Китайские катапультируемые кресла
В Китае разработаны и приняты на вооружение катапультируемые кресла местного производства третьего поколения, предназначенные для реактивных истребителей. Такие кресла оснащены датчиками и микропроцессорами, которые регулируют тягу ракетных двигателей, выбрасывающих кресло (и пилота) из самолета, учитывая скорость и направление воздушного судна. Большинство катапультируемых кресел находящихся в эксплуатации относятся к третьему поколению. Кресла четвертого поколения позволяют пилоту управлять движением кресла при катапультировании.
Катапультируемые кресла стоят от $200000 до $300000. Большинство кресел весят порядка полутоны и довольно сложны в техническом плане. В них есть много чему ломаться, но отказы случаются редко и, как правило, из-за плохого обслуживания. Катапультируемые кресла стали неотъемлемой частью военных самолетов когда скорость самолетов стала настолько высокой, что летчикам не удавалось благополучно самостоятельно выбраться из кабины и выпрыгнуть с парашютом. При высокой скорости существует риск удара пилота о хвостовое оперение. Кроме того, пилоты, пытающиеся спастись из поврежденного самолета, сами часто бывают ранены или оглушены и неспособны достаточно быстро покинуть самолет.
Впервые катапультируемые кресла были разработаны в Германии и были установлены установлены на ночных истребителях He-219 в 1943-ем году. Для выстрела кресел из самолета был использован сжатый воздух. Через год катапультируемые кресла с реактивным двигателем были установлены на реактивный истребитель He-162. К концу войны все немецкие реактивные самолеты были оснащены катапультируемыми креслами. Тем временем шведская фирма SAAB также разработала реактивно выстреливаемое катапультируемое кресло, а британской фирма Martin-Baker после Второй мировой войны создали конструкцию кресел быстро заполнивших потребности большинства западных военно-воздушных сил, в том числе Британских Королевских ВВС.
ВВС США традиционно настаивают на использовании катапультируемых кресел исключительно американского производства, а ВМС США по-прежнему используют катапультируемые кресла Martin-Baker, потому как американские кресла недостаточно хорошо функционируют на очень низких высотах (где многие морские пилоты вынуждены покидать самолеты при взлетах и посадках на палубу авианосцев). Martin-Baker поставляет около двух третей катапультируемых кресел для западных истребителей. Другой крупный поставщиком таких кресел был Советский Союз. Производители советской эпохи продолжают поставлять хорошие катапультируемые кресла для российских самолетов и некоторых зарубежных заказчиков. Китай становится крупным игроком в этой области обычно экспортируя кресла китайского производства, установленные на китайских самолетах. Чехия и Румыния производят низкотехнологичные катапультируемые кресла. Западные производители выпускают около тысячи катапультируемых кресел в год, в то время как Россия и Китай производят меньше половины, и почти все эти кресла предназначены для оснащения самолетов местного производства.
Более десяти тысяч пилотов удачно покинули самолеты воспользовавшись катапультируемыми креслами с времен Второй мировой войны. Лишь очень малое количество жертв было связано с самим катапультированием.
Информация