Украшенные револьверы

83
Украшенные револьверы
Пепербокс под шпилечные патроны Дерпе Жана Матье – оружейника из Вандре (район Льежа), который плодотворно работал на ниве оружейного производства. Калибр 7,5-мм, шестизарядный и, как вы видите, богато украшен резьбой


«В ту же ночь мы отвезли мальчишку домой. Мы его уговорили-наплели, будто бы отец купил ему винтовку с серебряной насечкой и мокасины и будто бы завтра мы с ним поедем охотиться на медведя.»
«Вождь краснокожих», О’Генри

Рассказы об оружии. Сегодня наш рассказ будет посвящён исключительно оружию, украшенному резьбой и гравировкой. В давние времена углубляться мы не будем, а опять-таки начнём его с капсюльных и шпилечных револьверов, то есть с начала XIX века. Женщинам, которые читают наши статьи на ВО и обожают пистолеты с перламутровыми рукоятками, здесь тоже будет на что посмотреть. Деревянные «щёчки» на рукоятке, на мой взгляд, конечно, лучше, так как рука на них не скользит. Но с перламутром красиво – тут и говорить нечего. Ну а начнём мы с того, что вспомним о том, что все виды резьбы, которые в начале XIX века использовались для отделки оружия, были опробованы ещё в XV веке и широко применялись мастерами-оружейниками для украшения рыцарских доспехов и оружия.



Прежде всего, это была резьба по металлу и гравировка. Этими техниками мастерски владели итальянские оружейники из Милана, Флоренции и Венеции. А затем их даже опередили немецкие и французские мастера из Аугсбурга и Парижа. Например, орнамент или «картинка» на оружии гравировались, а сам фон покрывался позолотой, что придавало оружию исключительно нарядный вид. Вот только золотить изделия было не только дорого, но и опасно для здоровья. Ведь для этой цели долгое время использовался кузнечный метод или «золочение через огонь», когда изделия из железа покрывали пастой из золота, растворённого в ртути, после чего нагревали на огне. Ртуть испарялась (и этими парами мастеру, как ни старайся, приходилось дышать), а золото соединялось с железной основой. Применялось золочение при помощи фольги. Он был безопасен, но трудоёмок и дорог. Вот почему в дальнейшем стали использовать гальванический способ золочения и серебрения, который сегодня вытеснил все остальные.

Но, конечно, самым простым способом отделки огнестрельного оружия, и пистолетов в частности, являлось воронение. Проводили его на раскалённых древесных углях либо обжигая изделия в горячей золе. Таким образом получали, например, чёрное воронение, прижившееся именно в отделке револьверов и пистолетов, и применявшееся вплоть до середины XIX века и позднее. Известно было голубоватое и коричневое воронение, причём с красным оттенком.

Другим распространённым видом украшения оружия, который был также известен издавна, являлась гравировка, во многом схожая с резьбой по металлу. Существовало (и существует до сих пор) три её вида: плоскостная, обронная и предшествующая отделкой чернением. Первая – самая простая. Её наносили тонкими линиями, причём не только на металл, но и на кость и даже перламутр.

Суть обронной (или объёмной) гравировки заключалась в том, что мастер убирал фон узора, который становился при этом рельефным. Понятно, что на больших поверхностях делать такую работу было долго и трудно, а вот мелкие детали отделывать было удобно – и именно так очень часто декорировались пистолетные и ружейные замки, и даже стволы.

Так, уже с конца XV в. доспехи и оружие всё чаще украшают не резьбой по металлу, которая была делом трудоёмким и дорогостоящим, а более дешёвым травлением. Причём выполненный на металле в технике травления узор был внешне очень похож на ту же самую гравировку. Только вот техника тут была куда более производительная, поэтому-то оружейники и начали её применять. Суть технологии заключалась в нанесении на поверхность металла разогретой пасты, состоявшей из воска, битума и древесной смолы. Разумеется, хранили её точный состав и пропорции в секрете, но в принципе смеси данных ингредиентов было достаточно. А потом изделие погружали в кислоту (или смесь кислот), отчего на его поверхности образовывалась вытравленная канавка. Можно было дополнительно пройтись по ней штихелем или протравить её раз, а потом заполнять её чернью, смешанной с минеральным маслом. Затем изделие нагревали, масло испарялось, а чернь очень прочно соединялась с металлом. Кстати, технология чернения по серебру была очень популярной на Кавказе в XVI–XIX вв., да и сегодня является здесь самым настоящим национальным видом искусства.

Одновременно была известна и такая отделка золотом и серебром, как таушировка, насечка, или инкрустация. В случае использования этой техники стальная поверхность деталей огнестрельного оружия украшается золотом, серебром, латунью, медью.

Сама по себе она очень простая, поэтому так широко и использовалась. Мастер наносит контур будущего рисунка на изделие. Затем нужно выбрать металл из линий этого контура травлением или резьбой и получить углубления. Одного травления бывает недостаточно, и тогда рисунок углубляют резцом (штихелем). Контурный рисунок обычно делали, используя только резьбу или же гравировку без травления. В случае более сложного плоскостного инкрустирования листовыми кусочками металла сначала использовали травление с последующей доработкой острым резцом. Кстати, именно поэтому данную технику и называют насечкой. Другой термин, «таушировка», имеет немецкое происхождение: от слова «тауширен» – «инкрустировать». В России его завезли в XVIII веке немецкие оружейники, и он прижился, однако термин «насечка» так полностью и не вытеснил.

Кстати, насечка бывает двух видов — плоская и рельефная. При плоской в вырезанную канавку кладётся проволока и вбивается в неё лёгкими ударами молотка. При этом золотая или серебряная проволока целиком заполняет канавку. Затем узор заполировывается так, чтобы проволока не выступала над поверхностью. При рельефной насечке выпуклый рельеф сохраняют. В XX столетии насечку золотом наносят лишь на очень дорогое штучное оружие, изготовленное по заказу.

Инкрустация золотом и серебром используется и для отделки деревянных деталей оружия, только туда ещё добавляется рог и кость. Но так как речь у нас идёт о пистолетах эпохи, когда деревянные в них остались разве что накладки рукоятки, то про неё в данном случае можно и не говорить, поскольку она не используется. А вот резьба и гравировка накладок на рукоятку из кости применяется довольно широко.

Ну а теперь давайте смотреть нашу «галерею украшенных револьверов и пистолетов».


Заводская гравировка револьвера «Кольт-Нейви». Великолепная гравировка в виде свитков с волнами вплоть до спускового крючка. Роскошные деревянные накладки на рукоятку. Всего было выпущено 2000 экземпляров с гравировкой. На гравированных экземплярах на рамке нет даты выдачи патента, только надпись «Colt Patent»


Револьвер системы Лефоше, под шпилечные патроны калибра 7-мм, шестизарядный, двойного действия, круглый ствол длиной 95 мм. Накладки на рукоятку из слоновой кости. Производитель не идентифицирован. Тем не менее, на этот револьвер стоит обратить внимание. На нём чёрное воронение, а украшен он насечкой из медной проволоки и кусочков меди!


Рамка и барабан этого револьвера, украшенные крупной насечкой


Его барабан и патроны к нему


Ещё один револьвер системы Лефоше и рядом с ним патроны к нему от неизвестного производителя. Калибр 7-мм, шестизарядный, двойного действия. Накладки на рукоятку из чёрного дерева (или под чёрное дерево). Рамка и барабан покрыты глубокой резьбой и отделаны под бронзу


Цветочный орнамент на рамке и барабане


Присутствует цветочный орнамент и на монструозном 15-мм калибра револьвере с откидным ножом под стволом, о котором мы как-то недавно уже писали…


А так был украшен барабан этого револьвера…


«Кольт 1855» «Navy» (или револьвер Рута с боковым курком), калибр .28 (7-мм). Револьвер, несомненно, гравирован на заводе. Есть мнение, что это особый заказ, поскольку информации о нём крайне мало. Название «Кольт 1855» выбрано неудачно. Кольт только получил патент на такой револьвер в 1855 году, а его производство началось в 1856 году. Но для нас самое главное его гравировка…


Обратите внимание – гравирована каждая деталь револьвера!


Гравировка ствола


Очень красивый «серебряный» патронный револьвер неизвестного производителя. Похож на револьвер Фагнуса, но имеет предохранитель системы «Маузер». Вес: 995 г. Калибр: .44 Российский (10,6-мм). Длина ствола: 120,7 мм. Общая длина: 255 мм. Револьвер имеет механизм простого и двойного действия, отличного качества, все детали хорошо подогнаны. И рамка, и барабан покрыты серебром, хотя эта отделка и сильно пострадала от времени. Что касается количества таких револьверов, то оно не могло быть большим и, скорее всего, должно было ограничиваться максимум дюжиной экземпляров


Резьба на барабане


Бескурковый велодог Рене Галана 1895 года под патроны калибра 6-мм и с рукояткой, отделанной перламутром!


Ещё один бескурковый велодог «Паппи» («Щенок») с деталями из бронзы, 6-мм, 1904 г.


А это к нему такая «дамская» кобура!


Гравированный «паппи» с курком, типа «бульдог». Калибр .320


А это к нему барабан и патроны!


Бескурковый «паппи» неизвестного производителя с медной насечкой и рукояткой с накладками из перламутра. Прямо-таки варварское великолепие!

Продолжение следует…

P.S.


Автор и администрация сайта выражают благодарность Алену Добрессу (littlegun.be) за разрешение воспользоваться его фотоматериалами.
83 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +10
    6 ноября 2023 05:31
    Доброе утро Вячеслав Олегович, утро доброе Камрады! Если обыкновенная гравировка или травление на железе стоит не менее 1000 рублей, то резка всего изделия из достаточно неплохой стали должна увеличить стоимость изделия в оазы.
    Хотя мне лично эти «понты» не по душе. Боевое оружие должно быть максимально гладким и лучше покрытия оксидирования еще никто не придумал. Иногда замучаешься чистить рельефные щечки на ПМ, особенно если пистолет не твой. Хотя надо признать, револьверы и пепербоксы ( наряду с охотничьими ружьями) - иногда просят этакой вычурности и позерства.
    Всем хорошего дня, успехов и процветания! Чтоб как минимум один коллекционный револьвер висел дома в кабинете!!!!.
    1. +10
      6 ноября 2023 06:06
      Кто Вас заставляет чужие ПМ чистить?
      1. +12
        6 ноября 2023 06:39
        эти «понты» не по душе
        Ап-салют-но солидарен!
        Кто Вас заставляет чужие ПМ чистить?
        — Как он погиб?
        — Чистил оружие и нечаянно выстрелил в себя.
        — А почему он весь в синяках?
        — Чистить не хотел.
      2. +2
        6 ноября 2023 07:23
        Цитата: Андрей Москвин
        Кто Вас заставляет чужие ПМ чистить?

        Когда в подразделении ты один из мужиков, то твоя участь очевидна….
        1. +2
          6 ноября 2023 08:18
          Как-то даже не подумал, простите. А чистить, не вагоны разгружать. Лентяйки. laughing
          1. +4
            6 ноября 2023 13:15
            Цитата: Андрей Москвин
            Как-то даже не подумал, простите. А чистить, не вагоны разгружать. Лентяйки. laughing

            Девчата поступают хуже - демонстративно достают влажные салфетки……
            Я им мщу тем, что доя чистки использую самое вонючее оружейное масло…
            В дежурке, мою работу знают по запаху и даже не проверяют. laughing
    2. +4
      6 ноября 2023 07:15
      Чтоб как минимум один коллекционный револьвер висел дома в кабинете!!!!.
      Я не привередлив, предпочту CZ-75 в сейфе. А на стену лучше цвайхандер.
      Доброе утро, Влад!
      1. +2
        6 ноября 2023 07:41
        Дружище привет, ты не привередлив, а практичен и функционален!
        [Для чего коту усы - очевидно для красы!
        А зачем собаке хвост - пес их знает в чем вопрос….

        drinks
        1. +1
          6 ноября 2023 07:49
          А зачем собаке хвост
          Чтобы жизни радоваться! wink
          1. +3
            6 ноября 2023 08:27
            Цитата: 3x3zsave
            А зачем собаке хвост
            Чтобы жизни радоваться! wink

            Самый не функциональный предмет у псовых - шучу!
            К слову, первые велодоги предназначались для защиты пяток и пятых точек велосипедистов от собачьего племени. Еще лет двадцать назад было прокатится на мотоцикле по Дунаям (название района), чтоб тебя не сопроводили и не облаяли. Теперь редко-редко из-за забора на тебя тявкнут и то для профанации. Измельчали псовые, либо по-умнели, только коты по улицам шныряют. Впрочем лично доя меня - это к удаче!!!
            1. +2
              6 ноября 2023 09:44
              Цитата: Коте пане Коханка
              Еще лет двадцать назад было прокатится на мотоцикле по Дунаям (название района), чтоб тебя не сопроводили и не облаяли. Теперь редко-редко из-за забора на тебя тявкнут и то для профанации. Измельчали псовые, либо по-умнели, только коты по улицам шныряют.

              Уважаемый Владислав! Могу я взять этот отрывок в качестве эпиграфа к очередной статье?
              1. +2
                6 ноября 2023 13:10
                Уважаемый Владислав! Могу я взять этот отрывок в качестве эпиграфа к очередной статье?

                Без проблем Вячеслав Олегович! hi
              2. -2
                9 ноября 2023 23:16
                Всегда считал Вас очень хорошим автором по истории. Но вот тема отделки поверхности - не Ваша. От слова совсем. Простите, но я весьма разочарован и подбором иллюстраций, и качеством текста. Поскольку учился на гравера (пока собачка жены не сломала мне правую руку в двух местах), сейчас как-то восстанавливаюсь.
                Применялось золочение при помощи фольги. Он был безопасен, но трудоёмок и дорог.

                Первый способ золочения - всечка. Выбиралось углубление, его дно насекалось зубильцем в виде "ерша".или как бы щетки, пластинка металла вкладывалась в углубление и осаживалась чеканком. Не обязательно золото, серебро и сплавы тоже.
                Второй - таушировка. Тоже углубление, тоже "ершение" в нем, но вместо пластинки нужной формы, просто тонкая проволочка, которой ряд за рядом заполняли углубление. Это любимый способ в Златоусте, для подарочного ХО. Плюс способа - меньше расход золота. Минус - не годится для коробки ружья, снесет отдачей. Невозможна и тонкая прочеканка рельефа, например перьев на крыльях птиц или анатомии девичих фигур.
                воронение. Проводили его на раскалённых древесных углях либо обжигая изделия в горячей золе

                Смазывание растительным маслом и нагрев до 180 - 200 градусов. Получается вонь и глубокий синий или черный цвет.
                Цветная калка - нагрев в ящичке в смеси угля, золы, разных реактивов до 800 - 900 и роняние из ящичка в воду. Получаются красивые разводы на поверхности закаленной и азотированной детали, и облако вонючего дыма. Отчего делать такое нужно под вытяжкой или во дворе.
                гравировка, .... самая простая

                Простая - неверно. Главная сложность - вообще нет права на ошибку, срезанный металл обратно не вернуть. Инструменты часто ломаются, тупятся. Половина времени - заточка. Есть два способа - ручная, когда одной рукой мастер давит на штихель, а другой мешает ему сорваться и все испортить, молоточная, когда по инструменту стучат молоточком, и пневмоштихель, сочетающий недостатки и достоинства обоих.
                украшают не резьбой по металлу,

                Нет такого термина. Гравировка, горельеф, барельеф.
                травления узор был внешне очень похож..... хранили её точный состав и пропорции в секрете

                Не похож. Гравированный узор блестит отражением света дном кнавок, а травленые канавки матовые. Составы масок и мастик общеизвестны, точности там нет, компоненты сыпят по здравому смыслу - если канифоль более хрупкая, еще чуток битума, и наоборот. Но проще взять МЛ 111 и не страдать фигней. С этими составами можно просто рисовать, ждать высыхания и стравливать металл в незакрашенной части. Способ требует высоких навыков рисования миниатюр рейсфедером и приводит к несчастности кота, выдернутыми усами которого рисуются самые тонкие штрихи. Свинячьи щетинки тоже хороши, но если гравер не охотник, менее доступны.
                чернью, смешанной с минеральным маслом. ... популярной на Кавказе

                Чернь сплавлялась с металлом, масла если в ней было чуток, то оно выгорало. Нигде кроме Кавказа оно не популярно, так как вещь непригодна для ремонта, а ХО в древности часто повреждалсь.
                плоскостного инкрустирования листовыми кусочками металла сначала использовали травление с последующей доработкой острым резцом.

                Под инкрустацию травили крайне и крайне редко.
                1. +1
                  9 ноября 2023 23:27
                  Цитата: eule
                  приводит к несчастности кота, выдернутыми усами которого рисуются самые тонкие штрихи

                  Пальцы бы вам повыдергивать, по одному в неделю, все двадцать один, чтоб лучше дошло:

                  Усы, или вибриссы, — важный тактильный орган кошки, отвечающий за осязательную функцию. Вибрисса (лат. vibrissae) - не простой волос, а отдельный орган, окруженный нервными окончаниями и мышечными волокнами, напрямую передающий импульсы в мозг

                  Цитата: eule
                  пока собачка жены не сломала мне правую руку в двух местах

                  Это неспроста. А неча котов забижать yes negative
                2. -1
                  10 ноября 2023 00:06
                  Цитата: eule
                  Способ требует высоких навыков рисования миниатюр рейсфедером и приводит к несчастности кота, выдернутыми усами которого рисуются самые тонкие штрихи.

                  Ну вы и живодеры. Еще со школьных уроков биологии знаю, что кошачьи усы очень чувствительны. Орган осязания.
            2. AUL
              +4
              6 ноября 2023 10:36
              Цитата: Коте пане Коханка
              Теперь редко-редко из-за забора на тебя тявкнут и то для профанации. Измельчали псовые,

              Так раньше держали здоровенных кабыздохов для охраны двора, а теперь заводят мимимишных чихуа для молодых любовниц! laughing
              1. +1
                6 ноября 2023 22:28
                Цитата: AUL
                Цитата: Коте пане Коханка
                Теперь редко-редко из-за забора на тебя тявкнут и то для профанации. Измельчали псовые,

                Так раньше держали здоровенных кабыздохов для охраны двора, а теперь заводят мимимишных чихуа для молодых любовниц! laughing

                Нормальный кабысдох подобной чепухой ни когда не маялся. В лучшем случае выходил встретить хозяина или буренку с пастбища. За велосипедистами и мотоциклами бегала всякая шелупень - по колено и ниже.
            3. +5
              6 ноября 2023 12:14
              Действительно, собаки бродячие куда-то исчезли. Наряду с городскими воробьями, а также поголовье ворон сократилось кардинально.
              1. +3
                6 ноября 2023 14:38
                Сейчас корейцы уже не едят собак!
                1. +2
                  6 ноября 2023 15:15
                  Да ладно drinks

                  не несёт полезной информации.
                  1. +3
                    6 ноября 2023 19:49
                    Да ладно
                    На фото Вьетнам. А так, кореянка говорила, что в деревне еще можно достать собачатины, но все труднее и труднее. Старики иногда едят, потому что мясо считается лечебным, полезным для костей и суставов. На вкус- не очень, как она говорила. Как-то так.
                    1. +2
                      6 ноября 2023 22:43
                      У меня в Москве коллега по работе - кореец с Сахалина - несколько раз заказывал доставку собачатины в обеденные перерыв на предмет поправить здоровье после праздников, по каким-то тайным каналам. Предлагал попробовать - но что-то я очканул. Да, и она вареная, не шашлык - суп какой-то.
      2. +2
        6 ноября 2023 13:33
        День добрый Антон, а ты не простак:яЧЗ 75.
        Я бы удовлетворил я и старичком" наганом", но с запасом патронов
        1. +1
          6 ноября 2023 13:45
          Привет, Слава!
          Это была любовь с первого выстрела
  2. +5
    6 ноября 2023 06:27
    Каждому по вкусу, от каждого по финансовым возможностям. Клиент имеет право на свои "закидоны".
    Коте пане Коханка (Владислав)
    ... револьверы и пепербоксы ( наряду с охотничьими ружьями) - иногда просят этакой вычурности и позерства.
    По поводу револьверов под заказ, а особенно охотничьих ружей согласен. А вот пепербокс (перечница) явно не просится к такой вычурности, хотя у каждого владельца свои вкусы.
    1. +5
      6 ноября 2023 07:06
      А по моему, эта предтеча револьвера единственная просит цыганщины. hi А узоры на оружии не переношу, даже на ножах.
    2. +1
      6 ноября 2023 07:45
      Цитата: rotmistr60
      Каждому по вкусу, от каждого по финансовым возможностям. Клиент имеет право на свои "закидоны".
      Коте пане Коханка (Владислав)
      ... револьверы и пепербоксы ( наряду с охотничьими ружьями) - иногда просят этакой вычурности и позерства.
      По поводу револьверов под заказ, а особенно охотничьих ружей согласен. А вот пепербокс (перечница) явно не просится к такой вычурности, хотя у каждого владельца свои вкусы.

      Со всем почтением!
      А если аппарат единственный на районе в восемнадцать стволов и дилижанс на рессорах!!!
      fellow
  3. +3
    6 ноября 2023 07:06
    https://youtu.be/hY_DQ0KEdHg?si=oKoE30AgZm3VFq9x
    Вот как тут не вспомнить
  4. +4
    6 ноября 2023 07:35
    Потертости на спусковом крючке говорят о том, что револьвером активно пользовались.

    Спасибо, Вячеслав Олегович!
  5. +3
    6 ноября 2023 09:28
    Ещё один револьвер системы Лефоше и рядом с ним патроны к нему от неизвестного производителя.

    Мне одному кажется, что барабан находится под углом по отношению к стволу?
    1. +2
      6 ноября 2023 10:39
      Мне одному кажется, что барабан находится под углом по отношению к стволу?

      Это "оптический эффект" из за того, что щитик рамки по диаметру больше барабана.
      1. +6
        6 ноября 2023 11:14
        Не похоже, что проблема в этом.

        Возможно, ракурс съемки неудачный.
        1. +3
          6 ноября 2023 13:20
          У этой серии фотографий есть и ещё один дефект . Ствол и барабан кажутся плоскими. Странно, что его никто не отметил . Дело, похоже, в специфическом свете, или в последующей обработке снимка. Хотя скорее всего свет. Мне прямо глаза режет. Фотограф, очевидно, хотел добиться равномерного освещения гравировки, но в результате пострадала передача формы.
        2. +6
          6 ноября 2023 13:54
          Возможно, ракурс съемки неудачный.

          Скорее всего. Револьвер размещен не строго горизонтально.
          Кстати, из такого револьвера застрелился Винсент ван Гог. Ржавый остов этого оружия в 2019 году продали на аукционе за 183 000 долларов.

  6. +8
    6 ноября 2023 10:11
    Сегодня наш рассказ будет посвящён исключительно оружию, украшенному резьбой и гравировкой.

    Несколько уточнений.
    Резьбы по металлу, как художественной обработки, не бывает. Резьба - это способ художественной обработки дерева или кости. А гравировка - это один из видов художественной обработки металла.
    Существовало (и существует до сих пор) три её вида: плоскостная, обронная и предшествующая отделкой чернением.

    Видов гравирования два - плоскостное двухмерное и обронное трехмерное, которое делится на позитивное, когда рельеф выше фона и негативное, когда рисунок режется вглубь. Гравирование под чернение и таушировку относится к плоскостному.
    Вообще - художественная отделка оружия - интереснейшая тема. В этой области работали и работают действительно выдающиеся мастера.



    Ruger Super Blackhawk .44 Magnum. Гравер - Линтон Маккензи (Lynton McKenzie), о котором можно писать отдельную статью.

    К сожалению, из всех иллюстраций, которые автор представил в статье, к художественному оружию можно отнести только первый револьвер. Судя по стилю, это работа известного гравера XIX века, работавшего на фирме Кольта, Гюстава Янга (Gustave Young) или работа в его стиле хорошего класса.



    Остальное оружие - дешевая кустарщина, которой малоизвестные фирмы традиционно пользовались, чтобы привлечь невзыскательного покупателя.
    1. +5
      6 ноября 2023 11:38
      Цитата: Frettaskyrandi
      о котором можно писать отдельную статью.

      Но вряд ли стоит. В Интернете о нем лишь короткая статья. А "Референсиз" у меня не открываются.
      1. +4
        6 ноября 2023 13:51
        В Интернете о нем лишь короткая статья.

        Интересно, как люди писали о чем либо до 1991 года, когда интернета не было?
        Даже представить невозможно, как, к примеру, FREDERICK TODD в 1980 году написал свой трехтомник AMERICAN MILITARY EQUIPAGE 1851-1872 COMPLETE TWO VOLUME SET, который и сегодня является настольной книгой всех тех, кто интересуется американским вооружением этого периода.
        1. +6
          6 ноября 2023 14:33
          Цитата: Frettaskyrandi
          Даже представить невозможно, как, к примеру, FREDERICK TODD в 1980 году написал свой трехтомник AMERICAN MILITARY EQUIPAGE 1851-1872 COMPLETE TWO VOLUME SET, который и сегодня является настольной книгой всех тех, кто интересуется американским вооружением этого периода.

          Живи я в Америке я бы тоже написал. А в СССР книга Стевена Залоги о советской бронетехнике была в спецхране Ленинки и чтобы получить к ней доступ мне пришлось принести бумагу из Главного управления ДОСААФ. А чертежи и ТТХ танкетки Т-27 были на "секретном листе" даже в 1987 году и мне их не дали! Правда, в 1989-ом из НАМИ прислали СИНЬКИ(1) чертежей 1929 года танка Т-24. И я был первый, кто про него подробно написал в Англии и в СССР.
          1. +2
            6 ноября 2023 15:11
            А чертежи и ТТХ танкетки Т-27 были на "секретном листе" даже в 1987 году и мне их не дали!

            А мне в 1981 году половину отчета по практике мухомор из первого отдела плакатным пером замалевал, мотивируя тем, что это секретные данные. На апелляцию, что все переписано из книги, которая в библиотеке на этом же этаже через две двери, верный ленинец невозмутимо отвечал, что у него инструкция, а автора книги в 1937 году он бы расстрелял.
            1. +4
              6 ноября 2023 17:18
              Цитата: Frettaskyrandi
              А чертежи и ТТХ танкетки Т-27 были на "секретном листе" даже в 1987 году и мне их не дали!

              А мне в 1981 году половину отчета по практике мухомор из первого отдела плакатным пером замалевал, мотивируя тем, что это секретные данные. На апелляцию, что все переписано из книги, которая в библиотеке на этом же этаже через две двери, верный ленинец невозмутимо отвечал, что у него инструкция, а автора книги в 1937 году он бы расстрелял.

              Очень знакомо. Впрочем, даже сейчас мало что изменилось! Впрочем, вот неделю подожду и напишу об этом забавный материал!
      2. +1
        6 ноября 2023 14:20
        Но вряд ли стоит.

        Поверьте мне - стоит. Хотя бы в пику тем убогим организмам, которые последнее время размножаются уже и под Вашими статьями об оружии. Раньше ведь такого не было. Как показывает опыт - сорняки могут напрочь заглушить культурные сорта. Не думаю, что Вам будет приятно писать статьи, читатели которых - сплошные миханы.
    2. +1
      6 ноября 2023 11:43
      Резьбы по металлу нет

      Что то это мне до боли знакомое напомнило. Ну, конечно! yes
      "До чего дожили, Елена Станиславовна, резьбу видите ли заказчик хочет. А ее в ресефесерии нет! Нет, и всё!!! "- тоном оперного дьявола сказал Виктор Михайлович Полесов из бывших интеллигентов, по нынешней профессии слесарь- единоличник , а по натуре критикан и кипучий лентяй - "вчера весь город обегал, плашек три восьмых дюйма достать не мог. Нету. Нет! А трамвай собираются пускать!..". Но тут мимо промчался пожарный обоз, и Полесов, взволнованный звуками трубы и испепеляемый огнем любопытства, бросив мадам Боур, помчался за пожарными колесницами. (с)
      laughing
      1. -1
        6 ноября 2023 13:36
        Что то это мне до боли знакомое напомнило.

        Примите обезбаливающее - пенталгин или ибупрофен.
    3. +4
      6 ноября 2023 14:41
      Цитата: Frettaskyrandi
      Существовало (и существует до сих пор) три её вида: плоскостная, обронная и предшествующая отделкой чернением.

      Списал из книги Шокарева (отдел оружия ГИМа), Драгунова и Плотникова (зав. отделом оружия музея Российской армии).
      1. +3
        6 ноября 2023 14:55
        Списал из книги Шокарева
        Кстати, Юрий Владимирович - хороший приятель нашего Морского Кота.
        1. +3
          6 ноября 2023 17:14
          Цитата: 3x3zsave
          Юрий Владимирович - хороший приятель нашего Морского Кота.

          И это было бы отлично, если бы я мог попросить одного, чтобы тот попросил второго, сделать... Но... это так "одалживаться", так напрягать людей в целом... малознакомых, заставлять их на тебя работать без возможности ответить им, отплатить, тем же... увы, но я так не могу. А потому могу лишь пожелать здоровья Коту и порадоваться, что у него есть такой знакомый.
          1. +1
            6 ноября 2023 17:28
            Ну, они оба уже почти 20 лет в ГИМе не работают. А вот выйти на нынешнего хранителя-оружейника Эрмитажа можно попробовать.
            1. +2
              6 ноября 2023 18:13
              Цитата: 3x3zsave
              А вот выйти на нынешнего хранителя-оружейника Эрмитажа можно попробовать.

              С зав. всеми фондами общаюсь, и все вроде хорошо. Но так маятно...С иностранцами проще работать.
              1. 0
                9 ноября 2023 23:23
                Цитата: kalibr
                .С иностранцами проще работать

                На гансру есть участник PAULIUS который работал 20 лет в Рюгере гравером, потом у Тони Галазана, сейчас в "Вестли Ричардс". Знает шесть языков в смысле сойти за местного. На вопрос, что он думает о Клинтоне, он ответил, что "гравировал для него пару ружей". Попросите его написать, он мастер с более чем 30-летним стажем. Был знаком с покойным Тарасюком, который его в Рюгер и устроил.
        2. +2
          6 ноября 2023 19:52
          Взгляд на Шокарева от первого лица:
          "Друзьями большими мы не были, врагами тоже.
          Юрка, на мой взгляд был очень крепким профи в своей теме.
          Холодняк, доспехи, охотничьи ружья, строевой огнестрел до середины 19 века.
          Когда писал статьи о более современном оружии, то не чурался брать консультации у меня.
          Вот с людьми он ладить не умел, и бабы его потом съели. А поддержки в отделе у него не было, я-то сразу написал заявление на расчёт,
          когда узнал, что Илья Абрамзон увольняется, знал, что с Юркой мы не сработаемся. Да и время тогда было такое, мне нужно было ​
          зарабатывать деньги, а на музейной зарплате кормить семью было как-то не очень.
          Не знаю, если бы я там остался, может и Юрка бы тоже не ушел. Не знаю..."©
      2. +4
        6 ноября 2023 15:01
        Списал из книги Шокарева (отдел оружия ГИМа), Драгунова и Плотникова (зав. отделом оружия музея Российской армии).

        При всем моем к ним уважении - они не специалисты в области художественной обработки металлов. Я в таких случаях предпочитаю узкоспециальную литературу по профилю, например - Шнейдера, а не вторичные источники.
        1. +3
          6 ноября 2023 17:10
          Ну, во-первых, могли и научиться чему-то и в этой области, раз занимаются этим и пишут. Откуда-то они это тоже переписали. И - да, проверять по спец.книгам это самое то, но... требует времени. А тут - сослался на книгу, стр. и любое (любое!) издательство от тебя сегодня отстанет. Опять же... скорее всего надо, как Вы пишите. Да. Но только сейчас так у нас никто не делает. Быть первым на этом пути не хочется. Время жизни уж больно ограничено!
  7. +6
    6 ноября 2023 10:49
    А у меня симпатышность больше к золотишку ! Если обладатель такого золотишка окажется где-либо без грошей,то сможет "свою гордость" использовать "и так,и эдак" !


    1. +4
      6 ноября 2023 11:22
      Цитата: Nikolaevich I
      А у меня симпатышность больше к золотишку !

      Будет и про это!
    2. +3
      6 ноября 2023 14:00
      А как же женераль Чарнота, со своим :" Штаны продам, всё продам, только не револьвер ! " request
  8. +4
    6 ноября 2023 11:08
    Причём выполненный на металле в технике травления узор был внешне очень похож на ту же самую гравировку. Только вот техника тут была куда более производительная, поэтому-то оружейники и начали её применять. Суть технологии заключалась в нанесении на поверхность металла разогретой пасты, состоявшей из воска, битума и древесной смолы. Разумеется, хранили её точный состав и пропорции в секрете, но в принципе смеси данных ингредиентов было достаточно. А потом изделие погружали в кислоту (или смесь кислот), отчего на его поверхности образовывалась вытравленная канавка.

    Как обычно, не без косяков.
    Суть травления, не в нанесении "секретной пасты" - в ней нет абсолютно ничего секретного, а в том, что по нанесенному покрытию процарапывается рисунок и те места, где металл становится открытым, взаимодействуют с кислотой и травятся.
    Понятно, что резать штихелем металл сложнее, чем процарапать шилом воск.
    1. +4
      6 ноября 2023 11:20
      Цитата: ИванИванычИванов
      процарапывается рисунок и те места, где металл становится открытым, взаимодействуют с кислотой и травятся.

      Да, эта фраза оказалась пропущена. Хорошо, что Вы так внимательны при прочтении.
  9. +5
    6 ноября 2023 13:13
    Вот к чему такое? Не перевариваю украшения на огнестреле , неровно дышу к ТТ , как образцу утилитарности . Исключение английские приклады из хорошего ореха с невычурной , скупой (но со вкусом) резьбой . А вот холодное оружие наоборот- оч. нравится в богато и искусно украшеном виде , не в щерб качествам стали ( это первоместно) . Прям оружейное раздвоение какое то request
    Вячеслав Олегович , спасибо . Ваши огнестрельные статьи всегда радуют , как впрочем и остальные . Где''Алфавит редких револьверов и немножко пистолетов'' ?.
    1. +5
      6 ноября 2023 14:12
      неровно дышу к ТТ , как образцу утилитарности


    2. +5
      6 ноября 2023 14:26
      Цитата: КВУ-НСвД
      Где''Алфавит редких револьверов и немножко пистолетов'' ?.

      Пока у меня в голове. Не все так быстро, как хотелось бы. Сейчас вот написалось продолжение про украшенные пистолеты, дописывается статья по Средневековью - как же без него. Ведь прежде чем писать надо найти, перевести, прочитать.
      1. +4
        6 ноября 2023 14:51
        дописывается статья по Средневековью -
        "Это просто праздник какой-то!"(с)
        1. +4
          6 ноября 2023 17:04
          Цитата: 3x3zsave
          дописывается статья по Средневековью -

          Да, Антон, повезло. Нашел в Нац. библиотеке Франции одну книгу из собрания Жана, герцога Беррийского, а в ней прекрасные иллюстрации. Конечно, о содержании текста к которому они привязаны можно только гадать, но то, что они изображают уже интересно. Жаль, не мог я их вставить в книгу "Блестящее Средневековье". Теперь вся надежда на два ее продолжения. Только что окончил ее, сижу еще раз пялюсь в картинки... Красиво. Впрочем, увидите.
          1. +1
            6 ноября 2023 17:17
            Конечно, о содержании текста к которому они привязаны можно только гадать,
            А что за книга, Вячеслав Олегович? Поделитесь ссылкой, может смогу чем-то помочь...
            1. +2
              6 ноября 2023 18:16
              Цитата: 3x3zsave
              может смогу чем-то помочь...

              Смысла нет, Антон. Книга "История Александра Македонского" написанная в римское время и переведенная,переписанная и иллюстрированная для герцога Жана. Там весь смысл в картинках! В картинках - как источнике наших знаний о Ср.веках.
              1. +4
                6 ноября 2023 19:08
                Книга "История Александра Македонского" написанная в римское время и переведенная,переписанная и иллюстрированная для герцога Жана.

                Автор - Квинт Курций Руф?

                1. +2
                  6 ноября 2023 19:31
                  Тут вероятно стоит заметить, что сам Руф - личность полулегендарная.
                  1. +3
                    6 ноября 2023 19:42
                    Тут вероятно стоит заметить, что сам Руф - личность полулегендарная.

                    А его Historia Alexandri Magni - полуфантастическая.
                    1. 0
                      6 ноября 2023 20:36
                      Хммм... Простим авторам их экскурсы в фантастику? Ибо, где мы были, когда бы не романтики?
                    2. +1
                      6 ноября 2023 21:12
                      С того и повелась "фолькхистори".
              2. +1
                6 ноября 2023 19:18
                "История Александра Македонского"
                В принципе, ожидаемо.
                1. +2
                  6 ноября 2023 19:23
                  Если этот перевод, то он создан для короля Франции Филиппа IV.
          2. +3
            6 ноября 2023 17:39
            Да, Антон, повезло. Нашел в Нац. библиотеке Франции одну книгу из собрания Жана, герцога Беррийского, а в ней прекрасные иллюстрации

            Неужели до Les Très Riches Heures du duc de Berry добрались?

            1. +1
              6 ноября 2023 17:50
              Конечно, о содержании текста к которому они привязаны можно только гадать,
              Не думаю, что можно сомневаться в содержании часослова, пусть и со светскими иллюстрациями.
              1. +1
                6 ноября 2023 17:59
                Возможно автор какую то другую книгу нашел. Это же я так, первое, что пришло на ум, написал.
            2. +3
              6 ноября 2023 18:18
              Как раз о "Прекрасном часослове" не писал только что ленивый. Я тоже писал, кстати. Другая книга. Новизна текста статьи 97% по Адвего Плагиатус.
  10. +4
    6 ноября 2023 13:28
    Что не говори, а красавцы. Но разрази меня гром :если это улучшило оружие. Что "облегчало" карман" - к бабке не ходи
  11. +4
    6 ноября 2023 18:19
    Я тебя застрелю из красивого пистоля... Если пуля из злата долетит до тебя.

    Вячеслав Олегович! Спасибо за интересный материал и множество фотографий!
    Для меня избыточность украшений личного оружия остаётся непонятной. Инкрустация, костяные накладки в размер деревянным, кожа крокодила вместо бычьей кожи... Это показатель состоятельности владельца.
    Но то, что на фото в заголовке... Это ж почти как боёк подпилить, но что бы он иногда до капсуля дотягивался.
    Может я не прав?
    1. 0
      9 ноября 2023 23:32
      Цитата: Fangaro
      избыточность украшений личного оружия остаётся непонятной

      Для начала, мелкий частый узор rose and scroll на ружье как бы был резервуаром для смазки, которая из канавок гравировки расползалась по остальной поверхности, чуть замедляя ржавление.
      Гравировка служила чуток защитой от кражи - принесшего в ломбард ружье с монограммой кого-то известного просто хватали до выяснения.
      Наоборот ценным подарком, от правителя подданным, который был не передариваем и не продаваем. (см выше)
      В 19 веке часто погибшего охотника по монограмме на ружье и опознавали.
      Визуальное противопоставление охотничьего оружия боевому или "солдатскому".
      Сюжет нес и различительный смысл для слуг, особо для неграмотных - если попросили принести ружье на фазана, то слуга понимал, что тяжеленный штуцер с рисунками слонов нужно оставить в шкафу. (замечу что "порнографическое" ружье заказал Хью Хефнер в подарок Биллу Клинтону, фото его ищите сами, тут за них забанят)
  12. +3
    6 ноября 2023 22:02
    Вячеслав Олегович, а не можете дать ссылку на вот этот способ золочения стали: "Ведь для этой цели долгое время использовался кузнечный метод или «золочение через огонь», когда изделия из железа покрывали пастой из золота, растворённого в ртути, после чего нагревали на огне. Ртуть испарялась (и этими парами мастеру, как ни старайся, приходилось дышать), а золото соединялось с железной основой. "
    Паста из золота с растворенной ртутью - это амальгама, те в ртути растворяется ряд металлов в том числе и золото. При огневом золочении чаще всего использовали медь как основу для нанесения золотого покрытия. Причина в том, что медь также растворяется в ртути, поэтому после выпаривания ртути достигается не просто адгезия слоев, но и проникновение золота в поверхностный слой меди. В случае пары железо-ртуть амальгамы не образуется, нормальной адгезии при испарении золотой амальгамы на поверхности железа не добиться. Возможно упущены операции по формированию подслоя меди на поверхности железа? Такая технология используется при гальваническом золочении или серебрении железа, иначе пленка покрытия отвалится, слишком разные характеристики металла. Кстати, гальваническое золото в покрытии получается рыхлым и непрочным - чистое золото мягкое. Только последнее время научились делать устойчивые к истиранию гальванические покрытия из золота.
    1. +1
      8 ноября 2023 08:00
      Не могу Вам ничего сообщить такого, чего бы Вы не знали. Есть золоченые доспехи. Понятно, что золотили "горячим способом", а как - кто знает?
    2. 0
      9 ноября 2023 19:53
      Возможно упущены операции по формированию подслоя меди на поверхности железа?

      Совершенно правильно. Упущена.
    3. 0
      9 ноября 2023 19:53
      Возможно упущены операции по формированию подслоя меди на поверхности железа?

      Да, упущена.
  13. +2
    5 декабря 2023 04:03
    В7 привет из Аргентины
    Мне подарили револьвер Lefaucheux 1870 года примерно. 9 мм. Насколько я понял, этот револьвер был сделан для почты Сибири, для почтальонов.