«История благородного царя Александра, царя Македонского»

12
«История благородного царя Александра, царя Македонского»


Бочку переносят на корабль, что на волнах,
И со всех сторон запечатывают свинцом.
Царь Александр вошел туда с двумя товарищами,
И моряки выходят в открытое море.
(Царь) приказывает людям опустить его (в море).
И когда бочка туда была опущена,
От светильников, горящих там, стало очень светло.
На бочку внимательно глядели рыбы,
Даже самые храбрые были напуганы
Великим светом, к которому они непривычны.
Александр-царь хорошо их разглядел
И увидел больших рыб с маленькими битву;
Когда маленькую схватывают, тут же съедают.
Когда это увидел Александр, он тогда решил,
Что весь этот мир потерян и проклят.

«Роман об Александре»
(Перевод со старофранцузского Марины Лущенко)

Документы истории. Сейчас осень, все вокруг серо и тускло, особенно в городе, где и листья-то уже все опали. Хочется чего-то яркого, красочного, а что может быть ярче и красочнее средневековых миниатюр из манускриптов.



Мы уже много раз демонстрировали нашим читателям здесь на ВО миниатюры из различных средневековых книг. Однако практически у всех у них, за редким исключением, был один большой недостаток: они все-таки все были достаточно известны, касается ли это «Хроник Фруассара» или того же «Великолепного часослова герцога Беррийского». А ведь иллюстрированных манускриптов насчитываются тысячи, десятки тысяч, и среди них часто одна и та же по содержанию книга оформлена совершенно по-разному.


Изображение Иоанна (Жана), герцога Беррийского. Изображение на миниатюре из «Великолепного часослова герцога Беррийского». Братья Лимбург, между 1412 и 1416 годами

Взять к примеру библиотеку все того же герцога Жана Беррийского (1360–1416), который был третьим сыном короля Франции Иоанна II Доброго и Бонны Люксембургской. Он был человеком интересной судьбы, который и воевал, и сидел в плену в качестве заложника, и был дипломатом, снискал себе известность, однако не на поле брани, и не как дипломат, и даже не как королевский наследник, так никогда королем и не ставший. Нет, уже в свое время он прославился как страстный коллекционер и меценат.

Образование в детстве он получил достаточно хорошее, а ещё к чтению книг он, видимо, пристрастился под влиянием отца. Где только можно он покупал книги, и не только покупал – заказывал их копии самым известным в то время мастерам. Так что после его смерти в библиотеке герцога насчитали целых три сотни томов. По то тому времени это было очень большое, а главное – исключительно дорогое собрание книг.

По мнению специалистов, это собрание книг Жана Беррийского пусть даже и уступало библиотеке Карла V, в которой было около тысячи томов, зато в плане художественного оформления равных себе не имело.

Впрочем, нельзя сказать, чтобы герцог интересовался прежде всего иллюминированными манускриптами. Тексты книг он тоже читал, поскольку в его собрании находится множество книг совсем без миниатюр.

В настоящее время библиотека герцога Беррийского размещена в музее Шантийи, но некоторые принадлежавшие ему книги хранятся и в других местах.


Страница «Благовещение» из «Часослова» Жана Беррийского. Поль, Жан и Герман де Лимбург (франко-нидерландцы, работали во Франции в 1399–1416 гг.) Метрополитен-музей, Нью-Йорк

Особенно ценным является собрание его книг религиозного содержания. Пожалуй, оно было не только самым многочисленным, но и самым изысканным по своему оформлению.

Недаром герцога прозвали «королем часословов». Ведь это именно по его заказу под его же наблюдением были созданы такие всемирно известные манускрипты, как: «Малый часослов» (Национальная библиотека, Париж), Брюссельский или Прекраснейший часослов (Королевская библиотека в Брюсселе), «Прекрасный часослов Богоматери», «Большой часослов» (Национальная библиотека, Париж), «Прекрасный часослов» (Метрополитен-музей, Нью-Йорк) и наконец самый красивый и впечатляющий – Великолепный или Роскошный часослов («Великолепный часослов герцога Беррийского»).

Причем художники работали над этими книгами для герцога много лет. Шли войны, горели города, люди в страхе прятались по лесам, в стране царила полнейшая анархия (Жанна д’Арк еще не появилась). А они все так же рисовали и раскрашивали миниатюры, и даже сменяли друг друга, осваивая при этом новые художественные течения и совершенствуя своё мастерство. Они знали про требовательный вкус герцога и его взыскательный глаз и старались изо всех сил!

А в итоге человечество получило замечательный вклад в развитие изобразительного искусства Средневековья, а все мы – книги, миниатюры которых восхищают нас до сих пор.


Вот и давайте посмотрим на миниатюры из книги «История Александра», манускрипта, сделанного «по заказу Жана Бургундского, герцога Берри, графа Эстампа». Вот одна из первых: воины Александра осаждают город, окруженный рекой. На переднем плане шатер и воины, причем рыцари в «желтых», то есть позолоченных доспехах, а вот рядовые стрелки, хотя и носят латы на ногах, одеты в бригандины, то есть куртки из ткани, подбитые металлическими пластинками

Однако выше мы перечислили лишь всего несколько книг (хотя и самых известных) из библиотеки герцога. А что же остальные сотни его книг, большая часть из которых иллюминированы, то есть содержит иллюстрации, зачастую не уступающие по своей красоте (и добавим – информационной ценности) миниатюрам из манускриптов всемирно известных.

К счастью для нас, сегодня практически все эти книги оцифрованы и доступны для прочтения в электронной форме. Понятно, что для этого надо знать французский язык того времени, и знать его хорошо.

Но… в ином случае для нас вполне достаточно и других знаний. Например, мы в целом представляем себе, как выглядело оружие и доспехи воинов начала XV века, не говоря уже о том, что некоторая часть из них сохранилась до наших дней. Однако, чем не больше источников, привязанных к известным нам датам – тем лучше. Это позволяет нам узнать их внешний вид с большей точностью, сравнить с миниатюрами других авторов, сопоставить имеющие место сходства и различия.


Очень информативная иллюстрация. Прекрасно выписаны доспехи. И вот что становится ясно из этой миниатюры: на момент отрисовки иллюстраций на поле боя господствовали типичные готические доспехи с кирасами, состоявшими из двух частей – верхней и нижней. И верхнюю часто либо не надевали вообще, либо… обтягивали тканью. Например, парчой, затканной золотыми лилиями!


Битва! Тут очень хорошо показано конское снаряжение тех лет, и что особенно интересно: единственная кольчужная попона с пластинчатым нашейником и маской. Ведь что стоило нарисовать их у всех воинов? Но так, очевидно, не было, что и постарался подчеркнуть иллюстратор


Здесь мы, опять-таки, видим позолоченные доспехи и бригандины на пехотинцах

В предыдущих статьях, посвященных теме книжных миниатюр как источников по военной истории Средних веков, мы уже не раз обращали внимание читателей ВО на те или иные подробности, которые изображали в них художники миниатюристы. Вот и сегодня мы заглянем на страницы одной из книг из собрания герцога Беррийского. Это «История благородного царя Александра, царя Македонского», перевод книги «История Александра», манускрипта, сделанного «по заказу Жана Бургундского, герцога Берри, графа Эстампа». Национальная библиотека Франции. Отдел рукописей. № 9342.


Слева конь в налобной маске, шея которого прикрыта всего двумя пластинами. Денег что ли на то, чтобы прикрыть всю шею, его хозяину не хватило? Впрочем, у других всадников и этого нет!


Очень реалистично изображен бой пеших латников!


Здесь опять мы видим коня в кольчужной попоне, а ещё… что напасть на рыцаря можно было даже сзади, схватить его за голову и… Кстати, на всех иллюстрациях мы видим треугольные колющие мечи, хотя сражающиеся ими наносят и рубящие удары

Понятно, что книга эта есть не что иное, как… «сборник сказок для взрослых», что-то вроде современных фэнтези на историческую тему. Но нельзя забывать, что историческое мышление у тогдашних художников полностью отсутствовало, и прошлое они рисовали как окружавшую их именно в это время жизнь. И уж вот тут-то они никак не могли фантазировать, потому что искажать реальность означало «лгать в письменной форме», а это было страшный грех перед Богом.

Вот слона на мягких лапах нарисовать было можно. Сам-то ведь иллюстратор его не видел, а рисовал с чьих-то слов, а раз так, то грех был на том, кто неточно рассказал, а вовсе не на том, кто неточно его изобразил, и люди Средневековья это прекрасно понимали…


Вот они – все виды рыцарских доспехов начала XV века!


Бой со слонами! Какими их художнику описали, такими он их и изобразил! Но вот рыцарь в сюрко и на коне в геральдической попоне – это уже явный анахронизм. Только он изображен в таком одеянии


Ну вот, а казнили тогда вот так!


Возможно, это сцена «Божьего суда», потому что поверженному никто не приходит на помощь


Воины Александра сражаются с дикими людьми


Очень красивая миниатюра со сценой пиршества, ранее автору нигде не встречавшаяся. Правда, вставлять её в новый учебник по истории для 6-го класса было бы ошибкой, так как пришлось бы пояснять, что там делает всадник на коне…


Прекрасная сцена средневекового досуга знати. Отлично выписаны все костюмы, как мужские, так и женские. Присутствует шут, занятый игрой на каком-то музыкальном инструменте, а на газоне резвится обезьянка


Сцена пира. Ливрейные слуги или пажи приносят в зал еду


А вот этот гербовый значок стоит в конце всех книг из библиотеки герцога Жана Беррийского…
12 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +5
    11 ноября 2023 07:13
    Спасибо!
    Интересно, почитатели книг и творчества данного иллюстратора долго «упирались» при виде слона в живую? Ведь если печатный станок был бы уде изобретен, то слоны Африки и Индии могли войти в научном мире с приставкой «лже» или «псевдо»!! wink
    Всем доброго дня!
    1. +4
      11 ноября 2023 07:30
      30 сентября 1452 года (по другим данным – 1455) в немецком городе Майнце профессиональный ювелир Иоганн Гутенберг, с помощью изобретённой им механической печатной машины (датой изобретения принято считать 1440 год), напечатал первую книгу — «Библию». Книга вышла тиражом около 180 штук, из них 45 — эксклюзивные, отпечатанные на пергаменте.
      1. +1
        11 ноября 2023 13:04
        Насколько я помню, печатный станок придумали не для печатания книг, для копирования церковных индульгенций. laughing
  2. +5
    11 ноября 2023 09:11
    . И верхнюю часто либо не надевали вообще, либо… обтягивали тканью.
    Первое - неверно, ибо на миниатюре у воинов одоспешены руки, а наплечники ремнями крепятся непосредственно к пластрону кирасы.
    Спасибо, Вячеслав Олегович!
    1. +2
      11 ноября 2023 11:38
      Цитата: 3x3zsave
      а наплечники ремнями крепятся непосредственно к пластрону кирасы.

      Значит второе. И Вам спасибо, Антон!
  3. +5
    11 ноября 2023 09:44
    Статья целиком построена на картинках, так нельзя ли было поставить их в хорошем разрешении? А?
    1. +5
      11 ноября 2023 11:37
      Цитата: Кот Александрович
      Статья целиком построена на картинках, так нельзя ли было поставить их в хорошем разрешении?

      50 евро за картинку в хорошем разрешении.
      1. +1
        11 ноября 2023 13:23
        Цитата: kalibr
        50 евро за картинку в хорошем разрешении.
        Ну у вас и расценки! (шутка)
        1. +2
          11 ноября 2023 15:00
          Это не у меня расценки. А расценки зарубежных музеев и библиотек за качественную фотографию объекта или страницы из манускрипта. Впрочем, и у нас не дешево. В одном из музеев Москвы - от 2 до 6 тыс. за твой же фотоснимок объекта.
  4. +4
    11 ноября 2023 10:10
    Спасибо, Вячеслав Олегович!

    Хороша системность в любых занятиях. Например, в подборке библиотеки.
  5. 0
    14 ноября 2023 13:21
    Что за феодал изображён на всех миниатюрах с красным леопардом на жёлтом фоне на флаге?
    1. 0
      21 ноября 2023 10:42
      Судя по гербу - это граф Голландии...