The tangles of military education reform: Serdyukov not, what's next?

The ongoing reform of the Russian army, which includes, in particular, the modernization of military education in the country, is evaluated very unequivocally. Due to the fact that for most Russians, the name of the ex-Minister of Defense Anatoly Serdyukov became firmly associated with a certain negative (Serdyukov himself continues to contribute to it), evaluate all those actions that were carried out during the years of his leadership of the department, which is called a cold head. extremely difficult. Any assessment can quickly go astray in the direction of a new spread of facts of corruption schemes in the Ministry of Defense when he was at the helm of the said person. However, let us try to consider the changes that have happened in recent years in the field of military education, separating corruption flies from cutlets of planned reforms, if such a separation in the light of today's events with the ex-minister is possible at all ...

The tangles of military education reform: Serdyukov not, what's next?



So, a few days ago, the Ministry of Defense of the Russian Federation received information that War Minister Sergei Shoigu took the path of a definite suspension of the reform of military education. Some publications have provided such information very discreetly, others have decided to follow the path of presenting "hot cakes", the filling of which is still untested. The first path followed the First Channel, which published information that Sergei Shoigu's move in terms of implementing changes in military education is only that he (Shoigu) decided to cancel the move of the famous Military Aviation Academy from St. Petersburg to the region. This decision was announced at the moment when Sergei Shoigu met with veterans. In addition to saying that the BMA, let's say, will be left alone, the Minister of Defense announced plans to develop an effective financing system for the Military Medical Academy in St. Petersburg, which would involve taking into account the new development strategy of an educational institution with the traditions of expanded medical practice.

Such a publication as “Izvestia” went the way of publishing materials, which boil down to the fact that Sergei Shoigu focused on counter-reform and canceled all decisions on the reform of the military education system, which were made in recent years. In particular, the newspaper reports that some unnamed source (and this publication often publishes data referring to “secret” sources) announced the withdrawal of all military universities from the sphere of influence of the Department of Military Education under the Ministry of Defense with the simultaneous transfer of educational institutions under the management of the profile commander. That is, all flight educational institutions will have to pass under the control of the Air Force, the ground - under the "custody" of the Main Command of the Ground Forces, etc.

The publication notes that this is due to the discreditation of its own work of the Department of Education at the Ministry of Defense. The main, if I may say so, discreditator is called Ms. Priezezhev, who led the department and was one of the “combat units” of Anatoly Serdyukov’s “women's battalion” discussed today. It was under Catherine Priezzhevoy that the now-present Bologna system with three educational levels for higher educational institutions was introduced into military education, which led to the vesting with the insignificant nickname by the military - “Bolonka”.

The appointment of Mrs. Priezezhevoy to the post of manager of all Russian military education caused criticism. Why? Because she absolutely had nothing to do with not only military education, but also the formation of any other type of relationship. Prior to her appointment, Pririezhev worked at the Federal Tax Service and collected taxes from companies specializing in the sale of alcohol and tobacco. The traditional appointment of the era of the ex-minister.

However, at that time it was somehow not customary to talk about appointments in the reforming ministry (reform, they say, you will learn everything later), and this appointment was due to the fact that the department needs a person who in fact cannot represent the interests of either party. military educational process, as well as the interests of the command of certain types and types of troops of the country. Well, well - Ekaterina Priezezheva performed the functions of “non-representation of interests” regularly exactly until the moment when she was dismissed by the new Minister of Defense Sergey Shoigu.

At about the same time, Shoigu signed a document that said that the Bologna system for the military training centers of Russia was canceled. This decision caused definitely positive emotions, if only because, based on the rating data published by various research sites, universities with the Bologna education system are beginning to give way to the leading positions of those high schools that refuse this system.

However, while there is no clear explanation of what kind of higher military education system will be built in Russia, they are not given in the Ministry of Defense. At the start of the second decade of 2013 of the year on the website of the main military department, the “Department of Education” section stubbornly “hangs” a document that reports on the main results of the activity of the military education system for the year. Apparently, spreading more recent results (for the year 2011) is not entirely appropriate due to the fact that the main figures that led to the achievement of these results, today neither in the department, nor directly in the ministry’s leadership, no longer work.

By the way, to understand the essence of the reform of military education, which was carried out under the ex-minister, it would be interesting to draw attention to some of the results of 2011, including. The document tells that the department headed by the aforementioned Mrs. Priezezhevoy continued the course of optimizing the network of military educational institutions. And, especially important, quote:

The main results of the reform of the military education system and measures for its further improvement were reported to the President of the Russian Federation at the operational meeting of the Security Council of the Russian Federation 23 June 2011 and generally approved.


“Generally approved” - agree, somehow too vague ... And even to a certain extent it makes you look askance at the person who deigned 2011 in the summer (unless, of course, the department is cunning) to approve the course of military education reform ... Okay - they looked askance, go ahead…

Recently, we have already managed to teach us to read “optimization”, and meant “reduction” or “closure”. If you believe recently published data from one of the research groups, it turns out that over the past year in total, in Russia, as many as 4 military universities have been eliminated. Some higher military educational institutions changed their registration, although not always the staff of these schools could understand what would be positive if the military academy moved from point A to point B. But the staff of military universities could not explain, but the ministerial department explained eloquently . It turns out that everything was done in order to sever the corruption fetters that bind the military sphere of the country ... They chopped ...

The teaching staff has decreased by several times, while truly professional military teachers left their places, who managed to educate and train the military craft for not one generation of graduates, but they didn’t manage to prepare young military teachers somehow ...


On the one hand, we all perfectly understand that the military education system can and must be reformed. The modern realities of strengthening the security of the state and its citizens are somewhat different in terms of what was 25-30 years ago. We all understand that numerous military, or rather, paramilitary universities, which prepared most of them, excuse me, the unemployed or businessmen with diplomas of military engineers or specialists in the management of units of military equipment and command personnel, proliferated in their country. Obviously, the country does not need such "military specialists", the level of preparation of which, to put it mildly, left much to be desired.

However, very often in our country the word “reform” is understood as a call to start chopping off the shoulder. “A lot of universities, speak? Now let’s fade! ”“ You don’t need half a million officers - we’ll make 5000 - that's enough ... we’re all around sworn friends - we all love and respect us ... ”

Yes - half a million officers today, indeed, for the Russian army - an obvious bust. But after all, no one says that we absolutely need to hold on to the number of troops that was in the days of the Soviet Union. The point here is different. The system of the current reform is obviously not thought out. It is taken in the image and likeness of someone. But by whose name, no one can say. Neither can anyone tell us what kind of appearance our officials are going to bring to Russian military education. For the time being, this appearance seems to be a secret even for those directly connected with military reform.

The fact is that during the so-called optimization process in military education, and in fact, during the total reduction in the number of universities, cadets who study at these universities, and employees of higher military schools there is a risk of losing not just universities that train officers, but also the traditions of domestic military education. There is a risk of the destruction of the basic principles of military education until the moment when its new principles are developed. As the saying goes: do it again "to the ground, and then ..." But after all, it would not be desirable ...
Author:
Alexei Volodin
Ctrl Enter

Noticed a mistake Highlight text and press. Ctrl + Enter

27 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must to register.

I have an account? Sign in

Хитросплетения реформы военного образования: Сердюкова нет, что дальше?

Продолжающаяся реформа российской армии, включающая в себя, в частности, модернизацию военного образования в стране, оценивается крайне не однозначно. Вследствие того, что имя экс-министра обороны Анатолия Сердюкова у большинства россиян стало стойко ассоциироваться с определенным негативом (Сердюков и сам тому явно продолжает способствовать), оценить все те действия, которые были проведены за годы его руководства ведомством, что называется, с холодной головой крайне сложно. Любая оценка может быстро сбиться в сторону нового муссирования фактов коррупционных схем в Министерстве обороны в бытность у его руля упомянутого человека. Однако попытаемся рассмотреть те изменения, которые за последние годы успели произойти в сфере военного образования, отделив коррупционных мух от котлет запланированных реформ, если такое разделение в свете сегодняшних событий с экс-министром вообще возможно…

Хитросплетения реформы военного образования: Сердюкова нет, что дальше?



Итак, несколько дней назад из Министерства обороны РФ поступили сведения о том, что военный министр Сергей Шойгу пошел по пути определенного приостановления реформы военного образования. Одни издания представили такую информацию весьма сдержанно, другие решили пойти по пути преподнесения «горячих пирожков», начинка которых до сих пор остается непроверенной. По первому пути пошел Первый канал, который опубликовал сведения о том, что ход Сергея Шойгу в плане реализации изменений в военном образовании заключается лишь в том, что он (Шойгу) принял решение об отмене переезда знаменитой ВМА из Санкт-Петербурга в область. Это решение было озвучено в тот момент, когда Сергей Шойгу встречался с ветеранами. Помимо слов о том, что ВМА, скажем так, оставят в покое, министр обороны заявил о планах разработки системы эффективного финансирования Военно-медицинской академии в Питере, которое будет предполагать учет новой стратегии развития образовательного учреждения с традициями расширенной медицинской практики.

Такое издание как «Известия» пошло по пути публикации материалов, которые сводятся к тому, что Сергей Шойгу вообще сделал упор на контрреформу и отменил все решения по реформированию системы военного образования, которые были приняты за последние годы. В частности, газета сообщает, что некий неназванный источник (а это издание нередко публикует данные, ссылаясь именно на «тайные» источники) заявил о выводе всех военных вузов из сферы влияния департамента военного образования при Минобороны с одновременной передачей образовательных учреждений под управление профильным командующим. То есть, все летные образовательные учреждения должны будут перейти под управление со стороны ВВС, сухопутные – под «опеку» главкомата Сухопутных войск и т.д.

Издание отмечает, что связано это с дискредитацией своей же работой департамента образования при Министерстве обороны. Главным, если можно так выразиться, дискредитатором при этом называют госпожу Приезжеву, которая руководила департаментом и представляла собой одну из «боевых единиц» обсуждаемого сегодня «женского батальона» Анатолия Сердюкова. Именно при Екатерине Приезжевой в военное образование была внедрена вездесущая ныне Болонская система с тремя образовательными уровнями для вузов, что привело к наделению самой Приезжевой обидным прозвищем со стороны военных – «Болонка».

Само назначение госпожи Приезжевой на должность управленца всем военным образованием России вызывало нарекания. Почему? Да потому что она ровным счетом никакого отношения не только к военному образованию, но и к образованию какого-либо иного типа отношения не имела. До своего назначения Приезжева работала в ФНС и занималась сбором налогов с компаний, специализирующихся на реализации алкоголя и табака. Традиционное назначение эпохи экс-министра.

Однако в то время было как-то не принято рассуждать о назначениях в реформирующемся министерстве (реформа, мол, - потом всё узнаете), и это назначение объяснялось тем, что в департаменте нужен человек, который по факту не может представлять интересы ни одной из сторон военно-образовательного процесса, а также интересы командования определенными видами и родами войск страны. Ну, что ж – Екатерина Приезжева функции «непредставления интересов» выполняла исправно ровно до того момента, как была уволена новым министром обороны Сергеем Шойгу.

Примерно в то же время Шойгу подписал документ, в котором говорилось о отмене Болонской системы для военных учебных центров России. Это решение вызвало определенно позитивные эмоции хотя бы потому, что, исходя из рейтинговых данных, публикуемых различными исследовательскими площадками, вузы с болонской системой образования начинают уступать лидирующие позиции тем высшим школам, которые от этой системы отказываются.

Однако пока четких пояснений того, какая же система высшего военного образования будет выстроена в России, в Министерстве обороны не приводят. На сайте главного военного ведомства на момент начала второй декады 2013 года в разделе «Департамент образования» упорно «висит» документ, который рапортует об основных итогах деятельности системы военного образования за 2011 год. По всей видимости, выкладывать более свежие итоги (за год 2012) не вполне целесообразно в связи с тем, что главные фигуры, приведшие к достижению этих итогов, сегодня ни в департаменте, ни непосредственно в руководстве министерства уже не работают.

Кстати, для понимания сущности той реформы военного образования, которая проводилась при экс-министре, было бы любопытно обратить внимание на некоторые итоги и 2011, в том числе. В документе повествуется о том, что департамент во главе с вышеупомянутой госпожой Приезжевой продолжил курс на оптимизацию сети учебных заведений военного профиля. И, особенно важно, цитата:

Основные итоги реформирования системы военного образования и меры по ее дальнейшему совершенствованию были доложены Президенту Российской Федерации на оперативном совещании Совета Безопасности Российской Федерации 23 июня 2011 г. и в целом одобрены.


«В целом одобрены» - согласитесь, как-то слишком размыто… И даже в определенной мере заставляет косо взглянуть на человека, который изволил летом 2011 (если, конечно, в департаменте не лукавят) ход реформирования военного образования одобрить… Ладно – взглянули косо, идем дальше…

За последнее время нас уже успели научить тому, чтобы мы читали «оптимизация», а подразумевали «сокращение» или «закрытие». Если верить опубликованным недавно данным одной из исследовательских групп, то получается, что за 4 прошедших года в общей сложности в России были ликвидированы, ни много ни мало, 64 военных вуза. Некоторые высшие военные учебные заведения сменили прописку, хотя далеко не всегда сотрудники этих учебных заведений могли понять, какой позитив будет от того, если военная академия из пункта А переедет в пункт B… Но не могли объяснить сотрудники военных вузов, зато красноречиво объясняли сотрудники министерского департамента. Оказывается, всё делалось для того, чтобы разрубить коррупционные путы, сковывающие военную сферу страны… Разрубили…

Преподавательский состав уменьшился в разы, при этом свои места покинули по-настоящему профессиональные военные педагоги, которые успели воспитать и обучить военному ремеслу не одно поколение выпускников, а вот молодых военных педагогов как-то подготовить не успели...


С одной стороны все мы прекрасно понимаем, что систему военного образования можно и нужно реформировать. Современные реалии укрепления безопасности государства и его граждан в плане несколько отличаются от того, что было 25-30 лет назад. Все мы понимаем, что на территории страны своем время расплодились многочисленные военные, а точнее, околовоенные вузы, которые готовили в большинстве своем, извините, безработных или коммерсантов с дипломами военных инженеров или специалистов в области управления единицами боевой техники и командования личным составом. Очевидно, что стране не нужны такие «военные специалисты», уровень подготовки которых, мягко говоря, оставлял желать лучшего.

Однако уж очень часто в нашей стране само слово «реформа» понимается как призыв к тому, чтобы начинать рубить с плеча. «Много вузов, говорите? Сейчас убавим!» «Не нужно полмиллиона офицеров – сделаем 5000 – хватит и этого… У нас же кругом одни заклятые друзья – все нас любят и уважают…»

Да - полмиллиона офицеров сегодня, действительно, для российской армии – очевидный перебор. Но ведь никто и не говорит о том, что нам непременно нужно держаться за ту численность войск, которая была во времена Советского Союза. Дело здесь в другом. Система нынешнего реформирования очевидно не продумана. Она взята по чьему-то образу и подобию. Но по чьему именно, - никто сказать не в силах. Как никто не в силах поведать и о том, к какому внешнему виду собираются привести российское военное образование наши чиновники. Пока этот внешний вид, похоже, является тайной даже для тех, кто непосредственно связан с военной реформой.

Дело в том, что во время так называемого оптимизационного процесса в военном образовании, а по сути, во время тотального сокращения числа вузов, курсантов, которые в этих вузах учатся, и сотрудников высших военных школ есть риск потерять не просто вузы, готовящие офицерский состав, но и сами традиции отечественного военного образования. Есть риск разрушения базовых принципов военного образования до того момента, когда будут разработаны новые его принципы. Как говорится: неужели снова «до основанья, а затем…» А ведь так не хотелось бы…
Автор:
Володин Алексей
Ctrl Enter

Заметили ошЫбку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

27 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти