Машина гуманитарного разминирования МГР-4 «Шмель»

10
Машина гуманитарного разминирования МГР-4 «Шмель»
Машина разминирования МГР-4 на форуме "Армия-2023"


Несколько месяцев назад российская промышленность впервые представила перспективный робототехнический комплекс, обозначенный как «машина гуманитарного разминирования» МГР-4 «Шмель». К настоящему времени это изделие прошло первый этап испытаний и подтвердило все основные технические и рабочие характеристики. В будущем новый РТК может заинтересовать вооруженные силы и министерство по чрезвычайным ситуациям и поступить на вооружение соответствующих подразделений.



Перспективная разработка


Изделие МГР-4 «Шмель» является совместной разработкой Ковровского электромеханического завода (КЭМЗ) и ВНИИ «Сигнал» (обе организации входят в холдинг «Высокоточные комплексы» из состава Госкорпорации «Ростех»). Опытный РТК разминирования этого типа впервые показали на выставке «Комплексная безопасность» в мае 2023 г., а затем представили на «Армии-2023».

23 октября «Ростех» опубликовал новый выпуск фирменной программы «Наш краш», посвященный проекту «Шмель». В видеоформате продемонстрировали работу комплекса и разные его возможности. Кроме того, пресс-служба Госкорпорации опубликовала интервью с директором по производству дорожно-строительной и сельскохозяйственной техники КЭМЗ Кириллом Фудиманом. Представитель предприятия раскрыл историю создания проекта, его особенности и успехи.

По словам К. Фудимана, работы по машине гуманитарного разминирования начались еще в 2016 г. На тот момент КЭМЗ искал новые ниши применения выпускаемых мини-погрузчиков, и тогда возникла идея дать такой технике функции инженерных машин. Предлагалось оснастить погрузчик сменным рабочим органом в виде трала.


Погрузчик Ant-1000 - основа для "Шмеля"

КЭМЗ самостоятельно разработал цепной минный трал ударного действия и провел его испытания. Из-за отсутствия необходимого опыта конструкция оказалась неудачной, и ее пришлось серьезно переработать. Затем работы по машине разминирования затормозились и фактически остановились.

В недавнем прошлом ситуация в мире и стране изменилась. Появились новые территории, нуждающиеся в гуманитарной расчистке. В связи с этим КЭМЗ вернулся к старому проекту, вновь пересмотрел его основные положения, завершил разработку и построил опытную технику для испытаний. Так появился РТК МГР-4 «Шмель» в его нынешнем виде.

К настоящему времени «Шмель» прошел заводские испытания, направленные на отработку конструкции и определение реальных характеристик. Особое внимание при этом уделялось вопросам живучести и устойчивости. В частности, провели отдельный тест с подрывом противопехотной мины с 200-г зарядом. Ударная волна нанесла повреждения гусеничной ленте и одному из катков, но машина в целом сохранила работоспособность.

Технические особенности


Инженерная машина МГР-4 «Шмель» выполнена на основе серийного мини-погрузчика Ant-1000 «Муравей», так же разработанного и выпускаемого КЭМЗ. При проектировании нового изделия стремились сохранить максимум узлов и агрегатов, а также обойтись разработкой лишь самых необходимых компонентов.


Вариант оснащения погрузчика "Муравей" тралом

Кроме того, реализовали любопытный подход к выбору материалов конструкции. Так, «Шмель» полностью выполнен из конструкционной стали и не имеет броневых элементов. Ходовая часть оснащена цельнолитыми полиуретановыми покрышками. Испытания показали, что такие детали вполне справляются с расчетными нагрузками при подрыве, и их усиление не требуется. При этом достигается значительная экономия при производстве.

Погрузчик Ant-1000 является типичным представителем своего класса и имеет соответствующую конструкцию. Это компактная (длина по корпусу – 2,9 м) и легкая (эксплуатационная масса 3,5 т) машина, способная поднимать и перевозить груз массой 1 или 1,2 т (при наличии контргруза). Погрузчик оснащается двигателем мощностью 85 л.с. с гидростатической трансмиссией, позволяющей вращать ведущие колеса в любую сторону для выполнения поворота. Гидросистема также обеспечивает привод П-образной стрелы и работу установленного рабочего органа. Предусматривается возможность установки разного оборудования.

При перестройке в роботизированную машину разминирования «Муравей» лишился штатной кабины. Вместо нее на шасси смонтировали кожух меньшего размера, вмещающий систему дистанционного управления. Ее разработал ВНИИ «Сигнал» на основе системы «Прометей», используемой в ряде современных РТК разного назначения. В состав системы входит видеокамера переднего обзора, набор датчиков и средства управления, а также приборы связи.

По двустороннему радиоканалу система управления «Шмеля» поддерживает связь с операторским пультом. Оператор получает от машины изображение с камеры и телеметрию и направляет обратно команды для работы. Сам пульт выполнен в виде компактного переносного устройства и отличается удобством эксплуатации. Дальность связи компонентов – до 1 км.


Опытный "Шмель"

Рабочим органом РТК МГР-4 является цепной трал ударного действия, обеспечивающий обезвреживание сплошного прохода шириной ок. 2 м. Трал построен по традиционной для таких устройств схеме. Имеется широкий корпус, закрепляемый на стреле погрузчика и защищающий машину от пыли, осколков и ударной волны. Внутри корпуса размещен ротор с бойками на коротких цепях. При вращении ротора бойки буквально перепахивают грунт на глубину до 250 мм.

Трал рассчитан на обезвреживание противопехотных мин или иных боеприпасов с относительно малым зарядом – удар бойка разрушает и/или подрывает такое устройство. Благодаря этому «Шмель» может бороться со всем спектром отечественных и зарубежных противопехотных мин, с боевыми элементами кассетных боеприпасов, некоторыми типами снарядов и т.д. Более тяжелые боеприпасы с большим зарядом могут повредить РТК.

Максимальная скорость погрузчика-платформы достигает 14 км/ч. При тралении, для выявления и обезвреживания всех опасных предметов, должна поддерживаться меньшая скорость. Движение по местности осуществляется на «комбинированной» ходовой части: поверх четырех колес устанавливаются две гусеницы. При разрушении одной из лент РТК может потерять способность к разминированию, но сохраняет подвижность.

В ожидании заказа


В настоящее время инженерные части российской армии и противоминные подразделения МЧС занимаются расчисткой освобожденных территорий Донбасса и новых регионов от взрывоопасных предметов. Эти задачи решаются руками специалистов, с привлечением служебных собак и/или с использованием специальной техники. Наиболее эффективным и производительным средством разминирования сейчас является РТК «Уран-6».

По известным данным, на освобожденных территориях сейчас работает несколько таких комплексов, и они постепенно избавляются от имеющихся угроз. В то же время, на полную расчистку сельхозугодий и других территорий имеющимися силами и средствами требуется немало времени. В связи с этим свою помощь армии и МЧС готов предложить КЭМЗ.


Завод-разработчик считает, что его МГР-4 «Шмель» может заинтересовать обе структуры, занимающиеся разминированием. Так, при достаточно высоких рабочих и эксплуатационных характеристиках, этот образец отличается низкой стоимостью, простотой производства и возможностью массового выпуска без значительных усилий и потери времени.

По оценке специалистов КЭМЗ, саперным подразделениям нашей страны может требоваться до 4 тыс. РТК разминирования. Такое количество техники позволит в ограниченные сроки выполнить расчистку всех опасных зон и вернуть их к нормальному использованию. Вероятно, в таких подсчетах учли и необходимость создания определенного резерва на случай потери техники.

Оправдаются ли ожидания организации-разработчика, неизвестно. Ее РТК «Шмель» действительно обладает высокими характеристиками и должен быть удобным в эксплуатации, что является несомненными преимуществами. В то же время, машина МГР-4 является инициативной разработкой и создавалась без учета требований потенциального заказчика – это может затруднить процесс продвижения и получения контрактов. Впрочем, получившийся образец уже справился с первым этапом испытаний, что само по себе говорит о многом.

Курс на простоту


Коммерческие перспективы нового робототехнического комплекса гуманитарного разминирования МГР-4 «Шмель» пока остаются неизвестными. Однако его технический облик представляет определенный интерес. Нетрудно заметить, что специализированная инженерная машина была собрана в основном из доступных компонентов и систем. С нуля пришлось разработать только трал и некоторые другие детали.

Подобное упрощение проекта дает известные преимущества и интересно разработчику и потенциальному заказчику. Кроме того, проект «Шмель» показывает, что разработкой техники для армии, как минимум в отдельных классах, могут заниматься не только специализированные оборонные предприятия. И за счет такого подхода можно будет быстрее закрывать потребности войск и других структур.
10 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +2
    25 октября 2023 05:39
    Хорршая машинка... Нам бы такой на тушении лесных пожаров испытать для прокладки минполос, думаю что подошел бы.
  2. 0
    25 октября 2023 06:47
    Когда всего не хватает, "на безрыбье и рак рыба". Особенно когда ВСУ забрасывают города своими "лепестками". Но я думаю если и сделают серию, то для парадов.
    1. +1
      31 октября 2023 16:18
      На парадах такого рода технику обычно не используют. А машина хорошая, думаю могут и запустить производство.
  3. +3
    25 октября 2023 07:23
    Наш краш это как перевести? Ростех по русски умеет?
  4. +1
    25 октября 2023 07:50
    .. провели отдельный тест с подрывом противопехотной мины с 200-г зарядом. Ударная волна нанесла повреждения гусеничной ленте и одному из катков ..

    Вспоминается что на ВО уже была статья по поводу подобных тральщиков в американской армии. Так там колёсная техника и все колёса как на подбор имеют специфическую конструкцию крепления колёсного обода повышенной прочности по отношению к обычному колесу и этот обод имеет не жёсткую привязку к колёсной ступице а через демпфирующие элементы благодаря которым колёса в сумме безболезненно выдерживают довольно значительные по мощности подрывы взрывчатых веществ. Разрушение гусениц в таком случае учитывая полный привод техники на все колёса не значительно снизит подвижность данного образца. Экономия на всём конечно же полезна но не в данных случаях где сама живучесть машины разминирования даст баснословный в сумме экономический эффект при практическом применении данных аппаратов разминирования. Хорошо бы ещё и другую военную технику оборудовать подобными и катками и колёсами нов танках и БМП не все колёса к сожалению являются ведущими. Использование задемпфированных таким образом катков или колёс считаю просто обязательным исходя конечно из суммарного экономического эффекта в данном случае для любых машин разминирования.
  5. 0
    25 октября 2023 18:04
    Лиха беда начало.Любая техника проходит определенную эволюцию до совершенства.Так было,так есть и так будет.Надо делать.Но и искать другие принципы разминирования секретных снарядов-мин.
  6. +1
    25 октября 2023 18:25
    Описанная схема довольно распостраненная и уже эксплуатируется.Хорошо что и наши умельцы создали свой вариант.Но 200 г заряд не мало,для машины разминирования?
  7. 0
    26 октября 2023 10:59
    Было бы очень здорово, чтобы так думали и делали все заводы страны. Тогда бы и Ростеху не давали бы дремать и наша армия больше получала бы хорошей техники и вооружения.
  8. 0
    26 октября 2023 21:45
    Инновации которых мы достойны )
  9. fiv
    0
    26 октября 2023 22:05
    Трал на протяженной раме с коленами, открытое расположение габаритной гидравлики не способствуют эксплуатационной живучести машины. Идея недорогой, массовой машины такого типа хороша, исполнение неудачное, по-моему.