Что тебе снится, крейсер «Кутузов»

39
Что тебе снится, крейсер «Кутузов»

Таких, точнее – подобных музеев вообще-то немало, как в России, начиная с легендарной «Авроры», так и по всему миру. Люди ценят славные корабли, не торопясь сплавлять многие из них в утиль, даже когда они отслужили все положенные сроки.


Автору только дважды выпало счастье оказаться в порту города-героя Новороссийска в глубине Цемесской бухты. Там, рядом с морским вокзалом в окружении нескольких памятников с видом на торговый порт, едва покачиваясь на редких волнах, стоит на приколе крейсер «Михаил Кутузов».



Этот крейсер боевой славы почти сорок лет прослужил в 50-й дивизии Краснознамённого Черноморского флота КЧФ и оказался последним действующим в серии крейсеров проекта 68-бис. Их было 14, ещё семь достроить не удалось.

И тут просто необходимо достаточно длинное отступление.


Первым делом надо отдельно напомнить о том, кто сделал возможным появление плавучего музея в Новороссийске, там, где всё и без «Кутузова» буквально овеяно военной славой минувших лет. Малая Земля, впечатляющий мемориал затопленным кораблям революционного флота, наконец – батарея Зубкова.

Ещё в 1994 году ветераны крейсера «Михаил Кутузов», к тому времени уже зачисленного в резерв КЧФ, предложили сохранить корабль – как образец отечественного судостроения 50-х годов, эпохи строительства большого океанского флота Союза ССР.


В послевоенные годы крейсера, не уступающие, а по многим параметрам и превосходившие иностранные аналоги, были крайне необходимы флоту. Среди прочего, и для того, чтобы добиться превосходства или как минимум равенства в силах на Балтике и в Чёрном море.

Ветеранам корабля в 1999 году ответил новый премьер Евгений Максимович Примаков, и «Михаил Кутузов» стал филиалом сначала Музея Черноморского флота, а затем Центрального Военно-морского музея.

Автору посетить корабль-музей удалось только прошлым летом, когда очередь из посетителей была совсем короткой.


Ещё до того, как подняться на борт, слегка удивился тому, что на корме ветер неласково трепал знамя с неожиданной надписью – «Александр Суворов». Экскурсовод на борту просветил – на флагшток каждое утро взлетает полотнище с именем очередного из крейсеров серии 68-бис.

Не жалея места, назову их все до одного, каждого с припиской к флоту, точнее – к флотам, где они служили.


«Свердлов» – Балтийский флот, его именем авторы известного справочника Jane’s Fighting Ships назвали всю серию;
«Дзержинский» – Черноморский флот;
«Орджоникидзе» – Балтийский флот;
«Жданов» – Балтийский флот, Черноморский флот;
«Александр Невский» – Северный флот;
«Адмирал Нахимов» – Черноморский флот;
«Адмирал Ушаков» – Балтийский флот, Северный флот, Черноморский флот;
«Адмирал Лазарев» – Балтийский флот, Северный флот, Тихоокеанский флот;
«Александр Суворов» – Балтийский флот, Северный флот, Тихоокеанский флот;
«Адмирал Сенявин» – Северный флот, Тихоокеанский флот;
«Молотовск» («Октябрьская революция») – Северный флот, Балтийский флот;
«Михаил Кутузов» – Черноморский флот;
«Дмитрий Пожарский» – Северный флот, Тихоокеанский флот;
«Мурманск» – Северный флот.


Для меня лично среди них есть особенный – это «Адмирал Ушаков», седьмой по счёту в серии. На «Ушакове» оттрубил свои четыре флотских года корабельным коком Александр Иванович Полянский – родной дядька, муж сестры отца.


Но в этом очерке не о нём и не об «Адмирале Ушакове», а о «Михаиле Кутузове», и продолжить ради полноты изложения надо некоторыми вообще-то известными сведениями.

Крейсер был зачислен в состав Черноморского флота в середине 50-х годов прошлого века.

Базируясь в Севастополе с января 1955 года, «Михаил Кутузов» стал площадкой для испытания корабельных вертолётов Ка-15 и Ми-1. Под флагом командующего КЧФ адмирала В. А. Касатонова делал визиты по балканским странам и в Алжир.


Когда на рейде Севастополя 29 октября 1955 года по не установленной до сих пор причине взорвался линкор «Новороссийск» (бывший, можно считать, трофейный итальянский «Джулио Чезаре»), ближе всех к нему оказался именно «Михаил Кутузов».

Спасательная команда из 93 матросов с крейсера сразу была отправлена на помощь экипажу «Новороссийска». 27 моряков из аварийной партии с «Кутузова» погибли, спасая поврежденный взрывом линкор, однако он всё же затонул в порту.

Но в Новороссийске на вечной стоянке крейсер оказался, разумеется, не поэтому. Его там запомнили в сентябре 1958 года, когда вечный огонь из Севастополя с Малахова кургана прибыл в порт на борту «Михаила Кутузова». Все 90-е годы крейсер базировался в Новороссийске, войдя в состав местной базы ВМФ.


В 1967 году, в дни очередной арабо-израильской войны крейсер «Михаил Кутузов» поддерживал с моря сначала египетскую, а потом сирийскую армию. Знаменитые учения «Океан» стали ещё одной проверкой для экипажа. «Кутузов» снялся и в кино, это с его борта герой Льва Прыгунова получил своё «Увольнение на берег».


Музеем «Михаил Кутузов» служит уже третий десяток лет. За это время он лишь слегка постарел, продолжая удивлять изяществом линий и знаменитым флотским порядком. И это, даже не имея экипажа, если, конечно, не считать дежурные бригады и сотрудников музея – крейсер в 2012 году включили в штат Центрального военно-морского музея имени Петра Великого.

Как только посетители одолеют совсем не крутые мостки, их ожидает приятный сюрприз – возможность ударить в корабельную рынду. Ей уже больше семидесяти, но звучит она так звонко, что в тихий день её можно услышать и на Малой Земле, и даже где-нибудь в Кабардинке – на выходе из Цемесской бухты.


На самом крейсере, помимо мощных трёхорудийных башен, монументальных труб, изящных надстроек и внутренних лабиринтов с кубриками, машинным отделением и всем, что такому кораблю положено, радует ещё одно. Это трепетно сбережённая память!

Начинается она, пожалуй, с галереи фотопортретов тех самых крейсеров из серии 68-бис. Продолжается серией портретов флотских командиров и простых героев – матросов, старшин, каплеев и капитанов с рангами, большинство из которых сумели дорасти до адмиралов.


А ещё нельзя не отметить особо походное кресло генерал-фельдмаршала Михаила Илларионовича Голенищева-Кутузова, чьё имя носит этот крейсер боевой славы.

Как кресло оказалось на крейсере – история отдельная, но тут, в уютной и элегантной кают-компании, на мой взгляд, ему самое подходящее место.
39 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +5
    11 ноября 2023 05:31
    Всё хорошо. Но нет технических характеристик крейсера.
    1. +14
      11 ноября 2023 06:06
      Я бы добавил еще одно замечание - мало фотографий крейсера.
      В остальном, хорошая и добрая статья, спасибо!
    2. -2
      11 ноября 2023 06:45
      Был я на этом крейсере, технически он устарел для 50 годов. Вообще его уровень это 1942 год
      1. +12
        11 ноября 2023 07:23
        Цитата: Умник
        Был я на этом крейсере, технически он устарел для 50 годов. Вообще его уровень это 1942 год

        По вооружению да, в остальном….. Спорно. На момент проявления Свердлова достаточно сбалансированный крейсер по мотивам минувшей войны. Впрочем - это беда всех генералов и адмиралов, которые готовились к войне прошедшей, а не будущей.
        Впрочем надо признать, что у Советского Союза было два решения, либо флот строить с вооружением середины Великой отечественной войны, либо вообще не строить. Первый вариант более предпочтителен в стратегическом плане.
        1. +4
          11 ноября 2023 15:06
          По вооружению да, в остальном….. Спорно.

          Электрооборудование на постоянном токе, котельные с наддувом в помещения, РЛС, ГАС - это я как не специалист знаю. Специалисты наверняка дополнят.
        2. +2
          15 ноября 2023 20:03
          Вот читаю я подобные комментарии диванных экспертов, обвиняющих советских генералов и адмиралов в том и том, а потом еще в этом и этом, и думаю - как же они без вас в войне победили?
    3. Комментарий был удален.
    4. +3
      12 ноября 2023 16:03
      Эта статья не про ТТХ а про память. За ТТХ не трудно самому сходить.
    5. -4
      14 ноября 2023 08:16
      В смысле? Хотите сказать, что Вы их не знаете?! Мда!
  2. +12
    11 ноября 2023 05:42
    Их было 14, ещё семь достроить не удалось

    На самом деле иуда Хрущ просто сдал их на металлолом.
    А весной 1956 во время визита в Портсмут, Никита на обеде выступил с речью, в ходе которой предложил англичанам купить крейсер "Орджоникидзе", потому что "он устарел, и его вооружение устарело".
    1. +3
      11 ноября 2023 06:47
      Так и есть вся линейка этих крейсеров это уровень 1942 года, если ориентироваться на мировые морские державы
      1. +1
        15 ноября 2023 20:05
        У Японии в те годы было больше авианосцев, чем у всех остальных стран в мире, вместе взятых. Вы не забыли, чем закончилась война для Токио?
        1. +1
          15 февраля 2024 07:54
          Цитата: Касатик
          У Японии в те годы было больше авианосцев, чем у всех остальных стран в мире, вместе взятых. Вы не забыли, чем закончилась война для Токио?

          Адмирал Ямамото перед началом войны сказал:"Первые 2 года я буду наступать и захватывать территории,но если война продлится дольше,мы проиграем"
    2. +8
      11 ноября 2023 13:08
      Да с хруща по сути и начался закат СССР... мой дед такими гуглплексами его поносил... что мама не горюй feel Да и брежнева не меньше.
      З.ы. Дед - Герой СССР, радист-снайпер, до этого артиллеристом был под Тулой в 41, ранение. Ригу брал в составе 3 Красногвардейской. Еще 2 ранения и балатон и квантун.
    3. +2
      11 ноября 2023 13:30
      Цитата: Товарищ
      На самом деле иуда Хрущ просто сдал их на металлолом.
      И что тут неправильного? Устарели. Амеры тоже Де Мойнов всего 3 штуки построили. А три новейших линкоров Монтана на верфях разобрали. Потому что всё: еще не построены, но уже устаревшие.
      1. +7
        12 ноября 2023 05:38
        Цитата: bk0010
        три новейших линкоров Монтана на верфях разобрали. Потому что всё: еще не построены, но уже устаревшие.

        Их не достроили не потому, что они устарели, а потому, что в них отпала необходимость. Зачем их было строить, если японский флот перестал существовать ?

        - Устаревший линейный корабль Iowa был выведен из состава флота в тысяча девятьсот восемьдесят девятом году.
        - Устаревший линейный корабль New Jersey был выведен из состава флота в тысяча девятьсот девяносто первом году.
        - Устаревший линейный корабль Missouri был выведен из состава флота в тысяча девятьсот девяносто втором году.
        - Устаревший линейный корабль Wisconsin был выведен из состава флота в тысяча девятьсот девяносто первом году.
    4. +1
      11 ноября 2023 15:08
      иуда Хрущ просто сдал их на металлолом.
      "он устарел, и его вооружение устарело".

      Ну в общем то - он был прав.
      1. +4
        11 ноября 2023 16:20
        Согласен в целом... тогда настала эра ракетного вооружения. Линкоры как таковые ушли в лету. По факту поддержка огневая по береговым целям. Хотя учитывая щас эру высокоточного... вполне можно запилить аналог краснополя/экскалибура в таком калибре. Тут я думаю при стоимости вполне себя может оправдать. Но цена... что эффективнее сейчас - сложно ответить... почти тонная болванка, которую по сути не сбить никак или КР роем, которые преодолеют ПВО... Как всегда борьба меча и щита what
        1. +5
          11 ноября 2023 17:19
          Цитата: Enceladus
          Хотя учитывая щас эру высокоточного... вполне можно запилить аналог краснополя/экскалибура в таком калибре. Тут я думаю при стоимости вполне себя может оправдать.
          Амеры попытались это на Зумвальтах сделать. Даже они охренели от цен. Не понимаю я этого желания, стрелять ракетой из пушки. Ускорители для ракет копейки стоят по сравнению с арт. башней (с учетом износа стволов), плюс серьезная экономия за счет требований к электронике по перегрузкам (десятки g, а не десятки тысяч g), плюс свобода от ограничений калибра, длины ствола и средств заряжания.
          1. +4
            11 ноября 2023 23:09
            Не думаю, что от калибра стомость как то измениться... я имел в виду реально серьезный 16 дюймов и выше корректируемый. А зумволт - это распил бабла и не более того. С нашей русской смекалкой то, мы за цену зумвольта - айовы бы запилили wink
            Эх Капцова на нас не хватает laughing Он у нас жэ адепт линкоров.
            В сухом остатке... современные ПКР линкору могут что-то сделать только со спец БЧ или максимум повредить надстройки. одно дело 152мм - а 406мм при аналогичной цене? Да и технологии не стоят на месте. Да и стойкость против ЯО у линкоров ого-го. Вспомнить тот же Нагато, который в эпицентре был и без отсутствия полного борьбы за живучесть пошел на дно только спустя несколько суток. Одна трабла только есть - наведенная радиация what
            1. +3
              12 ноября 2023 01:27
              Цитата: Enceladus
              С нашей русской смекалкой то, мы за цену зумвольта - айовы бы запилили wink
              С нашей русской смекалкой мы никак флоты корветами не насытим. Хорошо, что хоть фрегат нормальный осилили.
              Цитата: Enceladus
              современные ПКР линкору могут что-то сделать только со спец БЧ или максимум повредить надстройки
              Появятся линкоры, будут и ракеты для них. Проникающая БЧ снизит количество доставляемой взрывчатки, но для такого дорогого корабля и втрое больший наряд ракет не жалко. Просто напомню, что Гранит делали в расчете на Айову. И, если надо, бронебойные ПКР повторит любой производитель ПКР.
              Цитата: Enceladus
              одно дело 152мм - а 406мм при аналогичной цене?
              Цена 152мм и 406мм что орудий, что снарядов различается чудовищно. Более того, 406мм орудия имеют смысл только для борьбы с линкорами, для любых других задач они чудовищно дороги и избыточны (ну, еще ими можно прибрежную крепость развалить, если найдете такую).
              Цитата: Enceladus
              Да и стойкость против ЯО у линкоров ого-го.
              Ни малейшей стойкости у них нет: с точностью сегодняшних ракет, линкор окажется в эпицентре и испарится вместе с приповерхностным слоем воды. В огненном шаре все превращается в плазму.
              Цитата: Enceladus
              Вспомнить тот же Нагато, который в эпицентре
              Не в эпицетре, а в 900 м от взрыва в 23 кТ. При взрыве в 200 кТ в 20 метрах результат был бы совсем иным.
              1. +2
                12 ноября 2023 02:21
                Согласен и тут тоже. Но ведь блин хочеться увидеть таких вот эсполинов.
                Ну ок. А авианосцы. Так испарить их вообще тоже не проблема... достаточно даже ряом спец БЧ - а там по факту картон.
                Стойкокость ауг только в кораблях сопровождения. Те по идее все что защищает ауг... может и линкор тот же самый защитить. На нынешних технологиях активно реактивный снаряд может и 120-150 км пролететь и попасть в форточку. Я имею в виду стратосферный полет, когда сам снаряд по сути туда и забрасывается - а дальше в верхней точке уже маневрирует. Я об этом. Мобильная достаточно артилеррийская платформа. Тому же израилю, а по сути он приморский - хватило бы. В общем тема интересная... если что, патенть за мной laughing
                1. +4
                  12 ноября 2023 10:43
                  Цитата: Enceladus
                  Те по идее все что защищает ауг... может и линкор тот же самый защитить.
                  Может. Вот только есть одно но: линкоры рассматривались как ультимативная сила, которую не нужно защищать, которая определяет результаты войн и судьбы континентов, противостоять которой может только другой линкор. Только в таком виде за линкоры соглашались платить такие дикие деньги. Поэтому, когда японская базовая авиация утопила линкор и линейный крейсер, история линкоров закончилась. Кое-что достроили, остальное - разобрали. Новый линкор был построен только один - английский Авангард с секонд-хендом вместо новых орудий, на этом - все.
                  Цитата: Enceladus
                  На нынешних технологиях активно реактивный снаряд может и 120-150 км пролететь и попасть в форточку.
                  Может. Вот только наведение по GPS в этом вопросе не поможет: цель подвижная и маневрирует, а снаряд летит на большую дальность довольно долго (минуты). Лазерная подсветка помогла бы, но кто ее будет давать? Там же корабельное ПВО. Надо делать снаряд с активной ГСН, а это дорого, да и стойкий к перегрузкам радар сделать сложновато будет. Плюс, потребуется добавить оптический канал, так как у корабля есть РЭБ.
                  1. +1
                    12 ноября 2023 14:31
                    Отталкиваемся от того, что сейчас ультимативным быть линкор не сможет в современных условиях ну ни как, только против пупуасов. Защита нужна, как и пво, так и про - т.е. в любом случае это усиление АУГ или собственная группа. Да, снаряд летит дооолллго - но против него и сделать то ничего нельзя, в отличии от КР. Вся дальнобойная артиллерия всегда страдала от нехватки точности и ею стреляли по городам, да и весили они сотни тонн. Поэтому как класс тоже ушли в небытие уже после 2й мировой. Но вот как как носитель тут линкор идеален - водоизмещение десятки тысяч тонн. Я не думаю, что такой снаряд будет стоить дороже КР, тем более гиперзвуковой. В целом есть прогрессивно горящие пороха, которые могут обеспечивать почти постоянное давление в канале ствола + заряды можно по дороге размещать (да такое тоже было в истории, не помню как мужика того звали, что для хусейна емнип пушку делал, его потом САС завалил ЕМНИП). В общем я так, накидываю мысли на вентилятор. what Просто при нынешних технологиях фантастикой не выглядит прям совсем. Если предположить, что 1км/с нам удается до стратосферы сохранить. То получается, что если например ок, 300 км мы можем пулять... то время полета 6-7 минут ... ну пусть грубо 10, очень шустрая цель успеет проплыть 10 км +- ну допустим линкор другой у нас 350метров в длину - те же 30/1 от его длины получается. На такой дальности скорректировать 1/30 вообще не проблемо (с). К тому же болванка будет падать почти вертикально - можно тоже самое ударное ядро в него запилить what А уж про стационарные береговые объекты в глубь можно на 100-200км поражать. Т.е. решив проблему с электроникой - мы получим прилетающую болванку со скорость 2км/с падающую, которая без ВВ способнуюю пробить все что угодно и против которой ни одно современное про не поможет. Чем не ультимативно good

                    Нос чует минуса на мой разыгравшийся вентилятор laughing drinks
  3. +8
    11 ноября 2023 07:22
    "Кутузову" повезло. А вот однотипному "Мурманску" нет.
    1. +6
      11 ноября 2023 08:18
      Если оглянутся назад, то в середине 50-х прошлого века, мы могли бы сохранить для потомков ряд интересных военных кораблей.
      Особо жалко: первый башенный броненосец Российского Флота - Петр Великий.
  4. +11
    11 ноября 2023 08:54
    крейсера пр.68 бис , по своей "архитектурной эстетике" одни из самых красивых надводных кораблей своего времени . Мне выпала честь в брежневское время срочную службу служить на тогдашнем флагмане ДКБФ " Свердлове" и потом с ужасом смотреть на фотографии , как совершенно ржавые крейсера этого проекта при Горбачёве таскали по морям буксиры , что бы дельцы могли их продать на металлолом . Может и флоту от этого что ни будь перепало, поскольку при Горбачёве не только армия но и флот просто подыхали . Так что крейсеру "Михаил Кутузов" очень ещё повезло , что он стал музеем . Хотя по правде говоря , крейсера пр.68 бис в музеи надо было отправлять уже тогда , когда Свердлове служил-1973-1976 год Лёгкие артиллерийские крейсера уступали место кораблям с ракетным вооружением .
    В художественной литературе по крейсер "Свердлов" можно почитать у мной нелюбимого но талантливого Михаила Веллера в одном из рассказов "Легенды Невского проспекта" в рассказе " Легенда о морском параде " , а в архитектуре крейсер Свердлов известен тем , что на станции метро "Площадь Революции" лицо матроса сигнальщика -это лицо Олимпия Рудакова , будущего командира крейсера "Свердлов", а когда он позировал скульптору , тогда ещё только краснофлотца с линкора " Марат". Ну а про факты , легенды и байки о том как Рудаков швартовал крейсер "Свердлов" во время визита в Англию на коронацию королевы Елизаветы , про это и так Вы все знаете .
    p.s
    в интернете есть фотографии сегодняшнего состояния верхней палубы крейсера Михаил Кутузов . Она в ужасном состоянии . Тут ещё надо решить , потому что в музее недолжно быть хуже чем было до музея ... а вот кто сейчас на этом корабле будут драить эту деревянную палубу как драили такую же в свое и время и на "Кутузове" на "Свердлове" ... вопрос тоже требующий решения , что бы не позорить память об этих красивейших советских военных кораблях.
    1. +4
      11 ноября 2023 15:13
      в интернете есть фотографии сегодняшнего состояния верхней палубы крейсера Михаил Кутузов .

      Я ее вживую несколько лет назад видел. Но плохо представлюю, как ее отремонтировать с наименьшими затратами (потому, что если будет затратно, наши бонзы скорее корабль в утиль спишут, чем деньги выделят).. Впрочем, при СССР как то же ремонтировали.
  5. +9
    11 ноября 2023 09:00
    Картинка, которая рисованная(вид сбоку и сверху), вообще с какого то альтернативно сайта взята belay request
    Автор,внимательнее нужно быть при подборе иллюстраций yes
    Такого "монстра" в природе не существовало wink laughing
    1. +4
      11 ноября 2023 14:13
      Ну да, жесть полная. С альтхистори наверное.
  6. +4
    11 ноября 2023 16:38
    Музеем «Михаил Кутузов» служит уже третий десяток лет. За это время он лишь слегка постарел, продолжая удивлять изяществом линий и знаменитым флотским порядком

    Очередная порция подымовщины, далекой от реальности.
    Крейсер имеет такой вид, что "флотский порядок" там даже днем с прожектором не найти.



    Корпус корабля. Ржавчина, облупившаяся краска.

    Автор, судя по всему, в агитпроповском задоре так и не удосужился узнать, что жители Новороссийска собирают деньги на ремонт крейсера-музея «Михаил Кутузов».



    Рассохшаяся палуба, от вида которой любой, кто имел отношение к ВМФ сразу получит апоплексический удар.



    Внутренние помещения, куда не водят экскурсантов.
    1. 0
      13 ноября 2023 20:21
      Глянув на фото внутреннего помещения, сразу вспомнил фильм "Путь к причалу"...
  7. -1
    13 ноября 2023 16:48
    Цитата: Enceladus

    В сухом остатке... современные ПКР линкору могут что-то сделать только со спец БЧ или максимум повредить надстройки


    Напомните, в каком из попаданий "Ямато" пробили главный пояс. И отчего он утонул.
  8. 0
    15 ноября 2023 08:33
    Проблемы крейсера рассматривались пристально на сайте
    https://topwar.ru/121684-kreyser-mihail-kutuzov-o-korable-i-shvatke-za-nego.html
    К сожалению по сути объем проблем наверняка только вырос хотя шанс был,но с нынешними проблемами ,как у украинцев говорят "не на часи"(не ко времени).
  9. +2
    15 ноября 2023 13:28
    Приходилось бывать на крейсере. Молодцы те, кто его сберегает!
  10. 0
    15 ноября 2023 15:31
    Был в этом музее, всем рекомендую посетить, очень интересно и познавательно, хорошо что есть такие... неплохо бы и из наших списанных подводных стратегов, что то похожее организовать
  11. -1
    15 ноября 2023 18:59
    Никогда крейсер в Новороссийске не базировался. На момент создания НВМБ, корабль давно находился в Севастополе на консервации. Эта серия построенная в 50е годы, на момент сдачи, морально устарела. Тем более, что главный калибр не соотвествовал кораблю с таким водоизмещением. Но это были очень красивые корабли, особенно для визитов и парадов.
  12. +1
    5 февраля 2024 07:50
    Летними вечерами около крейсера всегда особая атмосфера.
  13. 0
    22 февраля 2024 11:44
    Ну вот, сейчас придет Капцов, и напишет, что у него есть броня... поэтому надо по быстрому отправить этот корабль на СВО.
  14. 0
    22 марта 2024 11:56
    Жаль что Хрущ Сталинграды распилил. Как ни странно но в 1972 или 82 не помню точно. Кризис на ближнем востоке. и крейсера и ЭСМы бегали за авианосцами для первого удара а дальше прилетает авиациия... а теперь представте: не 152мм. угрожает взлетным палубам и ангарам а 305мм./60клб.... Повторилась бы история Шарнхорста и Гнейзенау утопивших АВ в условиявосточного средиземноморья внутреннего ограниченного и замкнутого бассейна. Другое дело логистика важнее часто тактики и таскать нефть надо было из черного моря..... Да и обстрел побережья по эффективности 305 в 460кг. кстати дальность была на уровне 50 км и более и конечно рассеяние на спецбоеприпас... + технологии развиваются и грубо говоря коррекция давно не новость....