели две мачты, каждая из которых несла один парус. Преобразование торгового судна в боевой корабль осуществлялось путем оснащения его временными носовым и кормовым замками (форкасл и ахтеркасл), которые позже стали постоянными баком и ютом, добавлением «верхнего замка» или боевого марса и обеспечением надлежащего вооружения.

Несомненно, собственные корабли короля были более прочными и лучше приспособлены к бою внутренними устройствами, чем наемные торговые суда.

2
Возвращение Генриха III и Элеоноры Аквитанской из Гаскони в 1243 году.

Именно со времен Иоанна Безземельного можно говорить хоть о каком-то королевском флоте. В XV и XVI веках «хранитель королевских кораблей» стал сначала клерком по морским вопросам (clerk of marine causes) потом клерком по флоту (clerk of the navy) и наконец в XVII веке – клерком актов (clerk of the acts). Это была первая военно-морская должность в Англии. Но вскоре возникли и другие.

Примерно в 1299–1300 гг. возникла еще одна должность – хранитель (или губернатор) моря (keepers or governors of the sea). Их было два – Хранитель Востока или Прибрежных вод (Narrow seas) и Хранитель Юга (этот дворянин или рыцарь отвечал за все боевые действия в Канале). Самое интересное, что снабжался и оплачивался флот из средств Гардеробных счетов (Wardrobe Accounts).

Примерно в это же время Эдуард I создал и Совет по флоту (Navy Board), в который входили все Хранители, коннетабль, казначей и сам король. И в начале Столетней войны английский флот заслужил много похвал.

Во времена Столетней войны


Однако уже в 1360–1370-е годы у англичан начались проблемы. Например, год смерти Эдуарда III характеризовался разграблением испано-французскими эскадрами Рая, Льюиса, Гастингса, Ярмута, Дартмута, Плимута, Фолкстона, Портсмута и острова Уайт. В 1378 году палата общин прямо вошла в конфликт с королевской властью, назвав причинами немощи английского флота потери и нищету, вызванные неуплатой или задержкой оплаты за использование кораблей, а также отсутствием компенсации за заготовку припасов и зипов. И в 1380 году король согласился, что все владельцы кораблей, нанятых на королевскую службу, будут получать компенсацию 3 шиллинга 4 пенса за тонну водоизмещения каждые три месяца, начиная со дня найма.

Поскольку такая сумма оказалась для королей неподъёмной, ее сначала пытались снизить до 2 шиллингов, потом до полутора, и проблемы с флотом все нарастали. Вместе с этим сокращался и флот торговый, что заставило короля Генриха IV принять указ, обязывающий английских подданных экспортировать и импортировать товары только на английских кораблях, причем большинство экипажей этих судов должны были являться подданными английской короны. Фактически, это была первая попытка Англии принять аналог Навигационных актов.

2
Битва при Слейсе, 1340 год.

Эта мера повлекла увеличение английского торгового судоходства и постепенное снижение зависимости от Ганзы и ее перевозок, которые на 1406 год составляли до 70% от всего числа поставляемых и вывозимых товаров. Во времена же Генриха V английские корабли уже курсировали до Лиссабона и Марокко, а английские рыбаки ловили рыбу во всем Северном море вплоть до Исландии.

При Генрихе же V воспрял из небытия и военный королевский флот. Так, на 1416 год флот Генриха V насчитывал 17 коггов (самый большой – это 1 000-тонный Jesus of the Tower), 7 каррак, 2 барка и 12 балинджеров (balinger – мелкое рыболовное судно, в основном для охоты на китов). Тогда же Генрих V начинает строительство гиганта – Grace Dieu, корабля длиной 218 футов (66,5 метра) и шириной 50 футов (15,24 метра).

Вооружение составляло всего лишь три пушки, но форкасл и ахтеркасл были подняты на высоту до 50 футов с целью обстрела неприятельских кораблей лучниками и пращниками сверху вниз. Общее водоизмещение оценивается в 2 850 тонн.

Корабль так ни разу не был в море и в 1439 году затонул от удара молнии в реке Хэмбл.
Строительство такого большого флота не могло не отразиться на финансах короля, Генрих влез в большие долги, и после его смерти в 1422 году его имущество, включая королевские корабли, было в основном распродано по остаточной стоимости. При этом кредиторы Генриха V получили лишь 1 000 марок, остальные деньги от продажи новый король Генрих VI просто положил себе в карман.

4
Grace Dieu, реконструкция.

Эта продажа флота спровоцировала слабость Англии на море, а английские берега стали грабить пираты. К тому же вскоре началась война Роз, и всю пиратскую вольницу очень часто возглавляли английские бароны.

Во время войны Роз


В 1432 году палата общин официально заявила, что датские корабли разграбили гавань Халла (Гуля) на сумму 5 000 фунтов стерлингов, а другие порты – на 20 000 фунтов стерлингов за один год, и потребовала выпустить каперские патенты для возмещения убытков.

В 1435 году Вильгельм Морфоут из Уинчелси подал прошение о помиловании, отсидев, как он саркастически выразился, «долгое время в Дуврском замке», он вышел в море со 100 людьми, чтобы атаковать врагов короля. Ему было трудно получить провизию, что, по-видимому, и привело его на путь пиратства, но вместо датских он начал грабить свои, английские же корабли.

«Вы используете свое судоходство, чтобы воевать с бедными купцами, грабить и отнимать у них их товары, и вы сами становитесь грабителями и пиратами»,
– так описал эту ситуацию современник.

Статутом Генриха V нарушение перемирия и охранной грамоты квалифицировалось как государственная измена, и чтобы как-то легализовать каперство, была введена должность Хранителя патента, которым должно было быть высокопоставленное лицо, имевшее доход не менее 40 фунтов стерлингов в год. Хранитель был одновременно и поручителем за капера, и если капитан становился на скользкий путь пиратства, Хранитель выплачивал за капера убытки.

При Генрихе VI нейтралам бесплатно предоставлялись охранные грамоты для погрузки товаров на корабли, и палата общин опротестовала это решение – ибо, по мысли парламентариев, за охрану надо платить. Правда, военный флот к тому времени был распродан за долги, и охранная грамота была только каким-то бумажным пожеланием к пиратам не грабить это судно. Понятно, что пираты гораздо больше боялись военных кораблей, а не каких-то бумажек.

Вместо строительства королевского флота Генрих VI прибегнул к найму кораблей на службу. Однако это оказалось гораздо дороже – так, в 1450 году наемный флот обошелся в 13 000 фунтов стерлингов, то есть в четверть от всего годового дохода короны, и казначейство заявило, что оно не в состоянии покрыть этот долг. В результате король деньгами выплатил только 2 844 фунта, а остальное отдал товарами, шерстью, какими-то активами и… правом сбора налогов на определенных землях.

5
Флот Генриха V.

Понимая, что такая ситуация была ненормальной, с 1455 года Генрих начинает сдавать свои немногочисленные суда в аренду купцам. Да, это приносило короне какую-то прибыль (например, уже упоминавшийся Jesus of the Tower принес короне 4 фунта 16 шиллингов и 4 пенса, но в том же плавании он погиб, так что прибыль не покрыла убытки).

В том же 1455 году началась война Роз, и флот был заброшен сильно и надолго.

В 1461 году Эдуард IV ввел измерение тоннажа кораблей в бочках с вином из Бордо. Одна бочка (tun) объемом 252 галлона и стала мерой грузовместимости, а позже – и водоизмещения, которое на тот момент определялось просто – сколько таких бочек мог взять на борт корабль. От названия этой бочки потом и произошло слово «тонна».

Эдуард IV решил восстановить военный флот и действовал весьма методично. В 1464 году вступил в силу закон о мореплавании, первый, одобренный короной со времен правления Ричарда II, и хотя срок его действия истек через три года, он стал залогом будущего и более эффективного законодательства. Говорят, что Эдуард сам занимался торговлей, и торговые договоры с Бургундией, Бретанью и Кастилией показывают, что он понимал, где находятся источники национального богатства.

Тем не менее королевские корабли стал покупать (а не строить) только Ричард III, в чье короткое правление было приобретено 8 судов, в основном во Франции и Испании. Однако в 1485 году в битве при Босворте Ричард был разбит, и на трон взошел Генрих VII Тюдор, он-то и заложил основы, которые позже позволили начать строительство прообраза регулярного флота.

Генрих VII и флот


Именно при Генрихе VII заработок матроса и солдата на кораблях был определен в шиллинг в неделю при нахождении в гавани, и шиллинг и три пенса в неделю в море. Дополнительно поставлялось и продовольствие, на которое выделялось шиллинг и полпенса в неделю. Матросы, рабочие верфей, лесорубы и все другие получали не только зарплату, но и паек. На сто человек на флагманских кораблях впервые были закуплены синие куртки – предтеча будущей униформы.

Капитан, высший офицер флота, получал три шиллинга и четыре пенса в неделю. Казначей и боцман – один шиллинг и восемь пенсов, квотермейстер – один шиллинг и шесть пенсов, стюард и кок – один шиллинг и три пенса. Это были портовые ставки, возможно, в море они были выше.

6
Джон Кабот на аудиенции у Генриха VII перед отплытием на поиск новых земель.

Например, когда корабль Sovereign совершил поход из устья Темзы в Портсмут, его поход занял 31 день. Капитан получил за это плавание 2 фунта 10 шиллингов, казначей – 14 шиллингов и 8 пенсов, квотермейстеры – по 10 шиллингов каждый, боцман – 16 шиллингов и 8 пенсов, стюард – 8 шиллингов, кок – 10 шиллингов.

Тем не менее англичане тогда еще не были морской нацией. Как писал испанский посол в Англии дон Фердинандо де Пуэбла – «английские моряки суть полные невежи и дикари».

Большое влияние на Генриха оказало открытие Нового Света, и английский король также решил присоединиться к поискам новых земель. Но это требовало строительства флота. И Генрих начал со строительства королевских верфей, именно при нем были построены верфи в Дептфорде, Портсмуте и Вулижде.

Король озаботился постройкой сухих доков и созданием логистики по доставке материалов на верфи, чем позже и воспользовался король Генрих VIII при строительстве первого Тюдоровского флота.

Главное, что сделал Генрих VII – он создал материальную базу. После себя он оставил семь королевских кораблей – две каракки «Sovereign» и «Regent», два мелких 80-тонных судна, которые проходили по реестру как галеры (galley), корабль «Michael», захваченный у шотландцев в 1488 году, каравеллы «Mary and John» и «Carvel Ewe».

Именно это и стало стартовой позицией Генриха VIII, который начал развернутую программу строительства большого флота.

Литература:
1. Monson, William «The naval tracts of Sir William Monson» – London, Printed for the Navy Records Society, 1902.
2. H. R. Fox «English Seamen under the Tudors» – London, 1868.
3. William Laird Clowes, Clements Robert, Sir Markham «The Royal Navy: A History from the Earliest Times to the Present» – Chatham Publishing; Reissue edition, 1997.
4. Michael Oppenheim «A History of the Administration of the Royal Navy and of Merchant Shipping in Relation to the Navy» – London, J. Lane, 1896.
33 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +2
    26 октября 2023 05:48
    Утро доброе, начинаю привыкать к широкому размаху и безаппеляционной подаче материала Автора. В первую очередь спасибо!
    Сначала все было просто.
    Вильгельм I Завоеватель в 1066 году ….

    Я лично в след за другими специалистами начал бы с флота Альфреда Великого. По мнению А.Штенцеля именно ошибка его «флотоводцев» уверенных в невозможности «форсировать» Ла-Манш осенью привела к краху королевства Геральда.
    Всем хорошего дня!
    1. +1
      26 октября 2023 06:13
      Только вот государство Альфреда имеет к Великобритании даже меньшее отношение, чем Русь, Святослава Игоревича к Российской федерации.
    2. +7
      26 октября 2023 06:55
      Начинаю привыкать к безапелляционным комментариям. Во -первых, Альфред Великий не был королем Англии, а был королем Уэссекса. Во вторых, о его флоте мы знаем очень мало, фактически только то, что он был.
      Ну и в третьих. Штенцель очень устарел, его данные часто не верны, и еще чаще просто претенциозны.
      Такие дела.
      1. +7
        26 октября 2023 09:18
        Во -первых, Альфред Великий не был королем Англии, а был королем Уэссекса. Во вторых, о его флоте мы знаем очень мало, фактически только то, что он был.
        Ну и в третьих. Штенцель очень устарел, его данные часто не верны, и еще чаще просто претенциозны.

        Ну и в четвертых, современные британские историки, хотя и критикуют своих коллег викторианской эпохи за то, что родоночальником Royal Navy считали Альфреда Великого, все же историю английского флота начинают отсчитывать с X века, то есть с момента формального образования Королевства Англия и определенную роль английских монархов Уэссекской династии в создании его (флота) отмечают. Поэтому ингорировать мнение британских коллег и лишать британский флот детства, начиная с сразу с юности, как то не корректно.
        Такие дела.
        1. -1
          26 октября 2023 14:53
          Британцы могут хоть от Юлия Цезаря считать, если им так нравится, Вильгельм Бастард создал не то что флот, а всё государство ибо полная смена элиты это не кот чихнул.
      2. +5
        26 октября 2023 11:39
        Цитата: Сергей Махов
        Во -первых, Альфред Великий не был королем Англии.

        Где это написал в своем комментарии?
        Если Вы считаете, что преемственность держав Вильгельма Завоевателя и Альфреда Великого отсутсвует, укажите работы британских историков где они - это утверждают.
        Даже в приведенных Вами источниках возникновение британского флота рассматривается с эпохи Альфреда Великого. Впрочем как история Британии не освещается отдельно от Уэссекса.
        К слову Вильгельм Завоеватель искренне считал себя наследником Английской короны, котороя включала в том числе и Уэссекс.
    3. 0
      26 октября 2023 09:17
      Конечно же у англичан был флот до Вильгельма. Но средства на него перестали взимать при Эдуарде Исповеднике. Поэтому к моменту вторжения не было ни флота ни "флотоводцев".
      1. +5
        26 октября 2023 09:35
        Поэтому к моменту вторжения не было ни флота ни "флотоводцев".

        А что тогда собирал в проливе Солент Гарольд Годвинсон в 1066 году, готовясь отразить вторжение Вильгельма Зваоевателя?
        Кстати, на упомянутом автором гобелене из Байе кроме кораблей Вильгельма завоевателя есть и корабли Гарольда II.
        1. +1
          26 октября 2023 10:08
          А что тогда собирал в проливе Солент Гарольд Годвинсон в 1066 году, готовясь отразить вторжение Вильгельма Зваоевателя?

          Не знаю. У Масгроува и Льюиса ни слова про английские корабли в компании 1066 года. Это конечно не значит что их не было вообще. Все же корабли это не автоматически
          равно флоту
          Кстати, на упомянутом автором гобелене из Байе кроме кораблей Вильгельма завоевателя есть и корабли Гарольда II.

          Строго говоря, нет. На гобелене один-единственный английский корабль Гарольда Годвинсона, посланника короля Эдуарда.
          1. +5
            26 октября 2023 13:16
            Не знаю. У Масгроува и Льюиса ни слова про английские корабли в компании 1066 года.

            А у Суонтона (Michael Swanton) есть. На стр.196.

            1. +2
              26 октября 2023 15:41
              Сверился с переводом хроники на Гуттенберге
              Флот Гарольда упомянут для компании против норвежцев. Гарольд собрал флот и армию в Сэндвиче и ждал вторжения Гаральда все лето и часть осени. Из-за нехватки ресурсов ему пришлось распустить флот и часть кораблей погибла на пути в Лондон
              Про попытки противодействия Вильгельму не нашел ничего
              Но да, это в любом случае противоречит тому, что я написал выше. Видимо некритично отнесся к какому-то вторичному источнику
  2. +1
    26 октября 2023 06:59
    Странно, британская система мер создала метрическую тонну? Или это французы?
    1. 0
      26 октября 2023 07:37
      Французы, бриты и сейчас без метрической системы если что отлично обойдутся
    2. +5
      26 октября 2023 09:54
      Странно, британская система мер создала метрическую тонну?

      Британская система мер создала английскую тонну (длинная тонна) - примерно 1016 кг. Как раз сколько весила бочка с вином емкостью 252 галлона.
    3. +2
      26 октября 2023 09:56
      Странно, британская система мер создала метрическую тонну?

      Они создали только произношение этого слова. Их родные тонны не равны метрической. Там ещё были "длинные" и "короткие" тонны.
  3. +1
    26 октября 2023 12:03
    Благодарность автору, очень интересно, что "Владычица морей" на самом деле в этом статусе была 3-4 столетия (до финикийцев им еще бы скакать и скакать).
    Одно замечание: а где обнадеживающее "продолжение следует"?
    Ну и сомнительно отнесение статьи в рубрику "вооружение", по-моему тут "история" в чистом виде.
    1. +3
      26 октября 2023 13:18
      Безоговорочное доминирование на море у Британии было около ста лет - от Трафальгара до ПМВ. Но даже сто лет это очень много.
    2. +6
      26 октября 2023 13:30
      до финикийцев им еще бы скакать и скакать

      Финикия, в отличие от Британской империи, никогда не была мировым гегемоном. Поэтому кому до кого скакать - вопрос.
      1. +2
        26 октября 2023 14:39
        И Британия не была мировым гегемоном. Модет быть считала себя таковым в промежутке между первой и второй мировыми, но, как оказалось необоснованно - по окончании последней возникли две сверхдержавы, и ни одна из них не Британия.
        Что же до финикийцев - они были почти тысячу лет монополистами в морском кораблестроении, навигации, аинс западную часть Средиземного моря (а значит и в Атлантику) вообще действовал прямой запрет иным кораблям ходить.
        Так что, даже слуда завоевателям-персам, скажем, все равно финикийские мореходы были самыми-самыми, пока не сталм терепеть поражения от греков, а потом и от римлян.
        1. +2
          26 октября 2023 16:36
          И Британия не была мировым гегемоном

          Судя по всему, о Pax Britannica Вы никогда не слышали.
        2. 0
          26 октября 2023 19:17
          Цитата: faterdom
          то же до финикийцев - они были почти тысячу лет монополистами в морском кораблестроении, навигации, аинс западную часть Средиземного моря (а значит и в Атлантику) вообще действовал прямой запрет иным кораблям ходить.


          Тут может оказаться что эта их торговля и не была особенно прибыльной - иначе б технологическую монополию быстренько бы "изъяли и поделили".
          1. +1
            26 октября 2023 20:17
            Держать сотни лет монополию на кораблестроение и морские перевозки, добычу пурпура, олова с Альбиона (в эпоху бронзы) и железа с Иберии - "не особо выгодно???"
            Македонский за что и уничтожил Тир, что морской блокады не было, и веками накопленные сокровища (ЗВР) были вывезены в Карфаген, а вот долларов тогда никто не печатал... и половина мировых богатств от него ускользнула.
            Думаю, только ранняя смерть (случайность?) спасла тогда Карфаген от посещения "живым богом".
      2. +1
        26 октября 2023 17:24
        Британская империя не была гегемоном в привычном понимании этого слова. Сверхдержавой - да, но в отличие от США, у нее не было столь мощных финансовых, политических и военных рычагов давления на другие великие державы (влияние не столь масштабное, фунт не доминировал как современный доллар, сухопутная армия слишком слабая, ближе к концу 19 века политика "блистательной изоляции", что тоже не сочетается со статусом гегемона), чтобы безоговорочно доминировать. Она скорее была первой среди равных. Сравните с США, у которых базы по всему миру, причем не только среди туземцев.
        1. +3
          26 октября 2023 18:40
          Сравните с США, у которых базы по всему миру

          Сравнил. Карта 1910 года.

          1. 0
            26 октября 2023 23:32
            Я же сказал - речь не про туземцев, а про влияние на великие державы.
        2. 0
          26 октября 2023 20:26
          Сверхдержавой? В какой период Великобританию, даже "с никогда не заходящим солнцем" можно считать таковой?
          Послп разгрома Наполеона? Нет, скорее Россия тогда была сверхдержавой, хоть и не долго.
          После Крымской войны? Да нет, Россия быстро наплевала на навязанные "кондиции", а Бисмарк вскоре создал Германию и оккупировал Францию.
          Англо-бурская, война - последняя чисто британская победа регулярных войск над голландскими поселенцами? Это - сверхдержава?
          Нет, она не была на порядок сильнее держав-конкурентов, Франции, Германии и России. И даже по окончании первой мировой не стала таковой.
          1. +2
            26 октября 2023 23:44
            После разгрома Наполеона. Она контролировала очень большую часть мира, к 1913 году более 412 миллионов - 23% всего мирового населения на тот момент. Ни одна другая европейская держава ничем подобным похвастаться не могла (хотя Россия была почти такой же большой формально, это за счет Сибири которая по сути была почти пустыней, с британскими колониями по ценности никак не сравнится) Ну и экономически была гораздо сильнее конкурентов вплоть до ПМВ. Вот для наглядности

            И причем тут буры и британская армия, когда превосходство Британии было за счет безоговорочно сильнейшего флота и баз в ключевых локациях вроде Гибралтара, что позволяло контролировать мировую торговлю.
            Ну и повторюсь, сверхдержава необязательно должна контролировать всех остальных, до Холодной войны статус сверхдержавы лишь означал явное экономически-политически-военное (в случае с Британией на море, не на суше) превосходство над остальными, и не отменял наличия других самостоятельно действующих великих держав. Испанская империя, Британская империя, Священная Римская империя - сверхдержавы своего времени. У Российской империи не было глобального влияния и сверхдержавой она явно не была, тем более после Крымской (условия договора-то может и отменила, а вот прежний статус после позорного поражения так и не восстановила).
      3. +2
        26 октября 2023 19:32
        Цитата: Frettaskyrandi
        до финикийцев им еще бы скакать и скакать

        Финикия, в отличие от Британской империи, никогда не была мировым гегемоном. Поэтому кому до кого скакать - вопрос.

        Николаевич, давайте на чистоту - Финикия никогда не была единым государством. По сути до падения Тира они выступали в роли полузависимого союза полисов. Не думаю, что финикийцам дали развернуться более сильные соседи по материку: египтяне, позже персы. После Александра Македонского города финикийцев в Малой Азии утратили свое значение. Из финикийских колоний особую строчку занимает Карфаген, но по итогам Пунических войн результат мы знаем.
        В Средиземном море самые удачные для доминирования условия имела Сицилия, но на нет все сводит близость Апеннинского полуострова.
        Если на вскидку близкие к Туманному Альбиону можно назвать только два острова - это Мадагоскар и группа островов где расположена Япония..
        Добрый вечер!
        1. +2
          26 октября 2023 20:50
          Добрый вечер!

          Добрый вечер!
          Я так и не понял, Вы с моей точкой зрения согласились или наоборот?
          1. +2
            26 октября 2023 21:42
            Доброго времени суток!
            То что представляем Финикией как государство - сомнительно в принципе. финикийцы - это представители народа (нации), как и древние греки. Города финикийцев на побережье Малой Азии постоянно конкурировали с друг-другом. Тем-более с образования Персидской державы, в лучшем случае имели автономию, после экспансии Эллады и ее не имели. Исключение Карфаген.
            Впрочем греки также были далеко не государственниками. Сиракузы и Великая Греция пускай и пережили крах Державы Александра Македонского, но исчезли еще в период первой Пунической войны.
            По сути термин «Финикия» избран немного неверно.
            В остальном согласен полностью.
    3. +2
      26 октября 2023 13:42
      Администрация флота, организация и развитие - это не менее, а даже более, чем вооружение:-)
      1. +4
        26 октября 2023 19:35
        Цитата: Сергей Махов
        Администрация флота, организация и развитие - это не менее, а даже более, чем вооружение:-)

        Согласен с коллегой Ваша статья в рубрике История смотрелась бы уместнее.
        hi
  4. 0
    30 октября 2023 17:36
    Спасибо автору, очень интересная статья. Странно, что не в "истории".