Беспилотники покоряют небо
Не многие знают о том, что первые беспилотные аппараты появились еще в конце позапрошлого века благодаря знаменитому изобретателю, которого многие склонны считать еще и ученым-мистиком, Николе Тесла. Именно Тесла первым сконструировал и продемонстрировал объект, который управлялся с помощью радиосигнала. Произошло это в далеком 1898 году. Через 12 лет идея радиоуправляемых беспилотных аппаратов Тесла и начальные авиационные успехи были подхвачены американским инженером по фамилии Кеттеринг. Именно он считается создателем первого в мире военного БПЛА, назначение которого заключалось в следующем: в определенный момент времени этот летательный аппарат должен камнем упасть на врага, нанеся тому определенный урон. В середине 1910-х американское военное ведомство заинтересовалось разработками Кеттеринга, и несколько аппаратов описанного типа было заказано для нужд армии США.
Время шло, и конструкция беспилотников совершенствовалась. Сегодня уже трудно представить армию развитого государства, в которой бы не применялись БПЛА. С тех самых пор, как беспилотники получили существенную электронную, оптическую и ударную начинку, позволяющую не просто управлять воздушным бортом с помощью пульта и производить качественное исследование местности, но еще и наносить превентивные удары, БПЛА стали часто именоваться дронами. Это слово в переводе на русский язык означает «трутень». Эти летательные средства впервые были использованы в качестве самолетов-разведчиков опять-таки американцами в конце 40-х - начале 50-х годов прошлого столетия. Первый БПЛА с функциями военного разведчика, разработанный в 1948 году, носил название AQM-34 «Firebee» («Огненная пчела»). Это была конструкция внушительных размеров и массы. Размах крыла AQM-34 составлял более 4,4 м, а общий вес превышал 2,2 тонны. Очевидно, что для запуска такого аппарата требовались существенные усилия. Однако это не помешало американцам успешно использовать свой БПЛА-разведчик в военных конфликтах, в том числе, и во Вьетнаме. Долгое время именно американцы считались, если можно так выразиться, законодателями моды в плане создания БПЛА различных модификаций.
Следующей модификацией БПЛА можно назвать классический многофункциональный дрон. Дроны представляют собой военные вариации беспилотных летательных аппаратов, которые роботизированы и на основании комплекса программного обеспечения и аппаратных особенностей, могут выполнять различные задачи, находясь в воздухе по несколько часов и пролетая без дополнительной зарядки по несколько сотен километров.
Дроны стали просто незаменимы в современных условиях ведения разведывательных и боевых действий. Главным плюсом использования дронов, среди которых нередко встречаются и так называемые мультикоптеры (БПЛА, оснащенные несколькими винтами), является то, что полностью исчезает риск поражения экипажа летательного аппарата (экипажа просто нет), а плюс к тому – более дешевый вариант использования для той же разведки, нежели применение вертолетной техники с экипажем на борту. Сегодня возможность купить мультикоптер (дрон) военного назначения рассматривают различные армии мира. Одним приходится довольствоваться иностранными образцами, другие идут по пути стимуляции внутренних разработок.
Если говорить о России, то еще несколько месяцев назад на повестке дня стояла задача приобретения беспилотных летательных аппаратов израильского производства и последующая их эксплуатация. При этом руководство главного военного ведомства, выступающего главным заказчиком БПЛА, не смущало то, что израильские беспилотники относились далеко не к новым поколениям боевых дронов и, мало того, стоили совсем не дешево.
После разбора полетов (в прямом и переносном смысле) Министерство обороны РФ решило пойти по пути финансирования исследований в области отечественных разработок БПЛА. Но пока до позитива в этом направлении еще далеко. Вот один из примеров.
Буквально на днях пришла информация о том, что на летном полигоне «Салка» под Екатеринбургом проводятся испытания отечественных аппаратов «Застава» и «Форпост». Эти БПЛА разработаны одним из предприятий ОПК «Оборонпром», а именно Уральским заводом гражданской авиации. Как утверждают представители ОПК «Оборонпром», испытания российских БПЛА проходят успешно даже при температурах воздуха около -30 по Цельсию. На высоте 2 километров, на которую поднимали «Заставу» и «Форпост» температура падала до критических значений в -50-55 по Цельсию, однако системы дронов работали в штатном режиме.
Несмотря на то, что БПЛА создаются отечественными специалистами, ни «Заставу», ни «Форпост» в полном мере российскими не назвать. Дело в том, что на УЗГА работают по тем схемам и чертежам, которые в рамках нашумевшего контракта предоставила та самая израильская сторона – компания IAI Ltd. Кроме чертежей, израильтяне передали на уральское предприятие контрольно-проверочные стенды, тренировочное и технологическое оборудование. Другими словами, «Застава» и «Форпост» - израильские дроны, которые на российской территории получили российские названия и собираются российскими рабочими. «Застава» - это ни что иное как БПЛА «BirdEye 400», а «Форпост» - «Searcher MkII».
Казалось бы, что радоваться такой «отверточной сборке» иностранных беспилотников не стоит. Но у ОПК «Оборонпром» иное мнение. На базе опытных моделей израильских БПЛА на Урале планируется в скором будущем создать собственный беспилотник, который по своим характеристикам будет превосходить многие из существующих аналогов. Насколько скорым будет это будущее? – пока на этот вопрос ответа нет. Зато есть ответ на то, к какому типу может принадлежать новый российский беспилотник.
По словам представителя холдинга «Вертолеты России», это будет беспилотный дрон вертолетного типа, возможно, мультикоптер. Пока в холдинге не раскрывают деталей нового дрона, но говорят о возможных проблемах. Одной из сложных задач, которую придется решать разработчикам, является то, что для БПЛА вертолетного типа необходима относительно ровная площадка для посадки (а в планы разработчиков посадка дрона в военных целях, в том числе, и в тылу противника, входит). Для решения этой задачи, возможно, будет применено подобие гироскопической системы, способной удерживать равновесие даже при относительно больших углах наклона. При этом нельзя забывать о снижении специфического шума от нескольких винтов.
А пока российские специалисты ломают головы над тем, как модернизировать израильские дроны и создать свои беспилотные разведывательные и боевые летательные комплексы, армии других стран мира применяют БПЛА весьма активно. Не так давно американцы распространили информацию о том, что их дронам удалось уничтожить целый лагерь боевиков в Пакистане. Удар с воздуха был нанесен по базам представителей Аль-Каиды (по крайней мере, так говорят представители командования армии США) в провинции Северный Вазиристан. Незадолго до этого (в минувшее воскресенье) с помощью авиаудара американского БПЛА была уничтожена группа боевиков в пакистанской провинции Южный Вазиристан. Американцы тогда насчитали 9 убитых, которых сразу же окрестили представителями движения «Талибан».
Власти Пакистана неоднократно высказывали неодобрение действий американцев в воздушном пространстве своей страны. Дело в том, что официальные отчеты о выполнении боевых операций со стороны американских военнослужащих далеко не всегда совпадают с данными, представленными пакистанцами. Часто случается так, что американский беспилотник наносит удар по группе боевиков, а убитыми и ранеными оказываются женщины и дети… Однако ни один американский оператор БПЛА, по сигналу которого ракета была выпущена по мирным жителям, пока не понес справедливого наказания. Чаще всего все сводится к тому, что американцы признают свою вину, заявляя о роковой и непреднамеренной ошибке. А кто вообще может проверить: была ли это ошибка или сознательное действие? Уж точно не пакистанские власти, даже если они и захотят такую проверку инициировать…
Информация о применении БПЛА с разведывательными функциями приходит и с Дальнего Востока (не российского). Токио и Пекин практически одновременно объявили о том, что они создают специальные группировки дронов, готовых денно и нощно будут осуществлять мониторинг территории спорных островов Сенкаку (Дяоюйдао), а также воды, которые эти острова омывают. Разведка будет проводиться с той целью, чтобы засвидетельствовать возможное «вторжение» на территорию островов со стороны своего оппонента. О том, какие меры готовы предпринять стороны конфликта в случае фиксации факта «вторжения» ни Токио, ни Пекин пока не говорят. Но если дело дойдет до реального конфликта, то мир может стать свидетелем первого масштабного противостояния дронов различных государств.
Информация