Перспективная БРМ для французской армии – EBRC Jaguar

23
Перспективная БРМ для французской армии – EBRC Jaguar
БРМ EBRC Jaguar на тестовой трассе


В настоящее время сухопутные войска Франции реализуют крупную программу перевооружения и переходят на новые образцы легких и средних боевых бронированных машин разных классов. Так, в сфере боевых разведывательных машин перевооружение осуществляется за счет нового изделия EBRC Jaguar. Эта БРМ построена с применением новых компонентов и технологий, которые позволили повысить все основные характеристики.



Совместная разработка


В декабре 2014 г. министерство обороны Франции запустило перспективную программу Scorpion. Ее целью являлось создание нескольких новых образцов техники, в т.ч. бронетранспортера VBMR Griffon и разведывательной машины EBRC (Engin Blindé de Reconnaissance et de Combat) Jaguar. Эти изделия должны были поступить на вооружение не позднее 2020 г. и постепенно заменить имеющиеся в войсках устаревшие машины AMX-10RC и ERC-90.

Разработка двух проектов была поручена консорциуму в составе компаний Nexter Systems (ныне часть KNDS), Renault Trucks Defense и Thales. Проектные работы по двум бронемашинам оценили в 752 млн евро. По условиям подписанных контрактов, компания «Некстер» должна была осуществлять общую координацию проекта, а также разрабатывать корпуса и защиту техники. «Рено» должна была создать силовую установку и ходовую часть, а Thales отвечала за электронную составляющую проекта.

Целью проекта EBRC Jaguar являлось создание средней по массе разведывательной машины, имеющей высокие характеристики подвижности, защиты и огневой мощи. Для этого предлагалось использовать современные технологии и компоненты. Из-за этого Минобороны Франции позже назвало «Ягуар» самым сложным образцом техники локальной разработки.

Также заказчик хотел сократить расходы по программе «Скорпион» в целом. Согласно изначальному заданию, стоимость машины EBRC Jaguar не должна была превышать 1 млн евро. Для этого требовалось унифицировать два перспективных образца и принять другие меры. Так, БТР Griffon должен был на 70% состоять из деталей Jaguar. Впрочем, сократить стоимость готовой БРМ до требуемого предела не удалось, и она продолжала расти.


Несмотря на все трудности и ограничения, проект Jaguar был выполнен всего за несколько лет. В 2016-17 гг. Nexter Systems вместе с другими исполнителями построила первые опытные образцы «Ягуара» для проведения испытаний. Проверки техники на полигоне продолжались до 2020-21 г., и прототипы справились с поставленными задачами. По итогам испытаний две новые бронемашины получили рекомендацию к принятию на вооружение.

В процессе перевооружения


Начиная со старта проекта «Скорпион», французские официальные лица неоднократно говорили о необходимости закупки большого числа машин двух нового типа. При этом точные числа сначала не оглашались, а затем стали меняться в сторону увеличения. В 2020 г. объявили окончательные планы – армия Франции собиралась заказать 300 машин EBRC Jaguar и более 1870 VBMR Griffon.

В апреле 2017 г. Минобороны Франции разместило первый заказ на серийное производство техники нового поколения. В него включили 20 БРМ Jaguar и ок. 320 БТР Griffon. В сентябре 2021 г. появился еще один контракт на 42 «Ягуара» и 270 «Грифонов». На выполнение этих заказов планировали потратить несколько лет, и после этого будут размещены новые.

Следует напомнить, что в техническом задании 2014 г. стоимость серийной БРМ Jaguar ограничивалась 1 млн евро. По мере разработки, предполагаемая цена техники постепенно росла, и заказчик был вынужден снять ограничения. В итоге в двух контрактах на серийное производство стоимость одной бронемашины достигает 5-6 млн евро.

По известным данным, с 2020 г. и до настоящего времени французская армия получила не менее 25-30 боевых разведывательных машин EBRC Jaguar. Они поступили в несколько подразделений армии и заменили в них старые изделия ERC-90. Этот процесс будет продолжаться и в будущем, пока все соответствующие подразделения и части не получат современную технику.


Первый испытательный пуск ракеты Akeron MP, май 2021 г.

Еще на стадии разработки новая французская БРМ заинтересовала армию Бельгии. В результате этого к концу 2018 г. появился договор о поставке техники семейства Scorpion на сумму ок. 1,5 млрд евро. Бельгийская армия хочет 60 новых импортных БРМ и ок. 380 унифицированных БТР. С помощью французских «Ягуаров» заменят имеющиеся броневики ATF Dingo.

По условиям контракта, французские предприятия будут изготавливать основные агрегаты и отправлять их в Бельгию. Окончательная сборка будет происходить на предприятиях заказчика. Первую партию техники бельгийская армия получит в 2025 г. В 2026-м начнутся поставки французских ракет Akeron MP для использования на новых БРМ.

На новых решениях


EBRC Jaguar представляет собой боевую бронированную машину на колесном шасси, предназначенную для решения нескольких задач. Прежде всего, это ведение разведки – патрулирование и рейды по заданным районам с целью поиска тех или иных объектов. При необходимости, БРМ может самостоятельно поразить найденную цель с применением разных огневых средств. Кроме того, «Ягуар» может использоваться для сопровождения пехоты, конвоев и т.д.

Машина построена на основе корпуса с передним расположением отделения управления, центральным боевым отделением и кормовым моторным отсеком. Корпус характерной формы сваривается из алюминиевых деталей и оснащается накладной броней. Такая защита выдерживает 14,5-мм пули, осколки 155-мм снарядов или подрыв 10 кг ТНТ под колесом или днищем, что соответствует уровню 4 стандарта STANAG 4569.

Защита БРМ усилена за счет нескольких дополнительных систем. На борту имеются датчики обнаружения пусков ракет и 14 дымовых гранатометов для противодействия управляемым вооружениям. Против радиоуправляемых взрывных устройств используется бортовая станция постановки помех.


В корме корпуса находится дизельный двигатель мощностью 500 л.с. Использована автоматическая трансмиссия с раздачей момента на все колеса. Подвеска – гидропневматическая с возможностью управления клиренсом. Ключевые агрегаты силовой установки и ходовой части заимствованы у коммерческих грузовиков.

При боевой массе 25 т, EBRC Jaguar имеет высокие ходовые характеристики. Максимальная скорость на шоссе достигает 90 км/ч, запас хода – 800 км. Обеспечивается передвижение по бездорожью и пересеченной местности с препятствиями.

«Ягуар» несет полноразмерную башню с вооружением и различным оснащением. Передняя часть колпака и боковые отсеки отданы под размещение вооружений и необходимой аппаратуры. В центре находятся рабочие места и люки двух членов экипажа. Из-за установки различных систем и устройств башня имеет большие габариты и характерный внешний вид.

Основным оружием БРМ является 40-мм автоматическая пушка СT40 от CT International. Орудие использует телескопические выстрелы 40х225 мм и оснащено поворотным казенником для их приема. Все это уменьшает размеры орудия и системы боепитания при достижении высоких огневых качеств. В боекомплект орудия войдут несколько типов снарядов – осколочный, воздушного подрыва, бронебойный и т.д. Конструкция орудийной установки позволяет вести огонь с углом возвышения до 45°.

Слева на крыше башни помещен боевой модуль с пулеметом калибра 7,62 мм. На правом борту расположена выдвижная пусковая установка под управляемые ракеты Akeron MP (ранее MMP). Дальность пуска – до 5 км.

Все вооружения боевой машины контролируются единой цифровой системой управления огнем. Она включает панорамный командирский прицел и прицел наводчика, направленный вперед. Оба прибора имеют дневной и ночной канал, а также лазерный дальномер. Для контроля за результатами стрельбы используется локатор Metravib Pilar V. Приборы сопряжены с баллистическим вычислителем, имеющим ряд необходимых функций. Предусматривается собственная метеостанция и т.д.


Экипаж БРМ Jaguar состоит из трех человек. Водитель располагается в отделении управления в носовой части корпуса. Его место сверху прикрыто небольшой рубкой с развитым остеклением и хорошим обзором. Командир и наводчик-оператор находятся внутри боевого отделения и попадают в него через люки башни. Для них предназначены автоматизированные рабочие места с дистанционным управлением практически всеми процессами.

В рамках всех новых проектов, включая «Скорпион», французская армия уделяет большое внимание развитию систем связи и управления, а также т.н. сетецентрическим технологиям. Вследствие этого «Ягуар» сможет обмениваться большими объемами данных с другими боевыми машинами, подразделениями или вышестоящими командирами. Это должно повысить эффективность процесса разведки и дать иные преимущества.

Техника будущего


Таким образом, в рамках программы Scorpion Франция разработала и довела до серийного производства новую боевую разведывательную машину, при помощи которой в отдаленном будущем планирует обновить парк армии и заменить устаревшие образцы. К настоящему времени построили ок. 30 изделий EBRC Jaguar, что составляет порядка 10% от планируемого количества. Тем не менее, производство продолжится и имеет все шансы выполнить план в 300 бронемашин.

Проект «Ягуар» представляет интерес с технической точки зрения. Он показывает, как должна выглядеть перспективная БРМ по мнению французской армии. Эту машину выполнили на оригинальном шасси, построенном, однако, на доступных коммерческих агрегатах. Использовали развитый комплекс защиты, включающий не только броню, но и дополнительные средства. Комплекс вооружений выполнили на основе перспективного орудия с особыми возможностями и дополнили ракетами. Также особое внимание уделили бортовой электронике разного назначения.

Боевая разведывательная машина такого облика справилась с испытаниями и устроила заказчика. Это показывает ее соответствие техническим требованиям и условиям предполагаемой эксплуатации. Впрочем, ввиду малого количества и недавнего начала службы изделия EBRC Jaguar еще не успели в полной мере показать себя и проявить сильные и слабые стороны. Правильно ли французская армия оценила этот образец, покажут только время и опыт.
23 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +3
    7 ноября 2023 04:31
    Колесная формула - 6Х6 вызывает сомнение. Машина изначально перегружена. Больше подходит для войн в пустыне и степи (народе монгольской).
    1. +2
      7 ноября 2023 10:43
      Экономия на 4й оси - сомнительна.....Мощность позволяет, вес не маленький, почему не поставить 4ю ось?
      1. -2
        7 ноября 2023 12:49
        На трёх осях, задняя с подруливанием, что дает свои преимущества по сравнению с четырехосной схемой. В конце концов, наш броневик КАМАЗ-63969 РХМ-9 тоже выполнен по подобной схеме.
        Или трансмиссия должна быть как у БТР-90, ещё и с разворотом "по танковому".
        1. -1
          7 ноября 2023 14:09
          Есть разница для техники, которая ездит по дорогам и вне дорог. На территории ЛДНР наглядно демонстрируют МРАП и БТР-4 (89) это дело. Там и 4х4 и 6х6 и 8х8
  2. -1
    7 ноября 2023 05:28
    Самое то гонять туземцев по пустыеям. В противостоянии с любой более менее боеспособной армией время жизни на передке пару часов у этого тарантаса.
  3. +1
    7 ноября 2023 05:52
    Очередная реинкарнация "Панара" для борьбы с туземцами. Вот только туземцев у Франции все меньше и меньше, а амбиции все больше и больше.
    1. -6
      7 ноября 2023 06:06
      ну для гоняния туземцев машина стоимостью 5-6 миллионов евро дороговата, она создана для распила бабла и только, ну и конечно колесная база слабовата по проходимости, если машину позиционируют как разведывательную, она все же должна съезжать и на поля с асфальта , может если башню переставить на другое шасси хоть бы и гусеничное получится что то боле менее приличное
    2. +5
      7 ноября 2023 08:15
      только туземцев у Франции все меньше и меньше
      - полно туземцев, только уже в самой Франции
      1. +2
        7 ноября 2023 14:54
        Смех смехом,, а, глядишь, с ними и придется воевать
  4. -4
    7 ноября 2023 06:08
    мне кажется проходимость у этой машины будет на порядок хуже даже у ихз опозорившихся на украине а.м.икс,- 10
  5. +2
    7 ноября 2023 07:20
    Францы пошли своим путем развивая колесное направление. Большая скорость, громадный ресурс (привет гусли), унификация и ремонтопригодность. Считаю их колёсную технику лучшей.
    1. +2
      7 ноября 2023 10:50
      (привет гусли)


      Оно прекрасно и красиво, но , как минимум, должно быть на двух тележках. Гусли и колеса. Шведский подход мне кажется в условиях 404 лучше.
  6. -2
    7 ноября 2023 11:10
    Не успев появиться, уже старела машинка. Современным требованиям не соответствует.
    1) Актуальная БРМ должна быть платформой для дронов разведки, и, возможно, поражения. Один из дронов обязан быть с питанием и управлением через кабель, с возможностью применения на ходу, для невидимости средствами РТР.
    2) Пушка + системы обзора и наведения должны обеспечивать автоматическое обнаружение и поражение, как минимум, малоразмерных и малоскоростных дронов, а так же ПТУР. Причем, обязательно, должен быть такой функционал без РЛС (полноценная РЛС слишком громоздка и дорога, а так же в целях скрытности от РТР).
    3) Нужна дешевая и компактная РЛС, но не для задач ПВО (очень дорогая и громоздкая), а для контроля территории со своей стороны ЛФ, для обнаружения движущихся объектов, ака люди в лесу.
    4) Должна быть система РТР, как для общих целей разведки и перехвата сообщений, так и обязательно для обнаружения активных каналов управления дронами и их геопозиционирования (чтобы избегать обнаружения)
    5) Должна быть РЭБ глушения каналов управления вражеских дронов (для скрытого поражения дронов из замаскированной позиции, для последнего шанса при промахе пушки)
  7. 0
    7 ноября 2023 11:39
    Недостатки ( навскидку) - габариты . гидропневматическая подвеска ' малый угол возвышения пушки , мехвод ''под стеклом'' . Достоинства - хорошая связь, передача данных , сетецентрика , запас хода и скорость , ситуационная осведомлённость , неплохая минная защита . Вывод - слишком громоздка для разведмашины , подвеска плохо перенесёт большое кол-во осколков, остекление для мехвода просто умиляет . Слишком дорогая игрушка . Патрульник для миротворцев и учений . Не для боя . Ну и шесть лямов за это? Я б не купил
  8. +1
    7 ноября 2023 14:06
    Лягушатники все своими АМХ10 бредят.
  9. ASM
    +1
    7 ноября 2023 17:04
    Ужас какой. Такой монстр в качестве разведывательной машины нежизнеспособен. Ну а вообще, логика франков уже давно стала притчей во языцах. Вечно они придумывают "колесные танки", которые для войны не годятся.
    1. +2
      20 ноября 2023 21:32
      В Тундре имбует.

      Текст Вашего комментария слишком короткий и по мнению администрации сайта не несёт полезной информации.
  10. +3
    7 ноября 2023 18:56
    ДОРОГО. Такие цены за колёсную слабо бронированную технику - слов нет!
  11. +1
    15 декабря 2023 10:41
    Цитата: Грац
    ну для гоняния туземцев машина стоимостью 5-6 миллионов евро дороговата, она создана для распила бабла и только, ну и конечно колесная база

    Вот, вот!
    А вообще, в каждом деле, самое главное, вовремя остановится.
    Чрезмерное совершенство делает любую технику слишком дорогой для массового производства и, тем более, для массового применения.
    В результате, в случае серьезной заварухи разведчики будут рассекать на пикапах, потому, что их много и стоят копейки и погибнет разведчиков из-за этого тоже много.
  12. +1
    15 декабря 2023 10:42
    Цитата: Грац
    ну для гоняния туземцев машина стоимостью 5-6 миллионов евро дороговата, она создана для распила бабла и только, ну и конечно колесная база

    Вот, вот!
    А вообще, в каждом деле, самое главное, вовремя остановится.
    Чрезмерное совершенство делает любую технику слишком дорогой для массового производства и, тем более, для массового применения.
    В результате, в случае серьезной заварухи разведчики будут рассекать на пикапах, потому, что их много и стоят копейки и погибнет разведчиков из-за этого тоже много.
  13. +1
    15 декабря 2023 10:44
    Цитата: Коте пане Коханка
    Колесная формула - 6Х6 вызывает сомнение.

    Да ещё и неравное расстояние между осями.
  14. +1
    30 декабря 2023 18:29
    А где средства для борьбы с малыми бпла? Надеюсь, это не 7,62 мм пулемет.
  15. 0
    23 марта 2024 18:45
    Тот же амх по сути, только с авто пушкой. Нам тоже нужно на БМП менять пушку со 100мм на 57мм