В число лучших изобретений 2023 года по версии журнала Time вошёл сверхзвуковой самолёт X-59

83 594 51
В число лучших изобретений 2023 года по версии журнала Time вошёл сверхзвуковой самолёт X-59

В категории транспортных средств в число лучших изобретений 2023 года по версии журнала Time вошел сверхзвуковой самолет X-59, созданный совместно специалистами Lockheed Martin и NASA. Этот список идей и продуктов редакция издания создает ежегодно на протяжении более двух десятилетий.

При выборе номинантов учитываются оригинальность, эффективность, амбициозность и другие факторы. Они и стали причиной включения в список X-59, ведь он может изменить будущее коммерческих полетов над сушей. Теперь, благодаря решению проблемы подавления звукового удара, появилась возможность использовать для этих целей сверхзвуковые летательные аппараты.



Самолет станет центральным элементом экспериментальной миссии НАСА QueSST, в ходе которой он будет совершать полеты над населенными пунктами по всей территории Соединенных Штатов. При этом будет отслеживаться реакция жителей на приемлемость громкости звукового удара при пролете аппарата. В итоге NASA рассчитывает добиться отмены запрета на полеты гражданских сверхзвуковых самолетов над сушей.

Это откроет авиапроизводителям новые рынки, а пассажирам позволит вдвое сократить затраты времени на перелеты.

Предполагается, что шум, издаваемый X-59, не будет превышать 70-75 децибел. Это является большим достижением, ведь шум двигателей обычного пассажирского лайнера достигает 140 дБ, а на автотрассе уровень шума может составлять около 100 дБ.

51 комментарий
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +2
    30 октября 2023 17:47


    Российские учёные подготовили техническое предложение на демонстратор перспективного сверхзвукового гражданского самолёта (СГС) «Стриж». Об этом в интервью РИА Новости рассказал генеральный директор Центрального аэрогидродинамического института (ЦАГИ) Кирилл Сыпало.
    Надеюсь,что все эти движи переросли в практическую плоскость,а не остались на словах.Хотя если честно верится с трудом.Работы ОДК сейчас хватает и помимо этого проекта.
    «Создание нового поколения сверхзвуковых гражданских самолётов является одним из основных вызовов для современной авиационной науки во всем мире и одним из перспективных высокотехнологичных направлений, в котором Россия имеет реальный шанс стать мировым лидером», — заявил Сыпало.На текущий момент специалисты ЦАГИ определили параметры и облик двигателя для сверхзвукового самолёта. По словам Сыпало, в новой силовой установке необходимый уровень тяги будет обеспечиваться при относительно низком удельном расходе топлива.К 2024 году российские инженеры планируют разработать газогенератор для СГС — основной элемент нового авиационного двигателя, способного выполнять крейсерский полёт на сверхзвуке. О таких планах в сентябре прошлого года рассказал генеральный конструктор Объединённой двигателестроительной корпорации (ОДК) Юрий Шмотин.

    https://russian.rt.com/russia/article/745842-sverhzvuk-samolyot-cagi-strizh

    А уже через год генеральный директор ЦАГИ заявил, что в России сформировано техническое предложение по проекту перспективного сверхзвукового гражданского 6-местного самолёта (СГС) «Стриж». В натуральную величину длина самолёта составит 38 метров, судно будет вмещать 8 человек: 2 лётчиков и 6 пассажиров. «Стриж» должен развивать скорость 1,8 Маха, что примерно равняется 1,9-2,2 тыс. км.На сегодняшний день «Стриж» — не единственный тип СГС, над которым ведут работы российские авиационные предприятия. Например, ПАО «Туполев» совместно с другими ведущими отечественными организациями разрабатывает СГС на 30 пассажирских кресел.
    1. +10
      30 октября 2023 17:53
      помнится,кое кто ,собирался из ТУ 160 собирался пассажирский сделать.
      1. +11
        30 октября 2023 18:01
        Цитата: Аэродромный
        помнится,кое кто ,собирался из ТУ 160 собирался пассажирский сделать.


        Пассажиров в барабаны вместо крылатых ракет?Полёт лёжа.Можно сказать что в комфорт-классе.
        1. +3
          30 октября 2023 18:43
          За что нравится читать комментарии пользователей сайта, за юмор и комментарии не в бровь а вглаз.
        2. +5
          30 октября 2023 19:24
          Пассажиров в барабаны вместо крылатых ракет?Полёт лёжа
          Вам все щютке,а британский Mosquito примерно так и использовался для перевозки ВИПов в войну. Спальник- и в бомбовой отсек.
          1. +2
            30 октября 2023 21:55
            а британский Mosquito примерно так и использовался для перевозки ВИПов в войну.
            Ну, так Молотов летал на Пе-8 на переговоры в Англию в 1941, правда, не в бомболюке.
        3. +9
          30 октября 2023 19:37
          Да как бы в другой ,более развитой цивилизации,из Ту16 таки сделали Ту104..
        4. +2
          30 октября 2023 22:08
          Полёт лёжа.

          И дисантирование, сразу домой в индивидуальном порядке, это Вам не vip какой-то, это круче, и чемодан из богажа, тут же отстреливатется из револьверной подвески.
      2. 0
        30 октября 2023 18:24
        Это уже последствие когда пролюбили и не реализовали другой проект. Было предложение из Ту-144 сделать грузовой самолёт стратегического назначения. Все удобства из салона долой и оставить только откидные седушки. У нас большая страна и бывает что возникает экстренная необходимость перебрасывать из одного конца в другой некоторые грузы и специалистов. Но увы, распад СССР поставил на этом крест.
        1. +5
          30 октября 2023 22:00
          Было предложение из Ту-144 сделать грузовой самолёт стратегического назначения.
          Не было этого, заказчика не нашлось. Сама машина была очень дорогая в обслуживании, Аэрофлот с радостью от неё отказался после непродолжительной эксплуатации на трассе Москва-Алма-ата. А в Хабаровск с полной нагрузкой от летать не мог - над Сибирью на высотах 15000-18000 м были обнаружены области в 100-150 км с повышенной относительно других участков температурой, что приводило к падению тяги двигателей. Это так называемые "температурные линзы", которые способствовали прекращению нашего проекта.
          1. +1
            31 октября 2023 11:40
            Не было этого, заказчика не нашлось. Сама машина была очень дорогая в обслуживании, Аэрофлот с радостью от неё отказался после непродолжительной эксплуатации на трассе Москва-Алма-ата. А в Хабаровск с полной нагрузкой от летать не мог - над Сибирью на высотах 15000-18000 м были обнаружены области в 100-150 км с повышенной относительно других участков температурой, что приводило к падению тяги двигателей. Это так называемые "температурные линзы", которые способствовали прекращению нашего проекта.


            Так потому и говорю, предложение. Ведь дальше разговоров дело не пошло. Хотя потребность такая и сейчас есть, когда срочность выше чем стоимость перевозки.
        2. +4
          31 октября 2023 08:59
          Цитата: vovochkarzhevsky
          Было предложение из Ту-144 сделать грузовой самолёт стратегического назначения.

          Не сочинили для Ту-144 нормальных двигателей , с приемлемой экономичностью и надёжностью . Весь парк построеных Ту-144 поставили в отстой дожидаться НК-32 на которые возлагались большие надежды . Но все выпускаемые НК-32 шли на Ту-160 и даже для следующей модификации Ту-22М4 их не хватало . Один борт Ту-144 всё же оснастили НК-32 , но полностью испытания провести не успели - Союз развалился . Этот Ту-144 с НК-32 взяли в аренду США , несколько лет испытывали и использовали как летающую лабораторию для НАСА , затем вроде как вернули . Так до конца и не стало ясно , оправдали ли себя НК-32 на Ту-144 .
          Вообще-то Ту-144 должен был совершать рейсы до Хабаровска и Владивостока , но дальности ему хватало (гарантированно) только до Алма-Аты . А в качестве почтового его действительно использовали некоторое время и в Хабаровск , и вроде даже во Владивосток он летал , но с недогрузом . Да и то это вроде как была модификация с безфорсажными двигателями , созданными специально для него ...
          Короче не допилили .
          Возможно секрет неудачи был ещё и в том , что соревнуясь с "Конкордом" стремились превзойти его во всём - скорости максимальной , высотности и ... численности пассажиров . Ради этого пассажирских кресел установили на один ряд больше - не по два кресла у каждого борта , а на одном борту два , а на другом три кресла пассажирских . Ну и фюзеляж ради этого пришлось расширить . А двигатели не потянули . И запас топлива оказался недостаточным . Увлёкся короче сын Туполева соревнованиями , и упустил баланс . А красивый был самолёт .
          1. +1
            31 октября 2023 11:44
            Не сочинили для Ту-144 нормальных двигателей , с приемлемой экономичностью и надёжностью . Весь парк построеных Ту-144 поставили в отстой дожидаться НК-32 на которые возлагались большие надежды . Но все выпускаемые НК-32 шли на Ту-160 и даже для следующей модификации Ту-22М4 их не хватало . Один борт Ту-144 всё же оснастили НК-32 , но полностью испытания провести не успели - Союз развалился . Этот Ту-144 с НК-32 взяли в аренду США , несколько лет испытывали и использовали как летающую лабораторию для НАСА , затем вроде как вернули . Так до конца и не стало ясно , оправдали ли себя НК-32 на Ту-144 .
            Вообще-то Ту-144 должен был совершать рейсы до Хабаровска и Владивостока , но дальности ему хватало (гарантированно) только до Алма-Аты .


            Так я говорил не о пассажирской, а грузовой версии. Что позволяло облегчить салон и увеличить запасы топлива. Но такой самолёт не был нужен максимум в пяти экземплярах.
            СССР мог себе это позволить, но не РФ.
      3. -1
        31 октября 2023 14:07
        Еврогейцы этого очень хотели, слава творцу, эта идея не воплотилась в жизнь.
    2. +2
      30 октября 2023 17:59
      Концепт конечно симпатичный, но хотелось бы увидеть пассажирский самолёт в реальную величину, если только создатели не проектировали его лишь для пары пассажиров, сидящих за пилотом. wink
    3. -6
      30 октября 2023 18:13
      Вопрос в том, что у американов в это вложены вполне конкретные неслабые деньги. А у нас идейки.
      1. +8
        30 октября 2023 18:22
        Вопрос в том - нафига он нужен. Предыдущие не из-за звукового удара перестали делать. Что нашу тушку, что конкорд. Они дороги и нерентабельны. Зачем ещё версии плодить sad
        1. +2
          30 октября 2023 19:16
          Как "нафига" ? А кучу бабала намыть, расхвастаться на весь мир (пэтриоты преодолеть нельзя, от джавелинов защиты нет, арамс не подбить, мы самые самые .... ну и т. д.). Какая объективность может быть "по версии журнала тайм" ?
        2. +3
          30 октября 2023 19:40
          Их нерентабельность, в частности у Конкорда, появилась из -за ограничения скорости, они только над океаном могли разогнаться, поэтому выигрыш во время был не таким большим по сравнению с дозвуковых лайнером, в отличие от цен на билеты tongue и летать они могли только над Атлантикой, так как на других маршрутах они вообще теряли все преимущества в скорости, так как над континентами лететь могли только на дозвуковых скоростях stop
          если из Лондона до Эмиратов можно будет летать в 2 раза быстрее, то доплачивать будут (бизнес класс стоит в разы дороже обычных билетов и люди платят!), а на дальностях в 8000км +, то и обычные люди будут доплачивать, лететь полсуток это жесть. И у сверхзвуковых бизнес,-джетов тоже не плохие перспективы, скорее всего даже с них сверхзвуковые пассажирские самолёты и начнутся. bully
        3. 0
          1 ноября 2023 00:14
          Цитата: igorbrsv
          Вопрос в том - нафига он нужен. Предыдущие не из-за звукового удара перестали делать. Что нашу тушку, что конкорд. Они дороги и нерентабельны. Зачем ещё версии плодить

          Вообще то сейчас речь идёт о бизнесджетах , а не о полноценных пассажирских лайнерах . У бизнесджета ценится комфорт , надёжность , эстетика и скорость . Ибо для людей состоятельных время стоит куда дороже керосина . Двигатели появились с куда большей удельной мощностью , способные в безфорсажном режиме поддерживать сверхзвуковой полёт . Желание получить такой бизнесджет высказывали уже давно нефтяные шейхи и просто богатые люди . К Путину обращались , когда ещё верили в возможности нашего авиапрома . Сейчас опять начались определённые проработки и опыты . В качестве двигателя предлагают сейчас безфорсажную модификацию Р-579В-300 . Но о полноценных пассажирских суперсониках сейчас речи не идёт - только бизнесджеты на 6 - 24 пассажира .
    4. +1
      30 октября 2023 18:16
      Цитата: Orange-Bigg
      Надеюсь,что все эти движи переросли в практическую плоскость,а не остались на словах.

      На современном уровне развития техники реально склепать только небольшой бизнес-джет. Полёт на нём будет стоить огромных денег. Массовые пассажироперевозки такими не светят в обозримой перспективе.
      1. 0
        1 ноября 2023 00:31
        Цитата: Румaтa
        На современном уровне развития техники реально склепать только небольшой бизнес-джет.

        На современном уровне техники вполне реально сделать вполне приличный пассажирский суперсоник - более тяговитые и экономичные двигатели это позволяют . Вопрос в целесообразности . Когда авиакомпании выбирая себе лайнеры считают каждый грамм удельного расхода топлива , о каких суперсониках может идти речь ? Опыт "Конкорда" и Ту-144 памятен и нарицателен . А вот бизнесджеты не просто востребованы - потенциальные заказчики уже лет 10+ ищут разработчика и поставщика таких самолётов . И в конце концов работы над такими бизнесджетами началась . Но уже никто не гонится за рекордными скоростями , с тепловыми деформациями уже тоже наигрались . Чаще всего озвучиваются скорости 1700 - 1900 км\ч .
  2. 0
    30 октября 2023 17:49
    Пока есть только реклама. А сам самолет не разу не взлетел, не говоря о том, что бы развить сверхзвуковую скорость и при этом избежать звукового удара при переходе звукового барьера.
    1. +11
      30 октября 2023 18:00
      и при этом избежать звукового удара при переходе звукового барьера.
      Виктор, у Вас неверное представление о звуковом ударе. При сверхзвуковой скорости вокруг изделия всегда образуется ударная волна в виде конуса, которую оно тащит за собой всюду, пока не уменьшит скорость до дозвуковой. И всё бы ничего, но при определённых градиентах температуры в атмосфере возможна фокусировка этой ударной волны на поверхности, вот это приводит к выбитым стёклам и т. д. Поэтому и возник интерес к сверхзвуковому самолёту нового поколения, у которого скачки уплотнения, идущие вниз, будут минимизированы.
      1. 0
        30 октября 2023 18:24
        Но отказались от гражданского сверхзвука не из-за ударной волны
        1. +1
          30 октября 2023 18:48
          Но отказались от гражданского сверхзвука не из-за ударной волны
          Самолёты первого поколения (Ту-144, Конкорд) были жутко убыточными и у нас, и у них. Однако случаи фокусировки иной раз случались.
      2. +1
        30 октября 2023 18:55
        Полностью с Вами согласен. Только самолет не разу не летал и как он это будет делать пока известно только по мат.моделям. А его уже на 1 место. Поэтому я и написал, что пока есть только реклама. drinks
        1. +1
          30 октября 2023 20:14
          Конечно, это пиар, не более. Мне несколько даже удивительно, почему это направление вдруг стали развивать. drinks
    2. +2
      30 октября 2023 18:21
      Ну вон рекламу в Таймс подали, можно ещё начать делать предзаказы
  3. 0
    30 октября 2023 17:52
    Что за авансы?))) Может и полетит, а может и нет.
    17 окт. 2023 г. — Аэрокосмическое агентство НАСА отложило первый полет экспериментального сверхзвукового самолета X-59 на 2024 год, с
    1. +4
      30 октября 2023 18:01
      Цитата: Румaтa
      Что за авансы?

      Первый раз, что ли? Обама вон тоже премию мира авансом отхватил.
      1. +3
        30 октября 2023 18:12
        У американцев нынче всё в долг.
  4. -1
    30 октября 2023 17:54
    Очередная реклама "технических достижений человечества".
    шум, издаваемый X-59, не будет превышать 70-75 децибел. Это является большим достижением, ведь шум двигателей обычного пассажирского лайнера достигает 140 дБ

    140дб это рядом с самолётом, а какой уровень шума от него когда самолёт в небе, а человек на земле?
    П. С. Больше похоже на то, что толстосумы хотят переписать правила чтобы летать по всему миру на своих персональных самолётах в 2 раза быстрее... А простые людишки могут и потерпеть...
    1. 0
      30 октября 2023 18:15
      Так и есть . Любишь кататься - имей 100 рублей (с). Билет на "Конкорд" тоже стоил страшных денег. Тут пропорцию обещают меньше.
    2. +3
      30 октября 2023 18:53
      140дб это рядом с самолётом, а какой уровень шума от него когда самолёт в небе, а человек на земле?

      Местные нюьсмейкеры, как обычно при описании технических вопросов, написали глупость.
      Имеется ввиду не шум от двигателей, а импульсный шум от ударной волны, образующейся при сверзвуковом полете. Санитарная норма - 125 дБ. У Concorde достигало 130 дБ. У X-59 должно быть не более 75 дБ. Это примерно как сильный хлопок дверью автомобиля.
      Как получится на практике - покажут полеты. У Concorde по расчетам должно было быть не более 110 дБ, а получилось 130.
  5. 0
    30 октября 2023 18:16
    Учитывается оригинальность и амбициозность??-а что бы, по простому, полезность не учесть? laughing
  6. osp
    0
    30 октября 2023 18:23
    Цитата: Аэродромный
    помнится,кое кто ,собирался из ТУ 160 собирался пассажирский сделать.

    А для каких целей ?
    Даже как бизнес-джет не подойдет.
    Запредельно высокая цена будет.
    Его не пустят ни в один гражданский аэропорт по уровню шума и выбросов.
    Азотированный керосин где ему заливать смогут не ясно.
    Да его даже для военных целей в нынешнем виде никто производить в большом количестве не
    будет - соберут несколько штук и все.
    1. -1
      31 октября 2023 17:48
      Да, это просто бред заводского начальства. Хотели денег поклянчить у начальства повыше. Даже удивительно, как еще наглости хватило.
  7. osp
    +4
    30 октября 2023 18:27
    Цитата: Orange-Bigg
    Цитата: Аэродромный
    помнится,кое кто ,собирался из ТУ 160 собирался пассажирский сделать.


    Пассажиров в барабаны вместо крылатых ракет?Полёт лёжа.Можно сказать что в комфорт-классе.

    Пассажирским он бы никогда не стал конструктивно.
    Да и бессмысленно оно - по сравнению с тем-же Ту-144 у него сверхзвуковая скорость не превышает 10-15% времени полета.
    Это не показатель для СПС.

    Правда еще с 90-х была тема применения Ту-160СК для запуска спутников.
    Но опять же не сделали ракету "Бурлак".
  8. -1
    30 октября 2023 18:52
    Матрасы с "конкорда" или с "Ту-144" чертежи сперли?
    1. 0
      30 октября 2023 19:14
      Они еще примерно во времена Ту-144 тоже что-то такое же соорудить собирались, причем, как и сейчас, с участием НАСА. Но потом этот проект почему-то спустили на тормозах.
      1. +1
        30 октября 2023 20:16
        Они еще примерно во времена Ту-144 тоже что-то такое же соорудить собирались, причем, как и сейчас, с участием НАСА.

        Boeing 2707 (фото в комментарии ниже) и Lockheed L-2000.



        Оба проекта стартовали в 1963 году. НАСА к ним никакого отношения не имело.
    2. +3
      30 октября 2023 19:25
      Матрасы с "конкорда" или с "Ту-144" чертежи сперли?

      Американцам ничего ни у кого "спирать" не надо.



      Boeing 2707. Проект Concorde стартовал в 1962 году, проекты Boeing 2707 и Ту-144 - в 1963. Но к 1971 году американцы, построив два прототипа, признали проект экономически не оправданным и закрыли.
    3. 0
      31 октября 2023 17:49
      Как бы не наоборот.
      Новизны у амеров на всех всегда хватало.
  9. -2
    30 октября 2023 19:18
    У нас как я понимаю над такой тематикой не работают. А в принципе можно было бы на базе ТУ-22М сделать сверхзвуковой пассажирский самолёт. Сделать фюзеляж нужно размера на 30-40 человек, а остальное взять от ТУ-22М, и крылья с изменяемой геометрией оставить. Билеты будут конечно дороговаты, но богатых буратино у нас много, есть кому летать. soldier
    1. -2
      31 октября 2023 17:50
      Ага. И расшибить его о полосу при посадке.
      Да, вы вообще этот самолет представляете? Людей возить....
    2. -1
      1 ноября 2023 08:58
      Поинтересуйтесь аварийностью в военной авиации и гражданской. Вопросы отпаду. Еще неплохо бы представлять цену Ту-22М3, и его экономическую эфыективность. А про просто Ту-22 лучше вообще не говорить. Это самолет-убийца. Позор Туполева.
  10. +2
    30 октября 2023 19:20
    А какой смысл в самолете (пусть и быстром),
    если он (на себе) - несет минимальный вес?
    Судя по остроносости ихнего монстра (такое у них уже было).
  11. 0
    31 октября 2023 08:02
    В этой статье нет самого главного: сколько денег в бюджете НАСА на такие исследования?
    как они их их тратят? - т.е. какие результаты видит обыватель
    какие перспективы открывают при проведении исследований.... и т.д.
    а как тратит деньги какой нибудь Роскосмос - мы видим...
  12. -2
    31 октября 2023 12:36
    Сверхзвуковой самолет Х-59 сильно напоминает очертанием и формами советский сверхзвуковой ТУ-144. Это наверно совпадение.
  13. 0
    31 октября 2023 14:09
    Сам себя не похвалишь, как говорится от других не дождёшься. Сами что то сделали, ещё не вполне понятное, и сами себе медальки уже повесили. Кто бы сомневался, что американцы лучшие, особенно в пиаре. laughing