Ми-35М – второе рождение «Крокодила»

Ми-35М – это глубокая модернизация хорошо себя зарекомендовавшего транспортно-боевого вертолета Ми-24, который получил в войсках прозвище «Крокодил». В настоящее время Ми-35М производится как на экспорт, так и для нужд российской армии. Вертолет предназначен для поражения бронетанковой техники противника, огневой поддержки подразделений сухопутных войск на поле боя, десанта и эвакуации раненых. Помимо этого вертолет может использоваться для перевозки различных грузов в кабине и на внешней подвеске. Выпуском вертолета занимается предприятие ОАО «Росвертол», расположенное в Ростове-на-Дону.

В 2010 году Минобороны РФ заказало 22 вертолета Ми-35М со сроком поставки в 2010-2015 годах. По состоянию на август 2012 года в российской армии насчитывалось 12 вертолетов Ми-35М. Позднее был заключен еще один дополнительный контракт на поставку 27 вертолетов Ми-35М сроком до 2014 года. Помимо России эксплутантами данного вертолета являются Венесуэла – заказ 10 вертолетов (обозначение Mi-35М2 Caribe), Бразилия – заказ на 12 вертолетов (обозначение AH-2 Saber), Азербайджан – заказ на 24 вертолета.

Благодаря программе модернизации новый вертолет Ми-35М стал многоцелевой ударной машиной, которая способна выполнять боевые задачи в круглосуточном режиме даже в самых сложных метеоусловиях. Вертолет оснащен подвижной двуствольной артиллерийской установкой ГШ-23Л калибра 23-мм и вооружается противотанковыми управляемыми ракетами типа «Штурм». Одной из особенностей конструкции Ми-35М стало использование укороченных крыльев и облегченного неубирающегося шасси, что положительно сказалось на весе вертолета. Претерпел изменения и X-образный рулевой винт, который теперь обеспечивает вертолету большую управляемость одновременно с уменьшеннием уровня шума. Получила машина и более мощные двигатели, что позволило увеличить высоту полета.
Ми-35М – второе рождение «Крокодила»
Ми-35М ВВС Бразилии


Многоцелевой ударный вертолет Ми-35М оснащается модернизированной обзорно-прицельной системой ОПС-24Н, которая совместима с системой ночного видения, БРЭО и может использоваться как в дневных, так и в ночных условиях. Вертолет получил тепловизионную систему наблюдения, а также приборы ночного видения, что позволяет обнаруживать и распознавать цели на расстоянии в несколько километров в любое время суток. Помимо этого вертолет оснащается современной спутниковой системой навигации, которая связана с бортовым компьютером вертолета. Это позволяет сократить время расчет маршрута, определения навигационных параметров, выдачи маршрута на экран монитора командира вертолета более чем в 2 раза.

Помимо боевой версии вертолет может использоваться в роли: десантного, грузового и санитарного. В десантном варианте вертолет может перевезти в грузовой кабине до 8 десантников с личным вооружением. В транспортном варианте вертолет способен перевозить до 1 500 кг. боеприпасов или иных грузов внутри грузовой кабины. При этом вертолет Ми-35М оснащен системой внешней подвески и вне грузовой кабины может перевезти груз общей массой до 2 400 кг. В санитарном варианте Ми-35М может выполнять транспортировку 2-х лежачих и 2-х сидячих раненых или больных в сопровождении одного медицинского работника.

Особенности вертолета Ми-35М

Модернизированный вертолет Ми-35М создан на базе экспортного варианта вертолета Ми-24 (Ми-35) для применения более совершенных средств поражения в круглосуточном режиме. Целью предпринятой модернизации вертолета является существенное улучшение его летно-технических характеристик, а также обеспечение более эффективного использования всех возможных видов вооружения (включая высокоточное оружие) в круглосуточном режиме и в самых разнообразных физико-географических условиях. В том числе использование машины в условиях жаркого климата и высокогорья.
Ми-35М – второе рождение «Крокодила»
Ми-35М ВВС Венесуэлы

Для обеспечения круглосуточного выполнения боевых задач на Ми-35М были установлены:

-новая обзорно-прицельная система ОПС-24Н, включающая в свой состав гиростабилизированную оптико-электронную станцию ГОЭС-342;
-прицельно-вычислительный комплекс ПрВК-24;
-комплекс навигации и электронной индикации КНЭИ-24;
-светотехническое оборудование, которое адаптировано к использованию очков ночного видения.

Установка на вертолет данных систем позволила: обеспечить машине круглосуточное обнаружение и распознавание как наземных, так и надводных целей; осуществлять наведение управляемых ракет; определять расстояния до объекта атаки с помощью лазерного дальномера; осуществлять более точное прицеливание при использовании стрелково-пушечного подвижного и неподвижного вооружения, а также неуправляемых ракет; обеспечить осуществление полета по заданному маршруту в полуавтоматическом режиме; уменьшить физическую нагрузку на экипаж вертолета в процессе управления машиной и использования имеющегося вооружения.

Использование очков ночного видения (ОНВ) привело к тому, что наружное и внутреннее светотехническое оборудование Ми-35М было специально адаптировано под них. Применение ОНВ позволяет обнаружить объекты при освещении не менее 5×10-4 люкс. ОНВ работают в диапазоне длин волн от 640 до 900 нм. Применение приборов ночного видения обеспечивает вертолету:

- возможность пилотирования на высотах от 50 до 200 м. с визуальным контролем за подстилающей поверхностью;
- обнаружение целей типа «бронетехника», «мачта ЛЭП», «дорога» и т. д.;
- выполнение взлета, посадки, полета и захода на посадку, а также выполнение посадок с касанием земли на неосвещенных и необорудованных площадках;
- выполнение разного рода поисково-спасательных операций, а также наблюдение за местностью в ночное время.
Ми-35М – второе рождение «Крокодила»

Вертолет Ми-35М вооружен НППУ-23 – носовой несъемной подвижной пушечной установкой с пушкой «ГШ-23Л» (двуствольная). В зависимости от варианта вооружения, вертолет может быть носителем следующих видов вооружений:

- противотанковые управляемые ракеты (ПТУР) «Атака-М» и «Штурм-В» до 8 штук, оснащенные различными типами боевых частей, в зависимости от типа целей;
- 2 или 4 блока Б8В20-А с НАР типа С-8 (неуправляемая авиационная ракета калибра 80-мм);
- подвесное пушечное вооружение, которое состоит из 2-х контейнеров УПК-23-250, оснащенных пушками «ГШ-23Л».

Для улучшения технических характеристик, летно-технических характеристик, а также аэродинамических качеств вертолета Ми-35М на нем была смонтирована новая несущая система. Она включается в себя новый несущий винт, лопасти которого производятся из композиционных материалов, винт обладает новым аэродинамическим профилем. Лопасти винта обладают меньшей массой и увеличенным техническим ресурсом. Их живучесть при боевых повреждениях была повышена. Помимо этого на вертолете применяется новая втулка несущего винта с эластомерными шарнирами, которые не требуют смазки, главные детали втулки выполнены из титановых сплавов. Рулевой четырехлопастной винт с двухъярусным Х-образным расположением лопастей также производится из композиционных материалов и был оснащен торсионной подвеской. Помимо этого было сокращено количество точек смазки втулки рулевого винта вертолета.

Новая несущая система вертолета обеспечивает машине: высокие характеристики маневренности, низкую акустическую заметность, а также возросшую боевую живучесть. Установленные на Ми-35М лопасти несущего винта, выполненные из композитных материалов, позволяют сохранить их работоспособность до окончания полета даже в случае поражения артиллерийскими снарядами калибра до 30-мм. При этом композитные лопасти обоих винтов (несущего и рулевого) оснащены электротепловой противооблединительной системой.

Помимо этого на вертолете Ми-35М были установлены современные двигатели ВК-2500-02, увеличенной мощности, являющиеся дальнейшим развитием двигателей семейства ТВ3-117. Использование новых двигателей ВК-2500-02, которые обладают повышенной высотностью и большим в сравнении с двигателями ТВ3-117 ресурсом (до 60 000 часов) позволяет эффективно использовать вертолет в условиях высокогорья и высоких температур, а также обеспечивает безопасность выполнения полета и посадки Ми-35М с одним неработающим двигателем.
Ми-35М – второе рождение «Крокодила»
Ми-35М ВВС России

В конструкции турбины двигателей ВК-2500-02 были использованы современные жаропрочные материалы, электронно-механическая система управления двигателем, был усилен диск первой ступени компрессора. Все это позволило увеличить температуру газов перед турбиной компрессора и свободной турбиной, повысив частоту вращения турбокомпрессора. На двигателе были реализованы режимы полета «максимал» и «чрезвычайный», которые используются в случае полета лишь на 1 работающем двигателе.

Вертолет Ми-35М получил новое укороченное крыло, оснащенное балочными держателями ДБЗ-УВ, которые позволяют устанавливать на вертолет многоместные пусковые устройства АПУ-8/4-У, используемые для крепления управляемых ракет. Помимо этого укороченное крыло с новыми держателями позволило увеличить технологичность снаряжения Ми-35М различным спецгрузом при помощи установленного в крыло механизма для его подъема.

Получил вертолет и новые взлетно-посадочные устройства, которые предназначены для поглощения и восприятия нагрузок при взлете, посадке и
осуществлении руления машины по земле, а также изменения клиренса вертолета на стоянке. Также машина оснащается неубирающимся шасси, которое обеспечивает безопасность полета вертолета на предельно малых высотах или в случае совершения аварийной посадки.

Таким образом, можно утверждать, что вертолет Ми-35М, благодаря оснащению цифровым вычислительным комплексом и современной авионикой, очками ночного видения 3-го поколения, стал круглосуточным, всепогодным вертолетом с расширенным спектром решаемых боевых задач.

Летно-технические характеристики Ми-35М:

Размеры: диаметр несущего винта – 17,2 м., диаметр рулевого винта – 3,84 м., длина – 17,49 м., высота – 4,16 м.
Масса пустого – 8 360 кг, нормальная – 10 900 кг., максимальная взлетная – 11 500 кг.
Тип двигателя – 2 ВК-2500-02, 2х2200 л.с.
Максимальная скорость у земли – 300 км/ч., крейсерская – 260 км/ч
Практическая дальность – 450 км. (без ПТБ) и 1 000 км. (с ПТБ).
Статический потолок – 3 150 м., динамический – 5 100 м.
Экипаж – 2 человека
Вооружение: 2х23-мм установка НППУ-23 (450 патронов), до 8 ПТУР «Штурм-В», «Атака-М», 2 или 4 блока НАР С-8 и др.

Источники информации:
-http://www.rostvertolplc.ru/product/mi-24/version/mi-35m (производитель)
-http://www.rg.ru/2012/10/17/reg-ufo/vertolet.html
-http://ru.wikipedia.org/
Автор: Юферев Сергей


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 43
  1. Сахалинец 14 января 2013 07:30
    Суровая вертушка, уж сколько ей лет, а в небе трудно найти более актульный вертолет со схожими задачами и такими же характеристиками.
    1. Vadivak 14 января 2013 09:03
      Цитата: Сахалинец
      уж сколько ей лет,в небе трудно найти более актуальный вертолет


      В целом хорошо что вся конструкция отработана, кстати убирающиеся шасси -как оказалось ненужная роскошь, А может и навевает на психику противника (вкупе с характерном звуком) аналогию с неотвратимым лаптежником Ju-87
      1. Гражданский 14 января 2013 18:56
        Vadivak,

        штуку на Восточном фронте с 42 начали ограниченно применять... а в целом 34м гонять папуасов самое то!
        1. Vadivak 15 января 2013 08:23
          Цитата: Гражданский
          штуку на Восточном фронте с 42 начали ограниченно применять.


          Ну да, так до мая 45 ограниченно и применяли
        2. Hon 15 января 2013 10:50
          Цитата: Гражданский
          штуку на Восточном фронте с 42 начали ограниченно применять...

          На каком фронте?! Вы сейчас про ВОВ или про что то другое?
          Hon
          1. Comrade1945 18 января 2013 02:19
            Он имел в виду, на западном фронте: их спидфайры очень хорошо подрезали.
  2. алекс 241 14 января 2013 07:34
    применение Ми-35
    алекс 241
    1. L.E.E. 14 января 2013 12:05
      В ролике явно не Ми-35М.
      L.E.E.
      1. bereg 14 января 2013 14:30
        я тоже внимание обратил, на ми 35 м шасси не убераются да и пушка не 30мм а 23мм
        bereg
        1. L.E.E. 14 января 2013 16:40
          Крыло длинное и рулевой винт старого типа.
          L.E.E.
  3. vladsolo56 14 января 2013 07:38
    Как всегда, наша власть хочет получить и классный вертолет и так что было дешево,
    vladsolo56
    1. Lone gunman 14 января 2013 12:48
      тук-тук кто нибудь есть?! Это и так классный вертолёт,вы о чём говорите?!
    2. Владимирец 14 января 2013 18:12
      Цитата: vladsolo56
      Как всегда, наша власть хочет получить и классный вертолет и так что было дешево,

      А это, что, постыдное стремление? Вроде никто нигде и не стремится, чтобы было дорого.
    3. Hon 15 января 2013 10:56
      Ну вообще то это самый воюющий вертолет в мире если учесть что это 24-ка. Он имеет хороший спрос на мировом рынке, то есть даже если его не примут на вооружение Рф, он все равно будет выпускаться. Кроме того концепция летающего БМП пока актуальна поэтому и нам на вооружении он тоже нужен.
      Hon
      1. PDM80 18 января 2013 17:49
        Зачем использовать нано технологии что бы забить гвоздь, можно просто взять молоток и все. Так Крокодил еще не исчерпал свой ресурс, поэтому его надо использовать по полной, а куда деньги деть найдется, я вообще считаю, что чем МИ 28 клепать, лучше бы 24 модернизировали, Ка 52 побольше сделали
  4. Рустам 14 января 2013 07:41
    по цене и качеству данному вертолету нет равных
    к таму же Росвертол сохранил в производстве еще более дешевую версию МИ-35П-которая идет на расхват особенно в африканском регионе

    по поводу ми-35м - немного улучшить (поставить систему столкновения с землей)и цены б ему не было ,можно комплекс обороны получше поставить типа Витебска

    а так отличный вертолет - и спасибо Росвертолу что сохранил производственную линию

    вот фоточка - Бразильские ми-35м - полеты закончены winked
  5. Быков. 14 января 2013 07:52
    Ми-35М – второе рождение «Крокодила»

    Класс!!!
    Отличная новость, хотя закупок от отечественной армии, хотелось бы по больше.
    1. Hon 15 января 2013 10:59
      С наличием 28-х и КА-52 наличие большого количества крокодилов будет не актуальным. Закупят столько сколько необходимо.
      Hon
  6. Yarbay 14 января 2013 09:10
    Интересная статья-спасибо автору!
    Хочу добавить что Азербайджан изменил контракт в настоящее время по договору заказано 36 вертолетов!!
    Yarbay
    1. Akim 14 января 2013 13:27
      Цитата: Yarbay
      Азербайджан

      Азербайджан вообще как-то стремительно перевооружается. Это наводит на подозрение.
      Akim
      1. Женя 14 января 2013 14:05
        Я уже писал ниже, что у данной страны обострились отношение с Арменией, только смысл им вооружаться, если в 2010 Медведев подписал соглашение с Арменией. А соглашение гласит, если говорить грубо, кто вторгнется в Армению автоматом получит проблемы с Россией, военные проблемы, не секрет, что сейчас именно на территории Армении самая крупная наша военная база. Да и отношения Азербайджана с Россией портятся с каждым годом.
        1. Akim 14 января 2013 14:10
          Нагорный Карабах - юридически не Армения!
          Akim
        2. Vadivak 14 января 2013 16:51
          Цитата: Женя
          втоматом получит проблемы с Россией, в

          Женя немного поспешил извини не почитал твой пост.
      2. Vadivak 14 января 2013 16:49
        Цитата: Akim
        Азербайджан вообще как-то стремительно перевооружается. Это наводит на подозрение.

        Может поэтому штат 102 базы увеличат в несколько раз в случае любой внешней угрозы Армении это будет рассматриваться как внешняя угроза для России, И это кстати не я придумал а наше правительство
  7. avt 14 января 2013 09:37
    Радует то что не пропали идеи Миля до конца не воплощенные в первых модификациях ! { Он с самого начала хотел ставить спаренные 23х мм ки} и учтен в металле многолетний опыт эксплуатации машины , в общем хорошо получилось и приятно что крокодил не потерялся.
    avt
  8. Slevinst 14 января 2013 09:45
    выглядит впечатляюще, молодцы что модернизировали, будет теперь индейцкв и ковбоев по всему миру пугать wink
  9. Rus_87 14 января 2013 10:29
    А что за вертолет стоит на предпоследней фотке, рядом с крокодилом №54 желтый?
    1. L.E.E. 14 января 2013 12:12
      Ансат, наверное.
      L.E.E.
  10. Нагайбак 14 января 2013 10:34
    Снимаю шляпу перед конструкторами этой красивой машины!!!
  11. Простой 14 января 2013 13:07
    Вот он, "зелёный"
    1. Mitek 14 января 2013 13:28
      На фото ми-24 вроде как. У 35 шасси вроде неубирающиеся. Летуны, просветите). МИ 35 просто экспортная версия 24го . А новый вертолет МИ 35М. Вот у него шасси неубирающиеся с системой поглощения энергии удара.
      1. Простой 15 января 2013 01:21
        Все верно. на фото- Ми-24.
        Надо было подписать, чтоб «непоняток» не было.

        Kлассные фото Тrevis выложил!
  12. камкос 14 января 2013 13:19
    интересно намного ли ми 35 дешевле ми28 или ка52 . чтобы понять смысл его закупки
    камкос
    1. air wolf 30 октября 2013 10:57
      Значительно дешевле, и смыла закупать аналогичные вертолеты Ми-28 и Ка-52 нет, дешевле выпускать Ми-35 и Ка-29М, с авионикой от Ми-28 и Ка-52. И были бы все счастливы, было и количество и качество.
  13. Женя 14 января 2013 13:28
    Раз это глубокая модернизация ми-24, так сделать их всему авиапарку страну, сколько у нас их на вооружении, 600 штук? Дорого, но надо, ибо вертолет обязан в текущих войнах быть круглосуточным вертолетом.
    Yarbay День добрый, я не удивлен, что Азербайджан увеличил заказ, так-как у Вашей страны обострились отношения с Арменией.
    1. камкос 14 января 2013 13:59
      модернизировать 600 не реально для нашего впк - может лет за 20 только- но тогда и смысла нет
      камкос
    2. Vadivak 14 января 2013 17:04
      Цитата: Женя
      так-как у Вашей страны обострились отношения с Арменией.

      Ну это не новость армянскому царству 2 500 лет, а сосед с ним с 1918 с момента образования не дружит

      Читал на одном армянском сайте http://www.k4500.com/news/1805-armeniya-raschlenit-azerbajdzhan.html


      /Привожу дословно Если бы русские нас не остановили, то наши танки 9 мая 1994 года взяли бы баку.,
      А как известно Ми-35 по танкам неплохо работает
  14. djon3volta 14 января 2013 14:09
    аэродром в Венесуэле.
    djon3volta
    1. Владимирец 14 января 2013 18:16
      Цитата: djon3volta
      аэродром в Венесуэле

      Ба, знакомые всё лица! (с) smile
  15. Raiven 14 января 2013 16:01
    нам бы 30 штучек smile
    Raiven
  16. Одиссей 14 января 2013 18:09
    Хорошая модернизация.Но 49 вертолетов на всю Россию очень мало.
    Нужно больше !
  17. bairat 14 января 2013 18:16
    По старой советской традиции ТТХ машины, даже при условии обладания оной потенциальным противником, местному населению не раскрываются. Бронирование у вертолета есть?
  18. skrava 14 января 2013 18:18
    Шасси законтрили это хорошо, гиморняка с ними меньше, а вот две точки подвески убрали это плохо, в свое время очень удобная подвеска- 2 блока Б8В20,1 ОФАБ, 1 НОСАБ и 4 ПТУР. Сейчас с двумя подвесными баками - это голубь мира. Да еще мощность ТВ3-117в 2225 л.с, так что там ошибка.
    skrava
  19. туполев-95 14 января 2013 18:58
    Отличная машина, достойное продолжение 24-ки .
  20. Trevis 14 января 2013 19:27
    Аэрография на Ми-24

    1. Папакико 14 января 2013 23:18
      НЕВОЗМОЖНО ГЛАЗ ОТВЕСТЬ!!!! good О-О-ОПУПЕННО!
  21. askold 14 января 2013 20:42
    Ух,ты какая прелесть!!! А,то "Крокодил" да "Крокодил"-хватит быть пресмыкающимся,пора двигаться выше по ступеням эволюции, да и Орлом тоже отлично выглядит!!! smileКакой, все таки красивый вертолет,и в камуфляже и вот так- для авиашоу.Незабываемый внешний вид-ну, очень грозен.А ведь еще и держал пальму первенства,как самый скоростной вертолет.Кстати,а где это его так разрисовали?Чьи это ВВС?
    1. semenar 14 января 2013 21:47
      Вроде чехи.
      semenar
  22. Trevis 15 января 2013 00:08
    Семейство кошачьих smile

  23. Басарев 13 октября 2013 11:32
    Действительно крутой вертолёт.Апач ну просто всмятку

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня