Чем похожи стелс-бомбардировщики У-2 и F-117?



Ф-117 и У-2. Вы их наверняка знаете: первый – супербомбардировщик-невидимка, второй - …
Если ты, уважаемый читатель, надеешься встретить здесь историю о легендарном высотном разведчике У-2 «Дрэгон лэди», то вынужден тебя разочаровать: тот У-2, о котором пойдет речь ниже, всего лишь перкалевый биплан конструкции Н.Н. Поликарпова.

«Стелс» и «Кукурузник» – два легендарных самолета, ставшие всенародными любимцами. Про них сняты рулоны кинофильмов и написаны библиотеки книг.

Амбициозная американская программа по созданию невидимого самолета – громкий дебют и просто оглушительный финал, с бегущими на телеэкранах кадрами сбитого «Невидимки». Зловещий черный самолет, квинтэссенция современных нанотехнологий и инновационных решений, превратившийся к концу карьеры во всемирное посмешище. Просто удивительно, сколько шума смогли наделать 64 самолета «Найтхоук» (включая прототипы).

Второй сегодняшний герой - анекдотичный «рус-фанер», впервые взлетевший в 1928 году. Простой, как щепка, биплан со 100-сильным мотором - надежный и легкий в управлении, способный приземлиться на любом «пятачке» и выпущенный тиражом в 30 тысяч экземпляров.
Однако, при внимательном осмотре обе машины, несмотря на полувековую разницу в возрасте, имеют гораздо больше сходств, чем можно было предположить. «Найтхоук» и «Кукурузник» - просто братья-близнецы. Не спешите крутить пальцем у виска…

Технология «Stealth» - комплекс мер снижения заметности боевых машин в радиолокационном, инфракрасном и других областях спектра обнаружения, позволяющих радикально уменьшить вероятность обнаружения боевой машины и, тем самым, повысить ее выживаемость. Создатели F-117 стремились снизить все без исключения демаскирующие факторы самолета: способность отражать радиолокационное облучение, самому излучать электромагнитные волны, издавать звук, оставлять дымный и инверсионный следы.

Гасли импульсные огни на крыльях «стелса», убирались внутрь корпуса антенны радиосвязи, отключались радиовысотомер и ответчик «свой-чужой» – черный как смоль F-117 растворялся в черном антрацитовом небе над территорией противника.

Противник обнаружит «Найтхоук», только когда открывшиеся створки бомболюка нарушат ЭПР супер-бомбардировщика – F-117 засияет в ночном небе, подобно звезде первой величины. Слишком поздно! – бомбы уже сброшены на цель. Огненная вспышка раскалывает ночь, выхватив на мгновение из тьмы граненый профиль мчащегося над нижней кромкой облаков «стелса». F-117 быстро «заметает следы», отключается система лазерной подсветки цели и черный самолет снова исчезает в ночном небе.

Вся операция занимает двадцать секунд. Длительность режима подготовки ракет зенитного комплекса С-200 (включение электроники, раскрутка гироскопов) – 1 минута. В начале 80-х годов у F-117 были неплохие шансы ускользнуть от возмездия.

Как результат – 1 боевая потеря на 3000 боевых вылетов. Основные цели «Найтхоука» – объекты с наиболее сильной ПВО. При этом речь идет о неуклюжем дозвуковом самолете, без оборонительного оружия и с минимальной живучестью! На «Найтхоуке» не было даже дублирующей механической системы управления, т.к. при отказе электроники человек все равно был не в состоянии управлять «Хромым карликом».
Чем похожи стелс-бомбардировщики У-2 и F-117?

F-117 «Найтхоук» пропал где-то среди звезд, а в ночном небе вдруг послышался тихий, почти невесомый шелест…

- Ганс, ты ничего не слышал?

- Гейнц, расслабься, это всего лишь русский самогон.

- Нет, там что-то есть. Я отчетливо слышал звук – будто взмах крыла большой птицы.

Гейнц вскочил на ноги и принялся внимательно вглядываться в усеянное звездами бархатное небо, он словно чувствовал, как с ночных высот на него пристально глядят глаза смерти. Около года назад Гейнц слышал леденящую кровь историю – поседевший фельдфебель, рассказывал, как однажды ночью, лежа в окопе под Владикавказом, кто-то из его сослуживцев чиркнул спичкой – и через секунду в окоп упала русская авиационная бомба, придавив незадачливого курильщика. К счастью, не взорвалась – а потом они услышали с неба крики. Женские крики!

И тут Гейнц увидел своего невидимого врага – одна за другой мигнули звезды «ковша» Большой медведицы, через мгновение погас и вспыхнул вновь ярко-оранжевый Арктур. «Шайзе…» - побледнел Гейнц и осел на землю. Огненная вспышка раскалола ночь, выхватив на мгновение из тьмы профиль мчащей над кронами деревьев «этажерки». Упавшие Ганс и Гейнц уже не слышали, как зарокотал включившийся мотор, унося на Восток русский ночной бомбардировщик. А откуда то сверху неслись звонкие девчачьи голоса: «Фрицы! Получите за Таню Макарову и Веру Белик!».

46-й (Таманский) гвардейский ночной бомбардировочный авиаполк, более известный как «Дунькин полк», выполнил за годы Великой Отечественной войны 23 тысячи боевых вылетов! «Ночные ведьмы» обрушили на головы фашистов три миллиона килограмм бомб!!!
Боевые потери полка – 32 человека. Учитывая, что экипаж У-2 состоит из двух человек, фрицам удалось сбить за всю войну не более двух десятков «рус-фанэров»! За всю войну полк ни разу не уходил на переформирование. И это притом, что:
Наш учебный самолёт создавался не для военных действий. Деревянный биплан с двумя открытыми кабинами, расположенными одна за другой, и двойным управлением — для лётчика и штурмана.Без радиосвязи и бронеспинок, способных защитить экипаж от пуль, с маломощным мотором, который мог развивать максимальную скорость 120 км/час. На самолёте не было бомбового отсека, бомбы привешивались в бомбодержатели прямо под плоскости самолёта. Не было прицелов, мы создали их сами и назвали ППР (проще пареной репы). Количество бомбового груза менялось от 100 до 300 кг. В среднем мы брали 150—200 кг.
- Ракобольская И. В., Кравцова Н. Ф. — «Нас называли ночными ведьмами»

Вот так вот! Без брони, без радио, без прицелов и часто без парашютов. Единственное оборонительное оружие – пистолеты ТТ. Интенсивность использования ночных бомбардировщиков была столь высока, что девушки выполняли подчас по 6-10 вылетов за ночь. И тем не менее - У-2 «Дунькиного полка» имели всего одну потерю на тысячу боевых вылетов! – выживаемость в десятки раз выше, чем у бронированного штурмовика переднего края Ил-2.

Эти девочки знают ответ на былинное словоблудие "Место женщины в армии"

Понимая, что их Главное оружие – скрытность, летчицы из всех сил старались уменьшить вероятность обнаружения самолета – иначе, конец! При бомбардировке немецких позиций часто использовали специальную тактику: У-2 делал «крюк» и, заглушив мотор, беззвучно планировал на цель со стороны вражеской территории. Сбросив бомбы, самолет врубал двигатель и, не разворачиваясь, уходил со снижением в сторону своего аэродрома. Скорее, скорее, пока немцы не пришли в себя и не открыли шквальный огонь во все стороны.

Но изредка случались трагедии – луч немецкого прожектора случайно выхватывал «этажерку» из ночной мглы, и тогда «небесный тихоход» был обречен. Летчицы с дрожью в голосе вспоминали, как на подходе к цели, видели беспомощно барахтающийся с прожекторных лучах самолетик из их полка. А снизу к нему тянулись хищные линии трассирующих пуль…

Правильно выбранная тактика значит многое – «Стелс» и «Кукурузник» здорово действовали по ночам, но для обоих было противопоказано подниматься в небо среди бела дня. Впрочем, перкалевый У-2 все же имел определенное преимущество в воздушном бою – слишком малая скорость. Слишком!

15 апреля 1953 года американский реактивный перехватчик F-94 «Старфайр» засек северокорейский У-2, выполнявший курьерские функции в прифронтовой полосе… Думаете, американский пилот получил легкую мишень и щедрую награду от своего командования? Сейчас!
«Старфайр» безуспешно нарезал круги вокруг медленно плывущей «этажерки», пока, наконец, не сбросил скорость ниже 180 км/ч, отчего потерял управление и разбился. Курьезная потеря признана американской стороной.

Во времена Корейской войны, американцы отмечали немалую сложность перехвата «кукурузников» - даже появившиеся радары не различали столь специфические конструкции с минимальным содержанием металла. А чрезмерно малая скорость делала успешный перехват весьма сомнительным мероприятием.

Чудес не бывает. Успешная боевая карьера У-2 объясняется двумя факторами: мастерством летчиц и тем обстоятельством, что от боевых самолетов в то время требовалось немного. Примитивный У-2 полностью соответствовал своему статусу «ночного бомбардировщика», превратившись, в конце концов, в одного из самых эффективных ночных бомбардировщиков Второй мировой.

Создателям «стелса» пришлось гораздо сложнее – наступившая эра радаров и тепловизоров уже не позволяла сконструировать из подручных средств эффективный самолет-невидимку. Сейчас, спустя 30 лет, стали известны некоторые подробности истории создания F-117 «Найтхоук» - многочисленные грани, реализованные в архитектуре самолета, рассеивают излучение радара в противоположных направлениях – с какой стороны не облучай «Найтхоук», это «кривое зеркало» отразит лучи в сторону от антенны РЛС. Пилообразная форма кромок всех сочленений, электропроводящее покрытие фонаря кабины, ячеистые решетки на воздухозабрниках, ферромагнитная краска и радиопоглощающие покрытия, сопла специальной формы, формирующую «плоскую» реактивную струю для скорейшего охлаждения выхлопных газов – в результате, при облучении радаром, отраженное излучение F-117 трудноотличимо от фонового шума, а «опасные сектора» настолько узки, что РЛС не может извлечь из них достаточно информации.
Наконец, перед создателями «стелса» стояла задача создания современного боевого самолета с мощным прицельно-навигационным комплексом, который способен доставить на околозвуковой скорости 2 тонны бомб на расстояние 800 км.

Чудная "решетка" - не что иное, как воздухозаборник F-117

Т.к. основная проблема при создании F-117 была связана с обеспечением скрытности самолета, реализация столь скромных летных характеристик не вызвала особых трудностей: несмотря на свой фантастический облик, двигатели «Найтхоука» были позаимствованы от обычного многоцелевого истребителя F/A-18, элементы системы управления – от F-16 и старого учебно-тренировочного самолета Т-33 (созданного еще в конце 40-х годов), а элементы электрической системы самолета – от транспортного С-130 «Геркулес». Кстати, сами технологии малозаметности (ферромагнитные краски, покрытия фонаря кабины и т.д.) были позаимствованы с широко известных SR-71 и U-2 (который высотный разведчик).

"А я на кукурузе, ик, трезвым не полечу!"
- лаконичный ответ пилота на все возмущения начальника аэропорта


Ночное пилотирование У-2 и F-117 подобно управлению автомобилем с закрытыми глазами. Первый, в силу своей врожденной примитивности, был лишен какого-либо сложного приборно-навигационного оборудования. В наличии у летчика У-2 было лишь пять главных авиационных приборов: компас, авиагоризонт (определяет углы крена и тангажа), спидометр, альтиметр (указатель барометрической высоты) и вариометр (указатель вертикальной скорости самолета). Показания этих нехитрых приборов дают полное представление о положении самолета в пространстве. При должной сноровке, пилот, руководствуясь этими показаниями, может (и должен!) вести самолет вслепую. Ночной боевой вылет: взлет, полет по заданному маршруту, руководствуясь подсказками штурмана и используя скудные наземные ориентиры, бомбардировка, возврат на свою территорию – увидел устремленный вверх прожектор – значит там родной аэродром. Все!

Чуть "модернизированная" кабина пилота У-2



Оригинальная кабина штурмана У-2

Естественно, в условиях чрезвычайного напряжения, в полной темноте и при отсутствии радиосвязи, рано или поздно это добром закончиться не могло – в ночь на 10 апреля 1943 года заходящий на посадку самолет Лиды Свистуновой и Полины Макагон столкнулся со стоящим на летном поле другим бомбардировщиком. В страшной аварии погибли три летчицы, четвертую – Хиуаз Доспанову удалось спасти чудом.
Остается лишь удивляться мужеству девчонок, которые по 10 раз за ночь, на протяжении тысячи дней войны, летели на своих «этажерках» в черную мглу за линей фронта.

Ситуация с F-117 «Найтхоук» еще любопытней – во время боевых вылетов летчикам было категорически запрещено пользоваться радиосвязью: все операции, вплоть до дозаправки в воздухе выполнялись в условиях радиомолчания. Нельзя было включать радиовысотомер. До последнего момента Невероятно, но на супер-самолете уже изначально отсутствовала … РЛС! - пользоваться радаром было бессмысленно, иначе «Найтхоук» утратит скрытность.

Несмотря на мощный комплекс пассивных средств сбора информации, качественные приборы «ночного видения» и инерциальную систему RAARS для возвращения на аэродром базирования в автоматическом режиме, ночные полеты F-117 были сопряжены с немалым риском: как минимум, три «Ночных ястреба» разбились, столкнувшись с естественными препятствиями. Например, 10 мая 1995 года самолет F-117, управляемый капитаном ВВС США Кеннетом Левенсом, во время выполнения ночного вылета потерял ориентацию и столкнулся с горой на территории штата Нью-Мексико. Пилот погиб.

Учитывая сложность ночных вылетов, быстрое изменение обстановки и специфические условия локальных войн, F-117 не раз приходилось совершать боевые вылеты в светлое время суток. Главное условие подобных операция – полное господство НАТО в воздухе. В этом случае F-117 имел немалый шанс обмануть вражеские радары и добраться незамеченным до цели, а большая высота полета давала дополнительную гарантию защиты от визуального обнаружения и поражения огнем зенитной артиллерии.

В каждой шутке есть доля правды. Концепции создания малозаметного ударного самолета F-117 и упрощенного учебно-тренировочного (многоцелевого) биплана У-2 были абсолютно различны, также как и их возраст и технологический уровень. Тем не менее, при взгляде с точки зрения ночных бомбовых ударов, мы видим почти 100% сходство в применении этих самолетов, разделенных между собой половиной столетия.




Довольно смешная картина - полковники в отставке Золтан Дани и Дейл Зелко вместе пекут блины (Дани - командир зенитной батареи С-125, сбившей "Невидимку" над Югославией, Зелко - пилот того самого F-117). Кстати, Золтан Дани (стоит справа) по основной специальности - хлебопек


Кто сказал, что у F-117 была плохая управляемость?!


Автор:
Олег Капцов
Ctrl Enter

Заметив ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter

47 комментариев
Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти