Многоликий Су-27 в ВВС Китая

18
На протяжении многих лет ВВС НОАК имели на вооружении устаревшие истребители второго поколения F-7 и J-8, которые выступали основным элементом в обороне КНР. Хотя потребность в истребителе третьего поколения была очевидной, до 1990 г. подобные планы не обсуждались.

После демократических демонстраций в 1989 г., которые окончились подавлением выступлений на площади Тяньаньмэнь, страны Запада ограничили масштабы сотрудничества с Китаем. Советско-китайские противоречия пошли на спад, таким образом, КНР повернулась в сторону СССР. Но окончание холодной войны и распад СССР наряду с сохраняющееся напряженностью с Тайванем убедили руководство ВВС Китая в необходимости разработки собственного перспективного истребителя, так как в долгосрочной перспективе полагаться на российское вооружение не представлялось возможным.

17 сентября 1990 г. китайская военная делегация посетила авиабазу Кубинка, где ей показали рекламные полеты истребителей МиГ-29. Боевой радиус МиГ-29 оказался недостаточным для такой большой страны, как Китай, кроме того он не позволял решить тайваньский вопрос. Таким образом, китайцы выразили интерес к истребителю Су-27, более дорогому истребителю, обладающему большим боевым радиусом действия. Первый запрос был отклонен советским руководством, но после нескольких раундов переговоров контракт был заключен. Обе страны договорились на поставку 24 Су-27, включая одноместные варианты и «спарки». В дальнейшем было достигнуто соглашение на поставку еще 24 Су-27. Заказанные истребители выпускались на КнААПО и ИАПО.

Контракт, который известен в КНР как «проект 906», стал первой экспортной поставкой Су-27, и в феврале 1991 г. Су-27 совершил демонстрационный полет в пекинском аэропорту Нанюань.


Первая партия из 12 Су-27 (восемь Су-27СК и четыре Су-27УБК) перелетела из России в Китай через Монголию в конце 1991 г. в течение одного дня, и это означало официальное принятие на вооружение самолета данного типа. 8 ноября 1992 г. были поставлены оставшиеся 12 самолетов, а еще пара истребителей использовалась в КНР для исследовательских целей.

Второй контракт на следующие 24 истребителя не был подписан сразу же за первым, так как между двумя странами имелись противоречия относительно формы оплаты. За первую партию 70% стоимости было оплачено бартером (поставки продовольствия и товаров легкой промышленности). Российская сторона считала, что последующие поставки самолетов должны оплачиваться в американской валюте, и, в мае 1995 г. заместитель председателя Центрального военного комитета КНР Лю Хуакинг посетил Россию и согласился на эту просьбу, но с условием передачи в КНР производственной линии на Су-27. Таким образом было подписано соглашение на лицензионное производство Су-27 в КНР.

В апреле 1996 г. десять Су-27, включая четыре Су-27СК и шесть Су-27УБК, были поставлены в КНР. Оставшиеся 14 Су-27СК были переданы заказчику в июле.

Выдающиеся характеристики

Первые поставленные в Китай Су-27 стали патрулировать воздушное пространство в районе Тайваня в начале 1990-х гг., а их летчики оценивали характеристики истребителей как «выдающиеся».

В этот период Китай приступил к самостоятельному выпуску Су-27СК. С целью подготовки летчиков для увеличивающегося числа Су-27, ВВС НОАК испытывали потребность в двухместных модификациях УБК. 3 декабря 1999 г. две страны подписали контракт на поставку 28 Су-27УБК, и первые четыре «спарки» производства ИАПО были поставлены в Центр летной подготовки ВВС НОАК 15 декабря 2000 г. Спустя неделю к ним присоединилось еще восемь машин, а окончательно контракт был исполнен к сентябрю 2009 г. К этому времени в КНР было экспортировано 76 Су-27 (36 Су-27СК и 40 Су-27УБК).

В обозначении китайской модификации Су-27СК литеры «С» и «К» означают «производственный» и «коммерческий». Основным отличием экспортного варианта от российских Су-27 является взлетный вес, который у экспортных самолетов по просьбе китайской стороны был увеличен до 33 тонн. Неуправляемое вооружение включает 100-кг, 250-кг и 500-кг свободнопадающие бомбы, а также 80-мм, 122-мм и 240-мм неуправляемые ракеты. Десять точек подвески позволяют нести боевую нагрузку общей массой до 8 тонн, а шасси было усилено. Изменения были необходимы, так как требованиями ВВС НОАК определялось, чтобы каждый истребитель имел возможность выполнять ударные функции. Кроме того, и это является общим местом для российских экспортных истребителей, установленная на них система РЭБ имела пониженные характеристики, и станция активных помех Л005 была заменена на Л203/Л204.

Каждая партия имела отличия в составе БРЭО. Первые 24 Су-27 были оснащены системой управления вооружением СУВ-27, радиолокационным прицельным комплексом РЛПК-27 и РЛС Н001Э. Дальность обнаружения цели с ЭПР 3 кв. метра составляла 70 км. До десяти целей могли быть обнаружены, но обстреливаться могла только одна. На следующих Су-27 была установлена РЛС Н001П, которая позволяла одновременно обстреливать две цели. Кроме того на следующих поставленных Су-27 была установлена интегрированная навигационная система А737.

Максимальный боекомплект для выполнения задач завоевания господства в воздухе составляет шесть ракет средней дальности Р-27 или четыре ракет малого радиуса действия Р-73. Из-за ограничений, налагаемых СУВ, Су-27СК/УБК не могут применять ракеты Р-77.

Двухместные варианты Су-27УБК обладают несколько худшими летными характеристиками, практический потолок уменьшен до 17,5 км по сравнению с 18,5 км у одноместного варианта, но все боевые характеристики остались прежними.

На сцене появляется J-11

Китайская авиационная промышленность выступала против импорта иностранных истребителей, и эта ситуация сохранялась до тех пор, пока не было принято решение, что на истребителе J-10 может устанавливаться двигатель Су-27, и тогда позиция промышленности несколько смягчилась. Но китайский авиапром все еще негативно относился к решению ВВС относительно производства Су-27.

Россия не хотела продавать лицензию на производство Су-27 в Китай, но в итоге пошла на попятную, когда китайская сторона заявила, что в случае отказа от передачи лицензии закупит не более 48 истребителей Су-27. В 1993 г. Россия согласилась подписать контракт стоимостью 150 млн долл. по передаче китайской стороне технологий, комплектующих и оказанию необходимой технической поддержки.

Россия передала КНР лицензию на производство Су-27 6 декабря 1996 г. Согласно условиям контракта, Россия должна была оказать помощь китайскому предприятию Shenyang Aviation Company (SAC) по созданию производственной линии и выпуску 200 Су-27 в течение последующих 15 лет. Двигатели, РЛС, БРЭО и системы вооружения должны были поступать из России. Кроме того, имелась договоренность, что в случае задержке в производстве Россия будет поставлять SAC необходимые комплектующие. Су-27 китайской сборки получили индекс «проект 11», и наименование J-11 после принятия на вооружение.


Летом 1997 г. Россия поставила SAC полный комплект производственных чертежей. В первой половине 1998 г. SAC приступил к производству первых двух истребителей, и 1 сентября того же года первый J-11 под управлением главного летчика-испытателя Фу Гуаксинга (из Первого испытательного батальона ВВС НОАК) впервые поднялся в воздух. Первые два самолета были переданы ВВС для проведения испытаний, которые завершились в декабре 2000 г.

Базовый вариант J-11 не сильно отличался от Су-27СК. J-11 ранних производственных серий были оснащены монитором системы GPS, установленном справа от индикатора на лобовом стекле (ИЛС). На самолетах более позднего выпуска эти мониторы устанавливались в составе интегрированного многофункционального дисплея. Китай не планирует дальнейших модификаций ранних J-11. Как только будет израсходован запас российских управляемых ракет, эта партия будет списана.

J-11B/BS

Успех в сборке J-11 сподвигнул китайцев к созданию улучшенной версии с использованием китайских комплектующих, которая получила наименование J-11В, а двухместный вариант — J-11BS. На ней установлена новая китайская импульсно-допплеровская РЛС управления вооружением, которая может одновременно обнаруживать 20 целей и наводить ракеты на шесть из них. Оборудование пилотской кабины было еще улучшено за счет установки голографического ИЛС и трехцветного многофункционального монитора.

J-11В может применять китайские ракеты «воздух-воздух» средней дальности PL-12 с активной ГСН и ракеты ближнего радиуса действия с ИК ГСН PL-8. Для этого были разработаны новые пилоны. Так как оперение PL-8 довольно значительно по размерам, пришлось разрабатывать ступенчатый пилон для законцовки крыла — только по этому внешнему признаку можно отличить J-11В от J-11/Су-27СК. Другие изменения заключаются в установке носового обтекателя черного цвета и системы оповещения о приближении ракет белого цвета, которая установлена с двух сторон хвостового обтекателя J-11В.


Наиболее важным отличием J-11В является двигатель FWS10 Taihang китайской разработки, похожий на двигатель General Electric F110, и обладающий рядом технологий российского АЛ-31. Его тяга на номинальном режиме составляет 77,6кН, при использовании форсажа – 132кН. Для сравнения, двигатель АЛ-31Ф на номинальном режиме обладает тягой 72,8кН и 125кН на форсажном режиме. Отношение массы двигателя к тяге составляет 7,5, что выше показателей Ал-31Ф (7,1).

В J-11В используются композиционные материалы, что позволило снизить массу на 700 кг, и для сохранения центровки в носовую часть был добавлен балласт. Из-за применения радиопоглощающих материалов, ЭПР J-11В меньше чем у Су-27 на 25%.

Первый полет J-11В был совершен в июне 2002 г., и снова его в воздух поднял Фу Гуаксинг. 18 месяцев спустя летчик-испытатель Би Хонгджун завершил летные испытания J-11В и самолет был передан ВВС.

J-11BJ/J-15

В 1999 г. КНР приобрела на Украине недостроенный авианосец «Варяг», который планировался использоваться в качестве учебного корабля. Разумным решением выглядел выбор истребителя Су-33 в качестве палубного самолета для него, но Россия отклонила китайский запрос, в котором Китай изначально выражал готовность в приобретении только двух самолетов. В результате Китай обратился к Украине, где закупил третий прототип Су-33, Т-10К-3.

К счастью для китайцев, Т-10К-3 был первым серийным вариантом Су-33, практически идентичный серийно выпускаемым машинам. На нем были увеличены наплывы крыла и уменьшена высота вертикального оперения, что было вызвано проблемами, выявленными при испытаниях опытного Т-10К-2.

Но что оказалось самым главным, планер Су-33 не сильно отличался от Су-27. Это была отличная новость для китайцев. Вооруженный знаниями, полученными при изучении Т-10К-3, Китай разработал палубный истребитель на базе J-11B, который получил наименование J-11BJ («J» — от прилагательного палубный), затем смененное на J-15 «Летающая Акула».


Различия между J-11 и J-15 точно такие же, как между Су-27 и Су-33. Были сделаны следующие изменения в конструкции: добавлено переднее горизонтальное оперение, система складывания крыльев, горизонтального оперения, приемника воздушного давления и хвостового обтекателя; была установлена носовая стойка шасси со сдвоенным колесом, основные стойки шасси были укреплены; добавлен посадочный гак; установлена штанга дозаправки в воздухе; оптико-локационная станция была перемещена на правый борт. Кроме того истребитель получил РЛС с фазированной решеткой и двигатель FWS10H, обладающий большей тягой и приемистостью. J-15 может применять до четырех ПКР С-803 китайского производства, и в настоящее время проходит испытания.

Су-30

Руководство ВВС НОАК под впечатлением от высокоточных ударов, продемонстрированных ударной авиацией ВВС США в 1990-е гг., отбросило тактику, ориентированную на оборону, и приняло более наступательную концепцию. Военные решили приобрести истребитель с увеличенным боевым радиусом действия и еще более тяжеловооруженным по сравнению с Су-27, а именно с возможностью применять высокоточные ракеты «воздух-поверхность».

В конце 1996 г. в ходе визита в Россию премьер-министр КНР Ли Пэн подписал соглашение стоимостью 1,8 млрд долл. на закупку 40 многофункциональных истребителей. Переговоры относительно условий контракта начались сразу же после этого. Компания «Сухой» увидело огромный потенциал при выполнении требований китайцев применительно к своему истребителю Су-30МК. Было принято решение заимствовать технологии истребителя Су-27М при разработке нового истребителя, который сохранил бы высокие и тонкие стабилизаторы из армированного углеволокна. Они могли бы быть использованы в качестве топливных баков для увеличения дальности действия. Эта модификация позже получила индекс Су-30МКК («К» означает китайский).


По итогам двухлетних переговоров Россия согласилась продать Су-30МКК в КНР. Детали контракта были согласованы в ходе авиационного салона в Чжухае в 1998 г. В марте 1999 г. визита в Россию премьер-министр Чжу Жунцзы подписал официальный контракт на закупку 38 истребителей. Это событие стало еще одним судьбоносным моментом в российско-китайском ВТС. В том же месяце первый прототип Су-30МКК совершил первый полет в Жуковском.

В ноябре 2000 г. прототип «502 голубой» был показан на авиационном салоне в Чжухае, а спустя месяц первая партия из десяти Су-30МКК была доставлена в Китай. Второй десяток был передан 21 августа 2001 г., а заключительная партия из 18 самолетов была получена заказчиков в декабре.

В июле 2001 г. китайский президент Цзян Цзэминь и его российский коллега Владимир Путин подписали контракт на закупку еще 38 истребителей.

В 2002 г. стороны приступили к переговорам относительно закупки модификации Су-30МК2 для китайского флота, которая отличалась измененной системой управления вооружением, позволяющая применять ПКР Х-31А.

В начале 2003 г. обе стороны подписали контракт на поставку 24 Су-30МК2 для ВМС НОАК. Они были переданы в 2004 г.

Су-30МКК является более совершенным по сравнению с Су-27СК/Су-27УБК. У него две дополнительные точки подвески, каждая из которых позволяет нести до 2 тонн нагрузки. Они установлены в корневой части крыла и позволяют подвешивать крупные ракеты класса «воздух-поверхность». Максимальная боевая нагрузка увеличена с шести тонн до восьми, а максимальный запас топлива достиг 10185 кг. Кроме того была добавлена штанга дозаправки в воздухе. В результате увеличившегося веса, шасси и часть элементов планера были усилены. Для задач по завоеванию господства в воздухе Су-30МКК может применять ракеты Р-77 и Р-73, а для ударных задач ракеты Х-59, Х-29 и Х-31, а также различные УАБ с лазерным наведением.

На Су-30МКК установлена РЛС РЛПК-27 с антенной Н001ВЭ. Являясь упрощенным вариантом РЛС Н001В, Н001ВЭ может обнаруживать цели на дальности в 100 км. Она может сопровождать до десяти целей и обстреливать две из них ракетами Р-77. Су-30МК2 морской авиации оснащены РЛС Н001ВЭП, у которого дальность обнаружения увеличена до 110 км. Данная модификация также может применять ракеты типа Х-59 и Х-31А.

Перевод Андрея Фролова
18 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +19
    12 января 2013 09:56
    молодцы китайцы, мастерски на халяву получили технологии 4-го поколения... сыграв на жадности и примитивности
    1. 0
      12 января 2013 14:19
      К сожалению не являюсь специалистом в области авиатехники, но зная китайский менталитет ( рисом не корми дай что-нибудь "скомуниздить") считаю, что в статье все верно. Предлагаю полюбоваться на китайские подделки автомобилей известных марок:


      Анекдот по этой же теме:
      У китайского магната спросили:
      - Скажите, а как вам удается так качественно подделывать автомобили всемирно известных автогигантов?
      - Всё очень просто, добываем чертежи, посылаем шпионов со скрытыми камерами, которые снимают весь процесс производства автомобиля на заводе, и повторяем до мельчайших деталей на нашем заводе.
      - А русские автомобили тоже подделываете?
      - Пытались. Но в целом у нас это не вышло. Наши китайские рабочие после второго стакана водки отключаются. wink
    2. +6
      12 января 2013 17:37
      Цитата: Гражданский
      сыграв на жадности и примитивности

      Демократы 90-х, нехорошие люди, за 150млн. американских денег слили всю технологию производства, чертежи по СУ-27. Вот в те годы для штатов мы были примером движения к демократии и процветанию.
      1. Башкаус
        0
        12 января 2013 23:41
        подозреваю что США сейчас кусают локти глядя на то, что сами же и учудили. Научили нас как правильно, демократично вести дела, а теперь думают, вот ведь блин, надо было нам дать все 300мл русским, лишь бы не продавали. Но т.к. амеры не видят дальше собственного носа, за то теперь и будут щи хлебать. Жалко что мы у них в этом деле пример брали, дурной пример оказался заразительным.
        1. +1
          13 января 2013 00:32
          Башкаус,

          как раз все в расчете- дать Китаю вооружение против нас
  2. +8
    12 января 2013 10:20
    Да, Китай как минимум сэкономил 20-25 лет, которые были потрачены СССР на создании Су-27 и его семейства. А машина, что тут говорить, выдающаяся.
  3. itr
    +3
    12 января 2013 10:26
    не перестаю удивляться китайским трудолюбием . Только думаю все это напрасно как показывает история с кем бы они не воевали всегда получали Дюлей
    1. Akim
      -4
      12 января 2013 12:11
      itr,
      А напомните мне историю? Вообще они проиграли одному Вьетнаму.
      1. Alеxander
        +1
        12 января 2013 13:03
        1. Проигрыш Татарам-Монголам.
        2. Опиумные войны.
        3. Война с Японией.
        4. КВЖД
        5.Война с Японией.
        6. Даманский остров.
        1. Akim
          +3
          12 января 2013 13:35
          Цитата: Alеxander
          Проигрыш Татарам-Монголам.
          2. Опиумные войны.
          3. Война с Японией.
          4. КВЖД
          5.Война с Японией.
          6. Даманский остров.

          Так татаро-монгльским ордам и мы проиграли. Точно такая же ситуация как у них: разобщенные наши княжества. Что до Японии, то и тогда Китай был разобщен и вел гражданскую войну. КВЖД и Даманский - это всего лишь пограничные стокновения., а не полномасштабные войны с мобилизацией. Даже Индо-китайский конфликт был более масштабным.

          Что до опиумных войн - тут я согласен. Но, вы бы еще зулуские походы британцев вспомнили или итало-абиссинскую войну. Сейчас Китай един ( окромя Формозы) и имеет современную армию.
          1. Beltar
            -1
            12 января 2013 20:37
            Китай и сейчас не слишком-то целен, хотя правительство и одно.
      2. slava.iwasenko
        +1
        12 января 2013 20:21
        К стати в конце 70-х НОАК потерпели поражение даже не от регулярных вьетнамских армейских подразделений,а от их пограничников и ополченцев.Ну тогда у вьетнамцев боевой дух и умение воевать было на высочайшем уровне,только что закончилась война с амерами soldier
        1. Akim
          +1
          12 января 2013 21:12
          slava.iwasenko,
          Также Китай дал по морде Индии имея боевой опыт тех подразделений, которые воевали в Корее.
        2. +1
          12 января 2013 21:49
          Война на рисовых полях заставила сделать "определённые"выводы.После войны началась быстрая модернизация НОАК,начиная от пересмотра военной доктрины изаканчивая методикой обучения бойцов.Более того,4-недельная война стала косвенной причиной модернизации всей китайской экономики.
  4. 0
    12 января 2013 14:31
    К сожалению не являюсь специалистом в области авиатехники, но зная китайский менталитет ( рисом не корми дай что-нибудь "скомуниздить") считаю, что в статье все верно. Предлагаю полюбоваться на китайские подделки автомобилей известных марок:
    [media=<iframe%20width="640"%20height="360"%20src="h
    ttp://rutube.ru/embed/3672552"%20frameborder="0"%20webkitAllowFul
    lScreen%20mozallowfullscreen%20allowfullscreen%20scrolling="no"><
    ;/iframe>]
    Анекдот по этой же теме:
    У китайского магната спросили:
    - Скажите, а как вам удается так качественно подделывать автомобили всемирно известных автогигантов?
    - Всё очень просто, добываем чертежи, посылаем шпионов со скрытыми камерами, которые снимают весь процесс производства автомобиля на заводе, и повторяем до мельчайших деталей на нашем заводе.
    - А русские автомобили тоже подделываете?
    - Пытались. Но в целом у нас это не вышло. Наши китайские рабочие после второго стакана водки отключаются.
  5. Инсургент
    0
    12 января 2013 15:01
    Китаезы так и не научились свое создавать все копируют у амеров ракеты,в России самолеты
  6. +1
    12 января 2013 16:14
    В результате Китай обратился к Украине, где закупил третий прототип Су-33, Т-10К-3.

    Продавцы-собаки женского рода. Решили слупить денежек там где не пахали и не сеяли.Продажные шкуры.
  7. +1
    12 января 2013 17:25
    Недавно лицензию на Ту- 22М3 продали.
    Скоро появится китайский аналог.
    1. 0
      12 января 2013 20:53
      Это старая утка.Ту-22м3 устарел,китайцы конечно могут его модернизировать,но и в этом случае его боевая ценность представляется сомнительной.
      P.S Это если не использовать его в качестве носителей КР с ядерной БЧ,конечно.
      1. +1
        13 января 2013 01:36
        а как это,Б-52 не устарел а ту -22 устарел?и в чем он устарел????
        1. +1
          14 января 2013 18:04
          Любое оружие (неважно давно или недавно произведенное) существует не само по себе,а в рамках определенной военной системы и служит определенным целям и задачам.Именно способность выполнять свои задачи в текущей реальности и делает оружие современным или же нет.
          Ту-22м3 создавался прежде всего как "охотник" за американскими авианосцами в составе ВС СССР ,для чего ему необходимо было преодолеть сильную ПВО при господстве противника на море.
          В современных условиях он устарел поскольку эту свою основную задачу он выполнить не может.
          БРЭО самолета по современным меркам примитивное,средств,РЭБ фактически нет,ЭПР большое.Самое же главное-устарело главное оружие самолета ракета X-22.После же того,как перестали устанавливать ракеты с ядерной БЧ,использование самолета по основному назначению стало фактически невозможным.
          В таком виде самолет КНР не нужен.
          А Б-52 в системе ВВС США используются как стратег.бомб. оснащенный крылатыми ракетами большой дальности с ядерной БЧ,которые запускаются не входя в зону ПВО противника.Или как обычный бомбер,но действующий по "чистому небу" то есть при подавленной ПВО противника.
          И этим своим задачам он вполне адекватен.
    2. 0
      12 января 2013 21:34
      Цитата: Иван Тарасов

      Недавно лицензию на Ту- 22М3 продали.
      Лицензию не продавали.
  8. +6
    12 января 2013 18:41
    Ну сколько можно жить по принципу : Если надоел мир , то вооружи соседа ....Как мне не нравится увеличение военной мощи Китая ....Хотя у тех , кто принимает такие решения , дети в России не живут ....
  9. 0
    12 января 2013 20:08
    какие отважные у китайцев лётчики
    раз летают на китайских самолётах laughing
    1. slava.iwasenko
      +1
      12 января 2013 20:25
      Боевой дух у китайских военлётов высок,вспомните хотя бы того майора который таранил амерский самолет-разведчик,но сам при этом погиб soldier
  10. +4
    12 января 2013 20:47
    Хорошая информационная статья.Остаеться добавить,что в КНР клонировали и Су-30мк2 поставив на него свои движки,усовершенствованный локатор,и вооружив новыми ракетами.Самолет получил индекс-J-16.
    Общее же кол-во самолетов семейства Су-27/30/J-11 в КНР составляет приблизительно 500 единиц,то есть минимум вдвое больше чем кол-во боеспособных Су-27/30/35 в российской армии.
    1. Alеxander
      -4
      12 января 2013 23:38
      У них живучесть оставляет желать лучшего.
  11. Axel
    0
    13 января 2013 21:20

    Вот самолет остальные на лет 25 отстали
  12. Akim
    0
    15 января 2013 10:32
    hfjnaqjhm,sgjkdykmtysjnjn
  13. vitaliy-boyko
    0
    17 января 2013 20:39
    какие все таки f-22 извините за выражение говно они по моневренности с СУ-27 даже рядом не стоят, а что там говорить про истребители 5-го поколения. P.S: только наши самолеты могут сделать "Кобру", "Колокол" и т.д.
  14. Axel
    0
    27 января 2013 11:52
    Цитата: vitaliy-boyko
    P.S: только наши самолеты могут сделать "Кобру", "Колокол" и т.д.

    А толку ?
  15. vitaliy-boyko
    0
    31 января 2013 16:22
    это помогает в бою