Беспилотники покоряют небо

Не многие знают о том, что первые беспилотные аппараты появились еще в конце позапрошлого века благодаря знаменитому изобретателю, которого многие склонны считать еще и ученым-мистиком, Николе Тесла. Именно Тесла первым сконструировал и продемонстрировал объект, который управлялся с помощью радиосигнала. Произошло это в далеком 1898 году. Через 12 лет идея радиоуправляемых беспилотных аппаратов Тесла и начальные авиационные успехи были подхвачены американским инженером по фамилии Кеттеринг. Именно он считается создателем первого в мире военного БПЛА, назначение которого заключалось в следующем: в определенный момент времени этот летательный аппарат должен камнем упасть на врага, нанеся тому определенный урон. В середине 1910-х американское военное ведомство заинтересовалось разработками Кеттеринга, и несколько аппаратов описанного типа было заказано для нужд армии США.

Время шло, и конструкция беспилотников совершенствовалась. Сегодня уже трудно представить армию развитого государства, в которой бы не применялись БПЛА. С тех самых пор, как беспилотники получили существенную электронную, оптическую и ударную начинку, позволяющую не просто управлять воздушным бортом с помощью пульта и производить качественное исследование местности, но еще и наносить превентивные удары, БПЛА стали часто именоваться дронами. Это слово в переводе на русский язык означает «трутень». Эти летательные средства впервые были использованы в качестве самолетов-разведчиков опять-таки американцами в конце 40-х - начале 50-х годов прошлого столетия. Первый БПЛА с функциями военного разведчика, разработанный в 1948 году, носил название AQM-34 «Firebee» («Огненная пчела»). Это была конструкция внушительных размеров и массы. Размах крыла AQM-34 составлял более 4,4 м, а общий вес превышал 2,2 тонны. Очевидно, что для запуска такого аппарата требовались существенные усилия. Однако это не помешало американцам успешно использовать свой БПЛА-разведчик в военных конфликтах, в том числе, и во Вьетнаме. Долгое время именно американцы считались, если можно так выразиться, законодателями моды в плане создания БПЛА различных модификаций.

Беспилотники покоряют небо
AQM-34 «Firebee» («Огненная пчела»)



Следующей модификацией БПЛА можно назвать классический многофункциональный дрон. Дроны представляют собой военные вариации беспилотных летательных аппаратов, которые роботизированы и на основании комплекса программного обеспечения и аппаратных особенностей, могут выполнять различные задачи, находясь в воздухе по несколько часов и пролетая без дополнительной зарядки по несколько сотен километров.

Дроны стали просто незаменимы в современных условиях ведения разведывательных и боевых действий. Главным плюсом использования дронов, среди которых нередко встречаются и так называемые мультикоптеры (БПЛА, оснащенные несколькими винтами), является то, что полностью исчезает риск поражения экипажа летательного аппарата (экипажа просто нет), а плюс к тому – более дешевый вариант использования для той же разведки, нежели применение вертолетной техники с экипажем на борту. Сегодня возможность купить мультикоптер (дрон) военного назначения рассматривают различные армии мира. Одним приходится довольствоваться иностранными образцами, другие идут по пути стимуляции внутренних разработок.

Если говорить о России, то еще несколько месяцев назад на повестке дня стояла задача приобретения беспилотных летательных аппаратов израильского производства и последующая их эксплуатация. При этом руководство главного военного ведомства, выступающего главным заказчиком БПЛА, не смущало то, что израильские беспилотники относились далеко не к новым поколениям боевых дронов и, мало того, стоили совсем не дешево.

После разбора полетов (в прямом и переносном смысле) Министерство обороны РФ решило пойти по пути финансирования исследований в области отечественных разработок БПЛА. Но пока до позитива в этом направлении еще далеко. Вот один из примеров.

Буквально на днях пришла информация о том, что на летном полигоне «Салка» под Екатеринбургом проводятся испытания отечественных аппаратов «Застава» и «Форпост». Эти БПЛА разработаны одним из предприятий ОПК «Оборонпром», а именно Уральским заводом гражданской авиации. Как утверждают представители ОПК «Оборонпром», испытания российских БПЛА проходят успешно даже при температурах воздуха около -30 по Цельсию. На высоте 2 километров, на которую поднимали «Заставу» и «Форпост» температура падала до критических значений в -50-55 по Цельсию, однако системы дронов работали в штатном режиме.

Беспилотники покоряют небо
Испытания БЛА "Форпост" (IAI Searcher Mk II), собранного на ОАО «Уральский завод гражданской авиации» для Министерства обороны России. Салка, 25.12.2012 (с) ОАО "ОПК "Оборонпром"


Несмотря на то, что БПЛА создаются отечественными специалистами, ни «Заставу», ни «Форпост» в полном мере российскими не назвать. Дело в том, что на УЗГА работают по тем схемам и чертежам, которые в рамках нашумевшего контракта предоставила та самая израильская сторона – компания IAI Ltd. Кроме чертежей, израильтяне передали на уральское предприятие контрольно-проверочные стенды, тренировочное и технологическое оборудование. Другими словами, «Застава» и «Форпост» - израильские дроны, которые на российской территории получили российские названия и собираются российскими рабочими. «Застава» - это ни что иное как БПЛА «BirdEye 400», а «Форпост» - «Searcher MkII».

Казалось бы, что радоваться такой «отверточной сборке» иностранных беспилотников не стоит. Но у ОПК «Оборонпром» иное мнение. На базе опытных моделей израильских БПЛА на Урале планируется в скором будущем создать собственный беспилотник, который по своим характеристикам будет превосходить многие из существующих аналогов. Насколько скорым будет это будущее? – пока на этот вопрос ответа нет. Зато есть ответ на то, к какому типу может принадлежать новый российский беспилотник.

По словам представителя холдинга «Вертолеты России», это будет беспилотный дрон вертолетного типа, возможно, мультикоптер. Пока в холдинге не раскрывают деталей нового дрона, но говорят о возможных проблемах. Одной из сложных задач, которую придется решать разработчикам, является то, что для БПЛА вертолетного типа необходима относительно ровная площадка для посадки (а в планы разработчиков посадка дрона в военных целях, в том числе, и в тылу противника, входит). Для решения этой задачи, возможно, будет применено подобие гироскопической системы, способной удерживать равновесие даже при относительно больших углах наклона. При этом нельзя забывать о снижении специфического шума от нескольких винтов.

А пока российские специалисты ломают головы над тем, как модернизировать израильские дроны и создать свои беспилотные разведывательные и боевые летательные комплексы, армии других стран мира применяют БПЛА весьма активно. Не так давно американцы распространили информацию о том, что их дронам удалось уничтожить целый лагерь боевиков в Пакистане. Удар с воздуха был нанесен по базам представителей Аль-Каиды (по крайней мере, так говорят представители командования армии США) в провинции Северный Вазиристан. Незадолго до этого (в минувшее воскресенье) с помощью авиаудара американского БПЛА была уничтожена группа боевиков в пакистанской провинции Южный Вазиристан. Американцы тогда насчитали 9 убитых, которых сразу же окрестили представителями движения «Талибан».

Власти Пакистана неоднократно высказывали неодобрение действий американцев в воздушном пространстве своей страны. Дело в том, что официальные отчеты о выполнении боевых операций со стороны американских военнослужащих далеко не всегда совпадают с данными, представленными пакистанцами. Часто случается так, что американский беспилотник наносит удар по группе боевиков, а убитыми и ранеными оказываются женщины и дети… Однако ни один американский оператор БПЛА, по сигналу которого ракета была выпущена по мирным жителям, пока не понес справедливого наказания. Чаще всего все сводится к тому, что американцы признают свою вину, заявляя о роковой и непреднамеренной ошибке. А кто вообще может проверить: была ли это ошибка или сознательное действие? Уж точно не пакистанские власти, даже если они и захотят такую проверку инициировать…

Информация о применении БПЛА с разведывательными функциями приходит и с Дальнего Востока (не российского). Токио и Пекин практически одновременно объявили о том, что они создают специальные группировки дронов, готовых денно и нощно будут осуществлять мониторинг территории спорных островов Сенкаку (Дяоюйдао), а также воды, которые эти острова омывают. Разведка будет проводиться с той целью, чтобы засвидетельствовать возможное «вторжение» на территорию островов со стороны своего оппонента. О том, какие меры готовы предпринять стороны конфликта в случае фиксации факта «вторжения» ни Токио, ни Пекин пока не говорят. Но если дело дойдет до реального конфликта, то мир может стать свидетелем первого масштабного противостояния дронов различных государств.
Автор: Володин Алексей


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 7
  1. itr 11 января 2013 09:40
    куда делись традиции самолета строения в России БЛА "Форпост" похож на урода
    itr
    1. Karlsonn 11 января 2013 14:26
      Цитата: itr
      куда делись традиции самолета строения в России БЛА "Форпост" похож на урода


      это мы только на людях кажем, а в закромах Родины чего только нет bully




      Боевые треножники уже не актуальны!!!
      1. crazyrom 11 января 2013 23:42
        Я немного офигел, откуда такие штуки? Мне понравилось laughing
  2. Hard 11 января 2013 14:17
    Только это урод не Российский, а Израильский laughing Мы испытываем его у себя, и если испытания пройдут удачно, то будем производить по лицензии.
    Hard
  3. Ирек 11 января 2013 15:47
    по паре костюмов себе,жене и детям + пару "стрекоз"для охраны периметра ...
    ....и можно куда-нибудь на отдых good съездить soldier
    Ирек
    1. Karlsonn 11 января 2013 16:31
      Ирек hi

      Фудзияму приватизировать, под дачу wink .
  4. studentmati 11 января 2013 22:47
    Когда говорят о Российских разработках и собственном производстве БПЛА, то невольно приходит на ум сравнение с Российским автопромом. Сделать-то сделаем, но что получится? sad
  5. Atlon 12 января 2013 08:51
    В последнее время что то часто статьи о беспилотниках... Всё проблемы с ними какие то... То не так, это не эдак... Странность знаете в чём? В том что при таком финансировании и такой научнотехнической базе, всё ещё проблемы... Я понимаю, задачи сложные (сам технарь), но как можно объяснить весьма внушающие успехи отечественных моделистов (иностранных тоже, особенно немцев), по постройке электролётов? Причём успехи настолько внушительные, что дух захватывает! Кому интересно, поищите: Мультикоптеры (например). Собраны, чуть ли не на коленке! И пока народ развлекается (полёты от первого лица, транспортировка дорогих "зеркалок", съёмки с высоты километра, "заглядывание" в окна), оборонка всё никак не построит что то достойное... А некоторые любительские конструкции, хоть сейчас вооружить и в бой! Любители в качестве "оружия" используют китайскую пиротехнику, развлекаясь стрельбой по воздушным шарикам, но потенциал то огромен!

    Atlon
    1. sergey261180 12 января 2013 20:45
      Пжив - вот и весь ответ. Ворам не нужны беспилотники, всё что им нужно они уже своровали.
      sergey261180

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня