Каждый год российское Министерство обороны начинает играть весьма занимательную игру с призывниками, которая называется призывом. И комплектование армии исключительно контрактниками не спасет ситуацию. Возникает вопрос: почему в странах-участницах НАТО не возникает подобных проблем с пополнением армий? Может быть, весь секрет заключается в умелой пропаганде и создании положительного образа вооруженных сил?


Если российское военное руководство не популяризирует стиль милитари в молодежной моде, не разрешая носить знаки отличия различных воинских подразделений, то, к примеру, в Америке, дело обстоит совершенно по-другому. Там можно носить все – шевроны, форму, нашивки – и американцы с удовольствием делают это. Действия российских законодателей выглядят очень странно, особенно, если учитывать переодевание российских солдат в военную форму от Юдашкина для привлечения все той же молодежи. Эта акция стоила министерству 100 миллионов рублей, но это далеко не все деньги, которые придется выделить из государственного бюджета, поскольку названная сумма – это всего лишь гонорар известному модельеру за эскизы. А ведь можно было пойти по пути американцев: разрешить ношение милитари-стиля молодым людям. Как говорится, дешевая и сердитая пропаганда.

Еще одним отличием, которое существует между российской и американской пропагандой, является то, что в Америке действует программа под названием Cell Phone Recycling, суть которой заключается в том, что американским жителям предлагают положить свои старые мобильные телефоны, даже если к ним нет зарядного устройства или аккумулятора, в специальные конверты, и затем оставить их на почте без пересылки. Все эти конверты в дальнейшем направляются в спеццентр. А средства, полученные от переработки этих телефонов, тратятся на приобретение телефонных карточек для американских солдат, проходящих службу в горячих точках мира. К примеру, в 2004 году таким образом было собрано более одного миллиона долларов для американских солдат, находившихся в Афганистане и Ираке.

Так почему бы российской, точно так же, как и многим постсоветским вооруженным силам, не организовать проведение подобной программы? Ведь совершенно не обязательно собирать телефоны, можно придумать что-либо другое. Но такая программа позволила бы гражданскому населению принимать участие в жизни вооруженных сил, престиж которых далеко не на высоком уровне.

Проводится и другая работа с семьями военнослужащих. В США существует довольно много организаций, которые состоят из членов семей военнослужащих. Основная задача таких организаций заключается в том, чтобы сделать жизнь солдат более комфортной. Помимо этого, в армии существует ряд программ, направленных на информирование родственников о том, где проходят службу близкие люди.

В России также есть организация, которая состоит из родственников военнослужащих – Комитет солдатских матерей. Предполагалось, что он будет работать совместно с армией, но получилось так, что все обернулось противостоянием. Конечно, вполне очевидно, что родители переживают, где служит их сын, и что с ним. Но ведь для того, чтобы немного их успокоить, нужно-то совсем немного: разослать красочные буклеты с описанием части, периодически присылать сообщения об успехах солдата, записать и переслать родителям диск с присягой, в конце концов, просто дать номер телефона непосредственного командира. Главное, что родители будут уверены в том, что их ребенок находится в зоне доступа.

В американской прессе довольно часто в подробностях рассказывается о том, как снимают с должностей американских офицеров и по каким причинам. Зачастую причина кроется в том, что он плохой лидер и не соответствует моральному стандарту американских вооруженных сил. Конечно, увольняют и за более серьезные проступки, но в любом случае указывается на несоответствие стандартам. Таким образом, американская армия демонстрирует, что у нее сформирован четкий стандарт настоящего военного, проводится жесткий контроль за его соблюдением. В СНГ, как правило, показательно и шумно увольняют казнокрадов, в то время как алкоголиков или садистов освобождают от службы по-тихому. Таким образом, создается впечатление, что уволить из армии могут лишь в том случае, если украл и не захотел поделиться, а все остальное – чепуха.

Ни для кого не является секретом, что в Соединенных Штатах многие молодые люди идут на воинскую службу, потому как это реальный шанс получить образование. В стране действует программа, согласно которой каждый американский гражданин, который отслужил в армии, получает определенные льготы при поступлении в высшее учебное заведение. При этом Пентагон даже намеревается платить резервистам за получение ими образования.

В странах НАТО также проводится немало мероприятий, которые направлены на поднятие престижа службы в армии. Это не только пропагандистское воздействие на население, но и льготы для военнослужащих, которые позволяют без особых проблем вернуться к гражданской жизни после прохождения службы.

Существующая в российской армии проблема обеспечения жильем в европейских государствах очень легко решается. Так, к примеру, в Германии военнослужащим выдается льготная ипотека, которую легко покрыть из заработной платы, которую получают даже рядовые солдаты. Существует также вариант платы за аренду солдатом жилья. Российские офицеры о подобном могут разве что только мечтать, а о солдатах и говорить нечего. Помимо предоставления различных материальных льгот и материальной поддержки, активно действует и пропаганда. Так, в частности, вооруженные силы Великобритании имеют свои собственные странички в Facebook, Twitter и YouTube. Кроме того, престиж армии призван поднимать и журнал The British Army.

Просматривая интернет-страницы и журналы вооруженных сил стран-участниц Североатлантического альянса, можно увидеть большое количество известных людей, которые не скрывают того, что добровольно проходили воинскую службу. Если же обратиться за подобными примерами к отечественным звездам, то здесь могут возникнуть определенные проблемы, поскольку вспомнить, кто из популярных среди молодежи артистов проходил воинскую службу не представляется возможным. Более того, большинство отечественных актеров, которые на экранах так правдоподобно изображали военных, в реальной жизни служить даже не думают, поскольку уверены, что в армии им делать нечего.

В британских вооруженных силах, помимо пропаганд самой службы, активно рекламирует и свои технологические достижения. Для этого была проведена совместная с Формулой-1 кампания. И если даже многие поклонники этого вида спорта задумались не о гоночном болиде, то о службе в армии точно.

Многие страны в мире имеют свои кадетские школы и корпуса. К примеру, во Франции. В России также существует большой кадетский корпус, который состоит из специализированных классов и непосредственно суворовских училищ. Однако проблема заключается в том, что большая часть населения об их существовании даже не догадывается, потому как жизнь этих учебных заведений проходит очень тихо и незаметно.


И совершенно другое измерение – американские военизированные классы и школы. Здесь постоянно проводятся открытые соревнования между учениками. Наиболее зрелищным из всех является соревнование по обращению с оружием. Что касается России, то подобное воинское искусство демонстрируют лишь солдаты Президентского полка и то только на торжественных мероприятиях в Александровском саду. При этом попасть на подобное мероприятие для обычного человека просто нереально.

В российской столице есть одно воинское училище, которое называют кремлевским. Такое название это учебное заведение получило благодаря тому, что выпуск курсантов проводился на Красной площади.

В США есть известная военная академия Вест-Пойнт, учиться в которой очень и очень престижно, торжественная церемония приема кадетов всегда подробно освещается в средствах массовой информации.

В Великобритании, на празднование 150-летнего юбилея кадетского корпуса прибыл с поздравлениями принц Чарльз, передав при этом поздравления и от королевы. Таким образом, руководство государства активно пропагандируют престижность службы в армии среди молодого поколения.

В России же ни освещения в прессе, ни внимания и знаков уважения от правительства эти учебные заведения не получают. И одним из немногих, кто активно продвигал престиж воинской службы среди молодежи, является В.Путин. Но все его добрые намерения были перечеркнуты начавшимися реформами. Если еще несколько лет назад российских военных можно было увидеть в гражданских мероприятиях, к примеру, в рок-фестивалях, то в настоящее время нигде, кроме парада в День Победы они не «засветились». Западные военные в это время активно участвуют в гражданских мероприятиях. Кроме того, по всему миру распространяется глянцевый военный журнал под названием Soldiers. В России также есть несколько подобных изданий, однако известны они очень небольшому кругу читателей.

