Безумная одиссея экипажа «Микояна»

51
Безумная одиссея экипажа «Микояна»

Сегодня мы поговорим не столько о корабле, сколько о людях, составляющих экипаж этого корабля. Именно от экипажа зависит, насколько эффективным будет корабль. Примеров в морской истории, когда струсивший или растерявшийся экипаж вместе с командиром отправлял корабль на дно морское. Русский крейсер «Изумруд», немецкий рейдер «Граф фон Шпее», линкор «Бисмарк» - это как раз примеры, когда экипаж практически гробил боеспособный корабль по тем или иным причинам.

Но у нас сегодня пример совершенно иного характера. Пример даже не безумной храбрости, как это иногда называют в книгах, нет. Как раз безумная храбрость ведет к появлению героев, которым ставят памятники. Мертвым героям. А в нашем случае ВСЕ участники остались мало того, что живы и здоровы, мало того, что выполнили задание Родины, так весь вопрос в том – КАК они это сделали.



Но пойдем в историю, как всегда, не спеша и по порядку. А порядок требует того, чтобы был задан вопрос: а знаете ли вы, уважаемые читатели, чем отличается ледокол, скажем, от эсминца?

Все скажут – задачами, и будут абсолютно правы. Ледокол – это совершенно иной класс судов, который отличается первым делом формой корпуса. Такой нет ни у какого другого класса судов, корпус ледокола весьма специфический: лыжа для выползания на лед и очень округлые обводы, чтобы бултыхаться во льдах без повреждений о кромки.

Второе отличие – это мощность машин. Она весьма высока, поскольку ледоколу приходится действовать в сложных условиях ледовой обстановки.

Третье отличие – наличие нескольких электростанций, которые обеспечивают энергией большие насосы, которые перекачивают воду из дифферентных цистерн нос-корма и левый-правый борт. Это необходимо для раскачивания ледокола, чтобы он более легко выходил на лед.

Естественно, ледоколы не отличаются умеренным аппетитом (мы, естественно, говорим об угольных и нефтяных, время атомных на момент описываемых событий еще не настало) и быстротой хода.

Наш герой, линейный ледокол проекта 51 («Иосиф Сталин») был заложен в Николаеве на заводе имени Андре Марти. Сегодня это Черноморский судостроительный завод в ноябре 1935 года под названием «Отто Юльевич Шмидт». Но поскольку другие три ледокола проекта были названы «И. Сталин», «В. Молотов», «Л. Каганович», то корабль переименовали в «А. Микоян».


Для своего времени ледокол «А. Микоян» был современным судном. Усиленные борта, второе дно по всей длине, системы борьбы за живучесть по последнему слову советской техники. На борту имелась весьма прилично оборудованная в плане станочного парка, мастерская, с полным комплектом станков, позволявшая производить любые ремонты в условиях Северного морского пути, где, как известно, с доками и рембазами не очень.

Весьма приличными были и условия для экипажа: каюты на два и четыре человека, максимально механизированный камбуз, библиотека, кинозал, душевые и баня. Естественно, имелся и лазарет с небольшой операционной.

Отдельно нужно было сказать о просто шикарном наборе радиостанций, которые позволяли из Ленинграда передавать радиограммы «Микояну» на Черное море и «Сталину» на Белое.

«Микоян» был спущен на воду в 1938 году, введен в эксплуатацию в 1941 году.


Водоизмещение 11 242 тонны, длина 106,7 м, ширина 23,2 м.
Осадка 9,0 м носом и 9,15 м кормой.
Двигатели 3 по 3 300 л. с., каждый крутил свой винт.
Максимальная скорость хода 15,5 узлов, автономность плавания 6 000 миль ходом в 10 узлов.
Экипаж 138 человек, большую часть которых составляли машинисты и кочегары.

Как уже было сказано, в эксплуатацию «Микояна» ввели в 1941 году на Черном море. И практически сразу началась война, ледокол не прошел даже государственных испытаний, как его переоборудовали во вспомогательный крейсер прямо на Николаевском заводе.


Командиром корабля был назначен капитан 2 ранга Сергей Михайлович Сергеев (Ростовцев-Слепнёв).


В состав экипажа, сформированного из краснофлотцев и старшин, добровольно вошли рабочие заводской сдаточной команды, продолжавшие наладочные работы.

«Микояна» вооружили тремя 130-мм установками башенного типа Б-11, установили четыре 76-мм орудия и четыре 12,7-мм пулемета ДШК. Если бы не скорость хода, то «Микоян» по вооружению почти не уступал эсминцам-«семеркам» Черноморского флота.

И в сентябре 1941 года «Микоян» включили в отряд кораблей северо-западного района Черного моря, который в составе крейсера «Коминтерн», эсминцев «Незаможник» и «Шаумян» отправился для оказания огневой поддержки защитникам Одессы.


Совместно с другими кораблями «Микоян» неоднократно обстреливал наступающие немецкие и румынские войска, отбивал атаки вражеской авиации и расчетами корабля были сбиты два немецких самолета.

Кстати, именно на «Микояне» впервые применили 130-мм орудия для стрельбы по воздушным целям. Бывшие работники завода имени Марти смогли прорезать броневые щиты орудий, которые не брал автоген при помощи электрических сварочных аппаратов и увеличить тем самым подъем стволов. Инициативу командира БЧ-5 Юзефа Злотника воплотил Николай Назаратий, сварщик завода Марти.

И в таких условиях проявились ценные качества «Микояна». Маневренность корабля превышала возможности эсминцев, про крейсера можно было не говорить. Ледокол крутил такие зигзаги, что военные моряки диву давались, как стометровый корабль разворачивался «на пятке». А три винта, пущенные реверсом назад очень быстро останавливали корабль, шедший полным ходом в 12 узлов.

В боях под Одессой, в отличие от старших кораблей, «Микоян» не получил ни одного попадания бомбой или торпедой.

В октябре «Микоян» перебрасывал в Новороссийск личный состав и 36 морских дальнобойных орудий, тех самых, что потом встали на батареях под городом. Его краны прекрасно справились с этой задачей, ведь 100-мм и 130-мм морские орудия весили весьма немало. Из осажденного Севастополя на «Микояне» вывезли «Панораму обороны Севастополя» и несколько тысяч раненых бойцов.

В ноябре 1941 года на «Микояне» на некоторое время разместился штаб флота.

Но когда корабль пришел на ремонт в Поти, командир корабля получил странный приказ: полностью разоружить корабль. Экипаж не оценил, но приказ есть приказ, и за пять дней артиллерия и пулеметы были сняты с корабля, а расчеты и командиры БЧ списаны на берег.

Вспомогательный крейсер «А. Микоян» снова стал линейным ледоколом. Дальше пришлось сдать все личное оружие, командир корабля Сергеев отстоял 9 пистолетов для офицеров и одно охотничье ружье.

Дальше началась работа с экипажем. Все члены «Микояна» прошли самые тщательные проверки в контрразведке, некоторые были отстранены от службы и на их место прибыли другие люди. Военную форму сдали на склад и взамен получили гражданскую одежду. Всем морякам были выданы мореходные книжки (паспорт моряка). Далее был спущен военно-морской флаг и поднят флаг гражданского флота. Команда тихо терялась в догадках, поскольку, как обычно, никто никому ничего не объяснял.

Все стало ясным и понятным, когда капитана 2 ранга Сергеева вызвали в штаб флота и поставили перед ним следующую задачу: перегнать ледокол вместе с тремя танкерами («Сахалин», «Варлаам Аванесов», «Туапсе») на Север. Государственный комитет обороны принял такое решение, потому что необходимо было увеличивать грузопоток ленд-лиза по Северному Морскому пути, а на Черном море новенькому ледоколу делать было нечего.


Был в этом задании большой минус: тоннаж кораблей не позволял произвести проводку по внутренним речным маршрутам, поэтому переход был запланирован через Средиземное море, затем через Суэцкий канал в Индийский океан, потом через Атлантику и Тихий океан на советский Дальний Восток и дальше на Русский Север.

И вторая неприятная компонента: так как путь советских кораблей лежал через Босфор и Дарданеллы, которые контролировала Турция, которая соблюдала нейтралитет, то даже наличие пары малокалиберных орудий на палубе гарантировано закрывало проход нашим кораблям. А Средиземное море на тот момент практически контролировали немцы и итальянцы, захватившие Грецию и весь Греческий архипелаг.

25 ноября 1941 года в 3 часа 45 минут конвой в составе ледокола, трёх танкеров, лидера «Ташкент» и эсминцев «Сообразительный» и «Способный» вышел из Батуми и направился к турецким проливам. На подходе к турецким водам боевые корабли покинули конвой и дальше ледокол и танкеры шли самостоятельно.

В Турции проблем не было, так как ничего предосудительного или запрещенного на кораблях не имелось. На борт «Микояна» поднялись советский военно-морской атташе в Турции капитан 2 ранга Родионов и помощник английского военно-морского атташе капитан-лейтенант Роджерс. Капитану 2 ранга Сергееву была поставлена задача следовать в порт Фамагуста на Кипре, который находился под контролем британцев.

Однако тут британцы сделали первую подлость: сообщили, что не смогут обеспечить конвоирование советских судов, так как понесли большие потери от немецкой авиации и свободных кораблей в наличии не имеется. Было принято решение распустить конвой и каждое судно должно было следовать на советский Дальний Восток самостоятельно, соблюдая максимальную скрытность и неопределенность курса.

Особая инструкция, полученная Сергеевым гласила, что в случае угрозы корабли следует уничтожать любым доступным способом, топить или взрывать, экипажу в плен не сдаваться.

В ночь на 30 ноября «Микоян» предпринял прорыв. Необходимо было максимально скрытно покинуть турецкий берег, что сделать было непросто: тот же танкер «Варлаам Аванесов» турки поставили на якорь напротив германской морской миссии.

В полной темноте, без локаторов и даже без лоцмана – проход в проливах днем был делом непростым, а что говорить о темном времени суток? Но в экипаже «Микояна» был козырь – капитан-инструктор И.А. Боев, знакомый с проливами. Он встал к штурвалу и провел корабль за Дарданеллы.

Выйдя в Эгейское море, «Микоян» самым полным ходом (это около 14 узлов) пошел на юг. Днем корабль встал на якорь возле острова неподалеку от Лесбоса и наши моряки могли наблюдать за суетой на итальянской военно-морской базе Митилини. К ночи снова пошел дождь, видимость ухудшилась, что играло на руку советским морякам. Погода помогла ледоколу пройти незамеченным мимо острова Самос, где тоже была итальянская база.

Вообще нашим очень сильно повезло, что море в этом районе контролировали итальянцы, у которых не имелось столько радаров, как у немцев и которые не отличались четкой службой. Но на третью ночь установилась ясная погода, плюс полнолуние. А идти нужно было в районе Родоса, на котором находилась самая большая военно-морская база итальянцев в районе. Плюс на острове базировались самолеты Люфтваффе, которые летали с Родоса бомбить Суэцкий канал и Александрию. Опасное место.

3 декабря «Микоян» вошёл в пролив между турецким берегом и островом Родос и направился к небольшому островку Кастеллоризо, за которым открывались просторы Средиземного моря.


Ледокол был обнаружен. Его заметили с патрульного гидросамолета, совершавшего облет района. Самолет несколько раз облетел «Микояна», видимо, пытаясь понять, что это за корабль и куда он следует. Когда самолет улетел в сторону Родоса, Сергеев отдал приказ: в случае попытки захвата корабля всей команде максимально задержать противника при помощи пожарного оборудования (ломы, багры, топоры), а трюмной команде открыть кингстоны.

От Родоса подошли два торпедных катера. Естественно, шансов уйти от них у ледокола не было, но Сергеев попытался обмануть противника: на мачте был вывешен турецкий флаг, а котельный механик Хамидуллин, знавший турецкий язык, весьма успешно морочил голову итальянцам, не спешившим, однако, подниматься на борт большого корабля.

Тут необходимо разобраться, с какими кораблями имел дело экипаж «Микояна».

«Торпедный катер» в понимании итальянцев – это совсем не то, что мы понимаем под этим.

Это могло быть не легкое суденышко типа нашего «Г-5» (хотя были и такие) с парой пулеметов, двумя торпедами и парой пулеметов ДШК. Это были корабли водоизмещением от 700 до 800 тонн, с экипажем более 100 человек (если говорить о самых распространенных классах «Ариетте» и «Спика»), быстрые (до 34 узлов) и хорошо вооруженные (2-3 орудия 100-мм, 8-10 зенитных автоматов 20-мм, 4-6 пулеметов 13,2-мм плюс 4-6 торпедных аппаратов) корабли, против которых у «Микояна» вообще не было шансов. Это так называемые «длинные» катера, больше, правда, схожие с нашими сторожевиками.

Были «средние» катера, типа CRDA, водоизмещением 60-100 тонн с экипажем 20 человек. Вооружение состояло из 2 зенитных автоматов 20-мм, 2 пулеметов 8-мм и 2 торпедных аппаратов 450-мм.

Но были и «короткие», типа SVAN. Эти катера имели водоизмещение 14-20 тонн, экипаж 12-14 человек и вооружались 2-3 пулеметами 8-мм и двумя торпедами 450-мм.


Скорее всего, на «Микояна» вышли «короткие» катера. Если бы на месте «сражения» были «длинные» или «средние», боюсь, наша история закончилась бы там, неподалеку от Родоса.

Конечно, итальянцы были немного самоуверенны, так как, по их мнению, безоружный и медлительный корабль был бы просто легкой мишенью. Однако экипаж «Микояна» уже имел приличный боевой опыт в общении с Люфтваффе. Потому экипаж первого катера, выпустивший обе торпеды залпом, смог воочию убедиться в том, что ледокол – это очень маневренное судно. «Микоян» ушел от торпед, а экипаж второго катера, выпустивший торпеды с интервалом, смог увидеть, как три машины, крутящие три больших винта запросто останавливают такой корабль.

В общем, четыре торпеды прошли мимо, а пулеметы – не лучшее оружие против толстошкурого ледокола. Дырявить рубку можно было сколько угодно, «Микоян» продолжал идти своим курсом. А идти на абордаж ночью на пароход с не пойми каким по численности экипажем, да к тому же продемонстрировавшем приличную морскую выучку и боевую подготовку, представлялось явно делом более чем сомнительным.

А потом прилетели самолеты. Во всех историях с «Микояном» было такое фантастическое повествование о том, как экипаж гидрантами отгонял идущих на абордаж итальянцев или как «Навстречу самолету неожиданно выплеснулась мощная, блестящая в лунном свете как серебро, похожая на взрыв, стена воды» и как итальянские летчики, испугавшись, сбрасывали торпеды неточно.

Вообще в текстах присутствовало, что гидромониторы «Микояна» могли дать струю воды длиной 60-70 метров. Полезно при размыве кромок льда, разрушения припайных льдом и тушении пожаров. Но вот насчет испуга боевых летчиков…

Вообще самолеты того времени сбрасывали торпеды с расстояния 3-8 кабельтовых, то есть, если в метрической системе, то 600-1500 метров. Ближе никак нельзя, торпеда не выйдет из «мешка» при падении в воду и не успеет взвестись, дальше цель может уклониться.

Конечно, если своих морских летчиков итальянское командование набирало по колониям, снимая их с пальм, так что они не видели работы гидромонитора… Но к тому времени итальянская морская авиация атаковала и повредила линкор «Нельсон», крейсера «Кент», «Манчестер», «Глазго», «Феб» и «Ливерпуль», потопила 2 эсминца и десяток транспортов. И утверждать, что струйка воды с расстояния в километр ночью до судорог испугала боевых пилотов…


Что, впрочем, совершенно не умаляет заслуг экипажа «Микояна», который увернулся от двух торпед. А вот третья…

Два варианта: торпеда была неисправной и легла в циркуляцию, либо третий самолет сбросил так называемую «высокую» торпеду, которая работала по принципу «плыву по кругу, куда-то да приплыву». Более вероятен первый вариант, ибо катера слишком оперативно покинули место сражения. В принципе – все оправдано. Торпеды израсходованы, стрельба из пулеметов ни к чему не приводит, самолеты тоже облажались, плюс по району нарезает торпеда, которой все равно, в кого попадать.

Плюс пули из пулеметов все-таки сделали свое черное дело. Они изрешетили и подожгли спасательный катер, в баках которого было две тонны горючего. Катер загорелся, и, если бы он взорвался, это могло повлечь серьезные последствия. Итальянцы тоже видели пожар на ледоколе, затем взрыв. Да, катер взорвался, но уже после того, как его сбросили в море. Посчитав, что «Микояну» конец, да еще и подобрав «ценный трофей» в виде спасательного круга с катера, итальянцы ушли.

Теряющий скорость ледокол укрылся в налетевшем циклоне. Непогода не дала возможности поднять самолеты или послать другие корабли, чтобы добить «Микояна» и получивший более полутора сотен пулевых пробоин, наскоро заделав повреждения, ледокол продолжил путь к Фамагусте.

Утром 4 декабря окрестности Кипра встретили «Микояна» тепло: наведенными дулами орудий британских эсминцев. Дело в том, что итальянцы поспешили оповестить весь мир о том, что потопили «Микояна», а британцы, абсолютно не верившие в успех этой безумной миссии, поспешили поверить. Но факт, весь побитый, ледокол прошел огненные 800 миль и прибыл в Фамагусту.

Дальше британцы продолжили демонстрацию дружелюбия и союзнических отношений. В порт Фамагусты «Микояна» не пустили, ремонт делать не разрешили, а под конвоем корвета отправили сперва в Бейрут, а потом в Хайфу. В Хайфе, наконец, экипаж смог приступить к ремонту машин. Капитан-инструктор Боев, выполнив свою задачу, начал возвращение на Родину.

А приключения «Микояна» продолжились: за 17 дней ремонта британские портовые власти 7 раз предписывали кораблю сменить место стоянки. Всем стало понятно: англичане используют советский корабль для проверки наличия магнитных мин, сброшенных в акваторию порта вражескими самолетами.

Но, как говорится, бог видит почти все и мину нашел не «Микоян», а британский танкер «Феникс». Это произошло 20 декабря. Мощный взрыв потряс весь порт, когда донная мина сработала под днищем «Феникса». Мина была явно немецкая, то есть, запросто могла уметь считать и срабатывать при определенном количестве прохождений.

При подрыве «Феникса», загоревшаяся нефть хлынула наружу, кормовая часть начала тонуть, а с носовой части пытались спасаться уцелевший британские моряки, некоторые прыгали в воду и пытались доплыть до «Микояна», на которого дрейфовала горящая нефть.

А наш ледокол, увы, был обездвижен. Две машины из трех находились в процессе ремонта, а третья была в «холодном» состоянии, действовал только один котел, дававший пар для электростанции. Экипаж бросился к гидрантам и начал отгонять горящую нефть от корабля.

Вообще, удивительное дело, пожар в Хайфе продолжался трое суток и закончился тогда, когда прогорела вся нефть. Британское командование пальцем о палец не ударило для того, чтобы ликвидировать горение. Само потухнет. Так оно и получилось.

Старший военно-морской начальник в Хайфе прислал командиру «Микояна» Сергееву «Благодарственную грамоту», в которой выражал восхищение отвагой советских моряков, которую те продемонстрировали в опасной ситуации. Правительство Великобритании также выразило признательность за спасение британских моряков. А наши продолжили ремонт.

Вместо грамот и благодарностей капитан Сергеев просил орудия, но все, на что расщедрились британские союзники – старая 45-мм пушка, выпуска начала века, представлявшая собой более чем сомнительную ценность. Пришлось снова изворачиваться – закупив у местных бревна и доски, советские моряки построили из них макеты башен с орудиями.

6 января «Микоян» вышел из Хайфы и направился в Порт-Саид. Там формировался конвой для перехода через Суэцкий канал. Вместе с конвоем «Микоян» прибыл в Аден. Там ждали плохие известия: 7 декабря 1941 года Япония напала на США, и акватория Тихого океана стала ареной морских сражений Японии, США, Великобритании и Голландии. А 8 декабря Япония объявила проливы Лаперуза, Корейский и Сангарский своими «оборонительными зонами».

Советскому Союзу война не была объявлена, но японские корабли начали топить и захватывать советские торговые суда.

Кратчайший путь на Дальний Восток стал очень опасным. А тут еще и британские союзники в очередной раз показали свое гнилое нутро, отказав «Микояну» в следовании в составе конвоя. Причиной было указано, что у ледокола очень тихий ход и он сильно дымит, демаскируя весь конвой.

1 февраля 1942 года «Микоян» вышел из Адена и взял курс на кенийский порт Момбаса. В полном одиночестве.


Далее была летняя изматывающая тропическая жара Индийского океана. Жара в машинных отделениях и котельных достигала 65 градусов по Цельсию, но «Микоян» шел на юг. 19 марта ледокол вошел на рейд Кейптауна. Забили трюмы углем, пополнили запасы и… получили новый пакет негативной информации.

На этот раз британские военно-морские офицеры поделились информацией о том, что на линии Кейптаун – Нью-Йорк активно действуют немецкие подводные лодки. Более того, Карибское море не считается безопасным из-за Кригсмарине, а значит, путь на Панаму для одинокого судна весьма опасен. Кроме того, к югу от Карибских островов, так сказать, на подходе, работали рейдеры «Мишель» и «Штир».

Сергеев и его команда приняли решение дезинформировать немцев, распространив ложную информацию о том, что «Микоян» идет в Нью-Йорк. Местные репортеры «помогли», разнеся информацию о руском ледоколе по радио и в газетах.

26 марта «Микоян» вышел с рейда Кейптауна и пошел курсом на США. Однако, оказавшись в пустынном секторе Атлантики, ледокол сменил курс и пошел… на мыс Горн! Так решила команда на общем собрании: прорываться через мыс Горн и Тихий океан вдоль американского побережья.

Это было очень грамотное решение с военно-политической точки зрения и просто безумие в плане мореплавания. «Ревущие сороковые» для ледокола с его округлым корпусом – это страшное испытание. По закону подлости, «Микоян» попал в сезон осенних штормов, жестоких и беспощадных. Корабль швыряло, реально, как скорлупку, крен доходил до 56 градусов, но упорное детище николаевских корабелов шло своим курсом. 17 суток непрерывных штормов.

И Атлантический океан сдался. 16 апреля «Микоян» вошел на рейд Ла-Платы. Что думал экипаж советского ледокола, проходя мимо ржавых останков «Адмирала графа Шпее», неизвестно, но между этими кораблями можно провести определенные параллели. Немцам явно не хватило доблести и духа, которого было с избытком у советских моряков.

Вышел смешной казус: когда Сергеев запросил вход в порт Монтевидео, власти ответили ему отказом: Уругвай держал нейтралитет и не допускал в порты военные корабли. Деревянные «орудия» ледокола смотрелись весьма внушительно. Пришлось настоять на визите представителя портового руководства, которому были показаны «пушки» из ливанской древесины. И после этого «Микоян» смог войти в порт.

Проведя ремонт после «ревущих сороковых», экипаж «Микояна» вышел из порта и демонстративно взял курс на север. Медленно и торжественно ледокол пыхтел в сторону Северной Америки, но как только ночь упала на Южную Америку, «Микоян» развернулся на 180 градусов и дал полный ход.

У мыса Горн тоже была вероятность нарваться на немецкий рейдер или подводную лодку, поэтому советские моряки направили ледокол в Магелланов пролив!

Но, собственно, после всего, что было… Почему нет?

«Короткими перебежками», с короткими заходами в порты Пунто-Аренас, Коронель, Лота, «Микоян» шел в Вальпараисо и Кальяо. После Кальяо был заход в Панаму, в порт Бильбао. И оттуда «Микоян» пошел уже на Сан-Франциско.


После Сан-Франциско «Микоян» пришел в Сиэтл. Там настоящие союзники американцы серьезно отремонтировали корабль, выбросили на свалку британскую пушку и основательно вооружили корабль, установив 4 орудия 76-мм, 10 зенитных автоматов 20-мм и 4 пулемета 7,62-мм.

Конечно, очень приятно, что американцы в очередной раз повели себя лучше британцев, но в принципе, особой нужды в вооружении уже не было.

Дальше был переход в порт Кодьяк на Аляске, Датч-Харбор на Алеутских островах, и, наконец, 9 августа 1942 года, «Анастас Микоян» вошел в советские территориальные воды – в Анадырский залив, в бухту Провидения.

Здесь с корабля сошел его капитан – капитан второго ранга Сергей Михайлович Сергеев получил назначение на боевой корабль. Очень разумно, поскольку у него совершенно не было опыта работы на ледоколе в ледовой обстановке. А «Микоян» принял под команду бывший капитан ледокола «Фёдор Литке» капитан 3-го ранга Юрий Константинович Хлебников.

Когда Сергеев сходил по трапу, матросы «Микояна» выбежали на палубу и, сорвав головные уборы, принялись кричать: «Слава командиру! Слава Сергееву!» А офицеры израсходовали весь боезапас ледокола «Анастас Микоян» в прощальном салюте.

Восемь с половиной месяцев умной одиссеи закончились. Однако, отдыхать времени не было, прихода «Микояна» ждали переводимые на Северный флот лидер «Баку», эсминцы «Разумный» и «Разъяренный» и 19 транспортов с вооружением и техникой из США.


Самое неприятное, пожалуй, в этой истории то, что она была засекречена и до 1958 года ее участники не имели права ничего о ней рассказывать. И ни один член экипажа «Микояна» не был награжден за этот подвиг. Ни один.

Уже после 1958 года, оставшимся в живых на тот момент участникам был вручен знак «За дальний поход». И все. А из трех танкеров, вышедших в 1941 году из Батуми, до Владивостока в декабре 1941 года дошел только один. "Сахалин".


Но ведь не за ордена совершали такое, не так ли? Очень русский такой подвиг, спокойный, продуманный и размеренный. Во имя Победы, во имя Родины.

Есть более значимая награда - народная память.
51 комментарий
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +11
    9 ноября 2023 05:24
    Невероятный переход! Высочайшее мастерство моряков и везение, тут по моему без него никак. Но лично для меня сюрпризом была успешная боевая служба ледокола!! на Чёрном море.

    очень округлые обводы, чтобы бултыхаться во льдах без повреждений о кромки.
    Считается что такие обводы предохраняют корабль от сдавливания во льдах.
    1. +9
      9 ноября 2023 15:49
      Цитата: Владимир_2У
      очень округлые обводы

      Корпус яйцом. Болтанка страшная. Работал на зверобойных судах -испытал на себе.
  2. +12
    9 ноября 2023 05:32
    Очень русский такой подвиг,
    Читал, ранее, про героический переход Микояна....Это были Моряки !
  3. +16
    9 ноября 2023 06:01
    И ни один член экипажа «Микояна» не был награжден за этот подвиг. Ни один.
    Тогда страна, особо наградами не разбрасывалась.Не то что сейчас.Бац и олигарх герой кап.труда, бац и герой России,бац и герой местечка какого-то.
    1. +7
      9 ноября 2023 09:53
      У каждого государства есть свои тайны и секреты . Но чем было обусловлено неразглашение этого подвига ? И почему после 58 года не наградили весь коллектив ледокола ? Мы часто критикуем американцев , но они бы после войны не делали из этого тайны , распиарили бы , сняли бы фильмы , ну и тому подобное. Мне как то уже рассказывали о этом переходе , но за давностью лет не помню кто . Да и рассказ был в общих словах . Спасибо автору за подробности .
      1. +8
        9 ноября 2023 16:21
        Цитата: Кузнец 55
        сняли бы фильмы , ну и тому подобное.

        Кто мешает сейчас снять? Со злобным политруком-энкаведешником, который шпионит за командиром и регулярно расстреливает матросов за антисоветские анекдоты из табельного "маузера".
      2. +3
        11 ноября 2023 00:24
        Если бы фильм о таком выдающимся переходе снял бы,вдобавок,талантливый режиссёр а не "сталевар"!Это без преувеличения подвиг всего личного состава,но капитан стержень всего экипажа,поэтому очень понятны и близки чувства людей провожавших своего командира.
    2. +1
      9 ноября 2023 10:33
      Цитата: parusnik
      бац и герой местечка какого-то.

      А если бац-бац-бац, то сразу герой !
    3. -1
      11 ноября 2023 21:03
      Цитата: parusnik
      Тогда страна, особо наградами не разбрасывалась.Не то что сейчас.

      Точно- точно??прям правда???прям совсем не?
      Ловите- " не разбрасывалась ага..."- (мне по тому документу ЗБЗ belay положена за 10 лет)

      Указ Президиума Верховного Совета СССР о награждении орденами и медалями генералов, офицеров и сержантского состава сверхсрочной службы за выслугу лет в Красной Армии
      1. Установить награждение орденами и медалями СССР за выслугу лет в Красной Армии генералов, офицеров и сержантского состава сверхсрочной службы:
      а) за 10 лет службы — медалью «За боевые заслуги»;
      б) за 15 лет службы — орденом Красной Звезды;
      в) за 20 лет службы — орденом Красного Знамени;
      г) за 25 лет службы — орденом Ленина;
      д) за 30 лет службы — вторым орденом Красного Знамени.

      Отслужил 30 лет и у тебя ЗБЗ, КЗ, 2 БКЗ и Ленина - даже если ты крыса тыловая просидевшая всю войну в Самаре в комендатуре.
      Именно это падения уровня награждения- не за подвиг, а просто так- послужило толчком к началу падения престижа награждения.
      Плавно перейдя от награждений времен Брежнева к нынешнему дичайшему бардаку
  4. +5
    9 ноября 2023 06:04
    Он ещё и на мине в конце кругосветки подорвался, но довёл караван
  5. +3
    9 ноября 2023 08:13
    Спасибо автору за очень интересный материал.
    Героизм и профессионализм наших моряков в данном случае вызывает восхищение.

    Насчет того, что "Бисмарк" угробил собственный экипаж, правда, я не понял.
    1. +2
      9 ноября 2023 08:38
      Цитата: С.З.
      Насчет того, что "Бисмарк" угробил собственный экипаж, правда, я не понял.

      Читал что командиру предлагали взрывом попытаться расклинить рули или хотя бы привести их в нейтральное положение, что бы управляясь машинами развить максимально доступный ход, но тот не рискнул, из за возможного искривления вала одного из трёх винтов.
      Так и пошёл ко дну Бисмарк, зато с прямыми валами! laughing
      Командир главчлен экипажа, так что всё логично.
      1. +2
        9 ноября 2023 22:09
        Цитата: Владимир_2У
        Читал что командиру предлагали взрывом попытаться расклинить рули или хотя бы привести их в нейтральное положение,

        Правый руль поставили на "ноль", но баллер левого руля был настолько деформирован, что ничего нельзя было сделать.
        Что до подрыва, так баллер руля в самом тонком месте имел вид трубы наружным диаметром 820 мм и 300 мм внутренним. Так что, чтобы его подорвать нужно было очень много ВВ.
        1. +1
          10 ноября 2023 04:00
          Цитата: Macsen_Wledig
          Так что, чтобы его подорвать нужно было очень много ВВ.

          Ну так прикиньте сколько надо ВВ чтобы погнуть вал винта при подрыва руля. ))) Но я не настаиваю на этой версии, ибо бумага всё стерпит.
    2. +3
      9 ноября 2023 11:33
      Цитата: С.З.
      Насчет того, что "Бисмарк" угробил собственный экипаж, правда, я не понял.

      Да и по "Шпее" вопросы есть - из боя БР вышел с третью БК ГК и вышедшими из строя опреснителями и топливными фильтрами. А пока он пытался отремонтироваться в нейтральном порту, к британцам подоспело подкрепление - полоноценный КРТ "Камберленд" (а не огрызок "Эксетер").
  6. +7
    9 ноября 2023 08:25
    Из всех ледоколов данного проекта он был единственным, который не был переименован."И.Сталин",переименован в "Сибирь", "В.Молотов"-"Адмирал Макаров," "Л.Каганович"-"Адмирал Лазарев"
    1. +7
      9 ноября 2023 11:37
      Цитата: kor1vet1974
      Из всех ледоколов данного проекта он был единственным, который не был переименован

      Ну так назвали его в честь непотопляемого Микояна - "между капельками". Он же "от Ильича - до Ильича, без инфаркта и паралича".
      Цитата: kor1vet1974
      "И.Сталин",переименован в "Сибирь", "В.Молотов"-"Адмирал Макаров," "Л.Каганович"-"Адмирал Лазарев"

      Одного Никита осудил на ХХ съезде, двое других - вляпались в знаменитую Антипартийную группу троих и одного примкнувшего.
  7. +6
    9 ноября 2023 08:56
    на «Микояне» вывезли «Панораму обороны Севастополя» ...

    По всем источникам - на "Ташкенте".
  8. +10
    9 ноября 2023 09:29
    Самое неприятное, пожалуй, в этой истории то, что она была засекречена и до 1958 года ее участники не имели права ничего о ней рассказывать.

    Уже после 1958 года, оставшимся в живых на тот момент участникам был вручен знак «За дальний поход». И все.

    Но ведь не за ордена совершали такое, не так ли?


    конечно, награды - не самое главное в жизни, но их наличие/отсутствие влияет на получение пенсий и прочих "плюшек", об этом почему то забываем, а за каждым участником перехода - семья, которую надо обеспечивать!
    поэтому когда вижу "генеральш" в замах у Хуженетовича, с "иконостасом из наград" - и ни дня не служивших - то их вид вызывает омерзение...
    1. -2
      11 ноября 2023 21:13
      Цитата: Дедок
      поэтому когда вижу "генеральш" в замах у Хуженетовича, с "иконостасом из наград" - и ни дня не служивших - то их вид вызывает омерзение...

      Читайте- это не вчера придумали
      И это не значки генеральш - а боевые ордена -за ВЫСЛУГУ ЛЕТ!!!
      НАГРАЖДЕНИЯ ЗА ВЫСЛУГУ ЛЕТ В ПЕРИОД С 1944 ГОДА ПО 1957 ГОД

      Указ Президиума Верховного Совета СССР о награждении орденами и медалями генералов, офицеров и сержантского состава сверхсрочной службы за выслугу лет в Красной Армии
      1. Установить награждение орденами и медалями СССР за выслугу лет в Красной Армии генералов, офицеров и сержантского состава сверхсрочной службы:
      а) за 10 лет службы — медалью «За боевые заслуги»;
      б) за 15 лет службы — орденом Красной Звезды;
      в) за 20 лет службы — орденом Красного Знамени;
      г) за 25 лет службы — орденом Ленина;
      д) за 30 лет службы — вторым орденом Красного Знамени.
  9. +3
    9 ноября 2023 11:53
    «Торпедный катер» в понимании итальянцев – это совсем не то, что мы понимаем под этим.

    Это могло быть не легкое суденышко типа нашего «Г-5» (хотя были и такие) с парой пулеметов, двумя торпедами и парой пулеметов ДШК. Это были корабли водоизмещением от 700 до 800 тонн, с экипажем более 100 человек (если говорить о самых распространенных классах «Ариетте» и «Спика»), быстрые (до 34 узлов) и хорошо вооруженные (2-3 орудия 100-мм, 8-10 зенитных автоматов 20-мм, 4-6 пулеметов 13,2-мм плюс 4-6 торпедных аппаратов) корабли, против которых у «Микояна» вообще не было шансов. Это так называемые «длинные» катера, больше, правда, схожие с нашими сторожевиками.

    Вообще-то, "Спики" и прочие - это миноносцы. У нас их аналогом были СКР типа "Ураган".
    Итальянские ТКА всё же были поменьше:
    большие - MS - водоизмещением 60-70 т;
    MAS - водоизмещением 11-30 т;
    малые - MTS, MTSM, MTSMA - водоизмещением 2-5 т.
  10. +3
    9 ноября 2023 12:07
    Цитата: Владимир_2У
    Читал что командиру предлагали взрывом попытаться расклинить рули или хотя бы привести их в нейтральное положение, что бы управляясь машинами развить максимально доступный ход, но тот не рискнул, из за возможного искривления вала одного из трёх винтов.


    Я бы не расценивал такую информацию, как достоверную. Выживших было мало, что, кому и кто говорил сказать трудно. Сейчас мы знаем больше, чем знали те, кто принимал решения на мостике или в рубке.
    1. +1
      9 ноября 2023 21:40
      Цитата: С.З.
      Сейчас мы знаем больше, чем знали те, кто принимал решения на мостике или в рубке.

      Больше мы точно не знаем. А то что знаем - в основном благодаря мемуара барона Мюлленхайм-Рехберга. А они, к сожалению, ответов на большинство вопросов не дают.
      Некоторая информация есть в британском "Опросе пленных", но и там вопросов очень много.
      В общем нужна машина времени... wassat
  11. +3
    9 ноября 2023 12:12
    Цитата: Alexey RA
    Да и по "Шпее" вопросы есть - из боя БР вышел с третью БК ГК и вышедшими из строя опреснителями и топливными фильтрами.


    Разве что ему вообще надо было сразу удирать и не ввязываться в свалку с кажущимся слабым противником. Но это, наверное, нельзя ставить в вину слишком храброму командиру.
    1. +5
      9 ноября 2023 16:47
      Цитата: С.З.
      Разве что ему вообще надо было сразу удирать и не ввязываться в свалку с кажущимся слабым противником.

      Тогда Харвуд сам навязал бы бой, пользуясь преимуществом в скорости. Тем более, что Лангсдорфу долго бежать нельзя - он в рейде, и пополнение топлива в районе действия КПУГ противника - под большим вопросом.
      Либо Харвуд сел бы на хвост Лангсдорфу и ждал бы подхода подкреплений. Благо что бортовые гидросамолёты облегчали разведку, а уникальный силуэт панцершиффе крайне затруднял маскировку от профессионалов.
      Цитата: Alexey RA
      Запускаем 2 гидро на дальность в 120-150 миль с секторами по 90 градусов. "Шпее" - это не трамп. Это одиночный броненосец с характерным силуэтом. Других таких кораблей в районе нет.
      Харвуду нужно продержаться дня 3 - после чего придут КРТ "Соединения H" и "Ринаун" с "Арк Ройалом".

      А дальше - кто первый успеет:
      Цитата: Alexey RA
      13 декабря из Кейптауна в Монтевидео было направлено "Соединение H" в составе КРТ "Сассекс" и "Шропшир".
      14 декабря из Дурбана туда же вышло "Соединение I" - АВ "Игл", КРТ "Корнуолл", КРЛ "Глочестер". Правда его быстро развернули обратно - потому что на сцену вышли "быстроходные большие горшки".
      17 декабря 1939 года в Рио де Жанейро зашли для дозаправки ЛКР "Ринаун" и "АВ "Арк Ройял". В тот же день они покинули порт и устремились к Монтевидео. По пути к ним присоединились КРЛ "Нептун" и ЭМ "Харди", "Хироу" и "Хостайл".
  12. BAI
    +2
    9 ноября 2023 13:22
    Русский крейсер «Изумруд», немецкий рейдер «Граф фон Шпее», линкор «Бисмарк» - это как раз примеры, когда экипаж практически гробил боеспособный корабль по тем или иным причинам.

    А Бисмарк чем не угодил автору? Он вроде сражался до конца.
    1. +2
      9 ноября 2023 21:37
      Цитата: BAI
      А Бисмарк чем не угодил автору? Он вроде сражался до конца.

      Ради красного словца... Да и немцев пнуть лишний раз. :)
  13. +3
    9 ноября 2023 14:52
    вместе с тремя танкерами («Сахалин», «Варлаам Аванесов», «Туапсе»)

    А из трех танкеров, вышедших в 1941 году из Батуми, до Владивостока в декабре 1941 года дошел только один. "Сахалин".


    «Варлаам Аванесов»
    ,,,в 21.34 19 декабря 1941 года «Варлаам Аванесов» был поражен торпедой с подводной лодки U-652 в Эгейском море и затонул через два часа в 2,5 милях от мыса Бабакале острова Тенедос.Выжившие покинули корабль в спасательных шлюпках, достигли турецкого побережья и позже были репатриированы.

    «Туапсе»
    В 23 часа 29 минут 4 июля 1942 г. «Туапсе» (капитан В.И. Щербачев) был поражен двумя торпедами с подводной лодки U-129 северо-западнее Гаваны после того, как корабль был замечен примерно за 4 часа до этого. Танкер развил крен, но все же продолжил движение и был выведен на ровный киль встречным затоплением. В 00:19 подводная лодка выпустила третью торпеду, которая попала в корму корабля и заставила его затонуть. Погибло - десять человек.
    Советских моряков подобрал шведский танкер. Затем он передал их американскому эсминцу, который доставил людей на остров Пуэрто-Рико. Оттуда спасшихся переправили в Майами, затем в Портленд, где моряков распределили по разным советским судам, доставившим их во Владивосток.
  14. +10
    9 ноября 2023 17:28
    Действуя под Одессой, «Микоян», с его небольшой скоростью в 12 узлов (в отличие от крейсеров, лидеров и эсминцев) не получил прямых попаданий бомб и снарядов и не потерял ни одного человека.
    Но от частого форсирования и перемены ходов, сотрясения близких разрывов шесть из девяти котлов получили повреждения водогрейных трубок. Вот тут и пригодилось высокое мастерство моряков — бывших заводских специалистов. Они и предложили, не покидая боевой позиции, поочередно выводя повреждённые котлы из действия, устранить неисправности. Первым, в асбестовом костюме, в топку первого котла при температуре 270 градусов вошёл инженер-капитан Ф.Х. Хамидулин. В короткий срок, работая по ночам, в асбестовых костюмах и капковых жилетах, смоченных водой, котельные машинисты (кочегары) устранили неисправность — прочеканили все трубки.

    а котельный механик Хамидуллин

    И ни один член экипажа «Микояна» не был награжден за этот подвиг.

    ,,, Хамидулин Фаткула Хамидулович,
    инженер-капитан,
    Даты подвига: 01.09.1941-30.11.1941,24.12.1941,04.01.1942
    Наименование награды: Орден Красного Знамени



    ,,,были и другие награждения членов экипажа.
  15. +2
    9 ноября 2023 21:26
    Отдельно нужно было сказать о просто шикарном наборе радиостанций, которые позволяли из Ленинграда передавать радиограммы «Микояну» на Черное море и «Сталину» на Белое.
    Что стоит отметить по поводу радиосвязи - первую дальнюю радиосвязь с нашим судном отрабатывали в 1936 году, когда в республиканскую Испанию отправили оружие. Это был был советский теплоход «Комсомол», пребывший в Картахену 12 октября с 50 советскими танками Т-26, запчастями к ним, боеприпасами, горючим и автомашинами ЗИС-5. До того дальней радиосвязи в СССР на судах просто не было.
    1. +1
      12 ноября 2023 13:48
      Невозможно что не бьiло.
      На корабле полноразмерньiе антенньi, много мощности для передатчика, ночью на коротких волнах - запросто трансконтинентальная связь.
  16. +6
    9 ноября 2023 21:28
    bubalik (Сергей), уважаемый, судя по надписи синими чернилами на 1 странице Наградного листа Хамидулин Фаткула Хамидулович награждён был всё же орденом Отечественной войны 1 степени, приказ № 177с от 26.10.1945 года. Интересно, где славного инженер-капитана контузило в 1943 года.
    21 декабря 1942 года "Микоян" подорвался на мине не далеко от Каниного Носа. Была сильно повреждена рулевая машина, вспучило верхнюю палубу, но валы и винты не пострадали. Первичный ремонт выполнили в море силами экипажа и дошёл корабль до Молотовска (Северодвинска), на Севмаше (тогда завод № 402) ледокол привели, как смогли, в порядок, заменив часть отливок сварными деталями и проведя цементирование корпуса. А всё потому, что с тральщиками на СФ ситуация была аховая. Если БЫ не тральщики "местного эскорта" 6 флотилии тральщиков ВМФ Великобритании, что базировались, в зависимости от времени года, на Архангельск, Йоканьгу и Полярный (в 1942 году из 11 неконтактных мин на Севере 10 подорвали англичане и 1 - наш Т-32, оснащённый английским акустическим тралом "Конго")... Да ещё 24.11.1942 года штормом выбросило на камни острова Данилов Т- 105 (пришёл к нам как тральщик типа ТАМ "Шуса" с PQ-12, зачислен в состав СФ 09 мая 1942 года). Из-за ледостава успели только снять вооружение и оставили на зимовку. Смогли корабль снять с камней летом 1943, отбуксировали в Молотовск, где законсервировали, вновь флот получил тральщик только в 1952 году...
    "Микоян" обеспечивал после ремонта в 1943 году проход в Белом море судов и кораблей. Летом 1943 года увёл караван на восток, а с Дальнего Востока пошёл в Сиэтл на ремонт (в Молотовске тогда не было дока, а ледоколу обязательно нужно было докование).
    1. +2
      9 ноября 2023 23:21
      был всё же орденом Отечественной войны 1 степени, приказ № 177с от 26.10.1945 года.
      hi да,вы правы.
    2. +4
      9 ноября 2023 23:46
      ,,,командир штурманской боевой части ледокола был— капитан-лейтенант Марлян.
      Погиб при взрыве на мине спасательного судна "Шквал" 25 августа 1943 года в пр. Югорский Шар
      ( Марлян Николай Никифорович капитан-лейтенант флаг-штурман штаба НЗВМБ )
  17. 0
    10 ноября 2023 08:58
    Цитата: Alexey RA
    Тогда Харвуд сам навязал бы бой, пользуясь преимуществом в скорости.


    Возможно, однако пользуясь тем, что орудия "Шпее" были дальнобойнее, чем у крейсеров (насчет "Экстера" не уверен), результат мог бы быть другим. Правда, капитан, вроде бы, считал, что это эсминцы.

    Насколько я знаю тактику рейдеров, они должны избегать боя с любым противником - во-первых, задача бороться с торговлей, а не с боевыми кораблями, во-вторых, нет ремонтной базы, в-третьих, БК трудно пополнить.

    Но, может, и это не помогло бы, конечно, может быть результат был бы таким же или хуже - как у того, в честь кого был назван "Шпее". Может, все дело в названии...:)
    1. 0
      14 ноября 2023 18:45
      Цитата: С.З.
      Правда, капитан, вроде бы, считал, что это эсминцы.

      В рапорте Лангсдорф указал, что принял соединение Харвуда на дальний эскорт конвоя: лёгкий крейсер и пару эсминцев.

      Цитата: С.З.
      Насколько я знаю тактику рейдеров, они должны избегать боя с любым противником - во-первых, задача бороться с торговлей, а не с боевыми кораблями, во-вторых, нет ремонтной базы, в-третьих, БК трудно пополнить.

      Старпом "Шпее" в своём донесении указал, что Лангсдорф напоследок планировал атаковать конвой в Южной Атлантике, а затем уходить в Фатерлянд, избегая торговых путей...
  18. 0
    10 ноября 2023 09:02
    Цитата: Macsen_Wledig
    Больше мы точно не знаем. А то что знаем - в основном благодаря мемуара барона Мюлленхайм-Рехберга.


    Мы знаем общую обстановку больше, знаем, кто и где находился. Что творилось на самом корабле, мы, конечно, знаем меньше.
    Если бы Лютьенс знал столько, сколько знаем мы, он, наверное, не вышел бы в море в этот раз:)
    1. 0
      14 ноября 2023 18:48
      Цитата: С.З.
      Если бы Лютьенс знал столько, сколько знаем мы, он, наверное, не вышел бы в море в этот раз:)

      Я думаю, вышел бы... Но действовал не на основании собственного опыта, а на основании рекомендаций командования.
      Группа Норд ему прямо рекомендовала прорываться через Фареро-Исландский проход, но Лютьенс уговорил Карльса дать ему свободу рук в выборе маршрута прорыва...
  19. +2
    10 ноября 2023 10:42
    bubalik (Сергей,уважаемый, вот судьба с Николаем Никифоровичем сыграла в рулетку. Он спустился с мостика в салон, так как была дана команда на ужин и в этот момент раздался взрыв 2 мин, что 13.08.1943 года выставила в составе минной банки U-625. "Шквал" разорвало пополам, корма с машинным утонула сразу. Носовая часть чуть задержалась на поверхности. Раненые и оглушенные взрывом штурман М. Н. Шкурин, боцман Востряков, водолаз Арефьев и старший кок Белозерцев добрались вплавь до спасательной шлюпки, к ней же на понтоне, орудуя обломками доски, подплыл краснофлотец Лесихин. Он был совершенно сухой, в шинели, и, что самое удивительное для этого трагического случая,... абсолютно не умел плавать. Спасение пришло через 40 минут. Из Амдермы в Хабарово шёл моторный катер, "Шквал" погиб на глазах наших моряков. Вот Судьба...На "Шквале" погибло 47 человек...
    Марлян Николай Никифорович вместе со штурманом "Шквала" Шкуриным своим мастерством обеспечили безопасный перегон с 23 .07. 1943 г. из Нарьян-Мара в Новый Порт (07.08.1943 года) каравана из 4 тральщиков и "Шквала" . Два тральщика вели на буксире по 4 речных судна, "Шквал" вёл на буксире 7 судов. Весь переход - миная опасность (погиб ТЩ-58 в проливе Югорский Шар) и сильнейшие шторма...
    С минной банкой немцев почти сразу стали бороться тральщики Т- 109 и Т-110 (деревянные дизельные английские тральщики типа МMS 1942 года постройки пришли в Архангельск с PQ-18 и с 13.11.1942 года зачислены в состав СФ).За 2-3 сентября уничтожили 11 мин. А 13 сентября в 5-7 м от борта Т-109 взорвалась мина, разворотило корпус и тральщик ушёл на ремонт в Архангельск.
    1. +1
      15 ноября 2023 10:54

      Экипаж отправляется на охоту в Магелановом проливе


      Экипаж в Египте

      Корпус ледокола после пожара в Хайфе
  20. +1
    10 ноября 2023 11:48
    Это была не "безумная одиссея", а абсолютная необходимость для проводки снабжения из США. Это был подвиг советских моряков!
  21. +2
    10 ноября 2023 14:45
    Девушка с метлой (Ольга) ролик с чудной песней выложила.
    НО! Те, кто видеоряд монтировали - халявщики. С 1:44 по 1:48 выложено фото гвардии старшины 1 статьи с шикарным букетом в руках. Ну не могло быть на СФ у моряка такого букета! На фото, после награждения медалью короля Великобритании Георга 6 «За выдающиеся заслуги» (The Distinguished Service Medal) (награждён 05 мая 1943 года), с медалью "За оборону Севастополя" и орденом "Отечественной войны 1 степени" на груди Щукин Захар Иванович командир отделения торпедистов гвардейской Щ-205 ЧФ. В 1945 будет он ещё награждён орденом "Красной звезды", и к моменту награждения вторым орденом получит медаль "За оборону Кавказа".
    1. -1
      13 ноября 2023 19:32
      Наберите "весна в тундре" и посмотрите как она цветет.
  22. +4
    10 ноября 2023 17:27
    В молодости в Одессе работал с бывшим матросом с танкера Сахалин. Он подробно рассказывал о переходе и дальнейшей работе на союзников до конца войны.
    1. +1
      11 ноября 2023 00:36
      Интересно было бы узнать о подробностях перехода "Сахалина",в живую,так сказать,от участников есть что-нибудь,не подскажете?
  23. +1
    10 ноября 2023 18:13
    Интересно работает ВО. Вчера на мой коммент про радиосвязь был один +, а сегодня один -, причём + вообще отсутствует. Я бы понял, если бы на один + пришло два -, но этого нет, кто заменил + на -?
  24. 0
    10 ноября 2023 21:36
    Умеет Роман писать..! Врёт немного, но всё равно здорово!
  25. +2
    12 ноября 2023 21:07
    Отличный подвиг во Славу флота Российского! Вам, Роман, спасибо за рассказ.
  26. 0
    14 ноября 2023 08:32
    Мда! То миноносцы превратились в какие то "длинные" торпедные катера, то англичане где то надыбали сорокапятку.
  27. +1
    14 ноября 2023 16:20
    ycuce234-san (-), голубчик, Вы меня хотите убедить, что на Кольском в 1941-45 годах росли шикарные гладиолусы и пионы? Цветущая тундра - это цветущие: карликовая берёза, ива арктическая, полярные маки, дернистая камнеломка и камнеломка супротивнолистная, морошка, сиха (она же водяника), толокнянка, брусника, пушица, смолёвка бесстебельная, ну и дриада восьмилепестная она же куропаточья трава. Или я что-то пропустил?
    :
  28. Комментарий был удален.
  29. 0
    14 февраля 2024 09:42
    Вот за такие рассказы автору огромное спасибо!!!