Израильский «Апач» - это совсем другое дело

49
Израильский «Апач» - это совсем другое дело

Когда какой-то образец техники служит долго или очень долго (что-то вроде там Т-72, В-52 или Ту-95) это не то чтобы вызывало настороженность, скорее, становилось причиной размышлений на тему «а не пора ли его на заслуженную пенсию» и все в таком духе. Но потом начинался очередной пожар и становилось понятно, что нет, не рано. Потом – да, возможно, а пока он нужен здесь и сейчас.

И есть такие долгоиграющие ветераны, для которых люди, в чьи обязанности входила бы разработка новых видов вооружений, придумывали кучу модернизационных штуковин, которые позволяли держаться ветеранам на плаву и быть более-менее актуальными.



АН-64 «Апач»…



Начавший службу в далеком уже 1984 году, изготовленный в количестве более 2400 экземпляров и являющийся самым распространенным боевым вертолетом в мире. В следующем году будет отмечать «сорокет», и это в принципе, показатель его возможностей.

Стоит на вооружении 16 армий мира. По количеству обгоняет наш Ми-24, который хоть и был выпущен в больших количествах, но к 2021 году уцелело меньше «Крокодилов», чем «Апачей».

Армия Израиля в числе тех, кто не просто имеет на вооружение АН-64, но активно их эксплуатирует. То есть, не поражают учебные мишеньки на маневрах, а работают по реальному противнику.

Израильтяне пошли по своему пути развития, и свои ударные вертолеты модернизировали своими силами. В чем сила инженеров Израиля? Правильно, в радиоэлектронике. И то, что израильские инженеры сделали свою армию одной из самых технологически продвинутых армий на планете- это неоспоримый факт. И пусть технологии не всегда являются залогом победы, работы в Израиле велись, ведутся и будут вестись.

Будем разбираться, чего такого натворили израильские инженеры с «Апачем», что до сих пор оставляет этот ударный вертолет на линии первого удара?

Вообще израильтяне не скупились на модификации для своей техники, в том числе и вертолетов. Но тот пакет, который они смогли запихнуть в «Апач» - это по-своему шедевр.

На фотографиях ударных вертолетов AH-64 ВВС Израиля в Газе видно, что некоторые из них несут под брюхом заметную капсулу.


Контейнер, который можно увидеть установленным сразу за 30-мм пушкой, содержит дополнительный пакет авионики, и именно в нем заключен секрет, который помогает израильским «Апачам» оставаться на высоте, несмотря на откровенно преклонный возраст многих из них.


Казалось бы, чего такого: подфюзеляжный контейнер с оборудованием. Вообще о его существовании и установке в рамках очередной модернизации было известно еще с 2013 года. В рамках модернизации контейнер начали сперва устанавливать на вертолеты первой серии, АН-64А «Peten», которые пахали в ВВС Израиля с 1990 года.


Далее пришла очередь АН-64D «Sarat» и «Serpent» по израильской классификации. «Serpent» - это вообще эквивалент «Apache Longbow», который начал поступать на вооружение в 2005 году, естественно, с переделанной авионикой.

В модели АН-64D «Serpent», которую мы возьмем в качестве образца для рассмотрения, помимо надвтулочного мачтового радара AN/APG-78 Longbow, отличия от модели D состоят из большой доли авионики, оружия и средств самозащиты израильского производства, которых нет на стандартном «Апаче».

Так что там есть такого, интересного для тех, кто против израильского «Апача»?


Комплекс голосовой связи и передачи данных Rafael (RAVNET 300) и спутниковая связь Elta 1891 с выступающими выпуклыми антеннами, размещенными на внешних частях пилонов.

Система управления миссией Elbit HELICOM, которая обеспечивает обзор поля боя в режиме реального времени.

Комплекс самозащиты Elisra Seraph, который включает в себя систему предупреждения о ракетном нападении SPS-65, постановщик радиолокационных помех SPJ-40 и систему активного противодействия Elbit Rokar, отстреливающую тепловые ловушки, генераторы помех и ложные цели.

Почему именно такое решение – контейнер?


Все просто. У вертолета нет таких требований к аэродинамике, как, скажем, у самолета. А к моменту начала работ по модернизации в планере AH-64 просто не оставалось свободного места. Там размещалось столько авионики, топлива и боеприпасов, плюс еще экипаж из двух человек, со средствами жизнеобеспечения и спасения, что было принято соломоново решение добавить новый комплект электроники на внешний корпус.

Тут еще стоит отметить, что «щечные» обтекатели на AH-64A значительно меньше, чем на AH-64D, что еще больше ограничивает возможности внутреннего размещения авионики и, таким образом, подтверждает правильность решения варианта с подфюзеляжным контейнером.


Ночной вид AH-64A с окрашенным в серый цвет контейнером авионики, установленным под фюзеляжем

В итоге ВВС Израиля полностью модернизировали свой парк AH-64A (12 единиц) до стандарта AH-64D. Но это был сложный и дорогостоящий процесс, включавший в себя отправку вертолетов обратно в Соединенные Штаты для доработки, и модульное решение представляло собой гораздо более экономичный способ расширения возможностей ударного вертолета.

Наличие большего парка ударных вертолетов является необходимым условием для выполнения боевых задач ЦАХАЛ, причем вертолеты во всех конфликтах, в которых участвовал ЦАХАЛ, играли весьма значительную роль.

Сегодня израильские ВВС полагаются на эскадрилью AH-64A и AH-64D, обе базируются на авиабазе Рамон в пустыне Негев. 113-я эскадрилья «Хорнет» летает на AH-64D, а 190-я эскадрилья «Мэджик Тач» летает на AH-64A.


Помимо авионики местного производства и комплекта средств самозащиты, эти вертолеты несут оружие израильского производства, в том числе ракету «Spike» NLOS, которая планируется к использованию на «Апачах» армии США. Известное в списках израильского вооружения как «Таммуз», это оружие с электрооптическим наведением, которое можно считать барражирующим боеприпасом, имеет дальность действия около 20 километров.

Израильские AH-64 часто вооружаются как AGM-114 «Hellfire», так и «Spike» NLOS, причем ракета израильского производства служит дополнительным оружием, которое дополняет возможности поставляемых США «Hellfire». В частности, «Spike» NLOS может похвастаться системой наведения с двумя режимами работы. Один из них позволяет ему просто поражать неподвижные цели по заданным координатам, другой режим, в котором оператор может корректировать конечную фазу полета ракеты, используя видеопоток, передаваемый с инфракрасной камеры в носовой части ракеты. Цилиндрический модуль прямой видимости, который может быть прикреплен к крыльям «Апача» (см. ниже), используется для двустороннего управления «Спайком».


Этот AH-64D несет одну ракету Spike на правой подвеске подвески. Антенна прямой видимости для Spike установлена с левой стороны.


Оружейники загружают ракету Hellfire на израильский AH-64. Выпуклые антенны спутниковой связи в верхней части заглушки крыла и барабанообразную антенну прямой видимости на конце крыла – для наведения ракеты Spike.

Все эти дополнительные системы, безусловно, увеличивают вес, что повлияет на характеристики AH-64, но это неочевидно. Ясно, что Израиль рассматривает это как нормальный компромисс, учитывая то, что он получает в расширенные возможности в боевых условиях.

Израильские AH-64, судя по отчетам ЦАХАЛ, также использовались для борьбы с беспилотниками, при этом гибкость винтокрылых машин с точки зрения развертывания и их низкая скорость делают их пригодными для наведения на определенные категории беспилотников. Ракеты «Хеллфайр» в таком случае могут быть использованы для борьбы с БПЛА, хоть это и не совсем по назначению этих ракет. Но здесь важнее результат, а результат таков, что вертолеты ВВС Израиля вполне успешно сбивают беспилотники.


Знак сбития иранского беспилотника на носу AH-64D

Помимо своей роли в поражении целей на земле и в воздухе, израильские AH-64, с их мощными датчиками и системами связи, также хорошо оснащены для действий в роли разведки, наблюдения и рекогносцировки (ISR). Это использование особенно актуально при операциях по непосредственной поддержке наземных войск, как в Газе, а также при патрулировании протяженных и часто напряженных приграничных районов Израиля.

В общей сложности на вооружении Израиля находится 48 AH-64 обеих версий, из них менее 20 являются усовершенствованными моделями D.


AH-64A, несущий полный комплект из четырех баков уменьшенного размера

Фотографии с нынешней кампании в Газе подтверждают, что модернизированные AH-64A остаются важной частью парка ударных вертолетов ВВС Израиля, несмотря на свой возраст.

Вообще удачный эксперимент с подфюзеляжным контейнером показал, что такая практика с импортной военной техникой, как взять все хорошее и сделать это еще лучше, в случае с Израилем - модернизация с использованием подсистем местной разработки, сказывается весьма положительно на свойствах боевой машины.

В этом плане истребительные силы ВВС Израиля наиболее известны именно этим, поскольку их F-15 и F-16 были настолько глубоко модифицированы, что практически очень далеко ушли от изначальных образцов. И этот процесс не заканчивается, а наоборот. Новый F-35I «Adir» также продолжает эту традицию.


Израильские «Апачи» действительно не похожи ни на какие другие на планете, но модели «А» имеют свой собственный внешний вид благодаря некоторому дополнительному пространству, добавленному с помощью их подфюзеляжных контейнеров.


Страна с высокоразвитой радиоэлектронной промышленностью и обладающая богатым инженерным потенциалом может без оглядки использовать как отечественные, так и импортные системы вооружений, ведь вопросы поддержания образцов военной техники в таком случае отходят на второй план, поскольку инженеры и конструкторы справляются с этими задачами.

В этом отношении Израиль делает весьма оригинально: с одной стороны, модернизируя свою технику при помощи собственных разработок, он обеспечивает полную ремонтопригодность, с другой – максимально затрудняет использование своей техники в качестве трофеев.
49 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. Комментарий был удален.
  2. Комментарий был удален.
  3. +14
    3 ноября 2023 05:28
    При отсуствии мощной ПВО у местных аборигенов конечно израильские вертушки могут спокойно применять свои новшества где хотят.
    Нам конечно интересны их новинки, мирного времени впереди не предвидится...израильский опыт модернизации техники пригодится в будущем.
    1. +7
      3 ноября 2023 09:59
      вертолеты АН-64Д как ни крути под новые реалии, нужно модернизировать (!)
      нужны более мощные двигатели под дополнительное керамическое бронирование от снарядов 30-мм
      + бортовой комплекс обороны, аналогичный как у Ка-52 для противодействия ПЗРК и тем же ПТУР Корнет 9М133ФМ-3
      Анач нужно увеличивать боевую нагрузку без уменьшения дальности с 800 кг до хотя бы 2000 кг (Ка-52 2400 кг)
      НО (!) - это уже будет совершенно другой вертолет
      1. +6
        3 ноября 2023 11:54
        Цитата: Romario_Argo
        керамическое бронирование

        Есть одна книга, главы которой дополнял и правил лично сам Михеев Сергей Викторович (ген конструктор КА-50, КА-52). Лучшая броня от стрелкового вооружения на вертолёте это разнесённая, титановая броня из-за медленной скорости вертолёта будет ловить попадания практически под прямым углом и в этом плане держит хуже, а керамика рассыпается и долго ремонтируется что не приемлемо во время военных действий.
        1. +4
          3 ноября 2023 13:52
          согласен, ударные вертолеты не дешевое изделие, поэтому там применяют разнесенное бронирование
          на наших ставят панели из карбида бора 55-мм
          спокойно держит 7,62, 12,7 и 14,5-мм выкрашивание панели на глубину не более 20-мм
          а вот 30-мм снаряды выкрашивают панель на глубину до 45-мм
          для массовых бронежилетов это дорого, там карбид кремния
          а вот мелко серийные штурмовые костюмы для ФСБ, ССО используют тоже карбид бора
      2. +3
        3 ноября 2023 12:27
        Обратил внимание, что блоки с неуправляемыми ракетами заряжаются совсем не как наши. Наши заряжаются с тыловой части блока (как все наземные РСЗО, ТОС), у них - с фронтальной. Причём, от каждого реактивного снаряда контактная группа втыкается в разъём отдельно:
        Наш (вертолёт смотрит влево)


        Зарядка НУРСами у Апача (вертолёт смотрит в право)

        Контакты
        1. +1
          3 ноября 2023 18:09
          Цитата: Bad_gr

          Зарядка НУРСами у Апача (вертолёт смотрит в право)


          На фото APKWS, они не НУРС.
          1. +4
            3 ноября 2023 21:20
            Особенность американского ПУ НАР в том, что можно заряжать в один блок разные типы НАР и выбирать во время боевого применения конкретный тип.
            1. +1
              3 ноября 2023 23:22
              Цитата: ColdWind
              На фото APKWS, они не НУРС.
              Понятно. НУРСы с этой же стороны заряжаются ?
      3. -2
        4 ноября 2023 09:59
        Цитата: Romario_Argo
        вертолеты АН-64Д как ни крути под новые реалии, нужно модернизировать (!)

        Желательно - по винты, в песок.
      4. +1
        4 ноября 2023 22:07
        Цитата: Romario_Argo
        + бортовой комплекс обороны, аналогичный как у Ка-52 для противодействия ПЗРК и тем же ПТУР Корнет 9М133ФМ-3


        Не думаю, что комплекс Ка-52 защищает от "Корнета". Один украинский расчет "Стугны" (по принципу одинаковой с "Корнетом") сбил два Ка-52, пока их не поймали. На видео не похоже, чтобы Ка-52 вообще что-то заметили до самых попаданий.
  4. +12
    3 ноября 2023 05:30
    Автор не сообщил, что будет с вертолетом, когда он попадет в зону ответственности ПВО более серьезного противника, чем арабские террористы...
    1. +8
      3 ноября 2023 06:22
      К поставке в/на не планируется, а все остальные страны с серьезным ПВО вроде как не противники.
      1. -10
        3 ноября 2023 12:00
        Да там просто ПВО новее стрелы-2м опасен, главное к Ливану не подлетать и просить папочку давить на соседей чтоб не пытались с Израилем воевать. А то будет очередной позор израильских мегатехнологий
    2. +11
      3 ноября 2023 12:38
      в зону ответственности ПВО более серьезного противника

      То же самое что и с ка52 попавшим под ракеты БУК например(и катапульта не спасет) это сами лётчики 52ых говорили.Вы же не считаете что в мире есть где то ударный вертолет который может противостоять серьезному ПВО.К чему это замечание? request
      1. +1
        3 ноября 2023 14:50
        Цитата: spirit
        под ракеты БУК например(и катапульта не спасет)

        Потому-что много поражающих элементов и атака происходит с верхней полусферы.
        Это конечно мои мысли, но был бы на том месте Ка-50 пилот мог бы и выжить, там сверху он закрыт некой крышкой которая при катапультировании откидывается в сторону.
        Конечно та крышка не имеет бронирования, но это можно сделать.
        В Чечне к примеру поставили на пол броне пластину и это ни как не повлияло на лётные характеристики.
    3. +4
      3 ноября 2023 21:19
      Боевая техника применяется комплексно - к моменту прилёта вертолётов пво становится обгорелыми обломками . Всем свои цели . А упомянутые серьёзные противники неоднократно пытались "сбросить Израиль в море" , так что опыта по такому применению хватает .
    4. 0
      28 декабря 2023 21:27
      Если в зону нашей ответственности залетит, то 100% сбитие, без вариантов.
  5. +8
    3 ноября 2023 06:28
    Вот так значит? А как же "СВО показала что время вертолетов ушло"? Тут оказывается вон какой Апач расчудесный. Или "вы не понимаете, это другое"? Не ожидал от Романа. Непоследовательно.
    1. -10
      3 ноября 2023 07:22
      Цитата: Алексей 1970
      А как же "СВО показала что время вертолетов ушло"?

      Оно и на самом деле ушло
    2. +12
      3 ноября 2023 13:40
      Секрет актуальности вертолёта очень прост - современный прицельный комплекс и вооружение.
      У "актуальных" израильских Апачей есть Spike NLOS на 30 км, а у "неактуальных" вертолётов СВО основное вооружение это ПТУР на 8 км без ГСН и НАР с кабрирования.
    3. +1
      3 ноября 2023 18:03
      Цитата: Алексей 1970
      Тут оказывается вон какой Апач расчудесный. Или "вы не понимаете, это другое"? Не ожидал от Романа. Непоследовательно.

      Статья похожа на переводную. Так что вряд ли её Роман писал.
      1. 0
        3 ноября 2023 20:03
        Опубликовал он и себя поставил как автора АВТОР:
        Роман Скоморохов

        Ссылок на другие статьи нет. Соответственно ему и вопрос.
  6. fiv
    -3
    3 ноября 2023 06:52
    Всё лучше всех не сделаешь. Если уж уважаемый автор целую статью про чудеса израильские написал, то кому надо, тоже знают. А бороться можно и с этим чудом, даже очень недорогими методами.
  7. +7
    3 ноября 2023 06:53
    и обладающая богатым инженерным потенциалом может без оглядки
    Там в первую очередь эффективные менеджеры изначально продавливают вариант использования своего оборудования. Как пример, тот же F-35 был приобретен с доступом к софту, как не упирались амеры.
    1. +2
      3 ноября 2023 09:03
      НЯП, дали доступ только к тому уровню ПО, которое требовалось для интеграции своих вооружений и оборудования. Все исходники никто передавать не будет, во избежании утечек.
      1. +2
        3 ноября 2023 11:00
        Тем не менее никто даже этого доступа не получил, а для сынов израилевых это нормальная практика.
  8. +4
    3 ноября 2023 07:26
    А почему не приведены цыфры уже сбитых машин? Тем более что есть видосы где его ведут и тут же попадание. Я видел два таких видео, то есть уже у них как минимум не 40 единиц.
    1. -2
      3 ноября 2023 10:23
      Цитата: Голландец Михель
      Оно и на самом деле ушло

      У вертолетов очень большие перспективы в развитии , помимо известных качеств есть одно о котором не горят , двигательная установка вертолета содержит в себе свободную турбину , это когда отбор мощности от турбины двигателя (турбина №1) осуществляется посредством направления исходящих газов на другую турбину (турбина №2) механически не связанную с №1 , несложно установить вторую свободную турбину (турбина №3) и перенаправлять на нее часть потока газов и она будет вращать эл.генератор большой мощности от энергии которого можно запитать лазерную установку
      1. +6
        3 ноября 2023 10:55
        Цитата: agond
        когда отбор мощности от турбины двигателя (турбина №1) осуществляется посредством направления исходящих газов на другую турбину (турбина №2)

        Вам самим-то понятно то, что вы написали? wink
  9. -1
    3 ноября 2023 10:19
    Роман уже в специалисты по вертолётам переквалифицировался, или это просто перевод, судя по таким перлам как:
    Система управления миссией Elbit HELICOM, которая обеспечивает обзор поля боя в режиме реального времени.

    Этот AH-64D несет одну ракету Spike на правой подвеске подвески.

    lol
    Что до самого вертолёта, то израильтяне просто модернизируют машину под особенности собственного ТВД. При том, что компоновка АН-64 крайне неудачная, как и Ми-28. Хотя на АН-64 близко расположенный к земле винт экранирует стабилизатор.
  10. +5
    3 ноября 2023 10:22
    Начавший службу в далеком уже 1984 году, изготовленный в количестве более 2400 экземпляров и являющийся самым распространенным боевым вертолетом в мире.

    Ка52 и Ми28 инновационные с 1984года, а Апач - стар? У евреев еще может быть такой момент, то что американцы делают с завода в новых Апач блок-1-2-3, евреи получают в результате модернизации старых бортов своим национальным оборудованием.
    1. -3
      3 ноября 2023 11:51
      Ка-52 имеет мало общего с тем Ка-50. Как и Ми-28н имеет мало общего с прототипом 80-х годов
      1. -4
        3 ноября 2023 12:02
        Ка-52 имеет мало общего с тем Ка-50. Как и Ми-28н имеет мало общего с прототипом 80-х годов


        Это вы лихо пукнули.
      2. +4
        3 ноября 2023 12:17
        Цитата: alexoff
        Ка-52 имеет мало общего с тем Ка-50

        По 7 шпангоуту была отрезана одноместная кабина и пристыкована двухместная, есть переделанные вертолёты из Ка-50 в КА-52.
        На одном из стримов пилот Ка-52 говорил что данные вертолёты сохранились и на них проходят обучение.
        А так-же знаменитые шары БКО (Л-370 «Витебск») под брюхом КА-52 впервые тестировались на боевом вертолёте КА-50 (летающая лаборатория) и МИ-8.
        1. 0
          5 ноября 2023 02:18
          С таким же успехом можно сказать, что Т90М стар, так как сделан на основе Т72
          1. 0
            7 ноября 2023 16:14
            Это та же история, что и с Лео2А 1-2-3-4-5-6-7........только у нас Т-72 А-Б-Б3-Б3М, Т90 А-В.....М(СМ, МС)
        2. +1
          7 ноября 2023 16:13
          Винты у Ка52 разнесены больше, чем у Ка50 . Для избежания перехлестов лопастей.
    2. +3
      3 ноября 2023 12:09
      Цитата: Zaurbek
      Ка52 и Ми28 инновационные с 1984года, а Апач - стар?

      В конкурсных испытаниях принимал тогда Ка-50 и Ми-28. МИ-28 проиграл по всем параметрам, но твердолобость и узкое мышление тогдашних паркетных не позволили принять Ка-50.
      К слову о том что пилот КА-50 не справлялся один и из-за того не был принят, чушь.
      Проводили психофизические тесты с пилотами во время выполнения поиска, распознавания и условного поражения цели на полигоне. По итогу тестов они были одинаковыми как у пилотов Ми-28 так и у пилота Ка-50.
      (Информация взята из книги которою дополнял и правил лично сам Михеев Сергей Викторович (ген конструктор КА-50, КА-52).
      Возвращаясь к теме КА-52 и КА-50 сильно опережают своё время и это действительно инновационные вертолёты (да в электронном оснащение уступают).
      1. 0
        7 ноября 2023 16:12
        1 местный хеликоптер (в любой схеме) и сейчас не смогут потянуть США (мы подавно)
        1. +1
          8 ноября 2023 16:20
          не смогут потянуть США (мы подавно)

          Почему не могут? Если в Советскую эпоху и развал 90х смогли разработать электронику для КА-50, в те времена ещё шутили про отечественные транзисторы ,, что у него три ножки и две ручки для переноски".
          А сейчас электроника шагнула далеко в перёд и некоторые функции 2 пилота может выполнять тот-же ИИ (да, Россия в этом плане не впереди планеты всей, но очень старается в этом направлении).
          Один пилот быстрее принимает решение, ему не надо согласовывать со вторым действия (особенно когда сидят тандемом, а не рядом как в КА-52 и СУ-34 где им даже переговариваться особо не надо если экипаж сплочён там всё на уровне жестов), уменьшаются потери Пилотов (их обучить стоит больших денег, плюс время пока человек вырастет итд).
          Всё вполне осуществимо, просто не все производители и заказчики осмеливаются сделать шаг в сторону и придерживаются стандартной схемы вертолёта.
          (Из недостатков Ка-50 это то что ему требовался вертолёт разведчик, целе-указатель в Чечне эту роль выполнял КА-29, который как и МИ-24 не успевали за Чёрной Акулой).
  11. -6
    3 ноября 2023 17:52
    Автор по доброте душевной-пиарит евреев-или за денюшку?
  12. +4
    3 ноября 2023 17:52
    Цитата: Romario_Argo
    вертолеты АН-64Д как ни крути под новые реалии, нужно модернизировать (!)
    нужны более мощные двигатели под дополнительное керамическое бронирование от снарядов 30-мм
    + бортовой комплекс обороны, аналогичный как у Ка-52 для противодействия ПЗРК и тем же ПТУР Корнет 9М133ФМ-3
    Анач нужно увеличивать боевую нагрузку без уменьшения дальности с 800 кг до хотя бы 2000 кг (Ка-52 2400 кг)
    НО (!) - это уже будет совершенно другой вертолет

    Ни одна современная БМП не держит обстрел 30 мм снарядами в борт и корму а вы хотите что бы вертолет выдерживал снаряд 30 мм?
  13. Про меркаву тоже говорили,самый крутой не убиваемый,нечего горит как и все.
  14. +2
    4 ноября 2023 06:56
    Ка-52М на порядок выше апача drinks
  15. +1
    5 ноября 2023 09:52
    Ну какая там авионика и прочие приблуды? Дайте Хамасу ПЗРК побольше и Торов и посмотрим сколько Апач в воздухе пробудет. Нормальный вертолет для условий когда у противника нет ПВО. Подлетел и с расстояния 10 км. отстрелял ракетами, вот его предел в условиях Израиля.
    1. Комментарий был удален.
  16. +1
    5 ноября 2023 18:06
    1984 году, изготовленный в количестве более 2400 экземпляров и являющийся самым распространенным боевым вертолетом в мире. В следующем году будет отмечать «сорокет», и это в принципе, показатель его возможностей.

    Правда его до ума доводили 20 лет, прежде чем он стал тем что есть...
    1. 0
      7 ноября 2023 16:16
      Война в Ираке - его полноценный дебют, как дневного/ночного ПТ Вертолета. У нас Ми28 и Ка52 стали ночными относительно недавно.
  17. 0
    10 ноября 2023 19:43
    Отличный вертолет с хорошим вооружением
  18. 0
    3 февраля 2024 21:47
    Кощеево яичко кокнуть для начала и сложится совсем по другому.