Для повышения воинской службы среди гражданского населения, а также для демонстрации боеготовности армии и формирования положительного отношения к военным кампаниям, которые проводит американское военное руководство, а США активно используются компьютерные игры. Интерес к играм военное руководство начало проявлять еще в 1970-х годах, когда впервые был разыгран сценарий развития событий конфликта между странами Варшавского договора и участницами НАТО. Кроме того, в настоящее время существует большое количество таких игр: «Дельта Форс», «Объединенные силы», «Американская армия», «Призраки», «Вторая жизнь». Да и вообще стоит отметить, что вооруженные силы США – это больше легенда, то есть речь идет вовсе не о том, что они настолько прославленные. Имеется в виду, что вся военная история очень разбавлена сказками и мифами. Примечательно, несмотря на то, что весь мир прекрасно об этом знает, американцам по-прежнему удается убедить всех в том, что у них только самое новое и современное супероружие, а в армии служат только суперсолдаты. Как только американская «оборонка» выпускает очередную новинку, об этом сразу же становится известно широкой общественности благодаря Голливуду. Если же говорить о российских военных фильмах, в частности современных, то они больше вызывают смех, чем желание служить в армии. Достаточно вспомнить сериалы «Солдаты» или «ДМБ».

По мнению генерал-майора в запасе Юрия Усынина, российская и зарубежная пропаганда воинской службы очень сильно отличается. И дело не только в различных финансовых возможностях. Дело в том, какой смысл складывается в эту пропаганду. Так, к примеру, если в России основной мотив – это защита страны, то в западных государствах – большие материальные блага. Но в то же время, если в российской пропаганде все более обобщенно, то в западной – все четко прописано, начиная от материальной выгоды, и заканчивая мерами безопасности, которые необходимо соблюдать.

По мнению военного, необходимо также привлекать гражданское население, поскольку армия – большое образование, и существовать изолированно не может. Что касается имиджа российской армии, то многое зависит от самого человека и от воспитания, которое он получил. И если в советские времена уважение к военным было очень большим, то сейчас, к большому сожалению, даже говорить об этом не приходится. Нужно помнить, что имидж состоит из небольших деталей, поэтому и сами военные должны думать о своем положительном образе.

Но не все так плохо. Несмотря на большое количество промахов в российской пропаганде службы в армии существуют и определенные перспективы. В частности, речь идет о военно-патриотическом воспитании молодого поколения. В первую очередь, оно осуществляется в школах на уроках ОБЖ, в рамках нескольких основных направлений: воспитание на боевых традициях армии (вахта памяти, шефство над захоронениями, экскурсии, встречи с ветеранами, выставки, конкурсы военно-патриотической тематики), проведение военно-спортивных игр («Орленок», «Зарница», эстафеты, месячники массовой спортивно-оздоровительной деятельности), а также осуществление взаимосвязи между школьным и военным коллективом. Кроме того, на таких уроках ребята получают новые знания, формируют навыки и умения военно-прикладного характера.

Офицеры проводят беседы по профориентации с учащимися, в больших городах периодически проводятся Спартакиады между учениками по военно-прикладным видам спорта. Что касается кадетских учебных заведений, то помимо вышеперечисленных занятий, здесь проводятся также полевые практические занятия. Кроме того, в воинских частях каждый год проводятся Дни открытых дверей.

Помимо школы, военно-патриотическим воспитанием молодежи занимаются и многочисленные общественные организации: ДОСААФ, РОСТО, клубы и группы «Русь», «Вымпел», «Дружина», «Добрыня», «Гвардия», «Пламя», «Юный десантник».

Они занимаются проведением различных конкурсов, основной целью которых является популяризация здорового образа жизни, морально-этических ценностей и положительного образа армии. Кроме того, эти конкурсы направлены на формирование тех качеств, которые необходимы на военной службе и в различного рода экстренных ситуациях, пополнение знаний об истории российской армии, обретение знаний и умений по основам безопасности жизнедеятельности, общей физподготовки и основам военной службы. Как правило, в таких мероприятиях принимают участие подростки 14-17 лет.

С целью развития в подростках семейных ценностей и патриотических чувств также проводятся конкурсы военных династий. Яркий тому пример – республиканский конкурс военных династий, который проводится в Чувашской Республике. Согласно правилам мероприятия, в нем могут принимать участие те семьи, в которых не менее трех человек проходили военную службу в советской либо в российской армии. Основные цели проведения конкурса – пропаганда военно-патриотического и культурно-нравственного потенциала династий, поддержка преемственности поколений, сохранение военных традиций. Лучшие материалы, а также информация о победителях помещается в печатных изданиях как самой республики, так и в российских газетах и журналах – издании международной ассоциации «Ветераны Отчизны», а также в журнале «Патриот Отечества».

Для пропаганды службы в военно-морском флоте проводятся учебно-тренировочные сборы призывной молодежи, в частности, на борту корабля «Ладный». В сборах принимают участие молодые люди, подлежащие призыву, а также участники военно-патриотических клубов. Участники должны быть годными в службе на флоте и проявлять успехи в специализированном обучении.

С той же целью был создан и «Клуб адмиралов» в Москве, основными целями которого является формирование патриотического сознания молодежи, чувства гражданского и воинского долга, объединение научного, интеллектуального и практического потенциала участников клуба для развития военно-морского флота. Кроме того, члены клуба помогают социальной защищенности и поддержке ветеранов флота.

Помимо этого, военное руководство постепенно приходит к пониманию того, что в пропаганде воинской службы и положительного образа армии большое значение имеет телевидение. Так, к примеру, недавно появилось армейское реалити-шоу под названием «Специальное задание». Несмотря на то, что проект получился весьма спорным, он имеет немало и положительных сторон. Для шоу была специально построена «воинская часть», а испытания проводились на военном полигоне. При этом участники жили в настоящих армейских условиях. Конечно, были определенные огрехи и несоответствия настоящему уставу, и не лишним было бы обратиться за советами и помощью к военным экспертам, но с другой стороны, демонстрация настоящей военной техники, которая находится на вооружении российской армии, привлекла внимание молодежи.

Кроме того, начинают появляться и рекламные ролики, которые показывают только самое лучшее, что существует в вооруженных силах, и рассказывают о тех преимуществах, которые получат те, кто придет служить: стабильном заработке, хорошем питании и крыше над головой…

Хорошим примером того, каким должно быть военно-патриотическое воспитание, и как именно оно должно проводиться, может служить Казахстан. Государство имеет большую заинтересованность в этом, что подтверждает документально, в частности, государственной программой о патриотическом воспитании гражданского населения страны. Помимо проведения уроков ОБЖ в школьных учебных заведениях, определенные мероприятия имеют место и в вузах. Так, в частности, каждый год в течение месяца перед Днем Победы проводится месячник военно-патриотической и оборонно-массовой работы, в рамах которого проводятся уроки мужества, многочисленные беседы, конкурсы плакатов, рефератов и газет, встречи с курсантами и ветеранами. Военно-патриотическое воспитание осуществляется по нескольким направлениям: пропаганда внешней и внутренней политики государства (пропаганда достижений государства, развитие культуры, науки, экономики, традиций народа, воспитание чувства гордости).

Кроме того, в стране проводятся и военно-полевые сборы для участников военно-патриотических клубов, в ходе которых подростки имеют возможность детально познакомиться с жизнью солдат, попробовать солдатской пищи, принять участие в концертах. Сборы длятся целую неделю. Дети живут по армейскому распорядку, с ранними подъемами, строевой, огневой и тактической подготовкой, различными занятиями и изучением устава. После таких мероприятий подростки легко разбирают и собирают оружие, на отлично сдают все нормативы, хорошо стреляют. Примечательно, что большинство ребят настроено на военную службу в армии на контрактной основе.

Таким образом, можно с уверенностью говорить о том, что проблема повышения престижа воинской службы и формирование положительного образа армии – это дело серьезное. И решить проблемы, которые существуют в этой сфере, без привлечения общественности, не получится.

Использованы материалы:
http://www.dosaaf.ru/component/content/article/30-blog/80-2011-10-17-14-14-10
http://old.stjag.ru/print.php?nid=32318
http://armyrus.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=998
Автор:
Валерий Бовал
Ctrl Enter

Заметили ошЫбку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

59 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти