Искусственный интеллект и водородный двигатель: проект южнокорейской «Арматы» от Hyundai

85
Искусственный интеллект и водородный двигатель: проект южнокорейской «Арматы» от Hyundai

На прошедшей недавно в Сеуле выставке вооружений ADEX 2023 компания Hyundai Rotem продемонстрировала концепт перспективного танка нового поколения, который в будущем может стать заменой находящейся сейчас на вооружении «Чёрной пантеры» в южнокорейской армии. В свой проект создатели, кажется, смогли уместить всё, что только можно, начиная от необитаемой башни с новой пушкой и заканчивая водородным двигателем и искусственным интеллектом.

Может показаться странным, что корейцы вообще проявляют повышенный интерес к новым танкам, учитывая наличие в их армии весьма современного К2 «Чёрная пантера», который даже запятнать свою репутацию в военных конфликтах ещё не успел, чтобы окончательно увериться в его бесперспективности. Но вопросом о том, что в обозримом будущем его придётся чем-то заменить, высшие военные чины из Сеула задаются уже давно. И сообразить что-то на замену «Пантере» к концу этого десятилетия или началу следующего, судя по сообщениям в СМИ, корейцы намерены весьма серьёзно.



Пока процесс определения характеристик и внешнего облика будущего танка, что называется, на стадии творческого поиска, из-за чего хоть какую-то конкретику в этом деле найти невозможно. Однако буквально пару недель назад Huyndai Rotem, будучи главным танкостроителем Южной Кореи, представил своё видение нового танка, от которого, возможно, и будут отталкиваться при создании будущей боевой машины.

Разумеется, речь идёт о макете, а сам проект даже не имеет собственного названия, кроме простой аббревиатуры Next Gen MBT (NG MBT), что в переводе означает «основной боевой танк следующего поколения». Тем не менее при беглом осмотре, основываясь на некоторых озвученных особенностях перспективного танка, можно составить некоторое представление о задумках его создателей.

Next Gen MBT
Next Gen MBT

И в первую очередь стоит подметить нестандартную компоновку этой концепт-модели. В отличие от существующих ныне серийных танков, южнокорейский проект предусматривает наличие полностью необитаемой башни и изолированного отсека для экипажа из трёх человек в носовой части корпуса, как это уже было реализовано на нашем Т-14 «Армата».

Вообще, к подобным решениям в конструкции боевых машин ранее относились с большим недоверием: слишком уж высоки требования к электронике и автоматизации оборудования для оснащения таких танков.

Однако сокращение внутреннего объёма башни и её габаритов за счёт пересадки экипажа в корпус – один из немногих вариантов, позволяющих серьёзно снизить и в последующем эффективнее использовать массу боевой машины путём более рационального распределения бронирования. Более того, расположение танкистов в едином отсеке даёт возможность максимально защитить их от поражения противотанковыми средствами. Ну а необитаемая башня сама по себе – удобная платформа для интеграции всего, что пожелает заказчик: начиная от пушки требуемого калибра и заканчивая пусковыми установками для дронов или ракет.

Макет рабочих мест экипажа Next Gen MBT
Макет рабочих мест экипажа Next Gen MBT

Так что южнокорейский «Некст ген» в данном случае является не простой фантазией проектировщиков и данью моде, а вполне жизнеспособным вариантом боевой машины будущего.

Вооружить NG MBT планируют 130-мм гладкоствольной пушкой с полностью автоматизированным циклом заряжания. Решение это вполне оправданное, поскольку распространённый ныне 120-мм калибр вышел на предел собственных возможностей и уже исчерпал запас модернизации по части увеличения дульной энергии, что особо критично в плане разработки новых снарядов кинетического действия.

В какой-то мере новое орудие такого калибра – это золотая середина.

С одной стороны, прибавка всего на 10 миллиметров даёт увеличение дульной энергии практически на 50 % и раскрывает новые горизонты в создании более могущественных боеприпасов, включая и осколочно-фугасные.

С другой – в отличие от 140-мм западных пушек, к которым давно присматриваются танкостроители США и Европы, такие изменения не влекут за собой радикальное увеличение массы и габаритов возимого боекомплекта.

Вопрос лишь в том, будут ли корейцы создавать 130-мм орудие самостоятельно или возьмут за основу немецкое изделие, продемонстрированное в прошлом году в рамках проекта KF51 Panther. Хотя в случае заимствования германской пушки всё равно потребуется её доработка под необитаемую башню с внедрением диагностической электроники – мониторинг состояния артсистемы, в том числе противооткатных систем, необходим, даже когда экипаж находится в изолированном отделении.

Из дополнительного вооружения инженеры Hyundai предусмотрели наличие дистанционно-управляемой пулемётной установки калибра 12,7-мм и вмонтированной в конструкцию башни пусковой установки для противотанковых ракет с возможностью самонаведения, которую при желании можно заменить на пусковую установку с дронами-камикадзе. А разведку целей и наблюдение за ситуацией на поле боя, по задумке, будет осуществлять разведывательный квадрокоптер.

Рендер с Next Gen MBT, оборудованным активной/динамической защитой, пусковой установкой для ракет и дроном-разведчиком
Рендер с Next Gen MBT, оборудованным активной/динамической защитой, пусковой установкой для ракет и дроном-разведчиком

Про систему управления огнём ничего внятного не говорят, зато хвалятся будущим внедрением элементов «искусственного интеллекта», который будет помогать танкистам в бою. Тема эта не новая – подобные системы уже обкатываются в США (ATLAS) на танках «Абрамс» и в Израиле (модернизированный «Махшев Месима») на Merkava Barak. Суть работы этих комплексов заключается в поиске и идентификации целей с помощью нейросетевых алгоритмов, собирающих информацию как с прицелов и наблюдательных приборов танка, так и с помощью автоматизированных систем управления войсками от дружественных подразделений.

Анализируя полученные данные, бортовой компьютер выдаёт командиру и наводчику координаты и изображения наиболее опасных объектов, а также предлагает соответствующий эффективному поражению цели снаряд, вырабатывая в автоматическом режиме все нужные для точного выстрела поправки. В общем, подспорье хорошее.

Защиту будущего танка планируют повысить не только за счёт пассивного бронирования. В этом аспекте обеспечения высокой боевой эффективности машины корейские разработчики решили пойти ва-банк и внедрить в машину всё, что можно.

NG MBT будет оснащён средствами снижения заметности для разведывательных радиолокационных станций и приборов наблюдения в инфракрасном диапазоне (тепловизоров) за счёт стелс-технологий – как с помощью специальных покрытий, так и конструкционных элементов, в том числе бортовых экранов, максимально закрывающих от обзора теплонагруженную ходовую часть.

Помимо этого, в арсенале танка предусмотрены средства радиоэлектронной борьбы для подавления каналов связи вражеских дронов, динамическая защита и комплекс активного противодействия, уничтожающий опасные для машины снаряды ещё на подлете до контакта с бронёй. Последний представляет собой привычный нам комплекс активной защиты (КАЗ). И само по себе наличие такой системы на любом танке новшеством не смотрится вообще. Но, учитывая необитаемую башню, внедрение всей аппаратуры КАЗ в её конструкцию позволяет полностью избавиться от проблем с перетяжелением танка, увеличением его габаритов и защищённостью элементов комплекса от осколков и других поражающих элементов.


По двигателю новшества NG MBT не менее грандиозны, чем по компоновке и вооружению танка. Всё же существующие сегодня дизели и газотурбины – это далеко не эталон по топливной экономичности и соответственно тянущегося за танковыми подразделениями «логистического хвоста». Поэтому, раз стоит задача создания танка будущего, этим вопросам стоит уделить внимание.

Следуя этому тренду, господа из Hyundai допускают наличие дизель-электрической гибридной силовой установки в новом танке. Дескать, ездить можно хоть в смешанном режиме, хоть в раздельном, задействовав солярку или накопленный в аккумуляторах заряд. Но основной целью инженеры ставят оснащение своего детища водородным движком.

Ничего общего с двигателем внутреннего сгорания водородная система, конечно, не имеет. Фактически это вариация той же электротяги, где источником электрической энергии выступает химическая реакция водорода и кислорода в топливном элементе. Состоит он из анода (куда поступает водород из баллонов) и катода (с кислородом из внешнего воздухозаборника), обменной мембраны между ними и катализатором. Контакт этих химических элементов вызывает интенсивный обмен положительно и отрицательно заряженными частицами, а на выходе образуется нужная электроэнергия и водяной пар.


Пар рассеивается, а выработанный электрический ток идёт на электродвигатели, которые и приводят в движение гусеницы.

Как итог: полностью бесшумный ход танка, высокие ходовые качества и большой запас хода на баллонах с водородом, который в принципе невозможно обеспечить ни одним из распространённых видов топлива.

Но и проблем явно немало, причём большая стоимость производства танка с таким двигателем – далеко не единственная из них. Например, баллоны с водородом, в отличие от баков с традиционным горючим, чрезвычайно взрывоопасны, а их заправка (либо замена) – это дополнительные сложности в снабжении боевых подразделений и лишение возможности боевой машины работать на нескольких видах топлива, сужая ассортимент до одного, полностью неприменимого для другой техники.

Так что подумать над тем, как реализовать это новшество без последующей головной боли для эксплуатантов и снабженцев, ребятам из Hyundai придётся основательно. Хотя, стоит признать, что вряд ли это дело закончится успешно.

Но в целом, как концепт, танк выглядит довольно привлекательно и содержит те решения, без которых боевая машина будущего вряд ли будет вообще возможна. Как минимум это касается компоновки, вооружения и обеспечения нейросетевыми алгоритмами. Но на всё, как говорится, воля военных – им танк эксплуатировать, значит им и решать, что в нём нужно, а что – нет. И, как утверждают в Hyundai, соответствующая работа с ними сейчас ведётся, а уж каким по итогу будет «Некст ген» – покажет время.
85 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +12
    7 ноября 2023 03:55
    Не более чем концепт. Можно было и электромагнитную пушку пририсовать...
    1. -3
      7 ноября 2023 05:59
      Несмотря на "искусственный интеллект и водородный двигатель" гореть будет только также как горят Леопарды на Донбассе... Вот только стоимость ущерба будет выше...
    2. +8
      7 ноября 2023 07:05
      Цитата: AllX_VahhaB
      Не более чем концепт.

      Да, но у корейцев от концепта до хорошей серии удивительно мало времени проходит.
      1. +2
        7 ноября 2023 12:51
        южная корея не стала перерабатывать макет под новые угрозы в верхнюю полусферу башни танка
        а надо бы, усилить крышу башни встроенной ДЗ + козырёк башни с разнесенной ДЗ
        1. 0
          16 февраля 2024 05:01
          Видимо наеятся на свое суперсовременное оборудование РЭБ.
      2. +1
        7 ноября 2023 18:17
        Можно услышать про концепт корейского танка попавший в серию?
      3. +2
        9 ноября 2023 01:08
        К2 до серии 20 лет вели, сколько же тогда - много?
      4. +3
        11 ноября 2023 15:00
        Цитата: Stas157
        Цитата: AllX_VahhaB
        Не более чем концепт.

        Да, но у корейцев от концепта до хорошей серии удивительно мало времени проходит.


        Это если у немцев есть готовые узлы и агрегаты. Например, двигатели и КПП. И сами они не прочь принять участие в проектировании...
        Да и при этом "удивительно мало" в случае К2 это с 1995 по 2013-2020 годы. Без малого 25 лет. И с неоднозначным результатом: напоминаю, первую партию К2 в количество 106 штук выпущенную в 2013-2014 годах войска полностью забраковали из-за дефектной КПП. Поставили немецкую.
        В этом году планировали сделать ещё 100+ штук с немецкой КПП.
        Так что танка то по сути дела нет. Ведь согласно условиям конкурса КПП должна быть корейской.
        Полякам то пофигу, для них немецкое даже лучше -- ближе возить запчасти. А вот самим корейцам таскать через полмира комплектующие -- не айс ни разу.

        И напоминаю, К2 -- это классический танк классической же компоновки. В котором МТО срисовано у немцев, автомат заряжания у французов, пушка -- вариант немецкой, а двигатель и КПП настолько оригинально-корейские, что немецкий EuroPowerPack с дизелем MTU MB-883 Ka-500 автоматической трансмиссией, Renk, при необходимости встают в танк "без особых изменений в конструкции". :)
        А тут они собираются сделать то, чего концептуально нет пока ни у кого кроме русских, а в деталях нет вообще ни у кого. В мире нет даже сколько-нибудь вменяемой системы гражданского транспорта на водороде. А тут боевая машина.
        А концепты рисовать... Это и поляки умеют. Тоже красиво получается, у них оно даже ездит. :)
    3. +2
      7 ноября 2023 09:19
      На выходе установки ВОДЯНОЙ пар-бедуины станут в очередь за таким танком.
    4. +3
      7 ноября 2023 11:35
      Цитата: AllX_VahhaB
      Не более чем концепт

      Даже не совсем концепт, скорее фантазия дизайнеров. С миру по нитке. Идея капсулы от арматы, двигатель впереди от меркавы, пушка рейнметалл, водородные элементы из каких то звездных войн наверное, электродвигатели еще во вмв те же немцы внедрили на танке маус... Так что от Кореи тут только фантазии дизайнеров.
      1. +4
        7 ноября 2023 12:18
        Особенно радуют модули ДЗ в виде модных бионических сот. Инженерного смысла даже не ноль, а минус сто (особенно в огрызке от сот по верхнему краю), зато смотрится стильно. А бортовые экраны прикрывающие двигатель спереди, но не карусель АЗ в корпусе сзади, под башней, вообще воплощение мощи и опасности - мощная грудь, узкие бедра и живот, этож прям эталон хищной мужской красоты! А какие стильные вырезы аля-дульный тормоз на защитном кожухе ствола, смысла ноль, но ведь не ради того же это рисовали!
      2. +1
        10 ноября 2023 18:25
        электродвигатели еще во вмв те же немцы внедрили на танке маус

        На ферденандах от Порше еще были, какой будет тигр выбирали между Порше с электродвиглом и крупом который победил, порш думал что победит и поэтому наделал корпусов из которых и сделали фердинандов, Маус тоже Порш делали
    5. 0
      7 ноября 2023 12:08
      в точку или рельстотрон, дорисовать laughing
    6. +1
      7 ноября 2023 15:39
      Помните мультфильм 1977 г. "Полигон"? Все к этому и идет.
  2. +1
    7 ноября 2023 04:31
    Узкоглазые сдюжат, денег у них до хундая laughing
    1. +5
      7 ноября 2023 05:22
      Это расизм? А боремся значится с фашистами.
      Южные корейцы смогут, промышленность, опыт и компетенции хватает. Помнится никто не верил когда то, что суда разных тоннажей на их стапелях и ими же построятся, а теперь к ним очередь на года вперёд по постройке коммерческих и не только судов.
      К2 их танк более чем серьёзная игрушка
      1. -1
        9 ноября 2023 01:07
        Пользуясь терминологией этого сайта, танк этот не их, двигатель немецкий. И так как австралийцы сильно урезали контракт по его закупке, что-то с этим танком не так.
  3. +4
    7 ноября 2023 05:39
    Камрады, не в тему.
    Сеголня 7 ноября. Праздник нашей молодости, а свою молодость люблю
    1. +2
      7 ноября 2023 06:01
      Тем кто забыл, что это день Великой Октябрьской социалистической революции!!! особо и спросить не у кого, что это за праздник такой... хотя Вики, надо отдать ей должно, точно и сразу правильный о вет даёт.
  4. +3
    7 ноября 2023 05:43
    Наличие водородного двигателя говорит о том, что это даже не концепт, а потенциальные "хотелки" для далекого будущего.
    1. +1
      7 ноября 2023 07:09
      Цитата: Дилетант
      Наличие водородного двигателя говорит о том

      Что будет двигатель первого этапа. Возможен такой вариант?

      господа из Hyundai допускают наличие дизель-электрической гибридной силовой установки в новом танке.
    2. +3
      7 ноября 2023 09:21
      Цитата: Дилетант
      Наличие водородного двигателя говорит о том, что это даже не концепт, а потенциальные "хотелки" для далекого будущего.

      Чего бы ещё взрывоопасного под броню засунуть? - Водород высокого давления! wassat
      Думаю, в следующий раз ошибку осознают и обклеют солнечными панелями поверх брони (кстати, "мангал" для этого идеален). smile
      Концепт-макет всё стерпит good
    3. +1
      7 ноября 2023 13:58
      Собственно, водородного двигателя и нет, двигатель электрический. А водород в баллонах - что на танках, что на подлодке - очень плохая идея. Возможно, когда доработают идею с хранением водорода в каких-нибудь гидридах с разложением перед использованием (или с разложением углеводородного топлива), схема и станет рабочей, но при этом КПД приблизится к тепловым двигателям.
      И про большой запас хода на баллонах с водородом - это вообще, мне кажется, дичь. Электрический КПД топливного элемента около 50 %, КПД дизеля - порядка 40%. Плотность водорода в 10 раз меньше плотности дизтоплива - то есть объемы нужны будут на порядок больше.
      Да и про бесшумность погорячились, по-моему. Эл. двигатель и трансмиссия по любому будут шуметь.
      1. 0
        2 марта 2024 05:34
        Все как раз наоборот! Все, что вы перечислили - отличные идеи! Запаса хода - мало. Гемор с хранением водорода. Водород летуч и коррозионно-опасен. Боевая готовность - на нуле, т. к. водород не похранишь при стоянке в парке. Надо заправлять перед выездом. А как это все будет гореть!!! Такая же красота! Видосы столько лайков наберут! Вам и не снилось. Ведь засунуть этот объем водорода за броню нереально.
  5. +2
    7 ноября 2023 05:51
    Например, баллоны с водородом, в отличие от баков с традиционным горючим, чрезвычайно взрывоопасны, а их заправка (либо замена) – это дополнительные сложности в снабжении боевых подразделений

    Это переходный этап. Первые НАПЛ тоже работали на водородных элементах, но сейчас начался переход у японцев и южно-корейцев на литий-ионные аккумуляторы. В СМИ сообщают об успехах в разработке новых аккумуляторах с большей емкостью и безопасностью, а также меньшей стоимостью. Производство лития в мире резко увеличивается, а некоторые разработанные батареи вообще не используют литий. К тому времени пока танк доведут до производства и новые электрические батареи появятся. Тогда просто заменят топливные водородные батареи на электрические. Сообщали, что недавно китайские инженеры разработали батареи большой емкости которые можно перезаряжать за несколько секунд.
    20 таких 40-тонных электрических грузовиков Volvo компания Amazon введет в строй в ФРГ еще в 2022 году
    1. 0
      9 ноября 2023 09:50
      Аккумуляторы в принципе на порядок менее энергоемки чем обычное топливо. Попробуйте загуглить массу аккумулятора новой теслы, потом гляньте сколько она на полном заряде может проехать. А потом прикиньте сколько какой-нибудь жигуль проедет на таком же количестве бензина.
      1. 0
        18 ноября 2023 22:36
        Не совсем так, точнее совсем не так, а наоборот. По сравнению с элекрохимическими источниками энергии химические (та самя горючка) намного более энергоёмкие. Только энергия их расходуется крайне неэффективно. Мало того что ДВС крайне сложны по своему устройству по сравнению с электродигателями, так большая часть энергии просто улетает в атмосферу. К тому же у них нет режима рекуперации как электродвигателей.
        А так постоянно в горку электрокар быстро иссякнет.
        1. 0
          2 марта 2024 05:39
          Кончено батарейки лучше. Все, что делает танк вероятного противника хуже - лучше для нас. Так вот представлю: заправка танков на марше: цистерна с солярой и грузовик с электричеством. И вдобавок танки станут зимобезопасными. И мы точно знаем, что с нами они воевать не смогут.
  6. Комментарий был удален.
  7. +16
    7 ноября 2023 06:20
    1997год. Кризис.
    1998 год. Четверть населения Южной Кореи отдаёт личные золотые украшения и семейные реликвии, чтобы помочь государству погасить долг МВФ. В 2001 году Южная Корея досрочно( 3 года) погашает 58млрд.(!) , взятых у МВФ. И дело не в том, что собрано было золота "всего то" на 2 млрд. А в том, что - уважение к людям такой страны должно быть. Как и понимание.
    Цитата: Alien From
    Узкоглазые сдюжат, денег у них до хундая

    Мы же все понимаем - где находится (например) автопром, электроника, судостроение и пр. у Ю.К. и (например)) - у РФ.
    К тому.
    1. +6
      7 ноября 2023 07:22
      Цитата: Дес
      Мы же все понимаем - где находится (например) автопром, электроника, судостроение и пр. у Ю.К. и (например)) - у РФ.

      В диаметрально разных местах.
    2. +1
      21 января 2024 20:04
      Я общался со знакомым корейцем по поводу этой добровольной сдачи золота властям. Он сказал, что сейчас это не прокатит, золото никто не сдаст за исключением бабушек и дедушек из совсем глухих деревень. В общем, времена поменялись.
      1. 0
        21 января 2024 20:10
        Да, вполне возможно. Но ведь - было.
        1. +1
          21 января 2024 20:11
          У них даже фильм по этому событию поставлен.
  8. +2
    7 ноября 2023 07:13
    Как в машины пихают что надо и ненадо, так и в танки, делают какие то гаджеты на гуслях, только войны показывают что это не сильно помогает кому то. Модно, понтово на выставках, но практично ли, покажет первая же война.
  9. +1
    7 ноября 2023 07:24
    Защиту будущего танка планируют повысить ... корейские разработчики решили пойти ва-банк и внедрить в машину всё, что можно.

    Хороший мангал надо обязательно приделать не забыть.
  10. BAI
    -2
    7 ноября 2023 08:34
    как это уже было реализовано на нашем Т-14 «Армата».

    Это у корейцев можно сказать реализовано. А у нас : бла-бла-бла.
  11. BAI
    -4
    7 ноября 2023 08:35
    как это уже было реализовано на нашем Т-14 «Армата».

    Это у корейцев можно сказать реализовано. А у нас : бла-бла-бла.
    1. +1
      8 ноября 2023 07:49
      Тоесть полноценный танк которые есть не в одном экземпляре, который не могут поставить на поток это бла бла бла? А какой то макет в который только рельсотрон не впихнули это РЕАЛИЗОВАНО, у них даже названия танка нет, а такой макет вам любой более менее хороший моделист соберёт
      1. 0
        10 ноября 2023 19:22
        а такой макет вам любой более менее хороший моделист соберёт

        NEWS: 8 классник из Кривого Рога изобрел Картонный танк! ОР!
  12. +4
    7 ноября 2023 08:44
    Ну предположим баки под давлением и арматуру подвода водорода под прикрытием брони танка можно представить. А как и из каких топливозаправщиков будут набивать баллоны? Это извините сколько в тротиловом эквиваленте будет взрыв цистерны на 5 кубов сжатого водорода?
    1. -3
      7 ноября 2023 09:21
      Ну предположим баки под давлением и арматуру подвода водорода под прикрытием брони танка можно представить. А как и из каких топливозаправщиков будут набивать баллоны? Это извините сколько в тротиловом эквиваленте будет взрыв цистерны на 5 кубов сжатого водорода?

      Ни сколько. Ибо, водород в небольших перезаправляемых капсулах.
      Повреждение отдельных капсул может создать условия (концентрация водородо-кислородной среды) которая может привести к взрыву. Но если изучите вопрос подробнее, то условия для взрыва водорода реализовать сложно, проще боекомплект подорвать.
      А вот запас хода на водороде должен получиться выше. И теже водоробные капсулы до передка можно доставлять на гражданских авто.
      А дизель ты канистрами заколебёшься возить. Так что логика в этом есть.
      А корейцы вполне могут не разворовать бюджеты, а изготовить реальные образцы техники.
      Кроме этого, есть вариант, что танк на водородном ходу будет на порядок тише, танка с дизельными агрегатами.
      1. 0
        7 ноября 2023 10:58
        Цитата: Сергей_Белый
        Ни сколько. Ибо, водород в небольших перезаправляемых капсулах.

        Это где вы такое вычитали?
        Цитата: Сергей_Белый
        то условия для взрыва водорода реализовать сложно
        Если бы вы хоть чуть знали чём речь, то поняли бы что баллон под давлением сам по себе взрывоопасен, даже с инертным азотом.
        Цитата: Сергей_Белый
        А дизель ты канистрами заколебёшься возить. Так что логика в этом есть.

        Дизель можно бочками возить, к примеру, и проблем особых с перекачкой, да хоть с переливом в горловину нет. Кроме как заколебаться. А вот под высоким давлением перекачка газа уже проблема. А "замена капсул" в танке ещё какая проблема, чуточку то включите соображение.

        Цитата: Сергей_Белый
        А корейцы вполне могут не разворовать бюджеты, а изготовить реальные образцы техники.
        Хiхол что ли?
      2. 0
        7 ноября 2023 12:27
        В южной Корее, как и в любой капиталистической стране, коррупция поставлена на очень широкую ногу. Так что не надо бла бла. А классовое неравенство и вовсе не хилых масштабов. На этом проекте по пилят столько, что на авианосец хватит.
      3. +2
        7 ноября 2023 15:49
        Цитата: Сергей_Белый
        те же водородные капсулы до передка можно доставлять на гражданских авто.
        Не подводник? Не? Тогда бы знал что такое водород! Как его хранить, если он даже сквозь кристаллическую решетку металла просачивается! Поэтому его и хранят в связанном виде... А установка по превращению химической энергии Н2 и О2 в электричество и затем в механическую (вращение ГЭД) будет весить больше бронезащиты танка! Это НАПЛ легко в воде сдвинуть с места, а как 50т махину тащить по оврагам и болотам -- "то есть тайна великая!" боюсь пока недоступная для инженерного решения. А маневрирование? Только представьте какая коммуникационная система эл. питания должна там стоять для реверса ГЭДа при силе тока в 1000-2000 ампер! Так что, максимум к чему узкоглазые гении могут придти , так это к гибридной схеме эл. движения чудо-танка: ДМ--ЭГ-- ГЭД !!! Можно на батарейке, но опять же удельная мощность и емкость современных АБ ниже чем у хорошей газовой турбины.
        Впрочем, мечтать не вредно. Вредно не мечтать!!! (с)
        1. 0
          18 ноября 2023 22:48
          Ребята с водородом явно погорячились, не исключено, что не обошлось без вляния экологов)) А газ хорош по своей теплотворной способности, взрывоопасности и колоссальной тяге к утечкам.
          Что касается коммутационной установки на токи 1 - 2 кА, с этим как таковых проблем нет. Структуры коммутационных силовых ключей были ещё описаны в середине 90-х. Когда кристалл площадь пару квадратных сантиметров позволял качать сотни киловатт. По проществии стольких лет вполне себе есть работоспособные полупроводниковые структуры на единицы мегаватт.
  13. +3
    7 ноября 2023 08:59
    Где то это уже было. Одни ребята тоже увлекались вундервафлями. Хотели взять за счёт превосходства в ТТХ. А вот на технологичность производства и стоимость этих самых вафлей подзабили. Итог печален. На войне нужны не вундервафли, а массовая, сравнительно дешёвая, технологичная с точки зрения массового производства, техника.
  14. +8
    7 ноября 2023 09:13
    Автор в удивительно пренебрежительном тоне статью пишет.
    А меня как инженера промышленной автоматизации ничуть не удивляет стремление производителей искать новые идеи в оружиестроении.
    Автор пишет, что типа "Черная пантера" не успела показать себя плохо на поле боя, а что Т90 себя плохо показывал или Т80БВ3? Тогда почему российские оружейники и танкостроители придумывают платформу (без нормально отработанного двигателя), а корейцы, которые на 3-м месте в мире по поставке станков с цифровым управлением и обрабатывающих центров, не могут себе этого позволить.
    А гореть всё будет.

    Так что пусть реализуют, а наши оружейники пусть держат руку на пульсе и берут лучшие достижения науки и техники как у дружественных стран, так и у врагов.
    Считать врагов идиотами - это плохая затея. Уважать и опасаться врагов - это правильная стратегия, которая позволит развиваться самим!
  15. -2
    7 ноября 2023 09:37
    Какой концепт танка будущего да без "мангала"?! laughing
  16. +1
    7 ноября 2023 10:26
    Странный концепт. СВО показало, что :
    1.танки нужны и их нужно много
    2.танки с танками воюют редко
    3.Основной противник - гаубичная артиллерия и дроны.
    Мощности орудия К2 вполне хватит для реальной работы (если основной противник Северная Корея, мощность даже избыточна), нужны КАЗ и защита верхней полусферы от дронов.
    Вероятно, наиболее правильный путь развития танков/ машин поддержки танков - американский - разработка беспилотных платформ с максимальным использованием коммерческих комплектующих для удешевления производства.
    1. +2
      7 ноября 2023 11:39
      Цитата: Иван Северский
      2.танки с танками воюют редко

      Вывод формально верный, но по сути ошибочный. Сейчас позиционный тупик, танки просто не используются по назначению, ибо не могут его выполнить в текущих реалиях. А главное назначение у них простое - как рассечение и окружение противника, так и оперативное парирование оной угрозы. Появятся технические средства выводящие ситуацию из тупика, танки снова будут воевать с танками, ибо чтобы выиграть войну надо наступать, других вариантов нет.
      1. +1
        8 ноября 2023 09:16
        БОПС для боя танка с танком штука не самая оптимальная. Ракета наааавмного лучше. Особенно если ракета умная. А для ее запуска не нужна суперпушка. Танкам давно нужно переходить на связку ПТУР плюс сильный ОФ снаряд.
        Ой. Как то начиная с Т 64 так и было.
  17. +1
    7 ноября 2023 10:30
    Это конечно концепт бронетехники будущего . И даже его вполне могут воплотить . Но возникает несколько вопросов . Первый - чтобы довести концепт с таким процентом неотработаных новшеств до серии нужно много лет испытаний' доводок' переделок' финансирования этих проб и ошибок и возникновения новых хотелок ...и тд . Второй - сколько будет стоить танк на выходе в полном''фарше'' . Третий - будет ли достаточно заказчиков для этой оч дорогой игрушки , чтобы оправдать затраты . Думаю программа сведётся к отработке технологий и их постепенному введению в различные образцы техники , и уже на этом будут отбивать затраты . Целиком что о подобное на поле боя мы увидим не раньше второй половины века , причём поглубже середины
  18. +6
    7 ноября 2023 10:46
    Например, баллоны с водородом, в отличие от баков с традиционным горючим, чрезвычайно взрывоопасны, а их заправка (либо замена) – это дополнительные сложности в снабжении боевых подразделений и лишение возможности боевой машины работать на нескольких видах топлива, сужая ассортимент до одного, полностью неприменимого для другой техники.

    Почему то все, кто пишет о применении топливных элементов, ленятся поинтересоваться вопросом подробнее и живописуют всякие аполкалиптические картины "водородного армагеддона", ничего общего не имеющего с реальностью.
    На самом деле при использовании топливных элементов можно вообще обойтись без водорода, так как существует такая разновидность топливных элементов, как топливные элементы с реформированным метанолом ( RMFC ). В таких элементах в качестве топлива используется не водород, а метанол в чистом виде или в виде смеси с водой, который перед подачей в топливный элемент подвергается реформингу.





    Электроспорткар Gumpert Aiways Automobile (Германия). Мощность - 540 л.с. Скорость - 300 километров в час. Разгон до "сотни" - 2,6 секунды. Бак с 60 литрами метанола обеспечивает пробег 600 километров. Цена 420 000 евро.
    1. +2
      7 ноября 2023 12:01
      А вот это очень интересно! Спасибо за инфо!
      1. +1
        7 ноября 2023 13:50
        А вот это очень интересно! Спасибо за инфо!

        Наука и техника не стоит на месте. Те же воздушно-алюминиевые батареи, которые вырабатывают электричество посредством реакции кислорода в воздухе с алюминием, имеют очень большой потенциал в качестве источника энергии для электропривода.



        Пока они стоят очень дорого и имеют сложности с удалением побочных продуктов реакции. Но эти вопросы решаемые. На сегодня Израиль совместно с Индией уже готовы производить такие батареи серийно.
        К сожалению, местные авторы таким вопросам внимания не уделяют, гоняя по кругу пустопорожний рефрен "мало, поздно,бесполезно, к зиме непригодно".
    2. 0
      7 ноября 2023 12:07
      В чем смысл топливной ячейки на метаноле с КПД 40-60%, если дизель обеспечивает 40%? Там платина как катализатор. Там нужны электромоторы и силовая электроника. Это все стоит хороших денег. Зачем платить больше? Чтобы проехать чуть дальше? Зачем, и так хватает дальности с головой? Кроме того, метанол чудовищно ядовит, в отличии от соляры, метанол крайне огнеопасен и взрывоопасен. Мало танкисту риска на подрыв БК в танке, так вы еще ради инновационой повестки добавляете риск сгореть и риск отравиться на смерть парами метанола. Да даже просто ослепнуть, чудом избежав заложенных модными инноваторами смертельных ловушек, танкисту будет мало радости.
      1. 0
        7 ноября 2023 13:28
        Цитата: Мимопроходящий
        В чем смысл топливной ячейки на метаноле с КПД 40-60%, если дизель обеспечивает 40%? Там платина как катализатор. Там нужны электромоторы и силовая электроника. Это все стоит хороших денег. Зачем платить больше? Чтобы проехать чуть дальше? Зачем, и так хватает дальности с головой?

        Такие же вопросы возникает и к водородным топливным элементам.
        Цитата: Мимопроходящий
        Кроме того, метанол чудовищно ядовит, в отличии от соляры, метанол крайне огнеопасен и взрывоопасен.
        Зато он, в отличие от водорода - жидкость в нормальном диапазоне температур.
        А вообще да, рано ещё в БТТ огород городить с топливными элементами.
      2. +3
        7 ноября 2023 14:07
        Кроме того, метанол чудовищно ядовит, в отличии от соляры, метанол крайне огнеопасен и взрывоопасен.

        Ежегодно в мире производится почти 170 000 000 тонн метанола, который используется:
        - в нефтеперерабатывающей отрасли промышленности - в качестве растворителя для очистки бензина от меркаптанов, а также при выделении толуола;
        - в качестве высокооктановой добавки к топливу, которая повышает мощность двигателя, резко снижая при этом количество выхлопных газов;
        - для синтеза протеина (белково-витаминного концентрата);
        - в производстве диметилтерефталата, ядохимикатов, химических средств защиты растений, для производства уксусной и муравьиной кислот (последняя используется при коагуляции латексов, как дубитель кожи, консервант пищевых продуктов и для силосования кормов);
        - 3/4 выпускаемого метанола потребляет химическая отрасль промышленности для производства формалина, уротропина, уксусной кислоты и продуктов метилирования;
        - областью потребления метанола в последнее время становится производство биодизельного горючего, получаемого переэтерификацией с метанолом рапсового масла.
        И никого "ядовитость" и "взрывоопасность" не пугает.
        1. 0
          7 ноября 2023 14:43
          Вы реально не понимаете разницу между плановой работой химзавода и плановой работой танка под обстрелом? Вот прям не троллите, а на полном серьезе?
          1. -1
            7 ноября 2023 15:32
            Вы реально не понимаете разницу между плановой работой химзавода и плановой работой танка под обстрелом?

            Я реально понимаю разницу между специалистами ведущих мировых фирм. занимающихся программами типа MGCS и местными диванными мимопроходящими "икспердами" и сайтовскими авторами, снабжающих этих "икспердов" соответствующих их уровню информацией.
            1. -2
              7 ноября 2023 16:25
              Пожалуйста, больше фактов, меньше психологических сублимаций, аля "перед кем мне тут бисер метать". Больше знать, глубже понимать, вроде бы для этого тут люди собираются и что-то обсуждают?
              Коли вы позиционируете себя реальным экспертом, покажите это конкретно, перечислите реальные программы, авторитетных в военном деле организаций или фирм, к примеру от ДАРПА, планирующих внедрение метанола на танках или на хоть какой-то технике поля боя. Я обязательно приму это к осмыслению.
              1. +1
                7 ноября 2023 17:26
                аля "перед кем мне тут бисер метать".

                А реально - перед кем?
                1. +1
                  7 ноября 2023 17:39
                  Понял, был не прав пытаясь быть конструктивным, думал говорю с хомо сапиенс, а оказалось с тролль вульгарис.
        2. -1
          9 ноября 2023 09:58
          В мире ещё выпускается огромное количество фосгена. Только вот зачем? Просто чтобы зелёные технологии, Грета довольна?
  19. +3
    7 ноября 2023 12:02
    Все чаще я начинаю наблюдать такое явление как разделение танков на условно "подвижно-штурмовые" и "оборонно-засадные" по взгляду на их концепцию. Перспективный "кореец" - это как раз таки взгляд через оборонно-засадную концепцию, когда танк излишне "стелс" излишне "смарт" и вообще выглядит не как средство массированного прорыва вражеской обороны ,не как машинка способная ползать по грязюке и "лунному пейзажу" ,но как изделие маскируемое и подвижное именно в обороне, являющееся этаким "танкобоем" .
    Внутри этой концепции ,когда на танк возлагаются лишь задачи ограниченного рывка ,а вот засадные кач-ва наоборот важны - водородный ТЭ в принципе довольно логичен, т.к электроначинка будет много кушать и поддерживать ее работу без значительного тепловыделения это весьма полезно.
    Однако сами по себе водородные ТЭ это изделие дорогое т.к по прежнему требуется наск. мне известно платина для катализа, часть ее уносит водный пар , а учитывая размеры необходимого для танка ТЭ и масштабы танкостроя это может влететь в копеечку как по стр-ву так и по эксплуатации .
    По использованию забортного воздуха в кач-ве годного компонента системы у меня также сомнения, наск. мне известно КПДз на ТЭ значительно падает от разнообразных примесей типа серы ,от азота содержащегося в обычном воздухе также могут быть нежелательные реакции. Мне не верится в то ,что удастся использовать забортный воздух ,скорее всего кислород придется также поставлять - или как минимум уделять место в танке компактной системе более-менее эффективно разделяющей воздух .
    Цену изделия не уменьшит ни первое,ни второе.

    Не совсем ясно переднее размещение экипажа - на мой взгляд в перспективных концептах выгоднее размещать экипаж в задней части танка , особенно для такого подхода как "оборонно-засадный" .

    На мой взгляд концепт излишне теоретический и "кинематографичный" , как поведет себя изделие настолько напичканное техникой и холеное в условиях реального высокоинтенсивного конфликта - хороший вопрос. Как оно будет выживать в условиях ограниченного применения ТЯО , ЭМИ снарядов или БПЛА-камикадзе , какой классный будет кабум от воздействий противника на склады и предприятия с этим самым сжиженным водородом - все это вопросеГи. Как и то, насколько подобного плана машинка справится с блицкригами ,бездорожьем - будет-ли хватать ТЭ мощностей для того, чтобы совмещать-с блицкриг с поддержанием ситуационной осведомленности ,так сказать. Двухвигательная схема мне также не кажется здоровым решением,ибо цена,технологичность,ремонтопригодность,удобство снабжения и эксплуатации -все падает.
    1. -1
      7 ноября 2023 13:38
      После начала СВО а теперь и конфликта на ближнем востоке, все эти концепты летят прямиком в мусорное ведро.По сути теперь нужно проектировать совсем другие машины hi
      1. -1
        7 ноября 2023 14:18
        Именно ! Сейчас "танкобоев" хренова гора , куда интереснее создать машину как раз-таки живучую ,способную обеспечивать прорыв ,противостоять насыщенному воздействию ,гораздо более мино-ПЗРК устойчивую ,нежели текущие танки. Что "стелс" , что огромное кол-во и зависимость от внешних приблуд -не решает эту проблему, как в общем-то и переднее расположение экипажа в какой-то мере.
        Танк реально революционный должен будет, прежде всего, решать обозначенный той же СВО спектр вполне конкретных задач - быть способным даже без модульных вариаций преодолевать минные поля (с устранением некритических повреждений после этого силами полевых мастерских) , быть гораздо более устойчивым к ПЗРК и в особенности к крышебоям и БПЛА-камикадзе вплоть до некой размерности-грузоподъемности (следовательно и мощности БЧ) , обладать лучшей проходимостью по откровенному бездорожью ,даже за счет некоторого уменьшения скорости передвижения. Наконец да, надо что-то делать с выживаемостью внешних обвесов , однозначно проектировать такую машину с необитаемой башней или вовсе без таковой (в классическом ее видении) ,потому что башня это по сути своей архаика оставшаяся от времен когда в списках осн.противников танка числились другие танки , УРО и "смарт вепоны" были в зачаточном состоянии .
        При всем этом да, надо вместить его в рамки текущих отечественных машин по весу , по крайней мере в домодульных вариациях , чтобы был задел и под модули и под модернизацию.
        Такая машина ,как видится мне, должна держать массированное воздействие в том числе и без КАЗов и ДЗ, то есть быть именно максимальо бронированной в классическом понимании , а внешние доп.средства защищенности должны дополнять а не заменять это максимальное бронирование.

        Тут мне видится подход к сокращению внутреннего пр-ва через уменьшение экипажа до 2х человек ,переориентация экипажа в заднюю часть танка , вероятный отказ от классической башни , увеличение площади и защищенности траков , значительное усиление лобовой и верхней ,вероятно, в том или ином виде усиление боковых проекций и днища . Вероятно расширение возможностей машины по дымопостановке , проработка конструкции с минимальным кол-вом слабых мест в корпусе ,связанных с внешним оборудованием - таковое же максимально грамотно разместить с учетом современных особенностей зон типичного поражения (и,вероятно, именно в модульных вариациях исполнения) . Также такой машине однозначно понадобится сильная поддержка внешних средств - разведки,осведомления экипажа,целеуказания , т.е ей нужна будет максимально качественная связь .
        По поводу замены пушки и башни на что-либо - имхо необходимость этого назрела уже лет 15 как , дальность воздействия современных танковых снарядов избыточна (имхо, для именно танковых задач) , прогресс в УРО и иных средствах поражения дает возможность заменить громоздкое орудие на нечто более компактное и куда менее уязвимое , предоставляющее помимо всего прочего и бОльшие возможности в плане мощности .
        Да, безусловно это может показаться спорным решением - но я не вижу будущего в "пушечной" схемы , она делает танк излишне универсальным в век,когда военные оперируют комплексом средств . А именно с броневым кулаком в этом комплексе сейчас однозначно все не хорошо ,чего нельзя сказать о иных средствах поражения.
        1. 0
          7 ноября 2023 15:32
          Цитата: Knell Wardenheart
          значительное усиление лобовой и верхней ,вероятно, в том или ином виде усиление боковых проекций и днища

          Смысл перетягивать туда-сюда тришкин кафтан? Полусферически забронировать просто нереально по массе, да и пробитие ломами и кумами растет, и конца этому не видно. Потому единственным выходом будет:
          1) Сплошное легкое полусферическое бронирование. Сверху от УЯ и малокалиберных пушек 30мм, по бортам и с кормы 40-50мм. Т.е. бронируем строго от того, что невозможно отразить ДЗ и КАЗ. Полусферическая защита от легкой кумы (РПГ, дроны) блоками ДЗ. Защита от тяжелой кумы посредством КАЗ.
          2) Со лба броня мощнее, но легче чем сейчас, в углах безопасного маневрирования должна держать дестабилизированные после КАЗ ломы.
          Цитата: Knell Wardenheart
          По поводу замены пушки и башни на что-либо - имхо необходимость этого назрела уже лет 15 как , дальность воздействия современных танковых снарядов избыточна (имхо, для именно танковых задач) , прогресс в УРО и иных средствах поражения дает возможность заменить громоздкое орудие на нечто более компактное и куда менее уязвимое

          При равных поражающих (вес БЧ) и боевых свойствах (скорость, устойчивость к контрмерам и проч.), ракета всегда будет радикально дороже и габаритнее снаряда. На этом можно в очередной раз закрывать прожект по ракетному танку. Бронированный фпв-дрононосец идет туда же. Потому что маленькие, низкоскоростные и дешевые дроны не способны решать штурмовые задачи, а скоростные и мощные превращаются в дорогие и габаритные ракеты.
          Цитата: Knell Wardenheart
          но я не вижу будущего в "пушечной" схемы

          Чем вас не устраивают копеечные двадцать килограмм стали и взрывчатки летящие со скоростью километр в секунду? Что может быть лучше этого? Добавьте дистанционный подрыв, добавьте управляемость снаряду для задач ПВО, и вообще получится отличное средство поражения в прямой видимости. Еще чуть-чуть усилий, добавить гаубичные углы, ЖМВ, и получится просто идеал, зачем что то другое? Для совсем специфических задач, типа поражения форточек за углом здания, сделайте в конце концов снаряд аля Рефлекс с телеуправлением.
          1. +2
            7 ноября 2023 16:23
            Чем вас не устраивают копеечные двадцать килограмм стали и взрывчатки летящие со скоростью километр в секунду?

            Текущий снаряд вовсе не копеечный, он все более напоминает недоракету ,а пушка это все больше недо-ПУ к этой недо-ракете. Красивых и долгих перестрелок все равно уже не выходит ,разве что в странах третьего мира - в эпоху высокоточек и насыщенного поля боя эффективное средство способное с "одной пули" вывести гарантированно цель в десятки-сотни миллионов рублей ИЛИ взломать оборонительный объект ,обеспечивающий ущерб на такие-же суммы вполне себе может быть подходом к выбору типа оружия "подороже".
            Пушка уязвима, башня уязвима, само орудие лупит по прямой и исключая засадные ситуации для более-менее тех.вооруженного противника более-менее ясно откуда вот так может прилететь и как. Управляемые ракеты да, дороже - однако им можно выдавать внешнее целеуказание ,повышающее их точность ,также они менее предсказуемы и могут бить в крышу, МТО - в отличии от снаряда ,скованного баллистикой в большей мере.
            Оценивая стоимость ракет - стоит понимать, что в отличии от ракет, которые можно использовать в рамках множества носителей (в том числе БПЛА или систем диверсионно-засадного характера) , пушечный подход привязывает юз к пушке , которая ,как и автомат заряжания -имеет ресурс и кучу обвесов контролирующих ее точность и состояние ,механизмы вращения башни и.т.д. Если мы будем рассматривать полную картину с преимуществами и ценами эксплуатации-пр-ва ракет и классических танковых орудий-снарядов, то возможно картина будет не столь радужной для пушечной схемы.

            Я сейчас говорю КОНКРЕТНО про ТАНКОВОЕ орудие и его рациональность сохранения именно на танке. Война это вообще дорогая штука , и не все задачи можно решить болванками,ровно как не все решаются и УРО. Однако хорошего калибра болванка может найтись в рамках сетецентрической концепции на более годном носителе , так не лучше ли чем наращивать калибр танковой пушки - дать танку более эффективное и прецессионное средство выноса ?
            Оценивать потенциал ракетных танков по экспериментам времен Хрущева -все равно что оценивать потенциал вычисл.машин по работе г-на Бэббиджа . Сейчас стала дешевле и мощнее и начинка и сами ракеты , стало больше платформ которые могут их использовать -тот же "Хаммер" или БПЛА с универсальной ракетой кот. будет использовать ракетный танк будет способен в ряде задач заменить недостатки подвижности этого танка .

            Смысл перетягивать туда-сюда тришкин кафтан?

            Смысл в том , что из за мин и высокоточного вооружения ,а также значительного насыщения им наземных сил на большую глубину танки утратили свою пробивную силу и защищенность . Они все менее годны для таранных "блицкриговых" задач ,все более превращаются в подвижную арту ближнего боя , но и для этой задачи они не айс в стратегическом масштабе.
            Просто модернизациями эту проблему не решить - классические компановки улучшают тактическую ценность танка ,но неспособны разрешить это тупиковое состояние на стратегическом уровне. А нужда в таком танке имеется .
            Легкое бронирование и надежды на КАЗы - это паллеатив ,хорошо пригодный для выживания ситуациях "зашел на пол шишечки" , тут же задача именно машину прорыва создать, которая может держать воздействия высокой интенсивности какое-то время без утраты функционала.

            Нынешняя СВО хорошо показала проблемы с "блицкригом" , и хотя многие (и небезосновательно) списывают это на орг.момент , технический момент тут также значителен - те же украинцы в своем "контрнаступе" также столкнулись с тем, о чем я пишу. С невозможностью разрешить задачу пробивания обороны текущей бронетехникой .
          2. 0
            18 ноября 2023 23:10
            Чем вас не устраивают копеечные двадцать килограмм стали и взрывчатки летящие со скоростью километр в секунду?
            С каких это пор высоколегированная сталь стала копеечной? Это сотни лет назад чугунные пушечные ядра можно было считать копеечными. Сейчас мало того что недешёвые сорта стали, так ещё требующие для своей обработки специального оборудования. Толкать через ствол пушки на скорости 1 км/с несбалансированную корявую болванку, так никаких стволов не хватит.
            Так же стоит помнить, что совсем не копеечный снаряд требует очень дорогой пушки. замена которой при повреждении ещё то занятие.
  20. +1
    7 ноября 2023 14:33
    Самая слабая зона ВСЕХ ОБТ, это крыша. Именно крыша. Потому что корма и борта хоть и слабо защищены, но при опытном экипаже и хорошей осведомлённостью, экипаж просто быстро развёрнёт танк лбом в сторону опасного сектора. Да и к тмоу же ДЗ с противокумулятивными экранами, неплохо нивелируют слабость брони по бортам и корме.
    Но вот крыша в "серийном" исполнении - никак не прикрыта. Хорошо если крыша у танка достаточно ровная и "чистая" что бы на неё можно было бы поставить ДЗ. Но и это не полное решение, так как толщина крыши даже с ДЗ может легко пробиваться.
    При этом башня ДОЛЖНА быть хоть сколько нибудь лёгкой - иначе не сможет нормально держатся и вращаться.
    И я вот тут подумал - а что если вернутся к идее безбашенных танков?
    Сделать лобовую броню плавно перетекающую в крышу с минимум уменьшения толщены бронирования?
    Для обзоров на 360 градусов на корпусе можно будет установить как систему стационарных камер что будут вести наблюдения в своём секторе под бронестеклом. Так и добавить пулемёт на ДУБМ, который будет способен вращаясь, проводить осмотр на 360 градусов + на 90 градусов по вертикале
    1. +2
      7 ноября 2023 15:28
      На момент появления башня на танке была революционной вещью , но сейчас это анахронизм. А вот чем ее заменить - это уже вопрос , и главное в какой плоскости будет размещено то, чем ее будут заменять. Вероятно да, ракеты с ПУ вертикально или горизонтально ориентированной . Возможно некий аналог миномета.
      В случае массированного применения танков достаточной защищенности боекомплект каждого отдельного играет меньшую роль ,особенно если эффективно работает сетецентрическая модель и обеспечена годная связь и обмен информацией. Так что вполне возможно уменьшение БК каждого отдельного танка ,неизбежное в случае перехода на УРО.
      Тут надо понимать, что в этом подходе танк неизбежно разделяется на 2 типа - условно "истребитель танков" ,который возможно сохраняет пушку ,имеет меньшие требования по бронированию и бОльшие по скрытности, и "танк прорыва" ,требования к которым все больше расходятся все с более худшим компромиссом. Так что изменения неизбежны ,вопрос лишь в том будут-ли они плавными или революционными.
    2. 0
      8 ноября 2023 02:35
      Всё новое - хорошо забытое старое): https://ru.wikipedia.org/wiki/Strv_103
  21. -1
    7 ноября 2023 15:53
    Цена наверно будет " за облачная" если хоть один будет построен fool , к тому же всем известно ,что танки очень боятся( смертельно) коктелья Молотова и других современных изделий laughing
  22. -2
    7 ноября 2023 16:09
    Без мангала...
    Значить будет гореть как меркава...
    Только мангал способен защитить ИИ
  23. +2
    8 ноября 2023 12:45
    Порассуждав пару дней, почитав мнение других читателей и авторов ВО, посмотрев на результаты применения танков в последних конфликтах, у меня родилась мысль компоновки танка, которая могла бы стать выходом из ситуации.
    Дело в том, что проблемы такие:
    - Слабая защищённость башни по бортам и в верхней полусфере
    - Ненадёжность системы управления башни (даже если снаряд не пробьет башню, то она может заклинить)
    - Слабая осведомлённость экипажа о том, что происходит вокруг
    - Недостаточная огневая мощь снарядов пушки, если огнь ведётся не по другим танкам
    - Слишком большое время эвакуации экипажа при подбитии
    - Мало средств защиты в ситуации если противник подошёл вплотную (или при засаде отдельной пары солдат противника с гранатомётом)
    - точность стрельбы на ходу в боевых условиях, всё равно низкая и не всегда добиваются попадания
    - стрельбу всё равно стараются проводить из стоячего положения, прикрываясь складками местности или строениями.

    От сюда как по мне - напрашивается решение.
    Возвращение к безбашенным танкам.
    в основу можно взять габариты шасси такнов нашего семейства Т-72/80/90 с 6 катками. Экипаж из 3 человек, разместить в закрытой бронекапсуле что расположена в корме танка (а не впереди как на Т-14 или корейском проекте). Стандартно экипаж будет имеет возможность покидать капсулу в 3 направлениях, под днище через аварийный бронелюк, назад за корму через кормовую аппарель и вверх на крышу танка через стандартные люки сверху.
    Двигательный блок установить спереди, за лобовой бронёй, но с небольшим свободным пространством (двигатель не должен вплотную примыкать к внутренней стенки брони) что бы в этой пустоте разместить противоосколочные экраны из кевлара. Выхлопную систему разделить на 3-4 канала, распределённые по разным сторонам корпуса.
    Пушка и автомат заряжания расположены по центру корпуса между двигательным отсеком спереди и бронекапсулой экипажа сзади. Поскольку башни нет, то лобовая броня, постепенно и плавно перетекает в броне крышу. Для экономии веса она конечно может быть потоньше чем в лобовой проекции, но всё ещё достаточно прочной, что бы она, в сочетании с ДЗ могла противостоять подавляющему большинству "крышебоев". Саму пушку, в отличии от шведского Strw 103, можно сделать не строго прикреплённой к корпусу - а сделать её немного "качающейся". Сделать "люфт" пушки что бы она по вертикали и горизонтали могла доводится на 5-7 градусов, что бы добиться большей точности, чем если прицеливаться только поворотами корпуса. Пушку создать новую, калибром 130-135 мм. Согласен с тем, что переход на 140-152 мм. потребует слишком большого кол-ва изменений в проектировании под столько тяжёлые пушки. При этом длину пушки можно наверное даже сделать короче, чем нынешние пушки 120-125 мм. Так как длинную пушку сложнее балансировать, а мы и так прицеливаемся корпусом.
    Всё равно при стрельбе БОПС-ами длинна ствола компенсируется увеличением калибра, а на дальней дистанции - мы всё равно используем ракето-снаряды, для которых пушка, всего лишь направляющая и пусковая установка.
    Бронирование, как упоминал ранее, это фактически монолитный панцирь, где лобовая броня плавно перетекает в крышу. При этом она изначально проектируется под то, что на всём протяжении полотна брони, она будет дополнятся блоками ДЗ (даже на крыше). Наклон брони лучше сделать как можно острее. В верхней проекции брони (которая уже играет роль крыши), слой бронирования может быть меньше чем толщина в передней (лобовой проекции), но толще чем в бортах (на бортах всё равно есть возможность использовать совместно большие блоки ДЗ и противокумулятивные решетки). А в сочетании с блоками ДЗ, это позволит обеспечить защиту, что не будут способны пробить многие виды ПТУР нацеленные на поражения танка в верхнюю полусферу. Но для дополнительной защиты от дронов, которые могут скидывать снаряды/мины просто подлетев сверху - предлагаю оснастить крышу экстренным "зонтиком". В сложенном состоянии, он компактно лежит на крыше не выпирая высоко над корпусом. Так лучше обзор экипажу, пулемётной турели, и в случае чего экипажу будет проще эвакуироваться. Но если в ходе боя, оператор замечает (или ему сообщают со стороны) что над полем боя замечены дроны. То он активирует раскрытие зонта, который разворачивается над крышей танка. После развертки, это обратно уже собрать можно только если экипаж выйдет и сложит его (но это по определению когда бой уже закончился и экипаж вернулся в безопасное место).
    Обзор вокруг танка организован через 3 вида приборов наблюдений. Пулемётная подвижная турель на крыше танка. Дистанционно управляемый зенитный пулемёт (может быть с гранатомётом) которым управляет командир экипажа и приборы наблюдения которого используются для обзора на 360 градусов. Затем идут система из множества стационарных небольших камер которые ведут обзор только в своём секторе наблюдений через бронестекло. У таких камер поле зрения ограничено, но углы наблюдений у них пересекаются, и позволят при необходимости, видеть всё вокруг танка, даже если другие приборы наблюдения повреждены. Но самое необычное, поскольку в танке экипаж из 3 человек, то водитель и стрелок теперь являются одним членом экипажа. А командир всё ещё выполняет те же самые функции и в основном проводит наблюдения через дистанционно управляемый пулемёт на крыше с его приборами. Тогда третий член экипажа (условный механик-радист) не только отвечает за связь экипажа, но и управляет штатными дронами, которые являются частью оснащения танка. Дроны будут запускаться вверх через небольшую мортирку-миномёт (её же можно сделать настоящим миномётом, что бы иметь дополнительное средство самообороны экипажа, если к танку близко подошла вражеская пехота, либо нужно поразить противника что на крыше). И наш механик-радист будет через свой пост управлять дронов в полностью ручном или полуавтоматическом режиме, что бы проводить наблюдения тех регионов, что скрыты от прямого наблюдения другими средствами (наблюдение за складками местности, обзор крыш и верхних этажей здания, обзор местности скрытой зданиями или сооружениями). С возможностью передавать информацию и картинку на экраны не только другим членов экипажа, но и экипажам других танков.
  24. 0
    9 ноября 2023 16:10
    В прошлом году был концепт другим, с КАЗ подобном "Трофи" плюс лазерный дальномер(пушка) типа китайского ну и размещение дымовых гранатомётов другое и т.д. Видно корейцы изучили концепт немецкого танка "Пантера 2" и уже на основании этого усовершенствовали свой образца 2023. Про водородный двигатель промолчу, ведь надо чем-то было козырнуть супер новым. А вот разведывательно-огневой комплекс танка это уже тенденция так как если и они потянулись в том же направлении, то это уже серьёзно. Да и китайцев есть в рисунках нечто подобное за основу взята, конечно наша "Армата" там такое же размещение экипажа плюс самонаводящиеся ракеты и штатные БЛА и т.д. Ну и общий вид сейчас корейский макет очень похож на почивший польский макет.
  25. +2
    10 ноября 2023 23:23
    Мало кто понимает, хотя такие люди есть, что бронирование давно себя исчерпало.
    И логичное решение этой проблемы на данный момент - это разделение танка на беспилотную ударную платформу с дистанционным управлением, которую нет ни какого смысла бронировать в виду её беспилотности, и тщательно защищенную всеми доступными способами боевую машину пехоты, которая функционально в принципе не должна присутствовать на первой ЛБС.
    Таким образом БМП должна обеспечивать управление беспилотными ударными платформами и высокую способность к самозащите.
    1. +1
      12 ноября 2023 18:02

      Мало кто понимает, хотя такие люди есть, что бронирование давно себя исчерпало.


      Да, есть люди, которые это понимают.
      Действительно, учитывая, что танку все равно нужны дроны, дистанционные целеуказания и разведка и прочие полезные нововведения, сам по себе процесс выработки решения и отдачи команды на огонь и маневр тоже (и уже очень давно) логично вынести за пределы танка, это позволит не только отказаться от брони и тем самым сделать танк более быстрым, легким, мощным, надежным, а и, в первую очередь, сохранить жизни танкистов.

      Другими словами, главного нововведения, а именно — отсутствия танкистов в танке и все вытекающие из этого преимущества, в этом проекте как раз и нет.
  26. 0
    11 января 2024 10:05
    Так РЭБ помогает только против разведывательных дронов. Максимум еще полгода и простенькие обученные нейросети будут про потери сигнала искать, наводиться и атаковать в автоматическом режиме. Кажется что одного 12,7 мм пкдемета будет недостаточно.
    Нужно все современные машины снабжать более мощным противодронным вооружениием.
  27. +1
    12 января 2024 02:07
    Я может пропустил, но мне кажется разработчики концептов упускают одну важную деталь... у танка отсутствуют датчики мин на пути следования, а это немаловажно.

    Танк имеет совершенную защиту от снарядов, ракет, опасности со всех измерений, кроме опасности снизу... а как увернуться от элементарных мин-ловушек под гусеницами не задаются вопросом, считая это "как повезёт"... разини?
  28. +1
    12 января 2024 09:46
    Нынешние боевые действия показывают (наглядно), что роль Танков съехала ниже плинтуса.
    Что-то похожее на эйфорию Тачанок гражданской войны.
    Можно начинить весь танк электроникой, поставить на него ракетный двигатель и т.д. и т.п.
    А ГОРЕТЬ ОН БУДЕТ ПРЕВОСХОДНО. Как Пионерский костёр.
    Скоро появятся бомбы, снаряды и мины с самонаведением на цель. Всё приплыли!!!! Защиты нет!
    И танкам сразу надо рыть могилу.
  29. 0
    25 февраля 2024 13:03
    Цитата: abc_alex
    В мире нет даже сколько-нибудь вменяемой системы гражданского транспорта на водороде.

    Мало того, эту инфраструктуру уже начали сворачивать, так и не введя в широкое пользование, уж слишком сложной и ненадёжной она оказалась. На поле боя её вообще сложно представить.
    Разве что для какого-то технологического транспорта годится.
    1. 0
      2 марта 2024 05:45
      Это все мутные хотелки зеленых. Этим недоумкам, мыслящим только одним шагом, почему-то не понять, что на получение самого водорода надо тратить энергию. А хранить его нереально. Гелий из баллона уходит очень быстро. Прямо через металл - сталь. Полгода - баллон пустой, Там стенки, кажется, 13 мм. Водород их такого баллона улетит намного быстрее. Молекула в два раза меньше. Передавать по трубам.... Ну-ну. От водорода корродирует почти всё.
  30. 0
    2 марта 2024 05:54
    По сути, все что надо современному танку это активная и пассивная противодроновая защита и вообще зашита сверху, активная защита от ПТУРов и тп, и информационная осведомленность. В последнем случае это значит еще и наличие нескольких своих дронов. Все это потребует места, а значит веса. Один оператор дрона чего стоит. Может его заменят чем-то, но тогда дро будет стоить бешеные деньги. А дрон должен быть расходным материалом.
    И это всё потребует места и веса. И уже на этом можно закончить. Современные танки сейчас и так стали огромными монстрами. И никто не может их делать сколько нужно во многом из-за этого. А уж пушка.... Разбирать опорники и нынешнего хватает. А устраивать WOT - самое последнее, что сейчас кому-то надо. Тут наши спецы оказались правы. Танки с танками не воюют. Все же опыт не пропьешь.
    А засунуть в танк даже такую полезнейшею вещь, как автоматическую пушки мм на 30 и то почти нерешаемая задача из-за веса и места. Куда уж там до фантазий с водородом и прочей хренью.