Кто будет строить российский «Мистраль»?

Кто будет строить российский «Мистраль»?
Министерство обороны РФ 26 октября 2010 года объявило тендер на поставку нашему Военно-морскому флоту универсальных десантных кораблей. Конкурс должен проводиться в закрытом режиме, а приглашения на участие в нем уже разосланы нескольким компаниям. Несмотря на то, что неизвестны ни названия этих фирм, ни представленные ими проекты, ни условия самого тендера, можно с определенной уверенностью сказать - конкуренции не будет. Дело в том, что российское военное ведомство по-прежнему отдает предпочтение французскому десантному вертолетоносному кораблю-доку класса «Мистраль».

Конкретные требования к новым боевым единицам отечественного ВМФ Минобороны не обнародовало. Ранее было озвучено одно-единственное условие - Россия должна получить технологии строительства кораблей в том случае, если на конкурсе одержит победу иностранная компания.

ЖДАТЬ ОСТАЛОСЬ НЕДОЛГО


Осенью текущего года некоторые наши военные говорили, что по условиям сделки с иностранной компанией локализация производства в России при строительстве первого корабля должна составить не менее 30%, второго - 60%, а последующих кораблей - 100%. Речь идет о выпуске компонентов для них, а также о проведении работ на территории РФ, что означает: последние два корабля полностью изготовят у нас в стране. Впрочем, конкретные цифры локализации, очевидно, будут согласовываться с победителем.

Пока же формула строительства упрощенно выглядит так: два корабля должны быть построены за рубежом, а два - в России. Следует отметить, что изначально разговоры велись о соотношении один к трем, однако в ходе переговоров с Францией о покупке «Мистраля» пропорции изменились. Конечно, все это относится лишь к кораблям иностранного производства.

Если тендер выиграет российское судостроительное предприятие, все заказы, естественно, будут полностью размещены в РФ. Впрочем, наши военные эксперты полагают, что отечественные компании на конкурсе намерены лишь соревноваться за право получить контракты на строительство иностранных кораблей на своих верфях.

Как ожидается, конверты с предложениями участников тендера вскроют в ноябре, а победителя назовут в декабре 2010-го. Также до конца года планируется заключить и контракт на поставку десантных кораблей. Месяц назад, в середине октября начальник Генштаба Вооруженных Сил России генерал армии Николай Макаров заявил: «Кто предложит наиболее качественный корабль, меньшие сроки и меньшую цену, тот и будет победителем». При этом он добавил, что в тендере примут участие компании из Франции, Нидерландов, Испании и России.

Кто будет строить российский «Мистраль»?


УЧАСТНИКИ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Какие именно предприятия получили приглашение участвовать в российском конкурсе, пока неизвестно. Ранее наши чиновники заявляли, что интерес для тендера представляют проекты нидерландской компании Schelde Shipbuilding, испанской Navantia, французской DCNS и российской «Звезды». Они выставляют на тендер десантные корабли классов «Роттердам», «Хуан Карлос I», «Мистраль» и «Токто» соответственно. При этом предположительно DCNS выйдет на конкурс совместно с STX, а «Звезда» - с южнокорейской Daewoo Marine Shipbuilding & Engineering.

Не исключено, впрочем, что в тендере попытают счастье и другие российские компании - «Адмиралтейские верфи», «Янтарь», «Северная верфь» и Балтийский завод, однако какие корабли предложат они, сказать сложно. В России в настоящее время не существует проекта десантного вертолетоносца, схожего по своим характеристикам с «Мистралем», «Токто» или каким-либо иным кораблем, которые, вероятно, будут выставлены на конкурс. Напомню, что в 80-х годах Невское проектно-конструкторское бюро вело разработку универсального десантного корабля проекта 11780, который еще мог бы конкурировать с иностранцами, однако эта программа была закрыта в пользу строительства авианосцев проекта 1143.5 («Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов», несущий службу на Северном флоте).

Кто будет строить российский «Мистраль»?


Планировалось, что водоизмещение универсального десантного корабля проекта 11780 составит 25 тысяч тонн при длине 196 метров, ширине 35 метров и осадке восемь метров. Корабль должен был развивать скорость до 30 узлов и преодолевать без дозаправки топливом восемь тысяч миль. Предполагалось, что в авиагруппу УДК войдут 12 транспортно-боевых вертолетов Ка-29, а в его доковой камере разместятся четыре десантных катера проекта 1176 вместимостью 50 тонн груза или два десантных катера на воздушной подушке проекта 1206 вместимостью 37 тонн. В состав вооружения десантного корабля намечалось включить спаренную автоматическую пушку калибра 130 миллиметров, две батареи зенитных ракетных комплексов «Кинжал» и четыре зенитных ракетно-артиллерийских комплекса «Кортик».

Для сравнения: водоизмещение французского вертолетоносца класса «Мистраль» составляет 21,3 тысячи тонн при длине 192 метра, ширине 32 метра и осадке 6,2 метра. Корабль способен развивать скорость до 19 узлов, а дальность его плавания достигает 11 тысяч миль. «Мистраль» способен перевозить от 450 до 900 десантников, до 60 бронетранспортеров, или 13 танков, или 70 бронеавтомобилей. В авианосную группу корабля могут входить до 16 ударных вертолетов Eurocopter Tiger или до 12 транспортных NHI NH90. УДК вооружен двумя ЗРК Simbad, двумя 30-миллиметровыми пушками и четырьмя пулеметами калибра 12,7 миллиметра. Стоимость строительства - 637 миллионов долларов.

Кто будет строить российский «Мистраль»?


Следует отметить, что «Мистраль» не является полностью французской разработкой. Проектированием вертолетоносца занималась южнокорейская компания STX, которой во Франции принадлежит верфь STX France. Корабль создавался с учетом требований ВМС Пятой республики совместно с французским предприятием DCNS. Ранее отечественная Объединенная судостроительная корпорация (ОСК), выступавшая против прямой покупки у Франции вертолетоносца, начала переговоры с STX о строительстве аналога «Мистраля», предложив корейцам в обмен на это контракты на создание судов для работы на российском шельфе.

В свою очередь длина корейского «Токто» составляет 200 метров, ширина - 32 метра, осадка - 6,5 метра, водоизмещение - 19,3 тысячи тонн. Корабль может развивать скорость до 22 узлов, дальность его плавания - 10 тысяч миль. «Токто» рассчитан на перевозку 720 десантников, от семи до 16 амфибийных транспортных средств плюс шесть танков или десять грузовиков. В авианосную группу корабля входят до 15 вертолетов различных типов, включая транспортные UH-60 Black Hawk и SH-60 Ocean Hawk. «Токто» вооружен двумя ЗРК Goalkeeper и одним ЗРК RIM-116. Стоимость строительства - 650 миллионов долларов.

Водоизмещение нидерландского «Иоганн де Витт» (второй корабль класса «Роттердам», построенный по измененному проекту) составляет 16,8 тысячи тонн, длина - 176,35 метра, ширина - 25 метров, осадка - 5,8 метра. Корабль может развивать скорость до 22 узлов, дальность его плавания достигает 6 тысяч миль. В авиагруппу десантного корабля входят шесть вертолетов AgustaWestland Lynx или NHI NH-90. «Иоганн де Витт» способен перевозить 611 десантников, а также 170 бронетранспортеров или 33 основных боевых танка. Корабль вооружен двумя ЗРК Goalkeeper и четырьмя 20-миллиметровыми автоматическими пушками. Стоимость строительства - около 550 миллионов долларов.

Наконец, испанский участник российского тендера - «Хуан Карлос I». Его водоизмещение составляет 27,079 тысячи тонн, длина - 230,89 метра, ширина - 32 метра, осадка - 6,9 метра. Корабль способен развивать скорость до 21 узла, дальность плавания этого УДК равна 9 тысячам миль. Следует отметить, что «Хуан Карлос I» является наиболее универсальным кораблем на тендере - палуба УДК, оснащенная трамплином, может принимать самолеты с вертикальной посадкой BAE Harrier, Lockheed Martin F-35B Lightning II, а также вертолеты Boeing CH-47 Chinook, Sikorsky S-61 Sea King и NHI NH-90. Корабль вооружен двумя 20-миллиметровыми пушками и четырьмя 12,7-миллиметровыми пулеметами. Стоимость строительства - 496 миллионов долларов.

Выбрать из перечисленных кораблей наиболее подходящий российскому Военно-морскому флоту будет, очевидно, непросто. (Материалы о современных УДК опубликованы в № 37 «Военно-промышленного курьера» за 2010 год.)

Кто будет строить российский «Мистраль»?


А СОСТОИТСЯ ЛИ СОРЕВНОВАНИЕ?

Несмотря на то, что в российском тендере, вероятно, принимает участие большое число УДК, Министерство обороны России все же отдает предпочтение французскому «Мистралю». Это и неудивительно. Ведь военное ведомство нашей страны проявляет интерес к приобретению этого вертолетоносца с 2009 года, а официальные переговоры по данному вопросу начались 2 марта 2010 года по решению президента России Дмитрия Медведева. Прямая покупка универсального десантного корабля у Франции без проведения каких бы то ни было тендеров до недавнего времени была единственным рассматривавшимся вариантом, который, правда, вызывал стойкое негодование российских судостроителей.

Стоимость четырех кораблей класса «Мистраль» оценивалась в 1,5 миллиарда евро (2,07 миллиарда долларов). ОСК полагала, что эти деньги следует направить на поддержание российской судостроительной промышленности, разместив заказ напрямую на одном из отечественных предприятий. По оценке корпорации, наши судостроители справились бы с заказом дешевле и быстрее иностранных компаний, построив при этом корабль, спроектированный исключительно для российского ВМФ. Позже президент ОСК Роман Троценко заявил, что «Мистраль» на верфях России может быть построен в конце 2016 - начале 2017 года. При этом длительность строительства французского вертолетоносца в РФ составит не более 30 месяцев.

По мнению заместителя директора Центра анализа стратегий и технологий Константина Макиенко, «объявление конкурса стало следствием лоббирования со стороны ОСК». Российское Министерство обороны впервые заговорило о возможности проведения тендера в августе 2010 года.

Несмотря на прямую уступку ОСК и ее руководству, военное ведомство от своего приоритета отступать все же не собирается - шансы, что по итогам тендера будет куплен именно «Мистраль», велики. Тому есть несколько причин, одной из которых является решение правительства России, принятое еще в начале 2010 года. Кроме того, весной текущего года некоторые СМИ писали, что сделка с Францией представляет своего рода попытку «отблагодарить» Пятую республику за поддержку России во время военного конфликта в Южной Осетии в августе 2008-го.

Однако помимо этой гипотезы есть и более объективные факторы, по которым в тендере может победить «Мистраль». Дело в том, что голландский, корейский и испанский десантные корабли построены с применением ряда систем и технологий американского производства. Таким образом, существует высокая вероятность, что США просто заблокируют сделку, запретив реэкспорт своей продукции в страну, не являющуюся стратегическим союзником и членом Североатлантического альянса. Если же разрешение и выдадут, то велик шанс, что Вашингтон попытается диктовать ограничения на применение Россией новых вертолетоносцев.

Еще одну привлекательную сторону покупки «Мистраля» 26 октября 2010 года открыл директор французской компании DCNS Пьер Легро, который заявил, что вопреки сложившемуся убеждению Франция не будет ограничена в передаче технологий России. Фактически это означает, что корабль может быть поставлен с вооружением и системами связи, а не в виде «баржи», как это предполагалось ранее. Единственное исключение здесь составят лишь коды связи, которые не «вошьют» в оборудование корабля, предназначенного на экспорт в нашу страну.

Кроме того, «Мистраль» будет построен с учетом дополнительных требований российской стороны. В частности, планируется увеличить толщину взлетной палубы, повысить противоледную безопасность корпуса, а также на несколько сантиметров поднять крышу ангара, чтобы в нем могли помещаться более крупные вертолеты - Ка-27, Ка-29 и Ка-52. К слову, последние уже совершали посадку на палубу «Мистраля», когда тот прибыл с визитом в Санкт-Петербург в ноябре 2009 года. Как ожидается, на французский десантный корабль установят отечественные системы ПВО.

Согласно планам Министерства обороны России первые корабли класса «Мистраль» получит Тихоокеанский флот. Однако для того чтобы эти УДК были максимально эффективными, потребуется обеспечить их полноценный эскорт из кораблей класса «фрегат» или «корвет». Каким окажется состав этой «свиты», сказать пока сложно.

В пользу формальности предстоящего конкурса говорит и само отношение к нему российского военного ведомства. Так, 26 октября 2010 года первый заместитель министра обороны Владимир Поповкин сказал: «Мы объявили сейчас тендер на закупку двух кораблей и передачу технологий для последующей партии». При этом он не скрывал, что Россия намерена купить у Франции четыре корабля типа «Мистраль» при условии, что два УДК будут построены в Пятой республике, а два - в нашей стране. На фоне такого заявления слова первого заместителя генерального директора Рособоронэкспорта Ивана Гончаренко о приостановке на время тендера переговоров по «Мистралю» прозвучали неубедительно.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ФАКТОР

Окончательно все встало на свои места, когда 1 ноября поступило сообщение о том, что ОСК и DCNS подписали соглашение о создании консорциума, который будет заниматься строительством кораблей разных типов. И хотя «Мистраль» не упоминался, очевидно, что за изготовление и таких кораблей консорциум тоже возьмется. По словам президента ОСК Романа Троценко, договор с DCNS предполагает обмен технологиями и заключен «на длительный период».

Кстати, Министерство обороны и раньше заявляло, что тендер тендером, а «Мистраль» для России наиболее интересен. Хотя каким образом ВМФ РФ намерен использовать новые корабли, пока не совсем ясно. Так, в феврале 2010 года военное ведомство объявило, что «Мистраль» будет применяться в качестве корабля управления. При этом десантная функция вертолетоносца рассматривалась как второстепенная, присущая универсальным кораблям. В числе других задач были названы борьба с подводными лодками, спасение людей при чрезвычайных ситуациях, а также транспортировка людей и грузов.

В марте текущего года прозвучала еще одна версия применения «Мистраля», также озвученная Минобороны. Десантные вертолетоносцы могут быть задействованы для обеспечения безопасности Курильских островов и Калининградского эксклава. В экстренных случаях корабли будут проводить масштабную переброску войск в эти регионы. «У нас на Дальнем Востоке есть вопрос, не решенный с островами, с точки зрения Японии, с нашей точки зрения - все решено... У нас есть Калининградский особый район, с которым нет прямой связи», - объявил Владимир Поповкин.

По мнению некоторых российских военных экспертов, покупка именно французского «Мистраля» - вопрос решенный. Гораздо большую интригу представляет другая задача: какое именно отечественное предприятие получит заказ на лицензионное строительство вертолетоносцев? В конце лета 2010 года на прибалтийском заводе «Янтарь» побывала российско-французская делегация, которая намеревалась оценить возможности строительства на его верфях десантных кораблей. Российскую часть делегации возглавлял Игорь Сечин, французскую - начальник особого штаба президента Пятой рес- публики генерал Белуа Пуга. Между тем руководство DCNS полагает, что «Адмиралтейские верфи» лучше всего подходят для строительства «Мистралей». Еще одним вероятным подрядчиком считается Балтийский завод. Какое из этих предприятий в итоге получит контракт на изготовление двух десантных кораблей, выяснится уже в текущем году.
Автор: Василий СЫЧЕВ
Первоисточник: http://www.vpk-news.ru" class="text" rel="nofollow" target="_blank">http://www.vpk-news.ru


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 2
  1. dred 28 ноября 2011 18:26
    Как кто французы.
    dred
  2. Gonoriy 4 августа 2012 17:10
    Проблема не в том кто выиграет, а в том что в любом случае проиграет российскмй ВПК.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня