Суета вокруг «Грифона»

51
Суета вокруг «Грифона»

Буквально недавно мы рассуждали о возможности «Грифона» оказаться в рядах ВСУ, и вот такие интересные известия: многоцелевой истребитель Saab «Gripen» модификации E, точнее, его первый серийный экземпляр, начал программу государственных испытаний.

Главная особенность новой модификации, которую заметили многие специалисты – весьма сильно измененная форма крыла самолета и дополнения в механизации. Компания SAAB официально не анонсировала нововведения, по крайней мере, пока. Но на фото с официального сайта компании видно, что крыло «Грифона» подверглось значительным изменениям, и стало из «обрезанной дельты» более трапецевидным.



Многим авиационным экспертам это напомнило не менее знаменитый самолет времен «холодной войны», SAAB «Viggen» с его конфигурацией «утка» и крылом «двойная дельта».


Что еще увидели эксперты?

Увидели следующую картину: такая форма крыла была вызвана полной переработкой и заменой элевонов на более крупные. Элевоны - это задние оконцовочные поверхности управления, которые сочетают в себе функции и руля высоты, и элеронов. С одной стороны, такой шаг может показаться быстрым способом увеличить площадь крыла, но это потребует серьезных модификаций системы управления полетом с последующими испытаниями.


«Gripen» Е с новой формой крыла


«Gripen» Е с оригинальной формой крыла

Здесь возникает вопрос: а зачем «Грифону» такие, не побоюсь этого слова, глобальные изменения?

Йохан Сегертофт, глава бизнес-подразделения «Gripen», объяснил это так:

«На ранней стадии процесса разработки была определена возможность улучшить грузоподъемность «Gripen», что явилось очевидным преимуществом для будущих операций. Было принято решение о скорейшем внедрении этого улучшения. Мы внесли обновления в программное обеспечение и некоторые модификации, затрагивающие поверхности управления. Эти изменения приносят немедленные выгоды, доказывают нашу способность надежно обеспечивать рост и постоянно улучшать потенциал самолетов в будущем».

Логика есть. Самолет на службе с 1997 года, с одной стороны, не сравнить с записными долгожителями типа F-16 или Су-27, с другой стороны, за почти 30 лет всего четыре модификации – в общем, давно назревал такой шаг.

Сегертофт:
«Краеугольным камнем концепции дизайна «Gripen» является его способность быстро и эффективно адаптироваться к меняющимся потребностям. Мы продолжаем совершенствовать самолеты так, чтобы их можно было увидеть и не увидеть, внедряя новые технологии и новые требования. Истребители должны иметь возможность развиваться быстро, эффективно и недорого, чтобы удовлетворять потребности своих пользователей. Например, диапазон производительности «Gripen» E был улучшен и расширен за счет увеличения способности принимать более тяжелые и сложные грузы для эффективного выполнения будущих миссий».

Разложим по полочкам. В 2017 году «Gripen» модификации Е совершил первый полет. Фактически «Gripen» Е, если сравнивать его с «исходным» «Gripen» С/D, это вообще другой самолет: новый более мощный двигатель, повышенная живучесть, БРЛС с АФАР, иная программная начинка, в общем

По сравнению с предшественником было увеличено все: максимальный взлетный вес вырос на 2 000 кг, но благодаря новому двигателю «Дженерал электрик» F414 тягой 6 500 кгс (10 000 кгс на форсаже) истребитель сможет совершать безфорсажный сверхзвуковой полет на скорости до М=1,25. Плюс увеличилась дальность полета и под крыльями добавились две точки подвески вооружения.


И вот к этому решили добавить еще и новое крыло.

Сегертофт:
«Несмотря на то, что обновленное крыло было представлено совсем недавно, идея существует уже некоторое время. Целесообразность этого усовершенствования была определена на ранних стадиях разработки «Gripen» E с использованием методов проектирования Saab, основанных на компьютерных моделях. Дальнейшие исследования в рамках программы ранних испытаний подчеркнули преимущества для будущих операций, и в 2021 году было решено внести эти улучшения в базовую конструкцию».

Первый самолет с измененной конфигурацией крыла поднялся в воздух во второй половине 2021 года. На сегодняшний день в Швеции и Бразилии находятся аж 16 истребителей «Gripen» E. Бразилия является первым и пока единственным экспортным заказчиком самолета, а также открыла свою производственную линию, на которой будут построены 15 из 36 самолетов «Gripen» Е, которые в настоящее время законтрактованы бразильскими ВВС.


Первый Gripen E для Бразилии

Так же Сегертофт подтвердил, что новые конструктивные особенности, которые были разработаны в рамках модификации успешно прошли летные испытания. И такие новинки станут стандартными для всех серийных самолетов, которые будут выпускаться дальше как для Швеции, так и для других стран-клиентов «Gripen».

Ведь кроме Швеции и Бразилии, клиентами Saab являются Венгрия, Чехия, Таиланд и ЮАР. Правда, там на вооружении самолеты модификаций С и D.


Так какое четкое преимущество дает новое крыло по сравнению со старым?

Если оттолкнуться от тех заявлений, что делала пресс-служба концерна Saab, то получается вот такая картина:
- усиленная конструкция крыла позволит размещать под крылом больше вооружений как по количеству (плюс две точки, да), так и по массе. Было высказано мнение, что «Gripen» Е сможет нести на узлах 4 противокорабельных ракеты Saab RBS 15.


- увеличенный размер крыла позволил увеличить и объем крыльевых топливных баков, что сказалось на радиусе действия самолета.

У «Gripen» Е вообще с набором грузов порядок, самолет может брать на свои 9 узлов подвески все, начиная от разнообразных ракет и бомб до подвесных топливных баков.


«Gripen» Е с семью ракетами класса «воздух-воздух» MBDA Meteor и двумя ракетами класса «воздух-воздух» IRIS-T

Утяжеление конструкции и набора вооружения «Gripen» Е, расширение его боевого потенциала в принципе, соответствуют недавно принятой оборонной политике Швеции, которая вновь уделяет особое внимание своему флоту истребителей, поскольку шведское правительство всерьез считает, что региональная политика безопасности ухудшается. И связывают это напрямую с Россией.

В рамках борьбы за безопасность в регионе, а также в преддверии вступления в НАТО, Швеция решила продлить эксплуатацию своего парка «Gripen» модификаций C и D на более длительный срок, а также закупить 60 «Gripen» E нового поколения.


Расчет на то, что «Gripen» Е станет новым образцом оружия влияния в регионе, может и оправдаться в том случае, если самолет реально будет так хорош, как от него этого ожидают. И определенные доводы к этому есть: не стоит сбрасывать со счетов комплекс улучшений, которые могут дать и новый двигатель, и новое крыло, и новая электроника.

Крыло с большей площадью, безусловно, приведет к улучшению летных характеристик на низких скоростях, что особенно полезно для боя на коротких дистанциях. Разумно, поскольку малые дистанции – это та область, в которой российские самолеты еще с прошлого века были королями. И, коль речь идет о гипотетическом противостоянии России, то в первую очередь как раз стоит учитывать такие особенности российских самолетов. Плюс ракеты с очень длинной рукой.

Когда вероятный противник известен, и известен хорошо, подготовиться можно лучше.

Более крупные элевоны означают, что «Gripen» E должен иметь улучшенный контроль тангажа и крена, что имеет основополагающее значение для оптимизации маневренности. Это изменение, вполне возможно, будет иметь положительные моменты в плане общей управляемости на небольших скоростях, включая взлет и посадку, особенно взлет с полной боевой нагрузкой.


Следует отметить, что управляемость и маневренность на низких скоростях не являются ключевым фактором разработанной модификации «Gripen» E, но они могут оказаться более чем полезным побочным продуктом.

И тут сразу обратим внимание на то, что европейский консорциум Eurofighter Jagdflugzeug тоже разработал и предлагает всем клиентам пакет для улучшения грузоподъемности своего истребителя «Typhoon». Комплект аэродинамической модификации (AMK) включал в себя добавление фюзеляжных полос, удлинителей передней кромки и элевонов увеличенной площади, увеличивая максимальную подъемную силу, создаваемую крылом, на 25 процентов.


Схема, показывающая дуги фюзеляжа и удлинители передней кромки, включенные в комплект аэродинамической модификации для "Тайфуна"


Модификации АМК были испытаны на немецком прототипе Eurofighter IPA7 в 2015 году

Так что в принципе, шведы ничего такого сверхнового не сотворили, а наоборот, пошли по пути наименьшего сопротивления, применив уже апробированный способ улучшения ЛТХ своего самолета.

Правда, есть маленький нюанс: пока еще ни одна страна, имеющая на вооружении «Тайфун», не решилась на приобретение АМК. Хотя в теории разработка Eurofighter Jagdflugzeug смотрится очень весомо: набор улучшает продольную устойчивость самолета, что для «Тайфуна» с его боевой грузоподъемностью в 7 500 кг (далеко не самая слабая в классе и выше, чем у «Грифона») означает, что даже тяжело нагруженный самолет будет иметь уменьшенное время прохождения виража, меньший радиус поворота и улучшенную способность к маневру на низкой скорости.

Возможно, эксплуатанты «Тайфуна» еще не сделали выводов о полезности такой модификации, а у пользователей «Грифона» выбор как бы невелик, потому что в самом ближайшем будущем новая форма крыла станет стандартной для модификации Е и последующих (а то, что они будут, сомнений нет) за ней.

Другой вопрос, что Швеции и Бразилии придется на лету осваивать и познавать все преимущества и недостатки, которые может принести данная модификация. Но бразильцам много проще – у них нет под рукой тех, кто им угрожает. Даже теоретически.
51 комментарий
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +6
    8 ноября 2023 04:06
    Но бразильцам много проще – у них нет под рукой тех, кто им угрожает. Даже теоретически.
    Спасибо за обзор, но вот Швеции то кто угрожал, до их срочного позыва до ̶в̶е̶т̶р̶у̶ НАТО?
    1. +3
      8 ноября 2023 08:35
      А разве нет потенциальной угрозы от жителей Альфа Центавра? Нужно укрепляться, а то вдруг прилетят. Если есть бюджет и желание его попилить угроза найдется.
    2. -3
      8 ноября 2023 08:40
      А разве нет потенциальной угрозы от жителей Альфа Центавра? Нужно укрепляться, а то вдруг прилетят. Если есть бюджет и желание его попилить угроза найдется.
    3. +5
      8 ноября 2023 13:33
      Шведы сами сделали себе западло. Жили 200 лет под своим нейтралитетом, и зарабатывали ништяки и в Первую и во Вторую мировые. А теперь фигушки. Хотя, если это только испытания, то в серию он пойдет года через два, в лучшем случае.
  2. +1
    8 ноября 2023 04:22
    Это всё хорошо, это всё правильно...
    На кой нам Грифон и прочие Тайфуны, когда в своём Отечестве экземпляры не опробованы и не представлены (кроме парадов)...После таких статей возникает чувство в собственной ущербности...
    1. +1
      8 ноября 2023 04:54
      Цитата: ROSS 42
      На кой нам Грифон и прочие Тайфуны, когда в своём Отечестве экземпляры не опробованы и не представлены (кроме парадов)...После таких статей возникает чувство в собственной ущербности...

      Как вам мало надо, для для впадения в чувство собственной ущербности... Всего то модернизация, причём не радикальная, пусть и приличного, но не самого выдающегося самолёта.
      Хотя может быть вы просто не в курсе про кардинальные модернизации и модификации Су-27?
    2. -5
      8 ноября 2023 06:43
      Цитата: ROSS 42
      После таких статей возникает чувство в собственной ущербности...

      Обратитесь к соответствующему специалисту. Опытный врач наверняка сможет хотя бы снять симптомы. Что у НАС не представлено? Новейшие сушки вполне успешно приземляют ВАШИХ работодателей.
  3. -4
    8 ноября 2023 04:31
    Украина проиграла уже, пускай заберут ракеты и самолёты свои.
  4. +41
    8 ноября 2023 05:50

    кто-то.. заметил разницу? Линии я так.. для наглядности прокинул. Хотя и без них видно что две одинаковые фото .. request Кто-то подгонял или как?
    1. +13
      8 ноября 2023 06:02
      Какие линии? Это одно и то же фото :D
      1. +13
        8 ноября 2023 18:44
        Цитата: Setavr
        Хотя и без них видно что две одинаковые фото ..
        Это фото одного и того же самолёта. Вот самолёт на фото в начале статьи и самолёт на сдвоенном фото имеют между собой отличия (смотреть по задней кромке крыльев - более крупные элевоны)
        (для удобства, я изображение с фото перевернул)
        1. +2
          8 ноября 2023 20:14
          Ниже по ветке, раньше моего сообщения была информация от Frettaskyrandi
          (Сегодня, 15:36) по этой же теме. Более информативная (с ссылками на первоисточник).
    2. -5
      8 ноября 2023 06:05
      Вопрос... а о чем статья то??? Идёт какая то модернизация самолёта, как у них там вякнуть кто то, "убийцы сушек".... а по факту, чего то средне летающего, ничем и никак не выдающегося...
      О ЧЕМ СТАТЬЯ???
      И да... если кто то считает себя ущербным... request fool
      1. +3
        8 ноября 2023 07:48
        И ещё добавлю, причём тут приквел про Украину? Да, любое сочинение начинается с вводной части (забыл как она называется из уроков по литературе), но от основной темы далеко. А причина статьи банальна. Автор в последнее время пробует себя в качестве военного эксперта. Без профильного образования и опыта, по моим личным впечатлениям. Осюда списания в утиль самолётов, вертолётов, танков. И разбор по косточкам этого самого Грифона.
    3. +6
      8 ноября 2023 06:52
      Цитата: Region-25.rus

      кто-то.. заметил разницу? Линии я так.. для наглядности прокинул. Хотя и без них видно что две одинаковые фото .. request Кто-то подгонял или как?

      А надпись? wink Целых 8 различий
      1. +5
        8 ноября 2023 11:02
        А надпись? wink Целых 8 различий
        точно.. воно оно как однако.. Да.. не заметил recourse laughing
      2. +4
        8 ноября 2023 13:45
        Заметил! Жду, когда модераторы устранят этот косяк. А они что-то не торопятся...
    4. Комментарий был удален.
    5. 0
      8 ноября 2023 17:51
      Как говорится - а зачем платить больше? laughing
  5. +7
    8 ноября 2023 06:00
    По описанию понятно чем крылья у Е и D отличаются, а по приведенным фото не ясно. В сравнительных фото одна и та же фотография.
    Загуглин, никакой двойной дельты не увидел.
    1. +1
      8 ноября 2023 07:16
      Как я понял, новый на втором фото статьи, где снимок сделан снизу.
      1. 0
        8 ноября 2023 10:16
        Нет. На том фото SAAB «Viggen».
  6. +2
    8 ноября 2023 06:03
    Как ни разглядывал, не заметил разницы в самолётах.
    1. -5
      8 ноября 2023 11:41
      Например, есть разница в форме передней кромки крыла- у старой версии она прямая
      1. +10
        8 ноября 2023 13:47
        Да тут, похоже, одни чемпионы... "Грипен" от "Виггена" отличить не могут!
        1. +3
          8 ноября 2023 15:35
          Да тут, похоже, одни чемпионы... "Грипен" от "Виггена" отличить не могут!

          Точно, вы правы.
  7. fiv
    +6
    8 ноября 2023 06:36
    Две фотографии в начале, где новый иоригинальный самолеты, совершенно одинаковые. Даже облака одни и те же. Стало быть, нет отличий?
  8. -3
    8 ноября 2023 06:47
    Цитата: Владимир_2У
    Швеции то кто угрожал,

    Ес-но никто. Не надо задавать риторических вопросов.
    Об отношении "просвещенной", мать их, Европы к России, советую почитать у барона Марбо.
  9. +3
    8 ноября 2023 07:31
    А чем различаются фотографии «Gripen» Е с новой и оригинальной формой крыла?
    1. +8
      8 ноября 2023 08:30
      Цитата: Anorma
      А чем различаются фотографии «Gripen» Е с новой и оригинальной формой кры

      Подписью...
  10. +4
    8 ноября 2023 08:29
    Большая площадь, значит меньшая нагрузка на единицу площади, соответственно лучшая маневренность, увеличение площадей элевонов, кроме того еще и повлияет на взлетно-посадочные свойства самолета, в сторону улучшения и возможного сокращения длинны взлета...
    1. 0
      8 ноября 2023 17:07
      Большая площадь, значит меньшая нагрузка на единицу площади, соответственно лучшая маневренность, увеличение площадей элевонов, кроме того еще и повлияет на взлетно-посадочные свойства самолета, в сторону улучшения и возможного сокращения длинны взлета...

      Статью не читал но полагаю это полный пересказ статьи и ничего больше я в статье не узнаю
  11. +7
    8 ноября 2023 10:12
    Гриппен ОЧЕНЬ хороший самолёт, пожалуй единственный на сегодня действительно ЛЕГКИЙ истребитель. У него отличная аэродинамика, он очень хорошо приспособлен для базирования ХЗ где, начиная с взлетно-посадочных качеств, кончая организацией технического обслуживания. Он очень, очень хорош по степени информационного обеспечения.
    Очевидно, модернизация сделает его ещё лучше.
    Разумеется лёгкий вес и, соответственно, меньшая, в сравнении с тяжёлыми самолётами, боевая нагрузка может считаться его недостатком, но тут уж никуда не денешься.
    1. +3
      8 ноября 2023 10:31
      Ничуть не недостаток, а скорее достоинство для относительно компактной по территории страны, данный истребитель способен выполнить весь спектр задач. Да, в ударном варианте, в силу своей лёгкости, возможности "Гриппена" несколько ограничены, но в случае чего можно просто незначительно увеличить количество самолётов
      1. +4
        8 ноября 2023 11:40
        Естественно! За все надо платить, а возможность летать с маленьких необорудованных площадок была одним из основных требований при проектировании.
  12. 0
    8 ноября 2023 10:17
    Как же достал этот всезнайка-графоман!Начать с хотя бы того, что Gripen по-шведски - это, примерно, на русский -"взволнованный", "охваченный чувством" и т. п. Дословного перевода слово не имеет, как, например, финское sisu. А грифон же по-шведски - grip. Далее статью "специалиста" можно не читать.
  13. +1
    8 ноября 2023 11:04
    Так что в принципе, шведы ничего такого сверхнового не сотворили, а наоборот, пошли по пути наименьшего сопротивления, применив уже апробированный способ улучшения ЛТХ своего самолета.
    Тут есть вопрос. Касается он того, как именно сейчас обстоят дела в авионике современных боевых машин. Дело в том, как именно реализуется реакция на ручку.
    Можно идти двумя путями. Первый - совершенствовать систему управления механизмами крыла, хвоста и т.д., сосредоточившись на том, чтобы команды с ручки передавались как можно более точно. А можно отдавать бортовому компьютеру команды на маневр, а уж он сам будет рулить всеми исполнительными механизмами, самостоятельно выбирая наиболее эффективные (на взгляд ПО) способы исполнения маневра.
    В зависимости от того, как именно реализуется управление данным самолетом, и надо рассматривать внесенные изменения.
  14. +3
    8 ноября 2023 12:25
    Хороший легкий экономичный самолет. У нас такого нет, а жаль.
    1. -4
      8 ноября 2023 17:02
      Хороший легкий экономичный самолет. У нас такого нет, а жаль

      Миг 35
    2. -3
      9 ноября 2023 11:24
      Хороший легкий экономичный самолет. У нас такого нет, а жаль.

      Як 130
  15. +2
    8 ноября 2023 14:28
    «Gripen» Е с новой формой крыла

    Автор, совершенно не разобравшись в вопросе, залепил статью, что называется - ни о чем.
    Самолетов Gripen Е с "новой" и "оригинальной" формой крыла не существует в природе.
    Есть самолет JAS 39C и есть самолет JAS 39E - дальнейшее развитие истребителя Gripen. Увидеть изменения в планере JAS 39E по сравнению с планером JAS 39C на фото из интернета просто нереально (размах крыла у JAS 39C - 8,4 м, у JAS 39E - 8,6 м).
    Для владеющих "вражескими англосаксонскими" языками можно предложить эту схему.



    На ней исчерпывающая информация о разнице между JAS 39C и JAS 39E.

    Вообще, концептуальные статьи об авиации от автора, совершенно далекокого от теоретических основ авиации выглядят оксюмороном.
    1. +11
      8 ноября 2023 15:36
      Самолетов Gripen Е с "новой" и "оригинальной" формой крыла не существует в природе.

      Вынужден дезавуировать свой комментарий и принести извинения автору и аудитории.
      Фирма Gripen действительно приступила к испытаниям самолета Gripen Е с увеличенными элевонами. Этот самолет (серийный номер 6002) у автора на фото в самом начале статьи.




      Ввеху - "новое" крыло", внизу - старое. Различия хорошо видны.
      Оригинал статьи - https://www.thedrive.com/the-war-zone/heres-why-saabs-gripen-e-fighters-wing-suddenly-grew-in-size
  16. Eug
    +3
    9 ноября 2023 07:22
    Вот так - без всякой помпы и вопении о 5 поколении и "аналоговвмиренет" достигнута одна (реально две - с учетом комплекса оборудования) характеристик 5 поколения - сверхзвук на бесфорсаже. И что будут покупать - "неимеющийаналогов" макет Checkmate или реальный Грифон?
    1. +1
      29 января 2024 13:12
      Это вам кто про характеристики "пятого поколения" рассказал? Кто-то кроме попмеха уже выпустил какие-то общепринятые стандарты поколений? ЕМНИП о "поколениях" никто ничего не слышал до момента появления Раптора. Именно тогда Лохокиду Мартину для оправдания взрывного роста цены самолёта пришла в голову идея назвать его "пятым поколением". До него никому в голову не приходило делить боевую авиацию на какие-то поколения.
      Чтобы вы не особо страдали от ощущения ущербности, напомню, бесфорсажным сверхзвуком обладали таки самолёты как Ту-144 и Конкорд. А из военных на бесфорсажном сверхзвуке летали МиГ-25 и МиГ-31. И делали это задолго до того, как в головы штатовских маркетологов пришла сама по себе мысль о "пятом поколении".
      Знаете, внимательное изучение истории авиации как отечественной, так и мировой избавляет от множества психологических проблем :)
  17. +1
    9 ноября 2023 18:43
    Интересный автор Роман. Писучий, затрагивает самые разные темы, но мне кажется, что Романов несколько. Уж больно отличаются его материалы по качеству - от замечательных, почти блестящих, до какой-то лабуды. Не верится, что это писал один и тот-же человек. Роман, ты кто?
  18. -1
    9 ноября 2023 21:32
    Цитата: Касатик
    Интересный автор Роман. Писучий, да.
    Затрагивает самые разные темы. Однако представляется, что Роман несколько убогооднообразен. Уж больно похожи его материалы по качеству лабуды. Не верится, что это писал один и тот-же человек. Роман, ты кто?

    Один и тот же !Нихрена ни в чём не понимает. Даун полный! Зарабатывает построчно. Как говорил Промокашка: "Это и я так смогу". Сужу по своей узкой теме, где Роман-графоман ахинею несёт,- будьте здрасьте. А, значит, и в других не лучше. Роман, Вам бы заткнуться, - для Родины будет лучше...
  19. +1
    9 ноября 2023 23:37
    Грамотный подход с модификацией. В свое время предлагали военным поменять крыло у МиГ -21, увы.
    1. +1
      10 ноября 2023 00:39
      Цитата: Pavel57
      предлагали военным поменять крыло у МиГ -21

      Никогда не слышал. Очень интересно. На крыло Бартини, не? Можно подробности?
    2. 0
      29 января 2024 13:25
      А зачем? Я без прикола, просто интересно. Насколько я знаю, сами миговцы довольно долго вели "балалайку". По крайней до 90-х точно. Я слышал про замену двигателя, про многократные замены РЛС. В 1975 году сделали вообще практически "туполевскую модернизацию" -- МиГ-21 бис. Но вроде бы никогда не предлагалось изменить крыло.
  20. +1
    10 ноября 2023 11:02
    Цитата: Румaтa
    Цитата: Pavel57
    предлагали военным поменять крыло у МиГ -21

    Никогда не слышал. Очень интересно. На крыло Бартини, не? Можно подробности?


    Подробностей особо нет. Попадались схемы, где треугольное крыло менялось на трапецию , где- то как у МиГ-25.
  21. 0
    27 января 2024 20:54
    Познавательная информация.
    Малой кровью- приличный результат.
  22. 0
    8 марта 2024 15:45
    «Gripen» Е с новой формой крыла
    Грипен со старой
    +++++++++++++++++

    Скоморохов, у вас на фото с новой и старой версиец крвла одинаковые фото. Приём.