Фрегаты и суперфрегаты

28
Фрегаты и суперфрегаты

Сами фрегаты начали свой путь с… галер. Фрагатами когда-то называли легкие галеры, предназначенные для набеговых, разведывательных и иных миссий. Но у фрагат было два ограничения к применению – это малая автономность и возможность использования только в хорошую погоду.

Именно поэтому в промежутке между 1606 и 1609 годом появились фрагаты нового типа – уже парусные, а не гребные, на которых берберийские корсары уже могли ходить даже в воды Северной Европы, а некоторые – даже к берегам Америки.




Начало истории фрегатов


Фрагаты стали фрегатами в 1620-е годы, когда герцог Оливарес создал Хунту де Армадас (Совет по флоту) и начал строительство государственных корсарских кораблей нового типа. Первые 20 fragatas, которые по-немецки и по-голландски стали называться fregates или фрегатами, были заложены в 1622 году в Дюнкерке. Изначально это были совсем легкие кораблики от 6 до 9 метров длиной, с 1–2 орудиями и одной мачтой, которая несла один прямой и один косой парус.

Однако уже вскоре дюнкеркцы переделали во фрегаты паташи – парусно-гребные суда, которые строили в Испании и Португалии. Корсары убрали с них весла, весельную палубу приспособили под пушки, увеличили длину мачт, теперь мачты несли по три яруса парусов, и в результате получилось небольшое, но неплохо вооруженное (от 10 до 18 орудий) и скоростное судно, настоящий рейдер, разоритель торговли.

2
Бой Витте де Витта с дюнкеркцами у Ньюпорта в 1640 году.

Проблемой было то, что такой кораблик чаще всего нес пушки малого калибра, и новую итерацию фрегата создал в 1645 году английский кораблестроитель Питер Петт, который имел и большую скорость, и мощное вооружение – восемнадцать 9-фунтовых пушек, шесть 6-фунтовых орудий и две 3-фунтовки на квартердеке. То есть теперь этот корабль легко мог уйти от того, кто сильнее его, и навязать, и выиграть бой любому кораблю слабее него.

Корабль назвали Constant Warwick, и по его образу и подобию в английском флоте была заложена целая серия фрегатов, которые отличились в англо-голландских войнах.

И к 1650-м годам в английском флоте фрегаты стали отдельным типом кораблей, предназначенным для крейсерств к вражеским побережьям (то есть во время войны занимались тем же, чем раньше занимались корсары), а также для атаки отступающих и подранков противника в генеральном сражении.

Но корабли типа Constant Warwick все еще имели плохую мореходность, и любое волнение на море принуждало данный тип корабля отказаться от использования закрытого дека, ибо он располагался слишком близко к воде.

3
HMS Constant Warwick, 1645.

И только в 1741 году французский кораблестроитель Блас Оливье (Blaise Ollivier) предложил до гениальности простое решение – расположить жилое помещение для команды под закрытой артиллерийской палубой.

В результате артиллерийская палуба поднялась над уровнем воды, фрегаты избавились от лишних палубных надстроек и теперь могли вести огонь даже при плохой погоде. 26-пушечный фрегат Medee, построенный Бласом Оливье, считается первым «истинным фрегатом» в истории.

Еще одно новшество – этот корабль нес на главной палубе длинные 8-фунтовые пушки, поэтому его назвали 8-фунтовым.

Примечательно, что во время войны за австрийское наследство Medee был захвачен англичанами, и они были столь впечатлены им, что на его основе создали серию фрегатов Tiger, которые несли уже 28 орудий в 9 фунтов (просто 8-фунтовок в английском флоте не было как класса).

В ответ французы в 1779 году вводят в строй первые 12-фунтовые фрегаты, увеличивая число пушек до 32. Англичане отвечают 36- и даже 38-пушечными фрегатами. В 1778 году англичане ставят на свои фрегаты «промежуточный» калибр – 18 фунтов, которым когда-то вооружались линейные корабли, в 1781 году то же самое делают испанцы и французы.

В результате стороны ввели на вооружение тяжелые фрегаты с почти линкорным калибром орудий.

Проблемы сражений в эпоху паруса


Наверное, всем понятно, что военные корабли строятся не для парадов, а для боя. К большому сожалению для кораблестроителей и адмиралов, бой не всегда может идти в хорошую погоду, а плохая погода накладывает ограничения не только по маневренности или мореходности, но и по использованию вооружения.

Давайте посмотрим на вооружение линейных кораблей того же английского флота. Например, по штату 1745 года стандартный 70-пушечник нес двадцать шесть 32-фунтовых орудий на нижнем деке, двадцать восемь 18-фунтовых орудий на среднем деке и шестнадцать 9-фунтовок на верхней палубе и надстройках.

4
Разрез 74-пушечного корабля.

Может быть позже ситуация изменилась?

Фактически нет. Только в 1793 году было разработано три типа 74-пушечников, один из которых был вооружен чуть лучше за счет более тяжелых орудий среднего дека.

1

А теперь допустим, что бой начинается в ненастную или штормовую погоду, к тому же – линкоры атакуют из наветренного положения, то есть идет наклон корабля на борт, обращенный к неприятелю. В этом случае тяжелые пушки нижнего дека будут выключены из борьбы, и, по сути, мощный корабль останется с 18- и 9-фунтовками против… фрегатских 18- и 9-фунтовок. То есть парадоксальным образом вооружение линкора и фрегата сравняется.

Но это еще ничего, ибо в 1794 году французы начали строительство 50-пушечных суперфрегатов с 24-фунтовыми орудиями на опердеке, первые два – Forte и Égyptienne – имели по тридцать 24-фунтовок и двадцать 12-фунтовых пушек. То есть получилось, что теперь фрегаты были вооружены как линкоры, а в непогоду – даже лучше, чем линкоры, ибо орудия нижних деков в непогоду использовать затруднительно.

Проблемой этих фрегатов оказалась слишком большая нагрузка на киль, в результате возникал «эффект банана», киль в носу и корме выгибался, и в итоге горизонтальные связи корпуса ослабевали и рушились.

Примерно в это же время в Новом Свете начал строительство 44-пушечных 24-фунтовых фрегатов для флота США и Джошуа Хамфрис. В 1797 году были спущены на воду 44-пушечные фрегаты United States, Constitution и President. Эти корабли несли по тридцать 24-фунтовок на опердеке, и изначально – 12- и 9-фунтовые пушки на верхней палубе и надстройках, однако в 1800 году они были заменены на 32- и 42-фунтовые карронады.

Хамфрис с помощью диагональных связей смог укрепить киль, и в результате эти корабли были избавлены от французского «эффекта банана». В войну 1812–1815 гг. американские суперфрегаты стали неприятным сюрпризом для англичан, тем более что толщина борта в районе главной артиллерийской палубы у них была линкорной, 63 см, а увеличение длины мачт и добавление пятого яруса парусов дало возможность суперфрегатам развивать скорость до 14 узлов.

В результате фрегатских дуэлей американцы смогли победить и захватить следующие английские фрегаты: 38-пушечный 18-фунтовый Java, 38-пушечный 18-фунтовый Guerriere и 38-пушечный 18-фунтовый Macedonian.

Таким образом, суперфрегаты показали, что они на голову превосходят тяжелые фрегаты.

4
USS Constitution.

В передовице, вышедшей в Naval chronicle, говорилось:

«За 15 лет Наполеоновских войн мы привыкли к победам своих кораблей и эскадр. Были одержаны множество славных викторий не только над французами, но и над испанцами, датчанами, голландцами, русскими, причем чаще всего корабли и эскадры Royal Navy в каждом конкретном бое уступали противнику, как в числе пушек, так и в калибре орудий. Имена Нельсона, Сент-Винсента, Коллингвуда, Сомареца, Хоу знают во всем мире. Так в чем же причина поражения?»

Пытались свалить все на французскую постройку (Java и Guerriere были французскими призами), упирая на то, что французы делают 7-дюймовую (18 см) обшивку корпуса, тогда как британцы со времен Энсона заложили футовую (20-см) обшивку корпуса в районе бархоута. Но как быть с Macedonian, который был чисто британским фрегатом?

Адмиралы Британии так и не поняли, что американские суперфрегаты – это все же маленькие линкоры, а не большие фрегаты. И что для успешной борьбы с ними надо либо превосходить американцев в весе залпа, либо в скорости, а еще лучше – и в том, и в другом. Подобное надо бить подобным. Против этих однодечных линкоров тоже нужны линкоры.

Здесь следует четко уяснить, что победы американцев – это не победа концепции «быстроходного фрегата», а триумф концепции «быстроходного линкора».

Тем не менее после потери Macedonian англичане решили, что подобное следует лечить подобным, и просто срезали на трех 74-пушечниках Goliath, Majestic и Saturn верхние деки, в результате получили 58-пушечные супертяжелые фрегаты с 32-фунтовыми пушками на нижнем деке.

Примечательно, что это решение дало примерно такое же «бронирование», как и у американцев, а поскольку 74-пушечники были короче, нежели суперфрегаты, то продольные связи были на них прочнее.

Переход на единый калибр


После Наполеоновских войн французы всерьез задумались о перевооружении своего флота и заложили опытную серию 50-пушечных 24-фунтовых фрегатов, которые входили в строй с 1820 по 1825 год. Получилось, что эти фрегаты в ненастную погоду были сильнее традиционных 74-пушечников, которые на среднем деке несли всего лишь 18-фунтовки.

Однако вскоре пришли первые отзывы о новых фрегатах, которые были обескураживающими – они оказались маломаневренными, скорость не превышала 10 узлов.

Чтобы как-то усилить флот, французы решили пойти по британскому пути и просто срезать один из своих 74-пушечников – Romulus – до 58-пушеника, и внезапно получили отличный результат. Срезанный 58-пушечный фрегат, названный Guerriere, имел на опердеке двадцать восемь 36-фунтовых пушек, а на надстройках – тридцать 18-фунтовок и карронад.

В 1822 году бароном Жанном-Маргаритом Тупинье, возглавлявшим тогда «Комиссион де Пари» («Парижскую комиссию»), было предложено перейти на новый калибр фрегатов и линкоров – 30-фунтовый. Раз американцы имеют фрегаты с пушками в 24 фунта, а англичане – с 32-фунтовками, то французский калибр в 30 фунтов будет превосходить американские корабли и станет примерно равен английскому (французский фунт тяжелее британского).

6
Французский 52-пушечный 30-фунтовый фрегат Gloire, 1837 год.

Так возникла идея единого вооружения на всех артиллерийских палубах. Теперь, согласно плану, фрегаты должны были нести на опердеке двадцать шесть – двадцать восемь 30-фунтовых длинных пушек, а на верхней палубе – восемнадцать – двадцать две 30-фунтовых карронады. Получился своего рода корабль– «all big gun» первой четверти XIX века.

Плюсы такого решения были очевидны – теперь все пушки имели один и тот же калибр, поэтому ядра и снаряды могли использоваться для любых орудий.

Позже эту систему было предложено распространить и на линейные корабли.

Согласно новой системе, новые трехдечные корабли несли 120 орудий, двухдечники состояли из 82- и 90-пушечников, все корабли несли 30-фунтовые длинные пушки на главной палубе, 30-фунтовые короткие пушки на мидельдеке и 30-фунтовые карронады на надстройках. Сохранялось три класса фрегатов – 30-фунтовый, 24-фунтовый и 18-фунтовый, но постепенно все они должны были перейти на новое вооружение – 30-фунтовые пушки единого образца.

Система Тупинье была принята в качестве стандарта 10 марта 1824 года и просуществовала до конца эпохи парусного флота.

Литература:
1. W. James «Naval history of Great Britain», vol. I–IV – London, 1837.
2. Drolet, Marc «The North American Squadron of the Royal Navy, 1807–1815» – McGill University, 2003.
3. Patrick Villiers «Les corsaires du littoral: Dunkerque, Calais, Boulogne, de Philippe II à Louis XIV (1568–1713)» – PU Septentrion, 2000.
4. Howard L. Chapelle, «History of the American Sailing Navy» – New York, 1949.
5. Robert Gardiner «The Sailing Frigate. A History in ship models» – Seaforth Publishing, 2012.
6. D. K. Brown «Before the Ironclad» – Seaforth Publishing, 2015.
7. Brian Lavery «The Arming and Fitting of English Ships of War, 1600–1815» – Conway, 1998.
28 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +6
    13 ноября 2023 04:23
    Красивые корабли,что и говорить.Романтика!
  2. +3
    13 ноября 2023 07:16
    конечно , автору спасибо за статью . Но читая про Жанна Маргарита который поднимал тогда британский флот , я вспомнил и Фёдора Ивановича с Фаддеем Фаддеевичем которые занимались тем же, только для русского флота и для России:
    Себя считали русскими по праву
    И поднимали Родину с колен
    Творцы российской мореходной славы
    И Беллинсгаузен и Крузенштерн...
    Так что для прочитавших про Жанна Маргарита Тупинье очень важно в будущем дождаться статью и про тех , кто тогда создавал славу флоту российскому . Кстати тогдашние фрегаты русского флота овеянные славой , обнаруживается в названиях кораблей флота советского и кораблей сегодняшнего флота России .Так тогдашний фрегат "Проворный" передал эстафету славы до советского БПК "Проворный" , славу тогдашнего фрегата "Меркурий" не посрамил бриг "Меркурий"и передал её сегодняшнему российскому корвету .А про эстафету славы от тогдашнего русского фрегата "Аврора" до сегодняшнего крейсера "Аврора"и говорить нечего...
    Так ведь имея такие славные традиции славных кораблей и славных мореходов-адмиралов , вправе ведь дождаться и статьей про фрегаты русского флота и об адмиралах , творцах российской мореходной славы...
    1. 0
      13 ноября 2023 07:42
      Цитата: север 2
      статьей про фрегаты русского флота и об адмиралах , творцах российской мореходной славы

      Вряд ли подобное автора интересует. Там, где появляется хоть к какой-либо гонорар, сразу же улетучивается и творчество wink
      1. +5
        14 ноября 2023 15:16
        Сказал Голландец Михель о творцах РУССКОЙ славы )
  3. +7
    13 ноября 2023 07:19
    новую итерацию фрегата создал в 1645 году английский кораблестроитель Питер Петт, который имел и большую скорость, и мощное вооружение – восемнадцать 9-фунтовых пушек,

    Мда! Руская языка у автора явно не был в числе любимых предметов. Как же бедный Питер Петт всю эту тяжесть на себе таскал lol!
  4. +4
    13 ноября 2023 07:46
    Большое спасибо Автору за интересны исторический экскурс.

    Есть одно сомнение - насколько я знаю, британцы весь свой военный флот делили на корабли определенного класса (кажется, от 6 до 1), при этом корабли 1,2 и 3 класса должны были сражаться в линии, то есть это были линейные корабли. Для крейсерства и поддержки использовались более мелкие корабли (все военные корабли меньшего размера, чем корабли 6 класса, назвались "шлюп".), а название "фрегат" по отношению к своим кораблям, насколько я помню, не употреблялось.
    1. 0
      15 ноября 2023 07:54
      5-й ранг 2-го класса - от 40-50 пушек примерно. Ставили их в линию ещё в начале 18 века, никого не волновало. Правда, в английском флоте, скорее всего, такие оказывались уже не во флоте канала. Потом просто перестали строить. Вместо них действительно пошли "жирные" фрегаты. Вообще основная масса "мановаров" в 18 веке - 3-4 ранга, 70+ и 60+ пушек. Трехдечные - "шоб було", и чтобы адмиралам было не тесно.
  5. +8
    13 ноября 2023 08:41
    тогда как британцы со времен Энсона заложили футовую (20-см) обшивку корпуса в районе бархоута.

    Тут опечатка - фут определенно больше 20 см.
    1. +6
      13 ноября 2023 09:38
      Да, один фут - двенадцать английских мерных дюймов - 304,8 мм.
    2. +6
      13 ноября 2023 09:45
      30-см, извините. Конечно же опечатка.
  6. +4
    13 ноября 2023 09:17
    Сами фрегаты начали свой путь с… галер. Фрагатами когда-то называли легкие галеры, предназначенные для набеговых, разведывательных и иных миссий.




    Определение фрегата в французко-латинском словаре Жана Нико 1584 года.

    Перевод выглядит примерно следующим образом.
    разновидность длинного и вооруженного морского судна, меньшего размера, чем бригантина, которое обыкновенно водят за галерами, чтобы использовать в качестве посыльной лодки


    То есть в конце XVI - начале XVII века - это, по сути, небольшое парусно-гребное посыльное судно, имеющее восемь-девять пар весел и одну мачту с латинским парусом. В начале XVIII века в российском флоте аналогичным по назначению и размерам была дуббель-шлюпка.
    Дальше, до второй четверти XVIII века, когда французы спустили на воду Medee, под термином "фрегат" описать какой то конкретный тип корабля практически невозможно.
    1. +4
      13 ноября 2023 11:47
      Дальше, до второй четверти XVIII века, когда французы спустили на воду Medee, под термином "фрегат" описать какой то конкретный тип корабля практически невозможно.

      Да и позже, различные гемамы, акаты, фрегаты-шебки, гребные фрегаты вносили сумятицу в стройные порядки умов адмиралов! Возможно по этой причине в английском флоте (в эпохй войн с Наполеоном) всякий корабль 6 ранга называли «шлюпом».
      Если честно, очень жалко, что Автор статьи обошел своим вниманием Флот Русский! Печалька однако….
      1. +6
        13 ноября 2023 15:05
        Да и позже, различные гемамы, акаты, фрегаты-шебки, гребные фрегаты вносили сумятицу в стройные порядки умов адмиралов

        Если честно, очень жалко, что Автор статьи обошел своим вниманием Флот Русский! Печалька однако….

        Автор много чего обошел вниманием. Во первых, статья все же о фрегатах. То есть описание различных вариаций национального и регионального характера, типа гемама или frégaton, в одну статью явно не помещаются.
        Во вторых, автор движется строго в русле англоязычных первоисточников. Спору нет. Англоязычная литература в плане истории кораблестроения вызывает уважение. Однако в некоторых случаях использование только англоязычных источников "не есть хорошо". Если бы автор воспользовался франкоязычными и испаноязычными источниками, статья выглядела бы совсем по другому. Однозначно лучше.
        1. +1
          13 ноября 2023 20:55
          Если бы автор воспользовался франкоязычными и испаноязычными источниками, статья выглядела бы совсем по другому. Однозначно лучше.

          Меня до глубины души убило, когда Автор описывая шведский гребной использовал только англоязычные источники, хотя наши отечественные и немецкие работы куда информативнее. К слову те де гемамы мы строили сами.
  7. BAI
    -3
    13 ноября 2023 13:05
    , но и над испанцами, датчанами, голландцами, русскими,

    Где и когда англичане одержали победы гад российским флотом?
    1. +3
      13 ноября 2023 16:10
      Бой Всеволода. 1808 год.
  8. BAI
    -1
    13 ноября 2023 13:05
    , но и над испанцами, датчанами, голландцами, русскими,

    Где и когда англичане одержали победы гад российским флотом?
    В эпоху Наполеона
    1. +2
      14 ноября 2023 08:38
      Наиболее известный эпизод - потеря линейного корабля на Балтике. Командующего эскадрой чуть было не казнили. Особого желания связываться с британцами у нас не было.
  9. -1
    13 ноября 2023 14:14
    Цитата: BAI
    , но и над испанцами, датчанами, голландцами, русскими,

    Где и когда англичане одержали победы гад российским флотом?

    После Тильзита до вторжения Наполеона в РИ, года 3 шла активная война на море между Россией и Британией. С сухим счётом емнип.
    1. 0
      13 ноября 2023 21:05
      Лббопвтно, что ав понимаете под сухим счетом. В моем понимании, это когда британцы сожгли пол Копенгагена. В Балтийском море англичане не рискнули подойти на дальность прямого выстрела к не одной морской крепости..
  10. +4
    13 ноября 2023 15:08
    Цитата: BAI
    Где и когда англичане одержали победы гад российским флотом?


    Российская эскадра адмирала Сенявина без боя была захвачена "на аккорд" британцами в Лиссабоне, перешла в Британию и до конца войны находилась там.
    1. +2
      13 ноября 2023 21:40
      Цитата: С.З.
      Цитата: BAI
      Где и когда англичане одержали победы гад российским флотом?


      Российская эскадра адмирала Сенявина без боя была захвачена "на аккорд" британцами в Лиссабоне, перешла в Британию и до конца войны находилась там.

      Какой аккорд и захват!!!? Боя не было в принципе - Сенявин банально слил свою эскадру, что иначе как самодурством назвать сложно.
  11. +3
    14 ноября 2023 00:16
    Красота и романтика паруса! В неё невозможно не влюбиться! Выкладываю несколько картин моего близкого друга, известного севастопольского мариниста Геннадия Николаевича Костромы. Подполковника морской пехоты в отставке.




    [center]
  12. +1
    14 ноября 2023 07:55
    Цитата: Коте пане Коханка
    Какой аккорд и захват!!!? Боя не было в принципе - Сенявин банально слил свою эскадру, что иначе как самодурством назвать сложно.


    Кто сказал "бой"? Я сказал - "аккорд", то есть было достигнуто соглашение, в результате которого эскадра была "с почетом" доставлена в Британию, где и стояла до конца войны. То есть, британцам удалось достигнуть своих целей - нейтрализовать эскадру - даже без боя. Россия сохранила эскадру для следующей войны.

    Как это назвать - историки спорят до сих пор, была ли возможность эффективно сопротивляться или ее не было.

    Вообще же российский флот главными силами одерживал победы, в основном, над турками. По количеству вымпелов мы пытались достать Британию в начале 20 века, однако Цусима поставила точку в этой гонке.
  13. -1
    14 ноября 2023 08:14
    Насколько я понимаю, 18 или даже 24-х фн. пушки (укороченные) появились ещё на петровском Олифанте. Правда, именно поэтому у некоторых он до сих пор числится "прамом". К концу 18 - началу 19 века вместо 8-9 ти фунтовок вы нашли бы, скорее, карронады, и как бы не 24 фн. Потом уже пошли бомбовые пушки, которые быстро даже 30-36 фн. пушки сделали "вторым" калибром.
    Вообще свято место пусто не бывает. Параллельно с упомянутыми "фрагатами-фрегатами" существовали "пинасы", которые тоже эволюционировали из гребного судна, а до них и даже ещё вместе с ними были малые галеоны.
    Те же паташи - это очень, очень растяжимое понятие. Например, пара "паташей" "Насчастливейшей Армады" выглядела так, как на приложенном рисунке.
    1. +4
      14 ноября 2023 09:23
      Да не стояли там они. Олифант был вооружен обычными 8-фунтовыми пушками
      1. 0
        14 ноября 2023 15:53
        Проектировали его под 18-ти фунтовые. Потребность в этом возникла потому, что "мановары" в то время Петр строить пока не хотел (и понятно, почему). "На службе" его вооружение обычно описывают как смешанное из 18-ти и 12-ти фунтовок на главном деке.
  14. 0
    15 ноября 2023 11:33
    Класс! А ведь паровые броненосные корабли также в последующем переживали подобные эволюции, что в защите, что в вооружении.
    Спасибо!