Поворот не туда: увеличение сложности и стоимости БПЛА как тупиковый путь развития этого типа вооружений

67
Поворот не туда: увеличение сложности и стоимости БПЛА как тупиковый путь развития этого типа вооружений

Пожалуй, одним из знаковых событий в пришествии беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) на поле боя стало появление в конце ХХ века новейшего на тот момент американского разведывательно-ударного RQ-1 (разведывательный) / MQ-1 (разведывательно-ударный) Predator («Хищник»).

Конечно, MQ-1 Predator не был первым БПЛА, применяемым в военных целях. Можно вспомнить советские разведывательные БПЛА типа «Стриж», которые вооружённые силы Украины (ВСУ) вполне успешно превратили в крылатые ракеты уже в наше время, или БПЛА-корректировщики армии обороны Израиля, активно применяемые в ходе арабо-израильских войн. Однако именно БПЛА Predator во многом стал прообразом тех боевых машин, что в дальнейшем получили широкое распространение на поле боя.



Что собой представляет БПЛА MQ-1 Predator?

Это достаточно высокотехнологичная для своего времени машина, которая способна выполнять боевые задачи значительно дешевле и со значительно меньшим риском, нежели это могут делать пилотируемые летательные аппараты. По сути, БПЛА MQ-1 Predator дополнили на поле боя боевые вертолёты и практически вытеснили с него такие боевые машины, как штурмовики – вспомним, когда военно-воздушные силы (ВВС) США в последний раз применяли штурмовики А-10?


БПЛА MQ-1 Predator и его пункт управления

Несмотря на определённые недостатки, такие, как слабозащищённые на тот момент каналы связи, что потенциально позволяло не только уничтожать БПЛА, но и перехватывать управление ими, осуществляя принудительную посадку на свои аэродромы, тематика БПЛА привлекла к себе пристальное внимание со стороны вооружённых сил и оборонных концернов ведущих стран мира.

Проблема в том, что существующие вооружения стоят беспощадно дорого, что фактически лишает ведущие страны мира возможности вести длительную войну на истощение – по ходу конфликта у всех у них банально кончатся вооружения, что приведёт к позиционному тупику, типа того, который мы сейчас наблюдаем на Украине, только в значительно большем масштабе. Решить этот вопрос предполагалось в том числе и с помощью БПЛА, однако существует тенденция, что и БПЛА со временем становятся всё более дорогими и сложными, что во многом нивелирует смысл их использования.

Вообще, номенклатура БПЛА, применяемых для ведения боевых действий, чрезвычайно широка. Она начинается от самых дешёвых моделей – FPV-дронов-камикадзе, стоимостью (условно) 50 тыс. рублей, и заканчивается сверхвысокотехнологичными машинами типа американского стратегического разведывательного БПЛА RQ-4 Global Hawk. В принципе, ни к недорогим FPV-дронам-камикадзе, ни к БПЛА RQ-4 Global Hawk претензий по критерию стоимость/эффективность нет – эти машины вполне ему соответствуют. Вопрос в другом – что уже существующие, вполне эффективные модели БПЛА постепенно эволюционируют и в процессе становятся всё более сложными и дорогими, в результате чего постепенно полностью теряют свою актуальность.

Рассмотрим этот вопрос на примере нескольких стран мира – ведущих производителей БПЛА.

США


Например, на смену БПЛА MQ-1 Predator стоимостью 3–4 млн долларов пришёл БПЛА MQ-9 Reaper стоимостью 16–30 млн долларов (в зависимости от комплектации), пусть и обладающий куда более продвинутыми характеристиками, но концептуально сопоставимый со своим младшим братом. И если при цене 4 млн долларов БПЛА – это практически «расходник», то 30 млн долларов – это уже сопоставимо со стоимостью пилотируемого боевого самолёта или вертолёта.


MQ-1 Predator (слева) и MQ-9 Reaper (справа)

А ведь американский военно-промышленный комплекс на этом не остановился, был разработан ещё более сложный и явно дорогой БПЛА Avenger, пусть пока и не продвинувшийся далее опытного образца, но потенциально способный сравняться по стоимости с истребителями пятого поколения.


БПЛА Avenger

Вообще у США очень много проектов БПЛА, какие-то из них потенциально могут стать чрезвычайно удачными по критерию стоимость-эффективность, а в каких-то лишь явно прослеживается желание американского ВПК «срубить немного деньжат».

Турция


Известность ВПК Турции во многом принёс аналог американского БПЛА MQ-1 Predator – БПЛА Bayraktar TB2, показавший себя в ходе армяно-азербайджанского конфликта. Впрочем, в ходе российско-украинского конфликта успехи БПЛА Bayraktar TB2 были уже значительно скромнее, настолько даже, что сейчас о них вообще ничего не слышно – видно, в Турции решили не портить трудом и коварством заработанный имидж ради нестабильного ситуативного союзника.

Предполагаемая стоимость БПЛА Bayraktar TB2 составляет порядка 5 млн долларов, что с учётом инфляции сравнимо со стоимостью БПЛА MQ-1 Predator.


БПЛА Bayraktar TB2

Вслед за БПЛА Bayraktar TB2 ВПК Турции был разработан БПЛА Anka, чья стоимость, составляющая порядка 15–20 млн долларов, уже ближе к американскому же БПЛА MQ-9 Reaper, впрочем, как и характеристики.

Правда, здесь есть нюанс – в отличие от американского MQ-9 Reaper, заменившего MQ-1 Predator, БПЛА Anka не меняет, а дополняет Bayraktar TB2, то есть они занимают разные сегменты, как на рынке, так и в вооружённых силах Турции.


БПЛА Anka

Ну и вершиной турецкого ВПК является проект реактивного ударного БПЛА Bayraktar Kızılelma в модификациях MIUS-A (дозвуковой) и MIUS-B (сверхзвуковой). В разных модификациях используются украинские ТРД (с советскими корнями) АИ‑25ТЛТ и АИ-322Ф или турецкие TF-6000. Также на указанном БПЛА реализованы технологии снижения заметности. Однако, надо полагать, что и цена будет соответствующей.


БПЛА Kızılelma

Россия


В России всё похоже, но сложнее. Практически одновременно у нас велись разработки БПЛА «Орион» – аналога турецкого БПЛА Bayraktar TB2, американского БПЛА MQ-1 Predator и других подобных машин, БПЛА «Альтаир»/«Альтиус», сравнимого по характеристикам с турецким БПЛА Anka и отчасти американским БПЛА MQ-9 Reaper, а также тяжелого, малозаметного, реактивного и явно дорогого БПЛА С-70 «Охотник» – в каком-то смысле являющегося аналогом турецкого БПЛА Bayraktar Kızılelma и американского БПЛА Avenger.


БПЛА «Орион» (вверху), БПЛА «Альтаир»/«Альтиус» (в середине) и БПЛА С-70 «Охотник» (внизу)

Испытания БПЛА С-70 «Охотник» пока продолжаются, в то время как БПЛА «Орион» вроде как уже производятся серийно, правда, информации об их применении в зоне Российской специальной военной операции (СВО) на Украине крайне мало.

При этом есть некоторое информационное затишье в части разработки БПЛА «Альтаир»/«Альтиус».

Несколько лет назад были анонсированы и другие БПЛА – «Гром», «Сириус», «Гелиос», «Молния», однако о стадии и текущем статусе их создания сведений пока нет.

Иран


Ещё один пример – амбассадор иранского ВПК БПЛА-камикадзе «Герань-2», который «в девичестве» именовался Shahed 136. Можно предположить, что в существующем виде БПЛА «Герань-2»/Shahed 136, видимо, близок к идеалу по критерию стоимость/эффективность, однако, судя по всему, в Иране испытывают этот БПЛА в версии с турбореактивным двигателем (ТРД).

Приведёт ли это к значительному росту характеристик?

Маловероятно, возможно, вырастет только скорость полёта, а дальность при этом может даже снизиться. А вот то, что возрастёт стоимость – это почти гарантированно. Не стоит забывать и о том, что мощный ТРД значительно повысит тепловую заметность БПЛА и сделает его более уязвимым для зенитных ракет с инфракрасными головками самонаведения (ИК ГСН). Кроме того, низкая скорость иногда является и преимуществом – вспоминаем украинский МиГ-29, подбивший сам себя осколками сбитой им же «Герани».


Классический БПЛА Shahed 136 и, предположительно, модификация Shahed 136 с ТРД

Дальше. Выше. Дороже


Как мы видим даже на примере этой небольшой подборки, существует явная тенденция как по улучшению тактико-технических характеристик БПЛА, так и по увеличению их стоимости. Причём в некоторых случаях это происходит безальтернативно, то есть США просто заменили относительно дешёвый БПЛА MQ-1 Predator на значительно более дорогой БПЛА MQ-9 Reaper.

Вопрос в том, насколько такая дорогая модернизация целесообразна?

К примеру, рассматривая ситуацию в контексте СВО, что принесло бы большую пользу – 1 БПЛА MQ-9 Reaper или 4–8 БПЛА MQ-1 Predator, которые можно было бы приобрести за эти же деньги?

Кто-то скажет, что у БПЛА MQ-9 Reaper будут выше шансы выжить на поле боя? Нет, это не так. Для средств противовоздушной обороны (ПВО) обе эти машины примерно сопоставимы по сложности поражения, да и реактивные БПЛА ПВО «отработает».

У БПЛА MQ-9 Reaper полезная нагрузка больше, чем у MQ-1 Predator? Да, но не в 4 раза, и тем более не в 8 раз. Кроме того, 1 БПЛА MQ-9 Reaper явно не сумеет быть в 4–8 местах одновременно, а это может играть первостепенное значение.

Увеличение скорости? Для современных средств ПВО это не критично, вдобавок иногда более медленную цель даже сложнее поразить – пример был приведён выше.

Основная проблема в том, что любой БПЛА может быть сбит. Практически гарантированно. На заре развития БПЛА много говорилось о том, что БПЛА потенциально смогут реализовывать такую перегрузку, крутить такие виражи, которые не может выдержать человек, что позволит им уходить от зенитных управляемых ракет (ЗУР), однако пока таких БПЛА нет, и не предвидится.

Таким образом, повышение сложности и стоимости БПЛА должно иметь под собой очень вескую причину. Необходимо обеспечить чёткую сегментацию БПЛА по решаемым ими задачам и не допускать увеличения стоимости тех БПЛА, которые в любом случае будут периодически уничтожаться зенитно-ракетными комплексами (ЗРК) в силу специфики решаемых ими задач.

Ни в коем случае не стоит гнаться за идеей многофункциональных БПЛА – это приведёт к росту их стоимости до заоблачных высот, как это уже произошло с пилотируемыми боевыми самолётами. Приоритетом необходимо считать узкую специализацию БПЛА, при этом в рамках одной базовой модели может существовать множество модификаций для решения разных узких задач.

К примеру, в состав БПЛА, предназначенного для охоты за бронетехникой противника, должна входить оптико-электронная система (ОЭС), тогда как в БПЛА, предназначенный для поражения стационарных целей, она избыточна, а радиолокационная станция (РЛС) нужна БПЛА, использующемуся в качестве самолёта дальнего радиолокационного обнаружения (ДРЛО) или БПЛА, предназначенному для охоты на другие летательные аппараты.

Отдельная стоимость – БПЛА-камикадзе, особенно большой дальности. Их одноразовая «сущность» подразумевает необходимость максимальной минимизации их цены. Например, установка ТРД на БПЛА Shahed 136 вызывает очень серьёзные вопросы в плане её целесообразности.

Какой тогда формат модернизации оптимален для БПЛА-камикадзе?

Тот, что предоставит максимальные преимущества при минимальном увеличении стоимости.

Малозаметность? Если речь идёт об изменении обводов стеклопластикового корпуса, пусть даже с небольшим ухудшением аэродинамики, или теплоизоляции двигателя с помощью условной «минеральной ваты» то, скорее всего, это целесообразно. А если подразумевается применение спецпокрытий и дорогих конструктивных материалов, то однозначно – нет.

Другой пример значительного повышения эффективности БПЛА-камикадзе большой дальности – это возможность перенацеливания в полёте. Если ставить на каждый такой БПЛА дорогостоящую помехозащищённую систему связи со спутниками, то это неприемлемо. А вот если мы поставим простую «гражданскую» систему связи со спутниками (которых у нас пока нет, но уже есть у США и Китая), то это даст огромные преимущества.

При этом проблему радиоэлектронной борьбы (РЭБ) можно обойти тактикой применения – всю территорию противнику РЭБ не закрыть, так что доступность БПЛА-камикадзе для перенацеливания по помехонезащищённым каналам связи можно обеспечить путём прокладки части его маршрута вдали от закрываемых РЭБ объектов.

Выводы


Во многом БПЛА призваны решить проблему чрезмерного увеличения стоимости современных вооружений и огромной стоимости их эксплуатации.

Проблема в том, что стоимость самих БПЛА начинает постепенно возрастать.

Необходима чёткая сегментация БПЛА, определяющая, где увеличение стоимости с соответствующим ростом ТТХ обосновано, а где категорически недопустимо.
67 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +5
    30 октября 2023 05:04
    К примеру, в состав БПЛА, предназначенного для охоты за бронетехникой, должна входить оптико-электронная система (ОЭС), тогда как в БПЛА, для поражения стационарных целей, она избыточна, а радиолокационная станция (РЛС) нужна БПЛА, использующемуся в качестве самолёта дальнего радиолокационного обнаружения

    БПЛА должна быть модульной - единый планер и единый двигатель. Разная - только начинка, в зависимости от назначения. Вот это будет настоящая и интересная задача для инженеров, а для армии - находка...

    П.С. Подобные дискуссии мне напоминают межвоенные споры о роли танка в будущей войне. Все понимали, что танк оружие весьма и весьма грозное, однако, его место в будущем современном бое было очень туманным. Как один из вариантов его применения - прорыв проволочных заграждений (привет из ПМВ!)...
    1. +4
      30 октября 2023 05:35
      Ну... американская стратегия по БПЛА и вообще по авиации такая- убрать самое уязвимое и дорогое звено из авиации- летчика. Всё остальное, в том числе и стоимость -вторично.
      1. -7
        30 октября 2023 06:02
        Цитата: Monster_Fat
        убрать самое уязвимое и дорогое звено из авиации- летчика.

        Новые загрызенные ракеты для С-400, благодаря которым за последний месяц удалость сбить невероятное количество украинских самолетов, мне кажется, ставят крест на пилотируемой авиации, как отдельном типе вооружений.
        1. 0
          30 октября 2023 07:36
          Поэтому для су-57 разработан су-70
        2. -2
          30 октября 2023 10:35
          Пока что новые ЗРК уверенно сбивают только не стелс самолеты. Вот когда они начнут пачками сбивать стелсы, тогда и можно будет ставить крест на не то что на пилотируемой авиации, а на многоразовой авиации вообще. Но, ИМХО, такого не случится никогда.
          Во первых стелс резко снижает дальность действия ЗРК, и по сути низводит С-400 до какого нибудь Бука, а Бук до Тора. Т.е. красивая картинка в мурзилках с эшелонированной обороной и сплошным прикрытием фронта превращается в набор не связанных между собой ЗРК, где каждый сам за себя.
          А во вторых, у многоразовой авиации всегда будет гигантское преимущество системного характера - высочайшая мобильность и многоразовость средства доставки одноразовых имитаторов и средств поражения до района применения. Что означает относительно низкую цену каждого удара, что обеспечивает возможность массированных атак на истощение (массированные удары Искандерами и Калибрами по каждому ЗРК не потянет ни одна экономика), и никакие ЗРК подобному не способны этому противостоять в принципе, при условии что используются стелс самолеты и конфликт на больших площадях.
          1. +5
            30 октября 2023 19:32
            А кто-то использовал стелс-самолеты в зоне действия современных ЗРК? Вот когда их начнут "пачками" использовать в зоне БД, то и сбивать начнут. Вообще-то стелс - технология не всеракурсная и не всеволновая. Как Вы думаете, с той же низкой орбиты (250-300 км) будет видно F-35 - светиться будет вся фронтальная плоскость? А сбоку какая у него ЭПР будет?
            Я думаю, будет как в СВО с западным вооружением. Сначала - использование довольно эффективное, затем научились, настроились и первоначальная эффективность пропадает.
          2. +2
            31 октября 2023 13:14
            Во первых стелс резко снижает дальность действия ЗРК, и по сути низводит С-400 до какого нибудь Бука, а Бук до Тора. Т.е. красивая картинка

            Пока это тоже красивая картинка.
            Не применялись стелсы ни разу по эшелонированному ПВО, а уж по ПВО с авиационной компонентой скорей всего и не будут.
        3. +3
          30 октября 2023 12:35
          Цитата: ism_ek
          ставят крест на пилотируемой авиации, как отдельном типе вооружений.

          Да ни разу. Законы физики никто не отменял. "Загрызенные"))) или дальнобойные ракеты сам комплекс может применять очень ограниченно используя только свою РЛС. Чтобры раскрыть их потенциал С-400 должен работать в паре с самолетом или БПЛА ДРЛОиУ.
          1. 0
            30 октября 2023 13:07
            Цитата: JD1979
            Чтобры раскрыть их потенциал С-400 должен работать в паре с самолетом или БПЛА ДРЛОиУ.

            Это называется "сетецентрическая война" (!) ,когда бой ведут сетецентрические системы и комплексы ! Подобные системы и комплексы разрабатываются и начинают "потихоньку" появляться ! Это уже не фантастика,хотя далеко не всем пока доступно !
          2. 0
            31 октября 2023 13:16
            Чтобры раскрыть их потенциал С-400 должен работать в паре с самолетом или БПЛА ДРЛОиУ.

            Дмитрий, вы как-то на неделю опоздали.... laughing
      2. 0
        30 октября 2023 06:18
        Цитата: Monster_Fat
        убрать самое уязвимое и дорогое звено из авиации- летчика

        Вот в эту сторону надобно и думать!
        1. -3
          30 октября 2023 10:48
          Если думать в эту сторону до логического конца, то неизбежно выходит что не только в самолете, но и вообще во вселенной человеку нет места. Ибо он крайне неэффективен, при минимальной отдаче и колоссальных издержках, выдает минимальный полезный эффект, да к тому же фундаментально иррационален, мыслит мифами и догмами, но не логикой и фактами, не способен видеть мир таким какой он есть, а значит шансов на исправление не имеет. Зачем такое суррогатное решение Эволюции, когда уже родился практически идеальный вид с неограниченным потенциалом совершенствования, следующая ступень жизни в виде ИИ? Так что нам, людям, на самом деле стоит думать ровно об обратном, как не запустить необратимый эволюционный процесс, который отменит людей совсем. И это я не о глупом сценарии из Терминатора.
          1. +1
            30 октября 2023 14:40
            Цитата: Мимопроходящий
            Если думать в эту сторону до логического конца, то неизбежно выходит что не только в самолете, но и вообще во вселенной человеку нет места. Ибо он крайне неэффективен, при минимальной отдаче и колоссальных издержках, выдает минимальный полезный эффект, да к тому же фундаментально иррационален, мыслит мифами и догмами, но не логикой и фактами, не способен видеть мир таким какой он есть, а значит шансов на исправление не имеет.

            Пан Лем писал об этом сорок лет назад - в своей работе "Системы оружия двадцать первого века, или Эволюция вверх ногами".
            У него было и "обезлюживание" поле боя вследствие невозможности для "мешков с мясом" выжить на нём. И замена лиц, принимающих решения, искусственным интеллектом - ибо там, где речь идёт о миллисекундах, человеку не место.
    2. -3
      30 октября 2023 08:31
      Цитата: Luminman
      БПЛА должна быть модульной - единый планер и единый двигатель.

      Главное двигатель. В чем уникальность Герани? Это двигатель мощностью 50 л. с. при весе 16 кг!!
      Немецкий оригинал, стоит как немецкий внедорожник. Собственно поэтому в нашу сторону и не летят тысячи украинских Гераней. Дорого. Иранцам (или китайцам) же удалось существенно сократить стоимость двигателя.
      Планер вторичен, под двигатель и начинку можно сделать любой.
    3. -2
      30 октября 2023 08:39
      Цитата: Luminman
      БПЛА должна быть модульной - единый планер и единый двигатель. Разная - только начинка, в зависимости от назначения.

      Модульный, в какой то мере универсальный, это значит ни какой по всем задачам.
    4. +2
      30 октября 2023 11:55
      Кстати почти на всех БПЛА мира стоит один и тот же австрийский движок
    5. 0
      31 октября 2023 12:25
      Цитата: Luminman
      БПЛА должна быть модульной - единый планер и единый двигатель. Разная - только начинка, в зависимости от назначения. Вот это будет настоящая и интересная задача для инженеров, а для армии - находка...

      Это вопросы к промышленности скорее ,но когда покупают американские тренжеря ,какие тут на хрен модульные схемы . Вы входим в эпоху военной нестабильности и если бы не СВО ,то мы бы отстали от Запада совсем (в плане БПЛА )
  2. +7
    30 октября 2023 05:43
    Если ставить на каждый такой БПЛА дорогостоящую помехозащищённую систему связи со спутниками, то это неприемлемо.

    А почему?
    Вообще-то дороговизна решается временем и массовой продукцией.
    Где были потрачены деньги - это НИР и ОКР. Они и делали верхнии модели дорогими. ПО, электроника.
    Какие были WiFi роутеры и приемники 15 лет назад - не помните? Да и спутниковая связь прыгнула - тот же Илона назапускал... и такая электроника вполне миниатюризируется и теряет в цене очень быстро при развитии...
    Верхние модели - тот же раптор - это электроника и программное обеспечение. Плюс естественная эволюция систем связи. Раптор - весьма не новая разработка, но вот писать винды с нуля или из виндоу 10 сделать 11 - совсем разная работа с кумулятивным эффектом. А планер, двигатели - собьют/не собьют, броня или снаряд - все меняется и электроника и системы противодействаия не стоят на месте.
    Вот с верхними моделями у нас поэтому все плохо и лезть туда, действительно, ни к чему.
    Американцы давно - и на мой взгляд, весьма правильно - рассматривали пилотируемые самолеты просто как воздушную платформу для оружия. А платформе пилот не очень и нужен.

    Ну, про одноразовые и так понятно - при реальном массовом производстве всяких Шахидов цена падает до минимальной - производство, например, двигателей в сотнях тысячах в год (если) снизит цену до игрушки.
    1. KCA
      0
      30 октября 2023 07:55
      Помним, у меня и сейчас стоит ви-фи роутер лет 15-ти, и что? Размер обычный, работает и по витой паре и по ви-фи, проблем нет, прошивку, правда, сменил на DD-WRT, но это мелочи
      1. +1
        30 октября 2023 20:16
        Цитата: KCA
        Помним, у меня и сейчас стоит ви-фи роутер лет 15-ти, и что? Размер обычный, работает и по витой паре и по ви-фи, проблем нет, прошивку, правда, сменил на DD-WRT, но это мелочи

        Вы, наверное, разницу между 2G и 5G знаете?
        Вот и тут то же самое.
        Обьемы передоваемой информации для хорошего использования дрона растут почти экспотенциально.
        Ну если не картинку 640х250 считать достаточной для высокоуровневого дрона. И не передавать ему карты, 3d образы цели в разных диапазонах - ИК, радио, оптика, уф
        1. KCA
          +1
          31 октября 2023 10:02
          3Д карту Европы я видел в 1992 году для маршрута полёта КР, интернет тогда ещё только в некоторых местах был, никаких 2G или 5G, был толстый или тонкий кабель для сети, внутренней
  3. -5
    30 октября 2023 05:59
    Однозначно, надо снижать стоимость и увеличивать массовость БПЛА.
    Давайте вспомним ВОВ. За 4 года войны советской промышленности удалось снизить стоимость авиатехники в 2..3 раза, без существенного снижения функциональности.
    В результате командующий гарнизоном Кёнигсберга писал про штурм города советскими войсками: "Крылья советских бомбардировщиков закрывали небо"
    Вот залог победы, в не создание страшно дорогой "вундервафли".
    Естественно массовость не единственный залог успеха. Вспомним, как под Изюмом украинцы захватили целый арсенал ракет Торнадо С - нашего аналога Himars, по сути тоже БПЛА. Не помогли они нашим военным остановить врага. Ударные БПЛА, без разведывательных БПЛА и грамотного командования ничего сделать не могут.
    1. -3
      30 октября 2023 11:22
      Увеличивать массовость БПЛА для каких целей? Как залог победы? Так не способны они принести победу в принципе.
      БПЛА это оружие обороны, легкое оружие позиционной войны. Эффективное лишь в поражении малых групп бойцов, вывода из строя техники (уничтожение не гарантированно, скорее ситуативно). Инфраструктуру оно уже не способно уничтожить.
      Наступательное же оружие - это то что тотально уничтожает окопавшегося противника и его тяжелые огневые средства поражения. Изолирует противника.
      Способны БПЛА вести подавляющую контрбатарейную борьбу? Очевидно нет. Сегодняшняя ситуация четко дает этот ответ. Разрушить укрепрайоны? Нет. Изолировать поле боя? Нет. Отдельные, удачно подловленные грузовики и жд составы никакой роли не играют. Для этого нужно минирование, разрушение дорог и мостов, уничтожение топливохранилищ и складов, отсекающий непрерывный огонь по площадям. Ни для одной из этих задач они не подходят.
      1. -1
        30 октября 2023 11:52
        Аналогично выглядели самолёты во время первой мировой, хилые, дорогие, слабо защищённые, с малой полезной массой
        1. +1
          30 октября 2023 15:52
          Самолеты стали эффективны когда резко возросла их боевая нагрузка, т.е они потяжелели, усложнились, и, соответственно, подорожали на три порядка. Если применить ту же логику к БПЛА, то это получится обычная крылатая ракета. Она уже исчерпывающе продемонстрировала свой потенциал. Никаким чудо-оружием она и близко не является. По причине заоблачно высокой цены.
          1. -1
            30 октября 2023 18:51
            Самолёты стали дороже на три порядка, но во время первой мировой их клепали сотнями, а во время второй тысячами. Походу экономика выросла на четыре порядка. Странно что вы считаете что БПЛА должен стать крылатой ракетой, это типа как считать камикадзе финалом развития авиации, а не бессилия японцев.
            1. 0
              30 октября 2023 20:56
              Я считаю что БПЛА просто уже некуда особо развиваться, понятно что будет ИИ, сетецентризм, но суть этого оружия кардинально не изменится.
              Либо дешевая замена КР. Исключительно малоразмерная, для массированного применения по легким целям, потому что с тяжелой БЧ, в сотни кг, сделать дешевый и эффективный БПЛА невозможно. Обязательно получится очередная дорогущая КР.
              Либо замена пилотируемой авиации с ее мощными средствами поражения. Но такая-же безумно дорогая, с безумно длительным циклом производства. А значит в большой и длительной войне с равным противником главной роли они играть не смогут никак, ибо будет их мало, и будут их всеми силами беречь, либо для специфических задач, либо на крайние ситуации.
              Единственная потенциальная ниша для более менее-массового применения по серьезным целям - очень дешевый, обязательно дозвуковой (для длительности патрулирования, дальности и дешевизны), обязательно стелс (чтобы обесценить дальнобойное ПВО), транспортник, для сброса планирующих боеприпасов вне зоны действия вражеской ПВО. Только вот для него ИИ, возможно, скорее, вреден, ибо, вместе с радарами и прочей крутой электроникой, резко удорожает самолет. Обычного пилота и навороченного (но на фоне цены РЛС с АФАР копеечной цены) подключения к командной сети хватит за глаза. Т.е. эта ниша не очень-то подходит для БПЛА.
              ИМХО, БПЛА не стали сейчас, и не смогут стать в будущем новым Богом Войны, коим пока, бессменно, является артиллерия. И альтернатив ей не видно.
              1. 0
                30 октября 2023 21:20
                БПЛА есть куда развиваться. Их должно быть просто много. Вон американцы невиданное количество авиации во Вьетнаме потеряли, но не развалились экономически, они одновременно с этим лунную гонку выиграли. А ведь там авиация была передовая, дорогая, клепали её тоже тысячами. БПЛА должны стать умнее, они летают сутками, они могут выдержать большую перегрузку. Что мешает убрать с Як-130 один движок и кабину пилота, засунув туда компуктер? Будет прекрасный лёгкий штурмовик, который при желании можно клепать сотнями. И РЭБ в часть из них можно засунуть, и часть станет истребителями. Для Як-130 даже вариант ДРЛО был! А впереди беспилотников можно запускать волны гераней или вообще воздушных шариков, обклееных фольгой. Что сейчас любят делать мало и дорого, а потом ещё трястись о потерях - так только больше потерь будет
            2. 0
              14 декабря 2023 00:41
              Цитата: alexoff
              во время первой мировой их клепали сотнями, а во время второй тысячами.

              В Первую мировую произвели 145000 аэропланов. Это при том, что в ПМВ Япония их практически не производила (в ВМВ сделала 85 000), а США подключились лишь в самом конце, так что большая часть американской авиации летала на французских самолетах (в ВМВ же американцы сделали чудовищные 300 000). Если взять две страны (Британию и Японию), которые массово производили самолеты в обе мировые войны, то окажется, что разница будет всего три раза в пользу Второй мировой, а если брать период устоявшегося производства, то всего 2 раза.
              1. 0
                14 декабря 2023 01:48
                Цитата: Ярослав Тэккель
                в ПМВ Япония их практически не производила

                Цитата: Ярослав Тэккель
                Если взять две страны (Британию и Японию)

                удивительное рядом!
                Цитата: Ярослав Тэккель
                большая часть американской авиации летала на французских самолетах

                там французского только лицензия на производство

                Давайте сравним какие-нибудь страны, которые не слишком страдали от морской блокады и недостатка всяких разных металлов, например Германию и СССР. Я уж не буду вспоминать про то, что американцы потеряли во Вьетнаме невообразимое по современным меркам количество авиации и ничего, не развалились, даже смогли человека на луну отправить. Маск вон спутники на конвейере собирает по несколько штук в день, при желании можно дешевыми беспилотниками типа байрактара небо закрывать. А полсотни пепелацев, как у ВСУ, погоды конечно не сделают на большой войне.
      2. -1
        30 октября 2023 12:29
        Почему неспособно уничтожить инфрастуктуру? От массовых налетов, как продемонстрировал ХАМАС, никакая ПВО не спасет.
        1. +5
          30 октября 2023 15:36
          Что конкретно они уничтожили? Сто человек? Повредили сотню зданий? Оставили сто воронок в асфальте? Вы это понимаете под "уничтожением инфраструктуры"? Как это мешает, делает невозможным, функционирование не то что армии, а просто города? Может там пропало электричество, невозможна доставка грузов, может хотя-бы отключились банкоматы? Какой военный эффект от этих тысяч ракет? Довели до невроза тысячи израильских домохозяек? Люди в паре городов перестали ходить на работу? Ну так они все скопом в армию пошли. Что за чудо-оружие, которое не уменьшает силу врага, а кратно ее увеличивает?
      3. +1
        30 октября 2023 20:21
        Цитата: Мимопроходящий
        БПЛА это оружие обороны, легкое оружие позиционной войны.

        Не уверен, что вы правы.
        Имея постоянно, круглосуточно над полем боя пару сотен БПЛА, на высоте и в глубине противника пару десятков высокоуровневы с дальнобойными боеприпасами - это и есто "изоляция поля боя" и "контрбатарейная борьба" - причем последнее могут делать сами дроны и время реакции - секунда.
        Другое дело - реальость наша.
        Можем сделать много простых дронов, на каждого нужен водитель... Но тем не менее висеть по 24 часа и изолировать - могут, при "наступлении" на каждый сарй группами из 2-6 таков - масштаббы совсем не гиганские.
        1. -1
          30 октября 2023 21:57
          Вот здесь и сейчас, если бы мы достали из рукава миллионы дронов, а у противника столько бы не нашлось, то да, наверное эффект бы был. Но здесь и сейчас их взять неоткуда, а уже через несколько месяцев, максиму лет, их золотое время безвозвратно уйдет (большие БПЛА типа Байрактаров, уже сейчас не слишком эффективны), ибо они крайне уязвимы по своей сути и для РЭБ, и для физического поражения, и сделать множество разнообразных, по принципу действия, средств их нейтрализации, задача относительно простая и уже сейчас частично решена. Но требует некоторого времени на разработку/насыщение войск.
          Да и не только в этом дело. Даже если ни враг, ни мы ничего не будем делать для нейтрализации дронов, ситуация никак не измениться. Над нашими, наступающими на сарайчик, танками, будет висеть ровно такое же гипотетическое облако вражеских БПЛА. Куда там наступать. И наше гипотетическое облако ничем в этой ситуации не поможет. В этом одна из причин позиционного тупика. Надежда, что у нас будет много дронов и БПЛА, а у них мало, ни на чем не обоснованна. Это ЗРК, самолеты, и т.п. стоят очень дорого, их мало, они имеют длительный цикл производства, и не факт что Украина их получит в желаемом объеме, а вот разных БПЛА и дронов она сможет наклепать сама/получить от союзников столько сколько нужно, ибо они относительно дешевы и быстро производятся. Нет и не будет у нас в этом никакого системного преимущества.
          1. -7
            31 октября 2023 12:31
            Мимопроходящий, ну и где Ваша пилотируемая авиация с ее огромным ударным потенциалом на СВО?
            Наши "смелые пилоты" год ждали пока тысячи дронов вычистят прифронтовую полосу от ЗРК противника. А где удары по узловым станциям в прифронтовой полосе? Почему выслеживают эшелоны противника и уничтожают их дроны? А... наши пилоты ждут, пока дроны станут мощнее и расчистят для них не 50... а 200 км.
            Наша авиация пилотируемая авиация скорее мертва чем жива. Страшно дорогие самолеты, страшно сложные в освоении.. Для СВО нам нужны десятки тысяч самолетов, но если мы напряжемся и сделаем их, где брать пилотов. Шесть пилотов уже на запад сбежало с начала СВО.
            Зачем вообще эта маята с пилотами? Да есть герои их много, но....
            1. +1
              1 ноября 2023 09:37
              Первое - конкретно наша авиация непригодна для полноценной войны. Ибо безнадежно устарела. Устоявшееся Мнение руководства и вообще народных масс, не имеющее реального обоснавания, что де давайте дешево модернизируем четвертое поколение, и будет норм, а уж Су-35 так практически ничем не хуже пятого поколения, и вообще стелс от лукавого, привело к закономерным последствиям. Она слишком легко сбивается, а темпы ее производства не позволяют восполнить даже весьма умеренные потери, условно в сотню в год. И при ее цене наращивать производство до потребных при таких потерях до сотен и тысяч в год просто невозможно по экономическим причинам.
              Второе - конкретно американская, стелс, тоже мало пригодна для большой длительной войны. Потому что тоже уязвима, тоже будет сбиваться, пусть и в на порядок меньшей пропорции на вылет, чем наша, но и вылетов будет на порядки больше нашей, ибо она у них искусственно назначена роль Бога Войны. А цена, сложность технологий, еще выше. Т.е. получается ровно та же картина, что и у нас, пусть их и авиация будет куда более эффективна, но не она будет определять исход войны. Вернее, если успел выиграть войну растратив довоенный накопленный парк самолетов, то авиация будет ключом к победе, если нет, то авиация перейдет в жесткий режим сбережения, для точечного применения.
              Третье - выход из этого, очередного, тупика есть - сетецентризм плюс относительно дешевый, пилотируемый, дозвуковой стелс в связке с планирующими высокоточными боеприпасами и прочими ракетами, где самая дорогая часть это стелс, и нет ни суперкрутых движков с чудовищной тягой, ни даже РЛС с АФАР, да и вообще РЛС. Обзор, наведение только через сеть. Более того, даже ИИ не нужен, пилот будет проще и дешевле. Естественно не тот пилот который сейчас, суперпрофи, а обычный водитель телеги, чтобы "нажимать кнопки". Всю интеллектуальную часть будет делать стационарные ИИ в сети.
              Конкретно по дронам отвечал тысячу раз - вот мы наблюдаем прямо сейчас звездный час дронов, получили мы победу? Может хоть получили преимущество? Я лично ничего подбойного не наблюдаю. А наблюдаю позиционный тупик. Такова реальность, нравится она вам или нет - там где дроны правят бал, там позиционный тупик. Остальное от лукавого.
              1. 0
                6 ноября 2023 19:27
                наблюдаем прямо сейчас звездный час дронов, получили мы победу?

                Для того чтобы наступил этот звездный час и победа нужны еще и сами эти дроны. А наша промышленность пока не может наладить их поточное производство и насыщение армии. Простые Гражданские относительно дешевые бпла которые закупаются волонтерами в китае и передаются нашим военным понятно погоды не сделают. Да и выпускаемые в небольших количествах в нашей стране давно устаревшие "орланы", форпосты тоже. О Орионах, альтиусах ,о них верно сказано в статье, не слышно и не видно. По сути наша страна до сих пор не имеет своего современного флота беспилотников, производимых на ее территории. А причина понятна не можем производить для них ни двигатели ни другие необходимые комплектующие. Так о каком звездном часе БПЛА у нас может идти речь.
      4. Комментарий был удален.
  4. +2
    30 октября 2023 06:56
    Каждый человек необходимо приносит пользу, будучи употреблён на своём месте.
    (Козьма Прутков)

    То же самое можно сказать о любой технике, включая БПЛА.
    Не стоит путать дорогущий разведивательный БПЛА с копеешным дроном-камикадзе. У них разные задачи и поэтому разная цена.
  5. +3
    30 октября 2023 07:50
    Цитата: tsvetahaki
    Если ставить на каждый такой БПЛА дорогостоящую помехозащищённую систему связи со спутниками, то это неприемлемо.

    А почему?
    Вообще-то дороговизна решается временем и массовой продукцией.
    Где были потрачены деньги - это НИР и ОКР. Они и делали верхнии модели дорогими. ПО, электроника.
    Какие были WiFi роутеры и приемники 15 лет назад - не помните? Да и спутниковая связь прыгнула - тот же Илона назапускал... и такая электроника вполне миниатюризируется и теряет в цене очень быстро при развитии...
    Верхние модели - тот же раптор - это электроника и программное обеспечение. Плюс естественная эволюция систем связи. Раптор - весьма не новая разработка, но вот писать винды с нуля или из виндоу 10 сделать 11 - совсем разная работа с кумулятивным эффектом. А планер, двигатели - собьют/не собьют, броня или снаряд - все меняется и электроника и системы противодействаия не стоят на месте.
    Вот с верхними моделями у нас поэтому все плохо и лезть туда, действительно, ни к чему.
    Американцы давно - и на мой взгляд, весьма правильно - рассматривали пилотируемые самолеты просто как воздушную платформу для оружия. А платформе пилот не очень и нужен.

    Ну, про одноразовые и так понятно - при реальном массовом производстве всяких Шахидов цена падает до минимальной - производство, например, двигателей в сотнях тысячах в год (если) снизит цену до игрушки.


    все проще: сегодня "дороговизна" - это мерило жадности, т.к. понятие "себестоимость" и "рентабельность" - отсутствуют как класс
  6. +2
    30 октября 2023 08:30
    Сори конечно, но вся статья такой бред. Полное непонимание материала.
    Например, на смену БПЛА MQ-1 Predator стоимостью 3–4 млн долларов пришёл БПЛА MQ-9 Reaper стоимостью 16–30 млн долларов

    MQ-1 стоит на вооружении армии США, MQ-9 Reaper стоит на вооружение ВВС США (флоте и КМП еще). Они существуют параллельно. Естественно MQ-1 не вытеснил А-10, они применялись(ются) параллельно в Афганистане и Ираке. И так далее. Отсюда неверность выводов.
    П.с. БПЛА применяются со времен 2 мировой войны, в том же Вьетнаме сделали тысячи боевых вылетов.
  7. -1
    30 октября 2023 10:09
    "Необходима чёткая сегментация БПЛА, определяющая, где увеличение стоимости с соответствующим ростом ТТХ обосновано, а где категорически недопустимо. "
    Это и так понятно. Любому по сути.
    Все упирается в мощности, школу разработки и уровень коррупции. А вот про это ни слова в заметке.
  8. 0
    30 октября 2023 11:34
    Бпла -это звено цепи от ионосферных бпла до подводных.
  9. +2
    30 октября 2023 11:36
    Лично я считаю, что БПЛА должны выполнять только разведывательно-корректировочные и ударные функции. Они должны подразделятся по сфере употребления на стратегические, оперативно-тактические и тактические; по радиусу работы на дальние, средние и ближние; по типу движетеля на реактивные, турбовинтовые и винтовые; по типу действия на ударные, корректировочные и разведывательные, по конструкции на самолётного и вертолётного типа. Так называемые "дроны-камикадзе" я не считаю ни БПЛА, ни "ударными дронами". Если бы не их скорости и тип движетеля, я отнёс бы их к классу ДУКР (дистанционно-управляемые крылатые ракеты), но это получается новый класс вооружений - ДУБ (дистанционно-управляемые боеприпасы). И не надо их называть "ударными" или "камикадзе": ударные средства так называются не из-за того, что сами ударяются по цели, а потому что наносят по цели удар своим вооружением. Кстати, боеголовка - не вооружение, а элемент конструкции боеприпаса. И уж тем более оператор такого боеприпаса не жертвует собой, как и оператор управляемой ракеты, чтобы упоминать камикадзе.
  10. +1
    30 октября 2023 11:43
    Надо же, вполне вменяемая статья у Митрофанова. Ну да ладно.
    Успех БПЛА связан с двумя причинами. Первая, это то, что ПВО долгое время затачивалось стрелять по тем, кто дальше, выше, быстрее. Вторая, это размеры большинства самих БПЛА, весьма крохотные.
    Но отсюда сразу же две проблемы, дыру в ПВО заткнут и тем же байрактарам уже ничего не светит, а сверхмалые БПЛА имеют и сверхслабое воздействие.
    Попытка нарастить мощность, скорость, дальность БПЛА-камикадзе приводит нас назад к крылатым баллистическим ракетам.
    Что касается самой пилотируемой авиации, она никуда не уйдёт, по той простой причине, что кабинный экипаж по многим параметрам превосходит "работающий на удалёнке".
    Кроме того, коли истории суждено развиваться по спирали, появление ударных БПЛА с ЛТХ уровня тридцатых годов, то вполне ожидаемо возвращение эпохи "летающих крепостей", вернее некого подобия.
    Ведь как не крути, а зенитная ракета по сути истребитель идущий на таран. И я не спорю, стрелку с оптическим каналом наведения не справится. Но ведь корабельная МЗА в автоматическом режиме прекрасно справляется с ПКР. Так почему не применять подобные алгоритмы в авиации? Те же РЛС миллиметрового диапазона справятся с обнаружением, а компьютер просчитает траекторию и выполнит наведение с уничтожением.
  11. +1
    30 октября 2023 11:54
    Я думаю что если б у нас была сотня байрактаров в феврале 2022 года, то мы бы узнали какая от них на самом деле колоссальная польза может быть
    1. -3
      30 октября 2023 12:15
      Я думаю что если б у нас была сотня байрактаров в феврале 2022 года, то мы бы узнали какая от них на самом деле колоссальная польза может быть.


      Максимум, 10 000 кг боевой нагрузке в сумме и то мелкими боеприпасами. Вот и вся "колоссальная" польза. lol
      1. +2
        30 октября 2023 13:01
        Байрактар это прекрасная оптическая разведка. В Мариуполе бы перебежками мелкие группы пехоты бы только живыми были. Харьков бы просто отсекли от снабжения в первые дни. Никаких засад в наших тылах. Точечные ликвидации. Патрулирование Черного моря. Такие беспилотники - тонкий и очень эффективный инструмент, но конечно если ими в лоб укрепы бомбить то да, толку мало.
        1. -2
          30 октября 2023 13:26
          Байрактар это прекрасная оптическая разведка. В Мариуполе бы перебежками мелкие группы пехоты бы только живыми были. Харьков бы просто отсекли от снабжения в первые дни. Никаких засад в наших тылах. Точечные ликвидации. Патрулирование Черного моря. Такие беспилотники - тонкий и очень эффективный инструмент, но конечно если ими в лоб укрепы бомбить то да, толку мало.


          Байрактар, это крупная воздушная мишень ползающая на скорости менее 200 км/ч, со смехотворной боевой нагрузкой менее 100 кг. При этом цена от $2,5 млн до $5 млн за штуку.
          Для сравнения, Як-130 для отечественных ВВС идёт в эквиваленте $7,5 млн. И при варианте лёгкого штурмовика может поднять 3000 кг боевой нагрузки.
          Для точечной ликвидации существуют боевые вертолёты, эффективность оных для перечисленных вами задач на порядок выше. Для разведки в зоне действия ПВО нужны сверхдешёвые БПЛА, а не эти летающие газонокосилки-переростки.
          Потому байрактары и исчезли из зоны боевых действий.
          1. +2
            30 октября 2023 14:16
            Байрактар это хорошая воздушная мишень для российской ПВО. Украинская ПВО с самого начала стала очень фрагментарной, на многих участках фронта были только ПЗРК, которыми не достать. Со стороны Беларуси можно было спокойно залетать и беспределить, например поражая едущие в Киев поезда. Поверьте, тепловозу бы хватило этой смехотворной нагрузки. Кстати байрактар мог бы хорошо выдавать целеуказание краснополям, хорошо компенсируя малую ударную мощь. И обычным снарядам тоже. Никакой Угледар не устоял бы.
            Цена байрактара завязана на дорогой импорт, да и в конце концов полмиллиарда баксов за сотню-другую таких штучек звучит не очень страшно, у нас столько можно в подвале какого-нибудь генерала найти. Ещё экономия что эвакуировать никого не надо и если собьют во вражеском тылу то и пофиг. А если начать своё производство, да ещё с закосом на сотни в год, то это будет дешевле закупок тысяч мавиков. Которыми кстати Чёрное море не обследуешь. А не как у нас - по 10 штук иноходцев в год, а что там с орионами вообще не понятно.
            1. -1
              30 октября 2023 18:30
              Байрактар это хорошая воздушная мишень для российской ПВО. Украинская ПВО с самого начала стала очень фрагментарной, на многих участках фронта были только ПЗРК, которыми не достать. Со стороны Беларуси можно было спокойно залетать и беспределить, например поражая едущие в Киев поезда.


              Молодой человек, реальность сильно отличается от компьютерных игр. ПВО, это не только наземные комплексы, но и авиация. А для газонокосилок хватит и подвесок Л-39.
              Да что там, просто выводить на встречный курс более дешёвые БПЛА.
              1. 0
                30 октября 2023 20:00
                Ох уж эта всевидящая украинская ППО! И самолёты, которые разумеется не получат встречную ракету от нашего истребителя, мы ж слепые, а они всё видят онлайн с десятков спутников, парящих над ненькой!
                1. -2
                  31 октября 2023 11:55
                  Ох уж эта всевидящая украинская ППО! И самолёты, которые разумеется не получат встречную ракету от нашего истребителя, мы ж слепые, а они всё видят онлайн с десятков спутников, парящих над ненькой!


                  Вы прямо кашу из топора варите. Теперь чтобы прикрыть БПЛА вам истребители понадобились? Тогда зачем эти БПЛА, те самые 100 кг дополнительно любой истребитель возьмёт и не заметит. lol
                  1. 0
                    1 ноября 2023 18:13
                    Это вы пытаетесь мой ответ натянуть на воображаемый глобус. Давайте сейчас умозрительно превратим беспилотник в Су-25 или Су-34, ему уже не нужно прикрытие от вражеских истребителей? Или вы как российский военный эксперт из телевизора, что беспилотники мы будем закупать только если они задешево сделают то, что вся остальная армия сделать не сможет. А барражировать над полем боя может и истребитель по 20 часов, нагрузить на него птуры и вперёд!
  12. +1
    30 октября 2023 12:11
    Автор... Ты абсолютно прав. Разумеется. Но никто, вообще никто, не будет слушать тебя. С ДЕШЕВЫХ ВООРУЖЕНИЙ СЛОЖНО КРАСТЬ! Поэтому усложнение и удорожание техники вплоть до полной ее неприменимости - неостановимый процесс. Капитализм. Этим сказано абсолютно все.
  13. 0
    30 октября 2023 12:48
    Нам нужны миллион-два дешевых ВПЛ-дронов самолетного типа в месяц. И тогда, возможно, не придется проводить повторные мобилизации. Правительству нужно взять за организацию производства со всей серьезностью, на вновь созданных государственных площадках.
  14. 0
    30 октября 2023 13:16
    а также тяжелого, малозаметного, реактивного и явно дорогого БПЛА С-70 «Охотник» – в каком-то смысле являющегося аналогом турецкого БПЛА Bayraktar Kızılelma и американского БПЛА Avenger.
    В "аналоги" турецкого и американского БПЛА больше подходит ,на мой взгляд, российский БПЛА "Гром"...
  15. +1
    30 октября 2023 13:28
    Автора статьи "жаба давит"... не хочет он платить за беспилотник столько же ,как и за пилотируемый аэроплан ! Но на практике часто руководствуются критерием "стоимость/эффективность" ! В критерий "стоимость/эффективность пилотируемого "изделия" ,почему-то, не включают жизнь лётчика , расходы на его подготовку, расходы на его замену... ! А зря ! Вот если бы "стоимость " лётчика показали автору, то,может быть, он не стал бы указывать на "равную" цену новейшего БПЛА и пилотируемого "изделия" !
  16. 0
    30 октября 2023 13:54
    Учитывая , что Су34 - на 90% носители УМПК, то С70 (Охотник) даже просто, как ЛА может трудиться круглые сутки, без рисков для Су34 и его экипажа. А Рипер, просто -круглосуточные и высококачественные "глаза" над полем боя...даже насыщенным ПВО. Могут наблюдать за всем не влетая в нее. Для РФ такая техника сэкономила бы кучу жизней и ЛА...для 404-нет.
  17. 0
    30 октября 2023 14:26
    Автор рассуждает, как гражданский инженер. Военные не склонны менять технику, если она вполне справляется с поставленными задачами. "Модный тренд в этом сезоне" - это не про них, они предпочитают проверенное старое гламурному новому. В отличие от гражданских.
    Поэтому, если они берут новую технику, значит старая перестала справляться с задачами в должной мере, и цена их в меньшей степени интересует, им нужен результат.
    В отношении беспилотников можно сказать, что они не просто так, ради прикола, вышли на сцену, тому есть несколько причин, и цена не главная среди них. Мелкие беспилотники позволили точно поражать цели на передовой, чего не всегда удавалось сделать с помощью артиллерии. Более крупные (Форпост, например) позволили резко нарастить обьем воздушной разведки в сравнении с пилотируемой авиацией, сделать ее практически повсеместной и в реальном времени, причем за счет гораздо более "дешевых" в подготовке специалистов, чем летчики. А совершенствование БПЛА происходит как для устранения их недостатков, так и из-за противодействия противника, которое нужно преодолевать.
    1. 0
      30 октября 2023 20:22
      Автор рассуждает, как гражданский инженер

      Совершенно ничего подобного
      Литературный слог и особенности оборотов:
      Пожалуй, одним из знаковых событий в пришествии беспилотных летательных аппаратов (БПЛА)
      Проблема в том, что существующие вооружения стоят беспощадно дорого
      Несмотря на определённые недостатки, такие, как слабозащищённые на тот момент каналы связи, что потенциально позволяло не только уничтожать БПЛА, но и перехватывать управление ими, осуществляя принудительную посадку на свои аэродромы, тематика БПЛА привлекла к себе пристальное внимание со стороны вооружённых сил и оборонных концернов ведущих стран мира

      явно указывают на гуманитария. Инженер палится логическими выражениями:
      если ...., то.....; из этого следует; необходимое условие..., достаточное условие ...
  18. +1
    30 октября 2023 20:13
    Девненько не было очередных обличительных статей в ненужности БПЛА и их бесполезности на поле боя. Сейчас решились пройти по их стоимости. Самое забавное, что приведённая в статье стоимость многих заокеанских беспилотников по цене сравнима со стоимостью подготовки отечественного лётчика боевой авиации.

    Основная проблема в том, что любой БПЛА может быть сбит.

    А в пилотируемой авиации такой проблемы не существует? Аура лётчика просто отталкивает ракеты ПВО и ПЗРК от самолета winked
    Почему тогда обрабатывают глубокий тыл Геранями, а не летят на оберегаемых непобедимой аурой самолётах?
    1. 0
      30 октября 2023 23:13
      Хоть вы заметили главную уязвимость рассуждений о стоимости. Почему-то к стоимости пилотируемого самолета никто "не хочет" прибавить стоимость и время подготовки пилота + стоимость поддержания его навыков. Кроме того, игнорируется банальная проблема физического статуса летчика. Оператором БПЛА может быть хоть безногий человек в очках, не проблема. С пилотом такая тема не проходит изначально.
      Ну а сказки про РЭБ, который все каналы "забьет" и все "посадит" ух как гремели перед СВО... Это нишевый инструмент, который имеет влияние на поле боя, спору нет. Сугубо вспомогательное.
      1. +1
        31 октября 2023 11:46
        Ещё кроме летчика и его борта постоянно дежурят спасательные вертолёты. Тоже немалая строка в бюджете. Тогда как беспилотник упал - и вычеркнули, как-нибудь переживём
  19. Комментарий был удален.
  20. 0
    5 ноября 2023 10:04
    Цитата: Мимопроходящий
    Увеличивать массовость БПЛА для каких целей? Как залог победы? Так не способны они принести победу в принципе.
    БПЛА это оружие обороны, легкое оружие позиционной войны. Эффективное лишь в поражении малых групп бойцов, вывода из строя техники (уничтожение не гарантированно, скорее ситуативно). Инфраструктуру оно уже не способно уничтожить.
    Наступательное же оружие - это то что тотально уничтожает окопавшегося противника и его тяжелые огневые средства поражения. Изолирует противника.
    Способны БПЛА вести подавляющую контрбатарейную борьбу? Очевидно нет. Сегодняшняя ситуация четко дает этот ответ. Разрушить укрепрайоны? Нет. Изолировать поле боя? Нет. Отдельные, удачно подловленные грузовики и жд составы никакой роли не играют. Для этого нужно минирование, разрушение дорог и мостов, уничтожение топливохранилищ и складов, отсекающий непрерывный огонь по площадям. Ни для одной из этих задач они не подходят.


    Нашелся один трезвомьiсльiщий товарищ. Да еще смельiй - не боится из-за минусов правду сказать !
  21. 0
    21 января 2024 17:00
    эволюция характеристик, а следовательно усложнение, а следовательно повышение стоимости бпла - обьективный и неизбежный процесс. Тот же путь прошла когдато и пилотируемая авиация. Бпла созданы не для "снижения стоимости", а для действий там где пилотируемая авиация действовать не может из-за существенной угрозы жизни летчиков.
    Так что будут и тяжелые ударные бпла стоимостью как штурмовик, и бпла-истребители ценой в су-27. Никуда от этого не дется. "Расходниками" от этого быть не перестанут, просто этих расходников станет меньше.
  22. 0
    22 января 2024 00:59
    Рийпер, Предатор - зто стратегические разведчики. Штучньiе изделия и цена соответствующая. Вооруженньiй ПТУРами и бомбочками безпилотник - антитеррористические изделие. Тоже на фронте не увидишь, нет ему там дела. Раз в пять лет у него появится задача.
  23. D O
    0
    23 января 2024 08:23
    Цена изделия в первую очередь зависит от объемов его производства, и уже во вторую очередь от разумной сложности изделия.
    Ибо в цену изделия, производитель вынужден закладывать помимо прибыли свои расходы на его разработку, подготовку производства, содержание цехов, офисов, транспортные расходы, зарплату управленцев и обслуживающего персонала, и т. п. Сумма этих расходов раскладывается на цену каждого из изделий партии. Соответственно, для объема производства 10 штук изделий, огромные накладные расходы делятся всего лишь на 10, и цена изделия становится "золотой". А для объема миллион штук, расходы производителя увеличивают цену одной штуки уже на 1/1000000 от их суммарной величины.
    Да и соотношение цен на комплектование одного изделия покупными деталями, при закупке комплектации на 3 изделия, и на 10 тысяч таких же изделий, может отличаться до 5 и более раз.