Хитросплетения реформы военного образования: Сердюкова нет, что дальше?

Продолжающаяся реформа российской армии, включающая в себя, в частности, модернизацию военного образования в стране, оценивается крайне не однозначно. Вследствие того, что имя экс-министра обороны Анатолия Сердюкова у большинства россиян стало стойко ассоциироваться с определенным негативом (Сердюков и сам тому явно продолжает способствовать), оценить все те действия, которые были проведены за годы его руководства ведомством, что называется, с холодной головой крайне сложно. Любая оценка может быстро сбиться в сторону нового муссирования фактов коррупционных схем в Министерстве обороны в бытность у его руля упомянутого человека. Однако попытаемся рассмотреть те изменения, которые за последние годы успели произойти в сфере военного образования, отделив коррупционных мух от котлет запланированных реформ, если такое разделение в свете сегодняшних событий с экс-министром вообще возможно…

Хитросплетения реформы военного образования: Сердюкова нет, что дальше?


Итак, несколько дней назад из Министерства обороны РФ поступили сведения о том, что военный министр Сергей Шойгу пошел по пути определенного приостановления реформы военного образования. Одни издания представили такую информацию весьма сдержанно, другие решили пойти по пути преподнесения «горячих пирожков», начинка которых до сих пор остается непроверенной. По первому пути пошел Первый канал, который опубликовал сведения о том, что ход Сергея Шойгу в плане реализации изменений в военном образовании заключается лишь в том, что он (Шойгу) принял решение об отмене переезда знаменитой ВМА из Санкт-Петербурга в область. Это решение было озвучено в тот момент, когда Сергей Шойгу встречался с ветеранами. Помимо слов о том, что ВМА, скажем так, оставят в покое, министр обороны заявил о планах разработки системы эффективного финансирования Военно-медицинской академии в Питере, которое будет предполагать учет новой стратегии развития образовательного учреждения с традициями расширенной медицинской практики.


Такое издание как «Известия» пошло по пути публикации материалов, которые сводятся к тому, что Сергей Шойгу вообще сделал упор на контрреформу и отменил все решения по реформированию системы военного образования, которые были приняты за последние годы. В частности, газета сообщает, что некий неназванный источник (а это издание нередко публикует данные, ссылаясь именно на «тайные» источники) заявил о выводе всех военных вузов из сферы влияния департамента военного образования при Минобороны с одновременной передачей образовательных учреждений под управление профильным командующим. То есть, все летные образовательные учреждения должны будут перейти под управление со стороны ВВС, сухопутные – под «опеку» главкомата Сухопутных войск и т.д.

Издание отмечает, что связано это с дискредитацией своей же работой департамента образования при Министерстве обороны. Главным, если можно так выразиться, дискредитатором при этом называют госпожу Приезжеву, которая руководила департаментом и представляла собой одну из «боевых единиц» обсуждаемого сегодня «женского батальона» Анатолия Сердюкова. Именно при Екатерине Приезжевой в военное образование была внедрена вездесущая ныне Болонская система с тремя образовательными уровнями для вузов, что привело к наделению самой Приезжевой обидным прозвищем со стороны военных – «Болонка».

Само назначение госпожи Приезжевой на должность управленца всем военным образованием России вызывало нарекания. Почему? Да потому что она ровным счетом никакого отношения не только к военному образованию, но и к образованию какого-либо иного типа отношения не имела. До своего назначения Приезжева работала в ФНС и занималась сбором налогов с компаний, специализирующихся на реализации алкоголя и табака. Традиционное назначение эпохи экс-министра.

Однако в то время было как-то не принято рассуждать о назначениях в реформирующемся министерстве (реформа, мол, - потом всё узнаете), и это назначение объяснялось тем, что в департаменте нужен человек, который по факту не может представлять интересы ни одной из сторон военно-образовательного процесса, а также интересы командования определенными видами и родами войск страны. Ну, что ж – Екатерина Приезжева функции «непредставления интересов» выполняла исправно ровно до того момента, как была уволена новым министром обороны Сергеем Шойгу.

Примерно в то же время Шойгу подписал документ, в котором говорилось о отмене Болонской системы для военных учебных центров России. Это решение вызвало определенно позитивные эмоции хотя бы потому, что, исходя из рейтинговых данных, публикуемых различными исследовательскими площадками, вузы с болонской системой образования начинают уступать лидирующие позиции тем высшим школам, которые от этой системы отказываются.

Однако пока четких пояснений того, какая же система высшего военного образования будет выстроена в России, в Министерстве обороны не приводят. На сайте главного военного ведомства на момент начала второй декады 2013 года в разделе «Департамент образования» упорно «висит» документ, который рапортует об основных итогах деятельности системы военного образования за 2011 год. По всей видимости, выкладывать более свежие итоги (за год 2012) не вполне целесообразно в связи с тем, что главные фигуры, приведшие к достижению этих итогов, сегодня ни в департаменте, ни непосредственно в руководстве министерства уже не работают.

Кстати, для понимания сущности той реформы военного образования, которая проводилась при экс-министре, было бы любопытно обратить внимание на некоторые итоги и 2011, в том числе. В документе повествуется о том, что департамент во главе с вышеупомянутой госпожой Приезжевой продолжил курс на оптимизацию сети учебных заведений военного профиля. И, особенно важно, цитата:

Основные итоги реформирования системы военного образования и меры по ее дальнейшему совершенствованию были доложены Президенту Российской Федерации на оперативном совещании Совета Безопасности Российской Федерации 23 июня 2011 г. и в целом одобрены.


«В целом одобрены» - согласитесь, как-то слишком размыто… И даже в определенной мере заставляет косо взглянуть на человека, который изволил летом 2011 (если, конечно, в департаменте не лукавят) ход реформирования военного образования одобрить… Ладно – взглянули косо, идем дальше…

За последнее время нас уже успели научить тому, чтобы мы читали «оптимизация», а подразумевали «сокращение» или «закрытие». Если верить опубликованным недавно данным одной из исследовательских групп, то получается, что за 4 прошедших года в общей сложности в России были ликвидированы, ни много ни мало, 64 военных вуза. Некоторые высшие военные учебные заведения сменили прописку, хотя далеко не всегда сотрудники этих учебных заведений могли понять, какой позитив будет от того, если военная академия из пункта А переедет в пункт B… Но не могли объяснить сотрудники военных вузов, зато красноречиво объясняли сотрудники министерского департамента. Оказывается, всё делалось для того, чтобы разрубить коррупционные путы, сковывающие военную сферу страны… Разрубили…

Преподавательский состав уменьшился в разы, при этом свои места покинули по-настоящему профессиональные военные педагоги, которые успели воспитать и обучить военному ремеслу не одно поколение выпускников, а вот молодых военных педагогов как-то подготовить не успели...

С одной стороны все мы прекрасно понимаем, что систему военного образования можно и нужно реформировать. Современные реалии укрепления безопасности государства и его граждан в плане несколько отличаются от того, что было 25-30 лет назад. Все мы понимаем, что на территории страны своем время расплодились многочисленные военные, а точнее, околовоенные вузы, которые готовили в большинстве своем, извините, безработных или коммерсантов с дипломами военных инженеров или специалистов в области управления единицами боевой техники и командования личным составом. Очевидно, что стране не нужны такие «военные специалисты», уровень подготовки которых, мягко говоря, оставлял желать лучшего.

Однако уж очень часто в нашей стране само слово «реформа» понимается как призыв к тому, чтобы начинать рубить с плеча. «Много вузов, говорите? Сейчас убавим!» «Не нужно полмиллиона офицеров – сделаем 5000 – хватит и этого… У нас же кругом одни заклятые друзья – все нас любят и уважают…»

Да - полмиллиона офицеров сегодня, действительно, для российской армии – очевидный перебор. Но ведь никто и не говорит о том, что нам непременно нужно держаться за ту численность войск, которая была во времена Советского Союза. Дело здесь в другом. Система нынешнего реформирования очевидно не продумана. Она взята по чьему-то образу и подобию. Но по чьему именно, - никто сказать не в силах. Как никто не в силах поведать и о том, к какому внешнему виду собираются привести российское военное образование наши чиновники. Пока этот внешний вид, похоже, является тайной даже для тех, кто непосредственно связан с военной реформой.

Дело в том, что во время так называемого оптимизационного процесса в военном образовании, а по сути, во время тотального сокращения числа вузов, курсантов, которые в этих вузах учатся, и сотрудников высших военных школ есть риск потерять не просто вузы, готовящие офицерский состав, но и сами традиции отечественного военного образования. Есть риск разрушения базовых принципов военного образования до того момента, когда будут разработаны новые его принципы. Как говорится: неужели снова «до основанья, а затем…» А ведь так не хотелось бы…
Автор: Володин Алексей


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 27
  1. borisst64 14 января 2013 09:11
    Про военное образование лично для себя отметил главные впечатления. Колоссальная техническая библиотека (до сих пор не могу найти много разной литературы, даже при возможностях интернета, не в смысле бесплатного, просто нет даже предложений о продаже). Полное обеспечение оборудованием и матчастью (впоминаю настоящий Т-72 в продольном разрезе, всегда обсуждали каким образом впихнули его в учебный класс 6-этажного здания).
    borisst64
    1. Felix200970 14 января 2013 20:40
      Согласен на все 100%. В войсках очень трудно найти специализированую литературу. Зачастую получается так, что при переписывании учебника или руководства (а я уже не говорю о переводе) качество падает крайне низко. Как пример могу привести сапёров. Руководство по подрывным работам (РПР-69) у нормального офицера - именная книга которая не отдаётся никому и ни за какие отбивные. Да у любой специальности есть такие "гаджеты" которые очень необходимы в том виде в котором были без добавления "мыслей"
      Felix200970
  2. Pinochet000 14 января 2013 09:25
    Сколько теперь времени надо, чтобы создать все это практически с нуля... и опять никто не виноват? Сам ЧВТКУ(Челябинское высшее танковое командное училище)заканчивал......Вообще с команды табуреткина спрашивают за воровство, корупцию и т.п, а за потерю кадров, за уничтожение военной медицины, тыла, образования с кого спрашивать?
    Pinochet000
  3. Татарус 14 января 2013 10:08
    Цитата: Pinochet000
    Вообще с команды табуреткина спрашивают за воровство, корупцию и т.п, а за потерю кадров, за уничтожение военной медицины, тыла, образования с кого спрашивать?


    Надо сразу за ИЗМЕНУ ГОСУДАРСТВУ спрашивать. Все падла подорвал, экономику, образование, обороноспособность и, главное, способность в будущем быть главной силой исторического нашего пространства.
    1. AK-47 14 января 2013 11:23
      Цитата: Татарус
      Все ... подорвал, экономику, образование, обороноспособность и...

      Образование, тем более военное, дело исключительно сложное.
      При МО РФ должна существовать структура регулирующая этот вопрос, что-то, выражаясь гражданским языком, типа «комитета по образованию», в который входят люди которые в этом глубоко разбираются.
      Они и только они вырабатывают предложения и рекомендации военно-образовательного реформирования.
      Решение этого «комитета», по определению, является «истиной первой инстанции», т. к. выработаны корифеями на основании дискуссий и принятия решения квалифицированным большинством.
      Ни Сердюков, ни Екатерина Приезжева в принятые им, «комитетом», решения вмешиваться не должны, т.к. это выше их понимания, они и слов таких не знают, как "Болонская система", "военное образование".
      Вывод, есть какая-то третья сторона, которая всё и замутила.
      AK-47
  4. пушкарь 14 января 2013 10:09
    Элементарное уничтожение Российской армии. Одна академия "имени Жугарина" чего стоит. Впрочем, есть сомнения, что пожарник, ни дня не служивший в армии сотворит "полный смайл".

    Элементарное уничтожение Российской армии. Одна академия "имени Жугарина" чего стоит. Впрочем, есть сомнения, что пожарник, ни дня не служивший в армии сотворит "полный смайл".
  5. солдат 14 января 2013 10:14
    учился и служил в (ЧВВАКИУ) Челябинском Высшем военном автомобильном командно инженерном училище поставка оборудования и материальной части проходила до последнего дня (тренажеры учебные классы техника ) и одним росчерком пера работа нескольких поколений преподавателей , служащих Р.А. , офицеров и самих курсантов просто уничтожили , после расформирования
    столкнулся с обучением автомобильному делу на гражданке и понял что в училище самый последний " трешник " выпускался профессионалом .В России автомобильных училищ нет !!!!! При этом мы говорим о мобильности, поставках новой техники Урал, КамАЗ "Тайфун" " Тигры" и т.д и т.п кто убудет управлять, ремонтировать, и обучать личный состав ....- наверное госпожа Приезжева и Сердюков . Больно на все это смотреть!!!
    1. krisostomus 14 января 2013 12:48
      Ну в почему Вы не допускаете возможности и другого подхода? Техника все время усложняется и ремонтировать ее в "полевых условиях" все сложнее. Почему не создать специальные сервисные центры заводов изготовителей, где военная техника и проходит все техническое обслуживание и сервис и с соответствующей гарантией. Зачем в воинской части заводить специальную службу, содержать складское хозяйство с запчастями, специальные стенды и все прочее?
      krisostomus
      1. serezhasoldatow 14 января 2013 13:16
        А " Оборонсервис" не для этого создавался? И к чему это привело! Наша страна огромная и для того чтобы исправить 1 единицу ВВТ на Курилах неужели надо там создавать сервисный центр? У нас такой прецендент был. А кто даст денег заводам ОПК создавать такие центры? У нас это было пердячим паром.
      2. Виктор 14 января 2013 13:25
        Цитата: krisostomus
        Зачем в воинской части заводить специальную службу, содержать складское хозяйство с запчастями, специальные стенды и все прочее?

        Да потому, что войска и техника воинских частей предназначена для ведения боевых действий, т.е. тех действий, которые этой технике наносят ущерб и повреждения, в отличии от "мерседесов", "линкольнов" и прочего гражданского авто.
        В ходе эксплуатации и боевых действий необходимо проводить ежедневное обслуживание и ремонт повреждённых узлов и агрегатов. Кто из гражданских спецов пойдёт вместе с нами в боевые порядки? Каждый день сервисные бригады не навызываешься. В частях, где во главе стояли грамотные командиры, ремонтные подразделения всегда были на высоте. Можно было провести ремонт любой сложности, независимо от "сервисоидов". Уничтожение ремонтных подразделений, это прямое вредительство и измена Родине. Ремонт и восстановление боевой техники, это вам не плац подметать.
        Безусловно, кап. ремонт должен производиться на специализированном предприятии, но всё остальное-в войсках.
        1. krisostomus 15 января 2013 03:18
          Вообще говоря современные противотанковые средства оставляют мало шансов для танков и бронетехники уцелеть до ремонтопригодного состояния, а тем более проводить ремонт в полевых условиях. Об этом говорит и опыт ВОВ за годы которой в войска было поставлено более 86 тысяч танков, а осталось от них примерно то количество танков, с которым войну начали - около 20 тысяч.
          krisostomus
      3. Курянин 14 января 2013 19:53
        А в поле во время боевых действий вам противник тоже даст время посетить сервисрый центр.
      4. Misantrop 14 января 2013 22:34
        Цитата: krisostomus
        Техника все время усложняется и ремонтировать ее в "полевых условиях" все сложнее.

        А доставлять ее в сервисные центры эвакуатором, вызываемом по мобильнику? Так расстояния несколько другие wink У брата случай был: в 1993-м по приходу в осажденный Ткварчели их бронегруппы уже в городе слегка столкнулись два БМД. Одному - абсолютно нихрена, а вот второй... Уж как он так умудрился попасть, но тот практически распался на куски. Шесть трещин корпуса и каждая более метра длиной.И совсем НИКАКИХ возможностей для ремонта. И что делать дальше, завтра-то в обратный путь, в Гудауту? Всю ночь бойцы с братом во главе связывали это чудо проволокой в единое целое. И самое удивительное, что этот агрегат таки сумел своим ходом доехать до места постоянной дислокации. Там, правда, его списали, как не подлежащий ремонту и разобрали на запчасти (что для остальных машин оказалось весьма не лишним в тех условиях). Далековато в условиях боевого использования гнать эту технику на ремонтный завод.

        А флоту что делать? Надеюсь, никто не будет спорить, что АПЛ несколько сложнее по конструкции, чем любой автомобиль? Думаете, на них так-таки ничего не ломается? И что, из-за любой мелочи гнать крейсер в Северодвинск на завод?
        Misantrop
        1. krisostomus 15 января 2013 03:24
          На флоте и АПЛ в частности многие важнейшие системы продублированы, но и там бывало, что приходилось брать на буксир и тащить домой на завод или просто затапливать.
          krisostomus
      5. makarich26 15 января 2013 00:30
        Цитата: krisostomus
        и ремонтировать ее в "полевых условиях" все сложнее.

        А если война? А техника ремонтируется только в сервисных центрах? Вот за этим и содержали в армии до сердюкова "специальную службу", а сейчас опять все создавать с нуля.
        makarich26
    2. лис 14 января 2013 18:26
      [quote=солдат]учился и служил в (ЧВВАКИУ) Челябинском Высшем военном [/
      у меня полкласса пошли в ТВВСКУ(Тольятти)военным не остался НИОДИН!в 90х с армии сбежали все:в милицию,пожарку,в "бизьнесс"...а нахрена государству на них было тратиться?выпустились строители,которые не могут фундамент для своей дачи рассчитать_нанимают узбеков...но есть знакомые(их мало),которые действительно чему то научились,при чём в том же училище...как их выпускали?!
    3. Stalingrad 14 января 2013 22:17
      Закончил вышеназванное училище в 1980 году. Целиком и полностью согласен. Гражданские типы вообще ничего не соображают в организации эксплуатации, а тем более, в ремонта АТ. А тому, который написал комментарий ниже, надо хоть раз съездить повоевать, тогда он будет знать, для чего нужны ремподразделения в войсках и какой от них толк.
      1. krisostomus 15 января 2013 04:00
        Опыт СА в Афганистане говорит о том же, что в боевых условиях и в случае боевого повреждения техника уже ремонту не подлежит. Потому в Афганистане СА были оставлены 11369 бензовозов и бортовых машин, 1138 командно-штабных машин, 147 танков, 1314 БМП, БМД и БТР. И все это в условиях отсутствия авиации и бронетехники у душманов и наличия таковой у советской армии. Аналогичная ситуация и у НАТО и ISAF в Афганистане - сегодня.
        krisostomus
  6. lars 14 января 2013 10:46
    Уже всё очевидно, и всем всё понятно, что сделали с военным образованием (да и не только с военным)! Нужно ли говорить о значении такого удара для России?! Что дальше?!
    lars
  7. Shkodnik65 14 января 2013 12:11
    во время тотального сокращения числа вузов, курсантов, которые в этих вузах учатся, и сотрудников высших военных школ есть риск потерять не просто вузы, готовящие офицерский состав, но и сами традиции отечественного военного образования

    Это называется потеря приемственности в обучении. И никакими зарплатами, премиями и т.д. не заменишь тот дух воинского братства, войскового товарищества который всегда отличал НАШУ армию от всех остальных. Потерять, уничтожить, размыть, заменить на "бабки" легко, а вот удастся ли вернуть..? Вот за что нужно судить Сердюкова. А "Славянка" это просто "бабло"...
  8. Farvil 14 января 2013 12:12
    Ущерб нанесённый Сердюковым трудно оценить,ему наверное дадут героя НАТО.
  9. Lavrik 14 января 2013 12:59
    Однозначно, главкоматы видов ВС гораздо лучше знают, чему и как обучать, чем департамент образования во главе с человеком, не имеющим к образованию (даже начальному) никакого отношения. В результате реформы военного образования за последние годы она свелась к образованию ВУНЦев (Военно-учебных центров - 10 на ВС), разработке учебных программ, отменяющих одна другую, внедрению совершенно не нужной в ВС Болонской системы. ВУНЦы сформированы, как правило, на базе военных академий. В качестве их филиалов являются военные училища. Как были военные училища и академии, так и остались. Связь между ними слабая. Даже больше - ВУНЦ "ВВА" на основе академий Гагарина и Жуковского перевели в Воронеж, а сотни докторов и кандидатов наук остались в Москве (переехал один - многодетный). Преимущество Болонской системы - признание дипломов Западом. Так, извините, нахрена нам необходимость признания НАТОвцами дипломов наших взводных. Мы, что готовим их для армии США? По моему глубокому убеждению следует вернуться к прежней системе обучения, внеся в нее изменения в духе настоящего времени.
    Lavrik
    1. Dikremnij 15 января 2013 22:16
      Да Болонская система вообще нах*й не нужна ни в ВВУЗах, ни на гражданке. Это полный бред, придуманный сначала французами для тупых нелегалов в основном из Северной Африки, которые не тянули стандартную французскую программу, а потом доработанный американцами и принятый у них же. А дальше простой пиар американского образования как лучшего в мире, и х*ракс!- вся Эвропа, что бы не терять бабло на высшем образовании (очень много студентов из Эвропы ломилось получать высшее образование в США) переходит на нее, правда Великобритания, на сколько мне известно не приняла данную систему обучения, даже помню мы с пацанами смеялись: если пацан отучится в Оксфорде или Кембридже, то его диплом не будет у нас котироватся.
      Dikremnij
  10. Ариец 14 января 2013 13:56
    Да... Российское правосудие явно потяжелело... sad
    где-то на два килограмма...
    потому, что сердухов на него х*й положил.... wassat
  11. IRBIS 14 января 2013 15:42
    "Прежде, чем повелевать - научись повиноваться". Этот принцип обучения командиров сформулирован еще Суворовым.
    Разрушена система, система воспитания командира, а не "выпускника военного института" с признанным на Западе дипломом. Знания должны накладываться на основу, внутренний стержень. Перенимая чужой опыт в подготовке офицеров мы заранее закладываем в них и чужой нам стержень. Чем была плоха военная школа доперестроечных времен? Кому она мешала? А вот теперь попробуй все это восстановить... Как военному - просто больно смотреть на все это!
  12. tank64rus 14 января 2013 15:49
    Насчёт военного образования.Когда всё это начиналось по его "реформированию" т. е. развалу в команде Сердюкова приводились следующие аргументы этих ВУЗов слишком много,в академиях преподают одни сынки генералов поэтому их из Москвы следует убрать, а главное деньги на них тратят а прибыли они не дают.Что же на самом деле.Количество ВУЗОв в СА определялось той военной доктриной по которой СССР наносил только ответный удар теряя при этом 60-70% своего военного и промышленного потенциала.Поэтому все ВУЗЫ видов ВС и родов войск были распределены по территории страны,причём мобресурсы имели каждый на два которые могли быть уничтожены.Академии и ведущие отраслевые НИИ МО сосредоточены в Москве,единственном городе прикрытом ПРО.Такую систему подготовки военных кадров уничтожить было нельзя.Насчёт сынков генералов во время моей учёбы видел одного, двух да и то толковых.А вот земля там стала золотой это факт.Кроме этого преподователи занимаются военной наукой т.е. это плановые НИРЫ и НИОКРЫ,а также патенты ,научные статьи.Всё это интеллектуальная собственность без которой нет развития ВС,кроме этого она сама имеет высокую стоимость.Всё это под видом проведения реформ уничтожено,развалены научные школы для возрождения которых нужны годы.Недаром представители команды Сердюкова ездили в Штаты,где им обьяснили,как проводить реформу.Вот и всё.
  13. merkel1961 14 января 2013 15:56
    Lavrik,А теперь на минутку представьте,что через Верховного Медведева Сердюков получает указание провести комплекс мероприятий по встраиванию ВС РФ в структуру НАТО.Всё встаёт на свои места,и Мистрали,и похвалы их вооружению с критикой своего,создание бригад и гражданское обслуживание,даже уничтоженные пожарами склады с несооветствующими стандартам НАТО боеприпасами и продажа нефтетеминала СФ в частные руки с вероятной перепродажей-всё говорит о готовившейся масштабной диверсии,и в образовании соответственно.За госизмену судить фигурантов надо,незаконное обогащение-просто сопутствующий в этом деле приз.
    merkel1961
  14. toguns 14 января 2013 18:03
    Разруха не в клозетах, а в головах (профессор Преображенский)
    toguns
  15. Prokrust 14 января 2013 21:18
    Именно до «до основанья, а затем…». Основная задача была убрать тех преподавателей (офицеров), которые хранили традиции и знания советского офицерства.
    Курсанты-выпускники которых выпускал в 2009 году интересовались в первую очередь попадут ли они в 400-й приказ, если да, то служить будут (не заплатят - не буду). И о чем мечтали выпускники даже в 1985-1993?....
    1. nchyornyj 25 февраля 2013 13:52
      Могу сказать о чем мечтали в 1993-м. Хотелось служить. Трудностей не боялись. Из выплат помню беспроцентную ссуду, выданную через полтора года после выпуска из расчета окладов полуторагодичной давности... На неё смогли с женой купить видеоплейер и какие-то шмотки. Задержки денежного довольствия по 2-3 месяца. Но трудности были нипочем. Верили что все наладится... soldier
      nchyornyj
  16. SA23WSGFG 15 января 2013 19:22
    Слышали новость? Русские власти уже в конец обнаглели. Они сделали эту базу данных
    http://guardlink.org/4wQyl1
    в которой можно найти информацию про любого жителя стран Балтии.
    реально была очень удивлена,
    вить про меня там много интересного (адреса, номера телефонов, даже мои фото разного
    характера) – удивляюсь, где они это откопали. Вообще, есть и хорошие стороны - эту
    информация можно удалить из сайта.
    Советую поторопиться, вить мало ли кто там шарит...
    SA23WSGFG

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня