Еще один проект вправо: атомные ледоколы придется подождать

70
Еще один проект вправо: атомные ледоколы придется подождать
Ледокол «Урал» проекта 22220.


Время гигантов еще не наступило


Начать непростую историю стоит с осознания факта хронической нехватки в России ледокольного флота. В первую очередь по причине роста перевозок по Северному морскому пути.



По итогам 2022 года поток грузов превысил 34 млн тонн, что рекордно – такого не было ни в советскую эпоху, ни в современной России. Основные потоки идут от ямальского СПГ «Новатек», Новый Порт «Газпромнефть» и Арктик СПГ-2 «Новатек». При этом снижение грузоперевозок не планируется – в 2023 году должны быть достигнуты более 40–45 млн тонн, а в 2025 году – сразу 90 млн.

В настоящее время более половины грузопотока Северного морского пути составляет сжиженный природный газ. Наличие мощного ледокольного флота в освоении Северного морского пути критически важно. Несмотря на неизбежное глобальное потепление, темпы отступления льдов на север недостаточны, и атомные ледоколы еще долго будут актуальны.

Можно построить современные терминалы и порты, закупить газовозы и танкеры, но остаться без ледокольных судов. Работать многомиллиардное хозяйство будет считанные месяцы в году. Для осуществления круглогодичной навигации в России запущено строительство целой серии ледоколов.

Парадоксально, но младшие ледоколы проекта 22220 являются самыми большими и мощными в мире. В соответствии с программой три судна уже спущены на воду, а четыре на стадии строительства. Точнее на воду спущены даже четыре ледокола – «Арктика», «Сибирь», «Урал» и «Якутия», но последняя будет достраиваться на плаву до конца следующего года.


Строящийся ледокол «Якутия» проекта 22220.

На Балтийском заводе с 2020 года строится «Чукотка», а в 2024 и 2025 году заложат соответственно «Камчатку» и «Сахалин». Серия ледоколов разрабатывалась специально для Северного морского пути и отличается универсальностью, то есть способностью работать как в море, так и в руслах рек. Обеспечивается это переменной осадкой, то есть адаптацией ледокола к речному мелководью и к морским глубинам.

Суда проекта 22220 должны постепенно заменить ледоколы еще советского периода – «Вайгач», «Таймыр», «Ямал» и «50 лет Победы». Как утверждает заместитель председателя Правительства России Александр Новак, всего через семь лет количество ледоколов на Северном пути составит 13 единиц, из которых не менее девяти будут относиться к классу суперсовременных.

Но не ледоколами едиными живут северные моря – к 2030 году Россия намерена выпустить в эксплуатацию 132 судна арктического класса. В этой же программе строительство 46 кораблей для аварийно-спасательного флота и специальной авиации. Первые птички уже есть – офшорный Ми-171А3 для нефтяников и газовиков работает в небе с 2021 года.

Главными игроком на Северном морском пути должны стать атомные ледоколы проекта 10510 «Лидер». Силовая установка кораблей развивает рекордные 120 МВт, что в два раза больше, чем у ледоколов проекта 22220. Для сравнения: совокупная мощность авианосца «Адмирал Кузнецов» лишь немногим больше – 148 МВт.

В планах построить не менее трех «Лидеров», предназначенных в первую очередь для скоростной проводки по льдам крупнотоннажных судов. Еще одно сравнение – ширина самых больших в мире ледоколов проекта 22220 составляет 34 метра, а у строящегося «Лидера» – 47,7 метра. Провести по льдам супертанкер наподобие Knock Nevis вряд ли получится, но вот для прохода какого-нибудь Maersk Peary и нескольких его старших собратьев места вполне хватит.

Планов, как видим, просто громада, и все они должны реализоваться не позднее 2030 года. Но на этом хорошие новости отечественного судостроения заканчиваются.

Соблюсти сроки вряд ли получится


Тревожный звонок прозвучал год назад, когда Владимир Путин призвал не терять набранный темп и соблюдать сроки ввода в эксплуатацию новых ледоколов. Президент озвучил данное требование накануне запуска в работу ледокола проекта 22220 «Урал» в декабре 2022 года.

Но даже в случае соблюдения всех планов производства, ледокольного флота все равно не хватит. Темпы роста перевозок по Северному морскому пути растут стремительнее, чем ожидалось, что требует больше судов. Если с транспортными судами еще как-то можно разобраться, например, закупить корабли «условно ледового класса», то с ледоколами так не получится.

Алексей Чекунков, руководитель Минвостокразвития, утверждает, что к 2030 году требуются еще шесть ледоколов вдобавок к заложенным и запланированным. Иначе к обозначенному времени добиться ежегодного трафика в 200 млн тонн грузов не получится. При этом все отечественные верфи загружены заказами на годы вперед.

Чекунов предлагает, пока не поздно, обратиться за помощью к судостроителям Индии и Китая. Но это только половина беды.

В конце концов, ничего критического не произойдет, если к 2030 году не появятся шесть дополнительных ледоколов – просто грузооборот в Ледовитом океане не будет расти столь стремительно.


Ледокол проекта 10510 еще только в планах, но уже успел подорожать с 128 до 200 млрд рублей.

Настоящие сложности начались, когда посчитали стоимость строящихся ледоколов.

Суда и до международных санкцией были недешевыми – каждый суперледокол «Лидер» тянул на 130 млрд рублей, а класс 22220 – на 60 млрд. В ценах 2023 года каждый «Лидер» оценивается в 200 млрд рублей. При этом смещается вправо срок принятия судна в эксплуатацию.

Первоначально первый ледокол проекта «Лидер», который несет гордое имя «Россия», должен был появиться в декабре 2027 года. Теперь его появление на Северном морском пути не ждут ранее 2029 года. Причин множество – нехватка рабочих рук на верфи «Звезда», задержка с поставками и элементарное недофинансирование.

Корабли проекта «Лидер» неожиданно дорожают до 200 млрд рублей каждый, что влечет за собой ворох проблем, главная из которых – рост тарифов за проводку судов. В самом сложном случае это нивелирует всю привлекательность Северного морского пути, прежде всего, для иностранных судовладельцев.

Самое удивительное, что отставание в темпах сборки «России» связано со сложностями отливок крупных частей корпуса и сборкой узлов ядерной установки. Эти элементы вообще никак не должны зависеть от импортного оборудования и тем более от курса доллара. Но что есть, то есть – ледовой зуб, элементы руля и гребных винтов предполагалось изготавливать на заводе «Энергомашспецсталь» в Краматорске. По имеющимся данным и понятным причинами, завод сейчас не в состоянии произвести необходимые узлы – часть предприятия разрушена.

Не лучшим образом обстроит дело с младшими братьями «России» – ледоколами класса 22220 «Арктика». Корабли «Чукотка» (заложен в декабре 2020 года) и «Камчатка» (закладка в планах в 2024 году) могут подорожать в два раза. Это соответственно пятый и шестой ледоколы серии. О том, насколько вырастет в цене финальное судно «Сахалин», пока даже не заикаются.

Дальше – больше.

Непростая ситуация в экономике заставляет снижать государственное финансирование строительства кораблей. При этом еще в прошлом году Михаил Мишустин подписал постановление о выделении 118 млрд рублей на пару дополнительных ледоколов и 25 млрд на корабль обеспечения. Финансирование предполагалось освоить к 2030 году.

Но сейчас финансисты всерьез задумались об экономии. В проекте бюджета на 2024–2026 гг. затраты на постройку ледоколов серии 22220 и 10510 несколько ужаты. В общей сложности экономия должна составить 9–10 млрд рублей. Отщипнут немного от каждого строящегося ледокола – в среднем по 2 млрд рублей. Катастрофой, на первый взгляд, не пахнет, но с учетом подорожания каждого судна сроки ввода в эксплуатацию заметно сдвинут вправо.

К сожалению, это становится неким трендом современности. Сначала переписали программу по гражданскому авиастроению, сместив добрую часть производства ближе к 2030 году. Сейчас дойдет дело до атомного ледокольного флота.

Насколько это критично в действительности, нам только предстоит осознать. Похоже, и в промышленном секторе придет время непростых и жестких решений. Главный вопрос – когда?
70 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +8
    31 октября 2023 04:39
    Суда и до международных санкцией были недешевыми – каждый суперледокол «Лидер» тянул на 130 млрд рублей, а класс 22220 – на 60 млрд. В ценах 2023 года каждый «Лидер» оценивается в 200 млрд рублей. При этом смещается вправо срок принятия судна в эксплуатацию.

    Хрен его знает, какие цели при этом преследует российская власть, когда бюджеты только 22 регионов России (из 85) выше 200 000 000 000 рублей...
    Безвозмездные выплаты Чеченской республике ежегодно составляли около 100 млрд. рублей...Москва превратилась в раковую опухоль, которая отсасывает более 4 000 000 000 000 рублей...
    Зато министр финансов «зарабатывая» ежемесячно по полтора миллиона рублей и имея 50 000 кв. метров недвижимости проблем не видит и не чувствует...
    1. +9
      31 октября 2023 08:58
      Когда неожиданно цена корабля возрастет в двое, а деньги государственные это чисто распил и коррупция. Это в принципе касается всех товаров и изделий. Да цены растут на комплектующие но не на все сразу, и не в два раза. Так почему ледокол или автомобиль например дорожает в два раза?
      Финансовая мировая практика показывает что прибыль свыше 6-10% повышает инфляцию в стране.
      Хотим жить по средствам и хорошо нужен жёсткий (даже жестокий) контроль за ценообразованием. Себестоимость и не выше 10% наценка. soldier
      1. +2
        31 октября 2023 12:05
        Цитата: Солдатов В.
        Когда неожиданно цена корабля возрастет в двое, а деньги государственные это чисто распил и коррупция.

        Это санкции и импортозамещение. Когда вместо деталей, заказываемых на специализированном заводе, приходится организовывать их производство у себя, так что в стоимость деталей тут же включаются все расходы по организации производства. Или когда вместо налаженных схем поставки приходится пробивать серые коридоры через посредников, каждому из которых надо платить.
        1. -2
          31 октября 2023 12:41
          То что вы говорите это происходит при диком капитализме, или при той вакханалии которая сейчас в стране. В нормальной стране хоть при капитализме или социализме всё по другому. Просто например посмотрите как работала промышленность в СССР. Сколько кораблей и в какие сроки строили корабли. soldier
          1. +6
            31 октября 2023 15:35
            Цитата: Солдатов В.
            Просто например посмотрите как работала промышленность в СССР.

            Прекрасно помню - как, например, кораблестроительные программы регулярно не совпадали с возможностями смежников.
            И появлялись эсминцы без ГТЗА и КР без ПВО. Или ЭМ УРО получали паротурбинную ГЭУ из-за отсутствия мощностей для ГТД (кстати, первый из этих ЭМ вышел на испытания практически безоружным). Или как сдавались флоту БПК без половины, а то и всей ПВО - часть из них до сих пор бегает с одним ЗРК.
            Или того хуже - как флот заказывал корабли довоенных проектов аж в конце 50-х.

            А уж про подковёрную грызню в самом флоте и между флотом, минсудпромом и сухопутчиками, выражавшуюся в появлении кораблей абсолютно загадочных проектов, и говорить неохота.
            1. -10
              31 октября 2023 15:44
              Вы просто ненавидите государство под названием СССР, и у вас всё было плохо там. hi
              1. +7
                31 октября 2023 17:41
                Цитата: Солдатов В.
                Вы просто ненавидите государство под названием СССР, и у вас всё было плохо там. hi

                Нет. Я просто жил в СССР в среднестатистической ленинградской семье советских инженеров. И поскольку и отец, и мать мотались по командировкам и имели родственников за пределами райских городов особой и первой категории снабжения, то я и слышал, и своими глазами видел разницу между витринами и остальной страной. А также своими глазами видел - что предлагала гражданам Группа Б промышленности.
                А поскольку я увлекаюсь историей флота, то немного знаю и про диктат промышленности, и про завышенные планы, и про вечное противостояние сапогов и прогаров. smile
                1. -3
                  31 октября 2023 19:21
                  Вы просто наблюдатель и пессимист,не созидатель, не видели как старались люди построить благоустроенную страну, и не было завышенных планов, а была некомпетентность, не желание работать в полную силу. Я сам с флотским образованием но служил в армии и не помню противостояния между сапогами и прогарами (ботинками). Подначки, шутки были, мы ракетчики смеялись на танкистами, авиация смеялась над нами, моряки над пехотой и т.д.
                  Витрина это хорошо, это показывает как надо жить хорошо и красиво. У ленинградцев кстати было кривое восприятие действительности (наверное как и сейчас), это мне тётя моя рассказывала, а она была секретарём райкома партии в Ленинграде, а наша семья жила в Сибири. hi
                  1. Комментарий был удален.
  2. +2
    31 октября 2023 05:53
    Настоящие сложности начались, когда посчитали стоимость строящихся ледоколов.

    Вообще то на любой большой проект делается т.н. "ТЭО" (Технико-экономическое обоснование) в котором рассматриваются и обосновываются все плюсы и минусы проекта и дается заключение о его целесообразности. Есть ли такое ТЭО по ледоколам "Лидер" неизвестно. Есть только масса публикаций, проектов и прочей болтовни.
    Так что "рвать на груди рубаху" и вопить "всепросралиполимеры" пока рано.
    1. +3
      31 октября 2023 06:52
      Есть ли такое ТЭО по ледоколам "Лидер" неизвестно.

      Ещё как известно!
      Только цена всей этой "бумажерии" ниже стоимости рулона туалетной бумаги. Лучше бы пользовались методом аналогов. А в эту документацию всегда вставлен ЛИЧНЫЙ интерес. Вот он-то и разгоняет цену.
      Что касается всех этих сдвигов вправо. Не умеют у нас в реальную экономику, ведь недопоставки углеводоров на рынок - это упущенная выгода. Так что смело вносите её в затраты на проект, когда растягиваете сроки реализации. И никакое сверхфинансирование при выполнение заданий в срок не даст того негативного эффекта, как задержка на годы ввода объекта в строй. Во времена И.В.Сталина это прекрасно понимали, но не стремились разогнать инфляцию и обрушить финансовую систему, в отличие от преемника. Поэтому был организован государственный займ, и добровольно-принудительно эти облигации распространялись среди населения. Таким образом народ финансировал восстановление собственной страны. Кстати, по всем обязательствам был произведен расчет (уже при Брежневе).
      Подобное решение позволило-бы преодолеть искусственно созданный ставленниками МВФ финансовый голод и провести реиндустриализацию страны.
      1. -3
        31 октября 2023 09:27
        Сейчас ситуация лучше СССР, когда деньги обнулялись и изымались у населения. Павловская последняя реформа, например.
      2. +3
        31 октября 2023 11:56
        Виктор Ленинградец, замахнулся на плюсик вам, не дочитав до конца. Затем хотел влупить минус, но сдержался и в результате оставил ваш коммент без оценки.
        А не понравилось, как вы догадываетесь, принудительная продажа облигаций на данном этапе. Это будет необходимо делать если экономика страны совсем рухнет и замаячит угроза существования государства. Пока я не вижу такой угрозы, а власти сами убеждают нас, что все в порядке по большому счёту.
        Другое дело доверие граждан к своему государству, тогда не потребуется никакой принудиловки с облигациями, народ сам встанет в очередь, если поверит в скорой отдаче своих инвестиций. Так было недавно в Египте, где власти решили прокопать второе русло Суэцкого канала или расширить его вдвое. Египту даже не пришлось искать займы за границей. Выпустили облигации народного займа и с лихвой покрыли все расходы на строительство в рекордные сроки, а граждане получили доход, выше ставок по депозитам в банках.
        А у нас пока нет подобного доверия к своим финансовым властям, и они сами даже не помышляют ввязываться в такую ответственность перед гражданами. Ума, дальше чем играться с ключевой ставкой, у нашего ЦБ не хватает. Эта забава напоминает мне перевод стрелок часов на зимнее/летнее время, чем долгие годы занималось наше правительство совсем недавно. Важнее задачи у них нет laughing
        1. +5
          31 октября 2023 14:31
          Александр!
          Рад, что прочитали, просто я работающий пенсионер, недавно вернулся в эту отрасль, после 30 лет работы в инжиниринговых компаниях. Так сказать вторая молодость.
          Ну и не замыленным взглядом видно, куда мы приплыли. Так что вопрос стоит не как оно получше, а как бы совсем не рухнуть.
          Насчёт облигаций скажу так:
          - если будут платить 100 тысяч деньгами, а ещё на 100 тысяч подпишут на займ, то это гораздо лучше, чем развал, банкротство и локаут;
          Если в этой парадигме Госзаказ превратиться в Госзакон - то резко сократиться нецелевое использование и вывод средств в офшоры.
          А самое главное для нынешнего руководства - необходимо иметь стратегию развития страны и выполнять намеченные планы. А заниматься популизмом, чтобы кому-то понравится - последнее дело. Расплата за такое - страшное испытание для страны, при Горбачёве/Ельцине уже разок прошли.
          Так что плюсики, это так-себе удовлетворение, с меня вон звезду сняли - смешно, когда жизнь уже прожита. А вот высказаться на последок - не вредно, вдруг кому пригодиться.
        2. +3
          31 октября 2023 20:53
          Это будет необходимо делать если экономика страны совсем рухнет и замаячит угроза существования государства. Пока я не вижу такой угрозы, а власти сами убеждают нас, что все в порядке по большому счёту

          Тогда понадобится диктатор, который ценой большой крови заставит страну выбраться на путь развития. Будет рабский труд за паёк и надежду, что внукам что-нибудь перепадёт в будущем.
          Другое дело доверие граждан к своему государству, тогда не потребуется никакой принудиловки с облигациями, народ сам встанет в очередь, если поверит в скорой отдаче своих инвестиций.

          В России этого не было, нет и не будет. Будет ОДИН ИЗ НАС, знающий наше нутро и видящий ЦЕЛЬ для станы, который заставит нас не смотря на возраст и былые заслуги впрягаться в дело спасения Родины.
          1. 0
            23 февраля 2024 23:59
            Так уже не будет никогда. Развал, да возможен, но ни какой диктатор, впрягаться в общее дело, заставить не сможет. Поезд ушел, эгоизм и пофигизм культивировали три,а может и больше, десятков лет. Не будет осознания, будет индивидуальное выживание. А потом за нашими ресурсами придут и запада и с востока.
  3. +4
    31 октября 2023 05:59
    А всё началось с курса доллара. Вот решили всех обмануть и рыбку съесть,... пожинайте плоды финансисты хреновы. Пока не сделают рубль устойчивым так и будет всё продолджаться. Почему власть привыкла затыкать дыры зарплатами не руководителей а самых бедных врачей медсестёр и учителей. это было в 2014, писали недолго, потом 2022 снова на полгода и всё, и так каждый раз.... Кстати в СССР так же были, у кого то всё ещё есть лежат пачки красивых бумажек- облигаций, которые не выкуплены не погашены, и которыми в конце 40-х выдавали 80% зарплаты, а выживали на подножном корме. У меня мать отца (одна с 2-мя малолетними детьми ), по ночам ходила на колхозное поле откапывала собирала замёрзшую картошку и пекла типа драников оладьи из раскисшей в кисель размороженной картошки, брошеной колхозом, но которую нельзя было собирать.
  4. +1
    31 октября 2023 07:24
    А когда у нас что то смещалось в лево или дешевело? Вот вправо и дороже это всегда, это не новость, об этом даже писать не стоит. Новости будут когда что то много раньше и сильно дешевле, а и так серости хватает, и ещё каждый день один негатив льют.
    1. +5
      31 октября 2023 20:04
      Цитата: Вадим С
      А когда у нас что то смещалось в лево или дешевело?
      Ну вот у нас один заказ влево сместили. Военные очень просили поторопиться. Мы напряглись, реально напряглись (вроде даже по субботам выходили - давно это было, точно не вспомню уже) и сделали на месяц раньше. Пришли в ПЗ работу сдавать. Там обрадовались: "Молодцы, на месяц раньше срока закончили!" и срезали нам трудозатраты на этот месяц (денег меньше по заказу дали). Ну и как вы думаете, были еще желающие сдвигать сроки влево?
  5. +1
    31 октября 2023 07:31
    А не получится ли с СПГ по Северному морскому пути как с трубопроводным в Европу, они дождались что мы вложили огромные деньги в трубопроводы и сказали спасибо, нам не надо, ещё и взорвали их.
    Так же влупим деньги в ледоколы а клиент откажется, СПГ не того состава и не демократический. Хорошо ещё если Азия по дешёвке согласится СПГ покупать.
    И ещё, какая прибыль ожидается от всего этого собственно рядовым жителям страны.
    Про эффективных топовых менеджеров понятно, как и про больших чиновников, эти всегда урвут. soldier
    1. +5
      31 октября 2023 07:41
      А не получится ли с СПГ по Северному морскому пути как с трубопроводным в Европу, они дождались что мы вложили огромные деньги в трубопроводы и сказали спасибо, нам не надо, ещё и взорвали их.

      Запросто!
      Учитываю немощное состояние нашего флота НАТО, AUKUS и примкнувшие к ним страны Тихоокеанского региона способны организовать блокаду нашего полярного флота на выходах в Атлантический и Тихий океан. Отдельное спасибо Царю-Освободителю за Аляску и Берингов пролив!
      Так что за всё придётся бороться.
  6. 0
    31 октября 2023 08:07
    Это там полтавченко теперь пытается что+ то делать? Какие тогда вопросы…. Пора на медицину перебрасывать
    1. +1
      31 октября 2023 08:26
      Проблема в том, что курс доллара зависит в первую очередь от ажиотажного спроса на доллар и сильно завышенной нормы прибыли у наши предпринимателей , неконтролируемая норма прибыли (у нас даже нет налога на сверхприбыль)разгоняет цены , нарушает баланс спроса и предложения , и все вместе создает инфляцию.
      1. -2
        31 октября 2023 09:25
        С ажиотажным спросом на доллар борется Центробанк, достаточно успешно. А в условиях конкуренции сверхприбыль позволяет перенаправить производство на сегменты повышенного спроса. Так предприниматели закрывают потребности СВО, автопроизводители перезапускают заводы. Системно вырастают цены из-за госмонополий и непроизводительных бюджетных трат, которые стимулируют импорт и вывоз капитала.
  7. 0
    31 октября 2023 09:15
    Решение отдать лидер Звезде было дурацким, этакий приз Сечину в расчете залить все косяки новой верфи деньгами. Что они туда в цену закладывают кроме стремной логистики - совершенно непонятно. Лидер "уходит вправо", может быть, будет лучше распилить, если политическая конъюнктура сменится.
  8. 0
    31 октября 2023 10:53
    В феврале 2023г ЗиО Подольск приступило к изготовлению паковок для двух реакторов Ритм - 400.
  9. 0
    31 октября 2023 10:53
    а я предлагаю транспортные суда превратить в полуледоколы. У большинства транспортных судов имеется бульб, напоминающий подводный таран у броненосцев прошлого века, и он не позволяет судам наезжать на лед и колоть его. . Этот бульб надо срезать у всех судов, потому что он не приносит пользы. Дело в том, что все судостроители отупели и думают будто волновое сопротивление велико, а на самом деле сопротивление трения 80-90% у тихоходных судов, а волновое - не больше 5-10%, и столько же сопротивление формы. но и сам копус создает волны и корма а не только нос. так что бульб уменьшает сопротивление максимум на 1-2%. А если его срезать под углом, то транспортные суда получат ледокольную оконечность и смогут колоть пусть не толстый, но хотя бы средний лед толщиной до метра.
    а если в дополнение к дизелям поставить еще газовые турбины с небольшим запасом керосина, то мощность на валах многократно увеличится - потому, что турбины очень легкие и очень мощные, но малоэкономичные. поэтому можно их возить с маленькой добавкой веса и включать только в тяжелых льдах, которые встречаются редко. поэтому большую часть пути можно будет проходить без атомных ледоколов.
    1. +3
      31 октября 2023 12:09
      а я предлагаю транспортные суда превратить в полуледоколы.
      Ваше предложение принято и будет рассмотрено на ближайшем заседании Спортлото в 6-й палате. Просьба не опаздывать и приготовить поверхность ягодицы к профилактическому уколу. Будет не больно lol
      А может вы и вправду гений (geniy) , а все кораблестроители идиоты? Вы знаете при какой толщине льда на реках и морских акваториях, прекращается всякое движение плавсредств, не имеющих толщину корпуса ледового класса? Уже при 10 см льду, ни один капитан не вылезет в акваторию, а вы захотели колоть лед на порядок толще? А теперь прикиньте, насколько потеряет в грузоподъемности судно, если его корпус сделать на 5-10 мм толще, а делать это придется по всему периметру ниже ватерлинии, как минимум. Делают конечно специальные суда ледового класса, но переделывать обычные, срезав бульб....и вас вылечат... lol
      1. -1
        31 октября 2023 13:17

        Сабуров Александр
        Отвечу вам в вашем же стиле: ваши умственные способности слишком малы чтобы понимать проблемы судостроения. Во-первых: я придумал носовую оконечность для ледокольных судов абсолютно нового типа - она не будет ломать лед как обычные ледоколы, а станет разрезать льдины на небольшие квадратики, а потом будет загонять эти ледовые квадратики под края ледового поля, так что кусочки льдин не будут ударять в борта этого судна и канал за ним останется совершенно чистым ото льда в отличие от обычных ледоколов.
        Во-вторых вы видимо не знаете от чего зависит прочность судовой обшивки. очень давно мой друг проектировал участок судовой обшивки который должен был выдерживать удары льда. Но это требовало большого утолщения обшивки. тогда старшие товарищи посоветовали ему просто поставить дополнительные холостые шпангоуты, чтобы разделить существующую шпацию на две половинки, и от этого прочность обшивки возрастала многократно, а вес дополнительных холостых шпангоутов оказался сравнительно мал.
        1. +1
          31 октября 2023 13:40
          geniy (Мистер Х), с нетерпением буду ждать реализации на практике ваших предложений. Мечтаю разбить шампанское на спуске первого судна, модернизированного по вашей технологии. Если не жалко, подарите мне на память отрезанный бульб с этого корабля. laughing
          1. +1
            31 октября 2023 13:50
            geniy (Мистер Х), с нетерпением буду ждать реализации на практике ваших предложений.

            А я без всяких шуток собираюсь реализовать это предположение. правда не знаю - хватит ли моих денег чтобы перестоить хотя бы небольое судно типа буксира или баржи, но вот построить стеклопластиковую модель ледокольной формы и испытать ее хотя бы в луже или в замерзшем пруду - посмотрю какой будет результат.
        2. +5
          31 октября 2023 15:51
          Цитата: geniy
          Во-первых: я придумал носовую оконечность для ледокольных судов абсолютно нового типа - она не будет ломать лед как обычные ледоколы, а станет разрезать льдины на небольшие квадратики, а потом будет загонять эти ледовые квадратики под края ледового поля, так что кусочки льдин не будут ударять в борта этого судна и канал за ним останется совершенно чистым ото льда в отличие от обычных ледоколов.

          Здравствуйте, господин Heinrich Wass. smile
          Форма носа ледокола, позволяющая загонять обломки льда под ледяной покров по сторонам проделанного канала, придумана полвека назад. У нас первым ледоколом с "плоским носом" стал модернизированный "Мудьюг":

          За ним - серия ЛЕД "Капитан Сорокин".

          Платой за чистый канал стали ухудшение мореходности, управляемости и снижение ледопроходимости. И если на ЛЕД с этим можно смириться, то для транспортов это недопустимо.

          А ещё я очень хочу посмотреть на транспорт в полном грузу, работающий набегами. А особенно - на мощность ГЭУ, требующуюся для работы ТР в качестве ЛЕД, и на счёт за топливо, который поступит владельцу по итогам "самоледокольной" проводки. smile
          1. +1
            31 октября 2023 19:33
            Здравствуйте, господин Heinrich Wass. smile
            Форма носа ледокола, позволяющая загонять обломки льда под ледяной покров по сторонам проделанного канала, придумана полвека назад. У нас первым ледоколом с "плоским носом" стал модернизированный "Мудьюг":

            Вы меня с кемто сильно путаете.во-первых Я никакой не Heinrich Wass. и я даже не знаю кто это такой.
            Во вторых - во многом Вы правы:
            Форма носа ледокола, позволяющая загонять обломки льда под ледяной покров по сторонам проделанного канала, придумана полвека назад. У нас первым ледоколом с "плоским носом" стал модернизированный "Мудьюг":
            У моей идеи действительно очень много общего с ледоколом Мудьюг - принцип загоняния льда под днище. Но с другой стороны у меня есть некоторые принципиальные отличия от формы Мудьюга (в частности у меня есть продольные пилы, распиливающие лед). так что ледопроходимость у моей идеи должна быть великолепной. Но вот мореходные качества - под большим вопросом - возможен слеминг. Но у меня есть контрмеры против этого. А с другой стороны есть сомнения. И поэтому нужна реальная проверка - хотя бы на модели. поэтому я не прыгаю от радости - ничего еще не проверено.
            но Вы ошибаетесь про работу набегами. я надеюсь что суда с такими конструктивными особенностями будут легко резать лед как раскаленный нож масло.
            1. +1
              1 ноября 2023 10:28
              Цитата: geniy
              Но с другой стороны у меня есть некоторые принципиальные отличия от формы Мудьюга (в частности у меня есть продольные пилы, распиливающие лед).

              Форма носовой части ледокольного судна с продольными рёбрами для контролируемого разламывания льда и "усами", разводящим куски льда по сторонам канала описывалась году этак в 1988-1989 в одном из журналов по судостроению - в статье по ледоколам с нетрадиционными обводами.
              1. +1
                1 ноября 2023 10:39
                На всякий случай поставил плюсики обоим коллегам, продолжившим дискуссию о ледокольных судах. Я понял что мне, понятия не имеющего про "слеминг", бесполезно продолжать дискуссию с гением (geniy). Надеюсь, нам не долго ждать прорыва в таком судостроении, а пока можно начинать отрезать все лишнее в носу. feel
              2. 0
                1 ноября 2023 22:24
                году этак в 1988-1989 в одном из журналов

                Да, Вы абсолютно правы: сборник Человек море техника "За кормой чистый канал"стр188-196. Но у меня есть большие отличия: довольно большой наклон днища в передней части корпуса от ватерлинии до самого днища. и продольные ребра с зубцами - как настоящие пилы. и еще у меня острая носовая оконечность.
                И еще у транспортных судов я придумал специальную защиту бортов в районе в ватерлинии и ледового пояса. причем эта защита будет съемной - при переходе судна в теплые воды эту защита будет быстро сниматься - может за один час.
                А еще мне хочется углубить пролив Дмитрия Лаптева с 11 м как минимум до 20 м, но не сразу, а постепенно - этапами.
                1. +1
                  2 ноября 2023 05:40
                  А еще мне хочется углубить пролив Дмитрия Лаптева с 11 м как минимум до 20 м
                  Может лучше подождать когда океан оттает и пойдем напрямую по глубокому фарватеру?
                  Вы с Дмитрием Лаптевым согласовали раскопку его пролива? Хотелось бы понять масштабы рытья в длину и ширину и чем будем обозначать фарватер? Буйки унесёт льдами, доверимся эхолоту? wink
                  1. 0
                    2 ноября 2023 12:45
                    А еще мне хочется углубить пролив Дмитрия Лаптева с 11 м как минимум до 20 м
                    Может лучше подождать когда океан оттает и пойдем напрямую по глубокому фарватеру?
                    Вы с Дмитрием Лаптевым согласовали раскопку его пролива? Хотелось бы понять масштабы рытья в длину и ширину и чем будем обозначать фарватер? Буйки унесёт льдами, доверимся эхолоту? wink

                    А вы зря смеетесь Многие люди забывают, что морское дно это вовсе не ровная и гладкая плоскость, и на морском дне так же как и на суше существу и пригорки и углубления. Так вот - глубина пролива Лаптева 11 метров - это НАИМЕНЬШАЯ глубина по высоте пригорков, а ведь между ними - впадины. И если срыть только вершины подводных холмов- пригорков да еще только небольшой ширины ненамного превышающей ширину судов - например шириной порядка ста метров, то объем дноуглубительных работ может оказаться совсем небольшим...
                    И вы напрасно ерничаете что надо договорится с Дмитрием Лаптевым. Гораздо труднее будет договорится с руководителями российского государства и получить разрешение на проведение этих работ, тем более что вынутый груз я хотел бы сбрасывать тут же в проливе - углубляя одни места и повышая дно в соседних. А еще я хотел бы брать плату за проход судов по углубленному каналу. Но перед этим надо будет найти деньги на дноуглубление. .. но повторяю - лиха беда начало - сначала срыть бы вершины подводных холмов. Да, и про проблему буйков я тоже знаю. предполагаю решить это погружением буйков стальным тросом с помощью донных якорей и подводных электромоторов, а еще есть вариант как обеспечить зимой отсутствие льда в проливе.
                    и еще есть точнейшая спутниковая навигация которая в принципе должна обеспечить хождение судов по фарватеру с точностью до нескольких сантиметров.
                    1. 0
                      3 ноября 2023 09:00
                      geniy (Мистер Х), может и зря я смеюсь... Я же знаю из истории человечества, когда самые бредовые идеи, со временем реализовались. Взять любых писателей фантастов и того же Жуль Верна... А оно вон как вышло и под водой плаваем и на Луну летаем. Меня правда смущала абсолютная безграмотность Ж. Верна в описании простейших бытовых вещей своего времени. И получалось, что он мог предсказать развитие технологий будущего, но абсолютно не понимал элементарного состояния в настоящем времени. Взять к примеру из "Дети капитана Гранта", как они тащились через Анды, попали под лавину и обвал, остались без единой царапины и даже не потеряли ни одной чайной ложечки от сервиза. А потом кондор сумел поднять взрослого мальчика и когда птицу подстрелили, мальчик успешно приземлился, не сломав себе "хвост".
                      Вы не находите эти фантазии созвучными своим, с электролебедками на буях и переделкой существующих судов для перевода их в разряд полуледокольного флота? Электричество к лебедкам в проливе Лаптева вы откуда возьмёте? Ах, да, денег мы не считаем, чего стоит протянуть туда кабель с материка, ведь это копейки по сравнению с рытьем канала в океане. Спасибо, что изъятый грунт согласились отваливать рядом, а не вывозить на материк. А если Грета Тунберг застанет вас за этим занятием? Ой что будет...
                      Могу подкинуть вам идею. Использовать для дноуглубления ядерные испытания, которые нас вынуждают возобновить враги. Ведь было уже такое, когда в СССР хотели ядерными взрывами сделать канал для переброски стока Печоры в Волгу, для спасения мелеющего Каспия. Три озера в воронках от взрывов так и остались в тайге с тех пор... Но Каспий очевидно испугался и вдруг затопил прибрежные города и поселки, не дожидаясь печорской воды.
                      1. +1
                        6 ноября 2023 15:42
                        Вы не находите эти фантазии созвучными своим, с электролебедками на буях и переделкой существующих судов для перевода их в разряд полуледокольного флота? Электричество к лебедкам в проливе Лаптева вы откуда возьмёте? Ах, да, денег мы не считаем, чего стоит протянуть туда кабель с материка, ведь это копейки по сравнению с рытьем канала в океане. ...

                        суда полуледокольного флота - это не только особая носовая оконечность , но вдобавок еще и навесной броневой пояс, который будет иметь собственную пловучесть и угол наклона около 20 градусов. этот пояс будет легко сниматься и одеваться.
                        а электричество для буев - во первых морские волны - даже небольшой высоты 0,5 м качающиеся буи с небольшим электрогенератором и аккумуляторами. а также может быть ветряной электрогенератор.
                        кром
  10. +7
    31 октября 2023 11:04
    29 октября начался процесс подготовки к загрузке первого реактора Ритм 200 в корпус Атомного Ледокола Чукотка. good

    Балтийский Завод передан в управление Росатома,так что всё построим.Росатом назначен главным в развитии СМП.Не можем делать малооборотные дизеля для танкеров 100 000 ков,будут они у нас ходить на " Ритмах- 400".Кто хочет быть в курсе событий- официальные сайты " Росатом","Атомфлот"," Балтийский ССЗ" в помощь.
    1. +5
      31 октября 2023 12:32
      будут они у нас ходить на " Ритмах- 400"
      Останется только договориться с иностранными портами, чтобы они разрешали свободный заход и стоянку судов с ядерной установкой у себя. А пока можно на пальцах одной руки посчитать такие порты во всем мире.
      Андрей, вы же ходили по всем морям-океанам и должны знать об этом. Или я отстал от жизни и уже всё изменилось в последние годы?
      1. +3
        31 октября 2023 13:17
        Сабуров_Александр 53.Как бы мы будем строить перегрузочные терминалы на Камчатке и Кольском п- овах.Вот туда и будут ходить транспортные атомоходы.Новатек уже поставил самоходные гигантские баржи СПГ под 400 метров.Коряк и Саам ПГХ на Кольском и Камчатского п- овах.Росатом считает перспективным использование транспортных атомоходов на СМП- уже готовится проектно техническая документация.Плюс Россия бортанула казахов с Баимского медного месторождения- строительство уже пошло.И самое главное на СМП командует государственная компания Росатом,под ней всё.
        1. +2
          31 октября 2023 13:56
          tralflot1832 (Андрей С.), спасибо за уточнение с перегрузочными терминалами в наших портах, а не доставка нефти, СПГ или контейнеров в иностранные порты назначения судами с ядерной установкой. Надеюсь, если решили делать такие суда, то хорошо просчитали общую выгоду и потерю на перегрузки. Просто я помню фантазии некоторых наших специалистов, предлагавших АПЛ "Акулы" переделать на подводные танкеры для хождения под льдами СМП.
          Про "бортанула казахов с Баимского медного.." заинтриговали, расшифруйте о чем речь?
          1. +2
            31 октября 2023 15:07
            Сабуров Александр 53.Баимское месторождение должна была разрабатывать КАZ Minerals.Продажа состоялась в июле 2023 года.
            1. +2
              31 октября 2023 15:32
              Нашёл ухи Абрамовича,в 2019 г Рома продал Баимское месторождение казахам за 900 млн $.
        2. 0
          31 октября 2023 14:38
          Как бы чубатые эти баржи не подорвали, как Северные потоки.
    2. 0
      31 октября 2023 17:51
      А где про "передан в управление Росатома" можно найти? Вроде бы Костин был против и хотел как раз на Росатоме зарабатывать.
  11. +1
    31 октября 2023 11:17
    Сдвиг вправо автоматически ведет к удорожанию строительства. Тут где то лежит статья как американцы строили свой подводный ядерный флот. Адмирал Риковер выбил из конгресса ритмичное финансирование и на этом сэкономили.
  12. +3
    31 октября 2023 11:52
    У меня только один вопрос. Почему ширина строящихся ледоколов не совпадает с размером судов кейпсайз ? Как водить по СМП панамаксы ,афромаксы ,суэцмаксы
    1. +4
      31 октября 2023 13:54
      АPASUS.Cпециально для вас.В эту навигацию по СМП из Мурманска до Берингова пролива,двумя ледоколами Таймыр и Арктика за 13 суток проведён рекордный по вадоизмещению балкер размера" кепсайз" " Gingo".C грузом 164,5 тыс.тонн железнорудного концентрата.
      1. +1
        31 октября 2023 20:02
        АPASUS.по СМП из Мурманска до Берингова пролива,двумя ледоколами Таймыр и Арктика за 13 суток проведён рекордный по вадоизмещению балкер размера" кепсайз" " Gingo".C грузом 164,5 тыс.тонн

        а Вы не скажете каким проливом они прошли: Дмитрия Лаптева или наверное проливом Санникова?
        1. +2
          31 октября 2023 22:08
          qeniy.Всё что известно о маршруте балкера " Gingo"
          1. +1
            31 октября 2023 23:25
            К сожалению в Вашей дополнительной информации ничего не сказано каким проливом шел. но может быть Вы хотя бы знаете осадку того судна в том рейсе?
            рекордный по вадоизмещению балкер размера" кепсайз" " Gingo".C грузом 164,5 тыс.тонн
    2. +3
      31 октября 2023 14:01
      Как водить по СМП панамаксы ,афромаксы ,суэцмаксы
      Никак!!! Никто даже цели такой не ставит, поскольку на многих участках СМП глубины не позволяют ходить таким огромным контейнеровозам, без риска сесть на мель и разломиться пополам. Уж не говоря о заходе в наши северные порты типа Тикси и многие другие на случай поломки и ремонта. Отсюда и заоблачные страховки для всех судов на СМП, что существенно съедают экономию от короткого пути. Прибавьте сюда стоимость ледокольной проводки и ограничения на грузы, которые нельзя подвергать морозу. А главное, когда Панамакс загружается контейнерами в Токио или Ю.Корее или Шанхае, он по пути до Роттердама или Копенгагена, как любят рисовать длинную трассу через Суэцкий канал, несколько раз остановится под разгрузку, в Сингапуре, Коломбо, Александрии, Пирее, Неаполе, Марселе и пр, сбрасывая сотни контейнеров и загружая новые для заказчиков. А вот по СМП придется комплектовать контейнеровоз без раздачи до самой Европы, и поди найди столько груза для доставки из одной точки в другую. Но наши СМИ не любят говорить о таких минусах СПМ, а только о плюсах.
      1. +1
        31 октября 2023 14:22
        Сабуров Александр 53.Как бы читайте иногда коментарии.Смотрите выше,все проходит по СМП по осадке.И фото в студию для настроения ,вот как надо селфиться.
        lolФото Андрея Яковлева ФГУП Атомфлот.Эта нерпа становится звездой Атомфлота.
        1. +1
          1 ноября 2023 09:19
          Андрей, я слежу за событиями на СМП уже лет двадцать и с удовольствием читаю про все наши успехи, в т.ч. с проводкой отдельных танкеров и сухогрузов серии Панамакс и Суэцмакс. Но согласитесь, это случалось в летний период и при исключительно благоприятной ледовой обстановке, когда можно было отойти подальше от берега и отмелей.
          У нас любят сравнивать СМП с южным маршрутом исключительно по одной длине, например, от Токио до Роттердама и вокруг всей Европы через Гибралтар. Но не пишут, что большая часть грузов может предназначаться и выгружаться в Пирее или Неаполе. Так давайте для справедливости продлим СМП до Пирея и что получится? Т.е. надо говорить не о замене южного маршрута, а о перераспределении части грузов предназначенных для северной Европы.
          И про опасные мели на СМП. Они есть и пока ограничивают судоходство самых крупных контейнеровозов для которых требуется безопасная глубина от 16 метров - стандарт Панамского и Суэцкого каналов, откуда и пошли названия Панамакс и Суэцмакс с учетом глубины и длины, ширины шлюзов Панамского канала.
          Но я могу предположить, что в будущем СМП станет ещё короче и безопаснее, когда растают льды и трасса пойдет напрямую от мурманска до Чукотки севернее всех островов.
  13. +3
    31 октября 2023 15:28
    Alexey RA (Алексей), уважаемый, поддержу Вас сегодня только на 99%. Почему? На сайте я пару раз уже отмечал, что развал судостроения и судоремонта в стране - это великолепная работа ОСК по импортозамещению. ЖОРЫ, ДОРЫ и ЛОРЫ ОСК (жёны ответственных работников, дети..., любовницы...ОСК) очень любили из СПб в Финляндию вечером в четверг в командировки уезжать. Переночевали ночку с четверга на пятницу в уютной финской гостинице с ужином чудным, в пятницу с финскими партнёрами переговоры провели, затем выходные с походами по магазинам, сауной на берегу озерка и в воскресенье к вечеру - в СПб. Только в 2022 году господин Будниченко - директор Севмаша добился, что на "Чукотку" Севмаш изготавливает подшипники для валов. Вес одного подшипника - 25 тонн. Ранее такого никто в ОСК не делал. На Севмаше новую камерную электрическую печь смонтировали в 2022 году. Для АПЛ-то подшипники размерами меньше....А до этого все 4 ледокола делала Финляндия. Импортозамещение с 2014 года, вроде как...Да ещё банкиры из ВТБ (новое руководство ОСК), в сентябре 2023 года в ОСК огромную финансовую дыру нашли...После волшебного пенделя Президента, вдруг, оказалось, что в Питере нет электромонтажников и наладчиков электро-радиоаппаратуры, что на реакторах могут работать, и готовить их негде и некому. С Северодвинской СПО "Арктика" мужики месяцами жили в командировках. "Урал" сдали. Теперь СПО "Артика", как когда-то Центр судоремонта "Звёздочка", должна по стране создать 8 филиалов, что будут электромонтажные работы проводить.
    1. +2
      31 октября 2023 17:46
      Цитата: Тестов
      А до этого все 4 ледокола делала Финляндия.

      Дорога, проторённая годами - см. "Таймыр" и "Вайгач". smile
      Хотя, ПМСМ, с тем объёмом импортной комплектухи, который планировался на наших ЛЕД, было проще растаможить один раз корпус ледокола (в NN-процентной готовности) в комплекте, чем прогонять через таможню каждую часть, а потом ещё неоднократно провозить части взамен вышедших из строя при монтаже. smile
  14. +3
    31 октября 2023 15:48
    Сабуров_Александр53 (Alex), уважаемый, 03 октября 2023 года на китайское судно «Синь Синь Хай» загрузили в аванпорту Экономия Архангельска более 300 контейнеров с продукцией лесопромышленных компаний Архангельской области. Тянуть всё богачество это в Поднебесную лесопромышленникам Карелии, Коми, Архангельской, Вологодской областей РЖД - путь к банкротству. КНР даже заинтересовали пеллеты из Архангельска. В Архангельской области 6 компаний-импортёров этого товара после марта 2022 года остались без европейских рынков сбыта. У них теперь пеллет, как гуталина у дядюшки кота Матроскина - просто завались! Наши чиновники только в ноябре 2022 года проснулись, что часть отдалённых посёлков, где каждый год героизм - северный завоз, почему-то получают свет и тепло от мазута или угля из Кузбасса. А производители пеллетных котлов в РФ всё пытаются найти свою нишу. Поэтому, если возобновят постройку барж на Оби, Лене и Енисее - загрузить Севморпуть есть чем. И ещё про Росатом.
    Господин Мишустин подписал Р А С П О Р Я Ж Е Н И Е Правительства Российской Федерации от 22 сентября 2023 г. № 2555-р и утвердил комплексный план по развитию Архангельского транспортного узла на период до 2035 года.
    "Наименование мероприятия: 2. Строительство морского терминала по отгрузке
    свинцово-цинкового концентрата на архипелаге Новая Земля. Прим: 1, 5.
    Вид документа (результат): акт ввода в эксплуатацию.
    Ответственный исполнитель, иные участвующие в реализации мероприятий органы и организации(их филиалы): Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом", акционерное общество "Первая горнорудная компания".
    Срок реализации: 2026 год."
    Примечания:
    1 На реализацию мероприятия предполагается привлечение средств из внебюджетных источников
    5 Объем средств и источники финансового обеспечения на реализацию мероприятия за счет средств федерального бюджета будут уточнены при формировании федерального
    закона о федеральном бюджете на соответствующий период в рамках соответствующих государственных программ Российской Федерации, а также при согласовании
    финансовых моделей проектов при условии принятия необходимых решений."
    Этим же Распоряжением, наконец-то, будут новый глубоководный участок порта Архангельск строить севернее острова Мудьюг.
    1. 0
      1 ноября 2023 09:31
      Тестов (Евгений), спасибо за участие и вежливось. А то бывает сходу навешивают всех собак и придумывают такое, о чем я и мыслить не пытался. Я уже ответил чуть выше Андрею, что радуюсь всем нашим успехам по освоению СМП и никогда не сомневался в его целесообразности. Но я удивляюсь некоторым журналистам, которые чуть ли не похоронили в скором будущем Южный маршрут через Суэцкий канал, когда мы раскочегаримся на СМП. Поэтому лишь отметил объективные трудности с СМП, от которых невозможно избавиться и которые иногда становятся непреодолимыми в настоящее время. request
  15. 0
    31 октября 2023 18:49
    Лучше бы паромы строили для снабжения своего западного анклава, по три месяца очереди. Эти ледоколы только для обогащения нефтегазовой олигархии!
  16. +3
    31 октября 2023 19:33
    Alexey RA (Алексей), если БЫ только "Тамыр" и "Вайгач"!
    Заслуженные-перезаслуженные "Капитан Белоусов" , как и "Voima", рождены в Хельсинки, с 1954 года трудится. Старички "Тор" (1964 года рождения) и "Дудинка" (1970 г.р.) проекта "Tarmo". Вами выложено фото "Мудьюга" - вся серия из 3 ледоколов рождена в Финляндии. "Капитан Сорокин" проекта 1101 - вся серия из 4 ледокол, оттуда же, «Вяртсиля». "Капитан Чечкин" проекта 1105 - все 6 ледоколов в Хельсинки родились. Как не вспомнить проект Р-1039 "Ермак"? ЛАО делало проект 97 крупнейшей серией для всех, получается и всё...
    1. +2
      1 ноября 2023 10:32
      Цитата: Тестов
      если БЫ только "Тамыр" и "Вайгач"!

      Просто я взял только предельный случай - построенные за рубежом ледоколы с АЭУ.
      ЛЕД с обычной ГЭУ зарубежной постройки я решил пропустить по причине их многочисленности - судопром финнов пахал на гражданский и военный флот СССР как проклятый. smile
  17. +1
    31 октября 2023 20:51
    Мое глубокое диванное мнение.
    Ледоколов нам нужно. И много. И разных.
    Государству необходимо тщательно посмотреть новое ценообразование.
    И еще нужны военные ледоколы с вооружением и прежде всего с хорошим ПВО
    1. 0
      31 октября 2023 22:57
      Ледоколы нужны не только для проводки по всему СМП , в перспективе может быть существенный рост перевозок сжиженного газа. как пишут к 2030 г планируется добывать 64 млн тонн топлива ежегодно. 80% из них планируют поставлять в страны Азии , это порядка 50 млн.т
  18. 0
    1 ноября 2023 10:10
    Обеспеичваем из бюджета ледокольный флот, чтобы возить газ недружественным странам? Какая прелесть.
  19. 0
    1 ноября 2023 12:37
    Цитата: Alexey RA
    Цитата: Солдатов В.
    Вы просто ненавидите государство под названием СССР, и у вас всё было плохо там. hi

    Нет. Я просто жил в СССР в среднестатистической ленинградской семье советских инженеров. И поскольку и отец, и мать мотались по командировкам и имели родственников за пределами райских городов особой и первой категории снабжения, то я и слышал, и своими глазами видел разницу между витринами и остальной страной. А также своими глазами видел - что предлагала гражданам Группа Б промышленности.
    А поскольку я увлекаюсь историей флота, то немного знаю и про диктат промышленности, и про завышенные планы, и про вечное противостояние сапогов и прогаров. smile

    good
  20. 0
    1 ноября 2023 16:12
    Сабуров_Александр53 (Alex), уважаемый, Вы Сегодня, 09:19 выложили комментарий новый с картой Севморпути. На карте ошибка: порт Витино показан на месте порта Онега в Архангельской области. Витино - порт в Кандалакшском районе Мурманской области (менее 10 км на юг- юго-запад от Кандалакши), ближайшая ж.д. станция - Белое море (на электрифицированном участке Октябрьской железной дороги). В Онегу грузы тянут тепловозы (участок Северной железной дороги Вонгуда-Онега не электрифицирован).
  21. -1
    5 ноября 2023 17:41
    Ну а как вы хотели - капитализм же...
    Рыночек и сво все порешали...
  22. +1
    6 ноября 2023 23:02
    Сегодня только прочитал. Период 1938 - 1941 год. Количество построенных заводов, предприятий равно 543... Конечно там помог запад технологиями, инженерами но всё же... Теперь же пожинаем плоды ельцинско - гайдаровской политики.